Чем красота и мудрость русского фольклора
Народная мудрость или что представляет собой фольклор
Вы видели хоть одного человека, который был бы равнодушен к народным сказкам, песням и танцам. В них гармонично сочетается искрометный юмор, нежная грусть, уникальность и радость. Более всего русского человека в фольклоре привлекает обаяние старины и ностальгический аромат древности. Основное отличие данного направления в искусстве – это отсутствие автора.
Что такое фольклор?
Фольклор – это коллективное творчество народа, которое выражает его отношение к миру и идеалы, также оно является своеобразным «зеркалом» менталитета славян. Чаще всего это устное сказание – былины, заговоры, загадки.
В переводе слово «folk-lore» означает «народная мудрость». Впервые термин использовали в 1846 году, в обиход его ввел исследователь из Великобритании по имени Вильям Томс. Термин весьма обширен и что именно сюда попадает, каждый определяет самостоятельно.
Единственное условие, чтобы отнести произведение к фольклору, оно должно быть передано в устной форме через несколько поколений. В России огромный вклад в изучение данного направления культуры внесли А. С. Пушкин, Михаил Ломоносов, И. И. Шишкин и другие писатели, живописцы, историки.
Базовые разновидности и жанры фольклора
К традиционным формам народного творчества относят былинку, загадку, поговорку. Устное предание, танцы и песни – это виды фольклора. Отдельного внимания заслуживают обрядовые жанры, которые имеют языческие корни и зародились как своеобразное противопоставление христианству. Конечно, это не всегда было именно так.
В годы существования Советского Союза под запретом находились любые культы. В эти времена наиболее ярко себя проявил христианский обрядовый фольклор. На основании этого можно сказать, что народное творчество – это отражение противостояния между простым населением и властями.
Произведения фольклора передают потомкам опыт, накопленный тысячелетиями. Независимо от того, на какой ступени социального развития стоит народ, сказания и былины считаются наиболее ценными источниками познания его быта и мировоззрения.
Русский баловень судьбы Иванушка-дурачок, неземная красавица Василиса, злобный Кощей Бессмертный, греческие герои Геракл и Прометей, немецкая Фрейя и другие волшебные существа могут многое «рассказать» о том, что происходило на земле в древние времена. |
Герои и символы фольклора
Основное понятие народного творчества – это традиция. Все произведения данного направления искусства давно стали классическими. Традиция – это сложившийся годами пример, на основе которого формируются многие песни, сказки, былины и т.д.
Она отличается замкнутостью. Давайте вспомним классические произведения фольклора. Например, в сказке всегда только шесть главных персонажей: центральный герой (Иван-дурак), отправитель (царь-батюшка), искомый (красавица-невеста), злодей (Змей Горыныч), благодетель (который что-то дарит герою), помощник (обычно данная роль отводится животному). В этом и проявляется замкнутость произведения. Присутствие иных персонажей исключено.
Фольклор – это средство сохранения и передачи народной мудрости от старшего поколения к младшему. Иными словами, для исполнения былин или песен, требуется получить от родителей важную культурную информацию. Например, в сказках передают нормы морали, которых должен придерживаться каждый человек. Главный герой отличается храбростью, благородством, помогает друзьям, почитает стариков.
В былинах находит отражение тот факт, что необходимо защищать свою отчизну. Персонаж истории изображается смелым, мудрым.
Фольклор является символичным. Каждое его произведение содержит тайный знак. Например, голубка или березка символизирует юную барышню, а дуб или орел – добра молодца. Не следует буквально воспринимать народное творчество. Главное, научиться за тайными знаками видеть фольклорный смысл.
Литература и фольклор
В чем разница между данными направлениями в культуре? Первый характеризуется системой построения произведений. Главное отличие фольклора от литературы заключается в том, что его творчество содержит запевы, зачины, присказки, троичность.
Также в народных произведениях употребляют эпитеты, гиперболы, присутствует тавтология (основной принцип повествования). Литература представлена такими жанрами, как романы, рассказы, повести. Они написаны в спокойных тонах, что позволяет читателю проанализировать сюжетную составляющую и сделать выводы.
Однако в литературе также имеются фольклорные жанры: эпос, лирика и драма. Первый основывается на исторических произведения в песенной форме. Эпос отличается обширной тематикой, когда гусляры могут часами повествовать об истории Руси под тихий перебор струн. |
К драме относят сказочные сюжеты с неблагоприятным развитием событий и счастливой развязкой. Чаще всего это легенда, в которой добро борется со злом. Герой с переменным успехом сражаются, но в итоге положительный персонаж одерживает победу.
К лирике относится обрядовое творчество: любовные песни, частушки, причитания. Многое в данных произведениях зависит от интонации, с которой их произносят.
Развитие фольклора
Народные верования национальных культур разнообразны. Некоторые звери, например, считаются плохим знаком в различных регионах земного шара. А в других странах эти же животные символизируют успех.
Народное творчество отличается разнообразием, но при этом объединяет природные уникальности ландшафта, будь то бесконечные снежные зимы в Скандинавии или затяжные солнечные деньки на экваторе. Фольклор часто отображает уникальные вещи о людях той или иной культуры.
Устное творчество постоянно меняется. Поскольку история циклична и часто повторяется, человеку свойственно приукрашивать события или дополнять их собственным мыслями. В некоторых случаях содержание фольклора претерпевало существенные изменения, чтобы соответствовать новым временам.
В результате народное творчество представляет собой постоянно расширяющийся и меняющийся материал, обеспечивая работой огромное количество людей, которые интересуются устными традициями той или иной культуры.
Ряд ученых отмечает изменение в фольклоре в рамках масштабного исследования традиций народности. Они увидели, что устное творчество обретало новые краски, если представители одной нации объединялись с носителями иных культурных ценностей.
Когда изучение фольклора стало иметь более официальный характер и оформилось в отдельную дисциплину, люди стали записывать сказки. Хотя, например, братья Гримм задолго до этого времени фиксировали народное творчество на бумаге.
Кто изучает фольклор?
Народное творчество – это отражение культуры. Наша страна характеризуется гармоничным сплавом из языческих и православных точек зрения на явления в окружающей среде и социум. В фольклорных произведениях часто основными действующими персонажами становятся звери, природные силы (ветер, солнце).
В этом проявляется отражение языческого мировоззрения, одухотворяющего природу. Древние славяне верили с мифических существ и молились им, это также проявляется в старинных сказаниях. |
Помимо этого, в произведениях существуют христианские персонажи (Богородица, святые). Изучением народного творчества занимаются фольклористы. Они регулярно ездят в экспедиции, чтобы отыскать и записать устные произведения искусства, сохранившиеся до наших дней. После этого ученые тщательно исследуют символику сказаний, их содержание и структуру.
Фольклор народностей
Разные нации, отличающиеся культурой, традициями и мировоззрением, тем не менее находят единые точки соприкосновения в творчестве. Существуют универсальные желания, именно благодаря им в искусстве появляются обряды, сказания, притчи. Многие нации отмечают праздники и воспевают богов для получения богатого урожая.
Заключение
Устное народное творчество – это неоценимое наследие для каждой страны. Фольклор появился задолго до письменности. Не стоит путать его с литературой. Народные произведения сформировались на основе обрядно-ритуальных действий. А о литературе первые упоминания встречаются лишь в период античности.
Для получения дополнительных знаний о фольклоре посмотрите видеоролик.
Конспект урока литературы на тему:Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 4. РР Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
Цели уроков: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
развитие речи учащихся;
воспитание любви к Родине, к природе, своей семье;
пропаганда здорового образа жизни.
Словарная работа: лаконизм, афористичность, совершенство формы.
Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей.
А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!
I. Знакомство с жанром пословиц и поговорок
Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.
Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.
Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».
Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».
Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.
« Яблоко от яблони недалеко падает»,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.
Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…
Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.
Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей
2. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
« От пословицы не уйдёшь»
« Пословица не даром молвится»
« Пословица ввек не сломится»
« Глупая речь – не пословица»
« Красна речь пословицей»
3. Обсуждение высказываний о пословицах.
« Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»
« Кто придумал их так складно…»
— Что восхищало в пословицах русских писателей?
4. Запись в тетради:
II. Работа с пословицами разных тематических групп.
Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.
