Что проверяет природоохранная прокуратура
Как проходят проверки Росприроднадзора
Росприроднадзор – это орган, который ответственен за контроль в сфере охраны окружающей среды. То есть это структура, обеспечивающая экологический контроль. Ее основные функции: обнаружение и пресечение нарушений экологических норм.
Плановые и внеплановые мероприятия
Проверки Росприроднадзора регламентируются ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении надзорных мероприятий» от 26 декабря 2008 года. Проверка подразделяется на два вида.
Плановая
Плановые мероприятия осуществляются не чаще раза в 3 года. План формируется за несколько месяцев до завершения года. Затем он согласуется с региональной прокуратурой. Сведения о плане проведения проверок можно найти в открытом доступе. Они размещены на сайтах Прокуратуры и Росприроднадзора. Основания для осуществления проверок:
Предприниматель имеет возможность заблаговременно подготовиться к проверке.
Внеплановая
Внеплановая проверка проводится по конкретным фактам. Для ее осуществления нужны основания:
Жалоба может поступать от любых лиц. Внеплановая проверка предполагает более узкий комплекс действий. В частности, проверяется сфера, в которой предположительно произошло нарушение.
Сроки
Максимальный срок плановой проверки – 20 рабочих дней. Касательно выездных мероприятий действуют эти сроки:
Срок в 20 дней может продлеваться в исключительных случаях. Обычно это связано с необходимостью проведения длительных экспертиз и исследований.
Что именно проверяет Росприроднадзор
Росприроднадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:
Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.
Проверяемые документы
Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:
Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.
Правильная подготовка к проверке
К плановому мероприятию следует готовиться заблаговременно. Рекомендуется заказать независимый экологический аудит. Он нужен для проверки наличия всех необходимых документов. Аудитор также проверяет, соответствует ли деятельность организации всем экологическим нормам. Аудит фирма может провести с помощью собственных ресурсов. Если же этих ресурсов недостаточно, имеет смысл обратиться к профессиональным аудиторам.
К внеплановому мероприятию подготовиться сложнее. Уведомление о нем предприниматель получает за сутки до проведения. То есть у фирмы остается минимальное время на подготовку. Однако и в этом случае можно предпринять эти действия:
Не обязательно предоставлять документы моментально. Следует проверить их на ошибки.
Итоги проверки
Если Росприроднадзор найдет правонарушения, оформляется акт. Составляются предписания по исправлению нарушений. Дальнейшие меры зависят от серьезности экологического преступления. Предпринимателю может быть выписан штраф. В крайнем случае работа организации приостанавливается. Повторные нарушения предполагают административную ответственность.
Рассмотрим правонарушения и ответственность за них:
Штрафы, касающиеся экологии, уплачиваются до 20 числа месяца, последующего за отчетным кварталом.
ВАЖНО! Заключение Росприроднадзора можно оспорить. Для этого нужно на протяжении 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.
Дополнительные рекомендации
Больше всего проблем у предпринимателя возникает при внеплановой проверке. Всего за 24 часа ему нужно подготовиться к мероприятию. Сделать это не всегда возможно. Для предупреждения проблем рекомендуется общаться с инспекторами максимально вежливо. Не стоит лгать, так как при проверке быстро обнаружится правда. Рекомендуется оперативно подготовить имеющиеся документы, проверить их на предмет ошибок. После этого пакет бумаг направляется инспектору. Если проводится плановая проверка, а нарушений много, рекомендуется обратиться за аудитом в стороннюю фирму. Смотреть график проверки нужно на официальном сайте.
Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться? (часть первая)
Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами
Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).
Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.
Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.
Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).
При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.
Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.
Виды проверок и основания их проведения
В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.
Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.
Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.
Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.
Плановые проверки
Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.
План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.
По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.
Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.
Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.
Рис. Распоряжение Росприроднадзора о проведении плановой проверки организации
Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.
Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.
Внеплановые проверки
Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).
При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.
При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.
О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.
Прокурор разъясняет
Общий порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, установлен Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
При этом особенности федерального государственного экологического надзора закреплены в соответствующем Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 в указанное Положение внесены существенные изменения о порядке проведения Росприроднадзором и его территориальными подразделениями плановых проверок.
Согласно внесенных изменений, с 8 августа 2017 года Росприроднадзор осуществляет государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ) с применением риск-ориентированного подхода.
Периодичность проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзором на основании установленных критериев риска.
Категория риска объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, определяется в зависимости от:
— категории негативного воздействия на окружающую среду, к которой отнесен объект надзора;
— вида деятельности, осуществляемой на объекте надзора;
— места размещения объекта государственного надзора;
— наличия постановлений о назначении административного наказания (кроме предупреждения) за экологические правонарушения, наличия обвинительного приговора суда за экологические преступления;
— наличия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
Отнесение объектов государственного надзора к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществляется решением территориального подразделения Росприроднадзора. Также на них возлагается обязанность по ведению перечней объектов государственного надзора по категориям риска.
Устанавливается следующая периодичность проведения плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от категории риска, присвоенной такому объекту, и осуществляется в отношении объектов:
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
1 Изображения
Прокуратура
Мурманской области
Прокуратура Мурманской области
25 августа 2017, 14:38
Природоохранная прокуратура разъясняет: Правительством РФ установлен порядок осуществления Росприроднадзором плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода
Общий порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, установлен Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
При этом особенности федерального государственного экологического надзора закреплены в соответствующем Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 в указанное Положение внесены существенные изменения о порядке проведения Росприроднадзором и его территориальными подразделениями плановых проверок.
Согласно внесенных изменений, с 8 августа 2017 года Росприроднадзор осуществляет государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ) с применением риск-ориентированного подхода.
Периодичность проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзором на основании установленных критериев риска.
Категория риска объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, определяется в зависимости от:
— категории негативного воздействия на окружающую среду, к которой отнесен объект надзора;
— вида деятельности, осуществляемой на объекте надзора;
— места размещения объекта государственного надзора;
— наличия постановлений о назначении административного наказания (кроме предупреждения) за экологические правонарушения, наличия обвинительного приговора суда за экологические преступления;
— наличия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
Отнесение объектов государственного надзора к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществляется решением территориального подразделения Росприроднадзора. Также на них возлагается обязанность по ведению перечней объектов государственного надзора по категориям риска.
Устанавливается следующая периодичность проведения плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от категории риска, присвоенной такому объекту, и осуществляется в отношении объектов:
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Прокурор разъясняет
Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор Булгакова И.П.:
«Исходя из положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 21), действующего в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологии является соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ природоохранных законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами государственного контроля и их должностными лицами, наконец, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также законность изданных ими нормативных правовых актов.
Надзор в сфере экологической безопасности отнесен приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 07 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» к основным направлениям надзорной деятельности, которую прокуроры осуществляют, используя все доступные источники информации о нарушениях законодательства.
Приказом прокурора Орловской области от 29.08.2012 № 114 утверждено Положение «Об Орловской природоохранной межрайонной прокуратуре», в соответствии с которым на Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру возложены организация и осуществление надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан следующими государственными органами специальной компетенции, обладающими контрольно-надзорными и разрешительными полномочиями:
— Управлением Росприроднадзора по Орловской области,
— Управлением Росреестра по Орловской области,
— Управлением Роспотребнадзора по Орловской области,
— Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области,
— Управлением ветеринарии Орловской области,
— Управлением лесами Орловской области,
— Главным Управлением МЧС России по Орловской области.
На Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру также возложен надзор за исполнением указанными контролирующими органами (за исключением Управления Роспотребнадзора по Орловской области, ГУ МЧС России по Орловской области) законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Помимо указанного, природоохранная прокуратура:
— осуществляет надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях;
— обеспечивает участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Орловским природоохранным межрайонным прокурором;
— обеспечивает участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе по искам и заявлениям, предъявленным Орловским природоохранным межрайонным прокурором;
— рассматривает обращения, содержащие сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, осуществляет прием граждан.
Неотъемлемой частью деятельности природоохранной прокуратуры являются также взаимодействие со средствами массовой информации, а также правовое просвещение населения. Орловская природоохранная межрайонная прокуратура расположена по адресу: 302016, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 231, 4 этаж».
Прокуратура
Орловской области
Прокуратура Орловской области
1 декабря 2016, 12:34
О надзорных полномочиях органов природоохранной прокуратуры в сфере соблюдения экологического законодательства
Отвечает Орловский природоохранный межрайонный прокурор Булгакова И.П.:
«Исходя из положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 21), действующего в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ, предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экологии является соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ природоохранных законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами государственного контроля и их должностными лицами, наконец, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также законность изданных ими нормативных правовых актов.
Надзор в сфере экологической безопасности отнесен приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 07 декабря 2007 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» к основным направлениям надзорной деятельности, которую прокуроры осуществляют, используя все доступные источники информации о нарушениях законодательства.
Приказом прокурора Орловской области от 29.08.2012 № 114 утверждено Положение «Об Орловской природоохранной межрайонной прокуратуре», в соответствии с которым на Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру возложены организация и осуществление надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан следующими государственными органами специальной компетенции, обладающими контрольно-надзорными и разрешительными полномочиями:
— Управлением Росприроднадзора по Орловской области,
— Управлением Росреестра по Орловской области,
— Управлением Роспотребнадзора по Орловской области,
— Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области,
— Управлением ветеринарии Орловской области,
— Управлением лесами Орловской области,
— Главным Управлением МЧС России по Орловской области.
На Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру также возложен надзор за исполнением указанными контролирующими органами (за исключением Управления Роспотребнадзора по Орловской области, ГУ МЧС России по Орловской области) законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Помимо указанного, природоохранная прокуратура:
— осуществляет надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях;
— обеспечивает участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Орловским природоохранным межрайонным прокурором;
— обеспечивает участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе по искам и заявлениям, предъявленным Орловским природоохранным межрайонным прокурором;
— рассматривает обращения, содержащие сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, осуществляет прием граждан.
Неотъемлемой частью деятельности природоохранной прокуратуры являются также взаимодействие со средствами массовой информации, а также правовое просвещение населения. Орловская природоохранная межрайонная прокуратура расположена по адресу: 302016, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 231, 4 этаж».