Что привлекает в работе преподавателя
Десять плюсов работы учителем
Издавна профессия учителя — одна из наиболее уважаемых и ценных в любом обществе. Конечно, есть в ней и недостатки, однако неоспоримые преимущества приносят удовольствие, моральное удовлетворение и радость. Учитель — это не только профессия, это призвание, и увлеченные своим делом педагоги навсегда остаются в памяти благодарных учеников.
Что же привлекает в этой работе как молодых учителей, так и заслуженных профессионалов с большим опытом?
Организация труда
Работа учителя четко структурирована и подчинена строгой организации.
1. Официальное трудоустройство и полностью «белая» зарплата. Труд в бюджетной организации подразумевает официальный доход, оплачиваемые отпуска и больничные, стаж, за который полагаются надбавки.
2. Многие учителя-предметники имеют свои кабинеты, где они могут организовывать рабочее пространство по своему вкусу.
3. Немаловажно, что у учителя есть стабильный отпуск, приходящийся на летнее время. Нет вероятности уйти на отдых в дождливые и холодные месяцы.
Творчество
Профессия учителя невозможна без творческой составляющей.
4. Возможность самовыражения, свобода действий. Преподаватель сам выбирает методику, может внедрять любые способы обучения. От него требуется придерживаться образовательной программы, но на уроке учитель волен проявлять фантазию.
5. Отсутствие рутины. Многие офисные работники эмоционально выгорают от ежедневно повторяющихся одинаковых действий. Учителю это не грозит. Каждый день особенный, наполненный уникальными событиями и не похож на другие.
6. Постоянное познание и возможность профессионального роста. Преподаватель находится в непрерывном поиске. Появляются новые методики, научные открытия, растет техническая база.
7. Живое общение. Работа учителя немыслима без него. С одной стороны — коллеги-единомышленники, у которых можно перенимать опыт, с другой стороны — дети, не дающие заскучать. Они подчас тоже могут многому научить взрослого человека.
Признание
Любимая работа должна приносить моральное удовлетворение, осознание ее значимости. И это как нельзя более подходит для преподавателя.
8. Благодарность учеников, эмоциональная отдача. Дети всегда замечают увлеченность педагога. Любимые учителя запоминаются на всю жизнь.
9. Уважаемый и значимый труд. Несмотря на падение престижа профессии, работа учителя всегда будет пользоваться уважением. Большинство людей осознает тот удивительный вклад, который вносят преподаватели.
10. Учитель всегда молод, ведь его окружают дети и подростки. Педагог в курсе увлечений современной молодежи, не стареет душой. Это помогает сохранять энергию и радость жизни.
Работа преподавателя способна приносить истинное удовольствие, если подходить к ней самоотверженно, творчески и с душой.
Чем привлекает профессия педагога?
В этом учебном году на работу в сферу образования Череповца пришли более 90 молодых педагогов. 58 трудоустроились в школы, 30 — в детсады, три преподавателя пришли в учреждения допобразования. Чем же привлекает молодых профессия педагога?
Почти все молодые учителя, пришедшие работать в школы города в этом году, это выпускники череповецкого госуниверситета. Для сравнения, по информации городского управления образования, 1 сентября 2019 года в школы и детские сады пришли 76 молодых специалистов, в 2020 — 74. Неужели профессия учителя привлекает все больше молодежи и становится престижной? Что же привлекает девушек (а именно они в основном и идут учиться на профессии педагогического профиля): меры соцподдержки, стремление реализовать свой талант или получить общественное признание?
Жанна Барцева главной причиной выбора педагогической профессии назвала любовь к детям
«Речь» задала эти вопросы выпускницам ЧГУ, пришедшим работать в школу в этом сентябре.
1. Любовь к детям
С Жанной Барцевой наши читатели уже знакомы. 1 сентября, выпускница ЧГУ, учитель начальных классов, она пришла работать в 1 «З» класс в начальную общеобразовательную школу № 39. Жанна Руслановна рассказала нам, что выбрала профессию учителя, потому что мечтала об этом с детства и потому что любит детей. Хотя престиж профессии учителя, как считает молодой педагог, все-таки в нашем обществе сейчас не очень высокий: во многих школах города большая нехватка учителей, а это подтверждает отсутствие интереса молодежи к профессии.
«Знаю не понаслышке, что учитель — очень трудная и ответственная профессия. Чтобы выбрать ее, нужно любить детей, и это главное! Еще иметь желание развиваться в педагогической деятельности, получать от этого положительные эмоции, а для этого нужно хорошо потрудиться. Поэтому нынешняя молодежь не заинтересована в данной профессии. В наше время молодежь все чаще стремится к „легкой“ работе, именно работе, а не профессии, так как многие направления профессией и не назовешь. Большинство мечтает пойти туда, где не нужно прикладывать много усилий, но при этом можно получать достойную заработную плату, — считает Жанна Барцева. — Для меня есть еще несколько причин, почему все-таки стоит попробовать себя в роли учителя. Это постоянное движение, активная работа, саморазвитие, постоянное общение с детьми и с опытными педагогами, имеющими стаж. Это выход из зоны комфорта, потому что на уроке могут случаться разные ситуации, и, конечно же, наработка жизненного опыта. Каждый день ты не только учишь, но и учишься чему-то сам. Также большим плюсом отмечу поддержку государства на первых порах в виде различных доплат, которые позволяют встать на ноги молодым специалистам после окончания учебного заведения».
2. Желание развиваться
Дарья Чегодаева считает главным плюсом профессии учителя возможность постоянно развиваться
Дарья Чегодаева, тоже выпускница ЧГУ, пришла на работу в школу № 5 имени Е. А. Поромонова. Она учитель начальных классов и классный руководитель 1 «В». Дарья Михайловна говорит, что выбор на пятую школу пал не случайно: об администрации школы и опытном коллективе учителей много хороших отзывов, и немаловажно, что школа располагается близко к месту проживания. После первого месяца работы в школе молодой педагог поняла, что сделала правильный выбор.
«У меня только положительные эмоции: дети в моем классе старательные и трудолюбивые, коллеги — мастера в своем деле, администрация отзывчивая», — говорит Дарья Чегодаева.
Главной причиной, почему девушка выбрала профессию учителя, она называет возможность постоянно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане.
«Одной из важных причин выбора профессии учителя является наличие профессионального роста и личностного развития. Работа с детьми приносит удовольствие, так как мне нравится их учить чему-то новому, организовывать их деятельность. Каждый день, проведенный в школе, для меня особое событие, потому что дети усваивают новый материал, с каждым днем становясь чуточку умнее, — считает Дарья Михайловна. — Работа в школе и мне самой дает возможность узнавать что-то новое, осваивать навыки и знания, необходимые для проведения эффективной учебной деятельности и для того, чтобы самой развиваться и двигаться вперед. Очень помогает в этом и общение с опытными коллегами, с которыми можно поговорить на любую тему».
3. Педагогика — это призвание!
Елизавета Мудрова считает, что идти работать педагогом в школу нужно только по призванию
Елизавета Мудрова после ЧГУ пришла работать в Центр образования № 29. Она преподает русский язык и литературу в трех пятых классах и восьмом коррекционном. Как говорит Елизавета Романовна, нагрузка у нее большая для молодого специалиста — 35 часов уроков, классное руководство и большой объем тетрадей для проверки. Выбрала для работы 29 школу, потому что там ей понравилась доброжелательная атмосфера в коллективе, условия работы, нагрузка. Ну, а то, что тяжело, — так к этому молодой педагог была готова, потому что профессия учителя предполагает занятость и самоотдачу 24 часа в сутки каждый день.
«У меня был выбор — идти учиться на врача или на учителя. И я выбрала второе. Понимала уже тогда, что это мое и у меня все получится. На практике во время учебы я убедилась, что детям со мной комфортно, а мне комфортно с ними. Да, может быть, работать учителем для молодежи это сейчас не модно и не престижно. Когда меня знакомые спрашивают, где работаю, и узнают, что учителем, все удивляются. Но многие потом восхищаются и говорят, что это благородно, — рассказала „Речи“ Елизавета Романовна. — Мне приятно осознавать, что я могу что-то ценное вложить в детей. Я, конечно, еще только начала работать, но греет душу то, что я получу результат своей работы не только на бумаге, а увижу, как дети взрослеют, умнеют, получают образование. На мне большая ответственность, потому что у меня один из основных предметов и от меня зависит, будут ли дети грамотными и начитанными. Я понимаю, что это не та работа, на которую идут за большими материальными благами. Чтобы быть учителем, нужно очень хотеть быть педагогом, это должно быть призванием».
Профессия учителя: призвание или осознанный выбор? (4 фото)
К профессии педагога уважительно относились во все времена, несмотря на то, что она была и остается одной из самых тяжелых и ответственных. Что если порассуждать на тему: «Почему я выбрала профессию учителя» с позиции взрослого человек, чтобы дать возможность представить ее себе и понять, получилось бы стать преподавателем.
Годы школьные, годы прекрасные
При выборе профессии, особенно этой, не могло не сказаться влияние обучения в школе. Вспоминая о мудрых наставниках, явно или опосредованно повлиявших на выбор профессии, каждый из нас вспомнит одного или нескольких школьных учителей – специалистов, вызывавших стремление стать на них похожими и добрую белую зависть. Поэтому одним из первых факторов, влияющих на выбор этой одной из самых гуманных профессий – полезный опыт и влияние профессиональных педагогов.
Путь вперед
Работа с детьми в определенной степени заставляет оставаться молодой. Не только в плане физическом, но и с позиции меняющихся в соответствии с временем интересов детей и подростков. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Помимо этого в себе постоянно приходится культивировать такие качества как усердие, целеустремленность, смелость, упорство. Эта работа – постоянный поиск. Ведь находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно.
Память о себе
Вольно или невольно, но большинство людей стремится оставить о себе добрую память: делами, поступками, творческими объектами. А чаще всего детьми. У педагога же есть удивительная возможность остаться не в одном-двух-трех собственных детях, а сохранить свои знания, опыт и моральные качества в десятках и сотнях детей. Которые, став взрослыми, будут делиться ими уже с собственными сыновьями и дочерьми. Это ли не прекрасно и удивительно? Об этом очень точно и емко сказал писатель и публицист Иван Александрович Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас».
Любимые учителя были у каждого. И отчасти они влияли на восприятие мира и окружающей действительности, помогая сделать выбор в пользу той или иной профессии. И это логично, поскольку соприкасаясь со столь тонкой и сложной материей как человек, тем более маленький или юный, невольно приходится играть роль духовного наставника. Где брать для этого силы и вдохновение? В десятках детских глаз, с увлечением и интересом ежедневно смотрящих на тебя.
День учителя
Каждый рабочий день учителя не похож на предыдущий. Он наполнен разными событиями, встречами, беседами, педагогическими советами и общением с родителями. И, конечно, уроками, каждый из которых помогает в раскрытии потенциала класса и каждого отдельно взятого ребенка.
По мере работы в школе у каждого педагога складывается свой фирменный стиль, своя философия, которыми он старается делиться с учениками. И для состоявшегося учителя ее обязательными элементами должны быть раскрытие у учеников их талантов, желания развиваться и совершенствоваться через учебный процесс и получение новых знаний. При этом категорически нельзя подавлять в детях творческое начало и инициативу, поскольку не исключено, что в будущем эти качества помогут состояться талантливому человеку.
Но работа учителя – это не только радость и позитив. Нужно уметь проявлять и делать это правильно строгость, требовательность, умение критиковать и принимать критику. А еще помимо использования академической системы обучения подавать материал ученикам так, чтобы он воспринимался в полном объеме и с интересом.
Способность научить
Значимой составляющей педагогической деятельности является дифференцированный подход к каждому учащемуся. Учебный процесс должен строиться с позиции индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его знаний, умений, возможностей и способностей, позволяющих ему усваивать материал в комфортном для него темпе. Чтобы сделать работу более продуктивной, творческий человек использует все возможные средства. Тем более что сейчас, в техническую эпоху, их огромное количество. Это разные способы работы и взаимодействия, дидактические и вспомогательные материалы. И, что важно, принцип взаимопомощи и взаимной поддержки, при следовании которому более сильный ученик помогает более слабому.
Особая работа
Учитель – это не просто профессия. Для ребенка – это своего рода ориентир, помогающий в раскрытии всех граней этого удивительного, разного и не всегда дружелюбного мира. Он помогает школьникам раскрывать свой потенциал, жить в гармонии с миром, разумно и с достоинством выходить из различных сложных ситуаций. И педагог не только учит, но и сам каждодневно учится, получая отклик в виде горящих восторгом детских глаз. И лучшей наградой для него является этот отклик и желание детей с удовольствием идти на его уроки. Это ли не важная составляющая счастья – ждать завтра, чтобы с удовольствием пойти на работу?
А задумывались ли вы когда-нибудь о выборе такой профессии как учитель?
Нравится ли учителям их работа: результаты опроса
Больше всего довольны работой частные преподаватели
Каждый третий преподаватель, работающий в вузе, техникуме, колледже или как частное лицо, имеет опыт работы в школе. При этом 42% школьных учителей считают, что количество молодых преподавателей в школах за последние годы уменьшилось.
Был ли у вас опыт работы школьным учителем?
Вопрос задавался только преподавателям техникумов/колледжей, вузов и работающим как частное лицо.
В целом более половины преподавателей, принявших участие в опросе, удовлетворены своей работой (53%), однако среди школьных учителей эта доля значительно ниже и составляет лишь 39%, зато неудовлетворенных работой среди них — 53%. Довольных работой среди преподавателей вузов — 48%, среди частных преподавателей — 61%.
Насколько вы удовлетворены своей работой?
Зарплатой на основном рабочем месте чаще всего тоже удовлетворены частные преподаватели (34%), а вот неудовлетворенных зарплатой больше всего среди преподавателей вузов (81%).
Насколько вы удовлетворены зарплатой на основной работе?
Постоянные переработки — норма для 36% школьных учителей и для каждого третьего преподавателя вуза. Часто и очень часто сверхурочно работают 31% школьных учителей, а также 32% частных преподавателей и 22% преподавателей вузов.
Насколько часто вам приходится работать сверхурочно, перерабатывать?
Плюсы и минусы профессии
Основными плюсами работы преподавателем респонденты назвали:
Уровень зарплаты является плюсом лишь для 5% респондентов, а престиж профессии в обществе — для 8%.
Как вы считаете, какие основные плюсы у работы преподавателем?
Для школьных учителей главными плюсами являются летний отпуск (65%), официальное трудоустройство (52%), а также польза и значимость профессии (41%). Для преподавателей вузов главными плюсами являются также летний отпуск (42%), свобода действий и возможность творчества (38%), а также удобный график работы (38%). Для частных преподавателей главные плюсы работы — это возможность помогать людям становиться умнее (46%), дополнительный заработок (43%), а также польза и значимость профессии (41%).
Распределение ответов по группам
Основными минусами работы преподавателем назвали:
По 28% частных педагогов и преподавателей вузов отмечают низкую вовлеченность студентов в учебу.
Как вы считаете, какие основные минусы у работы преподавателем?
Подработки и мысли о смене профессии
Примерно половина преподавателей, за исключением частников, имеют подработку, которая также примерно в половине случаев тоже связана с преподаванием (репетиторство и так далее). Но среди школьных учителей тех, кто подрабатывает, значительно меньше, чем среди преподавателей вузов (39% против 68%). При этом подработка школьных учителей чаще связана с репетиторством (74%), чем подработка преподавателей вузов (34%).
Есть ли у вас подработка вне основного места работы?
Эта подработка связана со сферой образования или нет?
Полностью сменить профессию хотели бы 49% преподавателей, причем среди школьных учителей эта доля составляет 64%.
Хотели бы вы полностью сменить профессию?
Портрет типичного учителя
Мы также изучили резюме учителей и преподавателей, размещенные на hh.ru. Типичный учитель — это женщина (мужчин — 22%, женщин — 78%) в возрасте 36–45 лет (самая высокая доля соискателей этой профессии, а именно — 31%) с высшим образованием (81%).
По ожидаемой зарплате среди учителей в два раза выше, чем в среднем по рынку, доля тех, кто рассчитывает на зарплату до 20 000 рублей (6% против 13%). И почти в четыре раза, чем в среднем по рынку, ниже доля тех, кто рассчитывает на высокую зарплату от 100 000 рублей (3% против 11%).
Учитель как профессия мечты
Профессия учителя, преподавателя является второй по распространенности среди профессий мечты детства у респондентов старше 25 лет: 6,7% прошедших опрос на hh.ru указали, что мечтали стать учителями или преподавателями. Обошла ее только профессия врача, которую выбрали 7,2% респондентов.
Но из тех, кто мечтал стать учителем, лишь 11% добились осуществления этой мечты. У 31% мечта осуществилась лишь частично, а 58% работают по другой специальности.
Те, кто мечтал стать учителем, но не стал, чаще всего объясняют это сменой взглядов (41%), низкой зарплатой (33%) и низким престижем профессии (16%).
Но большинство респондентов, мечтавших стать учителями или преподавателями, хотели бы сменить свою профессию при появившейся возможности (55%). Из них 19% хотели бы вернуться к профессии мечты и начать преподавать.
Интервью
Интервью учителя истории и обществознания
Здравствуйте. Можно взять у Вас небольшое интервью?
— Здравствуйте. Да, рада буду ответить на Ваши вопросы.
Расскажите о себе: кем работаете и как долго работаете по этой профессии?
Почему Вы выбрали эту профессию?
— По двум причинам: любовь к предмету и любовь к детям. Всегда нравилось разбираться в исторических фактах, анализировать события. Не меньше привлекала работа с детьми. В работе учителя прекрасно сочетаю два любимых дела.
Чем Вас привлекает эта профессия?
— В руках педагога – огромная сила. От нас зависит будущее каждого ребенка, а в целом, получается, и будущее страны! А ещё работа учителя – очень творческая, здесь множество возможностей реализовать свои идеи.
Что является самым сложным в Вашей работе?
— Все дети разные, нужно найти подход к каждому ребенку. Кто – то открыт к общению и с удовольствием идет на контакт, а кто – то, словно колючий ежик, закрывается и выпускает «колючки». С ежиками трудно, но интересно.
Довольны ли Вы своим выбором?
— Безусловно! В профессию я пришла не сразу, но ни разу не пожалела. Мне есть с чем сравнить – работа в коммерческой организации. Моя профессия дает мне возможность развиваться, общаться, приносить пользу людям.
Кому бы Вы порекомендовали свою профессию?
— Людям умным, энергичным, а главное – неравнодушным к детям и предмету, который они будут преподавать. Еще очень важно желание развиваться. Человек должен быть нацелен на саморазвитие и самосовершенствование.
О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?
— К нашей работе нельзя относиться халатно. Нельзя прийти и тихо отсидеть свои положенные часы, как делают работники некоторых офисов. В руках учителя – дети, их настоящее и будущее. Нужно об этом помнить каждый урок.
Сложно ли было освоить эту профессию? Какое образование нужно получить для этого?
— Освоить профессию учителя достаточно сложно. Необходимо получить педагогическое образование (высшее или среднее специальное). Учеба в вузе идет по двум направлениям: предметное и психолого – педагогическое.
Нужны ли какие – то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?
— Не считая любви к детям? Огромное терпение и трудолюбие. Зачастую наш рабочий день может длиться до двенадцати часов в день с учетом всех проверок и подготовок. А терпение нужно как раз, чтобы помочь раскрыться « ёжикам».
Сбылась ли Ваша детская мечта о будущей профессии?
Позволяет ли Ваша профессия творческие возможности, проявить себя?
— Хороший учитель реализовывает свои и не только свои творческие способности каждый урок.
Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
— В последние годы власть повернулась лицом к учителям, повысила зарплаты. Но наша работа должна цениться выше. Чтобы получить достойную зарплату, необходимо иметь большую нагрузку. Для женщины доход вполне приемлемый.
Хотели бы Вы, чтобы ваши дети получили ту же профессию?
— Я сама – дочь учителя. С детства видела, сколько сил мама отдает работе, но меня никогда это не пугало, наоборот, формировало представление о том, как надо работать. Буду только рада, если дети выберут профессию учителя.
Сейчас много говорят о необходимости работать по диплому. Нужны ли специальные знания для работы по Вашей профессии?
— Конечно. Нужно не только блестящее знание предмета, но и знание методик его преподавания. Также важно знать особенности развития ребенка, разные подходы к воспитанию. Для этого нужно изучать педагогику и психологию.
Как в обществе относятся к Вашей профессии, насколько она важна?
— Вспомним строки из стихотворения В. Тушновой: « Если б не было учителя, то и не было б, наверное, ни поэта, ни мыслителя…». Я считаю, что общество поворачивается лицом к учителю, все осознают значимость нашей работы.
Насколько важно постоянное развитие в Вашей профессии?
— Очень важно. Меняется мир, меняются дети. К каждому поколению нужно уметь найти подход. Один и тот же материал нельзя давать каждый год одинаково. Нужно искать, изучать, применять новые приемы, новые формы работы.
Как может развиваться Ваша профессия, каковы ее перспективы в будущем?
— Будут придумываться новые формы, новые методики работы с детьми в условиях информационного общества. И что бы не говорили, учителя никогда не заменит машина. Чтобы воспитывать Человека, нужен Человек!
Спасибо Вам за столь интересную беседу! До свидания.
— И вам спасибо. До свидания.
Ученица 10 б класса Охлинской СОШ Амирова Патина Османовна