Что проверяет фас при внеплановой проверке
Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 25.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
ГАРАНТ:
При организации и осуществлении данного вида контроля до 31 декабря 2024 г. применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 25.1 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в часть 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
ГАРАНТ:
См. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, утвержденный приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. N 340
2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:
1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 25.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 25.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ часть 4 статьи 25.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ часть 4 статьи 25.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ статья 25.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1
5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.
7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:
1) наименование антимонопольного органа;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ в пункт 3 части 7 статьи 25.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
8. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается федеральным антимонопольным органом.
9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.
10. К основанию продления срока проведения проверки относится необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, и других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства. При этом порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным антимонопольным органом.
11. В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ часть 12 статьи 25.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.
12. Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления ему копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 25.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 13, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.
13. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 25.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 14, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.
14. Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11 и 16 настоящего Федерального закона не допускается.
Информация об изменениях:
15. Информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Внеплановые выездные проверки ФАС: то, что необходимо знать
Надеемся, что Вам не придется столкнуться с внеплановыми выездными проверками антимонопольного органа. Вместе с тем, в случае участия в данной процедуре необходимо быть к ней готовым. Наша статья поможет Вам разобраться в особенностях «рейдов на рассвете».
Институт Комплаенса всегда готов оказать грамотную юридическую поддержку на всех этапах антимонопольного расследования, включая внеплановые выездные проверки.
В Разъяснении № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» от 17.02.2016г. указывается, что проведение проверок антимонопольным органом является одним из способов получения доказательств. При этом особенно эффективны внеплановые выездные проверки, поскольку у проверяемого лица меньше возможностей и времени для сокрытия признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Ежегодно ФАС России проводится несколько десятков[1] внеплановых выездных проверок по статьям 11 и 16 Закона о защите конкуренции.
В международной практике антимонопольного контроля существует термин «рейды на рассвете» (от англ. dawn raid). Так называются внеплановые выездные проверки антимонопольных органов, которые проводятся без предупреждения, с целью получения доказательств заключения антиконкурентных соглашений проверяемыми лицами.
Для лучшего понимания того, как проводятся внеплановые выездные проверки, обратимся к соответствующим нормативным правовым актам.
Так, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135) антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства:
получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством РФ порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При этом некоммерческие организации подлежат проверке исключительно при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов.
Внеплановая проверка может быть проведена в рамках уже возбужденного дела или до его возбуждения. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 ФЗ № 135 одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства может являться результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Основания проверки:
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 ФЗ № 135;
4) поручения Президента РФ и Правительства РФ;
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или исполнение ранее выданного предписания.
В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.
Внеплановая выездная проверка проводится на основании приказа о проведении проверки. С типовой формой данного приказа можно ознакомиться по ссылке (Приложение № 3 к Приказу ФАС от 25 мая 2012 г. № 340).
Требования к приказу о проведении проверки:
Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа, который должен содержать:
Приказом устанавливаются пределы проведения проверки, которые должны соблюдаться инспекцией. Выход за данные пределы представляет собой превышение полномочий.
Необходимо обратить внимание на то, что приказ должен иметь письменную форму, должен быть подписан руководителем антимонопольного органа, иметь отметку о регистрации в системе документооборота антимонопольного органа.
Изменение состава инспекции в ходе проведения проверки оформляется приказом руководителя антимонопольного органа.
В качестве эксперта при проведении проверки может быть привлечено только лицо, указанное в приказе о проведении проверки.
Антимонопольный орган вправе обращаться в органы прокуратуры, правоохранительные и иные контролирующие органы с предложением о проведении совместной проверки с указанием обоснования такой необходимости. Представители вышеуказанных органов включаются в состав инспекции в качестве специалистов с указанием ФИО и должности.
Уведомление о проверке:
Предварительное уведомление не производится в случае проверки соблюдения требований статей 11 (ограничивающие конкуренцию соглашения) и 16 (ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти) ФЗ № 135. Это связано с тем, что антиконкурентные соглашения в большинстве своем представляют собой тайные устные договоренности, которые подлежат доказыванию посредством совокупности косвенных доказательств, в связи с чем антимонопольному органу необходим элемент неожиданности для получения или изъятия необходимой информации.
В случае проведении внеплановой выездной проверки члена саморегулируемой организации антимонопольный орган уведомляет саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности присутствия ее представителя при проведении проверки.
В соответствии с Разъяснениями ФАС России от 02.08.2010 N 09/753 «О проведении проверки саморегулируемой организации на предмет соблюдения антимонопольного законодательства» такое уведомление саморегулируемой организации, членом которой является проверяемое лицо, необходимо осуществлять после начала проведения проверки (только в отношении проверок по ст. 11 ФЗ №135).
При проведении расследования нарушений общих правил конкуренции и рассмотрении дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) вправе направить в уполномоченные органы государств-членов мотивированное представление о проведении следующих процессуальных действий:
Таким образом, по представлению ЕЭК антимонопольный орган РФ должен будет, в том числе, провести внеплановую выездную проверку.
При этом процессуальные действия, которые проводятся на территории государства-члена, где зарегистрирован нарушитель, в отношении которого ЕЭК проводится расследование или рассматривается дело о нарушении общих правил конкуренции, осуществляются в присутствии и (или) с участием сотрудников уполномоченного структурного подразделения ЕЭК, а также представителя уполномоченного органа государства-члена, на территории которого совершено нарушение и (или) наступили негативные последствия для конкуренции.
Требуется ли ФАС согласование внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры?
В отличие от плановых проверок внеплановые проверки, по общему правилу, не подлежат согласованию с органами прокуратуры.
Информация для субъектов МСП:
Внеплановая выездная проверка[2] субъекта МСП проводится только после согласования с органом прокуратуры, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения запретов, установленных частью 1 статьи 11 (картель) ФЗ № 135.
Как долго ФАС проводит проверку?
Как правило выездная часть проверки, непосредственно связанная с осмотром, проводимым на территории проверяемого лица, продолжается в течении 1 дня. Однако ФАС имеет возможность осуществлять осмотр в течение всего времени, которое указано в приказе о проведении проверки.
Общий срок проведения проверки: не более 1 мес. с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, данный срок может быть продлен на 2 мес. руководителем антимонопольного органа, которым был вынесен приказ о ее проведении. Приказ о продлении срока проведения проверки доводится до сведения проверяемого лица в любой доступной форме, а копия такого приказа с доказательствами его доведения до сведения проверяемого лица прилагается к материалам проверки.
Продление срока проведения проверки производится при:
Срок проведения проверки включает в себя выходные и праздничные дни. Необходимо учесть, что общий срок проведения проверки в итоге не может превышать 3-х месяцев.
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ
Дата начала проверки определяется приказом руководителя антимонопольного органа о ее проведении.
При проведении проверок должностные лица антимонопольного органа вправе:
Стоит отметить, что доступ в жилище проверяемого лица должностные лица не имеют даже в том случае, если проверяемое лицо – индивидуальный предприниматель, а жилище используется им при осуществлении предпринимательской деятельности.
При проведении проверок должностные лица антимонопольного органа обязаны:
Руководитель инспекции совместно с руководителем, иным должностным лицом проверяемого лица или уполномоченным представителем определяет лиц из числа работников проверяемого лица, с которыми будет производиться взаимодействие в ходе проведения проверки (предоставление инспекции документов, информации, решение иных вопросов, возникающих в ходе работы инспекции).
Руководитель инспекции решает организационно-технические вопросы проведения проверки, устанавливает время ежедневного пребывания в помещениях проверяемого лица в течение срока проверки с учетом режима работы проверяемого лица.
Воспрепятствование проверкам. Чем грозит?
При воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица руководитель инспекции предупреждает лиц, препятствующих проведению проверки, о совершении ими административного правонарушения.
Должностными лицами антимонопольного органа по факту воспрепятствования доступу на территорию или в помещение проверяемого лица составляется соответствующий акт (Приложение № 6 к Приказу ФАС от 25 мая 2012 г. № 340). Акт подписывается должностными лицами антимонопольного органа и руководителем или иным должностным лицом, уполномоченным представителем проверяемого лица. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Если лица продолжают препятствовать доступу на территорию или в помещение проверяемого лица, руководитель инспекции составляет протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.4.1 КоАП РФ, и сообщает в органы внутренних дел о факте правонарушения и необходимости его пресечения.
На данный момент ответственность за препятствование проведению проверки представляет собой административный штраф в размере до 10 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. для юридических лиц.
Однако сейчас на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о повышении размеров данных административных штрафов. Так, за воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или уклонение от таких проверок если это повлекло за собой невозможность проведения или завершения проверки административный штраф составит:
Необходимо понимать, какие действия могут считаться воспрепятствованием. Такими действиями, на основе анализа практики антимонопольного органа, в частности, могут быть признаны:
В практике антимонопольного органа встречаются случаи, когда проведению проверки воспрепятствуют лица, представляющие интересы проверяемого лица (например, дело Ханты-Мансийского УФАС России).
Проверка проверяемого лица на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации осуществляется членами инспекции путем:
Информация, необходимая для составления акта проверки, может быть также получена из письменных и устных объяснений должностных лиц проверяемого лица, а также путем фотографирования, ведения видеозаписи и в иных формах, не запрещенных законодательством РФ.
Процедура осмотра
В осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем 2 понятых. Понятыми должны выступать любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае если для осуществления осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты, аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ.
В необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов.
При осуществлении осмотра по результатам исследования документов (информации), содержащихся на электронном носителе информации, должностными лицами антимонопольного органа составляется отчет (Приложение № 4 к Приказу ФАС от 25 мая 2012 г. № 340).
По результатам осуществления осмотра составляется протокол (Приложение № 5 к Приказу ФАС от 25 мая 2012 г. № 340).
Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию на основании соответствующего требования (Приложение № 7 к Приказу ФАС от 25 мая 2012 г. № 340), которое вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Принять данное требование под роспись может любое лицо, у которого имеются полномочия на прием входящей корреспонденции или доверенность на представление интересов проверяемого.
Истребуемые документы и информация предоставляются в виде копий, заверенных печатью юридического лица или подписью физического лица, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента получения указанного требования (нотариальное удостоверение необходимо только в случае прямого указания на это в законе).
Представляемые копии документов должны быть:
По требованию проверяемого лица передача запрашиваемых документов может осуществляться на основании акта приема-передачи документов.
В случае необходимости должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе ознакомиться с подлинниками документов, представляемых проверяемым лицом.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности предоставить истребуемые документы (их копии) и информацию в течение 3 рабочих дней, руководитель проверяемого лица или уполномоченный им представитель в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов и информации, уведомляет в письменной форме руководителя инспекции (или должностного лица, проводящего проверку, в случае проведения документарной проверки одним должностным лицом) о невозможности представления в установленный срок документов и информации с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого проверяемое лицо может представить истребуемые документы и информацию.
В течение 2 рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель инспекции принимает мотивированное решение об установлении нового срока представления документов и информации или принимает мотивированное решение об отказе в продлении срока с указанием обоснования отказа.
Копия принятого решения, удостоверенная в установленном порядке, направляется проверяемому лицу любым доступным способом.
Если требование о предоставлении документов и информации не исполнено в установленный срок, то руководителем инспекции решается вопрос о возбуждении в отношении виновного лица дела об административном правонарушении.
Руководитель и члены инспекции при проведении проверки вправе получать необходимые письменные объяснения от должностных лиц проверяемого лица, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, в том числе по факту отсутствия документов, необходимых для проведения проверки. В случае отказа от представления указанных объяснений в акте проверки делается соответствующая запись.
В случаях, предусмотренных ФЗ № 135, при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля составляются протоколы. К протоколу прилагаются фотографии, негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при проведении действия.
Протокол подлежит прочтению всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом антимонопольного органа, а также всеми лицами, участвовавшими в проведении действий и присутствовавшими при этом. Копия протокола вручается или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу.
ОКОНЧАНИЕ ПРОВЕРКИ
Основанием для оформления результатов проверки является завершение проверки и анализа всех полученных материалов, документов, информации и объяснений.
В случае невозможности вручения акта проверки или отказе руководителя, иного должностного лица, уполномоченного представителя проверяемого лица от подписания и получения акта проверки руководитель инспекции делает в акте проверки соответствующую отметку, заверяемую его подписью, и не позднее следующего рабочего дня направляет один экземпляр акта проверки проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Акт проверки составляется на русском языке и подписывается всеми членами инспекции. В его тексте не допускаются помарки и иные исправления.
К акту проверки прилагаются протоколы проведения действий по осуществлению антимонопольного контроля, объяснения должностных лиц проверяемого лица, другие материалы.
Акт проверки направляется в двух экземплярах, один из которых подписывается проверяемым лицом и возвращается обратно антимонопольному органу.
В акте проверки перечисляются обстоятельства, имеющие отношение к проведенной внеплановой проверке, а также указываются признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые были выявлены в ходе ее проведения. При этом в акте проверки не должны содержаться какие-либо оценочные суждения, а сам он является одним из доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В описании каждого признака нарушения антимонопольного законодательства РФ, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны:
В акте проверки могут быть также отражены сведения о наличии в действиях проверяемого лица признаков нарушения законодательства РФ, рассмотрение которых не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ.
Должностными лицами антимонопольного органа по результатам проведения выездной проверки в журнале учета проверок, находящемся у хозяйствующего субъекта, производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании антимонопольного органа, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства РФ, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц, проводящих проверку, и их подписи. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту проверки не позднее следующего рабочего дня после их поступления.
Заместитель руководителя антимонопольного органа по результатам рассмотрения акта проверки, возражений проверяемого лица (в случае их представления), иных материалов проверки принимает следующее решение (решения):
— о составлении докладной записки в целях проведения правовой экспертизы и решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ;
— о приобщении акта и материалов проверки к материалам рассматриваемого антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если проверка проводилась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
— о передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства РФ, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
— о передаче материалов проверки в структурное подразделение (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования или для приобщения к материалам дела, если проверка проводилась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Акт проверки, составленный антимонопольным органом, закрепляя результат ее проведения, сам по себе не порождает прав и обязанностей лица, поскольку не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства, не содержит обязательного для исполнения требования, а лишь фиксирует признаки выявленных нарушений, в связи с чем не подлежит оспариванию в судебном порядке (Обзор ВС РФ от 16.03.2016).
[2] Только в случаях рассмотрения заявления либо самостоятельного выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (п. 2, п. 5. ч. ст. 25.1 Закона о защите конкуренции)