Чем лечили в древней греции
Чем лечили в древней греции
Своё начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о медицине Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.
Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом Минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи…
Древние эллины считали, что на здоровье человека влияют юмор, окружающая среда, климат, социальный класс, диета, травмы, убеждения и мышление самого человека.
На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.
В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из минеральных источников. Вода источника использовалась в качестве основного лечебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение.
Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекались тексты, описывающие удачные исцеления. Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Артемида — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.
В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским. Бог врачевания Асклепий был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э., выдающимся древнегреческим зодчим Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.
Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы», или «вотивные дары», которые представляли собой глиняный слепок исцелённого органа. Богатые люди приносили в храм «вотивные дары», сделанные из меди, серебра, мрамора, кости. Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в дар храму, в качестве платы за услуги врачевателя. Многиев древней Греции верили, что болезни — это «божественные наказания», а исцеление — «дар богов».
В рачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, клистиры.
Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично! Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения.
«У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своём теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.
К святилищу Аслепейону вела дорога длинной около 1 км. За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище Аслепейон не пускали, так как больной не имел права умереть в присутствии бога-врачевателя Асклепия. Не пускали в Аслепейон и беременных женщин, так как роды не всегда проходили успешно. Система «я могу вылечить или не могу вылечить» очень характерна для древнего мира. В Месопотамии врач подходя к больному, осматривал его и говорил: «Эту болезнь я могу вылечить, эту — не могу вылечить» Также поступали в древней Греции, осматривая движения и походку больного, идущего по пути в Асклепейон, они решали впустить ли больного в храм.
Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам и жрецы использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было естественным, выраженном в форме религиозного культа, и стихийного материализма древних греков.
Ἀγνοδίκη (Agnodike, ок. 4 в. До н.э.) — первая акушерка
Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) в 4 веке до н.э. была известна, как первая акушерка (doula) и женщина-врач в древних Афинах. Она была вынуждена помогать роженицам, переодевшись мужчиной, потому что в этот период женщинам не разрешалось быть врачами. Когда же раскрылась правда, её вызвали в суд, но о на была оправдана, и впоследствии закон против женщин-врачей в Афинах был отменён.
Прогревающие процедуры в древней Греции.
В древнем Пафосе и на острове Кипр во время раскопок найдены глиняные грелки I века до н.э. в форме частей человеческого тела.
Глиняные сосуды с очень тонкими стенками, форма которых соответствует разным частям человеческого тела. Исследователи предполагают, что это своего рода грелка, действовавшая как разогревающее средство, плотно прилегающее к больному месту, как пластырь (emplastra) или грелка древних.
Предполагается, что в них заливали тёплую жидкость, вероятно, горячую воду или горячее оливковое масло и прикладывали к больной части тела, чтобы вызвать гиперемию и облегчить боль.
Медицина древней Греции
Медицина древней Греции
Расцвет человеческого гения, известный как греческая культура и породивший шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии и науки, проявился и в медицине. Дух исследований и размышлений разбил оковы догмы и побудил к прямому наблюдению и эксперименту, необходимым для развития медицины. Греческая медицина прошла три основных этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждый имеет специфические особенности.
Догиппократов период начался с минойской цивилизации, процветавшей на острове Крит с 4-го по 2-е тысячелетие до н.э. Египтяне приписывали многие из своих лечебных средств критянам. Среди развалин великого дворца в Кноссе был обнаружен удивительно современный водопровод, свидетельствующий о высоком уровне гигиены. К сожалению, никакими другими данными о минойской медицине мы не располагаем.
Кентавр Хирон считался основателем медицины и учителем Асклепия (римский Эскулап), сына Аполлона. Знаменитый культ Асклепия, зародившийся в Фессалии, был введен в Афинах в 5 в. до н.э. Храмы его выросли по всей стране. Расположенные в живописных местностях со здоровым климатом, около минеральных источников, они были в сущности санаториями. Исцеление происходило в ходе т. н. инкубации. Сначала больной должен был особым образом подготовиться: поститься, совершать омовения и молитвы; после этого ему позволялось провести одну или несколько ночей в храме, у ног статуи бога в ожидании целительного сновидения. Лечение проводилось жрецами, которые, возможно, прибегали к гипнотическому внушению. Существует множество легенд о чудесных исцелениях, некоторые их них совершенно фантастичны.
Действенная греческая медицина родилась вовсе не в храмах Асклепия. Там не признавались в неудачах, не было и прогресса. Храмы конкурировали между собой, плата была высокой, процветало шарлатанство. Слава греческой медицины проистекает из другого источника.
Классический период греческой медицины начался в 6 в. до н.э. с подъема созерцательной философии. Как передает традиция, Эмпедокл (ок. 490-430 до н.э.), возможно, пифагореец, спас два города от мора, осушив болота и применив дезинфицирующие окуривания. Анаксагор (ок. 500-430 до н.э.) первым начал вскрытия животных. Алкмеон Кротонский (расцвет ок. 500 до н.э.) тоже занимался вскрытием животных; он описал зрительный нерв и слуховые проходы. Алкмеон считал мозг центром ощущений и интеллекта и рассматривал болезни как дисгармонию первоэлементов организма. Вклад других философов — предшественников Сократа, среди них Фалеса, Гераклита и Пифагора, был скорее косвенным: интеллектуальный климат, созданный свободой и размахом их теоретической мысли, сделал возможным расцвет гиппократовой медицины.