Ребята, прочитайте и прокомментируйте, пожалуйста, те пословицы и поговорки, которые вы приготовили к уроку.
1. Работа по группам.
1-ая группа: пословицы о Родине.
Каждый человек – рано или поздно, осознаёт он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определённый отпечаток на формирование её гражданских черт. Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, о чём говорят следующие пословицы:
« Всякому мила своя сторона».
«Велика святорусская земля, а везде солнышко»
« Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»
« На чужой стороне и весна не красна»
« На чужой стороне и сокола зовут вороной»
« С родной земли – умри, не сходи!» и другие пословицы.
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»
«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»
«На чужой стороне Родина милей вдвойне»
«Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»
«Береги Родину, как зеницу ока»
« Жить – Родине служить»
Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе с многочисленными захватчиками отстаивала свою независимость, за то, что она предоставляет всем нациям страны равные права, за то, что это наше прошлое и будущее, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.
2-ая группа: о природе
Например: « Лес и воды – краса природы»
« Лес да растения – зверю спасение
« В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо»
« Враг природы тот, кто лес не бережёт»
« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»
« Сажай лес в поле – будет хлеба боле»
«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»
«Зелёный наряд радует взгляд»
«Растенье – берегам спасенье»
« Лес и вода – брат и сестра»
3 –ая группа: о здоровом образе жизни
Курение, пьянство – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие системы человеческого организма. Представление о пьянстве как обычае русских, мягко говоря, преувеличено. На Руси существовали строгие традиции винопития. Пиво, брага, медовуха – вот что пили наши предки, причём крепость этих напитков не превышала 15 градусов. Пить алкогольные напитки было принято, лишь по определённым праздникам. Использование алкоголя молодыми людьми осуждалось, пьяниц подвергали публичной порке.
Табак, родиной которого является Америка, попал в Старый Свет не менее 500 лет назад. В России в XV веке уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезали нос или уши. Курение было признано причиной пожара в Москве в 1634 году, после чего курить запретили под страхом смертной казни. В XVII веке жестоко наказывались и курильщики ( их пытали и били кнутом), и торговцы табаком (их пороли и ссылали в дальние города).
О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят и пословицы. Например:
« Здоровье дороже богатства»
« Ум да здоровье всего дороже»
« В здоровом теле здоровый дух»
«Чистая вода для хвори беда»
« Холода не бойся, по пояс мойся»
«Курить – здоровью вредить»
«Здоровье сгубишь – новое не купишь»
«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял»
« Смолоду закалишься, на весь век пригодится»
« Захворать – один день, а поправляться семь недель»
4- ая группа: о семье
Человек – связующее, по меньшей мере, трёх столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живём со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить.
Семья – вот что близко и понятно каждому человеку. В семье ребёнок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят, конечно, от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. Многое зависит от отношений, которые складываются в семье, они во многом определяют будущее ребёнка. Счастлив тот, у кого есть мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке…Не забудутся эти сказки, если нет-нет и скажет бабушка: « Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса». Счастливы мать и отец, которым о ребёнке говорят: « Само добро», « Доброго человека вырастили». Это не просто похвала родителям, а дань искреннего уважения к их ребёнку. Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каждого народа, так же, как добрые семейные отношения.
« Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»
« Слава сыну – отцу отрада»
« Отец и мать – священные слова»
« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»
« При солнышке тепло, а при матери добро»
« Роднее матери родни нет»
« Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает»
« Птица рада весне, а дитя – матери»
«Ближе матери друга нет»
« Материнская ласка конца не имеет»
«Ссора в семье до первого взгляда»
« На что и клад, когда в семье лад»
Как красиво, как точно! Ведь семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок…
Погляди на пришедших с работы родителей, как они устали, как их мучают проблемы. Улыбнись им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца. Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймёт тебя лучше них, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их. А бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как не страшно, но люди уходят с Земли. А вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой. Задумайся о себе и о своих родных!
5 –ая группа: о времени
В одной из философских повестей знаменитого Вольтера « Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?» Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг.
« Время – лучший судья»
«Время дороже денег»
«Упустишь минуту – потеряешь часы»
« Знай минутам цену, секундам счёт»
« На час отстанешь, за день не догонишь»
«Уходит день – не привяжешь за плетень»
« Время не птица – за хвост не поймаешь»
«Года как вода: пройдут – не увидишь»
2. Игра на внимание
Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! ( или работа с интерактивной доской)
Например: « Всякому мила….» (своя сторона)
«Охранять природу – значит…» (охранять Родину)
«Вся семья вместе…» (душа на месте)
« Кто вчера солгал….» (тому и завтра не поверят)
« Дерево ценят по плодам… (а человека по делам)
Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.
VI. Домашнее задание:
Написать сочинение по понравившейся вам пословице.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» / урок литературы в 6 классе/
Цели: 1) расширить представления учащихся о малых жанрах русского фольклора;
2) помочь учащимся проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества;
3) овладеть умениями и навыками воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной;
4) воспитывать бережное отношение к нравственным и эстетическим ценностям русского народа.
Оборудование: иллюстрации картин русских художников, костюмы в народном стиле для учащихся, самовар, свечи, выставка вышивки и рукоделия.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята и гости дорогие.
Усаживайтесь все поудобнее,
Выбирайте то, что посъедобнее.
Каждый наливай себе горячий чай-
На посиделках наших не скучай.
Да, действительно, к урокам литературы мы уже привыкли, а вот урок – «посиделки» проводим впервые.
Итак, наша с вами задача-не только порадовать себя горячим чаем, вкусными блинами да
румяными пирогами. Но мы еще должны пополнить свой ларец знаний драгоценной народной мудростью, чтобы суметь убедительно рассказать «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
2. Запишем число и тему нашего урока.
3. Посиделки были любимым занятием деревенских жителей в старину. После трудового дня собирались люди в какой-нибудь просторной избе, освещенной лучиной или свечой. Кто пряжу прял, кто вязал, кто вышивал, кто щелкал орехи да семечки. Пелись песни и велись интересные разговоры. Давайте послушаем какие.
/звучит диалог детей/
-Лука Лукич, говорят, ты дом достраиваешь?
-Да, скоро хата будет готова.
— Будешь въезжать в новый дом, не забудь пригласить домового.
-Да поставь в подпол нового дома мисочку с молоком, положи каравай хлеба и соль.
Да, ребята, и человек ставил в подпол нового дома мисочку с молоком, клал каравай хлеба и соль. А выходя из старого дома, произносил заклинание:
Отправляйся в путь со мной.
Для тебя готова хата,
В ней мы будем жить богато.
Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей:
Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка,
Ты пусти меня к себе, не прогневайся.
Как пустил меня к себе, так и выпусти;
Отведи от меня злых зверей да всех змей,
Путь мне не городи, по оврагам не кружи.
Смилуйся над рабом Божьим. Аминь.
Это была настоящая магия. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу. Заклиная, стремились воздействовать на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Заметьте, человек, относясь к природе с большим уважением, в то же время выступал не униженным просителем, а полноправным хозяином мира, в котором он живет. Он знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождем, солнцем или землей.
Таким образом, в фольклоре сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией.
К обрядовой поэзии люди обращались очень часто, Она сопровождала человека в повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, нередко использовали заговор, взывая к могучим силам природы с просьбой помочь избавиться от недуга.
Попробуем и мы обратиться к месяцу и заговорить зубы у——————.
Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота ( когда день начинал постепенно удлиняться). Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки ( наступление нового года), масленица (встреча весны), праздник Ивана Купалы (вершина лета), Кострома (проводы лета). Все эти праздники сопровождались календарными обрядовыми песнями.
Представьте себе: в декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло. Под снежной пеленой дремлет природа до красной весны. Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу, по которой приедет на Русь самый веселый и радостный праздник. Главный праздник зимы – Рождество. Вот тут-то и начиналось колядование.
Народная мудрость или что представляет собой фольклор
Вы видели хоть одного человека, который был бы равнодушен к народным сказкам, песням и танцам. В них гармонично сочетается искрометный юмор, нежная грусть, уникальность и радость. Более всего русского человека в фольклоре привлекает обаяние старины и ностальгический аромат древности. Основное отличие данного направления в искусстве – это отсутствие автора.
Что такое фольклор?
Фольклор – это коллективное творчество народа, которое выражает его отношение к миру и идеалы, также оно является своеобразным «зеркалом» менталитета славян. Чаще всего это устное сказание – былины, заговоры, загадки.
В переводе слово «folk-lore» означает «народная мудрость». Впервые термин использовали в 1846 году, в обиход его ввел исследователь из Великобритании по имени Вильям Томс. Термин весьма обширен и что именно сюда попадает, каждый определяет самостоятельно.
Единственное условие, чтобы отнести произведение к фольклору, оно должно быть передано в устной форме через несколько поколений. В России огромный вклад в изучение данного направления культуры внесли А. С. Пушкин, Михаил Ломоносов, И. И. Шишкин и другие писатели, живописцы, историки.
Базовые разновидности и жанры фольклора
К традиционным формам народного творчества относят былинку, загадку, поговорку. Устное предание, танцы и песни – это виды фольклора. Отдельного внимания заслуживают обрядовые жанры, которые имеют языческие корни и зародились как своеобразное противопоставление христианству. Конечно, это не всегда было именно так.
В годы существования Советского Союза под запретом находились любые культы. В эти времена наиболее ярко себя проявил христианский обрядовый фольклор. На основании этого можно сказать, что народное творчество – это отражение противостояния между простым населением и властями.
Произведения фольклора передают потомкам опыт, накопленный тысячелетиями. Независимо от того, на какой ступени социального развития стоит народ, сказания и былины считаются наиболее ценными источниками познания его быта и мировоззрения.
Русский баловень судьбы Иванушка-дурачок, неземная красавица Василиса, злобный Кощей Бессмертный, греческие герои Геракл и Прометей, немецкая Фрейя и другие волшебные существа могут многое «рассказать» о том, что происходило на земле в древние времена. |
Герои и символы фольклора
Основное понятие народного творчества – это традиция. Все произведения данного направления искусства давно стали классическими. Традиция – это сложившийся годами пример, на основе которого формируются многие песни, сказки, былины и т.д.
Она отличается замкнутостью. Давайте вспомним классические произведения фольклора. Например, в сказке всегда только шесть главных персонажей: центральный герой (Иван-дурак), отправитель (царь-батюшка), искомый (красавица-невеста), злодей (Змей Горыныч), благодетель (который что-то дарит герою), помощник (обычно данная роль отводится животному). В этом и проявляется замкнутость произведения. Присутствие иных персонажей исключено.
Фольклор – это средство сохранения и передачи народной мудрости от старшего поколения к младшему. Иными словами, для исполнения былин или песен, требуется получить от родителей важную культурную информацию. Например, в сказках передают нормы морали, которых должен придерживаться каждый человек. Главный герой отличается храбростью, благородством, помогает друзьям, почитает стариков.
В былинах находит отражение тот факт, что необходимо защищать свою отчизну. Персонаж истории изображается смелым, мудрым.
Фольклор является символичным. Каждое его произведение содержит тайный знак. Например, голубка или березка символизирует юную барышню, а дуб или орел – добра молодца. Не следует буквально воспринимать народное творчество. Главное, научиться за тайными знаками видеть фольклорный смысл.
Литература и фольклор
В чем разница между данными направлениями в культуре? Первый характеризуется системой построения произведений. Главное отличие фольклора от литературы заключается в том, что его творчество содержит запевы, зачины, присказки, троичность.
Также в народных произведениях употребляют эпитеты, гиперболы, присутствует тавтология (основной принцип повествования). Литература представлена такими жанрами, как романы, рассказы, повести. Они написаны в спокойных тонах, что позволяет читателю проанализировать сюжетную составляющую и сделать выводы.
Однако в литературе также имеются фольклорные жанры: эпос, лирика и драма. Первый основывается на исторических произведения в песенной форме. Эпос отличается обширной тематикой, когда гусляры могут часами повествовать об истории Руси под тихий перебор струн. |
К драме относят сказочные сюжеты с неблагоприятным развитием событий и счастливой развязкой. Чаще всего это легенда, в которой добро борется со злом. Герой с переменным успехом сражаются, но в итоге положительный персонаж одерживает победу.
К лирике относится обрядовое творчество: любовные песни, частушки, причитания. Многое в данных произведениях зависит от интонации, с которой их произносят.
Развитие фольклора
Народные верования национальных культур разнообразны. Некоторые звери, например, считаются плохим знаком в различных регионах земного шара. А в других странах эти же животные символизируют успех.
Народное творчество отличается разнообразием, но при этом объединяет природные уникальности ландшафта, будь то бесконечные снежные зимы в Скандинавии или затяжные солнечные деньки на экваторе. Фольклор часто отображает уникальные вещи о людях той или иной культуры.
Устное творчество постоянно меняется. Поскольку история циклична и часто повторяется, человеку свойственно приукрашивать события или дополнять их собственным мыслями. В некоторых случаях содержание фольклора претерпевало существенные изменения, чтобы соответствовать новым временам.
В результате народное творчество представляет собой постоянно расширяющийся и меняющийся материал, обеспечивая работой огромное количество людей, которые интересуются устными традициями той или иной культуры.
Ряд ученых отмечает изменение в фольклоре в рамках масштабного исследования традиций народности. Они увидели, что устное творчество обретало новые краски, если представители одной нации объединялись с носителями иных культурных ценностей.
Когда изучение фольклора стало иметь более официальный характер и оформилось в отдельную дисциплину, люди стали записывать сказки. Хотя, например, братья Гримм задолго до этого времени фиксировали народное творчество на бумаге.
Кто изучает фольклор?
Народное творчество – это отражение культуры. Наша страна характеризуется гармоничным сплавом из языческих и православных точек зрения на явления в окружающей среде и социум. В фольклорных произведениях часто основными действующими персонажами становятся звери, природные силы (ветер, солнце).
В этом проявляется отражение языческого мировоззрения, одухотворяющего природу. Древние славяне верили с мифических существ и молились им, это также проявляется в старинных сказаниях. |
Помимо этого, в произведениях существуют христианские персонажи (Богородица, святые). Изучением народного творчества занимаются фольклористы. Они регулярно ездят в экспедиции, чтобы отыскать и записать устные произведения искусства, сохранившиеся до наших дней. После этого ученые тщательно исследуют символику сказаний, их содержание и структуру.
Фольклор народностей
Разные нации, отличающиеся культурой, традициями и мировоззрением, тем не менее находят единые точки соприкосновения в творчестве. Существуют универсальные желания, именно благодаря им в искусстве появляются обряды, сказания, притчи. Многие нации отмечают праздники и воспевают богов для получения богатого урожая.
Заключение
Устное народное творчество – это неоценимое наследие для каждой страны. Фольклор появился задолго до письменности. Не стоит путать его с литературой. Народные произведения сформировались на основе обрядно-ритуальных действий. А о литературе первые упоминания встречаются лишь в период античности.
Для получения дополнительных знаний о фольклоре посмотрите видеоролик.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» / урок литературы в 6 классе/
Цели: 1) расширить представления учащихся о малых жанрах русского фольклора;
2) помочь учащимся проникнуться пафосом и поэтичностью устного народного творчества;
3) овладеть умениями и навыками воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной;
4) воспитывать бережное отношение к нравственным и эстетическим ценностям русского народа.
Оборудование: иллюстрации картин русских художников, костюмы в народном стиле для учащихся, самовар, свечи, выставка вышивки и рукоделия.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята и гости дорогие.
Усаживайтесь все поудобнее,
Выбирайте то, что посъедобнее.
Каждый наливай себе горячий чай-
На посиделках наших не скучай.
Да, действительно, к урокам литературы мы уже привыкли, а вот урок – «посиделки» проводим впервые.
Итак, наша с вами задача-не только порадовать себя горячим чаем, вкусными блинами да
румяными пирогами. Но мы еще должны пополнить свой ларец знаний драгоценной народной мудростью, чтобы суметь убедительно рассказать «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
2. Запишем число и тему нашего урока.
3. Посиделки были любимым занятием деревенских жителей в старину. После трудового дня собирались люди в какой-нибудь просторной избе, освещенной лучиной или свечой. Кто пряжу прял, кто вязал, кто вышивал, кто щелкал орехи да семечки. Пелись песни и велись интересные разговоры. Давайте послушаем какие.
/звучит диалог детей/
-Лука Лукич, говорят, ты дом достраиваешь?
-Да, скоро хата будет готова.
— Будешь въезжать в новый дом, не забудь пригласить домового.
-Да поставь в подпол нового дома мисочку с молоком, положи каравай хлеба и соль.
Да, ребята, и человек ставил в подпол нового дома мисочку с молоком, клал каравай хлеба и соль. А выходя из старого дома, произносил заклинание:
Отправляйся в путь со мной.
Для тебя готова хата,
В ней мы будем жить богато.
Когда человек отправлялся в лес, то, входя в него, тоже произносил заклинание, которое должно было уберечь его от различных опасностей:
Я с поклоном иду к тебе, лес-батюшка,
Ты пусти меня к себе, не прогневайся.
Как пустил меня к себе, так и выпусти;
Отведи от меня злых зверей да всех змей,
Путь мне не городи, по оврагам не кружи.
Смилуйся над рабом Божьим. Аминь.
Это была настоящая магия. С помощью таких заклинаний люди стремились воздействовать на природу. Заклиная, стремились воздействовать на дождь, на солнце, попросить у земли богатого урожая. Заметьте, человек, относясь к природе с большим уважением, в то же время выступал не униженным просителем, а полноправным хозяином мира, в котором он живет. Он знал нужное слово, чтобы заключить договор с ветром или дождем, солнцем или землей.
Таким образом, в фольклоре сложилось множество произведений, которые должны были помочь человеку установить отношения с окружающим его миром. Такие произведения и называют обрядовой поэзией.
К обрядовой поэзии люди обращались очень часто, Она сопровождала человека в повседневной жизни. Так, если вдруг начинали болеть зубы, нередко использовали заговор, взывая к могучим силам природы с просьбой помочь избавиться от недуга.
Попробуем и мы обратиться к месяцу и заговорить зубы у——————.
Очень важное место в жизни народа занимали календарные праздники, которыми отмечался приход весны, наступление осени, начало зимнего солнцеворота ( когда день начинал постепенно удлиняться). Каждому времени года были посвящены свои праздники: святки ( наступление нового года), масленица (встреча весны), праздник Ивана Купалы (вершина лета), Кострома (проводы лета). Все эти праздники сопровождались календарными обрядовыми песнями.
Представьте себе: в декабре стелет зима белые холсты, мороз наводит мосты через реки. Называют этот месяц – студень, стужайло. Под снежной пеленой дремлет природа до красной весны. Говорят в народе: декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. Готовит он дорогу, по которой приедет на Русь самый веселый и радостный праздник. Главный праздник зимы – Рождество. Вот тут-то и начиналось колядование.
Конспект урока литературы на тему:Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 4. РР Урок – «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»
Цели уроков: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
развитие речи учащихся;
воспитание любви к Родине, к природе, своей семье;
пропаганда здорового образа жизни.
Словарная работа: лаконизм, афористичность, совершенство формы.
Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей.
А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!
I. Знакомство с жанром пословиц и поговорок
Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.
Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.
Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».
Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».
Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.
« Яблоко от яблони недалеко падает»,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.
Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…
Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.
Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей
2. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
« От пословицы не уйдёшь»
« Пословица не даром молвится»
« Пословица ввек не сломится»
« Глупая речь – не пословица»
« Красна речь пословицей»
3. Обсуждение высказываний о пословицах.
« Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»
« Кто придумал их так складно…»
— Что восхищало в пословицах русских писателей?
4. Запись в тетради:
II. Работа с пословицами разных тематических групп.
Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.
Ребята, прочитайте и прокомментируйте, пожалуйста, те пословицы и поговорки, которые вы приготовили к уроку.
1. Работа по группам.
1-ая группа: пословицы о Родине.
Каждый человек – рано или поздно, осознаёт он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определённый отпечаток на формирование её гражданских черт. Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, о чём говорят следующие пословицы:
« Всякому мила своя сторона».
«Велика святорусская земля, а везде солнышко»
« Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»
« На чужой стороне и весна не красна»
« На чужой стороне и сокола зовут вороной»
« С родной земли – умри, не сходи!» и другие пословицы.
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»
«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»
«На чужой стороне Родина милей вдвойне»
«Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»
«Береги Родину, как зеницу ока»
« Жить – Родине служить»
Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе с многочисленными захватчиками отстаивала свою независимость, за то, что она предоставляет всем нациям страны равные права, за то, что это наше прошлое и будущее, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.
2-ая группа: о природе
Например: « Лес и воды – краса природы»
« Лес да растения – зверю спасение
« В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо»
« Враг природы тот, кто лес не бережёт»
« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»
« Сажай лес в поле – будет хлеба боле»
«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»
«Зелёный наряд радует взгляд»
«Растенье – берегам спасенье»
« Лес и вода – брат и сестра»
3 –ая группа: о здоровом образе жизни
Курение, пьянство – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие системы человеческого организма. Представление о пьянстве как обычае русских, мягко говоря, преувеличено. На Руси существовали строгие традиции винопития. Пиво, брага, медовуха – вот что пили наши предки, причём крепость этих напитков не превышала 15 градусов. Пить алкогольные напитки было принято, лишь по определённым праздникам. Использование алкоголя молодыми людьми осуждалось, пьяниц подвергали публичной порке.
Табак, родиной которого является Америка, попал в Старый Свет не менее 500 лет назад. В России в XV веке уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезали нос или уши. Курение было признано причиной пожара в Москве в 1634 году, после чего курить запретили под страхом смертной казни. В XVII веке жестоко наказывались и курильщики ( их пытали и били кнутом), и торговцы табаком (их пороли и ссылали в дальние города).
О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят и пословицы. Например:
« Здоровье дороже богатства»
« Ум да здоровье всего дороже»
« В здоровом теле здоровый дух»
«Чистая вода для хвори беда»
« Холода не бойся, по пояс мойся»
«Курить – здоровью вредить»
«Здоровье сгубишь – новое не купишь»
«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял»
« Смолоду закалишься, на весь век пригодится»
« Захворать – один день, а поправляться семь недель»
4- ая группа: о семье
Человек – связующее, по меньшей мере, трёх столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живём со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить.
Семья – вот что близко и понятно каждому человеку. В семье ребёнок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят, конечно, от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. Многое зависит от отношений, которые складываются в семье, они во многом определяют будущее ребёнка. Счастлив тот, у кого есть мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке…Не забудутся эти сказки, если нет-нет и скажет бабушка: « Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса». Счастливы мать и отец, которым о ребёнке говорят: « Само добро», « Доброго человека вырастили». Это не просто похвала родителям, а дань искреннего уважения к их ребёнку. Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каждого народа, так же, как добрые семейные отношения.
« Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»
« Слава сыну – отцу отрада»
« Отец и мать – священные слова»
« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»
« При солнышке тепло, а при матери добро»
« Роднее матери родни нет»
« Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает»
« Птица рада весне, а дитя – матери»
«Ближе матери друга нет»
« Материнская ласка конца не имеет»
«Ссора в семье до первого взгляда»
« На что и клад, когда в семье лад»
Как красиво, как точно! Ведь семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок…
Погляди на пришедших с работы родителей, как они устали, как их мучают проблемы. Улыбнись им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца. Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймёт тебя лучше них, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их. А бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как не страшно, но люди уходят с Земли. А вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой. Задумайся о себе и о своих родных!
5 –ая группа: о времени
В одной из философских повестей знаменитого Вольтера « Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?» Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг.
« Время – лучший судья»
«Время дороже денег»
«Упустишь минуту – потеряешь часы»
« Знай минутам цену, секундам счёт»
« На час отстанешь, за день не догонишь»
«Уходит день – не привяжешь за плетень»
« Время не птица – за хвост не поймаешь»
«Года как вода: пройдут – не увидишь»
2. Игра на внимание
Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! ( или работа с интерактивной доской)
Например: « Всякому мила….» (своя сторона)
«Охранять природу – значит…» (охранять Родину)
«Вся семья вместе…» (душа на месте)
« Кто вчера солгал….» (тому и завтра не поверят)
« Дерево ценят по плодам… (а человека по делам)
Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.
VI. Домашнее задание:
Написать сочинение по понравившейся вам пословице.