Чем мотивировать ребенка к учебе в начальной школе
Как мотивировать младшего школьника к учебе: психологи советуют!
Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.
Что надо знать о мотивации родителям
С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:
Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.
Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:
Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.
25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).
10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей
Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога
Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:
Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!
Как мотивировать ребенка учиться: практические советы
Многим знакома ситуация, когда у ребенка пропадает желание учиться, он становится менее внимательным, перестает прикладывать усилия. Успеваемость падает, родители тревожатся и пытаются найти подход к ребенку, однако ни «кнуты», ни «пряники» не помогают повысить мотивацию к учебе. Как возродить угасший интерес и заново пробудить стремление к знаниям? Как добиться того, чтобы процесс обучения не воспринимался как тяжкая повинность? В нашей статье мы постараемся разобраться в причинах потери мотивации хорошо учиться и дать несколько советов, которые могут помочь родителям сформировать у детей осознанное и ответственное отношение к учебе.
Виды мотивации
Мотивация – это в широком смысле побуждение к действию. Это не цель, которой нам нужно достичь, а сам стимул что-то совершить для получения результата.
Внешняя и внутренняя мотивация
Внешняя мотивация – это те поощрения и награды, которые мы получаем за совершение тех или иных действий. В случае учебы это хорошие оценки, иногда – дополнительные привилегии для учеников с высокими результатами. Родители обещают за пятерку в четверти поездку в зоопарк или новую игрушку, случается, даже платят за решение задачи или выученное стихотворение. Какое-то время это может работать, но такой подход приводит к тому, что ребенок старается не ради самого процесса учебы, не ради знаний, которые он может приобрести, не из интереса к предмету, а только ради поощрения. И в итоге ему становится не так важна сама учеба – главное, что за хорошую оценку положена награда.
Внутренняя мотивация, напротив, рождается из интереса, увлеченности, желания узнать как можно больше, а также из понимания того, зачем нужны школьные знания и как их применить в нынешней жизни и в будущем. Если даже не везде удается добиться искреннего «хочу», ребенок должен понимать, почему и для чего существует «надо». Именно над развитием внутренней мотивации к учебе нужно работать, чтобы ребенок находил положительные моменты в самом процессе учебы, а не ждал с нетерпением, когда же закончится его «каторга».
Почему дети не хотят учиться?
Чтобы оправдать свою неуспеваемость, ребенок часто перекладывает ответственность на «плохого» учителя, сложность заданий, собственную забывчивость. Но эти оправдания – лишь следствие более глубоких проблем, и нам нужно понять, почему на самом деле возникает равнодушие, а иногда даже отвращение к процессу обучения. Вот некоторые причины, влияющие на желание учиться:
1. Ребенок рано пошел в школу
Для успешной учебы недостаточно того, что ребенок много узнал к определенному возрасту. Часто бывает, что маленький ученик психологически еще не готов к школе, к ее правилам и распорядку, не может длительное время сидеть в классе без возможности передохнуть и отвлечься. Не спешите вести малыша в первый класс. Уделите внимание не только интеллектуальной подготовке, но и развитию дисциплинированности и усидчивости.
2. Конфликты в школе
Если между учителем и учеником существует недопонимание или даже открытый конфликт, у ребенка возникает чувство дискомфорта и негативное отношение к школе. Ребенок не видит смысла стараться и выполнять задания хорошо, так как боится придирок со стороны педагога, основанных на личной неприязни. Такое же влияние на ребенка оказывают проблемы с одноклассниками. Чем дольше длится конфликтная ситуация, тем сильнее растет напряжение, а мотивация уступает место подавленности. Поговорите с ребенком о его отношениях с учителями и одноклассниками, дайте ему понять, что искренне хотите помочь найти способ разрешить разногласия.
3. Давление со стороны родителей
Случается, что родители, сами того не желая, отбивают у ребенка охоту учиться и заставляют его опускать руки. Слишком высокие требования к оценкам, большое количество дополнительных занятий и кружков, сравнение с успехами других и возмущение, что ребенок не дотягивает до заданной высокой планки – все это больно бьет по самооценке. Старания ребенка постепенно теряют для него смысл – он думает, что ни на что не способен и не может заслужить родительское одобрение, какие бы усилия он ни прикладывал. Избегайте завышенных требований и не бойтесь плохих оценок – спокойный и уверенный в вашей поддержке ребенок легко их исправит.
Как мотивировать ребенка учиться
1. Говорите по душам
Слушайте своего ребенка, узнавайте, чем он увлекается, разделяйте его интересы. Если вы знаете, что занимает и притягивает ваших детей, вы сможете помочь им раскрыться и развить свои таланты. Не навязывайте то, что считаете правильным и полезным – дайте ребенку попробовать разное и выбрать именно то, чем он на самом деле хочет заниматься. Подойдите к детским хобби креативно – найдите связи со школьными предметами и дайте их увидеть ребенку. Например, юного любителя природы проще заинтересовать биологией, а компьютерные игры могут стать первым шагом к изучению основ программирования и смежных наук.
2. Вводите в обучение игровые элементы.
Термин «геймификация» – достаточно новый, но принцип обучения в игровой форме давно нам знаком. Ребенку гораздо проще сохранять интерес к процессу учебы, если в него вводятся элементы игры, пробуждающие азарт и креативность. Игра делает освоение даже непростого материала легче, снижает уровень стресса и нервозности, уступая место желанию добиться как можно большего и покорить новую вершину. Превратите учебу в интересный квест, который ваш ребенок обязательно захочет пройти.
Особенно хорошо действует метод обучения с помощью игры при изучении иностранного языка. Монотонное заучивание списка слов «от сих до сих» мало кого сможет впечатлить, а вот соревнование, кто больше назовет слов на определенную букву (названий животных, предметов одежды и т. д.), станет стимулом для запоминания. Страница словаря может остаться полной абстракцией, а предложение изобразить бобра или «полетать» по комнате, подражая самолету, развеселит ребенка и точно останется в его памяти. Посмотреть интересный фильм или сериал на английском, пройти любимую игру в оригинальной озвучке или самостоятельно перевести песни любимой группы – все это поможет и эффективному обучению, и сохранению мотивации к учебе.
3. Поощряйте ребенка, не подкупая
Как уже было сказано, внешняя мотивация – вещь непростая. Бывает очень сложно оценить, где заканчивается поощрение, которое дает ребенку стимул прикладывать больше усилий и добиваться как можно более хороших результатов, и начинается откровенная торговля за оценки, выученные уроки и пройденные темы в учебнике.
Конечно, маленькие дети еще могут не осознавать, что такое учиться ради самих знаний, а будущее с престижным университетом и успешной карьерой для них далеко и непонятно. Поэтому в ряде случаев внешняя мотивация может помочь, но только в совокупности с развитием внутренних стремлений. Слишком большие подарки или деньги быстро перестанут мотивировать ребенка, а мелкие поощрения (лучше нематериальные) станут для него еще одним поводом прилежно учиться. Не делайте акцента на самой награде, пусть основной задачей станет стремление к ней, а не обладание.
4. Радуйтесь успехам и не ругайте за неудачи
Пятерка – это замечательно, но самое главное не оценка, а то, какие знания за ней стоят. Может быть, учитель по предмету очень строг, и четверка, которую он поставил, стоит нескольких отличных оценок. Или ваш ребенок только начал разбираться в изучаемой теме и не успел дотянуться до уровня, которого требует программа. Мерило успеха для каждого свое, поэтому интересуйтесь тем, что усвоил ребенок, что узнал нового и интересного, разобрался ли в незнакомом материале. Объясните непонятное, похвалите, когда получается то, что раньше было сложно, и покажите, что одна неудача – это не полный крах, а только небольшое препятствие, которое вы поможете преодолеть.
Воспитание мотивации к обучению – процесс долгий и сопряженный с трудностями. Но если в семье царит атмосфера доверия и поддержки, отношение к учебе со временем изменится. Примите ребенка таким, какой он есть, и найдите к нему подход, учитывая его способности, особенности характера и склонности. Не давите на ребенка и не проявляйте нетерпение или агрессию: напуганные и испытывающие стресс дети определенно не смогут проявить чудеса сообразительности во время учебы. Помогайте ребенку раскрыться, развить явные и скрытые таланты, вдохновляйте его – и он не раз удивит вас своими успехами.
Запишитесь на
бесплатный урок!
Бесплатный онлайн-урок вместе с Allright:
Скидка 10% за подписку!
Подписывайся на рассылку: мы отправляем полезные чеклисты,
советы по воспитанию и обучению ребенка, а также секретные промокоды, например 10% за эту подписку 😉
*промокод действует только при первой оплате
Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут
Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.
В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.
Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.
Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.
Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.
Что влияет на нежелание учиться
1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.
Какие факторы влияют на интерес к учёбе
1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.
2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.
3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.
4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.
Какие бывают виды мотивации
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».
«Не учат у нас педагогов тому, как мотивировать на учёбу каждого ребёнка»
Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».
Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые
Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.
Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.
1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.
3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.
5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.
6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.
Как повысить мотивацию к учёбе
1. Обучайте ребёнка в игровой форме
Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.
Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.
Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.
2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях
Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.
3. Маленькие поощрения, а не большие награды
Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже. Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт». Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.
4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками
Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.
Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.
5. Минимизируйте стрессы
Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.
Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.
Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.
Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.
Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.
Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!