Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни

Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни

от 18 мая 2009 г. N 423

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПРОВЕРКИ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, СОБЛЮДЕНИЯ

ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОПЕЧНЫХ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ

ИХ ИМУЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕКУНАМИ

ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ ТРЕБОВАНИЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

СВОИХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93,

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор.

(п. 4(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В акте проверки условий жизни подопечного указываются:

а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;

б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

10. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:

а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;

б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;

в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).

11. Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

(см. текст в предыдущей редакции)

Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.

12. Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.

13. В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;

б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);

в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.

Источник

Приложение N 2. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

Утвержден
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 10 января 2019 г. N 4

Порядок
проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.

6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.

6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка:

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).

6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Источник

Что проверяет опека при осмотре квартиры

Редкий родитель или другой гражданин, воспитывающих детей, рад посещению специалистов отдела опеки. В большинстве случаев посещение воспринимается «в штыки». Это обусловлено непониманием граждан, для чего к ним приходят члены комиссии, проверяют холодильник и шкафы. Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов детей. Рассмотрим, что проверяет опека при осмотре квартиры.

Как опека проверяет жилищные условия ребенка?

Закон предусматривает возможность для специалистов отдела опеки по посещению семей граждан, воспитывающих детей. Однако данные визиты не осуществляются в произвольном порядке.

Закон строго регламентирует категории семей, которые необходимо держать на контроле:

Целью посещения является проверка соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. Проверка осуществляется специалистом отдела опеки самостоятельно или в составе комиссии (представители школы, социальной защиты, КЦСОН, ПДН). Результатом обследования является оформление акта.

Что проверяют?

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи регламентирован Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4.

В процессе проверки специалисты должны установить:

Требования органов опеки к условиям проживания

Не нужно думать, что для положительного исхода проверки в квартире необходимо иметь стерильную чистоту и вагон продуктов. Оценка проводится исходя из объективных показателей. Рассмотрим, на что смотрит опека.

Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний, должно соответствовать установленным требованиям.

№ п/пТребования
1Условный порядок в доме
2Наличие спального места для несовершеннолетнего
3Наличие продуктов питания
4Наличие сезонной одежды в соответствии с возрастом и размером
5Наличие приготовленной пищи
6Наличие детской смеси (при наличии в семье ребенка соответствующего возраста)
7Наличие места для приготовления домашнего задания (не кухонный стол)

Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть картинку Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Картинка про Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни

Одним из вариантов обследования является приглашение специалистов отдела опеки для проверки приобретаемого жилья. Это возможно, если при покупке используются денежные средства несовершеннолетнего либо продают его долю в другой квартире.

Семьи опекуна

В соответствии с Постановлением Правительства от 2009 года № 423, специалисты отдела опеки обязаны посещать по месту проживания всех подопечных.

Документ предусматривает следующую периодичность посещения:

Проверки, которые указаны в нормативном акте, являются плановыми. Они устанавливаются заранее, на следующий календарный год.

Однако отдел опеки имеет право посетить дом опекуна в любое время при наличии сигнала о нарушении детских прав. В этом случае специалист обязан предъявить приказ о проведении внеплановой проверки.

Семьи усыновителей

Проверки семей усыновителей проводятся в случае усыновления ребенка, оставшегося без родительского попечения. Не предусматривается контроль за семьями, которые прошли внутрисемейное усыновление.

Специалисты отдел опеки посещают семью опекуна со следующей периодичностью (срок исчисляется с момента вступления в силу решения суда):

По истечение 3 лет, необходимость проведения плановых проверок устанавливается, исходя из конкретной ситуации.

Семьи с кровными детьми

Бытует мнение, что специалисты опеки посещают семьи, чтобы отобрать детей. Однако почти всегда кровные семьи готовы к посещению специалистами отдела опеки.

Родители прекрасно знают причины появления комиссии на пороге:

Зачастую внезапное посещение вызвано сигналом от соседей или третьих лиц. Не реже обследование провоцируют недовольные родственники.

Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть картинку Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Картинка про Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни

Пример. В отдел опеки поступил сигнал от гражданки Д., что бывшая жена ее сына находится в состоянии алкогольного опьянения уже 3 дня, в доме нет еды, дети после школы приходят к ней. Забрать из дома чистую одежду для школы и учебники невозможно. С матерью находится новорожденная дочка. Специалисты отдела опеки выехали по сигналу. При посещении жилого помещения выяснилось, что информация не соответствует действительности. Женщина не имеет признаков алкогольного опьянения, жилье находится в порядке, продукты для детей в наличии. Как пояснила мать детей, они с супругом находятся в стадии развода. Свекровь желает, чтобы дети остались с отцом. Поэтому неоднократно делала такие сообщения в разные органы.

Образец акта обследования жилого помещения опекуна

Бланк акта установлен Приказом Министерства Просвещения РФ от 2019 № 4. Документ составляется в письменной форме. Акт оформляется в 2 экземплярах в течение 3 дней с момента обследования. Один из которых передается гражданам.

В случае, если гражданин не согласен со сведениями, которые указаны в акте, он имеет право обратиться в суд. Например, если специалисты предъявляют завышенные требования к жилому дому.

Документ должен включать следующие сведения:

Образец бланка акта ЖБУ, утвержденного Приказом Министерства Просвещения от 2019 года № 4

Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть картинку Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Картинка про Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни

Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть картинку Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Картинка про Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни

Проведение обследования жилого помещения требуется с целью защиты детских прав. Поэтому принимающая сторона должна проявить участие и предоставить все условия для быстрого и качественного проведения обследования. В случае, если специалисты отдела опеки отражают в акте недостоверные сведения, родители имеют право обжаловать акт в суде. Для этого вам может понадобиться помощь юриста. Специалист нашего сайта окажет поддержку в режиме онлайн. Просто опишите ситуацию в форме связи.

Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Смотреть картинку Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Картинка про Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни. Фото Что проверяют органы опеки при проверке условий жизни

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Источник

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Информационно-методическое письмо об оценке жилых помещений в связи с запросами органов опеки и попечительства

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

( Управление Роспотребнадзора по Архангельской области)

ОКПО 75036145; ОГРН 1052901021689

ИНН / КПП 2901133673 / 290101001

ул. Гайдара, д. 24, г. Архангельск, 163000

тел.: (8182) 200569; факс: (8182) 652783

заместителям начальников территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Архангельской области

Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области»

На №____________ от___________

Об оценке жилых помещений

в связи с запросами органов

опеки и попечительства

Управление Роспотребнадзора по Архангельской области сообщает о порядке действий при работе с запросамиорганов опеки и попечительства по вопросу оценки соответствия жилых помещений требованиям санитарного законодательства.

1. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» признан утратившим силу п.п. «з» п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (утв. постановлениемПравительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423).

Таким образом, оценка соответствия жилых помещений, предназначенных для проживания детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание (опеку) в семьипо запросам органов опеки и попечительства Роспотребнадзором не проводится.

На основании изложенного, с 26.04.2013 прекратить выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, писем-согласованийо соответствии (не соответствии) санитарным требованиям жилых помещений, предназначенных для проживания детей,оставшихся без попечения родителей, передаваемых на опеку.

2. В соответствии с п. 8, р. IIПравил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. постановлениемПравительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275) по запросам органов опеки и попечительства на безвозмездной основе уполномоченным органом (Роспотребнадзором) выдаются справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.

Таким образом, с 26.04.2013 по запросам органов опеки и попечительства осуществлять выдачу письма-согласования на соответствие (не соответствие) санитарным требованиямжилых помещений предназначенных для проживания детей,гражданам желающих усыновить (удочерить) ребенка.Оформление санитарно-эпидемиологических заключений не производить.

3. В соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан
(утв. постановлениемПравительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927)по запросам органов опеки и попечительства на безвозмездной основе уполномоченным органом (Роспотребнадзором) выдаются справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам.

Таким образом, продолжить по запросам органов опеки и попечительства выдачу письма-согласования на соответствие (не соответствие) санитарным требованиямжилых помещений предназначенных для проживания совершеннолетнихнедееспособных или не полностью дееспособных граждан.Оформление санитарно-эпидемиологических заключений не производить.

4. Основные требования при выдаче письма-согласования на жилые помещения, предназначенные для проживания совершеннолетних недееспособных, не полностью дееспособных граждан или детей,гражданам желающим усыновить (удочерить) ребенка.

Оценку условий проживания проводить с учетом действующего законодательства, в том числе СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и Методических рекомендаций «Методические рекомендации по санитарно-эпидемиологической оценке жилых помещений, предназначенных для проживания детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи» МР 2.1.2.0072-13 от 06.03.2013 г. (далее Методические рекомендации)

— о пригодности (или непригодности) данных помещений для постоянного проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47 и изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 494;

— об отсутствии проживания в обследуемых помещениях лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

— при обследовании жилых помещений в случае необходимости проводятся замеры температуры воздуха, уровней шума, вибрации, электромагнитных полей и ионизирующего излучения с оформлением протокола инструментальных исследований (приложение к акту санитарно-эпидемиологического обследования).

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» подготовить унифицированный акт санитарно-эпидемиологического обследования и направить его до 15.05.2013 г. для согласования в Управление. В срок до 24.05.2013 г. согласованный акт направить в филиалы Центра для использования в работе.

— письмо Федеральной службы от 06.03.2013 г. № 01/2427-13-25

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *