Чем кормили в советских тюрьмах

Как в СССР кормили заключенных перед казнью

Эксперты рассказали, каким был последний ужин в тюрьмах СССР и что давали заключенным перед расстрелом. История меню заключенного перед смертью возникла с появлением смертной казни. Во Франции в Средние века все приговоренные к казни получали рюмку рома.

Более всего распространена традиция последнего ужина для заключенного в США

У американских заключенных есть возможность заказа пищи даже из ресторанов. Подобная норма служит для доказательства отличия убийства и казни. Приговоренный к казни имеет право на последний ужин и право последнего слова. Чаще всего у приговоренного нет права для себя заказывать спиртное или табак. При необычных заказах руководство тюрьмы имеет право заменить пищу на более доступную или меньшей стоимости.

Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть фото Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть картинку Чем кормили в советских тюрьмах. Картинка про Чем кормили в советских тюрьмах. Фото Чем кормили в советских тюрьмах

В штате Луизиана приговоренный к смерти свой последний ужин проводит с надзирателем. Нередко узники пищу делят с сокамерниками.

Филипп Уоркер

Филиппа Уоркера приговорили к смерти за убийство. Он для себя захотел заказать большую вегетарианскую пиццу. Ее он решил раздать бездомным. При этом руководство тюрьмы его просьбу не выполнило. Ряд благотворительных организаций просьбу Уоркера выполнили. В итоге в день казни множество бродяг накормили пиццами.

В ряде штатов есть ограничения на сумму заказа последней трапезы. Заключенные во Флориде могут заказать себе продуктов на сумму не более 40 долл. Стандартный ужин перед казнью состоит из стейка и яичницы. Пить дают молоко и сок. В Мэриленде перед смертью приговоренным дают стандартный тюремный ужин. Многие американцы возмущены, что преступники перед казнью для себя выбирают питание.

Тимоти Маквей

Перед расстрелом в СССР особой еды приговоренным не давали

Во время 1930-х годов казни проходили массово. Из-за этого заключенных казнили почти сразу после приговоров. Тогда не было никаких «последних трапез». Осужденного просто расстреливали в подвале. Нередко палач за смену казнил с десяток приговоренных.

Уже в 1960-х годах все заключенные получили возможность оформления просьб о помиловании. Когда рассматривались подобные жалобы, заключенный был в камере. Заключенный не знал, когда его приговор приведут в исполнение. В определенный день прокурор информировал об отклонении помилования и немедленном исполнении казни. Казнили заключенного сразу в ином помещении. У него не было возможности «последней трапезы».

Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть фото Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть картинку Чем кормили в советских тюрьмах. Картинка про Чем кормили в советских тюрьмах. Фото Чем кормили в советских тюрьмах

В СССР перед расстрелом давали ту же еду, что и обычным заключенным. Приговоренные к казни употребляли ту же пищу, что и остальные сидельцы в СИЗО. В советских тюрьмах кормили плохо. Нормативы предписывали заключенным давать простую и питательную еду, включая мясо и сухофрукты. В реальности еда для осужденных была намного хуже. Обычный тюремный завтрак состоял из каши на воде. Щи из комбижира давали на обед. На ужин давали кашу с рыбой, часто протухшей.

У «смертников» не было право на посылки из дома. Нередко «расстрельная команда» давала возможность приговоренному выкурить сигарету или папироску.

Источник

Столовая

Обширная литература о ГУЛАГе содержит много описаний разнообразных лагерей и отражает опыт многих непохожих друг на друга людей. Но одна принадлежность лагерной жизни кажется постоянной, кто бы о ней ни писал, о каком бы лагере или периоде ни шла речь. Это баланда, которую заключенные получали раз, а иногда и два раза в день.

Все бывшие зэки сходятся на том, что вкус поллитровой порции лагерного супа был омерзителен. По консистенции он был водянистым, по содержимому – подозрительным. Галина Левинсон писала, что часто он был сварен “из гнилой капусты и картошки, иногда с кусочком трески, иногда с селедочной головой”[730]. Барбара Армонас вспоминала про баланду с “кусочками легкого или рыбьими жабрами и несколькими ломтиками картошки”[731]. Леонид Ситко сказал, что суп всегда был очень жидкий, без мяса[732]. Даже Лазарь Коган, возглавлявший строительство канала Москва – Волга, в одном приказе посетовал: “Некоторые повара работают так, как будто они готовят не для советской столовой, а для обжорки. От такого отношения к делу получается иногда негодная, а чаще невкусная и однообразная пища”[733].

Так или иначе, голод – великая сила: суп, в нормальных условиях несъедобный, заключенные, большинство которых страдало от нехватки пищи, съедали подчистую. Голод не был случайностью: людей держали впроголодь специально, потому что паек, наряду с регламентацией времени и жизненного пространства, был одним из важнейших средств воздействия начальства на зэков.

Поэтому определение пищевого довольствия лагерников превратилось в сложную науку. Точные нормы для разных категорий заключенных и лагерных работников устанавливались в Москве и часто менялись. Руководители ГУЛАГа постоянно уточняли цифры, высчитывали и пересчитывали минимальное количество еды, необходимое заключенному, чтобы он мог работать. Начальники лагерей то и дело получали на этот счет новые инструкции – пространные, сложные документы, написанные тяжелым бюрократическим языком.

Типичен, к примеру, приказ от 30 октября 1944 года об изменении норм питания. Приказ определял “гарантированную” норму для большинства заключенных: 550 г хлеба в день, 8 г сахара плюс другие продукты по списку, предназначенные для приготовления утренней каши, дневной баланды и ужина: 75 г крупы или макарон, 15 г мяса или мясопродуктов, 55 г рыбы или рыбопродуктов, 10 г жиров, 500 г картофеля и овощей, 15 г соли, 2 г суррогатного чая.

Список был снабжен примечаниями. Лагерному начальству предписывалось уменьшать хлебный паек заключенным, выполняющим норму менее чем на 75 процентов, – на 50 г, выполняющим норму менее чем на 50 процентов – на 100 г. Вместе с тем за перевыполнение нормы полагалась надбавка: 50 г крупы, 25 г мяса, 25 г рыбы и прочее[734].

Для сравнения, в 1942 году, когда положение с продовольствием по всей стране было гораздо хуже, лагерному охраннику полагалось в день 700 г хлеба, почти килограмм овощей и 75 г мяса с особыми надбавками для работающих в условиях высокогорья[735]. В шарашках во время войны заключенных кормили лучше, чем в лагерях: там полагалось 800 г хлеба и 50 г мяса. Вдобавок – 15 сигарет в день плюс спички[736]. Нормы питания для беременных женщин, несовершеннолетних заключенных, военнопленных, вольнонаемных рабочих, детей, содержавшихся в детских учреждениях при лагерях, были чуть выше[737].

Некоторые лагеря вводили более тонкие градации. В июле 1933 года начальство Дмитлага выпустило приказ, определявший разные нормы питания для заключенных, выполняющих норму менее чем на 79 процентов, на 80–89, на 90–99, на 100–109, на 110–124, на 125 процентов и более[738].

Разумеется, необходимость точно выделять питание разным группам заключенных, состав которых иной раз менялся день ото дня, требовала немалой бюрократической работы, с которой лагерям зачастую трудно было справляться. Приходилось иметь под рукой большие папки с инструкциями, определяющими, кого как кормить в том или ином случае. Даже в небольших лагпунктах велся подробный ежедневный учет выполнения нормы каждым заключенным и, соответственно, пайка, на который он имел право. Например, в небольшом лагпункте Кедровый Шор (это было одно из сельскохозяйственных подразделений Интлага) в 1943 году использовалось по меньшей мере тринадцать норм питания. Лагерный счетовод (скорее всего, заключенный) определял, по какой норме будет получать еду каждый из тысячи заключенных лагпункта. На многочисленных длинных, разграфленных от руки карандашом листах бумаги он чернилами писал фамилии и номера[739].

В более крупных лагерях справляться с бумажной работой было еще труднее. Бывший главный бухгалтер ГУЛАГа А. С. Наринский пишет о том, как начальство одного лагеря, строившего железную дорогу на севере, решило выдавать заключенным талоны на питание в зависимости от дневной выработки. Но в лагерной системе хронически не хватало бумаги, и с талонами возникли затруднения. За неимением лучшего использовались автобусные билеты, в доставке которых однажды случился трехдневный перебой, который грозил “дезорганизовать все питание заключенных”[740].

Доставка продовольствия зимой тоже была проблемой, особенно в те лагеря, где не было своих пекарен. “Погруженный в товарные вагоны еще теплый хлеб, – пишет Наринский, – за 400 километров пути на 50-градусном морозе так замерзал, что он становился недоступен не только человеческим зубам, но и топору”[741]. Несмотря на рассылку сложных инструкций, касающихся хранения зимой скудных северных запасов картофеля и овощей, немалая их часть замерзала и становилась несъедобной. Летом протухали мясо и рыба, портились другие продукты. Продовольственные склады сгорали, или в них во множестве заводились крысы[742].

Многие лагеря создавали свои земледельческие или животноводческие совхозы, но они чаще всего работали плохо. В одном приказе, касающемся работы такого совхоза, среди прочих проблем указаны нехватка технически грамотного персонала, отсутствие запчастей для трактора, отсутствие скотных дворов и плохая готовность к посевной кампании[743].

Неудивительно, что заключенные, даже если они не голодали, почти всегда страдали от недостатка витаминов. На эту проблему лагерное начальство обращало некоторое внимание. В отсутствие витаминных препаратов заключенных часто заставляли пить отвратительный на вкус и сомнительный по лечебным свойствам хвойный отвар[744]. Для сравнения, нормы довольствия для офицеров и рядовых красноармейцев, служащих в отдаленных местностях, включали витамин С и сухофрукты для компенсации нехватки витаминов в обычном рационе. Генералам, адмиралам и офицерскому составу полагались, кроме того, сыр, икра, рыбные консервы и яйца[745].

Сама по себе раздача супа в условиях северной зимы была сопряжена с трудностями, особенно если дело происходило днем на рабочем “объекте”. В 1939 году В. Горохова, которая была лагерным врачом на Колыме, подала начальнику лагеря рапорт, где указала, помимо прочего, что у заключенных, которые вынуждены обедать под открытым небом, во время еды замерзает суп[746]. Сказывалась на раздаче еды и перенаселенность лагерей: один заключенный вспоминает, что в лагпункте на прииске Мальдяк близ Магадана было одно раздаточное окошко на 700 с лишним человек[747].

На питание влияли и внешние по отношению к ГУЛАГу события: например, во время Второй мировой войны поставки продовольствия нередко прекращались совсем. Наихудшими были 1942 и 1943 годы, когда еды не хватало повсюду (ГУЛАГ, разумеется, снабжался отнюдь не в первую очередь). Бывший колымский заключенный Владимир Петров вспоминает пять дней, в течение которых продовольствие в лагерь не привозили вообще: “На прииске начался самый настоящий голод. Пять тысяч человек не получали ни куска хлеба”.

Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть фото Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть картинку Чем кормили в советских тюрьмах. Картинка про Чем кормили в советских тюрьмах. Фото Чем кормили в советских тюрьмах

У лагерной кухни. Рисунок Ивана Суханова. Темиртау, 1935–1937 годы

Ложек и посуды тоже постоянно не хватало. Петров пишет: “Суп, который выдавали теплым, успевал покрыться льдом, пока человек ждал очереди воспользоваться ложкой. Видимо, поэтому большинство предпочитало обходиться без ложек”[748]. Другая заключенная считала, что спасла свою жизнь, выменяв на хлеб “поллитровую эмалированную кружку Если у тебя есть своя посуда, ты получаешь первым вершки – а жир-то весь сверху; последнему остается одна муть. Другие ждут, пока освободится твоя посуда. Поел – передаешь другому, тот – третьему”[749].

Другие заключенные делали миски и ложки из дерева. В маленьком музее при московском обществе “Мемориал” выставлено несколько этих трогающих душу предметов[750]. Как всегда, центральной администрации ГУЛАГа было хорошо известно об этих нехватках, и эпизодически она пыталась что-то предпринять: начальство одного лагеря, например, удостоилось похвалы за использование для изготовления посуды пустых консервных банок[751]. Но даже если миски и ложки имелись, часто не было возможности их помыть; между тем один из приказов по Дмитлагу категорически запрещал работникам кухни раскладывать еду в грязную посуду[752].

По всем этим причинам разработанные в Москве нормы пищевого довольствия, сами по себе рассчитанные на необходимый для выживания минимум, не дают достоверного представления о том, как питались заключенные на самом деле. То, что советские лагерники сильно голодали, явствует не только из их воспоминаний. Прокуратура периодически проводила проверки лагерей, и в ее архивах сохранились сведения о том, чем людей кормили в действительности. Невероятный разрыв между аккуратными перечнями продуктов, составленными в Москве, и результатами прокурорских проверок поражает.

Например, обследование Волгостроя в 1942 году показало, что в одном лагпункте восемьдесят человек больны пеллагрой. В отчете прямо говорится, что люди умирают от голода. В Сиблаге – большом лагере в Западной Сибири – помощник прокурора СССР обнаружил, что в первом квартале 1941 года нормы питания систематически нарушались: мясо, рыба и жиры выдавались крайне редко, сахар не выдавался вовсе. В Свердловской области в 1942 году лагерная еда не содержала жиров, рыбы, мяса, а зачастую и овощей. В Вятлаге в июле 1942?го еда была плохой, практически несъедобной, не содержащей витаминов. Причина – отсутствие жиров, мяса, рыбы, картофеля. Все готовилось из муки и круп[753].

Столь же часто привезенные в лагерь продукты немедленно разворовывались. Воровали на всех уровнях, но главным образом это делали те, кто работал на кухне или на продовольственном складе. Ради возможности чем-то поживиться заключенные всячески стремились получить должность, дававшую доступ к продуктам. Евгению Гинзбург однажды “спасла” работа судомойкой в лагерной столовой мужской зоны. Помимо “настоящего мясного супа и знаменитых пончиков, варенных в подсолнечном масле”, ей доставались взгляды, полные “смешанного чувства острой зависти и в то же время какого-то униженного преклонения перед теми, кто сумел занять такую позицию в жизни. Около еды!”[756]

Даже ради того, чтобы чистить картошку или собирать урожай на лагерном подсобном участке, заключенные давали взятки: так можно было подкормиться. Позднее Гинзбург работала на лагерной птицеферме – смотрела за курами, которые шли на стол начальству. Она и ее напарница пользовались своим положением: “Мы поливали лагерную кашу рыбьим жиром, позаимствованным у кур. Варили овсяный кисель из птичьего овса. Наконец ежедневно съедали три яйца на двоих – одно в суп и по одному в виде натурального деликатеса. (Больше брать мы не хотели, чтобы не снижать показателей яйценоскости. По ним судили о нашей работе.)”[757]

Воровали и в более крупных масштабах, особенно в северных лагерях, где еды не хватало не только заключенным, но и охранникам и вольнонаемным. Там каждый стремился урвать хоть что-нибудь. В каждом лагере ежегодно составляли перечень убытков. В лагпункте Кедровый Шор только за четвертый квартал 1944 года недостача превысила двадцать тысяч рублей[758].

В масштабах страны цифры были гораздо выше. Например, в одном документе прокуратуры за 1947 год перечислены многие случаи растрат и хищений, в том числе в Вятлаге, где двенадцать человек, включая заведующего лагерным складом, расхитили “продуктов и овощей” на 170 000 рублей. В другом докладе за тот же год подсчитано, что в тридцати четырех лагерях, проверенных во втором квартале 1946 года, было украдено в общей сложности 70 тонн хлеба, 132 тонны картофеля и 17 тонн мяса. Автор доклада делает вывод: “Сложная система снабжения заключенных по котловому довольствию создает условия, способствующие разбазариванию хлеба и других продуктов питания”. Другими причинами злоупотреблений он считает “систему снабжения вольнонаемного состава ИТЛ по карточкам неустановленного образца и талонам подсобного хозяйства” и плохую работу ревизионных аппаратов при главных бухгалтериях управлений ИТЛ[759].

Иногда страх перед инспекциями приносил плоды: в некоторых лагерях, боясь неприятностей, старались исполнить хотя бы букву инструкций. Например, один лагерник вспоминает “сахарный день” в конце каждого месяца, когда заключенные получали по полстакана сахара – месячную норму. Сахар съедался немедленно[760].

Голодали не все и не всегда. Даже если большая часть продуктов не доходила до арестантского котла, хлеб, как правило, зэкам доставался. Как и баланду, хлеб ГУЛАГа описывают многие. Один бывший заключенный вспоминает “250 граммов так называемого хлеба, испеченного на 50 процентов из прогорклой ржаной муки, на 50 процентов из молотого зерна магары[761]. Хлеб, испеченный с примесью этого зерна, был похож на обжаренный кирпич”[762]. Другой пишет, что “черный хлеб был действительно черным из-за отрубей, которые, кроме того, делали его грубым по консистенции”. Он также отмечает, что хлеб был влажным и тяжелым, из-за чего “фактически мы получали меньше положенных 700 граммов”[763].

В голодных лагерях в голодные годы хлеб приобрел чуть ли не священный статус, и его потребление было окружено особыми ритуалами. Лагерные воры беззастенчиво крали у заключенных почти все, но кража хлеба считалась в лагерной среде мерзким, отвратительным проступком. Владимир Петров во время долгого железнодорожного этапа на Колыму увидел, что “воровство дозволялось, красть можно было все, на что хватало воровского таланта и удачи, за одним исключением – хлеба. Хлеб был священен и неприкосновенен, кому бы он ни принадлежал”. Петрова выбрали старостой вагона, и в этом качестве ему было поручено побить мелкого воришку, укравшего хлеб. Так он и поступил[766]. Томас Сговио писал, что неписаный закон лагерных блатных на Колыме гласил: “Воруй все – кроме священной пайки”. Он “не раз видел, как заключенных били до смерти за нарушение священного правила”[767]. Казимеж Зарод вспоминал:

Если заключенные ловили кого-то на воровстве одежды, табака или чего-то другого, он мог ожидать побоев, но неписаный закон нашего лагеря – и всех лагерей, насколько я понял по рассказам людей, переведенных к нам из других мест, – гласил, что укравший хлеб заслуживает смерти[768].

Дмитрий Панин, близкий друг Солженицына, описывает в мемуарах, как подобный приговор могли привести в исполнение: “Застигнутого на месте преступления вора подымали на высоту вытянутых рук и грохали три-четыре раза спиной об пол. Отбив почки, выкидывали, как падаль, из барака”[769].

Как и многие бывшие заключенные, прожившие в лагерях голодные военные годы, Панин подробно описывает личные ритуалы, которыми люди окружали потребление хлебной пайки. Если хлеб выдавали раз в день, утром, то человек должен был принять мучительное решение: съесть все сразу или оставить часть на вторую половину дня. Хранить хлеб небезопасно: можешь потерять, могут украсть. С другой стороны, вроде бы легче прожить день, если у тебя есть кусок в запасе. Панин решительно предостерегает от этого, знакомя нас с единственным в своем роде изложением принципов особой науки о том, “как нужно есть голодный паек”:

Когда дают пайку, неудержимо хочется продлить наслаждение самой едой. Хлеб режут, делят, катают из мякиша шарики. Из веревочек и палочек делают весы и вывешивают разные кусочки… Так пытаются продлить процесс еды до трех и более часов. Нельзя! Это – самоубийство.

– Пайку надо съесть не долее чем за тридцать минут. Кусочки хлеба должны быть тщательно пережеваны, превращены во рту в кашицу, эмульсию, доведены до сладости и всосаны внутрь. Пища должна отдать всю прану.

– Если постоянно будешь делить пайку и оставлять часть ее на вечер – погибнешь. Ешь сразу!

– Если “схаваешь” очень быстро, как едят хлеб в нормальных условиях сильно проголодавшиеся люди, – сократишь свои дни[770].

Хлебом и многими способами его есть был занят ум многих жителей СССР, не только зэков. Один мой российский знакомый до сей поры не ест черного хлеба, потому что мальчиком в Казахстане во время войны он только им и питался. Сусанна Печуро, которая в 1950?е годы была заключенной Минлага, вспоминала разговор двух лагерниц-крестьянок, знавших голодную жизнь без лагерной пайки: “Две крестьянки русских держат хлеб, одна гладит его, говорит: «Хлебушек, ведь каждый день дают», а другая: «Насушить бы его, деткам послать, ведь голодные сидят, так ведь отправить-то не разрешают»”[771].

Этот разговор, сказала мне Печуро, даже у нее, заключенной, вызвал ощущение “сжигающего стыда”.

Читайте также

Рабочая столовая.

Рабочая столовая. Фото 1920-х гг.

«Нижняя» столовая и «литерные» обеды

«Нижняя» столовая и «литерные» обеды Для того чтобы отоварить продуктовую карточку, приходилось выстаивать огромные очереди. К тому же большинство писателей остались без семей и не имели возможности готовить дома. Поэтому ресторан Клуба писателей, который был

Столовая посуда и приборы

Столовая посуда и приборы Столовая посуда для пищи и питья в старину называлась «суды». Читаем в «Домострое»: «Суды и порядня всякая чиста бы была и в счете, а ставци и блюда, и лошки, и ковши, и братины по лавке и по избе не валялися… в чистом месте лежало бы, опрокинуто ниц.

Столовая книга боярина Б. И. Морозова

Столовая книга боярина Б. И. Морозова Боярин Борис Иванович Морозов (1590–1661) принадлежал к самой верхушке русской феодальной знати, был воспитателем будущего царя Алексея Михайловича, возглавлял русское правительство, ведал многими приказами (Большим казенным,

Столовая книга патриарха Филарета Никитича

Столовая книга патриарха Филарета Никитича Патриарх Филарет (1554/55—1635), отец первого царя из династии Романовых — Михаила, в 1619 г. был избран патриархом и фактически стал правителем страны. Поэтому роспись его кушаний (1623 г.) характеризует стол высшего духовенства, строго

Глава 15 Столовая для строгоновской кулебяки

Глава 15 Столовая для строгоновской кулебяки Интерьер Парадной столовой крайне важен для дома, поскольку подчас именно там происходят главные события. Выше говорилось, что первоначально роль Столовой в доме на Невском проспекте исполняла, вероятно, Зеркальная галерея,

Глава 35. Столовая гора

Глава 35. Столовая гора Наши фуры имели качественное покрытие из кожи по бортам. Окрест, горы и небо – глазей без единого цента убытка. Были несказанно рады сразу трём экспонатам на горизонте: длинная, пологая и в виде седла с выемкой у средины; другая очень высокая с

Столовая

Столовая Обширная литература о ГУЛАГе содержит много описаний разнообразных лагерей и отражает опыт многих непохожих друг на друга людей. Но одна принадлежность лагерной жизни кажется постоянной, кто бы о ней ни писал, о каком бы лагере или периоде ни шла речь.

Источник

uCrazy.ru

Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть фото Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть картинку Чем кормили в советских тюрьмах. Картинка про Чем кормили в советских тюрьмах. Фото Чем кормили в советских тюрьмах

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Что ели арестанты в СССР перед расстрелом?

Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть фото Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть картинку Чем кормили в советских тюрьмах. Картинка про Чем кормили в советских тюрьмах. Фото Чем кормили в советских тюрьмах

В СССР в отличие от современной России активно использовали смертную казнь как высшую меру наказания.

В различные периоды советской истории поводы для приговора к расстрелу различались.

Придерживались ли в СССР обычая предоставления последнего ужина арестантам перед расстрелом?

Что ели смертники перед казнью в нашей стране?

Как менялись подходы к содержанию приговоренных к высшей мере в нашей стране?

Дореволюционные правила для подготовки к казни

В России правила подготовки заключенного к скорой казни тоже были ритуализированы.

По Соборному Уложению 1649 года приговоренного было нужно побуждать к раскаянью. Их размещали в специальных покаянных избах, где несколько дней убеждали молить Бога о прощении своих грехов. Покаяние подразумевало и строгий пост.

После долгого перерыва смертная казнь вернулась в Россию при вынесении приговора декабристам. В XIX веке она применялась, в основном, к политическим преступникам, террористам и бомбистам.

Для них был предусмотрен ритуал последнего милосердия. Но подразумевал он не вкусную еду, а право увидеться с близкими либо написать им письмо, поговорить со священником своей конфессии, пройти исповедь и причастие по желанию, помыться, сказать короткую прощальную речь в суде.

Но была и народная традиция, когда верующие люди в христианский праздник передавали еду, выпечку, одежду в тюрьму всем заключенным без разбора в качестве подаяния.

СССР: расход без сантиментов

Большевики были атеистами, поэтому никаких традиций милосердия придерживаться не могли. В годы первых репрессий казни были делом обыденным. В «расход» пускали такое огромное количество людей по поводу и без него, что это стало нормой жизни для карательных органов. Приговоренных обычно просто вообще не кормили несколько дней.

Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть фото Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть картинку Чем кормили в советских тюрьмах. Картинка про Чем кормили в советских тюрьмах. Фото Чем кормили в советских тюрьмах

В годы Оттепели и Застоя власть сменила парадигму. Казнить стали уже не по политическим соображениям, а действительно за тягчайшие уголовные и экономические преступления.

Естественно, что никакого последнего ужина и поблажек в питании предусмотрено не было. Кормили заключенных крайне скудно: щи из овощей, каша с жиром или маленьким кусочком самой дешевой рыбы или мяса, черный хлеб. Из витаминов — максимум компот. Иногда — макароны. Смертники получали то же самое, что и все остальные. Перед расстрелом в советских тюрьмах времен Хрущева или Брежнева смертники получали самую обычную кашу или суп.

И это был еще приличный вариант. В некоторых самых суровых советских тюрьмах обходились только баландой из гнилой или мороженной картошки.

Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть фото Чем кормили в советских тюрьмах. Смотреть картинку Чем кормили в советских тюрьмах. Картинка про Чем кормили в советских тюрьмах. Фото Чем кормили в советских тюрьмах

Ни система, ни общество милосердия к преступникам не проявляли.

Смертники в современной России

Этого же принципа придерживается и современная тюремная система в РФ: никаких привилегий по питанию смертникам не полагается.

Тем более, что уже двадцать лет в РФ смертные приговоры не исполняют. Получить такую меру наказания согласно закону можно, но вот реальный расстрел российским заключенным давно уже не грозит из-за Моратория. Люди с таким приговором пожизненно находятся в заключении.

Приговоренные к высшей мере наказания находятся в восьми специальных тюрьмах. Но приговоренных к смерти кормят точно так же, как и всех других.

С 2016 года после выхода Приказа 696 рацион заключенных несколько улучшился. В рекомендуемой раскладке продуктов на неделю появились яйца, овощи, молочные изделия, сладкое, а в колонии для несовершеннолетних — даже немного фруктов. Если заключенный работает, то он может докупить в магазине или получить с воли и более вкусную пищу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031