Что произошло в башкирии в 1990
Что произошло в башкирии в 1990
История/1. Отечественная история
Ст. лабор. Бабушкин А.Ю.
Ишимбайский филиал Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, Россия
Провозглашение Башкирией суверенитета в 1990 году.
Республика Башкортостан – один из крупнейших регионов Российской
Федерации. Располагая значительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, она уже который год является одним из немногих «доноров» российского бюджета.
Республика Башкортостан (площадь 143600 кв. км) граничит на западе с Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой, на севере – с Пермской и Свердловской, на востоке – с Челябинской, а на юге и юго-западе – с Оренбургской областями. У Башкортостана нет выхода к границам Российской Федерации, однако на самом юге лишь узкая полоса территории Оренбургской области отделяет РБ от Казахстана.
По численности населения (4055 млн. чел.) Башкортостан занимает первое место среди российских республик и 7 место среди субъектов федерации. Благодаря этому он играет особую роль в стране.
Во второй половине 80-х годов ХХ века в СССР началась перестройка. Коммунистическая партия постепенно начала терять власть. В большинстве регионов России переход власти от КПСС к государственным органам проходил медленнее, чем в Москве и только после краха путча резко ускорился. В Башкирии же это произошло за полтора года до августа 1991 г., когда после избрания нового Верховного Совета автономной республики коммунистическая парторганизация фактически осталась не у дел.
4 марта 1990 года в РСФСР прошли выборы в Верховные Советы автономных республик. Избранный в результате этих выборов Верховный Совет Башкирской АССР повёл себя независимо по отношению к Москве.
Когда в марте 1990 г. встал вопрос о председателе вновь избранного Верховного Совета, М.Г.Рахимов оказался идеальным кандидатом на эту должность. Будучи директором завода, он, разумеется, являлся членом КПСС, и поэтому был и для промышленной элиты Башкирии, и для коммунистов «своим» человеком. Не будучи, однако, партаппаратчиком, М.Г.Рахимов не входил в партноменклатуру и не был ставленником Москвы. Большинство депутатов видели в нем чистого хозяйственника, полагая, что он, однако, разрушит прежнюю систему партийной власти и будет проводить более независимый курс по отношению к Москве. Наконец, М.Г.Рахимов был башкиром и, по сложившейся в БАССР традиции равного представительства в ее высшем руководстве основных национальностей Башкирии, имел все шансы возглавить республиканский парламент, поскольку Председателем Совета министров был татарин Марат Миргазямов, а первым секретарем обкома КПСС – русский Игорь Горбунов.
Следовательно, главой парламента республики должен был стать башкир.
Принадлежность М.Г.Рахимова к башкирам играла ему на руку еще по одной причине. В декабре 1989 г. башкирская интеллигенция создала свою организацию – Башкирский народный центр «Урал», потребовавшую придать Башкирской АССР статус «суверенной» республики и предоставить башкирам, долгое время оттесненным русскими и татарами на второй план, особые социальные и культурные привилегии. БНЦ «Урал» на некоторое время сумел увлечь часть башкирского населения этими лозунгами. Этнические интересы «Урала» совпали тогда с экономическими, экологическими и «регионально-патриотическими» устремлениями других сил в Башкирии. Но претензии БНЦ «Урал» на особые привилегии для коренной национальности вскоре спровоцировали конфликт с местными татарами и русскими, которые вынуждены были создать свои политические организации. Противостоя Москве, М.Г.Рахимов негласно использовал лозунги «Урала», но публично их не поддерживал, поскольку это могло вызвать негативную реакцию у небашкирского населения республики.
Начавшаяся летом 1990 г. борьба российского руководства во главе с Борисом Ельциным с союзными органами власти позволила элите Башкирии без лишнего шума усилить контроль над экономикой республики. После принятия 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов России Декларации о государственном суверенитете РСФСР, аналогичные акты были изданы и в ее автономных республиках. По Российской Федерации прокатился «парад суверенитетов». Вслед за Карелией, Татарстаном и Саха-Якутией Верховный Совет Башкирии по инициативе М.Г.Рахимова 11 октября принял свою Декларацию о государственном суверенитете. БАССР торжественно провозгласила себя «Башкирской Советской Социалистической Республикой (Башкирской ССР) – Башкортостаном» и заявила об одновременном вхождении как в СССР, так и в «обновленную» Российскую Федерацию.
Декларация служила интересам как националистических сил, так и местной хозяйственной элиты; в то же время она способствовала тому, чтобы пост
Председатель Верховного Совета стал, наконец, высшей политической должностью республики. Поскольку Башкирия провозгласила собственную «государственность», то ее глава должен был быть сильной политической фигурой. Реализацию провозглашенных в Декларации о государственном суверенитете Башкирии целей М.Г.Рахимов сделал теперь делом всей своей жизни. Отныне суверенитет республики стал для него высшей сакральной ценностью.
1. История Башкортостана (1917-1990гг.): Учебник под общ. ред. Р.З.Янгузина С.209-210.
2. Й.Гревингхольт. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму. М., 2003.
3. Этнополитическая мозаика Башкортостана. Очерки. Документы. Хроника. Том II. Башкирское национальное движение./Ред. М.Н.Губогло. ЦИМО. – М., 1992.
4. «Замандаш», 29 марта 1991г.
5. Советская Башкирия, 1990, 29 августа.
6. Ишкулов Ф. Жить одной семьей. Вечерняя Уфа, 1990, 6 янв.
7. Юлдашбаев Б. Только ли «сидящий впереди?» Вечерняя Уфа, 1990. 12 марта.
8. Раянов Ф., Каневский Л. Альтернативы нет. Вечерняя Уфа, 1990, 12 марта
9. Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.
1 Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.
РАЗВАЛ КПСС И БАССР
К началу 80-х гг. стала очевидной для значительной части населения СССР, в том числе советского руководства, невозможность дальнейшего нормального развития страны без изменения существующих порядков. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития СССР. На первых порах предусматривалось лишь совершенствование советского общества и выправление отдельных упущений. Комплекс преобразований коснулся прежде всего сферы экономики, где острее всего чувствовались признаки кризиса системы.
Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения социально-экономического развития, то в политической и духовной жизни ее лозунгом стала «гласность». Главным содержанием этого понятия было обновление официальной партийной идеологии, но, тем не менее, гласность способствовала реальному возрождению идейного многообразия, возникновению различных политических, национальных, религиозных течений и движений. Начало демократических процессов в обществе вело к постепенному ослаблению позиции правящей партии.
Процесс начался и в Башкортостане, где изменения в общественно-политической жизни ощущались слабо. Областной комитет партии, возглавляемый М. 3. Шакировым с 1969 г., допускал злоупотребление властью, преследование неугодных работников, жесткое администрирование. Насаждение психологии угодничества и чинопочитания были непременным атрибутом функционировании партийных организаций республики. Все эти отрицательные явления, проявившиеся в деятельности областной парторганизации, получили тогда широкую огласку. ЦК КПСС был вынужден создать специальную комиссию, которая пришла к выводу, что ответственность за «перегибы» несет в первую очередь секретарь обкома партии М. 3. Шакиров. В июне 1987 г- пленум Башкирского обкома КПСС «за неправильные методы руководства, различные нарушения» освободил М. 3. Шакирова от обязанностей первого секретаря. Р. X. Хабибуллин, ставший первым секретарем обкома КПСС, был типичным представителем командно-административной системы. В условиях демократизации советского общества, он продержался на своем посту недолго и вынужден был уйти с занимаемой должности уже в феврале 1990 г. Его уход был связан с выражением вотума недоверия» руководству обкома партии со стороны Уфимского горкома КПСС. Тогда ушел в отставку весь состав обкома КПСС, что было немыслимо до 1985 г. С указанного времени и до приостановления деятельности КПСС на территории России Башкирскую парторганизацию возглавлял И. А. Горбунов, профессиональный партийный функционер.
В связи с падением роли и авторитета КПСС, с конца 80-х гг. постепенно повышалась роль Советов в управлении страной. Этому процессу способствовало проведение в апреле 1990 г. выборов в республиканские и местные Советы. Выборы 1990 г. были более демократичны: на них избиратели могли отдать свои голоса кандидатам, представляющим различные платформы, т. е. безальтернативные выборы были отменены. На сессии Верховного Совета Башкирской АССР, состоявшейся 4 апреля 1990 г., председателем Верховного Совета республики был избран М. Г. Рахимов, директор одного из нефтеперерабатывающих заводов г. Уфы.
Начало перестройки привело к пробуждению национального самосознания народов России. Везде и всюду, в том числе и в Башкортостане, лишенной, как и другие автономии самостоятельности, началось широкое движение за его суверенитет, возглавляемое Башкирским народным центром «Урал». Его активисты организовали сбор подписей среди населения в поддержку призыва «Башкортостану — статус союзной республики». К осени 1989 г. эта идея была подхвачена руководством республики. Верховный Совет Башкирской АССР в ноябре 1989 г. образовал комиссию по подготовке предложений об изменении статуса республики. В то же время было немало противников изменения статуса республики: так, депутаты Уфимского горсовета, члены местного отделения Демократической партии России выступили против этого движения. Но им не удалось приостановить мощное движение за суверенитет республики, которое еще более усилилось к 1990 г. под влиянием принятия 12 июня Верховным Советом РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. 1990 г. стал годом разработки и обсуждения различных вариантов Декларации о государственном суверенитете республики. Для рассмотрения предложений и замечаний по проектам Деклараций при Президиуме Верховного Совета БАССР в августе 1990 г. была образована рабочая группа. С учетом многочисленных предложений и поправок она подготовила окончательный вариант проекта Декларации о государственном суверенитете Башкортостана. Этот вариант был вынесен на рассмотрение сессии Верховного Совета республики. С докладом о проекте Декларации выступил Председатель ВС БАССР М. Г. Рахимов. После бурного обсуждения 11 октября 1990 г. Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики была принята депутатами практически единогласно. Эта дата была объявлена праздничным днем — Днем республики. По Декларации земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории БССР, а также весь экономический и научно-технический потенциал объявлялись исключительной собственностью ее многонационального народа. Отношения БССР с СССР и РСФСР, другими республиками определялись на договорных началах. Провозглашались в Декларации принцип разделения властей, равные права и свободы всем гражданам республики.
Декларация о государственном суверенитете Башкортостана, несомненно, явилась важным завоеванием демократизации общества. Она создавала благоприятные правовые условия для всестороннего развития личности, охраны окружающей среды, открывала новые перспективы для экономического, политического, культурного развития республики, гарантировала социальную защищенность представителей всех народов, проживающих на ее территории.
Принятием Декларации о государственном суверенитете республики по существу завершился период первых попыток модернизации системы.
· Республика Башкортостан в условиях смены модели общественного развития (1991 — 1999 гг.).
Отсутствие практических результатов действий руководства КПСС за пять «перестроечных» лет привело к тому, что в обществе быстро нарастал скептицизм в отношении возможности «улучшения», «совершенствования» социализма, целесообразности дальнейшего движения по пути строительства «светлого будущего». Ухудшение экономического положения вызвало в обществе нарастание пессимизма, отрицательного отношения к переменам. Росло недовольство населения происходящими в стране переменами, перестройкой. Сторонники перехода к новым, рыночным отношениям доказывали бесперспективность социалистического выбора, другие, главным образом партийные работники, а также недовольные своим обнищанием из-за инфляции люди, преданные коммунистическим идеалам, обвиняли во всех бедах сторонников перестройки, демократизации общества, причину кризисных явлений видели в отходе от марксистско-ленинского учения. Противоборство двух основных политических линий проявилось с новой силой осенью 1990 г. Сторонники реформ требовали разгосударствления средств производства, скорейшего перехода к рыночным отношениям. Противники преобразований требовали восстановления планового хозяйства, активно защищая общественную собственность. Последние также всеми средствами пытались сохранить единый и неделимый Союз Советских Социалистических Республик, заняв жесткую позицию против национальных движений за суверенитет. Непоследовательную политику по этим вопросам проводил Президент СССР М. Горбачев. В итоге к 1991 г. в стране сложилась переломная ситуация. В августе 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (ГКЧП) сделала попытку полностью захватить власть в стране в свои руки для восстановления прежних тоталитарных порядков. Однако этот антиконституционный переворот потерпел крах. Заговорщики были арестованы. Августовский политический кризис означал конец горбачевской перестройки. После этого события решением руководства РФ во главе с ее председателем Б. Н. Ельциным была приостановлена деятельность КПСС на территории России. В декабре 1991 г. лидерами России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении действия Союзного Договора 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств — СНГ, которое объединило 11 бывших союзных республик.После принятия в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете в политическом развитии Республики Башкортостан произошли значительные перемены.
В Башкортостане к осени 1991 г, прекратила свою деятельность КПСС. Члены Рескома партии во главе с И. Горбуновым были вынуждены оставить свои посты. Однако подавляющее большинство бывших первых секретарей райкомов и горкомов, возглавив районные и городские Советы, осталось у власти.
В то же время распад СССР, конец всевластия коммунистической партии способствовали дальнейшему развитию борьбы за суверенные права республик, в том числе Республики Башкортостан. Движение республики по этому пути было очень сложным и противоречивым. Однако республика, хотя и медленно, непоследовательно, но двигалась по пути претворения в жизнь основных положений Декларации о государственном суверенитете Башкортостана.
Значительным шагом в этом направлений было подписание 31 марта 1992 г. между руководством России и Республики Башкортостан Федеративного Договора и Приложения к нему. Федеративный Договор укреплял договорные отношения республики с РФ. В Приложении к нему было зафиксировано обоюдное согласованное право республики иметь самостоятельную систему законодательства, суда и прокуратуры. В нем было закреплено обеспечение всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых передавалось соответствующим органам РФ. В Приложении провозглашалось, что земля, недра, природные богатства на территории Башкортостана являются достоянием многонационального народа республики, что вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством республики. Событием большой важности на пути укрепления суверенных прав республики были выборы 12 декабря 1993 г. президента Башкортостана на альтернативной основе. Набрав 64% голосов избирателей, первым президентом республики стал М. Г. Рахимов, до этого занимавший должность председателя Верховного Совета РБ. К 1993 г. был подготовлен Верховным Советом республики проект новой Конституции РБ. 24 декабря 1993 г. она была принята на очередной сессии Верховного Совета РБ. Конституция закрепила то новое, что было наработано за последние годы в государственно-правовом развитии республики. Она зафиксировала достигнутый уровень самостоятельности республики, создала надежную правовую базу для демократизации всех сторон жизни РБ.
Конституция гласила: «РБ образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение и защищает интересы всего многонационального народа республики». Конституция РБ состояла из 6 разделов, 12 глав и 164 статей, в которых были изложены основы конституционного строя РБ, права, свободы, обязанности человека и гражданина, государственное устройство РБ, были узаконены государственные символы и столица республики. В 1 статье было записано: «РБ есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики». Отношения между РБ и РФ по Конституции должны определяться Договором об основных межгосударственных отношениях, двусторонними договорами и соглашениями. Важным было и то, что по новому Основному Закону государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция РБ признавала и гарантировала права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.
Большое значение в общественно-политической жизни республики имело подписание 3 августа 1994 г. Договора РФ и РБ о разграничении предметов ведения и взаимного делегирования полномочий, как важнейшей части отношений между двумя государствами. Данный Договор для РБ стал подтверждением ее нового государственно-правового статуса, и он учел результаты республиканского референдума от 25 апреля 1993 г. Тогда подавляющее большинство граждан (75,5%) высказалось за экономическую самостоятельность республики и ее договорные отношения с Россией. Договор признавал право многонационального народа Башкортостана самому решать ряд проблем, связанных с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, внешнеэкономической деятельностью.
В соответствии с новой Конституцией РБ в республике был создан двухпалатный парламент — Государственное Собрание — Курултай, Выборы депутатов в новый парламент РБ состоялись 5 марта 1995 г. В Палату представителей ГС — Курултай РБ было избрано 154 депутата, а в Законодательную палату — 40 депутатов.
С начала 90-х гг. в республике стали функционировать различные политические партии, общественные движения, центры, ассоциации. К 1995 г. в РБ зарегистрировано 5 политических партий, 129 общественных движений, играющих определенную роль по выражению населением республики своих интересов и взглядов.
Общественно-политическая жизнь республики, как и всей Российской Федерации, была тесно связана с выборами в декабре 1995 г. в Государственную Думу РФ, президента РФ в 1996 г. (июнь — июль). Примечательным было то, что 17 декабря 1995 г. в РБ проводился референдум по двум вопросам: должна ли земля в РБ быть объектом неограниченной купли и продажи и о продолжении политики экономической самостоятельности республики в духе Договора между РФ и РБ от 3 августа 1994 г. На первый вопрос 84% избирателей ответили «нет», а на второй 97% сказали «да». Итак, большинство избирателей республики показало свое отрицательное отношение к идее превращения земли в объект купли и продажи, то есть по существу выступило против частной собственности на землю. В то же время электорат РБ поддержал политику укрепления экономической самостоятельности республики. Итоги выборов в Государственную Думу РФ по РБ весьма показательны в том плане, что большинство голосов из 43 движений и партий, предвыборных блоков набрала Коммунистическая партия РФ. Подобный исход выборов РБ объясняется глубоким кризисом, охватившим все сферы жизни страны, инфляцией, ростом цен, преступности, и, наконец, бессмысленной войной против Чечни.
Значительным событием в жизни башкирского народа, всей республики следует считать Всемирный Курултай башкир, состоявшийся 1 — 2 июля 1995 г. Идея его проведения была выдвинута еще в 1993 г. Башкирским народным центром «Урал». В его работе приняло участие 609 делегатов, представляющих башкир РБ, соседних областей и республик РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья, например, Венгрию, Турцию, Китай, Перу, Польшу, США, Германию, Японию, Францию, Италию, ЮАР, Гонконг. На Курултае с основным докладом выступил Президент РБ М. Г. Рахимов, осветивший историческое прошлое, настоящее и перспективы развития башкирского народа. В ходе пленарных и секционных заседаний делегаты Курултая обсудили важнейшие вопросы социально-экономического и культурного развития башкир на пороге XXI века. Курултай, впервые собравший представителей башкирского народа со всего мира, показал духовное единство нации, стал символом ее консолидации. В 1997 г. состоялся съезд татар Башкортостана, а в 1998 г. — конгресс русских Башкортостана. Эти форумы рассмотрели проблемы развития духовной и культурной жизни русской и татарской диаспор республики, приняли Программы развития указанных крупных этносов Башкортостана.
Таким образом, за первые пятилетки 90-х гг. общественно-политическая жизнь РБ ознаменовалась значительными событиями, направленными на дальнейшее укрепление ее суверенных прав.
23 августа 1990 года на уфимском заводе синтетического спирта произошел страшный пожар.
23 августа 1990 года на уфимском заводе синтетического спирта произошел страшный пожар. Он возник в цехе по производству фенола и ацетона.
К моменту прибытия огнеборцев уже прогремело два взрыва. Пожару был объявлен высший ранг пожара №4. На пожар прибыли заместитель министра внутренних дел Республики Башкортостан Ханиф Арасланов и исполняющий обязанности начальника Управления пожарной охраны МВД Республики Башкортостан Ильдус Карамов. К месту ЧС прибыл и весь начальствующий состав Управления пожарной охраны и городских пожарных частей. Всего на месте происшествия работали 14 основных и 6 специальных отделений, 3 пеногенератора, 12 водяных стволов и 3 порошковых ствола. В ликвидации участвовали 30 пожарных машин и 300 человек личного состава.
В результате воздействия температуры и ударной волны взрыва часть пожарной техники и вооружения вышли из строя. Взрывной волной отбрасывало элементы установок на десятки и сотни метров, более 150 бойцов огненного фронта получили отравления от химических веществ. Прибывшие в свободное от службы время пожарные вставали на место выбывших коллег и продолжали воевать с коварным врагом. Не щадя своей жизни, они до конца выполнили возложенные на них служебные обязанности.
Очевидцы рассказывают, что в тот момент никто не думал о последствиях, люди просто шли в самое пекло. За проявленный героизм орденами «За личное мужество» были награждены Ильдус Карамов, Александр Калугин, Валерий Марванов, Александр Шураков. Многие участники тушения данного пожара отмечены правительственными наградами.
Это было одно из самых крупных происшествий, случившихся в XX веке на территории Башкирии. Страшные картинки все ещё свежи в памяти бойцов пожарной охраны того времени. Вспоминают с мурашками по коже…
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Буранчин, Азамат Мажитович
Глава 1. Изменение общественно-политической ситуации в Б АССР в условиях перестройки.
1.1. Формирование нового Верховного Совета республики и движение за суверенитет
1.2. Принятие Декларации о государственном суверенитете Башкирской ССР.
Глава 2. Становление новой государственности в Республике Башкортостан.
2.1. Августовский кризис 1991г. и попытка объединения оппозиции республики. Подписание Федеративного договора.
2.2. Конституция РБ 1993г. и дальнейшее общественно-политическое развитие республики.
2.3. Деятельность национальных, политических, религиозных и профсоюзных организаций Башкортостана в 90-е гг.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Национальная государственность как способ модернизации башкирского этноса: 1988-2001 гг. 2003 год, кандидат исторических наук Грушкин, Дмитрий Валерьевич
Роль национально-культурных объединений в этнополитическом развитии Башкортостана: 1988-2005 гг. 2009 год, кандидат исторических наук Мухтасарова, Эльвира Анваровна
Общественно-политический аспект новейшей истории национальных республик Российской Федерации является актуальной и слабоизученной темой современной науки. Произошедшие в конце XX века события, вызванные распадом СССР, активизировали на постсоветском пространстве неоднозначные этнические, политические, языковые и межэтнические процессы. Изменившийся статус советских автономий, положил начало складыванию в рамках обновленной федерации иной системе отношений между центром и национальными республиками, становлению в них новой государственности, с новыми институтами власти.
В связи с этим особый интерес вызывает слабоизученная история Башкортостана в 90-е г., как многонациональной республики, которая в этот период пережила переход от советской автономной республики в составе РСФСР к динамично развивающемуся субъекту современной Российской Федерации. Именно в эти годы произошли коренные преобразования по смене модели общественного развития региона, были заложены основы для формирования демократических институтов власти и гражданского общества.
История Башкортостана данного периода, а конкретно общественно-политическая жизнь республики, только начинает исследоваться и получать научную оценку со стороны историков, философов, социологов, правоведов и политологов. Несмотря на то, что данный период еще слабо изучен и не стал предметом пристального внимания ученых и, прежде всего, историков, интерес к нему не ослабевает. Постепенно вводится в научный оборот ранее недоступные архивные материалы КПСС, документы политических партий, общественных организаций, национальных центров и клубов. В тоже время специальных исследований по теме, наиболее полно отражающих общественно-политическую жизнь РБ в указанный период, к сожалению, нет. Нет полноценных исследований по деятельности национальных, общественных движений и партий Башкортостана в 90-е годы. Не освещены вопросы работы республиканской парторганизации в период перестройки в БАССР. Недостаточно освещены проблемы становления новой государственности Башкортостана в период суверенного развития. Опубликованные работы раскрывали лишь отдельные аспекты по данной проблеме. Тем не менее, тема нашла отражение в работах как местных, так и российских ученых.
Активизация этнического самосознания в начале 90-х годов в национальных республиках Советского Союза, политика демократизации общественной жизни в стране, положили начало процессу движения за повышение статуса в республиках СССР, а затем и государственный суверенитет. Начавшийся этап суверенного развития в бывших автономиях, становление российского федерализма на новых принципах, неоднозначные этнические и межэтнические процессы, привлекли в начале 90-х гг. внимание российских ученых. Так, еще в 1992г. была осуществлена разработка серии «Национальные движения в СССР в постсоветском пространстве» под редакцией М.Н.Губогло. Серия, касающаяся Республики Башкортостан, была издана в 3-х томах.1
В работе впервые были собраны программные документы крупных общественно-политических объединений республики, программы и уставы башкирского, русского и татарского национальных движений. Кроме того, в сборник вошли наиболее важные резолюции и заявления национальных организаций и партий. Основной целью работы стало определение векторов развития национальных движений и этнополитической ситуации в условиях суверенной республики, определение конфликтных моментов межнациональных отношений. М.Н.Губогло во вступительной статье сборника, исследуя возникновение этнополитических движений, пришел к выводу, что с развалом советского государства национальные движения становятся новой формой «для обитателей постсоветского пространства» как исторического процесса «взаимного приспособления национальностей друг к другу». Оценивая получение государственного статуса национальными республиками как победу активистов и идеологов движения коренных народов, он сделал спорный, на наш взгляд, вывод о том, что в дальнейшем целью для этих движений становится создание приоритетов для своих национальностей.3
В коллективной работе, написанной с участием российских и республиканских ученых «Ресурсы мобилизованной этничности», изданной также под редакцией М.НГубогло, был затронут широкий круг проблем, относящихся к истории Башкортостана на современном этапе: от
1 Этнополитическая мозаика Башкортостана,- М., 1992.
Из российских ученых, обращавшихся к теме современной истории РБ, можно выделить исследования Ю.Г.Кульчик «Этнополитические процессы в Башкортостане (информационно-аналитический обзор)» и Д.В.Гружкина «Башкирия в «параде суверенитетов»: эволюция представлений этнополитических элит о национальной государственности».4 В работе Д.В.Гружкина были проанализированы взгляды лидеров национальных движений на проблемы государства, национального суверенитета, межнациональных отношений, которые со временем меняются и приобретают более умеренный характер по сравнению с началом возникновения.5
В конце 1980-х в Башкирской АССР, в условиях ослабления идеологического контроля и разворачивающейся перестройки, становится возможным издание работ по проблемным темам, касающихся республики, без оглядки на партийные органы. Появляются статьи, в которых на смену статьям об интернационализме, публикуются работы о межнациональных проблемах в БАССР, о проблемах национально-культурного развития этносов автономии.6 Появляются новые точки зрения на социально-экономическое, общественно-политическое развитие БАССР в советский период.
Публикуются первые работы о том, как идет общественно-политическое развитие республики в условиях перестройки, о несоответствии между экономическим потенциалом и ситуацией в социальной сфере региона. В это же время появляются первые работы по разворачивающимся национальным и общественным организациям1.
Одним из первых республиканских ученых, обратившихся к теме общественно-политического развития республики на современном этапе, стал доктор философских наук, активный участник и идеолог башкирского национального движения Д.Ж.Валеев. В своих работах, таких как «Национальный суверенитет и национальное возрождение», «Суверенная республика как правовое государство», «История башкирской философской и общественно-политической мысли» и др., он дал научный анализ общественно-политическим событиям 90-х годов, деятельности национальных движений республики, а также проблемам договорных отношений между Россией и Башкортостаном со времени вхождения Башкирии в состав Русского государства до наших дней.2 Пытаясь установить причины возникновения башкирского национального движения в конце 80-х годов XX века, автор приходит к выводу, что оно было обусловлено несовершенством национально-государственного устройства СССР, связанным с ранжированием республик.3 Башкирское национальное движение, выступившее за поднятие статуса автономной республики до союзного, первоначально не осознавала свою мысль во всей ее глубине. Лишь спустя некоторое время, как указывает Д.Ж.Валеев, «она трансформируется в несколько иное направление».4 Им также было последовательно рассмотрено, как движение за союзный статус
БАССР, постепенно набирая все большую мощность, преобразуется в движение за государственный суверенитет республики. Анализируя данное движение, уже как направленное на экономическую и политическую независимость региона от центра, им было верно указано, что партийные лидеры республики вовремя среагировали на это движение, но инициаторами стали все же не они, а активисты возникшего в 1989г. Республиканского клуба башкирской культуры (РКБК), а затем и Башкирского народного центра «Урал».1
В своих многочисленных научных статьях и публикациях Д.Ж.Валеевым была дана попытка дать обоснование национально-государственному суверенитету башкирского народа. Так, по его мнению, государственный суверенитет современных республик в составе России был рожден процессом национального самоопределения этносов, то есть национальный суверенитет исторически лег в основу государственного суверенитета республик, выступив как одна из форм реализации права на самоопределение.
1 Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли,- Уфа: Китап, 2001.
4 Там же. подписанию республикой Федеративного договора с правительством РФ 31 марта 1992г., принятию Конституции РБ 1993г. и др.1 Также проблемам национального суверенитета и правового статуса Башкортостана были обращены работы М.М.Кулыиарипова, А.Я.Зарипова, Ф.С.Файзуллина, Р.Тузмухамедова, Э.А.Позднякова, А.М.Бускунова. Однако упор ими был сделан на освещение юридически-правовых аспектов суверенизации, при слабом анализе сторон общественно-политического развития региона.
Обретение национально-государственного суверенитета Республикой Башкортостан было связано с принятием касающихся судьбы республики конституционно-правовых документов, определяющих ее государственный статус и взаимоотношения с Российской Федерацией. Именно эти проблемы общественно-политической жизни республики, но в юридическо-правовом аспекте, были исследованы в работах В.К.Самигуллина, З.И.Еникеева,
A.М.Бускунова, Д.М.Гилязитдинова, Д.Ж.Валеева, и др.3 Анализируя договорное и конституционно-правовое развитие республики,
B.К.Самшуллиным был сделан вывод о необходимости в истории постсоветского законодательства Башкортостана выделить три этапа. Первый этап (с 11 октября 1990г. по 31 марта 1992г.), связанный с принятием Декларации о государственном суверенитете РБ, был, по мнению автора, наиболее активным периодом, когда настойчиво претворялась в жизнь идея о необходимости и возможности формирования республиканского законодательства, которое было бы самостоятельным по отношению к общефедеральному.4 Вторым этапом стало определение структуры
Возникшие в конце 80-х годов национальные движения, как в республике, так и в целом по стране, сыграли ключевую роль в союзных и автономных республиках СССР в борьбе за государственный суверенитет. Большой работой по раскрытию механизма национальных движений стала монография А.Я.Зарипова, Ф.С.Файзуллина «Этнополитические движения как социальный феномен». В ней рассматриваются основные этапы становления национальных движений, условия, влияющие на их развитие, роль этнического фактора в социальных процессах, в том числе и на примере Башкортостана.1 Так, авторы пришли к выводу, что спад этнополитических движений в республике, произошедший во второй половине 90-х годов, типичен для всех движений. Ими также было указано на то, что возникновение национальных движений говорит о противоречиях развивающегося общества, о нерешенности проблем тех или иных общностей.3 Схожие проблемы национальных движений, этнических процессов в советский и постсоветский период развития республики были рассмотрены в работах Р.Г.Кузеева, Ф.Г.Сафина, Г.Т.Хусаиновой, Р.Н.Сулеймановой и др.4 В частности, Р.Г.Кузеевым была разработана периодизация национального движения в XX в. народов Волго-Уральского региона, в том числе и башкир. Выделив 4 этапа национально-освободительного движения, он пришел к выводу, что четвертый этап, вызванный «перестройкой» в середине 1980-х годов, во многом является возрождением второго (социал-демократического) этапа, но в изменившихся условиях конца XX века. По мнению Р.Г.Кузеева, основными причинами, приведшими к возрождению национальных движений, явились разрушение
При участии историка и лидера Башкирского народного центра «Урал» М.М.Кульшарипова была опубликована работа по истории современного башкирского национального движения РБ. В работе были освещены проблемы становления и деятельности башкирских организаций в 90-е гг. Рассмотрено участие в общественно-политической жизни республики БНЦ «Урал», Башкирской народной партии в 1990-2000гг. Деятельности исполкома Всемирного Курултая башкир посвящена работа Н.А.Мажитова.4 Были также проведены исследования по деятельности национально-культурных объединений Башкортостана в 90-е годы. Лишь отдельные аспекты участия национально-культурных центров (НКЦ) РБ в общественно-политической жизни республике были освещены в работах В.Я.Бабенко (украинский НКЦ). В исследованиях Г.И.Ибулаева (марийский НКЦ), С.А.Ковязина, Т.Г.Минниахметова, Л.С.Христолюбова (удмурдский НКЦ), М.В.Мурзабулатова, И.Г.Петрова, Э.А.Шкурко (еврейский НКЦ), В.Н.Бегун и др.5
В целом, по данному аспекту крупные исследования были проведены этнологами, социологами в области межэтнических отношений, в то время как специальных исторических работ до сих пор нет. Более того, нет работ и по менее широким проблемам, таким как история национальных движений и культурных клубов.
После отмены 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС, в Башкортостане, как и в целом по стране, начинается процесс складывания многопартийности. С 1990г. появляется огромное количество новых партий и общественных организаций. Спектр политических партий был достаточно широк. От региональных отделений общероссийских партий до сумевшей пройти через процесс реорганизации Компартии РБ. Кроме партий, активное участие в общественной жизни республике начинают принимать неполитические общественные организации. Появляются новые религиозные организации, трансформируются профсоюзные и комсомольские организации Башкортостана. Несмотря на определенную слабость общественных организаций и партий республики, оказавшихся слабо представленными в парламенте РБ в 90-е годы, многопартийность, тем не менее, становится
Можно также выделить работы по отдельным партиям Башкортостана. В частности, хорошо освещена деятельность республиканского отделения Аграрной партии историком Р.А.Давлетшиным. Автором на основе архивного материала была исследована идеология партии, дана информация по составу АПРБ, описано участие партии в общественно-политической жизни региона.3
Отдельные стороны общественной и парламентской деятельности партий и общественных организаций республики были рассмотрены
Л.Н.Фенином, Н.Я.Бибаковым, В.Г.Азнагуловым, З.Г.Хамитовой, и др.1 Однако научную ценность работ этих авторов снижает недостаток обобщающих данных и цифр. Отдельно деятельность женских организаций РБ
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Национальное движение башкирского народа, 1917-1921 гг. 1998 год, доктор исторических наук Кульшарипов, Марат Махмутович
История развития общественно-политической мысли Башкортостана 2012 год, доктор исторических наук Бускунов, Ахтар Мухаметович
Роль договорных отношений в становлении Республики Башкортостан 1996 год, кандидат юридических наук Сафонов, Владимир Евгеньевич
История развития государственного статуса башкирского языка: 1917-2007 гг. 2008 год, кандидат исторических наук Ярмуллина, Альбина Зуфаровна
История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. 2006 год, кандидат исторических наук Мухаметзянова, Эльвира Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Буранчин, Азамат Мажитович
До конца 1980-х годов Башкирская АССР являлась частью сверхцентрализованной унитарной системы, функционирование которой обеспечивалось республиканскими структурами Коммунистической партии. Несмотря на конституционно закрепленные статус и полномочия, местные органы власти фактически не играли самостоятельной роли, составляя одно из нижних звеньев партийного управления. Представительные органы власти (Верховный Совет БАССР, местные советы), как и в других регионах Союза ССР и РСФСР, в условиях закрытой системы существенно не влияли на решения, принимаемые на партийном уровне.
К концу 1980-х годов в республике все отчетливее стали проявляться признаки нарастающего кризиса. Наметилась существенная диспропорция между экономическим потенциалом и развитием социальной сферы региона. Обострились проблемы в сфере экологии. Были неоднозначными демографические и миграционные процессы у коренного народа автономии. Нерешенность культурно-языковых и демографических проблем, перекосы в национальной политике обусловили возникновение в конце 80-х годов национальных и общественных объединений, которые сформировали социальную и идеологическую основу для движения за союзный статус, а затем и суверенитет республики. Основными инициаторами этого движения становятся активисты созданного в декабре 1989г. Башкирского народного центра «Урал».
В условиях развертывания перестройки в БАССР резко активизируется общественное сознание, принимая временами протестные формы. В процессе нарастающего кризиса КПСС, сопровождавшегося организационным ослаблением партийных структур внутри республики, статус обкома и его руководителей значительно снижается. Одновременно идет смещение «старой» партийной элиты республики новыми государственно-хозяйственными управленцами.
В ходе реформы политической системы, состоящей в передаче части функций исполнительной власти Советам и проведения демократических выборов народных депутатов, резко возрастает роль Верховного Совета БАССР как новой политической силы. 4 марта 1990г. в БАССР на альтернативной основе проходят выборы в республиканские и местные Советы. Председателем Верховного Совета избирается директор Уфимского нефтеперерабатывающего завода М.Г.Рахимов.
К началу 1990г. вопросы о необходимости союзного статуса БАССР, а затем и о провозглашении государственного суверенитета, вылились в серьезную дискуссию, которая развернулась на страницах республиканских журналов и газет. Идея суверенитета была воспринята неоднозначно различными политическими силами. В республике постепенно оформляется оппозиция в лице депутатов Уфимского горсовета и сторонников Татарского общественного центра. Однако 11 октября 1990г. на сессии Верховного Совета Декларация о государственном суверенитете Башкирской ССР была принята практически единогласно.
Принятие Декларации стало поворотным событием в истории Башкортостана и башкирского народа. Опираясь на этот правовой документ, республика получила возможность самостоятельно решать собственные социально-экономические и культурно-языковые проблемы. Декларация также в последующем послужила основой для принятия других государственно-правовых актов, связанных с реализацией суверенитета.
В новых условиях необходимо было решить вопрос о будущих взаимоотношениях с Российской Федерацией, определить степень политической самостоятельности. Важным шагом в этом направлении было подписание 31 марта 1992г. Федеративного договора между руководством Российской Федерации и Республикой Башкортостана. С подписанием договора 1992г. Российская Федерация, с точки зрения правовой природы, приобрела характер конституционно-договорной Федерации, и Башкортостан, подписавший его при определенных условиях, получил в итоге конституционное основание строить федеративные отношения на основе договоров между государственными органами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Кроме того, этот договор позволил Башкортостану реализовать свой суверенитет в форме прямого соглашения с Москвой. Скрепив своей подписью Приложение к ФД от Республики Башкортостан, Б.Н.Ельцин фактически признал особый статус Башкортостана в составе Российской Федерации.
Подписав данный документ, местное руководство закрепило свою автономию от центра, после чего органы власти республики приступили к реализации его положений.
Другим важным событием республики стало введение президентского поста и изменение структуры государственной власти. 12 декабря 1993г. на альтернативной основе были проведены выборы первого Президента Республики Башкортостан. Им стал председатель Верховного Совета БССР М.Г.Рахимов, набравший 64% голосов избирателей РБ.
По мере реализации идеи относительной политической и экономической независимости регионов от федерального центра, Башкортостан становится активным участником строительства обновленной Российской Федерации. Важным событием в этом направлении стало подписание 3 августа 1994г. Договора между Российской Федерацией и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимного делегирования. Данный договор устранил некоторые противоречия в области взаимодействия общефедерального и республиканского законодательства и подтвердил признание центром государственного статуса Республики Башкортостан.
В статье 1 данного договора было четко зафиксировано, что «Республика Башкортостан является суверенным государством в составе Российской Федерации».1 Подтверждающим основные положения Декларации о госсуверенитете явилось признание собственной Конституции и законодательства республики центром. Кроме того, было указано, что отношения между республикой и центром определяются Конституциями РФ и РБ, Федеративным договором и другими соглашениями. Договор признавал РБ независимым государством в составе РФ и давал право республике решать вопросы, связанные с бюджетом, судоустройством, внешнеэкономической деятельностью и др. Договор также учел результаты проведенного в РБ 25 апреля 1993г. референдума, когда 75% населения республики одобрили экономическую самостоятельность республики и ее договорные отношения с Российской Федерацией.
Особенностью общественно-политического развития Башкортостана в исследуемый период стал отказ местных властей от реформирования экономики РБ на основе политики монетаризма. В период радикальных экономических реформ российского правительства руководство республики,
Новым этапом в истории взаимоотношения республики с федеральным центром становится избрание 26 марта 2000г. В.В.Путина Президентом РФ и связанная с его приходом политика усиления вертикали власти и усечения прав регионов. В результате, федеральным центром в одностороннем порядке были приняты законодательные акты, которые значительно сузили политические и экономические возможности республики. В рамках проведения реформы по возвращению всех субъектов Федерации в единое правовое поле республиканское законодательство было приведено в соответствие с общефедеральным. В пользу центра было изменено налоговое отчисление.
Важным показателем демократизации общественно-политической жизни РБ стало возникновение и активное функционирование с началом 90-х годов различных политических, общественных, религиозных организаций и партий. Они оказали определенное влияние при принятии важных для республики государственно-правовых актов, таких как Декларация о госсуверенитете РБ, новой Конституции РБ, Федеративного договора и др. Деятельность партий и общественно-политических организаций была тесно связана с выборами в Государственную Думу РФ и Госсобрание республики, Президента РФ в 1996г., Президента РБ в 1998г. Наиболее сильные позиции в республике были у Компартии РБ, региональных отделений партии «Яблоко», Демократической партии России, ЛДПР, НДР и других. Несмотря на то, что общественные организации и партии Республики Башкортостан оказались слабо представлены в местном парламенте и не играли существенной роли в общественно-политической жизни республики в 90-е годы, тем не менее, по мере демократизации общественной жизни, они постепенно становятся необходимыми сегментами развивающегося правового государства и гражданского общества.
Особенностью общественно-политического процесса данного периода в РБ можно считать слабое развитие многопартийности, однако это в какой-то степени было компенсировано активностью национальных и общественных организаций.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Буранчин, Азамат Мажитович, 2007 год
1. Архивные источники1. ЦГАОО РБ:
3. Башкирский народный центр «Урал» (ф. 10054). Оп.1. Д. 1,2, 4, 7, 12, 20,45, 46, 57, 64, 74, 80.
4. Союз башкирской молодежи (ф.10239). Оп.1 Д. 2,4,10, 11, 14,18. Башкирская народная партия (ф. 10066). Оп.1. Д.1, 3, 4; Ф.Ю239.0п.1 Д. 2,4,10,11, 14,18.
5. Общественное объединение «Съезд татар Башкортостана» (ф. 10200). Оп.1.Д.1,5, 8, И.
6. Союз татарской молодежи (ф. 10228). Оп.1. Д. 1, 3, 7, 9,13;
7. ОО «Съезд (Канаш) чувашей Башкортостана» (ф.10245). On. 1. Д. 1,3.
8. Республиканское отделение Демократической партии России (ф.8896). Оп.1. Д. 1,2, 9-11.
9. Аграрная партия Башкирии (ф. 10048).0п. 1. Д. 6, 8, 20,21;
10. Компартии РБ (ф.Ю181).Оп.1. Д. 1,5,6, 11,26,30,40.
11. РО ЛДПР (ф.Ю227).Оп.1. Д. 9,45.1. ЦГИА РБ:
13. Башкортостан и башкиры в зеркале статистики: Статистический сборник. Уфа, 1995.
17. Башкирия в Союзе ССР. Уфа, 1982.- 264 с.
23. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть П.1917-2000гг. Сост. Ф.Х.Гумеров. Уфа, 2000.- 608с.
26. I Всемирный Курултай башкир. Стенографический отчет. Уфа: Китап, 1998.
30. I. Нормативные акты Республики Башкортостан
31. Декларация о государственном суверенитете Башкирской ССР, принятая Верховным Советом Башкирской ССР 11 октября 1990г.// Башкортостан: выбор пути. Уфа, 1995.
32. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 1994.-15с.
33. Кодекс Республики Башкортостан о средствах массовой информации // Законы Республики Башкортостан. Вып. V. Уфа, 1993.
34. Закон Республики Башкортостан «О культуре» // Законы Республики Башкортостан. Bbin.VI. Уфа, 1994.
35. Декларация Республики Башкортостан о правах и свободах человека и гражданина // Законы Республики Башкортостан. Вып. VII. Уфа. 1994.
36. Закон Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» // Законы Республики Башкортостан. Вып. VII. Уфа. 1994.
38. Закон Республики Башкортостан «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан Республики Башкортостан» // Законы Республики Башкортостан. Вып. VIII. Уфа. 1995.
41. Закон Республики Башкортостан «О выборах депутатов
43. Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека» // Законы Республики Башкортостан. Вып.ХШ.-Уфа, 1996.
44. Закон Республики Башкортостан «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан». Уфа. 1998.
45. Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «Об административной ответственности за действия, направленные против национального равноправия граждан в Республике Башкортостан» // Советская Башкирия. 1992. 4 июня.
46. Указ Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О дополнительных мерах по предупреждению и пресечению преступных проявлений» // Известия Башкортостана. 1993.5окт.
47. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан «О Федеративном договоре» // Советская Башкирия. 1992. 31 марта.1.. Периодические издания
48. Советская Башкирия. За 1985-2000 год.
49. Известия Башкирии. За 1985-2000 год.
50. Вечерняя Уфа. За 1985-2000 год.
51. Ленинец. За 1985-1995 год.
52. Замандаш. За 1992-1995 год.
53. Отечество. За 1992-2000 год.
54. Наш выбор. За 1995-2000 год.
55. Идель-Урал. За 1990-2000 год.
56. Кызыл тан. За 1990-1995 год.
59. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Республика, 2000.- 656 с.
60. Абдуллатипов Р.Г, Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Мысль, 1994.-167 с.
61. Азнагулов В.Г., Хамитова З.Г.Парламентаризм в Башкортостане: история и современность. Уфа: Китап,2005.- 326с.
64. Асимметричная Федерация: взгляд из центра. М.: Мысль, 1998.- 234с.
65. Аюпов Р.С. Филимонов М.А. История государственного управления в России 1946-1996гг. Уфа, 1997.- 153с.
68. Бабенко В.Я.Украинцы Башкирской ССР. Поведение малой этнической группы в полиэтнической среде. Уфа, 1993,- 133с.
77. Биишев А.Г. Нация и национальная политика (Исторический очерк). Уфа: Китап, 1995.-128 с.
80. Валеев Д.Ж. Суверенная республика как правовое государство. Уфа: Китап, 1998,- 153 с.
81. Габдрафиков И.М. Республика Башкортостан: модель этнологического мониторинга. М.: ИЭА РАН, 1994.- 124 с.
83. Габдрафиков И.М. Итоги президентских выборов // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. 1998. № 20 (август).-С. 14-17.
85. Галин Р.А. Население Республики Башкортостан: тенденции и особенности развития на пороге нового тысячелетия. Уфа: Изд-во БАГСУ, 1998.- 204 с.
89. Гилязитдинов Д.М. Проблемы социального реформирования. Уфа: Гилем, 1998.- 156с.
94. Дольникова JI.A. Конституционное законодательство России и Республики Башкортостан. Уфа: Изд-во БАГСУ, 2002.- 70 с.
96. Дорожкин Ю.Н. Актуальные теоретико-методологические проблемы развития политической системы Республики Башкортостан // Проблемы укрепления государственности Республики Башкортостан. Уфа: Изд-во БАГСУ. 2000.-С.5-10
100. Еникеев З.И. Правовой статус Башкортостана в составе России. Уфа: Гилем, 2002.- 374 с.
101. Еникеев З.И. Государственный суверенитет Республики Башкортостан (Проблемы становления и углубления). Уфа: Гилем, 1995.- 302 с.
107. Илишев И.Г. Язык и политика в многонациональном государстве, (политологические очерки). Уфа: Китап, 2000.- 270 с.
109. Ирназаров Р.И.Равенство этносов в Республике Башкортостан. Уфа: Гилем, 1997.- 150 с.
110. Й.Гревингхольт. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2004.- 50 с.
112. Кара-Мурза С.Г. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили. М.: Изд-во Алгоритм, 2005.- 637 с.
113. Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана. Уфа: Китап, 1997.- 352с.
115. Ковязин С.А. Русское население Башкирии. Уфа, 1991,- 97 с.
116. Кониченко Ж.Д. Общественно-политическая жизнь Мордовии в первой половине 1990-х годов: Автореф. дис. канд. истор. наук. Саранск, 2004.- 22 с.
121. Кулыпарипов М.М. Башкирское национальное движение. Уфа: Китап, 2000.- 364 с.
127. Мажитов Н.А. Всемирный Курултай башкир между I и II съездами. Уфа: Гилем, 2002.- 360 с.
128. Мохов В.В. Современное положение православной церкви на территории Башкортостана // Рели в Башкортостане: история и современность. Мат. V респуб. науч.-краевд. конф.- Уфа, 1998. С.90-93.
129. Минниахметова Т.Г., Христолюбова JI.C. Удмурты Башкортостана. Уфа: Гилем, 1994.- 143с.
130. Муксинов И.Ш. Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие. Уфа: Гилем, 1996.- 168 с.
132. Мухтаров Т.Г. Современный город и башкирская молодежь. Уфа: Гилем,2004.- 150с.
133. Национальная идея народов России и Башкортостана. Уфа: Китап, 2000,- 165с.
134. Национальные процессы в СССР. М.: Наука, 1991.- 202 с.
136. Никифоров Ю.Н., Никифоров А. Ю. Статус политических партий в постсоветской России: особенности формирования, типология, тенденции развития. Уфа: Восточный университет,2002.- 124 с.
137. Патернализм и этническая мобилизация в развитии народов (модель Башортостана). М.: Старый сад, 1998.- 320 с.
139. Поздняков Э.А.Нация. Национализм. Национальные интересы. М.: Мысль, 1994,-342 с.
140. Политические партии и движения в Башкортостане: история и современность // Мат. науч.-прак. конф. Уфа: Издательство БГПУ, 1997- 104 с.
143. Рахманов М. Выборы: динамика электорального поведения населения РБ //Ватандаш. 2003.-№ 10.-С. 5-11.
145. Регионы России: хроника и руководители. Т.8. Республика Башкортостан / Под ред. К. Мацузато. Екатеринбург, 2003.- 342с.
151. Сибагатов Р.Г., Гилязетдинов Д.М. Проблема статуса татарского языка в Башкортостане. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.- 120 с.
152. Социальное развитие Республики Башкортостан / Под ред. Ф.С.Файзуллина. Уфа: Гилем, 2001.- 254с.
153. Суверенная республика как правовое государство. Уфа: Гилем, 1998.144 с.
155. Султангалеев А.А. Социально-политические, экономические и культурно-духовные механизмы становления нового Башкортостана. Уфа: Китап, 1999.-55с.
157. Тадевосян Э.В. Советская федерация и национальный вопрос. Киев, 1990.-с 321.
158. Толкачев К.Б. Политические проблемы федерализма: взаимодействие органов власти Российской Федерации и Республики Башкортостан. Уфа: Изд-во БАГСУ, 2001.-204 с.
160. Утяшев М.М. Политическое поведение в постсоциалистическом обществе. Уфа: УНЦ РАН, 1995.-214 с.
162. Фенин JI.H., Бибакова Н.Я. Политические партии и общественно-политические объединения РБ в 1998г.: Учебное пособие. Уфа: Фото-блик, 1999.- 64 с.
164. Филимонов М.А.Профсоюзы Башкортостана в XX веке: социальные ориентиры и опыт практической деятельности. Уфа, 2002.- 294с.
165. Халфин С.А. История культуры Башкортостана (комплект научных и учебных материалов). Выпуск 9. Уфа, 1998.- 53с.
167. Ханова 3. Суверенитет. Демократия. Гласность, (на баш. яз.). Уфа: Китап, 1997.-320с.
171. Шкурко Э.А. Очерки истории евреев Башкортостана. Уфа, 1999.- 154с.
174. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Полиграфкомбинат, 1999.352.
176. Ямалов М.Б. XX век в судьбах отечества.- Уфа: Изд-во БГПИ, 1995. 129 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT