Что показывает равновесие потребителя
Равновесие потребителя
Равновесие потребителя (Consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.
Формула равновесия потребителя
Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом:
где MU — предельная полезность отдельных товаров;
P — их цена.
Кривые безразличия равновесие потребителя
Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.
Точка равновесия потребителя
В данном случае прямая KL — это бюджетная линия, а кривые U1, U2, U3, U4 — это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой KL, будет стремиться к точке М (бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2), где он получит наибольшую полезность. U2 является наивысшей кривой которую может достичь потребитель при имеющемся доходе.
Раздел 1. Исходные основы микроэкономики
Цель: понять, как определяется оптимум потребителя.
Оглавление
4.1. Кривые безразличия, их виды. Предельная норма замещения
Для исследования того, что хочет потребитель, используются кривые безразличия. Кривая безразличия (IC – indifference curve) – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров (или двух товарных наборов), что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность для потребителя одинакова. Поэтому кривая безразличия – это линия равных полезностей.
Рис. 1. Кривые и карта безразличия
Двигаясь по кривой безразличия вниз, потребитель отказывается от определенного количества одного товара у в пользу большего количества другого товара х.
Для количественного измерения этого используется понятие предельной нормы замещения (marginal rate of substitution – MRS) –
Предельная норма замены, таким образом, характеризует наклон кривой безразличия.
Предельная норма замещения может принимать различные значения, но, как правило, она убывает по мере замещения одного блага другим (аналог убывающей предельной полезности).
Если графически отобразить систему предпочтений потребителя, то получается карта безразличия.
Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия. Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.
Кривые безразличия показывают лишь возможность замены одного блага другим. При этом не учитываются доход и цены, т. е. то, что может себе позволить потребитель.
Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия (budget line – BL).
4.2. Бюджетное ограничение. Бюджетная линия
Бюджетное ограничение потребителя можно записать следующим образом:
Линия, описываемая данным уравнением, носит название бюджетная линия. Графически она имеет вид:
Рис. 2. Бюджетная линия
При изменении дохода происходит параллельный сдвиг BL1 в BL2. При пропорциональном изменении цен происходит то же самое, поскольку рост цен относительно уменьшает доход, и наоборот, снижение цен относительно увеличивает доход потребителя.
Если же цены будут меняться непропорционально (к примеру, растет цена на товар х), происходит изменение наклона бюджетной линии (BL1 сдвигается в BL3). То есть наклон BL отражает соотношение цен.
4.3. Оптимум потребителя. Изменение оптимума в связи с ростом доходов потребителя и изменением цен. Эффект дохода и эффект замещения
Итак, кривые безразличия показывают возможности замены одного товара другим, а бюджетные линии – то, что могут себе позволить потребители. Какой товарный набор выберет потребитель?
Первый критерий – тот набор, который находится на наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, чтобы получить больше полезности.
Второй критерий – доход и цены, т. е. потребитель не может выйти за пределы бюджетной линии.
Оптимум потребителя предполагает сочетание обоих критериев.
Чтобы найти оптимум потребителя на графике, необходимо бюджетную линию наложить на карту безразличия.
Рис. 3. Оптимум потребителя
Оптимум потребителя характеризует точка касания бюджетной линии и кривой безразличия – точка е. Любое отклонение от нее либо снижает уровень потребления (точки а, в), либо недоступно по средствам (точки d, c).
В точке е вариант относительно самый дешевый и в рамках дохода дает наибольшую полезность для потребителя. Таким образом, точка е характеризует положение равновесия потребителя.
В точке оптимума выполняется равенство:
Оно показывает, что соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен на такую замену без изменения уровня полезности.
С ростом дохода бюджетная линия сдвигается из положения BL1 в BL2. Потребитель может перейти на более высокую кривую безразличия – IC2. Точка оптимума смещается из е1 в е2, потребитель получает возможность увеличить потребление обоих товаров.
Рис. 4. Смещение оптимума потребителя в результате роста дохода
Итак, точка касания BL2 с IC2 показывает изменение оптимума потребителя в соответствии с ростом его дохода. Соединяя все точки оптимума, связанные с изменениями дохода, можно получить кривую е1е2е3 …, которую Дж. Хикс (английский экономист, ХХ в.) назвал кривой «доход-потребление», или кривой уровня жизни.
При изменении цены одного из товаров (снизилась цена на товар х) бюджетная линия меняет наклон, равновесие потребителя смещается из точки е1 в точку е2. В данном случае линию е1е2 …. называют кривой «цена-потребление».
Рис. 5. Линия «цена-потребление»
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замены. Это связано с тем, что в случае изменения цены происходят два процесса: во-первых, изменяется реальный доход индивида (при снижении цены товара доход относительно увеличивается); во-вторых, осуществляется относительная замена более дорогого товара более дешевым.
Можно определить, в какой мере изменение цены дает эффект дохода, а в какой – эффект замены. Это имеет существенное значение для фирм, продающих товары x и y, поскольку влияет на изменение кривых спроса на эти товары. Важно это и для правительства, осуществляющего компенсированное изменение дохода потребителя (индексацию) в соответствии с изменениями цен.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Потребительское равновесие
Каждый потребитель живет в рамках определенного бюджета. Это заставляет его так распоряжаться деньгами, чтобы иметь максимальное удовлетворение от любого набора товаров.
Из этого определения видно, что создается определенная точка потребительского равновесия. Это происходит тогда, когда предельная полезность, получаемая потребителем в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль стоимости другою блага. Иначе это можно сформулировать как отношение предельной полезности к его цене, которое должно быть одинаковым для всех благ. Это можно выразить через уравнение:
Предельная полезность блага А | = | Предельная полезность блага Б | = | Предельная полезность блага С |
Цена блага А | Цена блага Б | Цена блага С |
В этом равенстве проявляется действие закона равных предельных полезностей, который гласит: на товар предъявляется особый спрос до тех пор, пока предельная полезность, приходящаяся на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности других товаров на одну затраченную денежную единицу.
Бюджетное ограничение — это условия, в рамки которых попадает потребитель. Бюджетов ограничение позволяет потребителю создавать комбинацию благ, которые он может купить, исходя из своего дохода.
Кривые безразличия показывают множество потребительских пар товара, выбор среди которых для потребителя безразличен, т.е. кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковый уровень полезности. Например, в зависимости от обстоятельств можно приобрести 7 пирожков и 4 стакана сока пли 4 пирожка и 6 стаканов сока, но эти два набора при потреблении будут обладать одинаковой полезностью (рисунок 5.8).
Рисунок 5.8 – Кривая безразличия
На кривой безразличия (обозначены четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение. Поэтому потребитель может легко поменять наборы.
Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия(рисунок 5.9).
Любая точка на кривой U4 по сравнению с U1 — UЗ обеспечивает потребителю большую полезность. Переход с U1 в U2, в U3, в U4 возможен при условии возрастания дохода или снижения цен.
Рисунок 5.9 – Карта безразличия
Для оценки возможности потребителя вводится бюджетная линия.
Бюджетная линия показывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, которые он может приобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке (рисунок 5.10).
Рисунок 5.10 – Бюджетная линия
Равновесие потребителя Цена-потребление
Равновесие потребителя(consumer equilibrium) — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.
Равновесие потребителя может быть выражено следующим образом:
где MU — предельная полезность отдельных товаров;
P — их цена.
Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:
· находиться на бюджетной линии;
· предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на графике.
|
Равновесие потребителя |
В данном случае прямая KL — это бюджетная линия, а кривые U1, U2, U3, U4 — это кривые безразличия. При имеющемся доходе потребитель, свободно перемещаясь по прямой KL, будет стремиться к точке М (бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2), где он получит наибольшую полезность. U2 является наивысшей кривой которую может достичь потребитель при имеющемся доходе.
Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.
С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).
Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р 1 х > Р 2 х > Р 3 х > Р 4 х и т.д.
26 Предприятие орг-экон формы предприн
Предприя́тие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.
В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создаются нужные обществу товары, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.
Числящийся на балансе предприятия имущественный комплекс используется им для осуществления предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:
1. земельные участки;
2. здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути;
3. оборудование, инвентарь;
6. права требования;
8. исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания);
9. денежные средства на счетах предприятия и в кассе предприятия.
Законодательство разных стран предусматривает конкретные организационно-правовые формы предприятий. Все многообразие этих форм можно свести к некоторому ограниченному числу категорий, отражающих особенности владения и распоряжения собственностью предприятия, а также принципы распределения дохода.
К таким категориям можно отнести:
1) индивидуальные частные предприятия — владение капиталом, распоряжение им, распределение дохода сосредоточено в руках одного предпринимателя, принимающего на себя ответственность и риск предпринимательской деятельности;
2) паевые частные предприятия (кооперативы) — владельцами капитала является группа предпринимателей, которая в различных формах осуществляет распорядительные и распределительные функции (различные формы обществ, товариществ и т. п.);
3) акционерные компании различных видов — формируют капитал путем привлечения акционеров, в той или иной мере участвующих в распоряжении этим капиталом и распределении доходов;
4) государственные предприятия — владельцем является государство, осуществляющее распорядительные функции и предписывающие правила распределения дохода;
5) смешанные предприятия — формируют капитал за счет долевого участия государства и отечественных либо иностранных инвесторов. Распорядительные и распределительные функции регламентируются соответствующим соглашением (уставом) и специальным законодательством;
6) наднациональные (транснациональные) компании — формируют капитал, осуществляют распорядительные и распределительные функции в соответствии с законодательными и нормативными актами, издаваемыми органами экономических или политических союзов государств (например, Европейским союзом).
Конкретные организационно-правовые формы предприятий, закрепленные в законодательных актах, в частности в Гражданском кодексе Российской Федерации, изучаются в курсе «Экономика предприятия».
27 Рынок совершенной конкуренции факторы пр врем интер
есть рынок, на котором продавцами выступает огромное число мелких производителей, а покупателями-огромное число одинаковых потребителей. Все производители поставляют на рынок одинаковый товар, при этом транзакционные издержки (все издержки связанные с реализацией или приобретением товаров) должны быть нулевыми. Все продавцы и покупатели обладают всей полнотой информации о цене, количестве и одинаковости качества товара. Выход на рынок и уход с этого рынка не связан с издержками ни для продавцов, ни для покупателей. Т.е. рынок совершенной конкуренции является совершенным.
Из-за того, что товар, поставляемый всеми производителями, одинаков, и потребители знают об этом, то ни один из производителей не сможет установить на свой товар цену отличную от рыночной. Точно также ни один из потребителей не может установить цену покупки ниже рыночной, поскольку все производители информированы о рыночной цене, и при более низкой цене потребитель не сможет купить товар; а устанавливать более высокую цену покупки для потребителя нет смысла.
А поскольку и число производителей, и число потребителей велико, то состояние рыночного равновесия не изменится, если один из тех или других поведет себя нерационально и попытается установить цены отличные от рыночных. Поэтому любые попытки повлиять на цены со стороны производителей и потребителей лишены смысла.
В чем же тогда заключается совершенство конкуренции на этом рынке? А в том, что конкурируют между собой не фирмы и не потребители, а производственные функции и функции полезности. Т.е. выигрывает при совершенной конкуренции тот производитель у которого наименьшие издержки производства и тот потребитель, для которого рассматриваемый товар имеет наибольшую полезность.
Совершенная конкуренция заставляет производителей устанавливать минимальную возможную цену на свой товар, при которой можно выпустить желаемое потребителями количество товара. Аналогично, и потребителей она заставляет устанавливать максимальную возможную цену на их товар, при которой может быть потреблено выпущенное количество товара.
Поскольку совершенная конкуренция сводится к конкуренции производственных функций, то в отрасли, где наблюдается совершенная конкуренция, постоянно происходит переход к более эффективным технологиям, т.е. к более эффективному использованию производственных факторов и снижению издержек. Это объясняется тем, что более эффективные технологии позволяют получать прибыль за счет низких издержек, а прибыль стимулирует расширение производства. В то же время убыточные предприятия не имеют возможности удержаться на этом рынке, поскольку у них нет возможности повышения цен.
Экономические ресурсы — это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Экономические ресурсы подразделяются на материальные: сырье и капитал, и на человеческие ресурсы: труд и предпринимательская способность. Все эти ресурсы являются факторами производства.
Экономические ресурсы (Факторы производства) включают четыре группы:
Электронная библиотека
Кривые безразличия отражают систему предпочтений индивида, но для анализа потребительского выбора необходимо учесть еще две важные переменные: доход потребителя и цены товаров. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены для индивида одного блага другим без ущерба для его благополучия. Но они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Оно показывает, какое количество благ (какие потребительские наборы) можно приобрести при данных ценах и доходе.
Рис. 2.18. Бюджетная линия
Предположим, что весь свой доход потребитель тратит на приобретение двух товаров X и Y. Тогда сумма его расходов на данные товары равна его доходу (бюджету), и уравнение бюджетного ограничения можно представить следующим образом:
где I – доход потребителя; PX – цена товара X; PY – цена товара Y; x – количество приобретенного блага X; y – количество купленного блага Y.
Бюджетная линия – это прямая, точки которой показывают различные комбинации двух товаров при равенстве расходов на их приобретение (рис. 2.18).
Бюджетная линия обладает следующими свойствами:
1) бюджетная линия характеризуется отрицательным наклоном, так как увеличение закупок одного товара возможно лишь путем сокращения расходов на другой товар;
2) точка пересечения бюджетной линии с осью абсцисс соответствует максимально возможному объему потребления продукта X. Точка пересечения бюджетной линии с осью ординат отвечает максимально возможному объему потребления продукта Y;
3) наклон бюджетной линии к осям координат определяется отношением цен продуктов. Он является величиной постоянной, поскольку потребитель не в состоянии повлиять на цены;
4) при увеличении дохода потребителя бюджетная линия сдвигается параллельно самой себе вправо (из положения AB в положение A2B2), а при уменьшении дохода – влево в положение A1B1 (рис. 2.19, а). При этом угол наклона бюджетной линии не меняется;
5) При изменении цены одного из благ меняется наклон бюджетной линии (при увеличении цены наклон становится круче, при уменьшении цены – более пологим):
а) увеличение цены товара X (PY = const) приведет к повороту бюджетной линии по часовой стрелке (влево) вокруг точки пересечения линии бюджетного ограничения с осью ординат (из положения AB в положение A1B) и наоборот (см. рис. 2.19, б);
а) при увеличении цены товара Y (PX = const) бюджетная линия повернется против часовой стрелке (влево) вокруг точки пересечения линии бюджетного ограничения с осью абсцисс (из положения AB в положение AB1) и наоборот (см. рис; 2,19, в);
1) наборы, находящиеся слева от бюджетной линии, доступны для потребителя, а находящиеся справа – недоступны.
Рис. 2.19. Сдвиги бюджетной линии под влиянием изменения дохода и цен
Цель потребителя – сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
Равновесный (оптимальный) набор товаров – это набор на бюджетной линии, который обеспечивает потребителю максимальную полезность.
С формальной точки зрения решение проблемы равновесия состоит в поиске пары чисел (x;y), которая удовлетворяет бюджетному ограничению (см. формулу (2.14)) и максимизирует функцию полезности TU. Для этого необходимо совместить карту безразличия с бюджетной линией потребителя II (рис. 2.20). Это вполне правомерно, так как оси координат карты безразличия и линии бюджетного ограничения являются идентичными.
Рис. 2.20. Равновесное положение потребителя
Точка L на кривой безразличия U3 характеризует такой набор товаров X и Y, который в данный момент (при заданном бюджете) является недоступным потребителю (хотя весьма желаемым).
Бюджетная линия II имеет три точки соприкосновения с кривыми безразличия. Рассмотрим их и определим точку равновесия.
В точках M и N, расположенных на кривой U1, потребитель не достигнет состояния равновесия, так как, двигаясь от них влево вверх или вправо вниз соответственно, он может перейти на кривую безразличия, находящуюся выше (U2) и характеризующую более высокий уровень совокупной полезности. Таким образом, оптимальным для потребителя будет товарный набор в точке K, которая является единственной точкой соприкосновения кривой безразличия U2 и линии бюджетного ограничения II.
Следовательно, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия. Стоит также отметить, что в точке равновесия K выполняется условие, названное нами ранее как правило максимизации полезности (2.11).
Примеры решения типовых задач
Функции совокупной полезности покупателя от потребления двух благ – хлеба (X) и мяса (Y) – заданы уравнениями:
где QX – количество хлеба, кг; QY – количество мяса, кг.
Цена хлеба равна 2 ден. ед., а цена мяса – 5 ден. ед. Ежемесячный доход потребителя, расходуемый на эти два товара, составляет 39 ден. ед. Определите:
1) объем мяса и хлеба, приобретение которых позволит потребителю максимизировать совокупную полезность от потребления данных товаров;
2) величину максимальной общей полезности (TUmax).
Согласно правилу максимизации полезности (2.11), наибольшую полезность обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности блага (MU) к его цене (P) одинаково для всех благ. В нашем случае:
Определим функции предельной полезности для мяса и хлеба. Функция предельной полезности вычисляется как частная производная от функции общей полезности:
Подставив полученные выражения в уравнение максимизации полезности, получим:
Выбор потребителя ограничен его бюджетом. Уравнение бюджетного ограничения имеет вид:
Составим систему уравнений и найдем QX и QY:
Следовательно, потребляя в месяц 7 кг хлеба и 5 кг мяса, покупатель максимизирует совокупную полезность:
При этом он расходует весь доход:
Определим величину общей полезности для набора (7; 5):
Таким образом, потребителю необходимо приобрести 7 кг хлеба и 5 кг мяса, чтобы максимизировать совокупную полезность от потребления данных товаров, и величина максимальной общей полезности (TUmax) составит 125,5 ютилей.
Потребитель приобретает два товара: хлеб и молоко. Данные о количестве и полезности приобретаемых благ представлены в таблице 2.2. Цена хлеба 20 р./кг, цена молока
40р./кг. Доход потребителя составляет 220 р. Определите равновесный набор хлеба и молока, максимизирующий совокупную полезность потребителя. Изобразите ситуацию равновесия графически.
Таблица 2.2 Данные о количестве и полезности приобретаемых благ