Собственно гиппократова концепция болезни, основанная на учении о соках (гуморальная теория), была тем не менее ошибочной. Согласно этой теории, соки организма: кровь, флегма, черная и желтая желчь, — должны быть уравновешены в определенной пропорции, нарушение которой и есть причина болезни. Следы этой теории сохранились и в сегодняшнем употреблении терминов «сангвиник», «флегматик», «холерик» и «меланхолик».
Гиппократова терапия опиралась на силы природы. Гиппократ не верил в сильнодействующие средства и считал, что «целительная сила природы» во многих случаях может привести к естественному выздоровлению.
Эрасистрат (ок. 300-260 до н.э.), которого называют «отцом физиологии», изучал анатомию и функции головного мозга, интересовался процессом дыхания, работой мышц, питанием и секреторной деятельностью организма и оставил выдающиеся работы о сердце и кровеносной системе. Эрасистрат отверг гуморальную теорию Гиппократа и предложил свое объяснение болезней, считая их причиной «плетору» — излишек крови. Вместе с тем он не рекомендовал кровопускания, ибо они снижают сопротивляемость организма, практиковал перевязку кровоточащих артерий, выступал против чрезмерного употребления лекарств, предписывал паровые ванны, покой, диету и физические упражнения.
Для школы эмпириков, сменившей последователей Герофила и Эрасистрата (т.е. школу догматиков), была характерна приверженность к многочисленным медикаментам и непосредственному практическому эксперименту при полном пренебрежении к теории и исследованиям. Это, естественно, привело к упадку александрийской медицины. Тем не менее эмпирики достигли больших успехов в акушерстве и хирургии, в частности в применении перевязок, и в изучении ядов и противоядий.
ЛЕМЕШЕВ Александр Филиппович
БГМУ, кафедра поликлинической терапии
Согласно греческой мифологии Асклепий традиционно считается богом врачевания. Разумеется, датировать время жизни этого легендарного целителя невозможно, ибо устная мифотворческая жизнь этого героя нашла отражение в письменных источниках гораздо позже. По крайней мере величайший поэт древности Гомер в «Илиаде», действие которой относится к 11–12 вв. до н.э., посвящает несколько строк сыновьям Асклепия. Несколько позже римляне, которые перенесли в свой пантеон многих греческих богов, называли его Эскулапом. Как бы то ни было, первый врач древности, известный нам по мифам, мог жить в конце 2-го тысячелетия до н.э. Асклепий и его дети явились зачинателями медицинской помощи в глубокой античности. Вот что сохранилось в памяти народа о праотце современной медицины.
У царя лапифов была дочь Коронида, которая жила на берегу озера. В водах этого озера она любила купаться, омывать лицо и ноги. Подле озера полуобнаженную красавицу Корониду как-то увидал один из олимпийских богов Аполлон. Это была, как говорится, любовь с первого взгляда и бог стал возлюбленным Корониды. Как прекрасна была эта пара! Однако, прежде чем вести рассказ далее, необходимо вкратце описать характер и черты будущего отца Асклепия.
Все народы древности придавали огромное значение наследственности, характеру и душевным качествам родителей. Греческие мифы, скандинавские и северогерманские саги в любом изложении деяний мало-мальски значимого лица начинают с его родословной. Причем эти генеалогические изыскания порою уходят на много поколений назад. Впрочем, в новое время наследственности также придавали большое значение. Лев Толстой в романе «Война и мир» для краткой и емкой характеристики отрицательного героя устами другого персонажа высказался так: «Подлая порода!».
Аполлон (у римлян Феб) на сохранившихся изображениях и статуях предстает как очаровательный, стройный и юный бог, который носил лук и стрелы, а порою музыкальный инструмент лиру. Луком этот лучезарный бог пользовался очень ловко и от его стрел погибло немало самых разнообразных существ. С другой стороны Аполлон выступает как бог гармонии, духовной деятельности и искусств, покровитель муз, прежде всего музыки и пения. Помимо этих функций ему приписывается защита посевов и стад, предотвращение бед, напастей, эпидемий и способность целительства.
Мать же, Коронида, кроме блестящих внешних данных особыми душевными и этическими качествами не обладала. Это следует из того, как повел себя Аполлон при необходимости отлучиться на какое-то время по делам. Он оставил возлюбленную под бдительным присмотром белой вороны. Надо думать, что бог, который основал Дельфийский оракул и считался лучшим прорицателем среди бессмертных, имел основания для сомнений.
Тем не менее, смертная женщина, влекомая могучей страстью, в состоянии обвести вокруг пальца кого угодно. В душе Коронида давно лелеяла тайную страсть к некоему Исхию и пригласила его разделить с нею ложе, хотя к тому времени носила под сердцем плод любви от Аполлона. Возмущенная ворона отправилась к хозяину сообщить о скандальном поведении возлюбленной и получить награду за бдительность. Правда, сердце бога вещало недоброе и он еще до прибытия вороны провел гадание и определил неверность своей милой. Поэтому по прибытии Аполлон проклял ворону за то, что она не выклевала глаза Исхию, когда тот только приближался к Корониде. Стала ворона от того проклятия черной, и это качество перешло к ее потомкам.
Жалость охватила Аполлона при виде трупа Корониды, но оживить ее он был не в состоянии. Согласно обычаю, бывшую возлюбленную умастили благовониями и положили на погребальный костер. Когда снизу по поленьям побежало пламя, и в воздухе еще резче разнесся аромат благовоний, Аполлон несколько пришел в себя: «Мое дитя, мой нерожденный сын!» На помощь экстренно призвали еще одного бога. Гермес всеми признавался за мастера на все руки, специалиста по самым сложным делам. Он при свете погребального костра сумел изъять живое дитя из чрева Корониды. Отец нарек мальчика Асклепием и отнес в пещеру кентавра Хирона.
Вот при таких обстоятельствах явился на свет зачинатель медицины, внебрачный ребенок. Нужно отметить, что незаконнорожденность тогда никого не смущала. Даже великий Геракл был рожден от Зевса-громовержца земною женщиной и многие царские роды почитали для себя великой честью вести родословную от могучего героя. Вплоть до позднего средневековья бастарды занимали в обществе достойное место, а порою укреплялись на королевских тронах. Об этом ярко свидетельствуют строки Шекспира.
Побочный сын! Что значит сын побочный?
И в чем тут стыд? В том, что свежей и ярче
Передают наследственность тайком,
Чем на прискучившем законном ложе,
Основывая целый род глупцов.
Хирон, будучи очень мудрым и искушенным, дал воспитаннику прекрасное образование. Аполлон не забывал сына и также немало способствовал его успехам. От отца и воспитателя Асклепий перенял искусство врачевания и достиг такого мастерства в хирургии и использовании лекарств, что ему стали поклоняться как основателю медицины. Одно из первых святилищ-храмов, посвященных Асклепию, создано на острове Кос. Там же возникла известная медицинская школа, воспитавшая немало выдающихся врачей античности. Врачи косской школы считали себя потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. Самым известным представителем этой школы впоследствии стал отец научной медицины Гиппократ.
В точном смысле слова Асклепий богом не был, ибо родился от смертной женщины. Таких в античности называли полубогами или героями. Вероятно, прародитель медицины являлся не только врачевателем, потрясшим воображение современников, но и весьма амбициозной личностью. Так, Асклепий покусился на оживление мертвых, что явно превышало его полномочия. Даже полноправные бессмертные боги — и те не всегда, и не все могли позволить себе поворачивать природу вспять и возвращать души умерших из подземного царства.
Рассказывают, что Асклепий и богиня Афина поделили между собой кровь убитой ужасной Горгоны Медузы. Капля крови из левой части Горгоны мгновенно оживляла, а из правой — лишала жизни. Среди людей, оживленных Асклепием, называют десятка полтора известнейших в античности лиц. Самым знакомым, пожалуй, предстает спартанский законодатель Ликург, заложивший основы лаконских традиций и обычаев, благодаря которым Спарта стала могущественной и всемирно известной.
Бог царства мертвых пожаловался Зевсу, что какой-то врачишка Асклепий суть мздоимец и за хороший куш золотом возвращает людей к жизни, воруя, таким образом, у хозяина души мертвых. Зевс долго не раздумывал, сверкнула молния, и наш герой пал мертвым. Однако цепь событий на этом не прервалась. По всей видимости, Аполлон очень любил сына, который явился на свет столь необычным образом и по мнению людей и богов выказал себя чрезвычайно талантливой личностью. По крайней мере, Аполлон лишь единожды разгневал своего отца громовержца Зевса. И этот единственный случай имеет самое прямое отношение к нашей истории.
Глядя на смирившегося и образумившегося сына, Зевс, по всей вероятности, пожалел о своей горячности по отношению к внуку. Позднее он воскресил Асклепия, а его образ в виде фигуры с целительной змеею поместил среди звезд. Так сбылось пророчество дочери Хирона о том, что Асклепий станет почти богом, умрет, а затем к нему вновь вернется божественность, т. е. он дважды повторит свою судьбу.
Непременным атрибутом Асклепия являлась змея (или даже две), получавшая в хра-мах жертвенные приношения. В 3 веке до н.э. такая змея из святилища в Греции привезена в Рим и помещена в храм, основанный вблизи города на одном из островов Тибра. Сам же Асклепий на геммах, монетах, вазах и изваяниях изображается со змеей, обвивающей его посох или руку. Чрезвычайно интересно, что змея — универсальный символ практически для всех народов мира. Культ змеи отмечен в религиях различных этносов, населяющих Африку, Азию, Америку и Австралию с незапамятных времен. Еще более удивительно, что эта тождественность культа змеи в столь удаленных частях света появилась задолго до возможности длительных путешествий и сношений и, отсюда, возможность заимствования исключается. Одним из объяснений этого факта может быть теория известного психоаналитика Юнга о коллективном бессознательном, которое в виде символов-архетипов (в данном случае змеи), присуще всему человечеству вне зависимости от расы, эпохи и географического проживания. Во всех частях света змея выступала как диалектический образ противоположных начал: добро и зло, огонь и вода, мужское и женское начало, вечное обновление и мудрость, соединяющая небо и землю. Лишь гораздо позже этот архетип упрощается и становится драконом, Змеем-Горынычем.
У Асклепия родилось немало детей. Двое сыновей пошли по стопам отца и стали прекрасными врачами. О них упоминает Гомер в «Илиаде», где Подалирий и Махаон исцеляли раненых греков во время Троянской войны. Среди дочерей наиболее известны Гигиея и Панакея, которые признаются первыми женщинами-врачами.
В мифических преданиях об Асклепий на наш взгляд очень важным является обстоятельство, что ему не нашлось место в пантеоне многочисленных богов. В греческой традиции так называемого олимпийского периода существует 12 олимпийских небожителей во главе с верховным богом Зевсом. Кроме них существовало немало второстепенных богов, которые покровительствовали разным профессиям или бытийным категориям. Например, богини судьбы, справедливости, удачи и т. д. Но Асклепий — не бог, он является всего лишь полубогом. Почему так? Отчего для правосудия существовала специальная богиня Фемида, а для здоровья и врачевания древние греки привлекли только полубога?
Над этим стоит задуматься. Ведь для самых важных с точки зрения тогдашнего общества явлений у греков существовали строго специализированные божества. Например, жена Зевса Гера представлена как покровительница брака и семьи. Афродита (Венера) является богиней любви. По преданию Афродита пробовала одно время заниматься домашним хозяйством, в частности, прядением. Или богиня сама осознала ошибку, то ли ей ненавязчиво намекнули, но очень скоро эта покровительница эротической любви отошла от рукоделья и более не экспериментировала. Законный муж Афродиты Гефест (Вулкан) — это бог ручных ремесел, в первую очередь обработки металлов. Неужели люди античности так низко ставили здоровье?
Надо полагать, что в представлении людей той эпохи здоровье не было (как бы выразились в наше время) приоритетным направлением. Мужчины и женщины тех времен молили богов о плодородии земли, об урожае, удаче в делах и сражениях; не забывали попросить о процветании родной земли и отеческого города. Здоровье, по всей вероятности, считалось личным делом и каждый по мере сил должен проявлять о нем заботу самостоятельно.
Забота о здоровье во времена античности делилась как бы на два направления. Во-первых, выполнение долга перед обществом считалось непременным условием сохранения здоровья. Для мужчины таким долгом была защита отечества, для чего практически до пожилого возраста они занимались физической и военной подготовкой. Для женщин долгом (именно долгом!) являлось рождение и воспитание детей. Понятие об истерии как болезни возникло из представления, что у нерожавшей женщины матка (hysteros) бродит по телу, страдая и мучаясь от бесплодия, вызывая при этом разнообразные болезненные симптомы. Отсюда очевидно, что понятие долга для обоих полов сливалось со здоровым образом жизни. Во-вторых, люди боялись совершать антиобщественные поступки, ибо карою являлись телесные и душевные болезни. Например, когда второй после Ахилла греческий герой Аякс во время Троянской войны решился на предательские действия по отношению к своим боевым товарищам, его поразило безумие, и он погиб. Таким образом, представление о здоровье и болезни в античные времена опиралось на выполнение гражданского долга, соблюдение общественных и этических норм. С этих позиций каждый своею личной жизнью либо предохранял себя от болезней, либо накликал недуги в случае отклонения от социально принятой максимы. В такой ситуации понятна общественная психология, решившая, что для охраны здоровья достаточно полубога. Подобное общественное сознание, имевшее место более 3 тысяч лет назад, представляется разумным и оправданным.
Различие взглядов на здоровье в период эллинизма и у современного урбанизированного человека хорошо отражает приветствие, с которым люди обращаются друг к другу. Древние греки при встрече не желали здоровья, т. е. не желали здравствовать, а произносили «хайре», что может быть переведено как радуйся, будем радоваться. Мы не будем обсуждать эту непростую проблему и выяснять, что же для человека предпочтительнее — здоровье или радость. Попросту автору попутно хотелось бы обратить внимание на один из парадоксов нашей жизни, который бы изумил древнего эллина до глубины души. Для человека античности верхом нелогичности служили бы постоянные здравицы в застольях, где поглощаются неимоверные количества еды и алкоголя, что никак не может быть признано имеющим отношение к здоровью. До императорского периода в греко-романском мире на пирах потреблялось исключительно разбавленное водою вино, и напиваться считалось позором.
Переходя к современности, следует признать, что во главу личного здоровья в любом обществе и при любом социальном строе должно быть поставлено отношение «Я» к собственному телу, духу и окружению, активная позиция здорового образа жизни. Лишь при соблюдении такого условия медицина как система государственных мероприятий может быть эффективной и служить делу укрепления и продления здоровья людей.
Чем лечились в Древней Греции
На вопросы, чем лечились древние греки, много ответов ученые получили на дне Средиземного моря. Исследователи повезло, и они смогли достать из затонувшего тысячи лет назад корабля коробочки с древними хорошо сохранившимися пилюлями.
В 130 году до н.э. корабль из орехового дерева, нагруженный медикаментами и сирийской утварью потонул у побережья Тосканы.
Коробка с лекарствами была найдена в 1989 году, однако лишь сейчас археологам удалось провести анализ тех таблеток, изготовленных древнегреческими врачами, что перевозил корабль. Изучение состава древнегреческих лекарств показало, что для лечения во времена Геракла и Персея врачеватели использовали смеси сушеных и стертых в порошок овощей, трав и других природных веществ.
Роберт Фляйшер из Смитсоновского Национального зоологического парка проанализировал ДНК фрагменты в двух таблетках и сравнил последовательность с базой данных генетического банка, хранящейся в Американском национальном институте здравоохранения. Анализ ДНК показал, что таблетки представляют собой смесь более 10 различных растительных экстрактов, в т.ч. морковь, редька, сельдерей, лук, кора дуба, капуста, люцерна и тысячелистник. Большинство из этих растений в древности использовалось в медицине. К примеру, тысячелистник останавливал кровотечение. Историки и раньше не сомневались в знаниях древних относительно целебных свойств растений, но находка стала настоящим научным открытием.
Эксперты, изучающие древнегреческие пилюли утверждают, что старинные лекарства по эффективности вполне могут поспорить с современными.
По словам представителя Национального музея естественной истории при Смитсоновском институте в Вашингтоне Алейна Тоувейда, «впервые в руках исследователей появились данные, подтверждающие тексты древнегреческих врачей Диоскорида и Галена».
В частности, Педаний Диоскорид, древнегреческий фармаколог и ботаник, в 1-м веке нашей эры описал чудесные свойства зверобоя и моркови, которая рассматривалась в качестве панацеи от многих проблем со здоровьем. Считалось, что она способствовала зачатию ребёнка, а человек, съевший заблаговременно морковь, был защищён от вреда, причиняемого укусами рептилий. Зверобой, иначе «бальзам для души», применяли для лечения ран, а чай из зверобоя является и сегодня лучшим антидепрессантом.
Диоскорид (40-90 г.г. нашей эры) известен своим пятитомником «О лекарственных веществах», который был в широком использовании примерно до 1600 года. Считается ведущим фармакологом древности. Сопровождая римскую армию в качестве военного врача, наблюдал и коллекционировал растения в странах Средиземноморья. Он классифицировал растения по группам на основе их морфологических признаков.
Его работа «О лекарственных веществах» была переведена на многие языки. Это была первая напечатанная книга после Библии и состояла из пяти томов:
Всего Диоскорид описал около 600 лекарств растительного происхождения. Он считал, что целительная сила исходит от четырех фундаментальных характеристик: горячего, холодного, сухого и влажного. Он описывал, к примеру, свойства мандрагоры, её терапевтическую ценность в качестве медикаментозной подготовки больного к наркозу, а затем и общей анестезии. Диоскорид также наблюдал и описал явление аллергического шока, вызванного приёмом лекарств.
«Лекарственные растения были установлены еще раньше, но сложные лекарства — это действительно новое открытие», — говорит Ален Тувед, директор Института охраны медицинских традиций, в котором содержится крупнейшая в мире цифровая база данных медицинских рукописей.
Пилюли, которые, по мнению исследователей, разводились в уксусе или воде, чтобы облегчить переваривание, были размером с зерно и хранились в маленьких коробочках.
«Стоит отметить, что у нас есть письменные свидетельства [древних греков] о том, какими растениями что лечили», — говорит Алиса Мэчелек, автор-популяризатор из Национального института здоровья, одного из крупнейших исследовательских центров в мире.
«Это исследование особенно интересно для историков медицины, так как подтверждает, что продукты, которые мы едим, воздействуют на наши тела».
Переход к синтетическим химическим лекарствам произошел в XX в., но, по мнению Марка Блюменталя, основателя и исполнительного директора Американского ботанического совета, сейчас возобновился интерес к медицинским свойствам естественных продуктов, в том числе и тех, которые обнаружены в пилюлях.
Кстати, растения, минералы, части животных организмов, воды природных источников и другие вещества использовались для исцеления задолго до появления письменности. Первые упоминания о лекарствах содержатся в египетских иероглифах, на статуе бога Тота; систематизированные сведения о лекарствах приведены в папирусе Эберса (17 в. до н. э.).
В античное время: около 300 лекарственных растений упоминается в трудах Гиппократа, их подробные описания даны древнегреческими врачами Теофрастом (372—287 до н. э.) и Диоскоридом (1 в. н. э.). Сочинение последнего «Materia medica» («Врачебное веществословие») до 19 в. служило синонимом науки о лекарствах.
Анализ древних препаратов, в дополнение к некоторым открытиям, преподносит и новые головоломки. Анализ ДНК показал, что в таблетках, вероятно, содержится подсолнечник, который, как считали ученые, не произрастал на территории нынешней Европы, а был завезён позже из Америки.
Медицина древней Греции
Медицина древней Греции
Расцвет человеческого гения, известный как греческая культура и породивший шедевры архитектуры, скульптуры, поэзии, драмы, философии и науки, проявился и в медицине. Дух исследований и размышлений разбил оковы догмы и побудил к прямому наблюдению и эксперименту, необходимым для развития медицины. Греческая медицина прошла три основных этапа: догиппократов период, классический, или гиппократов, и греко-римский. Каждый имеет специфические особенности.
Догиппократов период начался с минойской цивилизации, процветавшей на острове Крит с 4-го по 2-е тысячелетие до н.э. Египтяне приписывали многие из своих лечебных средств критянам. Среди развалин великого дворца в Кноссе был обнаружен удивительно современный водопровод, свидетельствующий о высоком уровне гигиены. К сожалению, никакими другими данными о минойской медицине мы не располагаем.
Кентавр Хирон считался основателем медицины и учителем Асклепия (римский Эскулап), сына Аполлона. Знаменитый культ Асклепия, зародившийся в Фессалии, был введен в Афинах в 5 в. до н.э. Храмы его выросли по всей стране. Расположенные в живописных местностях со здоровым климатом, около минеральных источников, они были в сущности санаториями. Исцеление происходило в ходе т. н. инкубации. Сначала больной должен был особым образом подготовиться: поститься, совершать омовения и молитвы; после этого ему позволялось провести одну или несколько ночей в храме, у ног статуи бога в ожидании целительного сновидения. Лечение проводилось жрецами, которые, возможно, прибегали к гипнотическому внушению. Существует множество легенд о чудесных исцелениях, некоторые их них совершенно фантастичны.
Действенная греческая медицина родилась вовсе не в храмах Асклепия. Там не признавались в неудачах, не было и прогресса. Храмы конкурировали между собой, плата была высокой, процветало шарлатанство. Слава греческой медицины проистекает из другого источника.
Классический период греческой медицины начался в 6 в. до н.э. с подъема созерцательной философии. Как передает традиция, Эмпедокл (ок. 490-430 до н.э.), возможно, пифагореец, спас два города от мора, осушив болота и применив дезинфицирующие окуривания. Анаксагор (ок. 500-430 до н.э.) первым начал вскрытия животных. Алкмеон Кротонский (расцвет ок. 500 до н.э.) тоже занимался вскрытием животных; он описал зрительный нерв и слуховые проходы. Алкмеон считал мозг центром ощущений и интеллекта и рассматривал болезни как дисгармонию первоэлементов организма. Вклад других философов — предшественников Сократа, среди них Фалеса, Гераклита и Пифагора, был скорее косвенным: интеллектуальный климат, созданный свободой и размахом их теоретической мысли, сделал возможным расцвет гиппократовой медицины.
Собственно гиппократова концепция болезни, основанная на учении о соках (гуморальная теория), была тем не менее ошибочной. Согласно этой теории, соки организма: кровь, флегма, черная и желтая желчь, — должны быть уравновешены в определенной пропорции, нарушение которой и есть причина болезни. Следы этой теории сохранились и в сегодняшнем употреблении терминов «сангвиник», «флегматик», «холерик» и «меланхолик».
Гиппократова терапия опиралась на силы природы. Гиппократ не верил в сильнодействующие средства и считал, что «целительная сила природы» во многих случаях может привести к естественному выздоровлению.
Эрасистрат (ок. 300-260 до н.э.), которого называют «отцом физиологии», изучал анатомию и функции головного мозга, интересовался процессом дыхания, работой мышц, питанием и секреторной деятельностью организма и оставил выдающиеся работы о сердце и кровеносной системе. Эрасистрат отверг гуморальную теорию Гиппократа и предложил свое объяснение болезней, считая их причиной «плетору» — излишек крови. Вместе с тем он не рекомендовал кровопускания, ибо они снижают сопротивляемость организма, практиковал перевязку кровоточащих артерий, выступал против чрезмерного употребления лекарств, предписывал паровые ванны, покой, диету и физические упражнения.
Для школы эмпириков, сменившей последователей Герофила и Эрасистрата (т.е. школу догматиков), была характерна приверженность к многочисленным медикаментам и непосредственному практическому эксперименту при полном пренебрежении к теории и исследованиям. Это, естественно, привело к упадку александрийской медицины. Тем не менее эмпирики достигли больших успехов в акушерстве и хирургии, в частности в применении перевязок, и в изучении ядов и противоядий.
ЛЕМЕШЕВ Александр Филиппович
БГМУ, кафедра поликлинической терапии
Согласно греческой мифологии Асклепий традиционно считается богом врачевания. Разумеется, датировать время жизни этого легендарного целителя невозможно, ибо устная мифотворческая жизнь этого героя нашла отражение в письменных источниках гораздо позже. По крайней мере величайший поэт древности Гомер в «Илиаде», действие которой относится к 11–12 вв. до н.э., посвящает несколько строк сыновьям Асклепия. Несколько позже римляне, которые перенесли в свой пантеон многих греческих богов, называли его Эскулапом. Как бы то ни было, первый врач древности, известный нам по мифам, мог жить в конце 2-го тысячелетия до н.э. Асклепий и его дети явились зачинателями медицинской помощи в глубокой античности. Вот что сохранилось в памяти народа о праотце современной медицины.
У царя лапифов была дочь Коронида, которая жила на берегу озера. В водах этого озера она любила купаться, омывать лицо и ноги. Подле озера полуобнаженную красавицу Корониду как-то увидал один из олимпийских богов Аполлон. Это была, как говорится, любовь с первого взгляда и бог стал возлюбленным Корониды. Как прекрасна была эта пара! Однако, прежде чем вести рассказ далее, необходимо вкратце описать характер и черты будущего отца Асклепия.
Все народы древности придавали огромное значение наследственности, характеру и душевным качествам родителей. Греческие мифы, скандинавские и северогерманские саги в любом изложении деяний мало-мальски значимого лица начинают с его родословной. Причем эти генеалогические изыскания порою уходят на много поколений назад. Впрочем, в новое время наследственности также придавали большое значение. Лев Толстой в романе «Война и мир» для краткой и емкой характеристики отрицательного героя устами другого персонажа высказался так: «Подлая порода!».
Аполлон (у римлян Феб) на сохранившихся изображениях и статуях предстает как очаровательный, стройный и юный бог, который носил лук и стрелы, а порою музыкальный инструмент лиру. Луком этот лучезарный бог пользовался очень ловко и от его стрел погибло немало самых разнообразных существ. С другой стороны Аполлон выступает как бог гармонии, духовной деятельности и искусств, покровитель муз, прежде всего музыки и пения. Помимо этих функций ему приписывается защита посевов и стад, предотвращение бед, напастей, эпидемий и способность целительства.
Мать же, Коронида, кроме блестящих внешних данных особыми душевными и этическими качествами не обладала. Это следует из того, как повел себя Аполлон при необходимости отлучиться на какое-то время по делам. Он оставил возлюбленную под бдительным присмотром белой вороны. Надо думать, что бог, который основал Дельфийский оракул и считался лучшим прорицателем среди бессмертных, имел основания для сомнений.
Тем не менее, смертная женщина, влекомая могучей страстью, в состоянии обвести вокруг пальца кого угодно. В душе Коронида давно лелеяла тайную страсть к некоему Исхию и пригласила его разделить с нею ложе, хотя к тому времени носила под сердцем плод любви от Аполлона. Возмущенная ворона отправилась к хозяину сообщить о скандальном поведении возлюбленной и получить награду за бдительность. Правда, сердце бога вещало недоброе и он еще до прибытия вороны провел гадание и определил неверность своей милой. Поэтому по прибытии Аполлон проклял ворону за то, что она не выклевала глаза Исхию, когда тот только приближался к Корониде. Стала ворона от того проклятия черной, и это качество перешло к ее потомкам.
Жалость охватила Аполлона при виде трупа Корониды, но оживить ее он был не в состоянии. Согласно обычаю, бывшую возлюбленную умастили благовониями и положили на погребальный костер. Когда снизу по поленьям побежало пламя, и в воздухе еще резче разнесся аромат благовоний, Аполлон несколько пришел в себя: «Мое дитя, мой нерожденный сын!» На помощь экстренно призвали еще одного бога. Гермес всеми признавался за мастера на все руки, специалиста по самым сложным делам. Он при свете погребального костра сумел изъять живое дитя из чрева Корониды. Отец нарек мальчика Асклепием и отнес в пещеру кентавра Хирона.
Вот при таких обстоятельствах явился на свет зачинатель медицины, внебрачный ребенок. Нужно отметить, что незаконнорожденность тогда никого не смущала. Даже великий Геракл был рожден от Зевса-громовержца земною женщиной и многие царские роды почитали для себя великой честью вести родословную от могучего героя. Вплоть до позднего средневековья бастарды занимали в обществе достойное место, а порою укреплялись на королевских тронах. Об этом ярко свидетельствуют строки Шекспира.
Побочный сын! Что значит сын побочный?
И в чем тут стыд? В том, что свежей и ярче
Передают наследственность тайком,
Чем на прискучившем законном ложе,
Основывая целый род глупцов.
Хирон, будучи очень мудрым и искушенным, дал воспитаннику прекрасное образование. Аполлон не забывал сына и также немало способствовал его успехам. От отца и воспитателя Асклепий перенял искусство врачевания и достиг такого мастерства в хирургии и использовании лекарств, что ему стали поклоняться как основателю медицины. Одно из первых святилищ-храмов, посвященных Асклепию, создано на острове Кос. Там же возникла известная медицинская школа, воспитавшая немало выдающихся врачей античности. Врачи косской школы считали себя потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. Самым известным представителем этой школы впоследствии стал отец научной медицины Гиппократ.
В точном смысле слова Асклепий богом не был, ибо родился от смертной женщины. Таких в античности называли полубогами или героями. Вероятно, прародитель медицины являлся не только врачевателем, потрясшим воображение современников, но и весьма амбициозной личностью. Так, Асклепий покусился на оживление мертвых, что явно превышало его полномочия. Даже полноправные бессмертные боги — и те не всегда, и не все могли позволить себе поворачивать природу вспять и возвращать души умерших из подземного царства.
Рассказывают, что Асклепий и богиня Афина поделили между собой кровь убитой ужасной Горгоны Медузы. Капля крови из левой части Горгоны мгновенно оживляла, а из правой — лишала жизни. Среди людей, оживленных Асклепием, называют десятка полтора известнейших в античности лиц. Самым знакомым, пожалуй, предстает спартанский законодатель Ликург, заложивший основы лаконских традиций и обычаев, благодаря которым Спарта стала могущественной и всемирно известной.
Бог царства мертвых пожаловался Зевсу, что какой-то врачишка Асклепий суть мздоимец и за хороший куш золотом возвращает людей к жизни, воруя, таким образом, у хозяина души мертвых. Зевс долго не раздумывал, сверкнула молния, и наш герой пал мертвым. Однако цепь событий на этом не прервалась. По всей видимости, Аполлон очень любил сына, который явился на свет столь необычным образом и по мнению людей и богов выказал себя чрезвычайно талантливой личностью. По крайней мере, Аполлон лишь единожды разгневал своего отца громовержца Зевса. И этот единственный случай имеет самое прямое отношение к нашей истории.
Глядя на смирившегося и образумившегося сына, Зевс, по всей вероятности, пожалел о своей горячности по отношению к внуку. Позднее он воскресил Асклепия, а его образ в виде фигуры с целительной змеею поместил среди звезд. Так сбылось пророчество дочери Хирона о том, что Асклепий станет почти богом, умрет, а затем к нему вновь вернется божественность, т. е. он дважды повторит свою судьбу.
