Что проверяет мчс при плановой проверке в организации
Чек-лист пожарной проверки: что учесть до и как вести себя во время визита инспекторов
Инспекторы пожарной инспекции могут приостановить деятельность компании на срок до 3 месяцев, что в некоторых случаях приведет к краху бизнеса. Поэтому важно соблюдать все требования ведомства — если вы ничего не нарушаете, визиты будут редкими и быстрыми, а результаты проверок — положительными.
Подготовиться к визиту сотрудников налоговой, пожарной инспекции и Роспотребнадзора поможет детальная статья в нашем блоге. В ее основу лег многолетний опыт экспертов консалтинговых и бухгалтерских компаний.
Виды проверок пожарной инспекцией
Пожарная инспекция, как и другие контролирующие органы, проводит плановые и внеплановые проверки.
Плановые проводятся не чаще одного раза в три года. Вас должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до начала, прислав заказным письмом или иным способом копию распоряжения или приказа о проведении проверки.
Внеплановую проверку могут провести в любой момент, если:
О том, что инспекторы нанесут внеплановый визит, вас обязаны предупредить не позднее, чем за 24 часа. Без уведомления могут прийти, если есть угроза здоровью и жизни граждан или обратился потребитель с жалобой на нарушение своих прав.
Чек-лист пожарной проверки: как не допустить нарушений
У вас обязательно должны быть приказ руководителя компании и инструкция по пожарной безопасности. В инструкции зафиксируйте:
Кроме подготовки приказа и инструкции важно позаботиться вот о чём:
Чек-лист пожарной проверки: что проверяет инспектор
Задача сотрудника пожарной инспекции — убедиться, что в офисе, ресторане, магазине или на производственном предприятии соблюдаются Правила пожарной безопасности, которые утверждены МЧС России. Эти Правила касаются всех организаций, вне зависимости от формы собственности и рода деятельности.
Инспектор в ходе проверки проверит:
Выездная плановая проверка предприятия может длиться не более 20 рабочих дней, малого предприятия — до 50 часов, микропредприятия — до 15 часов. Внеплановая — до 10 дней в общем случае, до 2 дней — для малого бизнеса.
Чек-лист пожарной проверки: на что вы имеете право
Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.
Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.
Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!
Проверки МЧС-2021 в условиях пандемии коронавируса
4,6 (Проголосовало: 10)
Требования пожарной безопасности остаются важными в любых условиях, в том числе и при пандемии коронавируса, которая сейчас охватила не только нашу страну, но и весь мир. Поэтому контролирующая деятельность в этой области, которая возложена на Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС), продолжает реализовываться, хотя и в усеченном порядке. Проанализируем подробнее, какие принципы и ограничения применяются при организации проверок в сфере пожбезопасности в 2021 году.
Нормативная база организации контролирующей деятельности
В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:
Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.
Общие правила организации проверок
Согласно действующему порядку МЧС выполняет два основных типа проверочных операций:
Оба типа проверок могут проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию для наглядного контроля выполнения действующих норм.
Частота проведения плановых проверок
Согласно приказу № 644 плановые проверки, выполняемые инспекторами МЧС, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Этот принцип предполагает установление взаимосвязи между уровнем пожарных рисков, связанных с работой компании, и частотой организации плановых проверок на этом предприятии. Согласно пункту 44 интересующего нас нормативного документа для реализации этого принципа МЧС выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:
Это, однако, не значит, что компании, принадлежащие к категории низкого риска, полностью исключены из области контроля со стороны МЧС. Во-первых, внеплановые проверки в отношении таких организаций проводятся в общем порядке. Во-вторых, в случае пожара или несчастного случая на предприятии, сопряженного с возгоранием, его категория может быть изменена в сторону более высокого риска, что будет означать включение его в график плановых проверок.
На обособленных портала Главных управлений МЧС по отдельным субъектам Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства публикуются списки организаций, принадлежащих к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Это дает руководителям компаний возможность самостоятельно сориентироваться в графике выполнения проверочных операций.
Если при этом будет обнаружено, что инспекторы МЧС собираются провести плановую проверку в компании в сроки, не отвечающие действующим требованиям, уполномоченный представитель организации вправе подать жалобу для исключения предприятия из списка планов на текущий календарный год. Однако стоит учитывать, что это займет довольно долгое время. Поэтому планы, которые размещаются на порталах Главных управлений и прокуратуры, лучше изучить сразу после их публикации.
Плановые проверки МЧС в 2021 году
Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 3 апреля 2020 года N 438, которое действует в течение пандемии. Оно касается как плановых, так и внеплановых мероприятий, причем каждый тип таких контролирующих операций в текущем году будет иметь заметные особенности.
Так, по большому счету, можно сказать, что большая часть плановых проверок МЧС на 2021 год отменена. Во всяком случае, полностью запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:
Итак, для МЧС в отношении плановых проверок остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года. Все остальные предприятия должны быть исключены из графиков плановых проверок, опубликованных на порталах Главных управлений МЧС.
Внеплановые проверки МЧС в 2021 году
Внеплановые проверки по определению организуются при наступлении каких-то серьезных обстоятельств, причем в случае, когда речь идет о работе МЧС, они должны быть связаны с вопросами пожарной безопасности. Общий – и весьма длинный – список законных оснований для организации внеочередного контроля приведен в пункте 67 постановления № 644. Однако в соответствии с временными правилами, зафиксированными в постановлении № 438, в 2021 году этот список будет сокращен. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут только:
Возможность отсрочки проверки
Ясно, что угроза распространения инфекции COVID-19 и обусловленное ею полное или частичное приостановление деятельности на долгий период коснулись не только государственных органов, но и самих предприятий. Поэтому для них сейчас самым важным становится сохранить свое положение на рынке и обеспечить элементарное выживание. В этих условиях подготовка к визиту инспекторов МЧС могла бы стать непосильной нагрузкой для организаций, которые и так еще не до конца вошли в нормальный режим работы.
Это обстоятельство также оказалось учтено в тексте постановления № 438. В пункте 10 интересующего нас нормативного документа ответственным работникам МЧС предписывается удовлетворять большую часть ходатайств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они касаются необходимости исполнения предписаний инспекторов о ликвидации выявленных нарушений. При этом постановлением определен и максимальный срок рассмотрения такого ходатайства, который не может превышать 10 рабочих дней. Исключение составляют только ситуации, в которых исполнение предписания становится критически важным для продления срока действия лицензии, аккредитации или другого документа, имеющего разрешительный характер.
Организация дистанционного контроля
Итак, невзирая на введенные ограничения, инспекторы МЧС в 2021 году по-прежнему имеют легитимную возможность контролировать работу коммерческих и государственных предприятий на предмет исполнения требований пожарной безопасности. Правда, во многих случаях применение таких мер потребует согласования со стороны Прокуратуры. Последняя же, конечно, учитывает, что личный визит инспектора или инспектирующей группы на предприятие предполагает взаимные контакты большого числа людей, что создает реальную угрозу распространения инфекции COVID-19.
Поэтому в 2021 году во всех возможных ситуациях приоритет отдается организации проверок в дистанционном формате. В пункте 6 постановления № 438 четко сказано, что они должны организовываться с применением современных технологических средств аудио- и видеосвязи во всех случаях, кроме следующих ситуаций:
Ситуация с организацией контролирующих мер осложняется сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, ни у самого Министерства, ни у органов Прокуратуры пока нет достаточного объема правоприменительной практики положений временного порядка. Поэтому разрешенные типы проверок выполняются в разных субъектах Федерации несколько по-разному, в зависимости от интерпретации содержания нормативного документа на местах. Во-вторых, не все Главные управления МЧС имеют достаточное количество и качество аппаратуры, необходимой для организации дистанционного контроля, что осложняет процесс реализации тех видов проверок, которые предписывается проводиться в удаленном режиме. Принимая это во внимание, органы Прокуратуры также с осторожностью подходят к вопросу согласования проверочных операций, вынося положительные решения далеко не во всех случаях.
Рекомендации по оперативной проверке пожарно-спасательных подразделений
РЕКОМЕНДАЦИИ по оперативной проверке подразделений
1. Состояние территории, зданий и сооружений:
1.1. оформление фасада символикой МЧС;
1.2. наличие флага МЧС;
1.3. содержание территории подразделения, поддержание порядка, наличие озеленения, обеспечение пропускного режима;
1.4. состояние здания пожарного депо;
1.5. соблюдение в служебных помещениях чистоты порядка;
1.6. наличие и состояние бытовых помещений.
1.7 наличие оздоровительно — восстановительного центра.
2.2. несение службы внутренним нарядом, порядок охраны служебных помещений, знание обязанностей лицами внутреннего наряда;
2.3. соблюдение распорядка дня личным составом дежурного караула (смены);
2.4. порядок допуска в расположение граждан и транспортных средств на территорию подразделения;
2.5. внешний вид личного состава, наличие и состояние форменного обмундирования, соблюдение формы одежды по сезону.
2.6. состояние и обеспеченность личного состава снаряжением (боевая одежда, каска, пояс пожарного, карабин, пожарный топор, сапоги).
3. Организация гарнизонной службы:
3.1. наличие выписки из Расписания выезда подразделений пожарной охраны местного гарнизона (на ПСЧ) и из Плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны (на ЦППС гарнизона);
3.2. наличие и выполнение Плана гарнизонных мероприятий;
3.3. наличие и выполнение приказа об организации пожаротушения на территории местного гарнизона пожарной охраны;
3.4. наличие документов регламентирующих организацию гарнизонной службы, в строгом соответствии с требованиями приказа № 240 МЧС России от (Положение о местном гарнизоне, Приказ о создании нештатных служб и назначении нештатных начальников, должностные обязанности начальников нештатных служб, Лист доведения с отметками о доведении документов гарнизона до руководителей всех подразделений входящих в состав гарнизона;
3.4.1. наличие приказа о назначении начальника местного гарнизона пожарной охраны (если лицо не является сотрудников ФПС) руководителя органа местного самоуправления и согласованный с начальником Главного управления;
3.4.2. наличие приказа о назначении должностных лиц гарнизона;
3.4.3. наличие приказа о порядке выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение работ, а также их компетенции;
3.4.4. наличие приказа о допуске на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;
3.4.5. наличие приказа об организации и руководства работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее — ОПТКП);
3.4.6 наличие приказа об организации нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению работ;
3.5. исполнение начальниками нештатных служб гарнизона своих должностных обязанностей.
4. Организация службы связи подразделения (ЦППС, ПСЧ):
4.1. наличие и исправность средств связи на пункте связи подразделения;
4.2. наличие карты района выезда пожарного подразделения;
4.3. наличие Расписания выезда подразделений гарнизона пожарной охраны;
4.4. наличие у диспетчера (радиотелефониста) и лиц их подменяющих допуска к самостоятельной работе на пункте связи и со средствами связи и допуска по группе электробезопасности;
4.5. наличие водоисточников;
4.6. наличие данных в строевой записки о составе сил и средств гарнизона и территориальной подсистемы РСЧС;
4.7. наличие инструкций о взаимодействии подразделений ГПС со службами территориальной системы РСЧС;
4.8. наличие планов и карточек тушения пожаров на пожароопасные объекты, их состояние, соответствие утвержденному начальником подразделения перечню и отметки в планах и карточках об их корректировки (не реже 1 раза в год), а также график их отработки;
4.9. знание дежурным диспетчером (радиотелефонистом) своих должностных обязанностей.
5. Планирование работы дежурной смены:
5.1. наличие и выполнение планирующих документов начальника караула (планы на дежурные сутки, на месяц, самостоятельной подготовки на год, план специализации смены на год ), наличие отметок о выполнении, наличие подтверждающей документации;
5.2. наличие распорядительных документов в папке начальника караула;
5.3. наличие приказа о допуске и расстановки автотранспорта на территории подразделения.
6. Организация профессиональной и служебной подготовки личного состава:
6.1. наличие расписания занятия с личным составом на месяц и соответствие его требованиям «Программы подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России», утвержденной ;
6.2. наличие методических планов проведения занятий с личным составом по профессиональной подготовке;
6.3. наличие и заполнение журнала учета занятий по подготовке дежурного караула (смены), посещаемости и успеваемости личного состава (учебный журнал);
6.4. ведение личных конспектов (учебных тетрадей) у личного состава караулов;
6.5. оформление учебных классов и наличие наглядных пособий;
6.7. отработка норматива по подготовке:
6.8. провести отработку норматива по ПСП № 4 «Сбор и выезд по тревоге дежурного караула в составе двух отделений» («отл»-34 сек., «хор»-38 сек., «уд»-42 сек., при пневматической системе сцепления и торможения автомобиля, время увеличивается на 60 сек.)
7. Организация работы по предварительному планированию действий по тушению пожаров и проведению работ:
7.1. наличие документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению работ (планы и карточки пожаротушения ПТП и КТП);
7.2. наличие графика корректировки и отработки ПТП и КТП;
7.3. наличие отметок в ПТП и КТП о их отработке;
8. Организация охраны труда в подразделении:
8.1. наличие приказа об организации охраны труда, с указанием ответственных лиц за состояние охраны труда в подразделении и по проведению инструктажей по охране труда с личным составом;
8.2. наличие и ведение журнала учета проведенных инструктажей по охране труда с личным составом;
8.3. организация и проведение занятий по охране труда с личным составом караулов (наличие методических планов, отметок в журнале учета занятий по подготовке дежурной смены, посещаемости и успеваемости личного состава).
9. Эксплуатация пожарной техники, вооружения, снаряжения, оборудования, пожарных рукавов:
9.1. наличие и исправность основной и специальной пожарной техники;
9.2. организация и выполнение ремонта, технического обслуживания и испытания пожарной техники и вооружения;
9.3. наличие у водительского состава свидетельств на присвоение квалификации водителя пожарного автомобиля с правом работы на АЦ (АЛ);
9.4. наличие дефектных журналов на пожарной техники с отметками (водители — ежесуточно, начальник караула — еженедельно, начальник части — ежемесячно), для устранения выявленных замечаний;
9.5. наличие поста технического обслуживания в подразделении, его оборудование и поддержание в нем чистоты и порядка;
9.6. укомплектованность пожарной техники вооружением и оборудованием, его крепление в отсеках;
9.7. наличие гидравлического инструмента (ГАСИ).
10. Проверка документации:
10.1. журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;
10.2. наличие журналов учета технического обслуживания на все имеющиеся автомобили;
10.3. наличие карточек эксплуатации АКБ и карточек учета работы автомобильных шин;
10.4. наличие журнала выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей;
10.5. при проверки центра необходимо проверить:
10.5.1. наличие ремонта и ПТЦ
10.5.2. отметки о выполнении ;
10.5.3. соблюдение сроков ремонтов и ;
10.5.4. порядок техники на ремонт.
11. Проверка состояния пожарной и специальной техники:
11.1. положенность, наличие (штатная, заштатная) и техническое пожарной техники, принятые решения по заштатной и неисправной технике;
11.2. внешний вид автомобиля (состояние лакокрасочного покрытия, чистота в кабине боевого расчета и отсеках автомобиля, размещение ПТВ);
11.3. проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла;
11.4. проверить правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарного автомобиля, исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, и специальной;
11.5. проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разряжения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073–0,076 МПа (550–570 мм рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм. рт. ст.) за 2,5 мин.
12. работа:
12.1. наличие и ведение дневника работы;
12.2. оформление наглядной агитации (фотографии руководства МЧС России, регионального центра, ГУ МЧС России по субъекту, отряду;
12.3. наличие стендов с символикой МЧС и списков нуждающихся в улучшении жилищных условий;
12.4 наличие видеотек, фонотек и библиотек;
12.5 наличие стенда лучший по профессии;
12.6 кодекс чести МЧС России;
12.7 Информация об обобщении и распространении передового опыта, популяризации отличившихся, пропаганде героических традиций и подвигов, совершенных пожарными при выполнении служебных обязанностей, разъяснение требований Законов РФ, уставов об ответственности за нарушение правил несения службы;
12.8 ведение подшивки газет и журналов (спасатель, пожарное );
12.9 наличие настольных игр (шахматы, шашки, нарды);
12.10 наличие номера «Психологической газеты»;
12.11 создание необходимых условий и организацию отдыха личного состава;
12.12 провести встречу и беседы с личным составом дежурного караула (смены), (подразделения) с разъяснением личному составу караула сущности возлагаемых на них обязанностей и значения строгого их выполнения, изучением настроений, нужд и запросов личного состава, выявлением больных лиц, лиц с пониженной устойчивостью. При необходимости провести индивидуальные беседы с отдельными сотрудниками.
Проверки МЧС: как избежать штрафа в 2021 году
Малый бизнес освободили от проверок, но сотрудники МЧС могут прийти внепланово. Рассказываем, как проверяют бизнес на тему пожарной безопасности и как избежать крупных штрафов.
Какие проверки проводят МЧС
Проверки от МЧС делятся на 2 вида:
Плановые. При такой проверке инспекторы выезжают в офис или на производство. О проверке сообщают за 3 рабочих дня бумажным письмом или по e-mail. Проверяющие смотрят документы о пожарной безопасности: правила действий при пожаре, инструкции о противопожарной безопасности, правила использования противопожарных систем. Календарь проверок обычно публикуют на сайте МЧС каждого региона.
Внеплановые. О такой проверке сообщают за 1 рабочий день или инспекторы придут внезапно при угрозе несчастного случая. Обычно такие мероприятия проводят, чтобы проверить выполнения предыдущих предписаний, по жалобе в МЧС или по распоряжению прокуратуры.
1 июля 2021 года в МЧС определили все проверки, которые они имеют право проводить:
Выездная проверка. Инспекторы проверяют документацию и сам объект. На это может уйти до 10 рабочих дней.
Инспекционный визит. Облегченный вариант проверки. Обычно проходит в течение дня и сотрудники МЧС просто консультируют о правилах безопасности.
Рейдовый осмотр. В этом случае инспекторы проверяют скопом предпринимателей одной сферы. Например, общепит или продавцов одежды. Эта проверка всегда проводится внепланово.
Документарная проверка. Внеплановый запрос документов или объяснений от руководства.
Выборочный контроль. Внеплановые мероприятия, когда берут пробы, образцы или используют специальные инструменты.
Кого не будут проверять во время пандемии
До 2022 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Поэтому инспекторы не придут к предпринимателям, которые выполняют ряд условий:
Не более 100 человек в штате.
Не более 800 миллионов прибыли за предыдущий год.
Доля в компании крупного бизнеса не более 25%(для государственных учреждений) или 49% (для иностранных компаний).
Но мораторий не отменяет внеплановые проверки. Поэтому если есть жалоба или явные нарушения, то проверки будут. Плюс плановые мероприятия не отменили, а перенесли на следующий год и лучше контролировать календарь проверок, чтобы визит инспекторов не стал неожиданностью.
Кого чаще всего выбирают для проверки
У МЧС действует риск-ориентированный подход, то есть каждому объекту дают степень риска и от этого зависит, как часто проходят проверки. Раньше индикатора риска действовали для целых отраслей или ряда объектов, но с 2021 года инспекторы имеют право присваивать степень риска отдельным объектам. На сайте МЧС работает калькулятор, которые помогает определить категорию риска. Также рекомендуем посмотреть критерии, по которым оценивают объекты.
Если узнали о проверке, то подготовьте все регистрационные документы о бизнесе. Кроме этого, должны быть оформлены все документы о пожарной безопасности, приказы о назначении ответственных лиц, соглашения об обслуживании огнетушителей и другого противопожарного оборудования. На сайте МЧС есть чек-листы, которые помогут подготовиться к проверке.
Зачастую предприниматели получают штрафы из-за того, что проходы заполнены разным хламом, нет инструкций с действиями на случай пожара, неправильно используются электросети и нет оборудования для оповещения об экстренной ситуации.
Если инспекторы нашли нарушения, то чаще всего предпринимателям грозит административная ответственность. Все наказания прописаны в статье 20.4 КоАП РФ. Например, можно получить до 1 миллиона рублей или приостановления деятельности до 90 суток. Более того, если при пожаре погибли люди или произошли крупные финансовые потери, то могут возбудить уголовное дело по статье 219 УК РФ. За тяжкие последствия могут лишить свободы на 7 лет.