Чем легче учителю учить тем труднее ученикам учиться чем труднее учителю
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
…тем легче будет учиться ученику».
Л.Н. Толстой
Просмотр содержимого документа
«Мотивация учения – основное условие успешного обучения.»
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
Подготовила: учитель начальных классов Кичайкина Т.А.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
…тем легче будет учиться ученику».
Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможно без воспитания в учениках осознанной любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему как к одному из школьных предметов.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).
Это высказывание можно применить и для нашей школы, основной контингент которой не желает получать знания.
Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. Необходимо,
чтобы ученик забыл, что это урок и что он на уроке. В своей работе часто обращаюсь к методике преподавания литературыизвестного педагога-новатора Евгения Николаевича Ильина, который считал, что плохих, инертных учеников, если с нимиработать изобретательно, нет и не может быть.
1.Технология творческих мастерских.
Задачи технологии творческих мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала;
Творческое осмысление учебного материала;
Повышение интереса к процессу обучения;
Повышения уровня грамотности;
Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
Развитие социальной компетенции.
Главной задачей этой технологии приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшуюсторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души иразума.
Давайте представим урок, проведённый согласно технологии творческих (французских) мастерских. Почему же мастерские?Здесь и кроется одна из главных основ технологии – учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, «назидателем», лектороми «урокодателем». Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаёт специальныеусловия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжногоответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому дляребят виду деятельности, способствует познанию.
По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешает ребёнку непосредственно познаватьпредмет, самому приходить к каким-то итогам и умозаключениям.
Задача учителя-мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика втворца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие в предмете. Он делает это сам, а учитель создаёт условия,катализирует процесс познания.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
3.Урок дублера позволяет каждому ученику ощутить себя учителем.
5.Дидактическая игра (для учащихся среднего школьного возраста).
Игру ввожу в определенную часть урока русского языка в соответствии с его дидактическими задачами, чаще всего при повторении темы.(Например, «Помоги Пете Ошибкину») На доске запись словарного диктанта с ошибками в орфограммах. Задача обучающихся – помочь Пете найти ошибки и объяснить ему правильное написание орфограмм.
9.Домашнее задание должно быть разнообразным:
— пересказ от имени сказочного героя или общественного деятеля;
-рассказать сказку одним предложением;
-готовиться объяснить сказку другим ученикам;
— выучить и рассказать, как учитель на уроке.
10.Определение темы и целей урока самими учениками. (Например, по записи на доске:
Строить нельзя рушить. Казнить нельзя помиловать.
11.Во внеклассном мероприятии дать задание всем учащимся.
12.Использование на уроках современных информационных технологий.
13.Поощрение.Умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи. Быть гуманнее, добрее – иногда не ставить оценку, а сказать: «Ты работал, как Гераклит».
Важным считаю следующие установки и действия: учет возрастных особенностей; выбор действия в соответствии свозможностями учащихся ; использование коллективных и групповых форм работы; использование проблемных ситуаций,споров, дискуссий; использование развивающих заданий на уроках; создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;создание ситуации успеха; применение поощрения и порицания; формирование адекватной самооценки у учащихся.
Каждому учителю необходимо помнить, что смысл учительской жизни – Ученик!
Чем легче учителю учить тем труднее ученикам учиться чем труднее учителю
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно :
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и
NB. Существует и прямо противоположная точка зрения: «Чтобы ученик учился охотно, нужно, чтобы задача была для него практически важной, но непонятной по способу решения». Тогда в открытии нового способа решения, который ранее был неизвестен ученику, и состоит притягательность обучения.
Задача учителя в этом случае заключается не в том, чтобы в понятной и привлекательной форме передать ребенку какие-то готовые знания, а в том, чтобы организовать с учащимися процесс, в котором они сами бы открывали новые для себя закономерности. Таким образом, ученик становится не просто слушателем (пусть даже и активным), а исследователем, который осуществляет реальные учебные исследовательские (квазиисследовательские. – По В.В.Давыдову) программы. Что же касается сил душевных, то, к счастью, сегодня в школе появились возможности для создания к их развитию условий «самых выгодных». Дело за учителем.
Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Для того чтобы не говорить того, чего ученик не может понять, избегайте всяких определений, подразделений и общих правил. Все учебники состоят только из определений, подразделений и правил, а их-то именно и нельзя сообщать ученику. Избегайте грамматических и синтаксических определений и подразделений частей и форм речи и общих правил. А заставляйте ученика видоизменять формы слов, не называя этих форм, и – главное – больше читать, понимая то, что он читает, и больше писать из головы, и поправляйте его не на том основании, что то или другое противно правилу, определению или подразделению, а на том основании, что не понятно, не складно и не ясно. По естественным наукам избегайте классификации, предположений о развитии организмов, объяснений строения их, а давайте ученику как можно более самых подробных сведений о жизни различных животных и растений.
По истории и географии избегайте общих обзоров земель и исторических событий и подразделений тех и других. Ученику не могут быть занимательны исторические и географические обзоры тогда, когда он не верит еще хорошенько в существование чего-нибудь за видимым горизонтом, а о государстве, власти, войне и законе, составляющих предмет истории, не может составить себе ни малейшего понятия. Для того чтобы он поверил в географию и историю, давайте ему географические и исторические впечатления. Рассказывайте ученику с величайшей подробностью про те страны, которые вы знаете, и про те события исторические, которые вам хорошо известны.
По космографии избегайте сообщения ученику объяснения (столь любимого в педагогии) Солнечной системы и вращения и обращения Земли. Для ученика, ничего не знающего о видимом движении небесного свода, Солнца, Луны, планет, о затмениях, о наблюдениях тех же явлений с различных точек Земли, толкование о том, что Земля вертится и бегает, не есть разъяснение вопроса и объяснение, а есть без всякой необходимости доказываемая бессмыслица. Ученик, полагающий, что Земля стоит на воде и рыбах, судит гораздо здравее, чем тот, который верит, что Земля вертится, и не умеет этого понять и объяснить. Сообщайте как можно больше сведений о видимых явлениях неба, о путешествиях и давайте ученику только такие объяснения, которые он сам может проверить на видимых явлениях.
В арифметике избегайте сообщения определений и общих правил, упрощающих счет. Ни на чем так не заметен вред сообщения общих правил, как на математике. Чем короче тот путь, посредством которого вы научите ученика делать действие, тем хуже он будет понимать и знать действие.
Самое короткое счисление есть десятичное – оно и самое трудное. Самый короткий прием сложения – начинать с меньших разрядов и приписывать одну из полученных цифр к следующему разряду – есть вместе и самый непонятный прием; нет ничего легче, как научить ученика при вычитании считать за 9 всякий 0, через который он перескочит, занимая, или научить приведению к одному знаменателю посредством помножения крест-накрест, но ученик, выучивший эти правила, уже долго не поймет, почему это так делается. Избегайте всех арифметических определений и правил, а заставляйте производить как можно больше действий и поправляйте не потому, что сделано не по правилу, а потому, что сделанное не имеет смысла.
Избегайте непонятных русских слов, не соответствующих понятию или имеющих два значения, и особенно иностранных. Старайтесь заменять их словами хотя и длиннейшими, хотя даже и не столь точными, но такими, которые в уме ученика возбуждали бы соответствующие понятия.
Вообще, избегайте таких оборотов: это так-то называется, это так-то, а старайтесь называть каждую вещь, как ей следует называться.
Вообще, давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.
Сообщайте определение, подразделение, правило, название только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод, когда общий вывод не затрудняет, а облегчает его.
Другая причина, по которой урок бывает неприятен и незанимателен, заключается в том, что учитель объясняет слишком длинно и сложно то, что давно уже понял ученик. Ученику так просто, что ему сказали, что он ищет особенного, другого значения и понимает ошибочно или уже вовсе не понимает.
Такого рода толкования обыкновенны, в особенности, когда предметы уроков взяты из жизни. Например, когда учитель начнет толковать ученику, что такое стол, или какое животное лошадь, или чем отличается книга от руки, или: одно перо и одно перо – сколько будет перьев?
Вообще толкуйте ученику то, чего он не знает, и то, что вам самим было бы занимательно узнать, если бы вы не знали. При соблюдении всех этих правил часто случится, что ученик все-таки не будет понимать. На это будут две причины. Или ученик уже думал о том предмете, о котором вы толкуете, и объяснил его себе по-своему. Тогда старайтесь вызвать ученика на объяснение его взгляда и, если он не верен, опровергните его, а если верен, то покажите ему, что вы и он видите предмет одинаково, но с различных сторон. Или же ученик не понимает оттого, что ему еще не пришло время. Это особенно заметно в арифметике. То, над чем вы тщетно бились по целым часам, становится вдруг ясно в минуту через несколько времени. Никогда не торопитесь, переждите, возвращайтесь к тем же толкованиям.
Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно:
1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;
2) чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей;
3) (очень важное) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;
4) чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, невозможно ни для какого возраста; но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления; как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать физическое движение; лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен; тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого;
5) чтобы урок был соразмерен силами ученика, не слишком легок, не слишком труден.
Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик.
Чем больше будет ученик предоставлен самому себе и занятиям, не требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух без понимания, заучиванию стихов, тем труднее будет ученику.
Но если учитель положит и все силы на свое дело, то все-таки он не только со многими учениками, но и с одним учеником будет постоянно чувствовать, что он далеко не исполняет того, что нужно.
Для того чтобы, несмотря на это всегдашнее недовольство собою, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это же качество восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретет недостающее знание.
Если учитель во время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество.
Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
[1] Общие замечания для учителя. – Т. 22. – С. 190–195. – Фрагмент из методической статьи «Для учителя», которая завершает книгу I «Азбуки» Л.Н.Толстого 1872г. Рекомендации и советы Л.Н.Толстого отражают его реальный практический опыт преподавания в Яснополянской школе.
Выступление на педсовете. Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выступление на педсовете.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
…тем легче будет учиться ученику».
Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможно без воспитания в учениках осознанной любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему как к одному из школьных предметов.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Есть такое мудрое высказывание: « Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).
Это высказывание можно применить и для нашей школы, основной контингент которой не желает получать знания.
Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
Задачи технологии творческих мастерских :
3.Урок дублера позволяет каждому ученику ощутить себя учителем.
5.Дидактическая игра (для учащихся среднего школьного возраста).
Игру ввожу в определенную часть урока русского языка в соответствии с его дидактическими задачами, чаще всего при повторении темы.(Например, «Помоги Пете Ошибкину») На доске запись словарного диктанта с ошибками в орфограммах. Задача обучающихся – помочь Пете найти ошибки и объяснить ему правильное написание орфограмм.
9.Домашнее задание должно быть разнообразным:
— пересказ от имени сказочного героя или общественного деятеля;
-рассказать сказку одним предложением;
-готовиться объяснить сказку другим ученикам;
— выучить и рассказать, как учитель на уроке.
Строить нельзя рушить. Казнить нельзя помиловать.
11.Во внеклассном мероприятии дать задание всем учащимся.
12.Использование на уроках современных информационных технологий.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Эссе «Размышление над афоризмом»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЭССЕ учителя Коробейниковой А.Э.
Размышление над афоризмом.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику». Л.Н.Толстой.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в итоге зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).
Понятно, что есть лошадь и что есть водопой. Это высказывание применимо для нашего образования, где основной контингент обучающихся не желает получать знания.
Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
Я считаю, что важнейшим условием заинтересованного отношения ученика к обучению является личность педагога, увлеченного своим делом. Учитель, ориентированный на личные достижения, верящий в себя, является примером у учащихся и доказательством состоятельности методов его работы.
Выступление на педсовете. Толкачева Е.Ю. Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выступление на педсовете.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
… тем легче будет учиться ученику».
Педагогика трактует это понятие так.
2 Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
3 Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможно без воспитания в учениках осознанной любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему как к одному из школьных предметов.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Есть такое мудрое высказывание: « Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).
Это высказывание можно применить и для нашей школы, основной контингент которой не желает получать знания.
Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса. Необходимо,
чтобы ученик забыл, что это урок и что он на уроке. В своей работе часто обращаюсь кметодике преподавания литературы известного педагога-новатора Евгения НиколаевичаИльина, который считал, что плохих, инертных учеников, если с ними работатьизобретательно, нет и не может быть.
1.Технология творческих мастерских.
Задачи технологии творческих мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала;
Творческое осмысление учебного материала;
Повышение интереса к процессу обучения;
Повышения уровня грамотности;
Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
Развитие социальной компетенции.
Главной задачей этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, чтов процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинаетвосхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума.
Давайте представим урок, проведённый согласно технологии творческих (французских)мастерских. Почему же мастерские? Здесь и кроется одна из главных основ технологии –учитель на этих уроках перестаёт быть учителем, «назидателем», лектором и «урокодателем».Он становится Мастером, а это меняет и его поведение, и цели, и тактику урока. Он создаётспециальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания,которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорееконсультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят видудеятельности, способствует познанию.
По мнению французских педагогов, объяснение учебного материала учителем мешаетребёнку непосредственно познавать предмет, самому приходить к каким-то итогам иумозаключениям.
Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».
3.Урок дублера позволяет каждому ученику ощутить себя учителем.
5.Дидактическая игра (для учащихся среднего школьного возраста).
Игру ввожу в определенную часть урока русского языка в соответствии с его дидактическими задачами, чаще всего при повторении темы.(Например, «Помоги Пете Ошибкину») На доске запись словарного диктанта с ошибками в орфограммах. Задача обучающихся – помочь Пете найти ошибки и объяснить ему правильное написание орфограмм.
9.Домашнее задание должно быть разнообразным:
— пересказ от имени сказочного героя или общественного деятеля;
-рассказать сказку одним предложением;
-готовиться объяснить сказку другим ученикам;
— выучить и рассказать, как учитель на уроке.
Строить нельзя рушить. Казнить нельзя помиловать.
11.Во внеклассном мероприятии дать задание всем учащимся.
12.Использование на уроках современных информационных технологий.
Эссе «Размышление над афоризмом»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЭССЕ учителя Коробейниковой А.Э.
Размышление над афоризмом.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику». Л.Н.Толстой.
Успешность учебной деятельности, качество образования, в итоге зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, стремление развивать какие-либо умения и навыки, самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
Есть такое мудрое высказывание: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». (Дороти Паркер).
Понятно, что есть лошадь и что есть водопой. Это высказывание применимо для нашего образования, где основной контингент обучающихся не желает получать знания.
Как же можно в таких условиях у учащихся развить внутреннюю мотивацию, от которой зависит успешное обучение?
Я считаю, что важнейшим условием заинтересованного отношения ученика к обучению является личность педагога, увлеченного своим делом. Учитель, ориентированный на личные достижения, верящий в себя, является примером у учащихся и доказательством состоятельности методов его работы.
Чем легче учителю учить тем труднее ученикам учиться чем труднее учителю
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно :
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и
NB. Существует и прямо противоположная точка зрения: «Чтобы ученик учился охотно, нужно, чтобы задача была для него практически важной, но непонятной по способу решения». Тогда в открытии нового способа решения, который ранее был неизвестен ученику, и состоит притягательность обучения.
Задача учителя в этом случае заключается не в том, чтобы в понятной и привлекательной форме передать ребенку какие-то готовые знания, а в том, чтобы организовать с учащимися процесс, в котором они сами бы открывали новые для себя закономерности. Таким образом, ученик становится не просто слушателем (пусть даже и активным), а исследователем, который осуществляет реальные учебные исследовательские (квазиисследовательские. – По В.В.Давыдову) программы. Что же касается сил душевных, то, к счастью, сегодня в школе появились возможности для создания к их развитию условий «самых выгодных». Дело за учителем.
Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Для того чтобы не говорить того, чего ученик не может понять, избегайте всяких определений, подразделений и общих правил. Все учебники состоят только из определений, подразделений и правил, а их-то именно и нельзя сообщать ученику. Избегайте грамматических и синтаксических определений и подразделений частей и форм речи и общих правил. А заставляйте ученика видоизменять формы слов, не называя этих форм, и – главное – больше читать, понимая то, что он читает, и больше писать из головы, и поправляйте его не на том основании, что то или другое противно правилу, определению или подразделению, а на том основании, что не понятно, не складно и не ясно. По естественным наукам избегайте классификации, предположений о развитии организмов, объяснений строения их, а давайте ученику как можно более самых подробных сведений о жизни различных животных и растений.
По истории и географии избегайте общих обзоров земель и исторических событий и подразделений тех и других. Ученику не могут быть занимательны исторические и географические обзоры тогда, когда он не верит еще хорошенько в существование чего-нибудь за видимым горизонтом, а о государстве, власти, войне и законе, составляющих предмет истории, не может составить себе ни малейшего понятия. Для того чтобы он поверил в географию и историю, давайте ему географические и исторические впечатления. Рассказывайте ученику с величайшей подробностью про те страны, которые вы знаете, и про те события исторические, которые вам хорошо известны.
По космографии избегайте сообщения ученику объяснения (столь любимого в педагогии) Солнечной системы и вращения и обращения Земли. Для ученика, ничего не знающего о видимом движении небесного свода, Солнца, Луны, планет, о затмениях, о наблюдениях тех же явлений с различных точек Земли, толкование о том, что Земля вертится и бегает, не есть разъяснение вопроса и объяснение, а есть без всякой необходимости доказываемая бессмыслица. Ученик, полагающий, что Земля стоит на воде и рыбах, судит гораздо здравее, чем тот, который верит, что Земля вертится, и не умеет этого понять и объяснить. Сообщайте как можно больше сведений о видимых явлениях неба, о путешествиях и давайте ученику только такие объяснения, которые он сам может проверить на видимых явлениях.
В арифметике избегайте сообщения определений и общих правил, упрощающих счет. Ни на чем так не заметен вред сообщения общих правил, как на математике. Чем короче тот путь, посредством которого вы научите ученика делать действие, тем хуже он будет понимать и знать действие.
Самое короткое счисление есть десятичное – оно и самое трудное. Самый короткий прием сложения – начинать с меньших разрядов и приписывать одну из полученных цифр к следующему разряду – есть вместе и самый непонятный прием; нет ничего легче, как научить ученика при вычитании считать за 9 всякий 0, через который он перескочит, занимая, или научить приведению к одному знаменателю посредством помножения крест-накрест, но ученик, выучивший эти правила, уже долго не поймет, почему это так делается. Избегайте всех арифметических определений и правил, а заставляйте производить как можно больше действий и поправляйте не потому, что сделано не по правилу, а потому, что сделанное не имеет смысла.
Избегайте непонятных русских слов, не соответствующих понятию или имеющих два значения, и особенно иностранных. Старайтесь заменять их словами хотя и длиннейшими, хотя даже и не столь точными, но такими, которые в уме ученика возбуждали бы соответствующие понятия.
Вообще, избегайте таких оборотов: это так-то называется, это так-то, а старайтесь называть каждую вещь, как ей следует называться.
Вообще, давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.
Сообщайте определение, подразделение, правило, название только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод, когда общий вывод не затрудняет, а облегчает его.
Другая причина, по которой урок бывает неприятен и незанимателен, заключается в том, что учитель объясняет слишком длинно и сложно то, что давно уже понял ученик. Ученику так просто, что ему сказали, что он ищет особенного, другого значения и понимает ошибочно или уже вовсе не понимает.
Такого рода толкования обыкновенны, в особенности, когда предметы уроков взяты из жизни. Например, когда учитель начнет толковать ученику, что такое стол, или какое животное лошадь, или чем отличается книга от руки, или: одно перо и одно перо – сколько будет перьев?
Вообще толкуйте ученику то, чего он не знает, и то, что вам самим было бы занимательно узнать, если бы вы не знали. При соблюдении всех этих правил часто случится, что ученик все-таки не будет понимать. На это будут две причины. Или ученик уже думал о том предмете, о котором вы толкуете, и объяснил его себе по-своему. Тогда старайтесь вызвать ученика на объяснение его взгляда и, если он не верен, опровергните его, а если верен, то покажите ему, что вы и он видите предмет одинаково, но с различных сторон. Или же ученик не понимает оттого, что ему еще не пришло время. Это особенно заметно в арифметике. То, над чем вы тщетно бились по целым часам, становится вдруг ясно в минуту через несколько времени. Никогда не торопитесь, переждите, возвращайтесь к тем же толкованиям.
Для того чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно:
1) чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится;
2) чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей;
3) (очень важное) чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;
4) чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, невозможно ни для какого возраста; но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления; как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать физическое движение; лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен; тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого;
5) чтобы урок был соразмерен силами ученика, не слишком легок, не слишком труден.
Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик.
Чем больше будет ученик предоставлен самому себе и занятиям, не требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух без понимания, заучиванию стихов, тем труднее будет ученику.
Но если учитель положит и все силы на свое дело, то все-таки он не только со многими учениками, но и с одним учеником будет постоянно чувствовать, что он далеко не исполняет того, что нужно.
Для того чтобы, несмотря на это всегдашнее недовольство собою, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это же качество восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретет недостающее знание.
Если учитель во время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество.
Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
[1] Общие замечания для учителя. – Т. 22. – С. 190–195. – Фрагмент из методической статьи «Для учителя», которая завершает книгу I «Азбуки» Л.Н.Толстого 1872г. Рекомендации и советы Л.Н.Толстого отражают его реальный практический опыт преподавания в Яснополянской школе.
Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя
Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. »(Конфуций)
«Учитель и ученик растут вместе. »(Конфуций)
«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством. »(Конфуций)
«Уча других, мы учимся сами. »(Л. Сенека)
«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь. »(М. Квинтилиан)
«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. »(М. Монтень)
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. »(Н. А. Коменский)
«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает. »(Н. А. Коменский)
«Тот, кто мало знает, малому может и учить. »(Н. А. Коменский)
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. »(А Дистервег)
«Хорошие учителя создают хороших учеников. »(М. Остроградский)
«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. »(В. Даль)
«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка. »(В. Одоевский)
«В воспитании нет ничего ничтожного. »(Н. Пирогов)
«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели. »(Н. Пирогов)
«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. »(К. Ушинский)
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. »(К. Ушинский)
«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. »(К. Ушинский)
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. »(Л. Толстой)
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. »(Л. Толстой)
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. »(Д. Менделеев)
«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние. »(Г. Адамс)
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. »(В. Ключевский)
«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. »(Э. Хаббард)
«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!»(А. Чехов)
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. »(У. Черчилль)
«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. »(Я. Корчак)
«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность. »(П. Блонский)
«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики. »(Д. Лихачёв)
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах. » (Ш. Амонашвили)
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМаргарита Шугаева
Похожие презентации
Презентация на тему: » Требования к современному уроку. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель.» — Транскрипт:
1 Требования к современному уроку
2 «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик» Л.Н.Толстой
4 Признаки современного урока 1. Главная цель урока- развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания 2. Личностно-ориентированный подход. 3. Компетентностный подход 4.Организация урока динамична и вариативна 5. Использование современных педагогических технологий
5 ТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
6 Основные компоненты современного урока Целевой Мотивационный Организационный Коммуникативный Содержательный Технологический Контрольно- оценочный Аналитический
7 Как построить такой урок?
8 1.Тема Место урока в теме, темы – в учебном курсе Общая задача урока Конкретизирование задачи урока 2. Особенности учащихся класса 3.Учет индивидуальных особенностей Отношение к предмету Темп работы класса Способность к обучению Уровень класса Обучаемость Обученность Возраст Психологические особенности: темперамент, доминирующий канал восприятия, роль в коллективе. Интересы и склонности
10 Формулировка целей урока Формулируется конкретно, так, чтобы можно было отследить ее достижение Ясен способ определения соответствия цели и результата Указано время достижения цели
11 Формулировка целей урока Цель обучения: выработать умение распознавать принадлежность текста к публицистическому стилю; в конце урока создать текст публицистического стиля; Цель воспитания: сформировать личностное отношение к какой-либо (нравственной) актуальной проблеме Цель развития: формирование умения корректно отстаивать свою позицию в споре Цель социализации: обогащение речевого запаса за счет использования стилистических фигур текста.
12 Планирование учебного материала и подготовка учителя к уроку цель урока тип урока структура урока расход времени на различных этапах урока методические приемы
13 Нетрадиционные формы уроков ролевые игры; урок-путешествие; урок-спектакль; круглый стол или конференция; исполнение сказочного сюжета; урок-состязание; смотр знаний; пресс- конференция; урок фантазирования ; урок взаимообучения; урок-игра; урок открытых мыслей; деловая игра; урок-восхождение; урок-зачет; урок- соревнование; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг; игра «Следствие ведут знатоки»; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно- ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; игра «Волшебный конверт»; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; математический хоккей; лекция- провокация;
14 Оптимальное сочетание и соотношение методов обучения Методы организации и осуществления учебной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности
15 Содержание учебного материала «выделение в содержании учебного материала главного, существенного, то есть объекта прочного усвоения»
16 Использование имеющихся знаний в новой ситуации Аналогичной (подобной) Сходной Частично новой (измененной) В полностью незнакомой ситуации
17 IV. Сгруппировать отобранный учебный материал V. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке
18 Оборудование, наглядность на уроке Домашнее задание
19 Источники воспитательного воздействия на уроке 1.Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение, мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла); 2.Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония; 3.Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций; 4.Через личность самого учителя (в наибольшей степени).
Цитаты про учителей, педагогов
Работа учителя — одна из тех профессий, с которой особенно близко знакомится ребенок, и поэтому неудивительно, что она занимает большое место в его играх, а затем нередко становится предметом мечтаний юного человека. Но не всякий школьник, даже старшего возраста, восхищающийся педагогическим мастерством, хорошо понимает, какими качествами должен обладать человек, желающий посвятить себя великому делу обучения и воспитания подрастающего поколения.
Большое значение для успеха педагогической работы имеет правильное отношение к детям. Тот, кто не питает к детям живого интереса, раздражается от их малейших проступков— едва ли сможет стать хорошим педагогом. Лучшие педагоги всегда получают огромнее удовлетворение от работы с детьми. А дети, в свою очередь, хорошо чувствуют, приходит ли к ним в класс служащий, выполняющий свои обязанности, или же с ними занимается друг, энтузиаст своего дела, которым он увлечен, в которое вкладывает всю свою душу.
Из любви к детям рождается любовь к педагогическому труду. А эта любовь дает мастерство в работе. Для каждого ясно: учить можно только тому, что сам хорошо знаешь и к изучению чего питаешь большой интерес. Преподаваемый предмет должен быть любимой наукой учителя. Однако из этого вовсе не следует, что учитель ограничивает круг своих знаний и интересов узкими рамками одного своего предмета. Детский ум пытлив и любознателен. Сплошь и рядом дети задают учителю вопросы, далекие от его специальности. И нужно быть всегда готовым удовлетворить запросы детей. Поэтому учитель должен постоянно приобретать новые и новые сведения об окружающем мире, и не только по тому предмету, который преподает.
В плане определения профессиональных качеств учителя, особенностей педагогического труда интересны цитаты великих людей про учителей, педагогов. Они знакомят нас с тонкостями профессии, заставляют уважать профессию учителя, раскрывают ее сущность, передают личный опыт автора.
С цитатами про учителей полезно будет познакомиться будущим педагогам или школьникам, которые еще находятся на пороге выбора профессии.
Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. Роза Люксембург
Воспитание — это учебный процесс, в начале которого ребёнка учат говорить, а в конце — молчать. Леонард Луис Левинсон
Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон
Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. Пауло Коэльо
Оттого, что мы будем сидеть в классах, рыться в энциклопедиях и в учебниках истории, мы не станем мудрее. О. Генри
Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого. ( Э.Хемингуэй)
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. (Л. Толстой)
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. Горький М.
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Элберт Грин.
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (У. Черчилль)
В любой науке, в любом искусстве лучший учитель — опыт. Мигель де Сервантес
Опыт — лучший учитель. Его уроки мы хорошо запоминаем. Джеймс Фенимор Купер
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Адольф Дистервег
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Адольф Дистервег
Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. Ричард Олдингтон
Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Уолдо Эмерсон
Опыт всему учитель. Гай Юлий Цезарь
Время — великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников. Гектор Берлиоз
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. Луций Анней Сенека (младший)
От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария фон Эбнер-Эшенбах
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Толстой Л. Н.
Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью. Томас Сас
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гёте
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. Белинский В. Г.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций
Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. Мишель де Монтень
Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф Эмерсон
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. Адольф Дистервег
Учителя слишком много трудятся и слишком мало получают. В самом деле, это непростое и утомительное занятие снижать до самого дна уровень человеческих способностей. Джордж Б. Леонард
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. Василий Осипович Ключевский
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев
Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. Сэмюэл Батлер
Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Хаббард Э.
Свойство учителя — не колебаться в том, что сам он говорит. Иоанн Златоуст
Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. Марк Порций Катон Старший
Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем. Дмитрий Писарев
Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер
Что переварили учителя, тем питаются ученики. Карл Краус
Педагог — человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих. Жюльен де Фалкенаре
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Адольф Дистервег
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. Уинстон Черчилль
Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя. Сухомлинский В. А.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Адольф Дистервег
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе. Фридрих Ницше
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Осипович Ключевский
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Толстой Л. Н.
Будь любезен с учителями. Даже если они не заслуживают твоего уважения, они заслуживают твоей жалости. Эшли Брильянт
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский
Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Антон Семенович Макаренко
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать. Антон Семенович Макаренко
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Януш Корчак
Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. Владислав Катажиньский
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. Аристотель
Учительство — неутраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция. Жак Мартен Барзэн
Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций Дакийский
Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. Шарлотта Бронте
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. Вудро Вильсон
Плох тот ученик, который не превосходит учителя. Леонардо да Винчи
Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Иоганн Вольфганг Гете
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. Н. В. Гоголь
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль
Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин
Воспитание ребенка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий бессонных ночей и много, много мыслей- Януш Корчак
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд
Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело Антон Павлович Чехов
Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. Артур Шнабель
Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, — плохой воспитатель. Мария фон Эбнер-Эшенбах
Людьми не рождаются, а воспитываются. Эразм Роттердамский
Вам понравилось? Нажмите кнопочку: