Чем может помочь депутат простому человеку
С какими вопросами обращаться к депутатам?
Я живу в Санкт-Петербурге, в Петроградском районе, в муниципальном округе Кронверкское. Знаю, что у нашего округа, района и города есть выбранные депутаты. У них определенная зона ответственности, часы и место приема.
Но с чем именно можно прийти к местному депутату? Например, не только у меня есть желание изменить одну из статей жилищного кодекса. Чем депутат действительно может помочь? Как лучше обратиться: массово с сотней подписей или даже один мой голос может что-то изменить? Как взаимодействуют граждане и депутаты?
К любому депутату можно прийти с конкретным вопросом или проблемой. Но важно, чтобы они были в пределах его полномочий. Так, в Санкт-Петербурге, где вы живете, два вида депутатов: депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, или городские депутаты, и депутаты муниципальных округов. У каждых свои полномочия.
Расскажу, с какими вопросами можно обращаться к местным депутатам и как это сделать. Но сразу предупрежу. Чтобы внести изменения в федеральное законодательство, в том числе жилищный кодекс, лучше обращаться к депутатам Госдумы: у них есть право законодательной инициативы.
Какие бывают депутаты
В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.
Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.
При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.
Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.
Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.
Как победить выгорание
Полномочия депутатов
Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.
Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:
У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:
В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.
Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:
Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.
Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.
А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:
Как обратиться к депутату
Каждый гражданин вправе прийти на прием к депутату или написать обращение.
Личный прием граждан — это обязанность депутатов. У каждого депутата свои часы приема. График приема граждан муниципальными депутатами можно найти на сайте управы района.
Вид и форма обращения зависят от конкретной ситуации. Если вопрос личный, то хватит, например, приема. А если ситуация затрагивает интересы многих людей — например, речь об очередной точечной застройке, — то лучше собрать подписи нескольких сотен людей.
Коллективное обращение с подписями — это сигнал о социальной напряженности населения для депутатов и госслужащих. Такие обращения попадают в отдельный реестр и находятся на контроле.
В письменном обращении лучше быть конкретным, избегать эмоциональных и пространных рассуждений. В идеале сослаться на нормы права и законы. И четко написать, чего конкретно вы хотите. Лучше ограничиться 2—3 страницами : больше никто читать не будет.
По закону депутат должен рассмотреть обращение только в пределах своих полномочий. В остальных случаях надо переслать обращение в профильный комитет. Поэтому важно сразу обращаться по адресу, чтобы не получить формальный ответ и не ждать, когда просьба дойдет до правильного адресата.
С другой стороны, ничто не запрещает депутату заниматься вопросами, которые не входят в его полномочия. Как-то ко мне на прием пришла пенсионерка, у которой были проблемы с задолженностью по коммуналке: юристы районного ЖЭКа не хотели делать рассрочку и требовали полностью выплатить долг, иначе обещали взыскать деньги через суд. Это сфера гражданских правоотношений, и муниципальный депутат никак их не касается. Мне было несложно позвонить директору ЖЭКа, коротко описать ситуацию и попросить войти в положение. В итоге пенсионерка договорилась о рассрочке.
Что может сделать депутат
Депутат не сантехник и не начальник местного ЖЭКа, хотя бывает и так. Поэтому он не может пойти и решить проблему одним махом — многое зависит от самого депутата и того, насколько он готов помогать.
У муниципального депутата в Санкт-Петербурге есть несколько инструментов, при помощи которых он может помочь гражданам:
Что в итоге
Депутаты бывают разных уровней и занимаются решением разных проблем.
Обращаться к депутатам можно и нужно, но лучше направлять обращения по адресу, чтобы не столкнуться с «футболом» и формальным подходом к рассмотрению вопросов.
В то же время решение проблемы во многом зависит от желания депутата: он может выйти за пределы полномочий и помочь.
Муниципальный депутат. Кто он? И чем может помочь жителям?
«Громкий» голос.
Став муниципальным депутатом, человек из обычного активиста превращается в избранника народа, к которому прислушиваются. Теперь голос этого человека может решить многое. Именно депутаты Совета депутатов муниципального образования голосуют за принятие бюджета, распределение денежных средств, могут принять или отклонить то или иное решение местных властей, а также инициировать конкретную помощь.
Муниципальные депутаты регулярно ведут прием населения, на котором жители могут обратиться с любым волнующим их вопросом.
Чем могут помочь?
На самом деле муниципальный депутат в состоянии помочь в любом вопросе. Самые же распространенные проблемы, с которыми обращаются жители, это проблемы в сфере ЖКХ и благоустройства.
Ежегодно глава муниципалитета обязан отчитываться перед Советом депутатов о проделанной работе.
С личным.
Зачастую на прием к депутатам приходят и с сугубо личными проблемами. Просят помочь устроить ребенка в детский сад или школу, достать путевку в санаторий, приструнить соседа-алкоголика. Многодетным, малоимущим семьям народные избранники охотно помогают. «Правильные» депутаты входят в положение всех, кто оказался в сложной ситуации или столкнулся с реальной проблемой.
Если вы не знаете своего депутата, он не инициирует собрания, не взаимодействует с жителями, значит вы выбрали не того.
Прямое взаимодействие с жителями – одно из основных направлений в работе депутата
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
Продолжаем соблюдать необходимые меры предосторожности, оберегать наших избирателей и не менее эффективно решать их вопросы».
Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:
«Прием населения – это фактически прямая адресная помощь горожанам. Считаю этот формат взаимодействия с жителями ключевой частью своей депутатской работы. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация диктует достаточно жесткие требования, общение с людьми проходит в дистанционном формате, и главным рабочим инструментом стал телефонный аппарат. Но этот факт отнюдь не снижает остроты вопросов, с которыми москвичи ко мне обращаются.
Каждый раз у нас выстраивается содержательный и порой весьма эмоциональный диалог, я сталкиваюсь с целым потоком вопросов и проблем, среди них по-настоящему острые, требующие немедленной реакции. Впрочем, для каждого человека, обратившегося за помощью, именно его вопрос, разумеется, самый важный. По-другому ведь не бывает.
Что касается конкретной тематики приемов, то жителей столицы, как свидетельствует мой опыт, волнуют прежде всего вопросы, относящиеся к социальному блоку. Это и просьбы об улучшении жилищных условий, об ускорении процесса постановки на учет многодетных семей, кто-то сталкивается с трудностями при оформлении статуса «ветеран труда» или «труженик тыла», есть жалобы на работу управляющих компаний. Также регулярно поднимаются вопросы правовой защиты граждан.
Безусловно, радует то, что люди охотно идут на прямой откровенный разговор со своим депутатом, доверяя ему и надеясь, что в итоге это обращение изменит их жизнь к лучшему. Во всяком случае свою основную задачу вижу именно в содействии такому изменению».
Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева:
«Личные приемы избирателей так же важны для депутата, как и заседания, на которых мы принимаем законы города Москвы. Именно в разговорах с жителями происходит сверка повестки нашего парламента, востребованности решений, появляются новые темы и проблемы, которые требуют решения на законодательном уровне.
В период пандемии и связанного с ней режима ограничений долгое время приемы проходили в дистанционном формате: по телефону или даже посредством Zoom-конференций, если были коллективные запросы. Такой формат оказался эффективным, и его можно будет продолжить в будущем наряду с личными приемами, так как экономится время на дорогу в общественную приемную. Это важно для работающих москвичей, позволяет обратиться маломобильным людям или находящимся в группе риска заражения коронавирусной инфекцией, опасность которой хоть и уменьшилась, но не исчезла.
Чаще всего ко мне обращаются по вопросам реновации, градостроительным проблемам и конфликтам, неудовлетворительной работе управляющих организаций, неправильно начисляемых коммунальных тарифов. Алгоритмы решения таких обращений есть, все решаемо, если есть активные жители, готовые идти вместе со мной до конца».
«В период действия жестких ограничений, связанных с пандемией, я осуществляла дистанционный прием граждан: обращения принимались по телефону, через электронную почту и соцсети. Ряд проблем, связанных с оказанием медицинской и иной помощи людям, заболевшим COVID-19, решался в рабочем порядке достаточно оперативно.
Основные обращения в пандемию касались диагностики коронавируса, помощи в получении иных медуслуг, не связанных с COVID-19. Значительное количество обращений поступало в связи с режимом самоизоляции, а также в связи с использованием приложения «Социальный мониторинг», необоснованными штрафами, некорректной работой приложения. В целом было много вопросов к целесообразности этих мер, а также целесообразности введения цифровых пропусков.
Поступали обращения от медиков по вопросам выплат положенных премий за работу с коронавирусными пациентами, запросы, связанные с использованием общественного и личного транспорта. В частности, запросы о предоставлении бесплатной парковки врачам и отмене платной парковки на период пандемии. Также поступали обращения о мерах поддержки для самозанятых и временно лишившихся дохода из-за пандемии людей. Особое внимание москвичи уделяли проблеме оптимизации поликлиник и больниц, необходимости срочного отказа от такой политики, возврата инфекционных больниц и строительства новых поликлиник в шаговой доступности.
Однако, несмотря на увеличение числа вопросов, связанных с медициной, сохранялись в большом количестве обращения по капитальному ремонту, качеству услуг ЖКХ и благоустройству, а также вопросы социального характера и касающиеся проблем образования».
Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев:
«Летний прием проходит в трех приемных фракции в ЦАО, СВАО, ЮАО. На сегодняшний день на очный прием стало приходить меньше жителей, в целом москвичи предпочитают обращаться через электронную приемную. По особо острым вопросам стараюсь выезжать оперативно на местность или направляю своих помощников. Основные вопросы москвичей связаны все-таки с пандемией: сложности с оплатой коммунальных услуг, а также нарушения при строительных работах, московский стройкомплекс начал бешеными темпами наверстывать упущенное за период пандемии. Также обращаются по вырубке зеленых насаждений, шумным ночным работам.
Особенно остро встал вопрос москвичей о невозможности оплачивать кредитные обязательства перед финансовыми учреждениями, ведь в период пандемии часть людей потеряли свои рабочие места. С подобными обращениями начали приходить даже жители из ближайшего Подмосковья».
Председатель комиссии МГД по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «Единая Россия»:
«Зачем нужны приемы жителей? Зачем вообще обращаться к депутатам? Вопрос непраздный. Ведь в 95% случаев поступающие обращения никак не связаны с работой Мосгордумы и непосредственными полномочиями депутата МГД. Но наша задача – подсказать жителям верную юридическую формулу решения проблемы, направить нужный запрос, обратить внимание на ту или иную ситуацию коллег из исполнительной власти, добиться решения проблемы, держать это решение на контроле.
Письма, жалобы и сообщения, которые поступают ко мне на личном приеме, на почту, через социальные сети или мобильную линию, всегда касаются большого спектра. Кто-то сообщает о проблеме конкретного двора, дома, подъезда, кого-то волнует тема экологии или работы правоохранительных органов, кто-то задает личный вопрос о своей ситуации или о ситуации близких родственников. Кому-то достаточно просто направить мне обращение, а кому-то важно попасть на личный прием. В целом, не так важна форма, как результат».
Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин, фракция партии «Яблоко»:
«К сожалению, официальный прием в Думе из-за пандемии возможен только в дистанционном формате. Это не очень удобно для жителей, поэтому часто приходится, поговорив с ними по телефону, выезжать на место.
Вопросы, с которыми обращаются жители, очень разные и в каждый необходимо вникать отдельно. В основном это проблемы с нерадивыми чиновниками различного рода. Некачественный капитальный ремонт и нарушение прав в связи с новым строительством и реновацией. Последний вопрос широко распространен сейчас в Пресненском районе».
Главное на тему борьбы с коронавирусом и экономическими последствиями пандемии:
Чем может помочь депутат простому человеку
Общественные приемные были открыты в 2011 году, сразу после того, как я был избран депутатом Думы ХМАО-Югры V созыва по Мегионскому избирательному округу. В настоящее время общественные приемные работают в двух городах:
Мегион
ул. Заречная, д. 1
(34643) 3-01-15, 3-01-21
Нижневартовск
пр. Победы, д. 21
8-800-23-444-30
Мы хотим быть ближе к жителям, сделать так, чтобы каждый житель мог обратиться за помощью, а для этого все время пробуем новые методы работы. Всегда открыты двери самих приемных, я и мои помощники проводим выездные приемы жителей, не только едем в поселки, но и в специальные часы дежурим в управляющих компаниях, товариществах собственников жилья, ведем приемы в МФЦ, организуем встречи с жителями. Круглосуточно работают виртуальные приемные: обращения можно направить на этом сайте и в социальных сетях — «ВКонтакте», «Одноклассники», «Фэйсбук».
За 5 лет мы решили 2 812 проблем граждан!
Количество решенных проблем жителей:
За 5 лет к нам обратилось 7068 жителей!
Число обратившихся за помощью:
За пять лет ко мне и к моим помощникам обратились за помощью 7 068 граждан. Каждый рассказал свою историю, которая требовала участия, помощи, поддержки с нашей стороны. Я благодарен каждому жителю за доверие, которое они выразили мне как к депутату, обратившись за помощью.
Могу заверить: при решении каждой проблемы моя команда, в которую входят юристы, специалисты по работе с обращениями граждан, мои помощники, аналитики, сотрудники благотворительного фонда развития города «МЫ ВМЕСТЕ», делают все возможное, чтобы помочь жителю в трудной жизненной ситуации. Ваши слова благодарности, советы обращаться за помощью ко мне и моей команде, которые вы даете своим близким, родным и знакомым, служат для меня главным подтверждением того, что мы все делаем правильно.
В течение пяти лет мне и моей команде удалось найти решение для 2 812 проблем жителей. «Обратились семь тысяч, а реально помогли только трем!», — тут же посчитает кто-то. И будет не совсем прав. Да, 2 812 жителей получили от меня и моей команды реальную помощь, это значит, что их проблема была полностью закрыта. Еще 2 735 жителей в устной консультации специалистов общественной приемной получили алгоритм, разъяснения, как им действовать дальше, чтобы продолжить решение проблемы самостоятельно. К сожалению, примерно пятая часть людей, обратившихся за помощью, получила от нас отрицательный ответ. Как правило, эти запросы связаны с невозможностью решить проблемы по объективным обстоятельствам. К примеру, житель просит помощи в получении жилья вне очереди, не имея для этого оснований, как того требует закон, или пишет обращение о срочном строительстве дороги в своем микрорайоне. В ряде случаев отрицательный ответ звучит и потому, что вопрос, с которым обратился житель, не входит в мои полномочия как депутата окружной Думы. Но даже при таких обстоятельствах мы консультируем жителя, разъясняем, что ему делать, куда обращаться дальше, подсказываем, где найти нужного специалиста, помогаем собрать документы и пр.
С какими вопросами и проблемами вы можете
обратиться к депутату?
В общественной приемной депутата Думы Югры А. В. Андреева нет определенного круга проблем, над которыми ведется работа. Жители могут обратиться к нам с любой частной проблемой. Исключения составляют, пожалуй, только вопросы, связанные с уголовным правом и разбирательствами в арбитражном суде. Также не оказывается поддержка коммерческим и инвестиционным проектам.
Как ведется работа над обращениями жителей?
Работа над обращениями ведется депутатом в рамках его полномочий, определенных законом. К сожалению, депутат и его команда не могут гарантировать каждому жителю, что проблема, с которой он обратился, будет решена положительно и в короткие сроки. Но мы можем гарантировать, что будет сделано максимум возможного, чтобы помочь и чтобы гражданин получил ответы на все свои запросы.
Работа над обращением ведется в несколько этапов
Контрольные сроки работы над обращением жителя
Сроки указаны в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и регламентом по работе с обращениями граждан Общественной приемной депутата А. В. Андреева.
Если для решения проблемы запланирована реализация длительных мероприятий, срок работы над обращением устанавливается индивидуально. При продлении сроков заявителю направляется письменное уведомление об этом за два дня до истечения 30-дневного срока, отведенного на обработку обращения и решения проблемы заявителя.
С 2014 года открыты виртуальные общественные приемные депутата Алексея Андреева во всех социальных сетях – «ВКонтакте», «Одноклассники» и на «Фэйсбуке».
Обращайтесь:
Как ваша оценка помогает нам становиться лучше
В 2014 году в общественных приемных мы открыли специальную горячую линию – Службу качества. Это часть нашей большой программы непрерывного улучшения качества работы. Жители могут позвонить по телефону: 8-922-659-59-58 или написать на электронную почту: deputat.andreev@ya.ru и высказать свои замечания по работе, разрешить спорную ситуацию, оставить критическое замечание или отзыв о работе, сообщить о фактах некачественного приема сотрудником общественной приемной, дать предложения, как нам улучшить свою работу, выразить слова благодарности.
Также в Службу качества предаются все замечания о работе, которые могут поступить звонком напрямую депутату, в социальных сетях и по другим линиям.
Как только обращение поступает в Службу качества, проводится инспекция — выясняются все обстоятельства, о которых сообщил житель, позвонивший в Службу качества, проверяется, насколько качественно было отработано обращение заявителя, все ли пути решения были использованы. За почти два года работы на Службу качества позвонили и написали 22 человека. Из них семь человек позвонили с замечаниями по работе приемной, пять человек обращались, чтобы уточнить, как решается их проблема, узнать сроки получения ответа. Еще десять человек выражали слова благодарности, поздравляли нас с праздниками.
Ответы на вопросы избирателей
200 ответов на вопросы, заданные избирателями Оксане Козловской
Перечень ответов на вопросы, которые чаще других избиратели задавали спикеру Оксане Козловской на встречах, в ходе которых она отчитывалась о работе V созыва областного парламента. В 19 муниципальных образованиях области состоялось 223 таких встречи.
– Были и темы исключительно частного характера, затрагивающие специфические проблемы конкретной территории, – поясняет Оксана Козловская. – Мы подготовили ответы по всем темам – и частным, и общим. Главным критерием была значимость поднятых проблем для максимально широкого круга жителей Томской области. К проработке ответов привлекались, в первую очередь, специалисты профильных структур исполнительной власти. Сейчас ответов в перечне собрано около 200.
Ответы приведены по группам тем, на которые были заданы вопросы:
Депутаты отвечают избирателям
Ответы депутатов на вопросы, заданные жителями Томской области в ходе отчетов об итогах работы V созыва, с которыми парламентарии выступили в своих избирательных округах.
Наибольшее количество вопросов касалось состояния дорог и перспектив их строительства и ремонта. Такие вопросы задавались как депутатам городских округов Томска, так и практически в каждом муниципальном образовании Томской области. Ответы подготовлены отдельно для каждого района города или области.
Системный блок вопросов касался доступности и качества оказания медицинской помощи. Как попасть на прием к врачам узкой специализации в больницах районов Томской области? Как усовершенствовать процесс электронной записи в медучреждениях? Как решаются проблемы дефицита медицинских кадров на селе? К проработке ответов привлекались специалисты областного департамента здравоохранения.
Жители многих сельских районов обращали внимание депутатов на проблему отсутствия чистой питьевой воды. В ответах систематизирована информация о том, где уже выполнены ремонт или замена систем водоочистки, и какие объекты в приоритетах у областной власти в перспективе.
Ответы структурированы по «территориальному» принципу.