Что произошло в городе за 10 15 лет под влиянием поведения беликова
Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Человек у футляре”
Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте.
Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как бы чего не вышло”, доносительство и страх свободомыслия. В такой атмосфере “футлярности”, всеобщего страха нарушить жесткие ограничения, устанавливаемые циркулярами, живет не один Беликов, а вся гимназия. Да что гимназия
Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте. Да. Мыслящие, порядочные, читают и Щедрина и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот подчинились же.
Терпели… То-то вот оно и есть”. Терпели и подчинялись потому, что социально-политическая и нравственная атмосфера в русском обществе последней трети XIX века создавала у людей страх и ощущение несвободы.
Один из знакомых Чехова заметил: “Вчера после прочтения
Речь идет как раз о всеобщем страхе, “футлярности”, в который погрузилось общество, в том числе и люди образованные, призванные воспитывать новое поколение. Как уже было отмечено, в рассказе обличаются и осмеиваются такие явления общественной жизни, как всеобщая боязнь, недоверие друг к другу, доносительство, уродливое воспитание. Очень метко охарактеризовал атмосферу в городе и гимназии учитель Коваленко: “Атмосфера у вас удушающая, поганая.
Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке”. Он же называет Беликова Иудой.
В чем, на ваш взгляд, заключается понятие “футлярность жизни”? Как это раскрывается в образе главного героя?
“футлярность жизни” – это внутреннее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, писаных и неписаных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы личных отношений. “Футлярность” противопоставлена открытости, общительности, доброжелательности в отношении к людям. Беликов изображен как гротескный образ, воплощающий в себе все черты “футлярности жизни”. Он “футлярный” человек, прежде всего, внешне: даже в хорошую погоду Беликов выходил на улицу в калошах, с зонтиком и теплом пальто на вате.
Здесь автор делает промежуточное заключение, что в этом проявилось стремление Беликова обзавестись оболочкой, футляром, который бы оградил его от внешнего мира. В изображении Беликова происходит нарастание трагической тональности, углубление представления о том зле, которое несет “футлярность” и самому учителю греческого языка, и окружающему обществу, а затем приобретает широкое обобщающее социальное значение. За столь на первый взгляд смешным поведением одинокого чудака скрывается страшное духовное явление, сущность которого постепенно раскрывается Чеховым.
Боязнь настоящего и преувеличенное восхваление прошлого, даже того, чего в нем не было (древние языки стали для него тем же футляром), уже принадлежность не только одного Беликова, но и качество, присущее определенной части интеллигенции того времени, хотя и выраженное не столь гротескно. Еще страшнее, узнаем мы далее из рассказа Буркина, как Беликов понимал смысл циркуляров и газетных статей, и это его понимание переходило в способ воздействия на общество. Беликова боялись и учителя, и директор. Все названные свойства “футлярности жизни” трагически отразились в судьбе самого героя – и это также свидетельствует, насколько страшно это явление.
Похоронив Беликова, учителя надеялись насладиться полной свободой. Именно поэтому Буркин назвал похороны Беликова удовольствием. “Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!” Последняя приведенная нами фраза рассказчика свидетельствует о возведении Чеховым “футлярности” на уровень типического явления русской действительности.
С помощью каких приемов автор создает образ Беликова? Найдите в тексте примеры использования гротеска.
Беликов показан в разных ситуациях: в служебных разговорах с коллегами о циркулярах и постановлениях, во время посещения коллег на дому, на именинах у директора, в истории с Коваленками. Он всегда был одинаков. Его главный принцип, которым он руководствуется в жизни, – “как бы чего не вышло”.
Конфликт с Коваленко основан на приеме антитезы – Беликову и его установкам противостоят молодость, задор, жизнелюбие и свободолюбие, прямота учителя, приехавшего с украинского хутора, естественность противопоставлена “футлярности”.
Один из основных приемов в создании образа Беликова – прием гротеска. Гротескно представлен внешний вид героя, скованность его речи, его реакция на катание на велосипеде Вареньки. Гротескна и карикатура “Влюбленный антропос”.
Прием гротеска использован Чеховым при описании лица Беликова в гробу: “выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”.
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Найдите в тексте художественные детали и покажите их роль.
Благодаря этой детали писатель ведет нас от постижения внешнего облика героя, егоКак речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?
Как речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?
Речь Беликова свидетельствует о футлярности его мышления, ограниченности, скованности, осторожности. Она полна канцелярских штампов. Даже когда речь идет о личной жизни, например о возможной женитьбе на Вареньке (“Нет, женитьба – шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность, чтобы потом чего не вышло”; “Я считаю своим долгом, как старший товарищ, предостеречь вас.
Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества… И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя”). В его речи часто проступает зловещий подтекст. Примечателен его диалог с Коваленко.
Увещевая молодого учителя, Беликов говорит, что о его езде на велосипеде могут узнать директор и попечитель – “Что же тут хорошего?”. Не называя конкретных оппонентов, Коваленко заявляет, что не позволит кому-либо вмешиваться в свой домашние и семейные дела, и обещает послать к чертям собачьим. Скорее всего, это относится к самому Беликову, который уже вмешался. Но слова попадают на подготовленную почву и вписываются в уже сформированный в сознании Беликова подтекст: “Вы должны с уважением относиться к властям”, именно к властям, даже не к директору и попечителю, а именно к властям, что выше и более обобщенно.
Далее логично открывается тема доносительства и фискальства.
К любимым словам и выражениям относятся “Антропос!”, выражающее наслаждение древнегреческим языком, и “Как бы чего не вышло…”.
Комичен или страшен Беликов?
Как свидетельствует проведенный выше анализ рассказа, Беликов страшен.
Однако в обрисовке его много комического, основанного на несоответствий личного поведения общепринятым нормам, что уже было отмечено в предыдущих ответах. Через комическое проступает страшное в облике Беликова.
М. Громов в “Книге о Чехове” пишет: “В Беликове снижена и развенчана тема тиранической власти, древняя тема. Чехов развенчал трагедийный образ, лишив его даже тени величия, ибо тиран велик лишь в глазах раба, в глазах свободного человека тиран – ничтожество”. В чем заключается причина общего страха перед Беликовым?
Причина всеобщего страха, действующая даже после смерти Беликова, в том, что в его развенчанном трагедийном образе отражены вполне реальные, страшные механизмы духовного подавления личности, сформировавшиеся и действовавшие в Российском государстве. Не случайно так печально закончилась судьба самого героя рассказа: он заболел и умер от страха стать посмешищем. В его сознании развернулся весь тот механизм морального и физического уничтожения человека, составной частью которого был он сам: “Ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, – ах, как бы чего не вышло! – нарисуют новую карикатуру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку…”
Что обличает и осуждает Чехов в своем рассказе? Какая проблема волнует писателя?
Помимо “футлярности жизни”, насаждаемой такими, как Беликов, Чехов осуждает духовное рабство представителей русской интеллигенции, в данном случае – учителей. Отсутствие человеческого достоинства, умения его отстаивать, быть прогрессивной частью общества глубоко волновали Чехова.
Объясните смысл названия рассказа.
Футляр – система ограничителей духовной жизни человека и общества. Название рассказа “Человек в футляре” относится не только к одному Беликову, а к обществу в целом. В такой футляр может быть помещен не только учитель древнегреческого языка, а человек, личность вообще, при определенных условиях развития общества.
И это уже говорит, что в самом названии заложен страшный смысл.
Почему три разных на первый взгляд рассказа составляют единый цикл – “маленькую трилогию”? Что связывает их между собой?
Они объединены позицией автора, резко выступающего против “футлярности жизни”, ограниченности и духовной несвободы. Черты “футлярности” объединяют в разных проявлениях героев всех трех рассказов – и Беликова, и Чимшу-Гималайского, и Алехина.
Как “футлярность жизни” проявляется в рассказах “Крыжовник” и “О любви”?
Герой рассказа “Крыжовник” ограничивает круг своих жизненных интересов имением, которое он приобрел после многих лет чиновничьей работы, что составило его жизненную программу. Высшим наслаждением для него стало выращивание крыжовника. Весь во власти сдерживающих соображений образованный помещик Алехин; он не может дать волю своим чувствам, в результате чего гибнет его любовь.
Рассказы, входящие в “маленькую трилогию”, – это рассказы об интеллигенции.
Юмористический или сатирический рассказ “Человек в футляре”? Ответ обоснуйте.
Сатирический. В рассказе с беспощадной силой высмеивается главный герой, используется, как было сказано ранее, прием гротеска.
Приведите примеры юмора и сатиры в прочитанных вами рассказах Чехова.
Юмористические рассказы – “Жалобная книга”, “Канитель”, “Лошадиная фамилия”; сатирические – “Маска”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника” и др.
Какие детали подчеркивают “футлярность” Беликова?
“Футлярность” Беликова распространена на весь его облик и жизненные функции. Калоши и зонт в любую погоду, темные очки и темное пальто, вата в ушах, все вещи в футлярах и футлярчиках, древнегреческий язык как футляр, защищающий от современности, в конце – гроб как вечный идеальный футляр.
Related posts:
Контрольные вопросы и анализ рассказа А.П. Чехова «Человек футляре»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА
АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей
вопросы по произведению
Кто рассказ нам историю о жизни Беликова
Учитель гимназии Буркин
Кем по профессии был Беликов
Учитель греческого языка в гимназии села Мироносицкого
Чем был приметен и замечателен Беликов?
Чем для Беликова являлись древние языки?
«древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик»
Почему Беликов хвалил только прошлое?
« Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Что всегда произносил Беликов, когда в городе что-нибудь разрешалось?
Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
Что Беликов считал товарищескою обязанностью?
«ходить по квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него « поддерживать добрые отношения с товарищами »
Что произошло в городе за 10-15 лет под влиянием поведения Беликова?
Какая обстановка была в доме у Беликова?
Как выглядела спальня Беликова?
была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. (Ф.М. Достоевский. Комната у Раскольникова)
Почему Беликов боялся спать по ночам?
И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны
Кому пришла в голову мысль поженить Беликова и Вареньку?
Сколько было лет на момент знакомства Беликову и Вареньки?
Ему давно уже за сорок, а ей тридцать
Как подействовало на Беликова решение жениться?
«решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр».
Какая была подпись под карикатурой на Беликова и Вареньку?
Откуда жителям города стало известно про карикатуру на Беликова?
все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, — все получили по экземпляру
Что думал Беликов, когда упал и катился по лестнице в подъезде дома Вареньки?
как бы чего не вышло
Что было странного во время похорон Беликова?
во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами.
Что показалось рассказчику, когда Беликов уже лежал в гробу?
…когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!
Что дает человека даже маленький намек на свободу?
даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья
Что «оставил» в наследство Беликов городу?
Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!
После какого эпизода Беликов, «вернувшись домой, лег и больше не вставал»?
Когда Варенька рассмеялась, видя, как он падает с лестницы
Зачем А.П. Чехов в свой рассказ вводит лирическое отступление?
Как называется сборник, в который входит рассказ «Человек в футляре»?
В каком году был написан рассказ А.П. Чехова?
В мае-июне 1898 года
Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу подметила:
«вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь
такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть
сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».
Год написания – в мае-июне 1898г., конец Х I Х века
Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.
Жанр – рассказ; трагикомедия футлярной жизни; сатирическое направление
В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающ их в собственном, никому не нужном, мирке
Композиция – рассказ в рассказе (рассказ Буркина о жизни Беликова); рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие смысловые эпизоды, в которых ярко выражена основная мысль.
Тема – главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, обособленность человека;его замкнутость в собственную скорлупу; тема одиночества; апатии к жизни; тема любви.
Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:
2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре.
5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде
Конфликт – внутренний конфликт и конфликт с окружающим миром
нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:
§ Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
§ Проблема счастья и восприятие счастья. Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
§ « Футлярность» и «футлярная» жизнь
§ Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен.
§ «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
§ Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии.
В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.
Авторские афоризмы
Как бы чего не вышло
Человек в футляре
Беликовщина
Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?
1. А.П. Чехов. «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/chelovek-v-futlyare-chitat-rasskaz-online/rasskaz
2. Краткий анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html
3. Тема рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chelovek-v-futlyare-chehov/
Единство авторской мысли в «маленькой трилогии» А.П.Чехова
Вернуться к списку рефератов
«Человек в футляре»
Тема «футлярной» жизни может быть названа одной из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Она звучала в рассказе «Учитель словесности» (1894), в котором Никитин описывает бездарного и безличного педагога-чиновника, преподавателя греческого языка (вспомним, что «человек в футляре» преподавал тот же предмет). Сходный образ возникает в одном из чеховских отрывков – «Шульц», который предположительно относится к началу второй половины 90-х годов. Здесь изображён ученик первого класса Костя Шульц. Он шагает в гимназию, а впереди него идёт учитель – «в цилиндре и в высоких кожаных калошах, солидных на вид и которые, как кажется, строго и неумолимо скребут по тротуару. Сколько мог взять сапожник за эти калоши, и думал ли он, когда шил их, что они будут так хорошо выражать характер человека, который их теперь носит?» В этом наброске деталь, рисуя внешний облик персонажа, выразительно намекает на его характер. Примерно в то же время, к которому относят этот отрывок, в 1896 году, Чехов записывает в дневнике о М.О.Меньшикове, гостившем у него: «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца».
Интересно, что между двумя этими записями находятся слова Чехова: «Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. Сколько людей таким образом паразитирует около науки, театра и живописи, надев вицмундиры! То же самое, кому чужда жизнь, кто не способен к ней, тому больше ничего не остаётся, как стать чиновником». Писатель перенёс эту запись в свою книжку (см. Книжка I, стр.70, №2), где она предшествует упомянутой записи о человеке в футляре, нашедшем в гробе свой идеал (там же, стр.86, №2). Так с разных сторон подходил Чехов к образу неспособного к жизни чиновника, с душой, упрятанной в «футляр».
История образа «человека в футляре» даёт возможность проникнуть в лабораторию творчества Чехова. Мы видим, как постепенно проясняется и кристаллизуется этот образ, как из характерных деталей вырастает типическое обобщение.
Беликов потому и страшен окружающим его интеллигентам, что своими повадками, своим образом жизни и мысли он воплощает характерные особенности русской государственности с её ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним, с её мундирными, полицейскими замашками. Этот Беликов, повторяющий «как бы ничего не вышло», ходит по квартирам «и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдёт. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами».
Неспроста боятся таких посещений наученные горьким опытом политического сыска русские интеллигенты. Добровольная роль доносчика, фискала Беликову вполне к лицу. Недовольный «вольномыслием» учителя Коваленко, Беликов говорит: «…Я должен буду доложить господину директору содержание нашего разговора…в главных чертах. Я обязан это сделать». И не удивительно, что за последние 10-15 лет под влиянием таких людей, как Беликов, в городе стали бояться всего. «Боялись громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги…»
Россия уже находилась в преддверии великих потрясений, и об ожидании скорых перемен одними из первых заговорили герои Чехова. Он не случайно пишет о таких людях: в самой действительности они попадались чаще, сама жизнь порождала их всё больше.
Образ «человека в футляре» раскрывается постепенно, всё более углубляясь как художественное обобщение. Сначала мы смотрим на Беликова «буркинскими» глазами. Затем слова Ивана Ивановича открывают новую перспективу образа, прямо связывая его с укладом жизни. Но и это ещё не всё. Прочитав рассказ до конца, мы как бы поднимаемся на новую ступень в осмыслении образа. Автор, казалось бы, ничего не добавляет от себя к разговору двух героев. Но одна деталь, как всегда у Чехова внешне совершенно «безобидная», вдруг заставляет взглянуть на рассказанное с новой, ещё более широкой точки зрения.
Что произошло в городе за 10 15 лет под влиянием поведения беликова
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
12.1. Философское звучание любовной лирики А. С. Пушкина.
12.2. В чём смешон и чем страшен Беликов? (По рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»)
12.3. Какую роль в характеристике героев пьесы М. Горького «На дне» играют их имена и клички?
12.4. Исторические мотивы в отечественной поэзии 2 половины ХХ–начала ХХI вв. (На материале не менее 3-х произведений)
Комментарии к сочинениям
12.1. Философское звучание любовной лирики А. С. Пушкина.
12.2. В чём смешон и чем страшен Беликов? (По рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»)
12.3. Какую роль в характеристике героев пьесы М. Горького «На дне» играют их имена и клички?
В ночлежке живут люди, которые в силу разных обстоятельств спустились с небес социальной лестницы на дно. Это бывший барон, имевший когда-то поместья, владелец мехового цеха, ставший обыкновенным портным, провинциальный актер, познавший признание и популярность.
Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека.
12.4. Исторические мотивы в отечественной поэзии 2 половины ХХ–начала ХХI вв. (На материале не менее 3-х произведений)
Тема может быть раскрыта на примере творчества поэтов: В. Высоцкого, А Вознесенского, Э. Асадова и др.
К исторической теме обращается А. Вознесенский в рок-опере «Юнона и Авось». В основе сюжета – трагическая история любви русского графа и мореплавателя Николая Резанова и дочери испанского наместника Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо. Основная сюжетная линия правдива во всех вариантах, она берет начало с того момента, когда в 1806 году к берегам Калифорнии под флагом российского флота и под предводительством русского графа и камергера Его Императорского Величества пристали два брига – «Юнона» и «Авось». Содержание всего остального действия допускает разные, порой противоречивые толкования уже потому, что история стала поводом для создания многочисленных поэм, опер, балетов и просто искусствоведческих исследований. А художественное творчество предполагает разной степени погрешности перед истиной, в чем и признавался автор поэмы «Авось» Андрей Вознесенский. Тем не менее, история рассказана так, что захватывает и современного читателя и погружает нас в атмосферу эпохи.
К теме Великой Отечественной войны в своем творчестве не раз обращается Высоцкий. В стихах военного цикла поэт достигает особой емкости и проникновенного лиризма в создании поэтического образа. Таков оживающий на наших глазах и наполняющийся новым предметно — ощутимым смыслом символ Вечного огня в стихотворении «Братские могилы», которое впервые прозвучало в кинофильме «Я родом из детства» (1966) и которым обычно Высоцкий открывал свои выступления — концерты — вплоть до самых последних 1980 г.
А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг, оставь покурить!» — а в ответ — тишина…
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые.
Исторические мотивы звучат и в стихотворении Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча». Автор обращается к героическому прошлому своей страны, показывая её мощь и величие и одновременно заявляя, что в победах над врагом не главное её преимущество и великая миссия. Россия – это страна-труженица, более других ценящая мир:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
|