Чем можно объяснить успехи арабских завоевателей история 6 класс
Чем можна объяснить успехи арабских завоевателей?
Чем можна объяснить успехи арабских завоевателей?
1) Многочисленность армии
2)Хорошее техническое оснащение
Е. с христианами и т.
Объясните причины военных успехов арабов?
Объясните причины военных успехов арабов.
Объясните причины военных успехов арабов?
Объясните причины военных успехов арабов?
Когда арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался?
Почему произошёл его распад?
Расскажите о нашедствии на Русь хана Батыя в чем состояли главные причины успехов завоевателей?
Расскажите о нашедствии на Русь хана Батыя в чем состояли главные причины успехов завоевателей.
Чем можно объяснить успехи арабских завоевателей?
Чем можно объяснить успехи арабских завоевателей?
Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов?
Какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов?
СРОЧНО?
Чем можно объяснить успехи арабских завоевателей?
Каково было отношение арабов к иноверцам?
Предположите, почему распался арабский халифат?
История средних веков 6 класс.
Что влекло в Индию купцов и завоевателей?
Что влекло в Индию купцов и завоевателей?
Какие особенности Индии могли способствовать успеху завоеваний.
Как вы можете объяснить высокий уровень арабской культуры?
Как вы можете объяснить высокий уровень арабской культуры?
Как вы думаете почему некоторые арабские государства добились больших экономических успехов сохраняя многие средневековые порядки?
Как вы думаете почему некоторые арабские государства добились больших экономических успехов сохраняя многие средневековые порядки.
Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Эпоха Возрождения. Возрожде́ние, или Рене..
Пётр побывал в Польше, Голландии (Саардам, Амстердам), в Англии (Лондон), в Австрии (Вена) и везде учился. В Голландии он несколько месяцев работал плотником на верфи и узнал, что «надобно доброму плотнику знать» ; в Англии он взялся за теорию кораб..
Сохранении и приумножении наследия Античной культуры.
Какие вопросы если сказали бы ответил.
Незнаю. Это какой класс.
Арабские завоевания
Арабский мир в VI-VII вв.
Аравийский полуостров — жаркая, высушенная местность, соединяющая Азию и Африку. В центре его раскинулась бескрайняя Аравийская пустыня. Люди жили в основном по её границе и в районах, примыкающих к морю. В VI и VII вв. эти земли населяли преимущественно бедуины — арабские кочевники-скотоводы. Особенное значение для них имели верблюды. Эти животные служили средством передвижения, верблюжье молоко и мясо шли в пищу, а из верблюжьей шкуры шились шатры. В некоторых оазисах, где было достаточное количество воды, население занималось и земледелием.
К середине VI в. в Северной Аравии сложились три крупных города. Они находились в гористой местности под названием Хиджаз, между Красным морем на западе и пустыней на востоке. В центре Хиджаза, в небольшом плодородном оазисе, располагался Ясриб, позднее переименованный в Медину. Южнее, в горах, находился Таиф, а севернее — Мекка. Мекка являлась самым процветающим из трёх городов, благодаря выгодному положению на пересечении караванных путей и большому количеству паломников, прибывающих, чтобы поклониться Каабе — «чёрному камню» — огромному метеориту. Аллах, впоследствии почитаемый как единый Бог всех мусульман, считался одним из главных божеств Мекки. Но, кроме него, здесь поклонялись ещё 300 богам и богиням.
Проповедь Мухаммада
Будущий пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. Рано осиротев, он сначала стал зарабатывать себе на жизнь трудом пастуха, а затем поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, она вышла за него замуж.
По преданию, в б 10 г. на горе Хи-ра (близ Мекки) Мухаммаду явился ангел Джабраил и возвестил о том, что Мухаммад является посланником Бога. Он должен донести до людей истину, что нет Бога, кроме Аллаха, и предупредить их о грядущем Страшном суде.
В 613 г. пророк Мухаммад начал свою проповедь в Мекке. Его учение получило название «ислам», что означает «предать себя воле Бога».
Далеко не все жители Мекки приняли проповедь Мухаммада. Многие были преданы племенным богам. Другие не желали следовать заповедям пророка, призывавшего богачей делиться с бедными. В 622 г. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки. Сам пророк, тайно оставив город ночью, направился в Ясриб (Медину).
Его переселение, известное как «хиджра», стало началом мусульманского летоисчисления.
В Медине Мухаммад обрёл новых последователей и вскоре стал правителем города. Получив власть, он начал войну против жителей Мекки, которые во время решающей осады сдались без боя.
Со временем у Мухаммада появилось множество последователей среди воинственных арабских племён. Благодаря общей новой вере они сумели преодолеть межплеменную вражду, что обеспечило политическое единство. Под руководством Мухаммада ислам превратился в основу теократического общества, развивавшего осознанную воинственность, ибо «битва за Аллаха» обладала для воинов-мусульман особой притягательностью: в случае победы они получали добычу, а в случае смерти — попадали в рай.
Три праведных халифа
После смерти Мухаммада в 632 г. главой мусульманской общины был провозглашён его ближайший соратник Абу Бекр (632—634 гг.), отец Айши — любимой жены пророка. Абу Бекр принял титул халифа, что означает «преемник», «заместитель». Под его руководством вооружённые силы мусульманской общины Медины совместно с племенами бедуинов приступили к вторжениям в соседние страны. Позже дело Абу Бекра продолжили халифы Омар (634—644 гг.) и Осман (644—656 гг.). Все они считаются «праведными», «законными» халифами, так как принадлежали к числу ближайших сподвижников Мухаммада. Так начались история Арабского халифата и масштабные завоевания, в результате которых в VII и VIII вв. было установлено арабское господство на обширных территориях Азии, Африки и Европы.
Осенью 633 г. (или весной 634 г.) три арабских отряда (по 7500 воинов в каждом) вторглись через Сирийскую пустыню в Палестину и Сирию. Слабые византийские гарнизоны (эти территории в то время подчинялись Византии) и спешно набранное ополчение из коренного населения не могли оказать арабам достойного сопротивления. Местные кочевники неохотно сражались с арабами. Они предпочитали вступать с ними в переговоры и сдаваться с условием сохранения жизни и имущества и обязательством выплачивать подати.
В марте 634 г. арабский военачальник Халид ибн ал-Валид во главе отряда из 500—800 всадников осадил Дамаск. Его воины заняли Гуту, район садов под Дамаском, и встали под стенами города, не имея ни технических средств, ни опыта брать укреплённые города. После шестимесячной осады комендант и епископ под давлением горожан в сентябре 635 г. сдали Дамаск арабам. Однако войти в побеждённый город оказалось непросто: крепостные ворота были завалены изнутри камнями и брёвнами, а у осаждавших не нашлось ни одной лестницы, чтобы взобраться на городскую стену. Чтобы войти в Дамаск, победителям пришлось позаимствовать лестницу в одном из монастырей Гуты.
Осознав силу угрозы, исходившей от арабов, византийский император Ираклий сосредоточил большую армию в Северной Сирии. В её состав вошли, помимо греков, отряды сирийцев и армян. Численность византийского войска, по преувеличенным данным арабских историков, достигала 200 тыс. человек. Общая численность бойцов в арабских отрядах, по их же сведениям, не превышала 24 тыс.
При приближении византийских войск арабы, оставив Дамаск, отошли к реке Иармук, восточному притоку Иордана. Здесь 20 августа 636 г. произошло решающее сражение, в котором византийцы потерпели сокрушительное поражение. Причиной разгрома императорских войск стал разлад между греческими и армянскими частями, которые ещё накануне вступили в вооружённую драку между собой. Сирийцы же во время сражения перешли на сторону арабов. После этой победы арабы стали полностью контролировать Сирию. По преданию, император Ираклий, покидая эту страну, воскликнул: «Прощай, Сирия! Какая это прекрасная страна для нашего врага!».
В 638 г., после двухлетней осады, арабам сдался Иерусалим, а в 640 г., после семилетней осады, — Кейсария (Цезария). Такая продолжительная осада Кейсарии объясняется не только отсутствием у арабов военной техники, но и тем, что гарнизон этого портового города постоянно получал помощь из Византии по морю. Средствами борьбы с византийским морским флотом арабы в то время ещё не располагали.
В то же время в Ираке арабы потерпели несколько поражений в битвах с войсками державы Сасанидов. Потрясающее впечатление на бедуинов произвели иранские боевые слоны — животные, которых они никогда до этого не видели. Однако с конца 635 г. арабы стали одерживать победы, и в 637 г., разгромив большое иранское войско в битве при Ка-дисии, вступили в столицу державы Сасанидов Ктесифон (Мадаин). Его жители открыли арабам ворота после того, как шахиншах Йездигерд III и его придворные бежали из города.
Перемирие, заключённое арабскими военачальниками с персами, вскоре, как утверждают арабские историки, было противником нарушено. Тогда арабские отряды продвинулись на север и в 644—645 гг. вышли к границам Индии. К 651 г. они дошли до реки Амударьи. Иран был окончательно завоёван. Ещё раньше, после завоевания Сирии, в 640 г. арабы вторглись в Армению и взяли её столицу город Двин. К 654 г. они продвинулись дальше, в глубь Кавказских гор, и дошли до Тбилиси.
После первых успехов в Сирии арабские войска приступили к завоеваниям в Африке. Первое вторжение в Египет (в то время он входил в состав Византии) в декабре 639 г. совершил небольшой отряд под командованием Амра ибн ал-Аса. Существуют две версии причин этого похода. Согласно первой, этот военачальник самовольно предпринял поход в долину Нила, будучи недовольным своим подчинённым положением в войске. По другой, поход был вызван необходимостью доставлять в долину Хиджаз продовольствие из Египта. Дело в том, что после объединения Аравии потребительские запросы Мекки сильно возросли, так как стало быстро увеличиваться число мусульманских паломников, прибывающих сюда для поклонения святыням. Выросло и население Медины, ставшей столицей халифата.
В январе 640 г отряд Амра форсировал Нил и совершил набег на Файюм. В июне того же года, когда к гарнизону города прибыло подкрепление, арабы нанесли под Гелиополем поражение византийским войскам. Затем, в сентябре 640 г., Амр осадил Вавилон. Эта крепость сдалась ему в апреле 641 г., после чего арабы приступили к осаде Александрии — столицы Египта. В ноябре 641 г. александрийский патриарх Кир заключил с Амром соглашение о сдаче этой неприступной для арабов крепости, согласно которому город переходил в руки арабов после 11-месячного перемирия, необходимого для эвакуации греков, живших в нём. В сентябре 642 г., после завершения эвакуации, арабское войско вступило в Александрию. Однако в 645 г. византийский флот ворвался в гавань Александрии и высадил десант, вытеснив арабов из города. Арабы вторично осадили его и летом 646 г. взяли штурмом. Из Египта арабские отряды предпринимали набеги в соседнюю Ливию. Не встретив сопротивления местных берберских племён и нанеся поражение византийским гарнизонам, они подчинили область Киренаику.
Таким образом, за время правления трёх халифов (632—656 гг.) арабы завоевали обширные территории, входившие в состав Византийской империи в Азии и Африке, и покорили всё Иранское царство.
Завоевания Омейядов
В 660 г. в Иерусалиме преемником халифа Османа был провозглашён Муавия ибн Абу Суфийан — основатель династии Омейядов (661 — 750 гг.). Ему удалось победить в борьбе за власть четвёртого «праведного» халифа Али ибн Абу Талиба (зятя Мухаммада), который погиб в 661 г.
Во время правления Омейядов арабские войска продолжили завоевания в Закавказье, Средней Азии и Восточном Иране. Но основные силы были направлены на борьбу с Византийской империей. Малая Азия стала ареной постоянных грабительских набегов арабов.
В 668 г. арабы впервые осадили Константинополь. Зимние холода при отсутствии тёплой одежды, острый недостаток продовольствия, эпидемии чумы и дизентерии опустошили лагерь осаждающих. Из Сирии было направлено подкрепление под командованием Йазида, сына халифа Муавии I, но взять Константинополь, большую крепость с сильными оборонительными укреплениями, арабы, не имея осадной техники, так и не смогли, и летом 669 г. отступили.
В 673 г. арабы предприняли второй, на этот раз гораздо лучше подготовленный поход на Константинополь. Теперь сухопутное войско сопровождал сирийский военный флот. Столица империи была блокирована и с суши, и с моря. Осада затянулась на пять лет и была снята только после разгрома арабского флота греческим.
В конце VII — начале VIII в. арабы приступили к завоеванию Северной Африки. Племена кочевников-бер-беров, населявшие эти территории, оказали захватчикам упорное сопротивление. В конце VII в. (точную хронологию восстановить невозможно) арабские войска взяли древний город Карфаген. В начале VIII в., завоевав весь Магриб (Северная Африка), они вышли к побережью Атлантического океана. Это завоевание представляло собой ряд крупных набегов, сопровождавшихся непрочным подчинением отдельных берберских племён, которых завоеватели насильственно обращали в ислам. Такая политика была вызвана стремлением использовать новообращённых в качестве вооружённой силы для завоеваний в Европе.
Весной 711г. отряд из 300 арабов и 7 тыс. берберов высадился на Пиренейском полуострове. Предполагалось, что он произведёт глубокую разведку на территории Вестготского королевства. Но вследствие междоусобиц вестготов и их военной слабости разведка превратилась в ударную силу вторжения. В следующем году на Пиренейском полуострове высадилось новое арабское войско. Арабы захватили обширные земли на Пиренеях вплоть до горной цепи близ города Толедо. Мусульманская экспансия в Европе была остановлена только после сокрушительного разгрома арабов франками при Пуатье 25 октября 732 г.
Одновременно с завоеваниями на западе арабы вели военные действия в Средней Азии и на Среднем Востоке. Так, в 673—674 гг. они форсировали реку Амударью, разорив окрестности Бухары. В 676 г. набег на Бухару повторился, и, хотя арабы потерпели поражение под Самаркандом, они вернулись с богатой добычей. В начале VIII в. арабские отряды совершили набеги на Афганистан, Восточный Иран, Индию. Завоевав равнинный Афганистан, арабы взяли Кабул. В 708 г. 6 тыс. арабов продвинулись в область нижнего течения реки Инд и включили её в состав Арабского халифата.
Причины военных успехов арабов
Основной причиной стремительного продвижения арабских войск можно считать общую политическую ситуацию в регионе.
Основными противниками халифата были Византийская империя и Персия, истощённые внутренними и внешними конфликтами. Кроме того, для многих народов, населявших территории, подчинённые этим странам, смена власти мало что значила. В их жизни не происходило почти никаких перемен. Нередко арабы-завоеватели терпимее относились к местному населению, чем их противники.
Арабское войско не имело единой стратегии и не подчинялось жёсткой дисциплине. Его вооружение нередко оставляло желать лучшего. Однако у него было главное преимущество, которого не было у противника, — религиозный фанатизм. Традиционное стремление к славе и наживе дополнялось идеологией ислама, который обещал вечное райское блаженство всем, кто погибнет во имя веры на поле боя. А знание пустыни дало арабам возможность использовать новые пути на территорию противника, возможность внезапного нападения с той стороны, с которой их никто не ожидал.
СОЗДАНИЕ АРАБСКОГО ВОЕННОГО ФЛОТА. Сирийско-арабский военный флот был создан будущим халифом Му-авией для обороны побережья страны. В то время, при полном господстве византийского флота в Восточном Средиземноморье, берега Сирии находились под постоянной угрозой с моря. Однако сначала идее строительства флота в Сирии решительно противодействовал халиф Омар, который считал недопустимым доверять души мусульман «плавающим доскам». К строительству судов приступили лишь при халифе Османе, при котором Муавия стал полновластным хозяином в Сирии. Кораблестроителями были опытные в этом деле жители ливанского побережья, потомки древних финикийцев. Из них же комплектовались экипажи.
По мере расширения географии завоеваний арабы совершенствовали своё военное дело. Если первые завоевательные походы были одиночными рейдами, после которых воины возвращались с добычей домой, то потом арабы стали устраивать постоянные лагеря на пути маршрутов в завоёванные страны или на чужой территории. Из таких военных лагерей выросли города Каир и Басра. А благодаря созданию военного флота арабы получили возможность устраивать набеги по всему Средиземноморью.
Завершение арабских завоеваний
Внутренние конфликты, десятилетиями раздиравшие династию Омейя-дов, ослабили её власть. В 749 г., в результате восстания, к власти пришла династия Аббасидов (потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммада), основавшая Багдадский халифат.
Аббасиды ограничили завоевательную политику халифата. Только в 751 г. произошло сражение арабских войск с китайскими на реке Талас в Средней Азии, в ходе которого китайцы потерпели поражение.
Арабо-византийские войны в Северной Сирии, Анатолии и Месопотамии не привели к крупным захватам. Багдадский халифат жил в условиях относительного внутреннего и внешнего спокойствия. Процветали науки, искусство, торговля. Арабский язык стал языком образованных людей, объединяющим многонациональную страну.
Ислам окончательно утвердился как религиозная и политическая сила мирового значения, чему во многом способствовали и арабские завоевания.
Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9
ГЛАВА III. АРАБЫ В VI-XI ВЕКАХ
Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?
Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран. Поскольку ислам — это не только религия, но и общественно-политическая конфессия, он регулирует все стороны жизни мусульманской общины. Именно благодаря исламу была создана арабская цивилизация такой, какая она есть.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД
Вопросы в тексте параграфа
Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространен?
Ислам – это самая молодая из мировых религий. Сегодня она является второй после христианства по численности приверженцев. Более 1,8 млрд человек из 125 стран мира являются мусульманами. В 28 странах ислам является государственной религией (Алжир, Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Ливия, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты и др.). У нас в России ислам наиболее распространен в таких регионах как Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня). Главной священной книгой ислама является Коран. Ислам является авраамической религией, т.е. своими корнями, как и христианство, уходит к легендарному патриарху семитских племен Аврааму.
По своим основным постулатам ислам очень похож на христианство: мифология ислама практически повторяет Ветхий Завет, заповеди основаны на необходимости веры в единого Бога и общечеловеческих добродетелях (не убий, не укради и т.д.). С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. Поэтому мусульмане считают пророка Мухаммеда не основателем ислама, а лишь последним пророком, восстановившим истинную веру. Кроме того, основной идеей изначальных проповедей пророка Мухаммеда было очищение истины единобожия от искажений, внесенных иудеями и христианами, т.е. по мнению мусульман, все они верят в того же самого Бога, но делают это неправильно. Также в исламе нет видимого разделения на религию и правила жизни. Не только религиозная, но и общественная жизнь мусульман регулируется постулатами Корана.
Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?
С арабами в VIII веке сражались франкский майордом Карл Мартелл, король франков Карл Великий и младший сын Карла Людовик (как король Аквитании).
В 732 году франкский майордом Карл Мартелл нанес поражение арабам в битве при городе Пуатье. Считается, что эта победа остановила продвижение арабов в Западной Европе.
Карл Великий в 778 году отправил войска в Испанию по просьбе губернатора Сарагосы, чтобы оказать помощь в борьбе против эмира Кордовы. В битве при Сарагоссе Карл Великий потерпел неудачу и, возвращаясь домой захватил и разрушил Памплону, что вызвало гнев басков. Баски устроили засаду в горных ущельях и практически полностью уничтожили войско франков.
Сын Карла Людовик, назначенный королем Аквитании в 790-х годах неоднократно осуществлял походы за Пиренеи, в результате чего была заложена Испанская марка – укрепленная пограничная область.
Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 года?
Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Такое географическое положение не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей. Других преимуществ расположения Аравии не существует. С 630 по 750 года территория Арабского халифата выросла по нашим подсчетам почти в пять раз.
Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.
На востоке продвижение арабов было остановлено в долине реки Талас (приграничны район современных Казахстана и Кыргызстана. В этой долине в 751 году произошла битва между войсками Арабского халифата и армией китайской империи Тан. Несмотря на то, что арабы победили в сражении, удержаться в Таласской долине они не смогли, равно как и китайцы не смогли продвинуться на восток.
На юго-востоке арабские войска были остановлены в Раджастане (территория к востоку от реки Инд). Это произошло в 738 году. Коалиция индийских кланов разбила войска арабов и заставила их уйти на запад от реки Инд. Самым крайним городом в Юго-Восточной Азии, захваченным арабами, стал город Мултан (современная пакистанская провинция Пенджаб). После взятия его арабами в 712 году он на три столетия становится главным оплотом ислама на территории Индии.
На западе войскам Арабского халифата удалось дойти до Атлантического океана и завоевать практически всю Испанию. Дальнейшее продвижение арабов было остановлено франкским майордомом Карлом Мартеллом в битве при Пуатье в 732 году.
На севере к 700 году арабы смогли захватить практически все Закавказье, кроме Алании и Мисиминии. Однако, поскольку эти области находились в сфере влияния Византии и Хазарского каганата, да и сами жители горного Закавказья не жаловали захватчиков, в Закавказье постоянно вспыхивали восстания. Карательные операции арабов приносили лишь временный успех. Дальше на север арабы продвинуться не смогли.
Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?
На месте распавшегося Арабского халифата к концу IX века образовались такие государственные образования:
Вот так располагались на карте перечисленные государства.
Примечание: Обратите внимание, что рабочей тетради вам будет предложено задание заполнить контурную карту «Распад Арабского халифата», в которой нужно выделить лишь государства, образованные к началу IX века. На приведенной выше карте показаны в том числе государства, образованные и в середине, и в конце IX века.
Обобщение информации параграфа
1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?
Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Оседлые арабы возделывали фруктовые сады и виноградники, выращивали сахарный тростник и хлопчатник. Кочевые арабы (бедуины) жили в степях. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Географическое положение Аравии не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей и самому развитию торговли. Так что основными занятиями арабов были скотоводство и торговля.
2. Что способствовало объединению арабских племен?
Общая религия и противостояние общим внешним врагам (Ирану и Византии) способствовало объединению арабских племен.
3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?
Учение Мухаммеда, осуждавшего ростовщичество и неравенство среди людей, способствовало росту популярности и быстрому распространению ислама. Новая религия нашла благодатную почву для распространения в обществе, которое только что перешло из стадии патриархальных родоплеменных отношений к классовому обществу. Т.е. появилось явное разделение на богатых и бедных. Первые, естественно, угнетали последних. Проповеди Мухаммеда в первую очередь были обращены на бедных, сирот, рабов, тех людей, которые имели гораздо меньше прав по сравнению с правящим классом. Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», говорил о равенстве всех людей перед Аллахом, призывал богачей помогать бедным и сиротам. Как вы думаете, кому больше всего понравится такая религия? Правильно — самому бедному и многочисленному классу. Если вы помните, именно при таких же обстоятельствах и в таких же слоях населения стремительно распространялось христианство, которое тоже говорило о равенстве всех людей перед Богом.
4. Как утвердился ислам среди арабских племен?
Пророк Мухаммед начал свои проповеди в возрасте 40 лет, примерно в 610 году. В Мекке, где в те времена находился религиозный центр арабского языческого многобожия, естественно, его речи были признаны вредными для общественного порядка. Мухаммеду с учениками и последователями пришлось в 622 году бежать из Мекки в Медину, где ему удалось сплотить вокруг себя бедное арабское население и создать первую мусульманскую общину. Утвердить в Аравии ислам удалость, как всегда, с помощью войны. Мединская мусульманская община Мухаммеда в течение 8 лет вела священную войну с мекканскими многобожниками. После завоевания мусульманами Мекки в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама. После смерти Мухаммеда в 632 году халифатом стали править так называемые Праведные халифы из числа родственников и учеников пророка. Быстрой исламизации всего региона Аравии способствовали распад существовавших тогда на территории Аравии древних государств Набатеи, Химьяра, Сабы, Пальмиры и др. Таким образом было создано теократическое государство – Халифат, в котором вся светская и духовная власть принадлежала одному лицу – халифу.
5. Объясните причины военных успехов арабов.
Роль армии в арабском халифате во многом определялась постулатами ислама. Как мы уже говорили, ислам это не просто религия, это доктрина, определяющая в том числе и общественную жизнь верующих. Таким образом, согласно доктрине ислама основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территорий неверных, путем «священной войны». Принимать участие в этой войн были обязаны все совершеннолетние и свободные мусульмане. Этим объясняется многочисленность и сплоченность арабского войска.
На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако с укреплением центральной власти и после ряда военных реформ арабская армия стала состоять из постоянного войска и добровольцев. Основным родом войск была легкая и тяжелая конница, второстепенные позиции занимала пехота (хотя она была в несколько раз многочисленнее конницы), которая передвигалась во время похода на верблюдах. Это еще одна сильная сторона арабской армии – мобильность, способность быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах. Хорошее взаимодействие пехоты и конницы также давало арабам преимущество на поле боя.
Кроме того, арабы были сильны в тактике. Они широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство.
6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?
В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Испании, часть Пакистана, Афганистана, Индии.
К 945 году из обширной империи Арабский халифат превратился в малозначимую багдадскую область. Многочисленные территории халифата обрели фактическую самостоятельность. А в самом Багдаде халифы сделались зависимы от собственной своевольной преторианской гвардии, которую сформировали халифы в IX веке для подавления восстаний внутри халифата. Причин распада было множество, но среди основных можно выделить четыре:
Таким образом Арабский халифат фактически распался в 945 году. Тем не менее в том или ином виде халифат просуществовал до 1258 года до вторжения монголов и турков-сельжуков.
1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?
Ислам, как и христианство, является авраамической религией, т.е. своими корнями они уходят к легендарному патриарху семитских племен Аврааму. По своим основным постулатам ислам очень похож на христианство: мифология ислама практически повторяет Ветхий Завет, заповеди основаны на необходимости веры в единого Бога и общечеловеческих добродетелях (не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей и т.д.). С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. В исламе и христианстве общее видение устройства мира: есть вера в единого Бога, вера в ад и рай, вера в священные писания, вера в Судный день и вера в предопределение.
2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни.
Общественные и семейные порядки, а также образ жизни мусульман сильно отличались от христианских. У мусульман вся жизнь, а не только религиозная регламентировалась шариатом, сводом общественных законов, основанных на Коране. Так, мусульмане должны были молиться пять раз в день, ходить на пятничную молитву, соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца с рассвета до заката, совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку. Настоящий мусульманин, чье достояние доходит до установленной нормы должен помогать бедным. Мусульмане не должны употреблять спиртного и есть свинину. Шариат допускает многоженство. Не одобряется держать в комнате собаку. Одеваться следует скромно, без излишеств, одежда должна быть белого, зеленого или черного цветов. Вообще правил шариата очень много, но подавляющее большинство из них соответствует общепринятой морали и привычным всем правилам хорошего поведения, доброты и вежливости.
Сегодня, мусульмане, как, впрочем, и представители других религий, не всегда строго придерживаются правил своей религии. Хотя верующие мусульмане стараются выполнять все положения шариата.
3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский?
Мусульманское летоисчисление начинается с 16 июля 622 года – даты переселения пророка Мухаммеда в Медину. Сам исламский календарь – это лунный календарь, и он очень своеобразный. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь. Началом месяца считается день, когда серп Луны можно видеть в вечерние сумерки впервые после новолунья. Обычно этот день наступает через 1-3 дня после новолунья. Продолжительность месяца составляет примерно 29,53 суток, поэтому в месяце может быть 29 или 30 дней. В течение года есть только один добавочный день в месяц. Год состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней.
Это формула приближенного перевода из грегорианского календаря в мусульманский. И – означает исламский календарь, Г – григорианский календарь. Квадратные скобки означают, что нужно взять целое число.
Так, например, если взять 2019 год, то получится, что по исламскому календарю это 1440 год:
4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря.
С переселением пророка Мухаммеда и его последователей в Медину началось образование мусульманской общины, а последовавшая за этим война с Меккой завершилась объединение племен в ареале и созданием Арабского халифата.
5. Сравните карты на с.18, 52, 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времен Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?
Франкская империя Карла Великого занимала территорию в 1,2 млн кв.км в период своего наивысшего развития в 814 году. Византийская империя времен Юстиниана в 555 году занимала территорию в 3,5 млн кв.км. Арабский халифат в период своего расцвета в середине VIII века занимал территорию в 11,1 млн кв.км. Очевидно, что Арабский халифат времен Омейядов и Аббасидов в несколько раз по территории превышает территорию Византийской империи и почти в 10 раз больше Франкской империи. Границы Арабского халифата сложились в результате активных завоеваний земель неверных, что являлось основной задачей халифов в соответствии с исламской доктриной.