Что проверяет невролог в 9 месяцев
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Что проверяет невролог в 9 месяцев
Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).
Для оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.
Рефлекс Моро
Асимметричный шейный тонический рефлекс
Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом головы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фехтовальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.
Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы
Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.
Хватательный рефлекс
Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захватыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное произвольное захватывание предмета (подушечками большого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пребывает в открытом состоянии приблизительно 50% времени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверхность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.
Парашютный рефлекс
Рефлекс Ландау
Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.
Использование рук
Рефлекс Бабинского
Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.
Общее исследование
Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.
■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.
■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.
■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.
■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.
■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется правильный захват предмета пальцами.
■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.
■ 15-18 мес: комбинируют слова.
■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.
■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с поддержкой.
■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.
■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.
■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.
О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.
В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.
Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.
Плановый осмотр у невролога – что это и зачем он нужен?
Когда идем к доктору?
Первый раз посетить невролога необходимо, когда крохе исполнится месяц (если педиатр, наблюдающий малыша с первых дней жизни, не посоветует сделать это раньше). Хорошо, если беременность и роды прошли без осложнений. А если нет? В этом случае процессы адаптации могут протекать неправильно и привести к одному из неврологических заболеваний, либо адаптация может идти дольше положенного. Основная задача специалиста на этом этапе – увидеть и правильно диагностировать патологию (если таковая имеется), не дать развиться заболеванию.
Готовность номер один
На приеме врач смотрит, как малыш реагирует на свет и звук, соответствует ли норме его двигательная и эмоциональная активность, проверяет рефлексы:
Обращается внимание и на внешний вид ребенка (форма и размер черепа, положение тела и головки, положение глаз, выражение лица, состояние кожи, движение конечностей. Чуть позже невролог будет наблюдать, когда кроха начнет садиться, вставать, делать первые шаги, какие первые звуки и слоги он произнесет.
Так же, как и педиатр, во время приема невролог беседует с родителями. Вам нужно иметь при себе амбулаторную карту ребенка и результаты обследований (если есть). Родители рассказывают специалисту, как родился малыш (были ли осложнения при беременности и родах), как он развивался в течение первого месяца жизни, есть ли какие-либо особенности в развитии, обращают внимание на «тревожные звоночки», которые могут вызвать беспокойство. Маме желательно заранее вспомнить, были ли у нее во время беременности ОРВИ или другие инфекции, угроза прерывания, гипертонус матки, выделения, какие препараты она получала по этим поводам, в каком триместре беременности это все происходило, сколько раз делали УЗИ (если больше 4 раз, то по каким причинам).
Перед посещением невролога обязательно понаблюдайте и за своим чадом.
Вот на что следует обратить особое внимание:
Если вы заметили нарушения по одному из пунктов, это еще не повод для паники и тем более для самостоятельной постановки диагнозов. Но вышеперечисленные моменты очень важны для правильной оценки состояния малыша, и невролог обязательно должен о них знать.
После разговора с родителями и осмотра маленького пациента доктор дает соответствующее заключение и рекомендации. Если врач скажет, что малыш здоров, в следующий раз заглянуть в кабинет невролога нужно через 2 месяца. А как быть, если у ребенка найдены отклонения?
Доверяй, но проверяй
Начнем с того, что не всякий диагноз, который участковый врач из районной поликлиники поставит за 10-15 минут (а именно столько времени, как правило, отводится на плановый прием), является на 100% обоснованным. Гипердиагностика (иначе говоря, перестраховывание), как бы мы к этому ни относились, – отличительный знак современной российской системы здравоохранения. После комплексного обследования (УЗИ структуры головного мозга и мозгового кровообращения, исследования глазного дна и др.), процент большинства диагнозов, поставленных детским неврологом, снижается более чем в 20 раз!
Почему так происходит? Если мама приходит на прием к специалисту со списком жалоб из 100 пунктов (так что постарайтесь трезво оценить, где опасения любящей матери, а где реальные тревожные симптомы), если доктор заметил какие-то отклонения в поведении или во внешнем виде малыша, если беременность и роды проходили с осложнениями, врач захочет осмотреть малыша еще раз. К тому же перед осмотром малыш может перенервничать из-за долгого ожидания в очереди, жары или холода. Может быть, кроха проголодался или время приема совпадает со временем его сна, и ребенок просто не выспался. Отсюда повышенное беспокойство на приеме и нарушения в поведении. Не стоит сразу же обвинять участкового невролога в некомпетентности, ведь неврология – та сфера медицины, где лучше перестраховаться, чем недоглядеть и потом столкнуться с необратимыми последствиями.
Другое дело, если поставленный диагноз требует медикаментозного лечения. Такое «залечивание» здоровых детей может быть крайне опасно для здоровья. Тут «правильная» мама должна руководствоваться принципом «доверяй, но проверяй» и обратиться как минимум еще к одному специалисту-неврологу.
NB! Для постановки диагноза не всегда достаточно лишь клинического осмотра. Также не обойтись и без проведения дополнительных обследований: нейросонографии (ультразвукового исследования через родничок) энцефалограммы (сканирования биотоков мозга), компьютерной или магнитно-резонансной томографии. Во многих случаях необходимо прибегнуть к помощи других специалистов – кардиолога, окулиста, эндокринолога. Только комплексное обследование позволяет своевременно и правильно назначить лечение.
А если есть проблемы?
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП, перинатальное поражение) – поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание)(или травма. ) плода. Этого диагноза пугаться не стоит, чаще всего это лишь временное состояние, текущие недостатки «созревания» нервной системы. Но знать об этих особенностях врачам необходимо, так проще наблюдать за состоянием здоровья малыша.
Нарушения мышечного тонуса – повышенное (гипертонус) или пониженное (гипотонус) напряжение мышц. Гипертонус – очень распространенный диагноз. Это нарушение врач легко определит по многочисленным внешним признакам. Но даже при их наличии диагноз «гипертонус» ставится не всегда, ведь первые 3 месяца жизни у грудничка может быть повышенное напряжение мышц, это вполне допустимо. Гипертонус характеризуется и другими признаками – прижатые к туловищу и/или сильно согнутые ручки, кулачки, постоянно согнутые или разогнутые ножки, особенно перекрест их между собой, запрокинутая длительное время голова.
Реже можно встретить упоминание о гипотонусе – пониженном напряжении мышц, характеризующимся общей вялостью, пассивностью. К сожалению, этот диагноз гораздо опаснее, и лечение в этом случае назначается куда более серьезное.
Синдром гипервозбудимости – его можно определить по следующим симптомам: малыш проявляет явное беспокойство, часто и без видимой причины плачет (при этом у него трясется подбородочек), наблюдаются нарушения сна, ребенок часто запрокидывает голову назад и выгибается, обильно срыгивает через час-два после кормления, нервно реагирует даже на слабые звуковые и световые раздражители.
Внутричерепная гипертензия – повышенное внутричерепное давление. Оно может возникнуть вследствие перенесенной гипоксии плода. Гипоксия плода — это комплекс изменений в организме плода из-за недостаточного снабжения кислородом. Это не самостоятельное заболевание, а следствие различных патологических процессов, протекающих в организме матери, плода и в плаценте. Гипоксия может привести к постепенному увеличению объема спинномозговой жидкости (ликвора) в полостях мозга. Накопление избыточного объема ликвора приводит к повышению его давления на ткани головного мозга. Тошнота и рвота, судороги, выбухание родничка, увеличенный по сравнению с нормой размер окружности головы могут указать на наличие данной патологии. Как правило, внутричерепная гипертензия успешно лечится. Серьезнее обстоит дело, если малышу поставлен диагноз «гидроцефалия».
Гидроцефалия — динамическое нарастание объемов спинномозговой жидкости, сопровождающееся увеличением желудочков головного мозга. Гидроцефалия требует быстрого и серьезного лечения вплоть до оперативного вмешательства.
Синдром вегетативных дисфункций (СВД) – нарушение функционирования вегетативной системы организма. Вегетативная система – важнейшая часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым состояние всех тканей организма. Возникает СВД при неблагоприятном течении беременности и родов, травмах центральной нервной системы и шейного отдела позвоночника, передается по наследству.
У младенцев признаками СВД могут являться «мраморность» кожи, чрезмерное срыгивание, рвота, нарушение сердечного ритма, потливость ладоней, стоп, головы. В дальнейшем вегетативные нарушения могут перейти в психовегетативную стадию.
Чем это лечится?
За исключением гидроцефалии, практически все неврологические расстройства, которые может обнаружить врач у грудничка, лечатся без оперативного вмешательства. Во-первых, медикаментозно. Врач может назначить мочегонные препараты (самый распространенный – диакарб), с помощью которых осуществляется отток жидкости из мозга; препараты, улучшающие мозговое кровообращение, комплекс витаминов. Во-вторых, существует целый комплекс нелекарственных способов терапии. Это физиотерапия, рефлексотерапия, массаж, закаливание (назначается детям 3х месяцев и старше). И, что немаловажно, дети с неврологическими расстройствами требуют особенно тщательного соблюдения режима, участия и заботы.
Не откладывайте визит к неврологу и не бойтесь того, что он может вам сказать. Лучше «захватить» нарушение в самом начале, чтобы потом не столкнуться со страшными последствиями. Любая болезнь отступит, если подойти к делу с умом и ответственностью, любовью и заботой.
У нас безопасно в период пандемии
Почему стоит обратиться в нашу клинику?
Запишитесь на приём прямо сейчас! Не откладывайте здоровье на потом!
Отзывы
Лицензии
Акции
Новости
Медицинская клиника «Ambulatory Medical Center», AMC © 2010-2019
Вы можете оставить заявку, чтобы мы вам перезвонили, заказать услугу или задать вопрос.
Мы заботимся о вашей безопасности и теперь предоставляем онлайн консультации по всем основным направлениям. Вы можете оставить заявку в этой форме, а стоимость уточнить здесь.
После проверки Ваш отзыв будет размещен на данной странице. уточнить здесь
Оператор, получающий согласие субъекта персональных данных:
Цели обработки персональных данных:
Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных:
Принципы обработки персональных данных:
Меры по обеспечению безопасности персональных данных:
Права и обязанности оператора:
Права и обязанности субъекта персональных данных:
Субъект персональных данных имеет право:
Плановые осмотры детей до года – таблица графика врачей
Диспансеризация детей до года – важный процесс, пренебрегать которым нельзя. Многие заболевания поддаются успешному лечению, если выявлены в младенчестве. Именно посещение обязательных врачей до года избавит малыша от серьезных проблем со здоровьем, когда он вырастет.
Диспансеризация предполагает ежемесячные визиты к докторам, которые необходимы для контроля над процессом развития новорожденного, наблюдения за его состоянием здоровья. Специалисты также отвечают на вопросы родителей, касающиеся ухода, кормления, гигиены, развития младенцев в возрасте до 1 года. Наблюдение осуществляется по родовому сертификату, который будущая мама получает, когда она еще беременна. Этот документ обязывает медиков и родителей провести ряд осмотров ребенка и взять у него основные анализы. План диспансерного наблюдения предусматривает, что ребенок должен проходить каждый месяц осмотры у педиатра, а также в определенные периоды посещать узких специалистов в детской поликлинике по месту прописки или частном медицинском центре.
Чтобы зарегистрировать ребенка в поликлинике, нужно принести страховой полис новорожденного и его свидетельство о рождении. Кроме того, во время осмотров нужны следующие вещи:
График прохождения врачей до года (по месяцам)
В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.
Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года
Возраст | Врач | Необходимые анализы |
---|---|---|
Новорожденный | Педиатр | Аудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию |
1 месяц | Педиатр, детский хирург, офтальмолог, невролог | УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг |
2 месяца | Педиатр | – |
3 месяца | Педиатр, травматолог-ортопед, невролог | Аудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови |
4 месяца | Педиатр | – |
5 месяцев | Педиатр | – |
6 месяцев | Педиатр, невролог, детский хирург | Общие анализы мочи и крови |
7 месяцев | Педиатр | – |
8 месяцев | Педиатр | – |
9 месяцев | Педиатр, стоматолог | Общие анализы мочи и крови |
10 месяцев | Педиатр | – |
11 месяцев | Педиатр | – |
12 месяцев | Педиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог | Общие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови |
Плановые осмотры специалистами ребенка до года
Помимо педиатра, ребенка должны осматривать узкие специалисты. Это необходимо для профилактики и ранней диагностики заболеваний, проверки уровня и темпов развития и др.
В первый год жизни ребенку необходимо пройти 6 осмотров в плановом порядке: в роддоме, и по месяцам – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев.
В роддоме
Новорожденных детей в роддоме осматривает педиатр, который измеряет рост, вес, окружность груди и головы, проводит оценку по шкале Апгар. При отсутствии противопоказаний и при согласии родителей в первые сутки делается прививка против вируса гепатита В, на третьи – БЦЖ. На четвертые сутки проводится неонатальный скрининг (у недоношенных детей – на седьмые сутки). Он представляет собой обследование новорожденных по государственной программе с целью наиболее раннего обнаружения серьезных генетических болезней. При условии раннего обнаружения эти заболевания либо не развиваются далее, либо не дают осложнений. Скрининг выполняется путем забора крови из пятки ребенка и дальнейшего нанесения ее на тест-полоску, которая затем проверяется в лаборатории.
В 1 месяц
Педиатр измеряет рост и вес ребенка, окружность груди и головы, размеры большого родничка. Врач также должен осмотреть место прививки БЦЖ. Помимо педиатра, ребенку нужно пройти осмотры у детского хирурга, невролога, офтальмолога, сделать ряд УЗИ и аудиоскрининг. Рекомендуется сначала пройти УЗИ, с результатами которых затем идти к профильным специалистам. Если нет противопоказаний, то в этом возрасте также проводится повторная вакцинация от вируса гепатита В.
В 3 месяца
Сначала следует сдать общий анализ мочи и общий анализ крови, пройти аудиологический скрининг, если он не проводился ранее либо его результаты вызывают сомнения. Затем с результатами нужно идти к педиатру, который измеряет большой родничок, вес и рост ребенка, окружность его головы и груди, осматривает место прививки БЦЖ.
В 6 месяцев
Необходимо сдать общий анализ мочи и общий анализ крови. С результатами нужно посетить педиатра, который, помимо стандартных замеров, осматривает ротовую полость и отмечает, сколько у ребенка уже имеется зубов. В возрасте полугода рекомендуется начать вводить прикорм. Педиатр предоставляет информацию об этом, отвечает на вопросы родителей, а также принимает решение о проведении вакцинации от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка и вирусного гепатита В.
Также врач даст направления к профильным специалистам.
В 9 месяцев
Сначала ребенок должен сдать общий анализ крови и общий анализ мочи. Далее проводится стандартный осмотр педиатром. После него ребенок направляется к стоматологу, который:
В 1 год
Ребенку нужно сдать анализы крови – общий и на глюкозу – и общий анализ мочи. Ему также проводится ЭКГ – электрокардиография. С результатами анализов и обследования ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет стандартный осмотр, сделает отметку о количестве зубов. В этом возрасте делается реакция Манту. Через трое суток оценивается результат. Затем делаются прививки от краснухи, кори, паротита. Кроме этого, ребенок посещает следующих специалистов:
В случае необходимости может быть назначено УЗИ.