Чем молотили зерно на руси
Чем молотили зерно на руси
У восточных славян русских, белорусов, украинцев до начала XX в. преобладали архаические способы молотьбы. Наиболее древним среди них считается самый простой вколачивание, когда снопом бьют (а в разных областях это происходит по-разному) либо о край бочки, корзины, ступы, куда и падает зерно, либо о край доски, лавки, к о зел, под которыми расстелен холст для зерна. Такой способ молотьбы упоминается в рассказах жителей Московской, Нижегородской, Псковской, Новгородской обл. Им пользуются, если нужно срочно получить немного зерна для сиюминутных нужд, при этом солома остается неповрежденной, ее можно использовать в хозяйстве, например для покрытия крыш.
Другой способ топтание снопов, при котором зерна вытаптывались людьми или рабочим скотом. В ряде мест лошадей и волов к тому же впрягали в телеги или катки большие каменные валы с выступами (обычно на Украине) или деревянные валы с зубьями (в Сибири).
Существовала и молотьба самыми что ни на есть примитивными орудиями типа изогнутой палки, толстой ветви с суком, которые назывались кич и га, л а па, п а лица. Обычно ими обивали лен и коноплю, но на территории северного наречия Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонецкая губ. так обмолачивали и хлебные злаки.
Но самым распространенным орудием молочения, конечно же, был цеп.
1. Цеп с капицами (русско-украинское пограничье) | 2. Цеп (Тульская губ.) |
Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. |
В южном наречии бытует лишь одно название цеп. Вспомним стихотворение «Молотьба» С. Есенина, уроженца Рязанской земли:
Вышел з а раня дед На гумно молотить: «Выходи-ка, сосед Старику подсобить». | Положили гурьбой Золотые снопы. На гумне вперебой Зазвенели цепы. |
В крестьянской культуре трудовые процессы получили отражение в играх, песнях, загадках, пословицах.
Вот примеры загадок про цеп, в которых передается ритм молотьбы:
1) Летят гуськи, деревянные носки, Летят и говорят: « мы, мы!» 2) Чикатунчики летят, «Чи-ка-чок! Чи-ка-чок, |
А в этой загадке обыгрываются особенности работы цепа:
Над головой крутится, в руках вертится, стучит и гремит, ничего не говорит. |
Пословица учила: Цеп в руках, так и хлеб в зубах, а цеп из рук, так и хлеб из зуб.
Молотьба и веяние
У восточных славян издавна применялись различные способы обмолота хлеба. Самым примитивным можно считать «хвыстание»; сноп брали за комель и ударяли колосьями о доску, край кадки и т. п. Такой способ применялся в старину в некоторых местностях. Гораздо более был распространен сохранившийся местами до сих пор способ обмолота цепами. Цеп — это две крепкие палки, длинная и короткая, скрепленные между собой ремнем; длинную (рукоять, держак) берут в руки, короткой (било) ударяют по расстеленным на земле снопам. Расстилают их на «току», — плотно утрамбованной площадке перед гумном или внутри него. Молотят — или в одиночку, или группами по 2—3—4 человека, причем бьют в такт, по очереди, что требует особой сноровки. Устройство цепа, хотя и несложно, но различается у русских, белорусов и украинцев по длине и по способу скрепления рукояти и била.
Цеп (Черниковская обл.)
В южной части Украины, в степной полосе, издавна известен совсем иной способ обмолота: копытами скота или при помощи молотильных досок, или вальков, которые рабочий скот волочит по снопам, расстеленным на земле. Этот способ вообще характерен для южных народов: на Кавказе, в Средней Азии, в Южной Европе.
Теперь в колхозах почти повсеместно практикуется механическая молотьба при помощи конных, паровых или электрических молотилок, в высокой степени увеличивающих производительность труда и облегчающих его. Зачастую молотьба как особый процесс вообще отпадает, ибо хлеб убирают комбайнами. Но обмолот цепами частично сохраняется: или при нехватке машин или в тех случаях, когда нужно приготовить немытую солому — «старновку».
Обмолоченное зерно провеивали обычно лопатой, подбрасывая его вверх или перебрасывая маленькой лопаткой вперед (в Новгородской обл.), чтобы отделить зерно от мякипы и остатков соломы. Это ручное веяние теперь почти заменено работой веялок и сортировок.
Чем молотили зерно на руси
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.
А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.
Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.
• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)
• Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)
• Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
• Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.
• Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
• Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».
• Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.
• Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.
Кижи. Часть 7. Обмолот и не только
Вот уж поистине удивительным было ведение хозяйства всего-навсего каких-то сто лет назад, посмотрите сами. Что делают эти русские крестьяне со своим сеном, зачем они его бъют своими гигантскими нунчаками на шесте?
Не знаете? Так я вам расскажу. Вся эта история, которую вы видите на фотографиях, называется обмолотом. Обмолот или более знакомое вам слово молотьба. Он затеян, как вы правильно поняли для молотильни зерна.
01.
Как проходил процесс обмолота?
Всё это так сказать прелюдия и подготовка к самому обмолоту, а далее происходило вот как:
Сначала снопы укладывали на полу в два ряда колосьями друг к другу. Затем начинали обмолачивать одну сторону, а потом снопы переворачивали и молотили уже другую сторону. После этого снопы развязывали, ворошили палкой и обмолачивали их середину. Обмолоченную солому увязывали в большие кубачи, для этого деревянным крюком вили из соломы же длинную вязку.
Собственно всё, зимой соломой кормили скот, причём ржаная солома — нарезалась и запаривалась, а овсяная и ячменная шла так. Если была непогода, то все перетрубации с молотильней выполняли в риге.
Отличительной чертой при обмолоте было ритмичное звучание, словно музыка. Послушав это в живую, я с медведями прошедшими по моим ушам в детстве, с этим полностью согласны.
04. Ну а вы надеюсь согласитесь со мной что официальный логотип музея-заповедника замечателен и прекрасен.
05. Вообще на острове замечательно всё. Взять даже лавку традиционных игрушек Русского Севера. Вы тут не увидите матрёшек и балалаек.
06. Зато вас тут проконсультируют и дадут вводную по игрушкам, расскажут как это связанно с матрирхатом и откроют технологию изготовления.
08. А вот и другие игрушки, глядя на которые вы сразу же захотите открыть кошелёк и расстаться с парой-тройкой купюр.
09. Видите, уже открываете и вытаскиваете.
11. Тут же поясцы и тесёмки можно купить и смело отправиться слушать колокольный звон, про который я вам уже рассказывал.
12. Очередной оберег в качестве украшения на доме.
13. Довольно-таки интересная конструкция дерева.
14. Видимо сто лет назад не допилили, или при реставрации. А может так и надо.
15. В Кижах, одним словом чудесно всё: и организация и виды. Единственное с чем может не повезти, так это с погодой, но как видите, мне повезло и тут.
16. Быт в другом крестьянском доме. Как видите, крестьянин крестьянину рознь.
18. Ограда крыльца. Ну тут без комментариев, сейчас такое и не увидишь.
20. А вот церковь воскрешения Лазаря. Как видите она очень маленькая и на кресте так же установлен громоотвод.
21. В другой части острова располена экологическая тропа острова, где посажены расстения и про них есть небольшое описание в виде табличек.
22. Несмотря на своеобразную интересность, данная часть программы явно не прельщает туристов. Хотя места и растительность действительно красивые.
23. Куст. Табличка. Ничего лишнего.
25. Ба! Да это же Можжевелньик обыкновенный, Бог ты мой! Пойду лучше на маковки церквушек полюбуюсь, ведь семейством кипарисовых можно полюбоваться и рядом с домом.
26. Оберег. Напомню выпиливали всё это топором.
27. Всем хорошо нам известный домик в отдалении.
28. Покллонный крест который отгрохали ещё в 1763 году из сосны. Для сравнения прошёл лишь год после воцарения Екатерины II. Как видите крест под крышей, но не потому что «чтобы сохранился», а потому что «уже так и было».
29. Те кто устал от всех путешествий и хождений просто легли на красоту.
30. Следующие обоины для виндоуз настоятелньо рекомендую снимать здесь. Передайте это Биллу, пожалуйста.
31. Лежащих на травушке-муравушке уже ждут теплоходы-писатели: «Пушкин», «Чехов» и «Шолохов» соответственно.
32. Ну и в завершении нужно показать карту острова.
33. В Кижах есть что посмотреть, есть что узнать, есть к чему прикоснуться и есть что вспомнить.
34. Словом, приезжайте в Кижи, не пожалеете.
На этом я заканчиваю свою серию постов про Кижи. Позже выложу пост-список со всеми частями, а пока прослядить остальное вы можете пользуясь тэгом «кижи».
Но я с вами не прощаюсь, впереди припасенно ещё много различных фотоотчётов и интересностей. подписывайтесь чтобы ничего не пропустить.
Молотьба. 40 веков.
Они встречаются мне всюду. В густой траве, в дальних степных уголках.
Тихо лежащими в тенистых палисадниках.
Их выставляют на углах сельских улиц как защиту от лихих шоферов.
Это каменные катки для молотьбы пшеницы и других зерновых.
Идея молотить зерновые культуры при помощи тягловых животных, двигающихся по кругу, пришла людям в голову не вчера.
На этой картинке реконструкция молотьбы в древнем Египте. Пара быков таскает по кругу волокушу, под которую из центра круга постоянно подбрасывают пшеничные стебли. Перемолотая масса скапливается на внешнем кольце, откуда ее берут лопатами и провеивают на искусственно создаваемом ветру. Собирая в бурт чистые зерна.
Так молотили в древней Индии. Технология та же.
Художник Пиросмани, Грузия, конец 19-го, начало 20-го века. Ничего не изменилось.
Тоже время, только не Грузия, а Малороссия. Просто гоняют лошадей по кругу, где насыпана необмолоченная пшеница. Без всяких премудростей.
Африка. Тоже колесница, но в качестве тягла верблюд.
Художник Аракелян. Армения.
Но каменные зубчатые катки я встречал в описаниях молотьбы только в нашем крае. От скифов что ли?
Где сохранились станки с каменными катками? Одна в Танаисе. Хоть сейчас запрягай и молоти. Хотя я не знаю, это старинное орудие или реконструкция?
И, конечно, в Глафировке в музее у Николая Ивановича Новака. Светлая ему память.
Здесь есть и отдельные катки
и сохранившийся станок.
Два интересных катка лежат в центре Маныческой.
Они в стальных бандажах для крепления катка в станок.
В упомянутом музее Чалтыря помимо каменного выставлен чугунный каток.
И последним покажу каток, найденный мной на окраине Арпачина. Гигант диаметром около 70-ти сантиметров.
Несколько слов о дальнейшей технологии молотьбы. Перемолотая масса зерен, половы и соломы отправлялась на веялку. На картине художника Лебедева живописно показана эта сцена сельской жизни.
Мне известно об одной сохранившейся веялке в нашем крае. Все в той же Глафировке. Действующая!
Заканчивалось все праздником и запахом свежеиспеченного хлеба, заполнявшего все улицы села.
Художник Веницианов. Покой и умиротворение после большой работы.
Фея Фанни (26.10.15 21:11)
По-моему, это очень удачный материал. Интересный, занимательный и хорошо проиллюстрированный. Спасибо. В который раз смотрю и наслаждаюсь.
По-моему, это очень удачный материал. Интересный, занимательный и хорошо проиллюстрированный. Спасибо. В который раз смотрю и наслаждаюсь.
Stanichnik (26.10.15 22:39)
Сам удивился сколько таких иллюстраций и какая древняя культура.
Сам удивился сколько таких иллюстраций и какая древняя культура.
Каштан (12.02.16 01:17)
может для вас это будет интересно, в южных регионах Украины такие тоже есть
может для вас это будет интересно, в южных регионах Украины такие тоже есть
Stanichnik (12.02.16 21:40)
Конечно интересно. Сфотографируйте и выставите здесь.
Конечно интересно. Сфотографируйте и выставите здесь.
Пишут, что они не такие уж и древние.
Пишут, что они не такие уж и древние.
«Каменные катки. До начала 20-го века использовались для молотьбы зерновых культур (такой процесс еще называли «гарман»). Этот способ применялся лишь в южных районах, (на Кубани и Дону), так как зерновые должны были хорошо высохнуть, тогда из колосьев легко отделяется зерно. Сначала готовилась площадка: очищалась от мусора, притаптывалась, поливалась водой и на влажную землю раскладывались снопы. По ним пускали с такой молотилкой лошадку, которая ходила по кругу, то приближаясь, то отдаляясь от центра и ГАРМАН своими гранями выбивал зерно из колосьев. Потом солому убирали и зерно веяли на ветру, отделяя его от половы. Жива бабулька, которая ещё помнит весь процесс.»Можно даже купить при желании на Авито 🙂
«Каменные катки. До начала 20-го века использовались для молотьбы зерновых культур (такой процесс еще называли «гарман»). Этот способ применялся лишь в южных районах, (на Кубани и Дону), так как зерновые должны были хорошо высохнуть, тогда из колосьев легко отделяется зерно. Сначала готовилась площадка: очищалась от мусора, притаптывалась, поливалась водой и на влажную землю раскладывались снопы. По ним пускали с такой молотилкой лошадку, которая ходила по кругу, то приближаясь, то отдаляясь от центра и ГАРМАН своими гранями выбивал зерно из колосьев. Потом солому убирали и зерно веяли на ветру, отделяя его от половы. Жива бабулька, которая ещё помнит весь процесс.»Можно даже купить при желании на Авито 🙂
Stanichnik (14.04.16 23:48)
Я часто встречаю эти катки в глухих балках и на деревенских улицах. Все хочу взять какой ни будь.
Я часто встречаю эти катки в глухих балках и на деревенских улицах. Все хочу взять какой ни будь.
Валерий, Украина (04.09.16 12:57)
Такие катки есть и на Украине, юг и восточная часть. Скорее всего по причине того, что в этих краях как и на Кубани, есть известняки, из которых их было легко делать. Это очень древний способ обмолота
Такие катки есть и на Украине, юг и восточная часть. Скорее всего по причине того, что в этих краях как и на Кубани, есть известняки, из которых их было легко делать. Это очень древний способ обмолота
Stanichnik (04.09.16 19:08)
Валерий, у нас на Дону, редко в каком селе не лежат на обочине эти катки. Все хочу утащить себе один.
Валерий, у нас на Дону, редко в каком селе не лежат на обочине эти катки. Все хочу утащить себе один.
Борис Иванович (02.11.18 08:02)
В Крымском селе Ходжа сала по ул. Челеби д. 7 можно увидеть и потрогать такой ГАРМАН. Есть здесь и каменные ядра для турецкой пушки
В Крымском селе Ходжа сала по ул. Челеби д. 7 можно увидеть и потрогать такой ГАРМАН. Есть здесь и каменные ядра для турецкой пушки
Stanichnik (01.12.18 23:49)
Все молотильные катки, которые мне приходилось видеть, сделаны из светлого кварцита. Но в Вешенской, в самом центре станицы, лежит этот красный каток. Разгадки не знаю.
Все молотильные катки, которые мне приходилось видеть, сделаны из светлого кварцита. Но в Вешенской, в самом центре станицы, лежит этот красный каток. Разгадки не знаю.