Непременным атрибутом Асклепия являлась змея (или даже две), получавшая в хра-мах жертвенные приношения. В 3 веке до н.э. такая змея из святилища в Греции привезена в Рим и помещена в храм, основанный вблизи города на одном из островов Тибра. Сам же Асклепий на геммах, монетах, вазах и изваяниях изображается со змеей, обвивающей его посох или руку. Чрезвычайно интересно, что змея — универсальный символ практически для всех народов мира. Культ змеи отмечен в религиях различных этносов, населяющих Африку, Азию, Америку и Австралию с незапамятных времен. Еще более удивительно, что эта тождественность культа змеи в столь удаленных частях света появилась задолго до возможности длительных путешествий и сношений и, отсюда, возможность заимствования исключается. Одним из объяснений этого факта может быть теория известного психоаналитика Юнга о коллективном бессознательном, которое в виде символов-архетипов (в данном случае змеи), присуще всему человечеству вне зависимости от расы, эпохи и географического проживания. Во всех частях света змея выступала как диалектический образ противоположных начал: добро и зло, огонь и вода, мужское и женское начало, вечное обновление и мудрость, соединяющая небо и землю. Лишь гораздо позже этот архетип упрощается и становится драконом, Змеем-Горынычем.
У Асклепия родилось немало детей. Двое сыновей пошли по стопам отца и стали прекрасными врачами. О них упоминает Гомер в «Илиаде», где Подалирий и Махаон исцеляли раненых греков во время Троянской войны. Среди дочерей наиболее известны Гигиея и Панакея, которые признаются первыми женщинами-врачами.
В мифических преданиях об Асклепий на наш взгляд очень важным является обстоятельство, что ему не нашлось место в пантеоне многочисленных богов. В греческой традиции так называемого олимпийского периода существует 12 олимпийских небожителей во главе с верховным богом Зевсом. Кроме них существовало немало второстепенных богов, которые покровительствовали разным профессиям или бытийным категориям. Например, богини судьбы, справедливости, удачи и т. д. Но Асклепий — не бог, он является всего лишь полубогом. Почему так? Отчего для правосудия существовала специальная богиня Фемида, а для здоровья и врачевания древние греки привлекли только полубога?
Над этим стоит задуматься. Ведь для самых важных с точки зрения тогдашнего общества явлений у греков существовали строго специализированные божества. Например, жена Зевса Гера представлена как покровительница брака и семьи. Афродита (Венера) является богиней любви. По преданию Афродита пробовала одно время заниматься домашним хозяйством, в частности, прядением. Или богиня сама осознала ошибку, то ли ей ненавязчиво намекнули, но очень скоро эта покровительница эротической любви отошла от рукоделья и более не экспериментировала. Законный муж Афродиты Гефест (Вулкан) — это бог ручных ремесел, в первую очередь обработки металлов. Неужели люди античности так низко ставили здоровье?
Надо полагать, что в представлении людей той эпохи здоровье не было (как бы выразились в наше время) приоритетным направлением. Мужчины и женщины тех времен молили богов о плодородии земли, об урожае, удаче в делах и сражениях; не забывали попросить о процветании родной земли и отеческого города. Здоровье, по всей вероятности, считалось личным делом и каждый по мере сил должен проявлять о нем заботу самостоятельно.
Забота о здоровье во времена античности делилась как бы на два направления. Во-первых, выполнение долга перед обществом считалось непременным условием сохранения здоровья. Для мужчины таким долгом была защита отечества, для чего практически до пожилого возраста они занимались физической и военной подготовкой. Для женщин долгом (именно долгом!) являлось рождение и воспитание детей. Понятие об истерии как болезни возникло из представления, что у нерожавшей женщины матка (hysteros) бродит по телу, страдая и мучаясь от бесплодия, вызывая при этом разнообразные болезненные симптомы. Отсюда очевидно, что понятие долга для обоих полов сливалось со здоровым образом жизни. Во-вторых, люди боялись совершать антиобщественные поступки, ибо карою являлись телесные и душевные болезни. Например, когда второй после Ахилла греческий герой Аякс во время Троянской войны решился на предательские действия по отношению к своим боевым товарищам, его поразило безумие, и он погиб. Таким образом, представление о здоровье и болезни в античные времена опиралось на выполнение гражданского долга, соблюдение общественных и этических норм. С этих позиций каждый своею личной жизнью либо предохранял себя от болезней, либо накликал недуги в случае отклонения от социально принятой максимы. В такой ситуации понятна общественная психология, решившая, что для охраны здоровья достаточно полубога. Подобное общественное сознание, имевшее место более 3 тысяч лет назад, представляется разумным и оправданным.
Различие взглядов на здоровье в период эллинизма и у современного урбанизированного человека хорошо отражает приветствие, с которым люди обращаются друг к другу. Древние греки при встрече не желали здоровья, т. е. не желали здравствовать, а произносили «хайре», что может быть переведено как радуйся, будем радоваться. Мы не будем обсуждать эту непростую проблему и выяснять, что же для человека предпочтительнее — здоровье или радость. Попросту автору попутно хотелось бы обратить внимание на один из парадоксов нашей жизни, который бы изумил древнего эллина до глубины души. Для человека античности верхом нелогичности служили бы постоянные здравицы в застольях, где поглощаются неимоверные количества еды и алкоголя, что никак не может быть признано имеющим отношение к здоровью. До императорского периода в греко-романском мире на пирах потреблялось исключительно разбавленное водою вино, и напиваться считалось позором.
Переходя к современности, следует признать, что во главу личного здоровья в любом обществе и при любом социальном строе должно быть поставлено отношение «Я» к собственному телу, духу и окружению, активная позиция здорового образа жизни. Лишь при соблюдении такого условия медицина как система государственных мероприятий может быть эффективной и служить делу укрепления и продления здоровья людей.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |