Чем может гордиться педагог

Эссе «Я — педагог и этим я горжусь»

Эссе на тему: «Я – педагог

Без детей нельзя было бы

так любить человечество.

Быть педагогом непросто. Быть педагогом – это дар… Не каждый человек способен полностью отдаваться этой сложной профессии, которая не может существовать без главного – любви к детям.

Л. Н.Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.»

И я полностью разделяю точку зрения Льва Николаевича. Каждый рабочий день педагога наполнен самоотдачей и безграничной любовью к детям.

Вот уже 4 года я работаю воспитателем детского сада. И каждый день вместе с ребятами проживаю по-новому. Мы вместе радуемся их большим и даже самым маленьким победам. И когда спустя время видишь результаты детей, чему они научились, чему научила их я… Это просто непередаваемое ощущение. Чувствуешь себя доброй феей, которая взмахом волшебной палочки сотворила чудо.

Чем больше радости у ребёнка в детстве, тем больше он её подарит людям, став взрослым.

Впечатления детства оставляют в жизни ребёнка глубокий след. И поэтому воспитатели, стремятся к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными. То, что вынесет ребёнок из детства, будет с ним всю жизнь. И если оно окажется счастливым, то и всю свою жизнь человек будет помнить это.

Но особенность профессии воспитателя не только в этом. Главное, пожалуй, в том, что она стоит как бы у начала всех начал. Воспитатель, образно говоря, тот же садовник. В доверчиво распахнутую душу ребёнка он сеет зёрна светлого, разумного, доброго. И от того, какие он сеет зёрна, каким вниманием и заботой окружены затем молодые всходы, во многом будет зависеть вся дальнейшая жизнь воспитанника, его нравственные и деловые качества. Воспитатель, который непосредственно не участвует в производстве материальных благ, тем не менее, оказывает на него активное, существенное влияние. Вот почему эта профессия является изначальной по отношению ко всем другим профессиям.

Труд воспитателя всем своим содержанием, всей своей сутью устремлён в будущее. Малыши, которые сегодня пытливо смотрят в глаза воспитателю, жадно ловят каждое его слово, вступят в самостоятельную жизнь. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня.

Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство.В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту. Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла.

А все-таки главная оценка моего труда впереди. Это школа, успешная учебная деятельность моих воспитанников и их дальнейшая самостоятельная жизнь в обществе. Плоды моей работы будут видны не сразу, а проявятся лишь спустя годы. Но это будут самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. Я – воспитатель – сильный, смелый, терпеливый человек. Я готова ждать, пока результаты стараний, моей работы будут видны.

Портфолио для аттестации «Я — воспитатель и этим горжусь!» Аттестация педагогов Я – воспитатель и этим горжусь! Бойко Елена Викторовна- воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Эссе «Я — Воспитатель! Я — горжусь!» РАЗМЫШЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ: «Успех в деятельности воодушевляет и окрыляет человека, усиливает интерес к ней». (Э. Натанзон) «ПОЧЕМУ Я ПЕДАГОГ?».

«Я горжусь своей профессией». Эссе воспитателя Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием – это творение будущего и взгляд в будущее. «Быть может, труд наш с виду неприметен,.

Чем может гордиться педагог. Смотреть фото Чем может гордиться педагог. Смотреть картинку Чем может гордиться педагог. Картинка про Чем может гордиться педагог. Фото Чем может гордиться педагогЭссе «Я помню, я горжусь» Про моего отца, Героя Советского Союза Васильева И. Н Выполнила воспитатель детского сада №44 Г. Копейска Сандовенко Наталья Ивановна Великая.

Проект «Я Дмитровчанин и этим горжусь» Конспект занятия (в рамках проекта) «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД ДМИТРОВ» Цель: обогащение и систематизация знаний о родном городе. Задачи: Образовательные:.

Эссе «Я — педагог» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка» Воспитатель Казначеева Е. А. Эссе «Я – педагог»..

Эссе «Я — педагог» на конкурс «Педагог — года МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «АЛЕНУШКА».

Эссе «Я — педагог» Настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высоты своих знаний до незнания воспитанников и вместе с ним совершить восхождение. Если.

Источник

Эссе «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Дмитрий Менделеев

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Дмитрий Менделеев

Не смотря на то, что в последнее время образование перешло в сферу услуг, а учитель превратился непосредственно в поставщика этих самых услуг, я считаю, что УЧИТЕЛЬ – это не просто профессия, это миссия, стиль жизни. В отличие от многих других профессий, где результат труда не заставляет себя долго ждать, учитель – это «профессия дальнего действия», где нельзя получить результат мгновенно. Как нельзя получить быстрый результат от посеянных семян! Для начала их нужно посеять в удобренную почву, ухаживать за ними. Учителю, для того, чтобы лицезреть плоды своего труда, требуется много сил и времени. И результат этот будет зависеть только от самого педагога, его стараний, веры, любви к тому, что делаешь. Поэтому нельзя не согласиться с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, что «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».

Я работаю в школе 10 лет, это не так уж и много, но я уже могу видеть первые плоды своей деятельности. Я помню имя каждого своего выпускника, всегда радуюсь, когда слышу об их успехах и огорчаюсь, в случае неудач. Среди моих учеников немало тех, кем я могу гордиться! Есть и те, кто последовал моему примеру, поступил в педагогический вуз и даже уже стал педагогом. Как приятно слышать положительные отзывы родителей, благодарности учеников. Именно в эти моменты, понимаешь, что всё было не зря! Ведь в сем известно, что учительское счастье «слагается из ученических побед». И не только счастье учителя, но и его авторитет, мнение окружающих об учителе складывается из того, какие у него ученики.

Несомненно, роль личности учителя в образовательном процессе не просто огромная, эта роль основополагающая, которую нельзя сводить лишь к предоставлению услуги. В деятельности учителя важна душа! Образовательный процесс – это не только передача знаний, но и процесс взаимодействия учителя и ученика – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Поэтому учителю важно сеять в своих учениках добрые мысли, положительные эмоции. Ведь как гласит русская народная пословица «Что посеешь, то и пожнешь!»

Источник

Эссе молодого учителя на тему «Я – учитель и эти горжусь!»

Эссе молодого учителя на тему

«Я – учитель и эти горжусь!»

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

Воспоминания… Они так далеки и так близки! С особой теплотой вспоминаю своих школьных учителей. Особенно памятны уроки литературы и русского языка, уроки биологии. Учителя, которые преподавали эти предметы, сыграли в моей жизни определяющую роль в выборе профессии. Я с восхищением наблюдала за своими учителями. Тогда еще мечтала, что буду такой же красивой, серьезной, умной, что меня будет окружать множество моих учеников, меня будут уважать и любить…

Стать учителем хотят

Много маленьких ребят.

Но спустя десяток лет

Хотенья этого уж нет.

«БРАВО!» говорю тем я,

Кто мечте не изменил,

Стать учителем решил.

И вот моя мечта сбылась! Я закончила Пермский профессионально – педагогический колледж, получила диплом и пришла работать в школу. Конечно, не передать словами те чувства, которые я испытала, когда впервые вошла в кабинет и увидела своих первых учеников. Эмоции переполняли мою душу.

Я помню ясно свой первый урок,

С каким нетерпеньем ждала я звонок.

Как все, я боялась: а вдруг не смогу

Я их научить любви и добру.

Как здорово, когда в самом начале пути тебе встречаются настоящие мастера своего дела.

В школе я работаю уже пятый год и с неподдельной радостью говорю всем, что люблю свою работу. Я понимаю, что не зря выбрала профессию учителя. В другой профессии я себя и представить не могу. Ведь учитель живет и трудится благодаря искренним улыбкам, милой детской непосредственности и неудержимой энергии своих учеников. Мне жаль тех молодых учителей, которые уходят из школы, не выдержав испытательный срок, устраиваемый авантюрными учениками, и не успев понять счастья, ожидающего их в скором времени.

Самое главное для меня то, что мне это нравится! И я могу уверенно сейчас сказать, что это моё! Может, поработав еще лет пять, я изменю своё мнение, но я живу настоящим и делаю то, что мне по – душе!

Савельева Наталья Валерьевна

Учитель начальных классов

МАОУ «Туртасская средняя общеобразовательная школа»

Источник

Творческая презентация: «Я педагог и этим горжусь! Что вместе с детьми жить на свете учусь!»

Чем может гордиться педагог. Смотреть фото Чем может гордиться педагог. Смотреть картинку Чем может гордиться педагог. Картинка про Чем может гордиться педагог. Фото Чем может гордиться педагог Светлана Чернышева
Творческая презентация: «Я педагог и этим горжусь! Что вместе с детьми жить на свете учусь!»

Что вместе с детьми жить на свете учусь!

В ней столько нежности и силы.

Смотрю с восторгом, не тая.

Они мне дороги, красивы!

Во всем у нас идиллия.

Я люблю свою семью. Моя семья – моя крепость.

Закон саморазвития: если вы не ставите перед собой цель, вы никогда ее не достигните!

Мое жизненной кредо основано на постоянном бурлении жизни. В изменении. Не нужно, чтобы жизнь застаивалась…. Нужны постоянные изменения. Для меня жить- значит постоянно двигаться вперед. Кто я –не раздумывая: «Я воспитатель». Наверное это неправильно, правильнее было бы сказать; «Я мама», «Я женщина». Но я воспитатель! Кто-то произнесет это с сожалением, кто-то со стеснением, кто-то с равнодушием, а кто-то…. Это их выбор.Я выбираю: «Я воспитатель!» произнеся это громко и гордо с благодарностью судьбе, которая позволила работать там, где велит сердце.

Моя цель – стать интересным, всесторонне развитым человеком. И именно поэтому большую часть своей жизни я учусь. И надеюсь, что эти знания помогут мне реализовать свой творческий потенциал.

Закон верности традициям: личный пример гораздо лучше любого наставления!

Даже в конкурсах различных приходилось выступать

Песни петь в вокальной группе, и коллег всех поздравлять.

Он тем и отличается,

Что в праздники и будни

Здесь сказка появляется.

На праздниках детей

И героев сказочных

Закон физического и нравственного здоровья: человек, бесцельно прожигающий время ещё никогда не осветил мир!

— увлекаюсь многими видами спорта: катаюсь на коньках, лыжах, хожу в бассейн

— стараюсь привлечь своих воспитанников к участию в соревнованиях и интеллектуальных играх.

В физкультурном зале мы,

Прыгать на больших мячах и с горы кататься

А в бассейне сухом мы играли б целый день

Пол денечка покупаться нам с детишками не лень

Свежий воздух малышам нужен и полезен.

Очень весело гулять и никаких болезней.

Закон творческого роста: успеха добивается лишь тот, кто действует!

Чтобы стал малыш сегодня всесторонне развитым,

Педагог сегодня должен

Гибким быть, талантливым.

Многое уметь и знать.

План по ФГТ составить

Обучая я детей, на стулья не сажаю

Игровые технологии смело я внедряю

Здесь социализация, там коммуникация

Образовательных областей сплошная интеграция.

Четвертая страница: Однажды я задумалась, а что если записать все свои действия за один день? Попробовала!И вот что получилось:

Проснулась, собралась, схватила, помчалась.

Пришла, отдышалась, открыла, заулыбалась,

Лепила, играла, читала, гуляла,

Кормила, раздавала, укладывала, поднимала,

Успокаивала, уговаривала, спросила, похвалила,

Открыла, проветрила, поменяла, закрыла,

Спросила, услышала, протерла, помыла,

Замешкалась, вспомнила, спешила, торопилась,

Пришла, опоздала, объяснила, извинилась.

Села, записала, уточнила, удивилась.

Вызвала, беседовала, вникла, заступилась.

Играли, мечтали, молчали, смеялись.

Пели, пыхтели, устали, старались.

Одевала, гуляли, хвалила,прощались,

Вернулась, устала, легла, вспоминала.

Вообщем весь учебный год

Много у меня забот

Ведь ращу я не цветочки,

А страны своей народ!

Дневник воспитателя – это еще и планы на будущее, и быть может первый шаг в детский сад будущего – детский сад успеха. Детский сад успеха – это непрерывное движение вперед, для создания ДОБРА, ЛЮБВИ и КРАСОТЫ, для достижения успеха каждого в отдельности и всех вместе.

Отведенное для выступления время подошло к концу, но в моем дневнике есть ещё не мало места для записей. И продолжать его будет сама жизнь.

Вот мой экскурс и закончен.

Все о личности своей

Я сегодня рассказала.

И желаю, чтоб победа

Здесь достойного нашла.

Всем успеха, всем удачи!

Ведь удача много значит.

Пусть всем сопутствует везде

В педагогическом труде!

Будем знакомы? Здравствуйте, коллеги! Поздравляю всех с праздником! А сейчас немного о себе. В детстве мечтала актрисою быть. Очень хотела с искусством.

Эссе «Моя профессия — Воспитатель» Эссе «Моя профессия – ВОСПИТАТЕЛЬ» Воспитатель – что это за слово Почему так названо оно? На слух кажется простое, Но сколько смысла вложено.

Источник

Современный педагог-стремление к идеалу (статья)

Чем может гордиться педагог. Смотреть фото Чем может гордиться педагог. Смотреть картинку Чем может гордиться педагог. Картинка про Чем может гордиться педагог. Фото Чем может гордиться педагог

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ – СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ

Профессию педагога невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам, сотням детей.
Какие они, педагоги, что для них важно в жизни, в профессии? Какими чертами характера они обладают и на какие ценности ориентируются в профессиональной деятельности?
Обратимся к истории педагогической профессии.
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [11].
Человек трудной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [2].
Теоретическое наследие и опыт Антона Семеновича Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа учителя-воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей» [4].
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель» [10].
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой успеха учителя, является духовное богатство и щедрость души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Не каждый учитель может работать, не считаясь со временем, жертвуя подчас даже состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками [8].
Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и ее культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности [7]. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Оно отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
В профессиограмму учителя входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально желательных характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на профессиональную деятельность.
В компетенции идеального учителя входит экстремальная компетентность и аутокомпетентность. Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций. Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов [7].
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений [7]: гностические, идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативно-режиссерские, прогностические, рефлексивные, организационно-педагогические, конструктивные, технологические, производственно-операционные, специальные умения.
В сознании многих людей еще живет образ «народного учителя» начала XX века, наделенного многими добродетелями. Именно теми, на которые обращали внимание еще античные мыслители в рамках пайдейи. Сегодня же ситуация такова, что, с одной стороны, профессия педагога стала массовой и «женской», с другой – нет научных основ отбора молодежи в «учительство».
Каким должен быть идеальный учитель?
Об этом мы спросили учеников обыкновенной школы и простых обывателей (авторский стиль изложения сохранен).
Мнение №1: «Учитель должен не орать, а говорить спокойно, стараться делать так, чтобы было интересно ученикам».
Мнение №2: «Так. Ну, первым делом учитель свой предмет должен любить. Даже нет – ЛЮБИТЬ. Притом любить не с энтузиазмом новичка, которому только что показали «чудо», а. не знаю даже, с чем это сравнить, с продолжительной супружеской жизнью, что ли? Знать плюсы, знать минусы, но при этом – продолжать интересоваться, находить и помнить «изюминки», получать удовольствие, рассказывая о предмете. Для полной идеальности учителя – еще действительно хотеть заинтересовать собеседника (в частном случае, ученика) предметом, в крайнем случае – оставить хорошее о нем впечатление. Это, по-моему, есть надежный путь к привлечению внимания учащихся. Возможно, мне кажется это важным потому, что все «идеальные» педагоги, которые меня учили, свои предметы обожали.
Вторым пунктом хотелось бы отметить умение говорить. Внятное произношение, минимум слов-паразитов, избегание сложносложноподчиненных предложений, которые в письменном виде заняли бы треть, а то и половину страницы. Еще, пожалуй, умение пользоваться интонацией. Это редко бывает врожденным; надо тренироваться. Слишком важно это для удержания внимания учащихся. Мне встречались такие педагоги: да, они умные люди, они понимают и ценят свой предмет, но их совершенно невозможно слушать – или невнятная речь, так что приходится постоянно переспрашивать, или любовь к «уходам в сторону» или такой структуре предложений, что уследить за мыслью никак не получается.
Дальше будет. гибкость, что ли? С одной стороны, адаптация к новым материалам и новой технике, новым разработкам в своей и смежных областях. С другой стороны – способность выслушивать и адекватно реагировать на критику, комментарии, поправки со стороны окружающих, в особенности со стороны учеников. Больной вопрос, правда? (И риторический.)
Ну и напоследок – крепкие нервы. Способность не срываться на истерики по поводу и без повода, не поддерживать чужие истерики (дети часто не в состоянии контролировать свои эмоции); способность спокойно отвечать на вопросы, особенно на повторяющиеся; способность не считать все происходящее на уроке личным оскорблением. Возможно, кто-то скажет, что крепкие нервы должны быть первым пунктом. Я не соглашусь. Дело в том, что некрепкие нервы, скорее всего, помешают развитию какого-то из предыдущих пунктов, третьего – почти наверняка; наличие же первого и третьего пунктов – почти гарантия достаточно крепких нервов».
Мнение №3: «Да пусть хотя бы свой предмет знает. Надоело уже, когда читаешь методичку его, там написана глупость, ты спрашиваешь, что за глупость, он слушает и соглашается – действительно глупость. Ну, раз педагог-идеал, то еще:
1) всесторонне развитый, эрудированный, умный;
2) с хорошей дикцией;
3) человек слова;
4) умеющий управлять аудиторией;
5) с хорошей зарплатой.
Самое главное. Чтобы он не насаждал, что все так и есть, а давал бы ученикам вывести своим умом, что как есть, так сказать, вел бы к решению. И избегал шаблонных вопросов и задач, по возможности».
Мнение №4: «Он должен быть требовательным и очень строгим на уроках. Но обязательно шутить и смеяться! Хотя бы иногда».
Мнение №5: «Каждый учитель должен знать, понимать детскую психологию».
Мнение №6: «Учитель должен быть в первую очередь человеком и с пониманием относиться к ученикам, к их проблемам и трудностям. Идеальный учитель просто любит своих учеников, с пониманием относится к подросткам, к их проблемам. Он должен быть своим в кругу учеников, но в тоже время быть старше и не допускать панибратских отношений.
Важно, конечно, чтобы он умел заинтересовать аудиторию, чтобы на его занятиях было интересно. Чтобы не возникало даже мысли о чем-то другом. Он должен быть дружелюбным и приветливым.
Учитель должен знать свой предмет, знать основы других наук. Иметь такое качество как самообучение. Должен быть многогранной и интересной личностью. Все остальные моменты: крепкие нервы, человек слова, любовь к тому, что делает, чему учит – это само собой разумеется.
Зарплата – важный фактор, влияющий на моральное состояние человека, но не на истинного учителя, энтузиаста, учителя по призванию. И все же зарплата должна поддерживать любого человека, а не наводить на мысли о переходе в другую более прибыльную сферу».
Мнение №7: «Учитель должен быть пионером, новатором. То есть не просто «отдолбить» материал урока, а как-то любопытно рассказывать, давать что-то новое. Ещё люблю учителей, которые поддерживают разговоры с учениками. У нас двое таких, обожаю их».
Мнение №8: «Для меня идеальный учитель – это тот человек, который знает и умеет объяснить свой предмет. Никогда не назовет класс «дебилами», а учеников «уродами». Который может после урока остаться и помочь ученику, не вникнувшему в тему урока».
Итак, если собрать воедино все те черты, о которых говорили опрашиваемые, то получится, наверное, идеальный Учитель. Педагог-новатор, обладающий великолепными организаторскими и творческими способностями, дружелюбный, успешный, ответственный, мудрый, гибкий, разумный, воспитывающий личным примером, а главное – любящий всех своих детей и каждого ребенка в отдельности.
Но все ли так просто?
Размышляя над проблемой, ужасает ее необъятность, ее многогранность и сложность. Затронутая тема, заставляет задуматься над тем, какой же ты сам учитель? По мере углубления в проблему, первоначальная кажущаяся банальность ее сменяется холодком в груди от понимания ее значимости и от отсутствия прямолинейного ответа.
Все же попытаемся разобраться, является ли компетентный предметник-профессионал идеальным учителем? Какими качествами должен обладать идеальный педагог? Каким видит идеального учителя наша социальная система, и нуждается ли она в таком идеале?
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, целеустремленность.
Но всегда ли такой учитель востребован?
Для школьной системы идеальный учитель – это человек, который может влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все документы, участвовать в необходимых собраниях, проходить – опять-таки смиренно – все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия организованные вышестоящими органами. У него в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него. В идеале, этот безупречный учитель выделяет нескольких учеников, которые могут глубоко освоить предмет, и тренирует их для участия и обеспечения хороших результатов в предметных олимпиадах.
Через некоторое количество лет этот идеальный учитель получит высшую категорию и будет иметь право рассказать о своей «уникальной методике», о наработках. Еще лучше никогда не идти на конфликты и не высовываться. Уж лучше катиться по накатанной колее, чем доказывать свою точку зрения. В этой ситуации следует сказать правду: это не идеальный, а удобный учитель. Но бесконфликтность, беспроблемность – не самый главный критерий социальной полезности. Удобности – да.
Идеальный учитель не может быть вообще, он может быть для конкретного человека. И для каждого человека образ этот различен, причем различается этот образ и в разные периоды жизни отдельного человека.
И все же. Идеальный учитель – это тот человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, тот, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым. Мне в жизни не очень повезло. Память о моей школьной жизни хранит негативные впечатления о педагогах. Да и сейчас, проработав пятнадцать лет в школе и общаясь с педагогами других школ, очень редко встречаешь настоящего Учителя, обладающего всеми вышеперечисленными качествами.
Еще Я.А. Коменский говорил, что никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя.
Говоря о современном идеальном учителе, нельзя не затронуть проблему взаимоотношений между учениками и педагогами. И здесь не надо выдумывать какой-то специальной системы, достаточно вспомнить этико-педагогические взгляды таких мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Ведущей идеей практической и теоретической деятельности, по мнению великих педагогов, должна стать идея гуманизма, которая признает ценность любого человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление заложенных в каждом человеке способностей. Это такая система, в которой благо человека является критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе.
Понимание сущности принципа гуманизма очень важно. Но чтобы реализовать его, а не только продекларировать, необходимо определить правила реализации этого принципа. Хочется выделить следующие правила, которые должны стать нормой отношений между людьми, как в стенах школы, так и в любом другом учреждении, где работают педагоги с детьми:
1) безусловное принятие и поддержка каждого ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;
2) отказ от деления учеников по способностям, «на сильных» и «слабых»; на детей, имеющих отклонения в здоровье и здоровых;
3) терпимость к поступкам и нестандартному поведению детей;
4) вера в возможность развития каждого ученика, даже при совершении проступков и правонарушений;
5) оптимистический, деятельный тон и стиль общения;
6) недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях и поступках ученика;
7) недопустимость использования вербальных и невербальных унижающих ребенка форм общения, осуждающих его неудачи и промахи;
8) признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к нему отношения;
9) интеграция учащихся в единый коллектив, независимо от класса, параллели, ступени обучения;
10) создание паритетных отношений сопереживания и взаимоподдержки, понимания и сочувствия, общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях между педагогами и учащимися.
Важнейшее условие успешного интерактивного общения – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку. Большое значение в налаживании интерактивного общения с учениками имеет оптимизм педагога. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия. Постоянный оптимизм, подтянутость и бодрость преподавателя, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность не менее важны, чем профессиональная квалификация.
Умение пошутить, чувство юмора, повышает эффективность педагогического воздействия. Дети не любят серости, уныния. У них сильна потребность в шутке, веселой реплике старшего. Рейтинг и авторитет такого учителя на порядок выше, чем у других педагогов.
Идеальный учитель испытывает радость от общения с детьми. Такой педагог и коллектив учащихся возглавляет не ради очень призрачной в педагогике карьеры, не ради заработной платы, а ради самих детей. И школьники платят ему взаимностью.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности сталкивался с «трудными» подростками, или как сейчас принято говорить – подростками девиантного поведения. Как найти общий язык с ними, это отдельный разговор. Хочется только отметить, что при желании эта проблема решаема. Известный детский психолог и врач В.Л. Леви считал: «Если вам трудно найти контакт, общий язык с ребенком, если чувствуете, что не понимаете его, всего лишь минуту в день отдайте воспоминаниям себя в том же возрасте, в положении близком, подобном, хоть в чем-то схожем. Усилия не пропадут, найдется, может быть, неожиданное решение» [3].
Анализируя собственную педагогическую деятельность, остановлюсь на одном примере. Однажды на уроке изобразительного искусства в шестом классе решила пойти на риск – предложила объединиться нескольким ученикам, отличавшимся не самым лучшим поведением. Дала им большой лист бумаги, помогла на начальном этапе, а затем только наблюдала.

Результат превзошел все наши ожидания. «Трудные» дети получили одобрение одноклассников, почувствовали вкус успеха. Работа учащихся в малой группе стала частью коллективной работы всего класса. Ее мы поместили на сайт нашей школы. На следующем уроке проблем с дисциплиной не было – дети сразу стали работать в группе. Значит, нужно заинтересовать детей на уроке. Не только поставить цель перед детьми, но и указать путь к этой цели, создать ситуацию успеха – вот нехитрые «открытия» неидеального учителя изобразительного искусства.
Ведь учитель понимает, что он не «вставит ученику свои мозги» и не проживет за ученика его жизнь, а потому дело чести для учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией качеств настоящего учителя. Профессионал, не создающий новые формы, рискует быть простым ремесленником и транслятором чужих знаний и образцов, а низкая саморегуляция и слабая рефлексия закрывают его возможности к саморазвитию, жизнетворчеству и мастерству педагога-интегратора.
Идеальный учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе друга и собеседника. Потому, если у родителя и учителя не совпадают координаты, учитель невольно отдаляет ребенка от семейных идеалов. В этом трагедия, как учителя, так и родителей.
Идеальный учитель никогда не ставит перед ребенком ложных целей, но дает то, что нужно ему в его возрасте, а потом – устраняется, чтобы человек шел дальше, находя новые горизонты и новых учителей.
В конце концов, смысл человеческой жизни – постичь себя, прийти к своей сердцевине, открыть себя Божественному свету. Смысл жизни – трудиться не ради хлеба насущного, а ради своего совершенствования.
И еще – идеальный учитель – он же идеальный ученик, и он уважает в ученике своего учителя, так как любой, встретившийся в жизни, может быть учителем.
И, наконец, даже самому талантливому учителю трудно будет реализовать свой творческий потенциал при несовершенстве системы образования. Как не может быть хорошей системы образования без хорошего учителя, так теряется смысл иметь хорошего учителя без хорошей системы образования.
Сегодня при всем многообразии и дифференцированности форм, методов и содержания образования, ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества.
Ведь, по сути, образование – это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Учитель – проводник, духовный наставник, он помогает детям осознать подлинное значение духовных ценностей, дает ту нравственную опору, на которой строится прогресс.
Надежда на реформу образовательной системы живет в педагоге-новаторе. Он понимает, что необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху. Современная система образования должна соответствовать тем изменениям, которые происходят в науке, технике, педагогических технологиях, а также в деятельности самого педагога.
Исходя из того, что идеальный субъект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя.
Мы исходим из того, что «идеал» – это образец, нечто совершенное, цель и т. п., к чему должен стремиться каждый педагог, это его проекция в будущее. Идеалы – это не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве, мощные регулятивы учебно-воспитательного процесса. Идеальный учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.
Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый педагог должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей эстафету знаний, культуры.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Чем может гордиться педагог. Смотреть фото Чем может гордиться педагог. Смотреть картинку Чем может гордиться педагог. Картинка про Чем может гордиться педагог. Фото Чем может гордиться педагог

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Чем может гордиться педагог. Смотреть фото Чем может гордиться педагог. Смотреть картинку Чем может гордиться педагог. Картинка про Чем может гордиться педагог. Фото Чем может гордиться педагог

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *