Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

Прокурор разъясняет

Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор Булгакова И.П.:

«Исходя из положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 21), действующего в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологии является соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ природоохранных законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами государственного контроля и их должностными лицами, наконец, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также законность изданных ими нормативных правовых актов.

Надзор в сфере экологической безопасности отнесен приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 07 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» к основным направлениям надзорной деятельности, которую прокуроры осуществляют, используя все доступные источники информации о нарушениях законодательства.

Приказом прокурора Орловской области от 29.08.2012 № 114 утверждено Положение «Об Орловской природоохранной межрайонной прокуратуре», в соответствии с которым на Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру возложены организация и осуществление надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан следующими государственными органами специальной компетенции, обладающими контрольно-надзорными и разрешительными полномочиями:

— Управлением Росприроднадзора по Орловской области,

— Управлением Росреестра по Орловской области,

— Управлением Роспотребнадзора по Орловской области,

— Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области,

— Управлением ветеринарии Орловской области,

— Управлением лесами Орловской области,

— Главным Управлением МЧС России по Орловской области.

На Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру также возложен надзор за исполнением указанными контролирующими органами (за исключением Управления Роспотребнадзора по Орловской области, ГУ МЧС России по Орловской области) законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Помимо указанного, природоохранная прокуратура:

— осуществляет надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях;

— обеспечивает участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Орловским природоохранным межрайонным прокурором;

— обеспечивает участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе по искам и заявлениям, предъявленным Орловским природоохранным межрайонным прокурором;

— рассматривает обращения, содержащие сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, осуществляет прием граждан.

Неотъемлемой частью деятельности природоохранной прокуратуры являются также взаимодействие со средствами массовой информации, а также правовое просвещение населения. Орловская природоохранная межрайонная прокуратура расположена по адресу: 302016, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 231, 4 этаж».

Прокуратура
Орловской области

Прокуратура Орловской области

1 декабря 2016, 12:34

О надзорных полномочиях органов природоохранной прокуратуры в сфере соблюдения экологического законодательства

Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор Булгакова И.П.:

«Исходя из положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 21), действующего в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологии является соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ природоохранных законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами государственного контроля и их должностными лицами, наконец, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также законность изданных ими нормативных правовых актов.

Надзор в сфере экологической безопасности отнесен приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 07 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» к основным направлениям надзорной деятельности, которую прокуроры осуществляют, используя все доступные источники информации о нарушениях законодательства.

Приказом прокурора Орловской области от 29.08.2012 № 114 утверждено Положение «Об Орловской природоохранной межрайонной прокуратуре», в соответствии с которым на Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру возложены организация и осуществление надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан следующими государственными органами специальной компетенции, обладающими контрольно-надзорными и разрешительными полномочиями:

— Управлением Росприроднадзора по Орловской области,

— Управлением Росреестра по Орловской области,

— Управлением Роспотребнадзора по Орловской области,

— Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области,

— Управлением ветеринарии Орловской области,

— Управлением лесами Орловской области,

— Главным Управлением МЧС России по Орловской области.

На Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру также возложен надзор за исполнением указанными контролирующими органами (за исключением Управления Роспотребнадзора по Орловской области, ГУ МЧС России по Орловской области) законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Помимо указанного, природоохранная прокуратура:

— осуществляет надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях;

— обеспечивает участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Орловским природоохранным межрайонным прокурором;

— обеспечивает участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе по искам и заявлениям, предъявленным Орловским природоохранным межрайонным прокурором;

— рассматривает обращения, содержащие сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, осуществляет прием граждан.

Неотъемлемой частью деятельности природоохранной прокуратуры являются также взаимодействие со средствами массовой информации, а также правовое просвещение населения. Орловская природоохранная межрайонная прокуратура расположена по адресу: 302016, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 231, 4 этаж».

Источник

Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться? (часть первая)

Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть картинку Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Картинка про Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть картинку Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Картинка про Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть картинку Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Картинка про Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

Рис. Распоряжение Росприроднадзора о проведении плановой проверки организации

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Источник

Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть картинку Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Картинка про Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть картинку Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Картинка про Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Смотреть картинку Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Картинка про Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятии. Фото Что проверяет природоохранная прокуратура на предприятииОбзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере”

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» надзор за исполнением законодательства в экологической сфере считать одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры и осуществлять его комплексно, гласно, с максимальным использованием возможностей институтов гражданского общества.

Важнейшей задачей надзорной деятельности считать реализацию установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с иными заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе Главной военной прокуратурой:

2.1. Осуществлять надзор за исполнением законодательства в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти.

2.2. Систематически анализировать состояние законности в указанной сфере, изучать прокурорскую и правоприменительную практику по данному вопросу, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению.

2.3. Оказывать практическую и методическую помощь нижестоящим прокуратурам в организации прокурорского надзора в экологической сфере, осуществлять руководство их деятельностью и контроль за ней.

3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам, прокурору комплекса «Байконур» в соответствии с компетенцией:

3.1. С учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, об обращении с отходами, о рациональном использовании природных ресурсов, о промышленной безопасности.

3.2. Организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в экологической сфере. В качестве источника информации активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», данные федеральных государственных информационных систем.

В целях оперативного выявления участков загрязнения почв и водоемов, незаконных мест складирования отходов, несанкционированных мест добычи природных ресурсов, негативных изменений в лесных хозяйствах при наличии возможности использовать сведения, полученные с помощью беспилотных летательных аппаратов, аэрофотосъемки и космического мониторинга.

Незамедлительно организовывать проверки информации о нарушении законов, требующей вмешательства прокурора. При выявлении данных, свидетельствующих об устойчивых негативных тенденциях в этой сфере, включать в план работы прокуратуры соответствующие надзорные мероприятия.

Принимать личное участие для обеспечения оперативности, объективности и достоверности проверочных мероприятий, организованных по фактам аварий и иных чрезвычайных происшествий, повлекших масштабное негативное воздействие на окружающую среду, а также по сведениям о многочисленных и (или) грубых нарушениях законов, вызвавших широкий общественный резонанс.

3.3. О наиболее острых проблемах в области охраны окружающей среды и природопользования информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления соответствующего уровня. Информацию о состоянии законности, результаты работы прокуроров на данном направлении регулярно доводить до сведения населения.

3.4. Координировать деятельность правоохранительных органов по противодействию экологической преступности, предотвращению и пресечению нелегального использования природных ресурсов и их незаконного оборота.

3.5. Для решения наиболее актуальных вопросов в сфере экологической безопасности создавать постоянно действующие межведомственные рабочие группы с участием правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных организаций, общественности.

3.6. Обеспечить тесное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими объединениями, уделяя внимание защите права на осуществление общественного экологического контроля.

3.7. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения нарушений законов в экологической сфере. Учитывая, что устранение таких нарушений требует длительного времени и выделения значительных средств, держать под контролем акты прокурорского реагирования до полного исполнения требований прокурора.

Организовать системный надзор за исполнением судебных решений по всем категориям предъявляемых прокурорами заявлений экологической направленности.

3.8. Для выяснения вопросов, требующих специальных познаний (отбор проб, проведение лабораторных исследований, исчисление размера вреда и т. п.), привлекать специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля и подведомственных им учреждений, а также иных организаций для участия в совместных проверках.

3.9. Проверять полноту и своевременность выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями предоставленных полномочий, возложенных на них функций и обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Особое внимание уделять выполнению обязанностей по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде, взысканию платы за природопользование.

При выявлении случаев неисполнения органами государственного экологического контроля (надзора), органами местного самоуправления полномочий по предъявлению иска в суд либо неправомерного перерасчета размера причиненного вреда ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Мерами прокурорского реагирования добиваться, в том числе в судебном порядке, устранения нарушений законодательства, пресечения нелегального использования природных ресурсов, возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

3.10. Обеспечить надзор за законностью нормативных правовых актов, принимаемых в экологической сфере.

Реализовывать полномочия по участию в подготовке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в данной сфере.

3.11. Проверять целевое использование органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, выделяемых на природоохранные мероприятия, в том числе при исполнении национального проекта «Экология», государственных и муниципальных программ, контрактов, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.

Обеспечить надлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими полномочия по государственному (муниципальному) финансовому контролю, а также контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

3.12. Уделять особое внимание выявлению коррупционных проявлений, в частности, злоупотреблений полномочиями должностными лицами органов власти, курирующими вопросы экологии, охраны окружающей среды и природопользования, несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот, в том числе при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Реагировать на случаи непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. При наличии оснований ставить вопрос об освобождении лиц от занимаемой должности в связи с утратой доверия.

3.13. При выявлении в ходе проверки признаков экологических преступлений выносить на основании пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации постановления о направлении соответствующих материалов в следственные органы или органы дознания. Контролировать своевременность, полноту и объективность их разрешения.

Обеспечить исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, их своевременное и качественное разрешение, принятие законных и обоснованных решений по материалам доследственных проверок.

Незамедлительно в рамках предоставленных законом полномочий реагировать на нарушения, допущенные следователями и дознавателями в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел. В случае выявления волокиты, неоднократного вынесения органами следствия и дознания незаконных постановлений, непринятия мер по установлению характера и размера вреда, причиненного преступлениями, требовать полного устранения нарушений законов, добиваясь привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

3.14. Обладать актуальной информацией обо всех объектах (предприятиях), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Особое внимание уделять реализации этими предприятиями мероприятий по снижению степени отрицательного влияния на окружающую среду, в том числе посредством внедрения наилучших доступных технологий, создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ.

3.15. В ходе проверок исполнения лесного законодательства сосредоточить усилия на вопросах противодействия нелегальным заготовке и обороту древесины и иных лесных ресурсов, в обязательном порядке давать оценку соблюдению уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления требований законов при управлении и распоряжении землями лесного фонда (иными категориями земель, занятых лесными насаждениями) и лесными ресурсами, выполнению мероприятий по воспроизводству лесов и реализации функций по государственному контролю, в том числе в рамках инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора в области охраны лесов от пожаров. Решительно пресекать нарушения законодательства в части неготовности органов государственной власти и органов местного самоуправления к пожароопасному периоду, формирования недостоверной документации и статистической отчетности о количестве, площади, причинах возникновения пожаров и размере причиненного ущерба.

3.16. Обеспечить системный и эффективный надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях. Признавать незаконным бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по постановке границ данных территорий на кадастровый учет и обозначению их на местности.

Проводить тщательные проверки законности и обоснованности принятия решений о ликвидации, сокращении территории природно-заповедного фонда или об ослаблении его режима.

В ходе прокурорских проверок в обязательном порядке оценивать законность предоставления земельных участков и согласования хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах, регистрации имущественных прав граждан и юридических лиц. Обращать внимание на вопросы развития экологического туризма, законность взимания с граждан платы за посещение территорий, обеспечение безопасности экологических маршрутов.

3.17. С целью защиты объектов животного мира проводить проверки исполнения законодательства об охоте и о рыболовстве, о сохранении охотничьих ресурсов, об ответственном обращении с животными.

Мерами прокурорского реагирования обеспечить пресечение нарушений, связанных с посягательствами на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и водных биологических ресурсов, среду их обитания, с размещением объектов и осуществлением работ, способных оказать негативное воздействие на них и среду их обитания.

Особое внимание уделять вопросам законности распределения рыболовных участков и квот добычи (вылова) водных биоресурсов, исполнения пользователями условий заключенных с ними договоров пользования водными биоресурсами, пресечения браконьерской деятельности.

При выявлении случаев размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об оказании посреднических услуг по организации незаконной охоты и рыбалки, о реализации контрафактной продукции, орудий незаконного промысла, о незаконных способах добычи животных, о жестоком обращении с ними добиваться, в том числе в судебном порядке, признания такой информации запрещенной к распространению и ограничения доступа к ней.

3.18. Незамедлительно реагировать на случаи невыполнения органами, наделенными полномочиями в области водных отношений, обязанностей по определению границ зон с особыми условиями использования, постановке водных объектов на учет, недопущению незаконного использования водных объектов, застройки береговых полос, размещения в водоохранных зонах мест захоронения отходов и опасных веществ.

Давать оценку фактам нарушений условий водопользования, сбросов неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, размещения выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств, ограничения беспрепятственного доступа граждан к водоемам общего пользования.

3.19. При проверках исполнения законодательства об охране и использовании недр особое внимание обращать на выполнение недропользователями условий лицензионных соглашений, соблюдение требований технической документации при разработке месторождений полезных ископаемых.

С целью профилактики аварий, способных повлечь загрязнение природной среды, устанавливать соответствие требованиям безопасности объектов разведки, добычи и транспортировки полезных ископаемых.

При выявлении случаев самовольной добычи полезных ископаемых, а также недропользования в отсутствие разрешительных документов и с нарушением лицензионных требований и условий рассматривать вопрос о расчете и взыскании экологического вреда, а также об уголовном преследовании виновных лиц.

Побуждать хозяйствующие субъекты к своевременной консервации, ликвидации горных выработок и скважин, рекультивации нарушенных земель, выполнению мероприятий по предотвращению деградации земель и восстановлению плодородного слоя почвы.

3.20. Добиваться от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора принятия мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, предотвращению их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Обеспечить системный надзор за соблюдением законодательства при утверждении и исполнении территориальных схем обращения с отходами, установлении (корректировке) тарифов и определении нормативов образования, накопления и утилизации отходов. Особое внимание уделять законности деятельности предприятий в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соблюдению схем потоков отходов, целевому использованию средств государственной поддержки.

Регулярно проверять исполнение природоохранного законодательства при строительстве и эксплуатации объектов размещения, обработки, сортировки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов. Добиваться прекращения функционирования несанкционированных объектов размещения отходов производства и потребления, рекультивации загрязненных земель, ликвидации объектов накопленного вреда.

3.21. При организации и проведении проверок исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха обращать особое внимание на деятельность предприятий, осуществляющих наибольшее негативное воздействие на него. Оценивать своевременность и полноту проведенных мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ, установлению очистного оборудования, а также реализации уполномоченными органами власти контрольно-надзорных и разрешительных функций по охране и мониторингу атмосферы.

3.22. В ходе проверок исполнения законодательства об экологической экспертизе следует исходить из закрепленных в законе принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Принимать меры реагирования при выявлении фактов реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, осуществления деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

3.23. При осуществлении надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений обращать внимание на наличие необходимой разрешительной документации, соблюдение требований законов при строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации указанных объектов, своевременность их диагностики, ремонта, реконструкции, возмещение ущерба, причиненного в результате аварии или инцидента окружающей среде и гражданам.

3.24. Военным прокурорам, кроме того, проверять полноту соблюдения органами военного управления требований экологической безопасности в ходе войсковых учений и полевых выходов. Особое внимание уделять вопросам защиты от повреждений плодородного слова почвы при обустройстве временных дорог, иных сооружений и коммуникаций, сохранения лесных насаждений, недопущения фактов причинения вреда окружающей среде в процессе применения вооружения, военной и специальной техники, в том числе загрязнения земель нефтепродуктами. Принципиально реагировать на нарушения законодательства при обращении с отходами жизнедеятельности в местах пребывания войск вне пунктов постоянной дислокации.

3.25. В докладных записках об итогах работы прокуратуры за год результаты надзорных мероприятий в экологической сфере отражать в отдельном разделе.

4. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 N 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании».

5. Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В. Краснов

Обзор документа

Определены новые направления прокурорского надзора в области охраны окружающей среды. Уточнены функции прокуроров, в т. ч. при выявлении признаков экологических преступлений.

Например, при выявлении случаев размещения в Интернете сведений об оказании посреднических услуг по организации незаконной охоты и рыбалки, о реализации контрафактной продукции, орудий незаконного промысла, о незаконных способах добычи животных, о жестоком обращении с ними необходимо добиваться признания такой информации запрещенной к распространению и ограничения доступа к ней.

Ранее изданный приказ по этому вопросу признан утратившим силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *