Что произошло в 1019 1054 году на руси

Правление Ярослава Мудрого (1019—1054)

1019—1054 — правление великого киевского князя Ярослава Мудрого. В отечественной исторической науке и во всей учебной литературе этими хронологическими рамками датировали годы правления Ярослава Мудрого. В последнее время годы правления этого князя принято разделять на три периода: 1019—1024 гг. — первое единовластное правление Ярослава в Киеве; 1024—1036 гг. — период совместного правления Ярослава и Мстислава в Киеве и 1036—1054 гг. — второе единовластное правление Ярослава в Киеве.

Одной из самых спорных проблем, связанных с именем этого знаменитого русского князя, является дата его рождения. Согласно самой ПВЛ, он родился примерно в 978 г., но ряд современных авторов (А. Кузьмин, О. Рапов, А. Карпов), ссылаясь на анализ исторических фактов и антропологическое исследование костных останков Ярослава Мудрого, проведенных палеопатологами Д.Г. Рохлиным и В.В. Гинзбургом, ставят под сомнение указанную дату и считают, что Ярослав родился примерно в 984—989 гг. Большинство современных историков связывают появление более ранней летописной даты его рождения с необходимостью представить именно этого князя старшим сыном Владимира Святого, родившегося раньше Святополка Окаянного, неправдой захватившего отцовский престол в Киеве.

1021 — княжеская усобица Ярослава Мудрого с полоцким князем Брячиславом Изяславичем. Историки по-разному объясняли причины этой междоусобной войны, в том числе желанием полоцкого князя сесть на престижный новгородский стол. Но все же большинство авторов (А. Насонов, А. Кузьмин, А. Карпов) полагали, что воспользовавшись очередным конфликтом между Ярославом и новгородским посадником Константином, полоцкий князь решил расширить границы своих владений и закрепиться на одном из главных участков важнейшего торгового пути «из варяг в греки», который проходил через Усвят и Витебск. Этот поход окончился победой Ярослава, но умудренный киевский князь, не желая дальше враждовать со своим племянником, заключил с ним мирный договор и передал под его управление эти пограничные с полоцкими землями города.

1024 — восстание в Суздальской земле. В советской исторической науке (Б. Греков, М. Тихомиров, Я. Щапов) это мощное социальное движение во главе с местными волхвами, которое очень жестоко было подавлено самим князем Ярославом, по устоявшейся традиции всегда называли антифеодальным, как, впрочем, и все остальные социальные движения той далекой поры. Современные историки (А. Кузьмин, П. Толочко, И. Фроянов) совершенно правы в том, что в раннем средневековье социальная борьба, как правило, шла вокруг двух основных вопросов: 1) либо социальные низы отстаивали свое право на «старину», 2) либо стремились к установлению более оптимальных отношений между «землей» и «властью», т. е. традиционными принципами самоуправления и государственным принуждением.

1024—1026 — междоусобица Ярослава и Мстислава. Судя по летописной статье, инициатором очередной княжеской усобицы стал младший брат Ярослава Мудрого тмутараканский князь Мстислав Храбрый, который потребовал от своего сводного брата справедливого раздела тех выморочных уделов, которые были не поделены после гибели Бориса, Глеба, Святослава и Святополка Окаянного. Их переговоры, проходившие летом 1023 г., завершились безрезультатно, и Мстислав пошел походом на Русь. К моменту его прихода в Киев великий князь Ярослав находился в Новгороде, и Мстислав рассчитывал на легкую победу. Но как повествует летопись, «не прияша его кыяне, он же седе на столе в Чернигове», что, вероятно, лишний раз подтверждает обоснованное мнение тех историков (А. Кузьмин, И. Фроянов, А. Дворниченко), которые говорят о существенной политической роли городских и волостных вече в истории Древней Руси.

Приход Мстислава в Чернигов был одобрительно встречен тамошними горожанами, поскольку, по мнению историков (А. Гадло, П. Толочко, А. Карпов), этот политический акт означал, что: 1) Чернигов впервые освобождался от прямой опеки со стороны Киева и 2) в Чернигове впервые учреждался отдельный княжеский стол, что несоизмеримо повышало политический статус этого города и всей Северской земли. Естественно, такое положение вещей сильно напрягло Ярослава, и он решил действовать. Собрав в очередной раз объединенное новгородско-норманнское войско, он вышел знакомым маршрутом к Киеву, но дойдя до Любеча, он неожиданно повернул на Чернигов, рассчитывая разбить Мстислава в его же «логове». Узнав о намерениях Ярослава, черниговский князь решил упредить соперника и вышел навстречу новгородцам. Летом 1024 г. в грозовую и дождливую ночь две рати сошлись у города Листвена, где «бысть сеча сильна и страшна», в которой незаурядный полководец Мстислав наголову разбил Ярослава, и тот вновь бежал в Новгород. Находясь здесь, новгородский князь вскоре получил от черниговского князя необычное послание, в котором победитель предлагал побежденному миром поделить Русь на равные части по Днепру: «седи ты на столе своемъ Киеве, понеже ты еси стареи брате, а мне буди сторона». После долгих раздумий, видимо, так и не сумев собрать новой новгородской рати для похода на Мстислава, весной 1026 г. Ярослав пошел в Киев и у Городца подписал с черниговским князем мирный договор, по которому сводные братья разделили Русь по Днепру и стали «житии мирно и в братолюбьи, и бысть тишина велика в земли». Оба князя остались сидеть на своих столах в Новгороде и Чернигове, а стольным Киевом от имени великого князя стали управлять его наместники.

Ряд современных авторов (А. Карпов) придает Городецкому мирному договору эпохальное значение, поскольку, по их мнению, он:

• во многом предопределил будущее падение Киева как единого центра Древней Руси, т.к. весь период «двоевластия» Ярослав в основном сидел в Новгороде, а Мстислав — в Чернигове;
• впервые в политической практике закрепил принцип «старшинства» в династии Рюриковичей;
• во многом предопределил будущее деление единого русского мира на две составные части — Великороссию (Новгород, Суздаль, Ростов, Муром, Рязань, Смоленск), больше тяготевшую к Чернигову, и Малороссию (Галич, Волынь, Туров, Пинск), больше тяготевшую к Киеву.

Другие авторы (П. Толочко) утверждают, что этот договор стал «первым признаком зарождения коллективной формы правления на Руси, в данном случае «дуумвирата».

Наконец, третья группа авторов (А. Щавелев) высказала мнение, что переговоры в Городце положили начало традиции княжеских съездов, которые стали эффективным средством разрешения крупных княжеских конфликтов вплоть до монгольского нашествия.

1026—1036 — совместное правление великих князей Ярослава и Мстислава. Судя по источникам, новая система «двоевластия» никак не сказалась на внутренней политике Древней Руси, а коснулось, в основном, сферы внешней политики. За Ярославом остались северное и западное направления, а за Мстиславом — южное и восточное. Если на европейском направлении Ярославу пришлось активно участвовать в династических конфликтах в Швеции и Польше (1030) и вести новую войну с чудью, на границах с которой он основал город Юрьев (1030), названный в честь его тезоименного святого, имя которого он получил при крещении, то Мстиславу удалось полностью нейтрализовать Печенежскую степь и поддерживать мирные отношения с ней до самой своей кончины. Братья не гнушались действовать и сообща, например, во время очередной пограничной русско-польской войны, в ходе которой в 1031 г. они вновь отвоевали у ляхов «Червенские грады», захваченные ими во время второй княжеской усобицы.

Сразу после этих событий Ярослав окончательно покинул Новгород и до самой своей смерти остался жить в Киеве, став, как и его покойный отец, единовластным правителем всей Руси. Чтобы полностью обезопасить свое единовластие, великий князь посадил в «поруб» единственного из оставшихся братьев — псковского князя Судислава, который выйдет на свободу лишь спустя несколько лет после смерти самого Ярослава Мудрого. Только в 1059 г. его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод, взяв с родного дядьки клятву на кресте, выпустили его из темницы, после чего Судислав, приняв монашеский постриг, стал чернецом Киевского Георгиевского монастыря, где и скончался в 1063 г.

О том, что Ярослав Мудрый был не просто великим князем Киевским, а являлся настоящим самовластным правителем Древней Руси, по мнению ряда историков (Б. Рыбаков, М. Свердлов), красноречиво говорил тот факт, что еще при жизни он носил официальные титулы «кагана» и «царя», которые ставили его вровень с византийскими басилевсами и неизмеримо возвышали над всеми королевскими домами Европы.

1037 — учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата и прибытие из Византии первого киевского митрополита грека Феопемта. Именно этот церковно-политический акт, предпринятый князем Ярославом, знаменовал собой восстановление прежних союзных отношений с Византией, положивших начало проникновению на Русь византийской ортодоксии, ставшей своеобразной антитезой прежней еретической доктрине, которая укоренилась и в самой великокняжеской семье, и в церковном клире. Тогда же в Киеве будет возведен помпезный храм Святой Софии (Софийский собор), где учредят митрополичью кафедру, а прежняя Десятинная церковь будет повторно освящена и потеряет прежний статус главного кафедрального храма столицы Древней Руси.

1038—1043 — Великий Западный поход Ярослава. Судя по ряду летописных статей, в эти годы великий князь Ярослав, умело использовав фактический распад Польского королевства, продолжил прежний внешнеполитический курс и совершил ряд крупных военных походов против мазовшан, ятвягов и литвы, в результате которых взял под полный контроль все междуречье Немана и Западной Двины, игравших исключительную роль в торговых связях Южной Прибалтики с Западной и Северной Европой.

1043 — последний поход русских дружин на Византию. Как справедливо отметили многие историки (В. Брюсова, Г. Литаврин, А. Карпов), этот самый крупный поход князя Ярослава одновременно является и самым загадочным военным предприятием великого князя, который возглавил его старший сын, новгородский князь Владимир. Все историки до сих пор теряются в догадках относительно причин и целей этого похода, поскольку летописная версия, связавшая эти события с убийством русских купцов в Константинополе, не кажется очень убедительной. Вероятнее всего, первоначально этот поход начинался как союзный поход русско-норманнской дружины против византийского мятежника Георгия Маниака, предпринятый по просьбе самого византийского императора Константина Мономаха (1042—1055). Но к моменту прихода русско-норманнской дружины в Византию мятежный полководец уже погиб и надобность в ее присутствии отпала. Видимо, часть княжеской дружины во главе с Владимиром решила использовать свое присутствие в Византии для решения каких-то политических задач, но во время ее продвижения к Константинополю их боевые ладьи частично были сожжены греками, а частично затонули во время сильного шторма на Черном море. Вероятно, с этим военным конфликтом был связан и отъезд из Киева греческого митрополита Феопемта, что могло означать новый разрыв канонических связей Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом.

Князь Ярослав, обладая незаурядным дипломатическим даром, обратил это поражение в очередной русско-византийский мирный договор, который в 1046 г. был скреплен династическим браком дочери византийского императора Марии на сыне великого князя Всеволоде. Этот брак стал продолжением знаменитых брачных союзов, заключенных Ярославом Мудрым с правящими домами многих европейских держав. Сначала он женил сына Изяслава на сестре польского короля Казимира I Восстановителя Гертруде (1043), затем был заключен брак его средней дочери Елизаветы с норвежским королем Харальдом III Суровым (1044), позднее его старшая дочь Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андраша I Белого (1046) и, наконец, самая младшая дочь Анна стала женой французского короля Генриха I (1050). Надо отметить тот примечательный факт, что отнюдь не Ярослав направлял свои посольства к королевским дворам Европы, а сами европейские монархи активно засылали своих сватов в Киев, желая породниться с богатой и влиятельной великокняжеской семьей.

1051 — избрание на митрополичий престол русского священника Илариона. Этот выдающийся духовный пастырь Древней Руси стал ближайшим сподвижником князя Ярослава задолго до этого события (между 1037—1044 гг.), когда в одном из киевских храмов он произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». В этом выдающемся произведении Древней Руси в самой зримой форме были противопоставлены «Ветхий Закон» иудеев, отвергавший Иисуса Христа и считавший только евреев «богоизбранным народом», и «Благодать Нового Завета» как религии Иисуса Христа, освятившей собой торжество истины мирового христианства и соединившая в Вере Христовой все сущие «языцы» (народы) земли. Многие историки (М. Брайлевский, А. Кузьмин, А. Сахаров) справедливо обратили особое внимание на то, что в этом «Слове» отчетливо проявился и антивизантийский мотив, что лишний раз подтверждает тот факт, что суровая византийская ортодоксия еще не укоренилась на территории Древней Руси.

Многие историки (Е. Голубинский, М. Брайлевский, А. Карпов) также не без оснований считали, что «Слово о законе и благодати» должно было положить начало канонизации первых русских святых, в частности, княгини Ольги и князей Владимира, Бориса и Глеба. Константинопольский патриархат в категорической форме отверг канонизацию двух великих правителей Древней Руси, а канонизация Бориса и Глеба произойдет только спустя тридцать лет, что вызывает массу законных вопросов у многих ученых и богословов.

Как повествует летопись, незадолго до своей кончины Ярослав Мудрый собрал трех старших сыновей и сказал им: «се азъ отхожю света сего, а вы сынове мои имеите межи собою любовь, понеже вы есте братья одиного отца и единой матери. аще ненавистно живуще, въ распряхъ, то и сами погибнете и землю отець своихъ и дедъ погубите». При этом старшему сыну Изяславу Ярослав завещал стольный град Киев и наказал остальным его братьям «сего послушаите, якоже послушасте мене». Вскоре после этого, «разболеся велми», великий князь в сопровождении любимого сына Всеволода уехал в Вышгород, где в конце февраля 1054 г. «приспе конець житья» Ярослава Мудрого.

В исторической науке до сих пор существуют совершенно разные трактовки «Завещания Ярослава Мудрого». Например, академик В.О. Ключевский, назвав его «отечески задушевным», говорил, что оно было «скудно своим политическим содержанием». Большинство историков не соглашалось с этим мнением маститого историка.

Одни авторы (А. Пресняков, П. Толочко, А. Карпов) считали его своеобразным компромиссом между двумя непримиримыми началами — «семейно-династическим» и «государственным», в результате чего возник знаменитый «триумвират Ярославичей», который позволил удержать Русь от новых княжеских усобиц на ближайшие два десятка лет и обеспечил устойчивое и поступательное развитие всех русских земель.

Другие авторы (А. Насонов, А. Кузьмин, С. Перевензенцев), напротив, полагали, что этот наследственный акт фактически предопределил будущий распад единой Руси, хотя именно в нем впервые просматривался принцип «майората» — наследования власти по старшинству.

Третья группа авторов (С. Юшков, М. Свердлов) утверждала, что в этом акте не было ничего принципиально нового, поскольку аналогичный принцип распределения земель по старшинству существовал еще во времена Святослава, и он нисколько не умалял верховной власти великого киевского князя над всей территорией Руси.

Источник

Историческое сочинение. 1019-1054

1019-1054 гг. — период правления в Киевской Руси великого князя Ярослава Владимировича, известного как Ярослав Мудрый.

Ярослав Владимирович взошел на киевский престол в результате междоусобной войны со своим братом Святополком. Внутренняя политика Ярослава была направлена на сохранение единства Руси. С этой целью Ярослав предпринимал как силовые, так и реформаторские действия. Так, в 1020 г. он разгромил войско своего племянника, Брячислава Полоцкого, разорившего Новгород. Потерпев в 1024 г. поражение в междоусобной войне с братом Мстиславом Тмутараканским, Ярослав предпочел разделить управление государством и тем самым уберечь Русь от новых усобиц. Земли по левому берегу Днепра отошли Мстиславу, а правобережье сохранялось за Ярославом. Как и отец, Ярослав направлял в важнейшие районы Руси своих сыновей в качестве наместников. Стремясь обеспечить единый порядок, Ярослав ввел в Киевской Руси первый письменный свод законов — Русскую Правду. При Ярославе в Киеве был построен храм святой Софии и избран первый митрополит Киевской Руси русского происхождения — Илларион.

Ярослав проводил активную внешнюю политику. На северо-западе Ярослав стремился установить дружественные отношения со Швецией и Норвегией путем династических браков: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, а за короля Норвегии была выдана замуж младшая дочь Ярослава Елизавета. Также на северо-западе Ярослав стремился присоединить территории в Прибалтике. В 1030 г. войска Ярослава совершили поход против чуди, в 1038 г. — против ятвягов, в 1040 г. — в Литву. На западе Ярослав стремился установить выгодные отношения с Францией, для чего выдал дочь Анну за французского короля Генриха I. Также на западе Русь в 1031-1036 гг. успешно воевала с Польшей за червенские земли. На востоке Ярослав продолжал строить на границе со степью крепости, а в 1036 г. под Киевом разгромил печенегов, после чего их набеги на Русь прекратились. На юге после долгого мира в 1043-1046 гг. произошла война с Византией из-за убийства русских купцов в Константинополе. После заключения мира в знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен династический брак: сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Период правления великого князя Ярослава Владимировича историками, например Н. М. Карамзиным, оценивается как успешный: благодаря выдающимся политическим, дипломатическим и военным способностям Ярослава было сохранено и юридически оформлено единство Киевской Руси; к Киевской Руси были присоединены большие территории. Ярославу удалось устранить опасность набегов печенегов на Русь. При Ярославе был очень велик авторитет Руси на международной арене, что подчеркивается многочисленными династическими браками детей Ярослава с правителями европейских государств. Ярослав активно способствовал распространению православия на Руси, за что Русская православная церковь в 2005 г. установила день памяти благоверного князя Ярослава.

На исторический период 1019-1054 гг. приходится правление в Киеве князя Ярослава Мудрого.

В годы правления Ярослава Мудрого произошел ряд важных исторических событий. Во-первых, восшествие Ярослава на престол произошло в ходе междоусобной борьбы с братьями, которая не завершилась в 1019 г. борьбу со Мстиславом Тмутараканским Ярослав Мудрый продолжал до 1026 г., когда между ними был заключен договор о разделе земель по Днепру. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось восстановить власть над всеми русскими землями. Для предотвращения в будущем княжеских усобиц Ярослав Мудрый утвердил так называемый «Ряд Ярослава». Складывается лествичная система наследования престола.

Победа в междоусобной борьбе способствовала усилению власти киевского князя и дала возможность проведения преобразований внутри страны и усилить позиции Древнерусского государства на международной арене.

Во-вторых, развивается процесс укрепления Древнерусского государства. О усилении власти киевского князя свидетельствуют следующие факты. Ярослав Мудрый принимает «Русскую правду» — древнейший из дошедших до нас свод законов Древнерусского государства, действие которого распространялось на все русские земли.

В 1051 г. без согласования с Константинопольским патриархом Ярослав Мудрый поставил во главе Киевской митрополии Иллариона.

Свидетельством эффективности действия Ярослава Мудрого стало заключение династических браков с правящими династиями европейских государств. Так, дочь Ярослава Анна была выдана замуж за короля Франции.

Исторический период 1019-1054 г. оценивается историками как период расцвета Древнерусского государства. Было восстановлено единство древнерусского государства, разделенного в ходе княжеской усобицы. Ярославу удалось укрепить единство государства, приняв общерусский закон – «Русскую правду». Укрепление политической системы и успехи в защите границ русских земель (например, разгром печенегов под Киевом в 1036 г.) способствовали росту авторитета на международной арене, что подтверждается заключением династических браков между Рюриковичами и представителями правящих династий европейских государств.

Ярославу Мудрому не удалось устранить причины междоусобиц — «ряд Ярослава» не смог предотвратить борьбы между наследниками за киевский престол.

Источник

1019–1054 Правление Ярослава Мудрого

1019–1054 Правление Ярослава Мудрого

Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав разбил Святополка в битве при Альте. Прямо на месте битвы Святополка (вероятно, от страшного нервного потрясения) разбил паралич, и вскоре он умер, и из могилы его, с удовлетворением отмечал беспощадный к Святополку летописец, «исходит смрад ужасен». Но едва Ярослав, как сказано в летописи, «утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик», как войной на него пошел другой его брат – Мстислав Удалой из Тмутаракани. В отличие от хромого и тщедушного Ярослава, Мстислав славился силой, был «могуч телом, красив лицом, с большими глазами, храбр на ратях». Ярослав вновь бежал в Новгород и опять, как в прежние годы, стал набирать в Скандинавии дружину. Впрочем, победив Ярослава, Мстислав не сел на киевский престол, а предложил Ярославу разделить владения: земли по левому берегу Днепра оставить ему, Мстиславу, а правобережье отдать Ярославу. Ярослав согласился. Так на Руси появилось два правителя – Ярослав и Мстислав Владимировичи, и наступил наконец мир. В летописи появилась редчайшая в неспокойной русской истории запись: «В год 6537 (1029 г. – Е. А.) мирно было». Двоевластие сохранялось десять лет. Когда в 1036 г. Мстислав умер, Ярослав стал править уже всей Русью. Ярослав известен в истории как книжник. Недаром его назвали «Мудрым», т. е. ученым, умным, образованным. Этот болезненный, хромой от рождения человек любил и собирал книги, которые для него монахи переводили с греческого на славянский язык и переписывали в особой мастерской. Летописец с уважением писал о нем как о правителе, который читал книги «часто и ночью, и днем». При нем Русь впервые вышла на международную арену. Русь Ярослава с Европой связывали не только торговые, культурные отношения, но и родственные узы правителей. Сам Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа, своего сына Всеволода он женил на Марии – дочери византийского императора Константина Мономаха, сына Изяслава – на Гертруде, дочери польского короля, сын Святослав стал мужем Оды – дочери германского графа. Три дочери Ярослава вышли замуж за европейских монархов. Елизавета была выдана за короля Норвегии и Дании, Анастасия – за венгерского герцога Андрея, который с помощью Ярослава занял королевский престол, а после гибели мужа правила Венгрией. Больше других известна Анна Ярославна, ставшая французской королевой в 1051 г., выйдя замуж за Генриха I. После смерти мужа в 1060 г. она стала регентшей Франции при семилетнем сыне Филиппе I.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Правление Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого Киевляне считали виновником гибели Бориса и Глеба князя Святополка, получившего прозвище Окаянный. В борьбу за Киевский златостол (так называли в былинах киевский трон) ввязался Ярослав.В 1016 г. он пришел к Киеву с тысячей нанятых им варягов, а

3. Время Ярослава Мудрого (1036-1054 гг.)

3. Время Ярослава Мудрого (1036-1054 гг.) В 1036 г. Мстислав отправился на охоту, но там разболелся и умер. Его единственный сын умер тремя годами раньше. Ярослав стал неоспоримым властителем всей Руси, исключая полоцкие земли. Теперь как правитель Тмутаракани он мог претендовать

Наследство Ярослава Мудрого

Наследство Ярослава Мудрого Последним князем Днепровской Руси, которому удалось держать свое государство твердой рукой, был самовластец Ярослав Мудрый. После него сыновья перессорились, и начался процесс, который называют феодальной раздробленностью, то есть власть

Ярослав Мудрый (1019–1054)

Ярослав Мудрый (1019–1054) Братья Ярослава У князя Владимира было двенадцать сыновей, порядок старшинства весьма смутен, потому как в летописи указаны имена жен князя и их дети, но неведомо, кто из детей какого возраста. Самым старшим Соловьев считал Вышеслава от варяжской

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО НАСЛЕДСТВО ЯРОСЛАВА После смерти Ярослава в 1054 году согласно традиционной истории Русь была поделена на уделы между сыновьями Ярослава. Изяслав, как старший сын, получил Киев и Новгород. Святослав — Чернигов, Тмутаракань, Рязань. Всеволод —

Великий Князь Ярослав. 1019–1054 гг.

Великий Князь Ярослав. 1019–1054 гг. Ярослав вошел в Киев и, трудами и победою заслужив сан Великого Князя Российского. Но бедствия войны междоусобной еще не прекратились.Мы знаем, что Владимир отдал Воспорскую, или Тмутороканскую, область в удел сыну своему Мстиславу. [1023 г.]

Ярослав Мудрый (1019–1054)

Ярослав Мудрый (1019–1054) По изгнании Святополка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью. Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и Юрьев),

Ярослав Мудрый — Великий князь Киевский Годы жизни 978–1054 Годы правления 1019–1054

Ярослав Мудрый — Великий князь Киевский Годы жизни 978–1054 Годы правления 1019–1054 Сын Владимира Святого и полоцкой княжны Рогнеды Ярослав девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее он был переведен в Новгород. Впервые летописцы обратили на него

Жена Ярослава Мудрого

Жена Ярослава Мудрого Шведская принцесса Ингигерд, жившая в конце эпохи викингов, является знаковой фигурой в истории русско-шведских отношений раннего средневековья. Ее имя довольно часто встречается в исландских сагах, упоминают ее и русские источники. Она гораздо

Будівництво Ярослава Мудрого

Будівництво Ярослава Мудрого В противенстві до Володимира, що підтримував культурні звязки з Болгарією, його синові Ярославові довелося вже користуватися безпосередніми впливами Візантії, що покоривши Болгарію й перемінивши Охридський патріярхат на підчинену

3. Время Ярослава Мудрого (1036 – 1054 гг.)

3. Время Ярослава Мудрого (1036 – 1054 гг.) В 1036 г. Мстислав отправился на охоту, но там разболелся и умер. Его единственный сын умер тремя годами раньше. Ярослав стал неоспоримым властителем всей Руси, исключая полоцкие земли. Теперь как правитель Тмутаракани он мог

Внук Ярослава Мудрого

Внук Ярослава Мудрого Летописец под 1053 г. записал: «У Всеволода (так звали четвертого, любимого сына Ярослава Мудрого) родился сын от дочери царской, гречанки, и нарекли имя ему Владимир». На склоне своих лет, в «Поучении» детям, Мономах запишет: «Я, худой, дедом своим

Ярослав Мудрый — Великий князь Киевский Годы жизни 978–1054 Годы правления 1019–1054

Ярослав Мудрый — Великий князь Киевский Годы жизни 978–1054 Годы правления 1019–1054 Сын Владимира Святого и полоцкой княжны Рогнеды Ярослав девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее он был переведен в Новгород. Впервые летописцы обратили на него

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

ПОТОМКИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Обратимся к поколению сыновей и внуков Ярослава. Изяслав Ярославич (1024—1078). Второй после умершего в 1052 г. Владимира сын Ярослава. Был оставлен отцом княжить в Киеве и оставался великим князем до 1068 г., когда киевляне, недовольные его

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *