Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких

Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких

Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.

Атмосфера открытости

1957 год для нашей страны выдался чрезвычайно насыщенным. Он отметился испытанием межконтинентальной баллистической ракеты и спуском на воду атомного ледокола «Ленин», выводом на орбиту Земли первого искусственного спутника и отправкой в космос первого живого существа – Лайки. В этом же году было открыто пассажирское воздушное сообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица приняла VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют за этими яркими и насыщенными днями. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля на нем могли беспрепятственно общаться представители разных культур и политических пристрастий. Чтобы досуг интернациональной молодежи проходил более комфортно московские власти сделали свободным доступ в Кремль и парк Горького.

Для передвижения зарубежных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане – за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, на долгое время стопорились на дороге, из-за чего участники массово опаздывали на торжественное открытие форума в Лужниках.

За две недели фестиваля было проведено свыше восьмисот мероприятий, однако молодые люди не ограничивались официальным регламентом и продолжали общение даже глубокой ночью. Столица гудела сутки напролет, – вспоминают очевидцы событий. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улицы Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодежь распевала песни, слушала джаз, дискутировала на запрещенные темы, в частности, об авангардном искусстве.

Символы прошлого

Городские службы готовились к наплыву иностранцев заранее и столица, по воспоминаниям, очевидцев заметно преобразилась. На приведенных в порядок улицах появились диковинные в то время венгерские «икарусы», постарался и отечественный автопром, выпустивший новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий достроили стадион «Лужники» и гостиницу «Украина».

До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, Фестивальная улица, парк Дружба. Последний был создан специально к фестивалю молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.

В дни фестиваля впервые на советском телевидении появилась передача «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда в эфир она вышла всего три раза. Спустя четыре года авторская команда ВВВ создаст новый продукт, ставший на долгие десятилетия телевизионным брендом – программу КВН.

Через два года после молодежного форума был возобновлен Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность ознакомиться с новинками мирового, в том числе и практически неизвестного в стране западного кинематографа.

В 1955 году к Спартакиаде народов РСФСР поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седым была написана песня «Подмосковные вечера», однако произведение так полюбилось москвичам, что его решили сделать официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Она не только стала одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой иностранцами советской мелодией.

Общение с выгодой

Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты говорят, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках клеш.

Знакомство на фестивале с американской культурой получило развитее: через два года в столицу приехала Американская национальная выставка, которая по замыслу организаторов должна былаошеломить советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил широкое распространение напиток «пепси-кола».

Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность партиями выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные платки или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, расходились как горячие пирожки. На всех не хватало. Тут то и всплыли фарцовщики, предлагая втридорога вожделенный товар.

Однако не только советские граждане, но и толпы гуляющих по московским улицам иностранцев стали мишенью, на которую нацелились спекулянты всех мастей. Наиболее ходовым товаром были американские доллары, которые фарцовщики скупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного на уровне 4 рублей за 10 долларов. Но своим согражданам «зеленые» они перепродавали уже с 10-кратной наценкой.

Именно во время московского фестиваля началась бурная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны – Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.

«Дети фестиваля»

Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах полового поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девиц со всей Москвы стекались на окраины города к общежитиям, где проживали делегаты. Внутрь зорко охраняемых милицией зданий пробраться было невозможно, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А дальше без всяких прелюдий интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла), чтобы предаться запретным наслаждениям.

Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за нравственным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие дружины. И вот вооруженные мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками блюстители нравственности отыскивали любовников, и у пойманных на месте «преступления» любительниц ночных похождений выстригали на голове часть волос.

Девице с лысой «просекой» на голове не оставалось ничего делать, как побриться наголо. Жители столицы тогда неодобрительно присматривались к молодым представительницам слабого пола, носившим на голове туго повязанный платок.

А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в Москве в это время произошел «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая ту атмосферу раскрепощенности, царившую летом 1957 года в Москве, отмечал, что особый интерес у столичных девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов. Они, с ее слов, были небольшие. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.

К свободе

Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало пусть и частичное, но все же приоткрытие «железного занавеса» и последовавшее за этим потепление социального климата в стране. Советские люди по-иному взглянули на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полный голос о себе заявило диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.

Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было продемонстрировано 125 фильмов из 30 стран, большинство из которых еще вчера цензура отнесла бы к запрещенному кино. В парке Горького прошла выставка художников абстракционистов с участием Джексона Поллока, который совершенно не вписывался в каноны пропагандируемого в СССР соцреализма.

В 1985 году в Москву вернулся уже двенадцатый по счету фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов намечающейся перестройки. Советские власти наделись, что фестиваль сможет развеять за рубежом негативное представление об СССР. Столицу тогда основательно очистили от неблагожелательных элементов, но вместе с этим и остальных москвичей оградили от близкого контакта с иностранными гостями. Общаться было разрешено только лицам прошедшим строгий идеологический отбор. Многие тогда заметили, что такого единения молодежи как в 1957 году в предперестроечной Москве уже не было.

Источник

Культурное пространство и жизнь в 1950-1960.

ДЗ ◄ ДЗ по истории ◄ ДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
Как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР?
Как вы думаете, какие черты, характерные для «шестидесятников», формировались под воздействием новых форм общественной жизни.

Под воздействием новых форм общественной жизни формировались новые черты, характерные для «шестидесятников»: мотивацию к размышлению и анализу, стремление к справедливости, умение отстаивать свою точку зрения, распространять гуманистические идеи.

1. Расскажите о новых тенденциях в развитии советской литературы и искусства в изучаемый период.

Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны.

Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В.М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей».

Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В.В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф.А. Абрамова, ставшие широко известными произведения И.Г. Эренбурга («Оттепель»), В.Ф. Пановой («Времена года»), Ф.И. Панфёрова («Волга-матушка река») и др.

Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.

Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А.А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью».

Об этом же говорили в своих произведениях В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д.А. Гранин («Искатели»), Е.Я. Дорош («Деревенский дневник») и др.

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику.

2. Охарактеризуйте реформу образования в СССР.

В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.

Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Проблема притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

3. В чём проявилось ужесточение государственного курса по отношению к церкви?

Секретное постановление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок

В 1961 г. – «церковная реформа»:

Ужесточение курса объяснялось начавшимся развёрнутым коммунистическим строительством и скорой победой коммунизма — общества, в котором нет места религии и церкви.

4. Назовите особенности повседневной жизни народа в период «оттепели».
1. Какие границы творческой свободы устанавливались властями? Насколько определёнными они были?

Границы творческой свободы устанавливались властями в рамках ленинской коммунистической идеологии.

2. Выскажите своё понимание того, что Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями».

Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями» отступление от идеологии коммунизма-ленинизма, попытки критиковать существующий социалистический строй.

1. Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких явлений, как проведение в 1957 г. Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проведение в 1958 г. 1-го Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского, на котором победил американский пианист В. Клиберн, с одной стороны, и резкую критику Н.С. Хрущёвым художников-авангардистов на выставке в Манеже в 1962 г. — с другой?

Приведенные выше факты можно объяснить стремлением к свободе, демократическим преобразованиям после сталинского режима, с одной стороны, и страхом партийных чиновников утратить власть над умами и жизнью советских людей, страх дать действительную свободу.

2. Проанализируйте данные статистики и оцените последствия изменений в системе образования: в 1946 г. в системе вечернего и заочного образования обучалось 28% студентов, в 1961 г. — 61 %. К середине 1960-х гг. принятые на льготных основаниях (демобилизованные из армии и отработавшие не менее двух лет на производстве) составили около 70% от общего количества студентов.

Оценка изменений в системе образования: перед образованием была поставлена задача подготовки кадров для быстро развивающейся промышленности и эта задача была выполнена.

3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, о которых идёт речь в параграфе. Напишите эссе-отзыв.

Фильм «Летят журавли» М.К. Калатозова

Черно-белую картину Михаила Калатозова «Летят журавли» называют самым страшным фильмом о войне, хотя в ней звучит всего лишь один выстрел. Собственно, и вся эта экранная история о том, что могло бы быть, не случись этого единственного выстрела.

Фильм Михаила Калатозова сделал молодых актеров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова всемирно знаменитыми звездами и принес нашему кинематографу «Золотую пальмовую ветвь», оставшись в истории единственным советским полнометражным фильмом, удостоившимся главного приза Каннского кинофестиваля.

Но его выход на экраны нашей страны 12 октября 1957 года сопровождался шквалом разгромных рецензий. Никита Хрущев после просмотра картины подверг ее гневной критике, а главную героиню обозвал шлюхой. Стоит ли после этого удивляться, что о триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году на родине сообщила лишь маленькая заметка в «Известиях» – без фотографий и даже упоминания имен режиссера и автора сценария.

В основу киносценария, написанного Виктором Розовым, была положена его же пьеса «Вечно живые», попавшая к Калатозову совершенно случайно. Она начиналась словами «Летят журавли…». И когда позже у режиссера спрашивали, чем же зацепила его эта пьеса, ответ всегда был один: «Вы понимаете, это красиво – журавлиный клин в небе…»

В конце концов, картину так и назвали – «Летят журавли», хотя рабочее название было другим – «За твою жизнь».

На фестивале в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты», поскольку дословный перевод на французский слов «журавль» (grue, на сленге «проститутка») и «лететь» (voler, омоним «красть») дал бы второй смысл – «проститутки воруют».

До картины «Летят журавли» Калатозов уже снял с десяток фильмов, как тогда говорили, идейных – «Страна в опасности», «Мужество», «Валерий Чкалов»… Но вершиной его кинематографического искусства стал именно этот трагический рассказ о влюбленных, которых навсегда разлучила война.

Лент про войну и разлуку и до Калатозова снималось немало, но такой личной, откровенной, щемящей еще не было.

На кинематографистов фильм «Летят журавли» произвел ошеломляющее впечатление. Станислав Ростоцкий, снимавший в то время «Дело было в Пенькове», пришел в монтажную и сказал: «Все, что мы снимали, надо уничтожить. Так делать картины больше нельзя».

«Летят журавли» стал единственным советским фильмом, попавшим в лидеры кинопроката Франции. Его посмотрели 5 миллионов 401 тысяча зрителей. Одним из них был гениальный Пабло Пикассо. После просмотра великий художник заявил: «Да здесь каждый эпизод — самостоятельное талантливое произведение…».

После Канн началось триумфальное шествие фильма по всему миру. Немногие советские картины собрали такую коллекцию призов — Канны-58, Локарно-58, Ванкувер-58, Мехико-58… За «Журавлями» потянулся длинный шлейф восторженных отзывов мировой прессы. В конце концов дрогнула и пресса советская.

4. Почему некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти?

Некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти потому, что не укладывались в идеологические рамки советского строя.

6. Выскажите своё отношение к словам М.М. Ромма о Н.С. Хрущёве:

«Пройдёт совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди… И зла к нему никто не будет иметь — ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет…».

Со словами М.М. Ромма трудно не согласиться. Да, политика Н.С. Хрущева была не всегда продуманной, часто противоречивой, но в главном, Михаил Ромм прав: несколько поколений советских людей вспоминают Хрущева добрым словом.

Источник

Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких

Подробное решение параграф § 33 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР?

«Оттепель» в культурном пространстве СССР:

— некоторое идеологическое ослабление в литературе, музыке, кино

— появление новых статей в журнале «Новый мир»

— встречи властей с деятелями культуры

— массовый характер антисталинских публикаций

Как вы думаете, какие черты, характерные для «шестидесятников», формировались под воздействием новых форм общественной жизни.

Под воздействием новых форм общественной жизни формировались новые черты, характерные для «шестидесятников»: мотивацию к размышлению и анализу, стремление к справедливости, умение отстаивать свою точку зрения, распространять гуманистические идеи.

1. Расскажите о новых тенденциях в развитии советской литературы и искусства в изучаемый период.

Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В.М. По-меранцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В.В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф.А. Абрамова, ставшие широко известными произведения И.Г. Эренбурга («Оттепель»), В.Ф. Пановой («Времена года»), Ф.И. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А.А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д.А. Гранин («Искатели»), Е.Я. Дорош («Деревенский дневник») и др.

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику.

2. Охарактеризуйте реформу образования в СССР.

В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Проблема притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

3. В чём проявилось ужесточение государственного курса по отношению к церкви?

Секретное постановление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок

— вдвое сократить число монастырей,

— провести «чистку» церковных библиотек,

— ограничить паломничество верующих к святым местам.

В 1961 г. – «церковная реформа»:

— духовенство отстранено от руководства приходами, которые возглавили церковные старосты, назначаемые райисполкомами, т. е. самой властью.

— началось не только закрытие, но и уничтожение церквей. Из 13 414 храмов было закрыто 5891, из 63 монастырей — 44.

— численность духовенства за это время сократилась с 12 тыс. до 7,4 тыс. человек.

— начались аресты церковных иерархов.

— введён контроль над осуществлением церковных обрядов.

— родителям детей, посещавших церковь, угрожали лишением родительских прав и отправкой детей в интернат

— все это и в отношении мусульман, иудеев, католиков.

Ужесточение курса объяснялось начавшимся развёрнутым коммунистическим строительством и скорой победой коммунизма — общества, в котором нет места религии и церкви.

4. Назовите особенности повседневной жизни народа в период «оттепели».

— развитие пищевой и лёгкой промышленности ликвидировало дефицит продуктов питания, одежды, обуви.

— новый дефицит — нехватка товаров высокого качества, которые в торговле называли товарами повышенного спроса.

— дефицит порождал коррупцию и спекуляцию.

— стабильность цен на продукты питания и основные промышленные товары советского производства

— рост цен на импортную продукцию лёгкой промышленности, дефицит этих товаров

— недорогие услуги учреждений культуры

— типовая мебель и не очень удобная мебель для малогабаритных квартир

— двор как пространство общения утрачивал своё былое значение в поддержании духа коллективизма. Менее тесными становились связи между людьми, живущими в новостройках. Новым центром общения становилась кухня, где люди обсуждали насущные проблемы со своими друзьями и ближайшими соседями.

1. Какие границы творческой свободы устанавливались властями? Насколько определёнными они были?

Границы творческой свободы устанавливались властями в рамках ленинской коммунистической идеологии.

2. Выскажите своё понимание того, что Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями».

Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями» отступление от идеологии коммунизма-ленинизма, попытки критиковать существующий социалистический строй.

1. Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких явлений, как проведение в 1957 г. Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проведение в 1958 г. 1-го Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского, на котором победил американский пианист В. Клиберн, с одной стороны, и резкую критику Н.С. Хрущёвым художников-авангардистов на выставке в Манеже в 1962 г. — с другой?

Приведенные выше факты можно объяснить стремлением к свободе, демократическим преобразованиям после сталинского режима, с одной стороны, и страхом партийных чиновников утратить власть над умами и жизнью советских людей, страх дать действительную свободу.

2. Проанализируйте данные статистики и оцените последствия изменений в системе образования: в 1946 г. в системе вечернего и заочного образования обучалось 28% студентов, в 1961 г. — 61 %. К середине 1960-х гг. принятые на льготных основаниях (демобилизованные из армии и отработавшие не менее двух лет на производстве) составили около 70% от общего количества студентов.

Оценка изменений в системе образования: перед образованием была поставлена задача подготовки кадров для быстро развивающейся промышленности и эта задача была выполнена.

3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, о которых идёт речь в параграфе. Напишите эссе-отзыв.

Фильм «Летят журавли» М.К. Калатозова

Черно-белую картину Михаила Калатозова «Летят журавли» называют самым страшным фильмом о войне, хотя в ней звучит всего лишь один выстрел. Собственно, и вся эта экранная история о том, что могло бы быть, не случись этого единственного выстрела.

Фильм Михаила Калатозова сделал молодых актеров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова всемирно знаменитыми звездами и принес нашему кинематографу «Золотую пальмовую ветвь», оставшись в истории единственным советским полнометражным фильмом, удостоившимся главного приза Каннского кинофестиваля.

Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких. Смотреть фото Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких. Смотреть картинку Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких. Картинка про Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких. Фото Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких

Но его выход на экраны нашей страны 12 октября 1957 года сопровождался шквалом разгромных рецензий. Никита Хрущев после просмотра картины подверг ее гневной критике, а главную героиню обозвал шлюхой. Стоит ли после этого удивляться, что о триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году на родине сообщила лишь маленькая заметка в «Известиях» – без фотографий и даже упоминания имен режиссера и автора сценария.

В основу киносценария, написанного Виктором Розовым, была положена его же пьеса «Вечно живые», попавшая к Калатозову совершенно случайно. Она начиналась словами «Летят журавли…». И когда позже у режиссера спрашивали, чем же зацепила его эта пьеса, ответ всегда был один: «Вы понимаете, это красиво – журавлиный клин в небе…»

В конце концов, картину так и назвали – «Летят журавли», хотя рабочее название было другим – «За твою жизнь».

На фестивале в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты» (Quand passent les cigognes), поскольку дословный перевод на французский слов «журавль» (grue, на сленге «проститутка») и «лететь» (voler, омоним «красть») дал бы второй смысл – «проститутки воруют».

До картины «Летят журавли» Калатозов уже снял с десяток фильмов, как тогда говорили, идейных – «Страна в опасности», «Мужество», «Валерий Чкалов»… Но вершиной его кинематографического искусства стал именно этот трагический рассказ о влюбленных, которых навсегда разлучила война. Лент про войну и разлуку и до Калатозова снималось немало, но такой личной, откровенной, щемящей еще не было.

На кинематографистов фильм «Летят журавли» произвел ошеломляющее впечатление. Станислав Ростоцкий, снимавший в то время «Дело было в Пенькове», пришел в монтажную и сказал: «Все, что мы снимали, надо уничтожить. Так делать картины больше нельзя».

Кстати, рецензия на фильм «Летят журавли» была первым редакционным заданием замечательного советского критика Льва Аннинского. «Я ничего не мог понять, но мне стыдно признаться, я впервые плакал в кино», — вспоминает сегодня Лев Александрович свои впечатления от премьерного просмотра фильма Михаила Калатозова.

«Летят журавли» стал единственным советским фильмом, попавшим в лидеры кинопроката Франции. Его посмотрели 5 миллионов 401 тысяча зрителей. Одним из них был гениальный Пабло Пикассо. После просмотра великий художник заявил: «Да здесь каждый эпизод — самостоятельное талантливое произведение…». После Канн началось триумфальное шествие фильма по всему миру. Немногие советские картины собрали такую коллекцию призов — Канны-58, Локарно-58, Ванкувер-58, Мехико-58… За «Журавлями» потянулся длинный шлейф восторженных отзывов мировой прессы. В конце концов дрогнула и пресса советская.

Виктор Розов не без иронии пишет в своей книге: «…Когда я стал поправляться после тяжкой болезни, чтобы хоть чем-то заняться, стал клеить альбом из газетных вырезок — рецензий о «Журавлях». И получилось любопытно: первым было вклеено выступление министра культуры тех лет Н.А. Михайлова, где он отозвался о картине весьма нелестно, а последним — указ о награждении всех нас премией и значком «Ударник кинематографии», подписанный тем же министром культуры за тот же фильм!»

4. Почему некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти?

Некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти потому, что не укладывались в идеологические рамки советского строя.

6. Выскажите своё отношение к словам М.М. Ромма о Н.С. Хрущёве: «Пройдёт совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди. И зла к нему никто не будет иметь — ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет. ».

Со словами М.М. Ромма трудно не согласиться. Да, политика Н.С. Хрущева была не всегда продуманной, часто противоречивой, но в главном, Михаил Ромм прав: несколько поколений советских людей вспоминают Хрущева добрым словом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *