Чем липучка лучше шипов
Тесты показали, что лучше: шипы или липучка
Могут ли фрикционные шины (липучки) на льду тормозить лучше шиповок? Если да, то при каких условиях? Какие зимние шины лучше подойдут для теплой зимы, а какие для холодной? Тесты экспертов дали ответ на все эти вопросы.
Тесты Авторевю
Тормозной путь на льду со скорости 30 км/ч:
Разгон на льду до скорости 30 км/ч:
Тормозной путь на асфальте со скорости 100 км/ч:
Разгон по глубокому снегу:
Проводимые испытания на видео:
Тесты За Рулем
Эксперты проводили тестирование шипованных и фрикционных шин более десяти зим. В результате смогли определить, могут ли липучки на льду тормозить лучше шиповок и если да, то при каких условиях.
Инженеры Continental и Michelin, например, утверждают, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек — 15 о C мороза. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. При этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более успешно справятся с задачей шипы — это очевидно и не требует пояснений. Но яркое солнце даже в мороз может чуть-чуть подтопить лед и сделать его более скользким, в первую очередь для липучек. Поэтому на ярком солнце и чистом льду шиповки могут оказаться лучше даже при —20-25 о С.
Пример испытаний, которые проходили в феврале — марте 2008 года. В них участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуть большей размерности — 205/55R16. Небольшое различие на нашу главную задачу не влияет.
Вывод экспертов: Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона:
Результаты опросов
В ходе опроса, проведенного в ноябре 2020 года, подтвердилось, что симпатии большинства респондентов находятся на стороне шипованных шин.
Почему выбирают фрикционные шины (опрос АВТОСТАТ ):
А какие шины для зимы выбрали вы? Участвуйте в опросе, оставляйте свои отзывы в комментариях.
Правда и вымысел о шиповке и липучке. Какие зимние шины все-таки лучше?
Развенчиваем популярные заблуждения и делимся интересными фактами о шипованных и фрикционных зимних шинах.
С приближением холодов перед тысячами водителей встает жизненно важный вопрос о выборе зимней резины. Жаркие споры о том, что лучше — шиповка или липучка, каждый раз возникают с завидным постоянством. Причем в ход идут как проверенные факты, жизненный опыт автовладельцев, так и разные мифы. Но самое интересное, что независимо от итогов этих дискуссий, выбор покупателей всегда примерно один и тот же.
Согласно статистике продаж, которой охотно делятся производители шин, ежегодно в России, Беларуси и Казахстане продается порядка 24 миллионов зимних покрышек. Из них на шипованные стабильно приходится около 75 % или 18 миллионов штук, тогда как доля фрикционной резины, прозванной в народе липучкой, втрое меньше — 25 % или 6 миллионов.
Впрочем, в вопросе о том, какой тип шин действительно лучше и к каким условиям больше подходит, не все однозначно. В теории на асфальте зимой фрикционные покрышки за счет так называемого прилипания должны работать продуктивнее шиповки. Липучке в этом помогает более мягкая резина и специальный рисунок протектора с глубокими ламелями (канавками) для отвода влаги и снежной каши из пятна контакта. А на укатанном снегу и льду лучше должна показать себя шиповка. В ее основе более жесткий состав, необходимый для удержания шипа, а в арсенале цепкие металлические «когти». Чаще — это прочная вставка особой формы из карбида вольфрама в алюминиевом корпусе, реже — сталь.
Однако, даже правильный выбор сезонных шин — еще не гарант безопасности и уверенной управляемости автомобиля. Важно следить за состоянием резины и правильно ее эксплуатировать. Ведь растеряв основную часть своих острых металлических зубьев, шипованная покрышка может стать практически бесполезной и даже опасной. А оставить резину без шипов проще, чем кажется. Помимо резких торможений, стартов со светофора с пробуксовкой и, не дай бог, дрифта преждевременно растерять цепкие элементы протектора поможет, например, неправильная балансировка колес.
При этом одни шипы во время езды будут испытывать меньшие нагрузки, а другие — повышенные и даже критические. Также металлические «когти» могут выпадать от частого вращения колес стоящего на месте автомобиля. Тут в выигрыше будут водители, умеющие «метко» парковаться с первого раза и без лишних телодвижений. Другой враг шипов — избыточное или недостаточное давление воздуха в шине. А еще перегрев. Он возникает как от чересчур активной езды, так и от использования зимних покрышек при плюсовых температурах.
Бытует мнение, что на зимней резине можно сэкономить. Дескать, настоящие холода у нас непродолжительны, да и осадки — чаще дождь, чем снег. А еще якобы опытному водителю и машине с полным приводом все нипочем даже на летних покрышках. В крайнем случае, говорят, хватит правильных сезонных шин и на одной оси, ведущей. Все это заблуждения, которые могут обернуться не только лишними тратами на ремонт разбитой машины, но и вредом собственному здоровью, а то жизни.
Во-первых, потому, что даже на сухом и чистом асфальте при минусовых температурах, летние шины из более жесткой по составу резиновой смеси дубеют и малоэффективны по сравнению с мягкими зимними. А на снегу и на льду без последних можно даже с места не тронуться. Во-вторых, полный привод на «лете» может и обеспечит вам более-менее уверенный старт с места и даже разгон, но для маневрирования, держака в повороте и тем более для торможения гораздо важнее сцепные свойства шин, а не тип трансмиссии.
Да и опыт вождения — это необходимое, но отнюдь не достаточное условие безопасной езды. И его рассматривать следует как дополнение к правильной резине. Что же касается установки зимних шин только на ведущие колеса (или шипованные на одной оси и липучку — на другой), то с ними автомобиль не будет обладать той же устойчивостью на дороге, управляемостью и предсказуемым поведением, на которое можно рассчитывать с четырьмя сезонными покрышками с одинаковым протектором. В Сети достаточно видеороликов, демонстрирующих это наглядно.
Ну, и самое важное, что касается использования зимних шин — это их своевременная установка на автомобиль. Как показывает статистика, почти половина всех аварий на дорогах в межсезонье происходит по вине «не переобутых» в «зиму» машин. Шинники и автопроизводители рекомендуют менять летнюю резину на шиповку или липучку, когда средняя температура воздуха на улице составит +5 °С.
Раз и навсегда о том, что лучше, шипы или липучка
В последнее время водители не могут сойтись во мнении, что лучше: липучка или шипованная. Однако если оценить поведение такого аксессуара, можно прийти к конечному выводу, и принять решение. Все зависит от того, в каких условиях вы будете эксплуатировать зимнюю резину. Подробнее, какие зимние шины лучше, будет рассказано в этой статье.
Отличия шипов от липучек
В шипованной резине сцепление с ледяной поверхностью осуществляется за счет шипов, которые выступают над поверхностью колеса. Шипы сделаны из металлических штифтов.
Липучки, точнее фрикционные шины, оправдывают свою эффективность за счет необычной структуры ламелей. Кромки протектора имеют более мелкую структуру. Помимо этого, состав резины также отличается. Благодаря этому такие шины имеют более высокую силу трения.
Не следует приравнивать фрикционные покрышки с обычной зимней резиной. Раньше выпускались модели в формате шиповок, просто на них не устанавливали шипы. Водителю приходилось самостоятельно оснащать товар иглами в целях своей же безопасности. Фрикционные варианты и вовсе не подходят для шипования.
Различие
Все покрышки характеризуются определенными свойствами.
Некоторые виды резины универсальные, и могут использоваться при любых условиях.
Другие же, напротив, по-разному работают, в зависимости от качества дороги. Издания «Авторевью» и «Tekniikan Maailma» в разные периоды проводили тестирование шипованных шин и липучки. Они сделали некоторые выводы, речь о которых пойдет далее.
На льду
Показатели торможения на льду шипованной резины – 10-13 м. Фрикционные модели имеют немного иные показатели – 12,5-16 м.
Когда в 2018 году проводились повторные исследования, ситуация изменилась, но не сильно. Начальная скорость авто была 20 км/ч, и водителю нужно было тормозить. Шиповки остановились за 7-8 м. Тормозной путь липучек составлял 8-9 м.
Шиповки подешевле имеют худший тормозной путь.
Он составлял 8,7-10 м. При движении сцепление оценивалось по времени, которое требуется для торможения или же разгона до нужной скорости. В тесте от 2013 года липучки смогли разогнаться до 25 км/ч всего за 6-8 секунд, а шипованным моделям потребовалось всего 4-5 секунд.
Кольцо изо льда фрикционная зимняя резина прохода за более чем 30 секунд. А вот шины с шипами справились с задачей быстрее, всего за 25-29 с. Подобные результаты получились и при испытаниях на извилистой трассе, покрытой льдом. Показатель шиповок – 88 с, а скоростных липучек – 95 с.
Когда повторное тестирование проводилось в 2018 году, фрикционная резина выглядела лучше, однако, уступала от лучших шипованных покрышек. Липучки сделали круг за 98-105 с, а машина с шипами уложилась всего за 90-114 с.
На снегу
Как известно, в России зимы весьма суровые. В особенности, в северных регионах страны. Если дорога покрыта снегом, показатели разной зимней резины отличаются от тех, которые были получены на льду. Чтобы сбавить скорость от 50 км/ч до 5 км/ч, липучкам потребовалось около 25 м. Шиповки справились задачей на 26-27 м.
Исходя из этого может сделать вывод, что фрикционная модель более безопасная. В 2018 году для торможения на скорости 40 км/ч липучкам потребовалось 17 с, а шипованной резине – 17,5-18 с. При разгоне и прохождении трассы со снегом варианты с липким слоем — лидеры для кроссовера. Они выполняли круг всего за 90,7 секунд, в то время, как шипам потребовалось почти 99 с.
После проводились еще исследования. В этот раз лучшими оказались шипованные варианты. При этом разница была всего в 0,3 секунды. Когда же водители установили на колеса слабые шиповки, показатели стали хуже. В этот раз они проиграли с разницей в 4,5 секунды.
Отдельно следует отметить, как зимняя резина ведет себя на «снежной каше». Журналисты решили проверить, на какой скорости водитель потеряет управление транспортным средством. Фрикционные варианты утратили способность только на скорости 24-25 км/ч. А вот шиповкам потребовалось всего 19-20 км/ч.
На мокром асфальте
В европейской части РФ очень часто бывает асфальт мокрый. Это может возникать после таяния снега или частых осадков. Считается, что шипы могут скользить по асфальту. Однако во время тестов в 2013 году они показали себя намного лучше, чем фрикционные варианты. Их тормозной путь составлял 35 м, а липучкам потребовалось 41 м.
Спустя 5 лет превосходство шипованных вариантов только усилилось. Их тормозной путь составлял 33 м, а нешипованная резина требует 37 м.
На сухом асфальте
Учитывайте, какая резина поведет себя лучше при езде по сухому асфальту. В тестах от 2013 года фрикционная резина была лучшей. Она развивала скорость до 63 км/ч без потери управления, а вот у шипованных вариантов показатель на 1 км меньше.
Когда тестировалась возможность торможения, конструкции с шипами стали проигравшими. Их тормозной путь составлял почти на 5 м больше, чем у липучек. Спустя 5 лет резина с шипами немного подправила свои показатели. В этот раз разница сократилась до 2 м.
Как ведут себя шины на сухом асфальте в видео
Влияние температуры
Как известно, свойства льда, в зависимости от температуры, имеют отличия. Если на улице сильный мороз, конструкции с шипами не могут полноценно погрузнуть в лед, который затвердел. При этом липучки имеют более качественное сцепление. Если же лед немного подтает, фрикционные варианты не способны справиться с прослойкой воды. Поэтому теряется их эффективность.
Другие свойства
Многие водители обращают внимание на то, как зимняя резина поведет себя на дороге. Однако следует учитывать и список других факторов. Один из них – уровень шума. Липучки являются топовым выбором. Они обеспечивают высокий показатель комфорта при вождении транспортного средства.
Помимо этого, нешипованная резина не теряет воздух сквозь отверстия для шипов. Многие водители учитывать и другой фактор: насколько рано можно «переобуть» транспортное средство до первого снега. Раньше преимущество держали фрикционные варианты.
Сейчас же вы можете установить зимнюю резину, даже если температура воздуха находится в пределах +6°С.
Благодаря современным технологиям есть модели, которые помогают минимизировать потерю шипов при езде по твердой поверхности. Помимо этого, шипованные модели могут легко конкурировать с липучками.
Свойства шипованных шин в видео
Поведение липучек и шиповок с пробегом
Даже если вы выбрали зимнюю резину с шипами от премиального бренда, потеря шипов практически неизбежна. В особенности, если машина на переднем приводе. Однако учитывайте, что липучки изнашиваются. Фрикционный слой со временем стирается. Поэтому точно ответить на вопрос, какой вариант лучше, невозможно.
Полезно знать, что лучше шипы или липучка. Ведь шипованная резина на зиму и липучка практически не отличаются друг от друга. Отличия заключаются в небольшой разнице.
Поэтому водитель должен самостоятельно решать, какому варианту отдать предпочтение.
Все зависит от того, в каких условиях вы будете эксплуатировать покрышки.
Шип или липучка — какая резина лучше на зиму?
Каждую зиму многие водители сталкиваются с выбором зимней резины. Для жителей южных регионов, где зимы теплые, а снег выпадает редко, этот выбор относительно прост: оптимально подойдет фрикционные шины европейского типа, которые в первую очередь предназначены для чищенного асфальта.
Однако жителям северных регионов с более суровыми зимами приходится выбирать между липучкой и шипованной резиной. И однозначно сказать что из них лучше — сложно, так как каждая из покрышек имеет свои слабые и сильные стороны.
Попробуем разобраться в этом на практике. Для этого мы проанализировали результаты нескольких зимних тестов от европейских и отечественных журналов, чтобы понять, какой из вариантов шин лучше.
Торможение на льду
Одна из главных задач шипованных шин — обеспечить максимальную безопасность на льду. Так ли это на самом деле? Здесь и далее темно-синим цветом обозначены шипы, а голубым — липучки.
Финское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16
Украинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15
Немецкий Auto Motor & Sport, 2015г, размер шин — 205/55 R16
Финская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16
Комментарии:
Шипы лучше тормозят на льду, но не все. Худшая шипованная шина и лучшая липучка тормозят примерно одинаково.
Торможение на снегу
Второе важное требование шинам — высокая производительность на снегу в любом из его состояний (укатанный, свежевыпавший, рыхлый и т.п.).
Финское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16
Украинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15
Немецкий Auto Motor & Sport, 2015г, размер шин — 205/55 R16
Финская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16
Комментарии:
На снегу шиповки тормозят лучше липучек, но с меньшим превосходством, чем на льду. А на небольшой скорости разница и вовсе несущественна.
Торможение на асфальте
Есть мнение, что шипованная шина слабо ведет себя на асфальте, т.к. металлические шипы скользят на твердой поверхности.
Финское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16
Украинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15
Немецкий Auto Motor & Sport, 2015г, размер шин — 205/55 R16
Финская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16
Комментарий:
Липучка с незначительным преимуществом лидирует на асфальте.
Шум и комфорт
Во всех тестах липучки оказались более тихими и комфортными, чем шиповки.
Финское Tekniikan Maailma, 2013г, размер шин — 205/55 R16
Украинский «Автоцентр», 2013г, размер шин — 195/65 R15
Финская Test World, 2016г, размер шин — 205/55 R16
Что лучше в итоге — липучка или шипы?
На льду и снегу преимущество в большей степени на стороне шипованной резины, тогда как на асфальте липучка работает незначительно лучше. Но это в среднем, а на практике все очень сильно зависит от конкретных моделей шин.
Универсальный ответ такой: если 80% времени на дорогах лед и снег, то лучше сделать выбор в пользу шипов. Если же 80% времени приходится ездить на сухом и мокром асфальте, то выбрать стоит липучки. Если 50/50, то стоит сделать выбор в пользу большей безопасности на дороге, поставить шипы и смириться с уровнем шума: жизнь важнее.
Шипы – для суровых зим, где большую часть времени на дорогах снег и гололед.
Липучка – комфортная и тихая шина, со сбалансированными средними характеристиками, но худшим сцеплением на льду.
Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает
Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.
«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского « friction » – трение.
Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.
Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.
С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.
Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.
Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.
Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.
Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».
Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.
А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.
Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.