Что проверяет министерство юстиции
Документы НКО, запрашиваемые Министерством юстиции при документарной проверке
Проверка документов проводится за 3 предыдущих года. документы, запрашиваемые Министерством юстиции при документарной проверке:
информация о месте нахождения организации (фактический с юридическим должен совпадать);
решения органов управления (протоколы, распоряжения, приказы, справки);
документы, подтверждающие полномочия органов управления;
документы о структурных подразделениях, об организациях, которые входят в вашу организацию и об организациях, в которых вы являетесь членом. Информация предоставляется в простой письменной форме;
информация об учрежденных хозяйственных органах или юридических лицах – также в простой письменной форме;
финансовые планы и сметы – в произвольном виде;
документы, утверждающие добровольные взносы и их размеры;
перечень членов, если организация основана на членстве;
отчеты руководящих органов о проделанной работе (в саморегулируемых организациях);
информация о зарегистрированных средствах массовой информации (газеты, журналы, сайты) – в простой письменной форме;
сведения об источниках формирования имущества, об источниках финансирования – в произвольной форме, должно соответствовать бухгалтерскому учету;
учетная политика организации;
сведения об открытых расчетных счетах, включая валютные;
материалы, подтверждающие выполнение уставных целей;
регистр бухгалтерского учета (запрашивается не всегда, но часто);
бухгалтерскую и налоговую отчетность;
численный состав работников;
размер оплаты труда – в простом произвольном виде;
договора с волонтерами;
протоколы ревизионной комиссии либо отчеты ревизора;
аудиторские заключения (в случае проведения обязательного аудита);
Сведения о предпринимательской деятельности – в произвольной форме, есть и какая или отсутствует.
Контролирующий орган подает в суд заявление на ликвидацию некоммерческой организации, если деятельность организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации и рассматриваются в совокупности.
Автоматизируйте работу некоммерческих организаций при помощи программы 1С-Рарус. Тогда в документах и отчетности НКО будет порядок и прозрачность, любую проверку организация сможет пройти с легкостью.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Проверка минюста: как избежать ошибок
Каждый год Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы в плановом порядке проверяют деятельность некоммерческих организаций на соответствие закону и их учредительным документам. Юрист Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» Константин Воробьёв изучил результаты всех проверок некоммерческих организаций Главным управлением Министерства юстиции РФ по Москве за 2019 год, нашёл наиболее частые нарушения и способы их исправить.
Как узнать о проверке
Особенность плановых проверок — возможность к ним заранее подготовиться, так как календарный план проверок НКО публикуется в ноябре-декабре предыдущего года. Посмотреть, не запланирована ли проверка вашей организации в 2020 году, можно как на сайте соответствующего управления Минюста России, так и во ФГИС «Единый реестр проверок» — https://proverki.gov.ru/.
Перечень запрашиваемых для проверки документов легко найти, и в нём редко бывают сюрпризы. Обычно помимо учредительных документов запрашивают все документы, так или иначе связанные с управлением организацией (протоколы органов управления, приказы директора), программной деятельностью, распоряжением денежными средствами (договоры, акты, отчёты, выписки со счетов), финансовой и бухгалтерской отчётностью — есть время привести дела в порядок.
Нарушения, обнаруженные у московских некоммерческих организаций в 2019 году, рассмотрены в следующем виде: сперва те, что содержатся в учредительных документах, затем — в протоколах и решениях органов управления и, наконец, выявленные в текущей деятельности НКО.
1. Ошибки в уставе организации
Казалось бы, при регистрации НКО, внесении изменений в устав Минюст России и так чрезвычайно тщательно проверяет каждую формулировку на соответствие требованиям законодательства, к чему проверять повторно?
Однако законодательство часто меняется, а в положениях основного документа организации остаются устаревшие нормы, которые могут прямо противоречить новым законам, поэтому задача проверяющего органа — напомнить НКО о необходимости приведения их в соответствие всем требованиям.
Если устав был зарегистрирован до 2014 года, есть большая вероятность, что в нём будет даже некорректное определение организационно-правовой формы некоммерческой организации. Так, в результате реформы корпоративного законодательства в определении фонда и автономной некоммерческой организации появилось указание на то, что это «унитарная» организация. Если в уставе фонда/АНО это не найдёт отражения, Минюст России непременно заметит несоответствие положений устава статье 123.17/123.24 ГК РФ.
Что нужно сделать: проверить, что определение организационно-правовой формы и её признаки в уставе актуальны (Глава 4 ГК РФ).
Самая частая ошибка — неверно указана исключительная компетенция органов управления НКО. Важно обратить внимание, что в уставе должен быть полный перечень всех вопросов, решение которых относится к компетенции высшего органа управления.
Неоднократно ГУ Минюста России по Москве выявляло, что к компетенции высшего органа управления не были отнесены следующие вопросы:
В учредительном документе также обязательно должно быть отражено, что по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления решения принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов путём проведения очного голосования.
Вместе с тем проверяющий орган обращал внимание, что в уставе должны быть не только верно определены порядок формирования и срок полномочий органов управления, но и корректно указаны их названия. Так, в частности, высший орган управления не может быть назван «правлением» в фонде, «советом/правлением/президиумом» — в ассоциации, общественной организации, так как в соответствии с главой 4 ГК РФ эти названия предусмотрены для коллегиального исполнительного органа некоммерческой организации.
Что нужно сделать: проверить, чтобы формулировки устава об органах управления НКО в точности соответствовали статьям 28 и 29 ФЗ «О некоммерческих организациях», а также нормам главы 4 ГК РФ статьи 10 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» и положениям ФЗ «Об общественных объединениях».
Нормы закона о преобразовании и ликвидации некоммерческих организаций также подверглись значительным изменениям за последнее время. Как следует из замечаний, вынесенных Минюстом России, в уставе должны быть чётко зафиксированы все организационно-правовые формы, в которые может быть преобразована некоммерческая организация, либо указано, что реорганизация не допускается. Что касается ликвидации, несмотря на то что положения, посвящённые данной процедуре, тщательно определены в законе, Минюст России требует подробного описания порядка ликвидации в уставе некоммерческой организации.
Что нужно сделать: проверить, все ли отражённые в уставе организационно-правовые формы преобразования НКО актуальны, установлен ли порядок ликвидации и соответствует ли он статье 63 ГК РФ, а также статье 19 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Среди наиболее часто встречающихся нарушений — отсутствие описания символики в уставе. Исходя из информации на официальном сайте НКО, в представленных документах, письмах Минюст России делает вывод о наличии символики организации, главным образом — эмблемы (под эмблемой в большинстве случаев понимается изображение животного, явления природы или иного символа рядом с названием организации). В том случае, если символика есть, но она не описана в уставе, это будет считаться нарушением требований пункта 5 статьи 3 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Что нужно сделать: проверить используется ли на фирменном бланке, официальном сайте организации эмблема, содержится ли её описание в уставе.
Следует отметить, что хоть и совсем в редких, однако достойных упоминания случаях Минюст России обнаружил следующие ошибки:
Из приведённых примеров нарушений можно сделать вывод, что законодательство о некоммерческих организациях на настоящем этапе развития не отличается стабильностью, поэтому отслеживание соответствия устава как основного документа организации таким изменениям является безусловной задачей каждой НКО.
Ошибки в оформлении деятельности органов управления
Анализ выявленных нарушений показывает, что серьёзное затруднение у некоммерческих организаций вызывает оформление решений или протоколов заседаний органов управления.
Чаще всего Минюст России указывает, что в представленных документах отсутствуют следующие сведения:
Кроме этого, было выявлено, что нередко нарушается периодичность проведения заседаний органов управления, закреплённая в уставе организации, а также исключительная компетенция высшего органа управления, вопросы которой не могут быть переданы на рассмотрение иным органам управления организации.
Что нужно сделать: проверить регулярность проведения заседаний органов управления НКО, а также правильность оформления протоколов и решений указанных органов на соответствие уставу и требованиям, установленным статьёй 181.2 ГК РФ, пункты 4, 5 статьи 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Ошибки в текущей деятельности
Тип ошибок, рассмотренных в этой главе, возникает в результате повседневной деятельности некоммерческой организации, поэтому чаще всего представлен в виде нарушения сроков совершения либо не совершения вовсе действий, предусмотренных законом.
Исходя из представленных договоров, отчётов Минюст России проверяет информацию о местонахождении постоянно действующего руководящего органа НКО — директора/правления. В некоторых случаях должностное лицо, указанное в распоряжении о проведении проверки, может лично убедиться в достоверности путём выезда по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ.
В случае, если проверяющий орган установит, что НКО не находится по данному адресу, это будет признано нарушением пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым организация должна в течение трёх дней со дня наступления изменений уведомить об этом.
Минюст России самостоятельно занимается поиском и рассмотрением сведений о сдачи НКО отчётов, предусмотренных, в частности, пунктом 3 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученного от иностранных источников.
Кроме того, проверке подлежит выполнение требований пункта 3.1 и пункта 3.2 статьи 32 приведённого выше закона о размещении организацией в Интернете или предоставлении средствам массовой информации для опубликования отчёта о своей деятельности либо сообщения о продолжении своей деятельности.
Соблюдение положений данного раздела должно быть наиболее значимым для НКО, поскольку неоднократное непредставление указанных сведений является основанием для обращения Минюста России в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
Заметно реже проверяющий орган выявляет, что НКО ведёт деятельность вне места своего нахождения (арендует помещение, нанимает сотрудников, рассказывает об этом на сайте и т.п.), а информация о филиалах или представительствах организации не содержится в ЕГРЮЛ, что является нарушением требований статьи 55 ГК РФ и пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку НКО в трёхдневный срок не уведомила об указанных изменениях.
Отдельное внимание следует обратить на отсутствие одобрения высшего или надзорного органа в случае заключения сделки при конфликте интересов. К примеру, если Минюст России обнаружит возмездный договор НКО с другим юридическим лицом, в котором директором/учредителем является руководитель некоммерческой организации, а решение об одобрении указанной сделки не приложено — будет зафиксировано нарушение статьи 27 ФЗ «О некоммерческих организациях».
Что нужно сделать: проверить, все ли сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются актуальными, удостовериться в полной сдаче отчётов, а также на регулярной основе осуществлять ревизию деятельности и документов организации.
Нарушение требований к запрашиваемым документам
Важно не только вести деятельность в соответствии с законом и учредительными документами, но и не совершить ошибок при подготовке документов, требуемых для проверки Минюстом России.
Так, в одном случае проверяющий орган указал, что непредставление в полном объёме документов, указанных в распоряжении о проведении проверки, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ, поскольку представляет собой неповиновение законному распоряжению должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного контроля.
Помимо этого, необходимо представлять документы в надлежаще оформленном виде, а именно — копии должны быть сшиты, пронумерованы и подписаны уполномоченным лицом. Несоблюдение данного требования также может быть признано Минюстом России в качестве отдельного нарушения, поэтому особенно важно чрезвычайно внимательно относиться к сбору и подготовке документов и начинать этот процесс заранее.
Приложение. Инструкция об организации служебных проверок в Министерстве юстиции РФ и его территориальных органах
Приложение
к приказу Минюста РФ
от 2 декабря 2009 г. N 415
Инструкция
об организации служебных проверок в Министерстве юстиции Российской Федерации и его территориальных органах
С изменениями и дополнениями от:
25 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г.
а) решение представителя нанимателя;
б) письменное заявление гражданского служащего.
3. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:
— вина гражданского служащего, а также степень вины каждого гражданского служащего в случае совершения проступка несколькими гражданскими служащими;
— деловые и личные качества гражданского служащего, совершившего проступок, иные данные, характеризующие его личность;
— обстоятельства, причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим проступка;
— характер и размер вреда (ущерба), причиненного гражданским служащим в результате совершения проступка;
— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
II. Организация служебной проверки
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 4 внесены изменения
4. Руководитель (начальник) гражданского служащего, которому стало известно о совершении этим гражданским служащим проступка, обязан в письменной форме доложить о проступке:
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 5 внесены изменения
Кроме того, полномочиями представителя нанимателя, указанными в статье 59 Федерального закона, в том числе правом принятия решения о проведении служебной проверки (по письменным заявлениям гражданских служащих), наделяются:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 7 внесены изменения
7. Проведение служебной проверки поручается:
8. В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 пункт 9 изложен в новой редакции
9. Решение о проведении служебной проверки оформляется приказом Минюста России (территориального органа Минюста России), который подписывает в пределах предоставленных полномочий должностное лицо, указанное в пункте 5 Инструкции.
Днем принятия решения о проведении служебной проверки является дата издания соответствующего приказа.
10. Проект приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки готовится:
В приказе Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки:
— указываются основание служебной проверки, должность, фамилия, имя и отчество гражданского служащего, в отношении которого (либо по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;
— определяется срок проведения служебной проверки;
11. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
III. Участники служебной проверки и их полномочия
12. Служебная проверка проводится комиссией, которая состоит из трех и более гражданских служащих, обладающих необходимыми знаниями и опытом.
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 28 декабря 2016 г. N 325 в пункт 13 внесены изменения
13. В состав комиссии включаются:
14. Председатель комиссии организует работу комиссии и несет ответственность за полное, объективное и всестороннее изучение в ходе служебной проверки обстоятельств, послуживших основанием для ее назначения, соблюдение сроков проведения служебной проверки. Председатель комиссии:
1) реализует полномочие представителя нанимателя, предусмотренное частью 1 статьи 58 Федерального закона, по затребованию объяснения в письменной форме от гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, других гражданских служащих и иных лиц;
2) координирует работу членов комиссии, организует взаимодействие и осуществляет контроль за их деятельностью;
3) оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе служебной проверки документов;
4) направляет в установленном порядке запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к служебной проверке;
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 в подпункт 5 внесены изменения
5) пользуется правами и исполняет обязанности члена комиссии, предусмотренные пунктами 15 и 16 Инструкции.
15. Член комиссии в соответствии с поставленными перед ним задачами, с целью выяснения фактических обстоятельств имеет право:
— предлагать гражданским служащим и иным лицам (за исключением гражданского служащего в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка), которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать письменные объяснения на имя должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки;
— в установленном порядке знакомиться с документами, имеющими отношение к предмету служебной проверки, приобщать их (или их копии) в случае необходимости к материалам служебной проверки;
— получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
— при необходимости выезжать в установленном порядке и с разрешения председателя комиссии на место совершения проступка.
16. Член комиссии обязан:
— ознакомиться с Инструкцией под роспись в листе ознакомления, который прилагается к материалам проверки;
— соблюдать права и свободы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, и иных лиц, привлекаемых к служебной проверке;
— в случае обнаружения признаков преступления, административного правонарушения или нарушений служебной дисциплины немедленно докладывать об этом председателю комиссии и должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки;
— обеспечивать сохранность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о ее результатах.
17. Гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, имеет право:
1) ознакомиться с приказом Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки;
2) давать устные и письменные объяснения (письменные объяснения пишутся собственноручно на имя должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки, либо председателя комиссии (приложение N 1);
3) представлять заявления, ходатайства и иные документы, которые приобщаются к материалам служебной проверки;
4) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки;
5) ознакомиться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
IV. Проведение служебной проверки
18. Председатель и члены комиссии:
— изучают нормативные правовые акты Российской Федерации и Минюста России по вопросам, относящимся к служебной проверке;
— составляют перечень вопросов гражданскому служащему, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка;
— анализируют данные о деятельности структурного подразделения Минюста России (территориального органа Минюста России), гражданским служащим которого совершен проступок;
— собирают, обобщают и анализируют необходимую для подготовки заключения информацию.
19. Председатель комиссии разрабатывает план проведения служебной проверки, который утверждается должностным лицом, принявшим решение о проведении служебной проверки.
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 приложение дополнено пунктом 19.1
19.1. Гражданский служащий, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, представляет в течение 2 рабочих дней письменное объяснение.
20. В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка, от письменного объяснения составляется акт (приложение N 2).
21. По решению председателя комиссии с предварительного письменного согласия гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводится служебная проверка (иного лица, от которого получают объяснения), может применяться аудио- или видеозапись. В этом случае в объяснении должна быть сделана отметка о проведении аудио- или видеозаписи с указанием наименования и серийного номера звуко- или видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который эта запись осуществлялась.
Носители записи приобщаются к материалам служебной проверки.
22. Согласно части 7 статьи 59 Федерального закона гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы оформляется приказом Минюста России (территориального органа Минюста России) с подписью должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки.
V. Оформление результатов служебной проверки
23. Результаты служебной проверки оформляются заключением, подготовку которого обеспечивает председатель комиссии.
Заключение представляется на утверждение должностному лицу, принявшему решение о проведении служебной проверки.
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 в пункт 24 внесены изменения
Вводная часть содержат: #
— основания проведения служебной проверки;
— состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);
— фамилия, имя и отчество, должность, стаж государственной службы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и время его службы в Минюсте России (территориальном органе Минюста России), в том числе в замещаемой должности.
В описательной части указываются факты и обстоятельства, перечисленные в пункте 3 Инструкции.
Резолютивная часть содержит:
— вывод о виновности (невиновности) гражданского служащего, в отношении которого проведена служебная проверка, либо информацию, подтверждающую (опровергающую) сведения, содержавшиеся в письменном заявлении гражданского служащего;
— предложения о привлечении гражданского служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной и (или) материальной ответственности либо о направлении материалов в органы прокуратуры или иные органы в соответствии с их компетенцией;
— предложения о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка;
— рекомендации предупредительно-профилактического характера. Заключение подписывают председатель комиссии и члены комиссии, участвовавшие в проверке.
Председатель и члены комиссии несут ответственность за объективность представляемой информации, обоснованность выводов и предложений по результатам проверки.
Член комиссии, несогласный с решением комиссии, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к заключению.
Информация об изменениях:
Приказом Минюста России от 25 декабря 2015 г. N 318 в пункт 25 внесены изменения
25. Председатель комиссии (член комиссии по поручению председателя комиссии) не позднее 5 дней со дня утверждения заключения знакомит гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, с заключением и другими материалами служебной проверки в части, его касающейся, под роспись на заключении с проставлением даты ознакомления.
Время нахождения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, в отпуске, командировке, а также периоды его временной нетрудоспособности в указанный срок не включаются.
В случае если служебная проверка проводилась комиссией Минюста России в отношении гражданского служащего территориального органа Минюста России (по письменному заявлению этого гражданского служащего), копии заключения и материалов служебной проверки не позднее 3 рабочих дней со дня окончания служебной проверки направляются в территориальный орган Минюста России для ознакомления гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка. В течение 3 рабочих дней после ознакомления с указанными документами копия заключения с подписью гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и датой ознакомления направляется по почте в Минюст России.
Ознакомление производится с соблюдением требований пункта 3 части 8 статьи 59 Федерального закона. Факт ознакомления подтверждается подписью гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, на заключении с проставлением даты ознакомления.
В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением либо от подписи в заключении (проставления даты ознакомления) лицо, осуществляющее ознакомление, составляет акт (приложение N 2) и приобщает его к материалам служебной проверки.
26. Копии приказов Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки, о временном отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, заключение приобщаются к личному делу гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка.
В случае если служебная проверка проводилась в отношении (по письменным заявлениям) нескольких гражданских служащих, заключение оформляется в соответствующем количестве экземпляров.
27. По решению должностного лица, принявшего решение о проведении служебной проверки, заверенная копия заключения может быть направлена в заинтересованные структурные подразделения Минюста России (территориальные органы Минюста России и (или) их структурные подразделения) для сведения.
28. Подготовка проекта приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о применении дисциплинарного взыскания осуществляется в установленном порядке Департаментом государственной службы и кадров (кадровым подразделением территориального органа Минюста России, уполномоченным гражданским служащим).
29. Документы служебной проверки постранично нумеруются и формируются в номенклатурное дело, в которое в обязательном порядке помещаются:
1) копия приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о проведении служебной проверки;
2) письменное заявление гражданского служащего (если оно явилось основанием проведения служебной проверки);
3) объяснения гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и иных лиц;
4) акт об отказе гражданского служащего давать письменные объяснения (при наличии);
5) иные документы и материалы, имеющие отношение к проведенной служебной проверке;
7) копия приказа Минюста России (территориального органа Минюста России) о применении дисциплинарного взыскания (при наличии).
Сформированные в номенклатурное дело документы служебной проверки хранятся в Департаменте государственной службы и кадров (территориальном органе Минюста России).