Чем можно перебить мизер в преферансе

Правила преферанса (Кодекс)

Чем можно перебить мизер в преферансеЧем можно перебить мизер в преферансеЧем можно перебить мизер в преферансе

Текст КОДЕКСА ПРЕФЕРАНСА с комментариями утверждён редакционной коллегией Общества любителей преферанса, Россия, Москва 10 июня 1996 г.

Чем можно перебить мизер в преферансеЧем можно перебить мизер в преферансе

3. Ход игpы

3.6. Мизер

Контракт, в котором заказавший его обязуется не взять ни одной взятки, называется мизером.

В отличие от существовавших в архаичных разновидностях большого и малого мизера, а также большого и малого увёрта (мизера на открытых картах) все современные разновидности преферанса знают только один вид мизера.

Мизер кабальный. Правило 3.3.9 разъясняет возможность заказать мизер только в том случае, если игрок не делал других заявок в процессе торговли.

В «классике», признающей игры втёмную, есть правило: мизер, заказанный втёмную, ловится втёмную. Прикуп при «тёмном» мизере берётся также взакрытую (не показывается).

Козырей на мизере не существует. Старшинство карт сохраняется, равно как и все основные правила преферанса: на ход в масть обязательно давать в масть, ход принадлежит игроку, взявшему последнюю взятку и т.д.

Вистующие на мизере могут записать расклад. Это является исключением только для игры мизер, т.к. во всех остальных играх пользоваться средствами записи, калькуляторами, компьютерами, а также мнемотехническими предметами не разрешается.

Если находит мизер рискованным.

Величина выигрыша и проигрыша для каждого уменьшается в 3 раза по сравнению с обычным мизером, заказанным в одиночку.

Прикупщик уже наказан за плохой прикуп, так как несёт солидарную ответственность с мизерящим.

Кодекс Преферанса предоставлен проектом marriage.ru

Чем можно перебить мизер в преферансе

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.

Программный продукт разработан на алгоритмах «Марьяж», Copyright © «Марьяж», 1998-2006.

Дистрибуция, распространение продукта: МакЦентр, 1991-2006

Источник

5. Оценки на мизере

В преферансе мизер стоит особняком. Это одна из самых крупных игр, причём, что особенно заманчиво, безвистовая. Перебить мизер можно только девятерной игрой (по договоренности — десятерной).

Какие же задачи стоят перед игроком, заказавшим мизер?

Мизер считается сыгранным, если при розыгрыше играющий его не взял ни одной взятки. В противном случае каждая полученная взятка строго наказывается: на гору ставится удвоенная цена мизера (по 20 очков) за каждую взятку, висты при этом не пишут.

Какие же карты располагают мысли игрока к мизеру? Прежде всего, введем понятие чистой (наловленной масти).

5.1. Чистые масти

На мизере чистой (неловленной) является любая система карт одной масти вида 7—9—В—К

и полученная из нее добавлением любой карты этой же масти или последовательным удалением из нее, начиная справа, одной или нескольких старших карт. Чистая масть получается также при замене в указанной системе любой карты на младшую. Таким образом, чисты системы:

Комбинации таких систем и дают «чистый» мизер. Единственное исключение, если играющий находится на 1-й руке — здесь могут возникнуть проблемы с ходом (мизер Софьи Ковалевской). Увы, к великому сожалению любителей мизеров, «чистые» мизера приходят чрезвычайно редко. Поэтому в основном мизер заказывают с системами карт, приближенными к чистым системам — в надежде на прикуп или расклад.

Теперь расскажем о системах карт, благоприятствующих мизеру, но отнюдь не чистых.

5.2. «Дырки»

Вернёмся к исходной чистой системе 7—9—В—К.

Если в ней отсутствуют семерка или же одна либо несколько средних карт, а также если одна из карт ряда заменена на старшую, возникает система, которая может привести к взяткам на мизере — это и есть «дырка». Вероятность таких взяток зависит от многих факторов, в частности, от длины масти с «дыркой», величины самой «дырки» (количества пропусков в чистой системе), количества снесенных играющим карт той же масти, от возможности сноса противниками карт этой же масти при ловле мизера, от расклада карт.

В приводимых ниже таблицах указаны наиболее часто встречающиеся «дырки» (и соответствующие расклады карт), а также вероятности ловли при свободной передаче хода как без учета проноса в той же масти, так и при возможности проноса вистующими одной карты. Здесь же указаны вероятности ловли при сносе играющим одной или двух карт масти «дырки». Звездочкой в таблицах отмечены случаи, когда карты второго и третьего игроков можно поменять местами с тем же результатом розыгрыша. В таблице 8 представлены лишь дополнительные расклады, позволяющие поймать мизер за счет сноса одной карты. Те мизерные системы из таблицы 7, когда снос одной карты не увеличивает вероятность ловли, в таблицу 8 уже не включены.

Таблица № 7 Вероятность ловли при «мизере»

Вид «дырки»Вероят­ность ловли при свободной передаче хода без учета проноса той же масти, %
Без снесённых карт в той же мастиРаскладыПри сносе в той же масти
1 картыРасклады2 картРасклады
8*0,37хххххх —1,087ххххх —2,87хххх —
9*537, 8ххххх —
7ххххх — 8
8ххххх — 7
7хххх — 8х
8хххх — 7х
7ххх — 8хх
8ххх — 7хх
547, 8хххх —
7хххх — 8
8хххх — 7
7ххх — 8, х
8, ххх — 7, х
7хх — 8, хх
56,27, 8ххх —
7ххх — 8
8ххх — 7
7хх — 8х
8хх — 7х
8, 9*11,97ххххх —
7хххх — х
257хххх —
7ххх — х
477ххх —
7хх — х
7, 103— 8, 9хххх
9хххх — 8
9— 8, 9ххх
9ххх — 8
8ххх — 9
21— 8, 9ххх
9ххх — 8
8ххх — 9
7, B208, 9, 10ххх —
— 8, 9, 10ххх
ххххх — 8
ххххх — 9
ххххх — 10
хххх — 8, 9
хххх — 8, 10
хххх — 9, 10
8 — ххххх
9 — ххххх
10 — ххххх
508, 9, 10хх —
— 8, 9, 10хх
хххх — 8
хххх — 9
хххх — 10
ххх — 8, 9
ххх — 8, 10
ххх — 9, 10
8 —хххх
9 — хххх
10 — хххх
678, 9, 10х —
— 8, 9, 10х
ххх — 8
ххх — 9
ххх — 10
хх — 8, 9
хх — 8, 10
хх — 9, 10
8 — ххх
9 — ххх
10 — ххх
7, 10, В45,88, 9, Д, К, Т —
— 8, 9, Д, К, Т
9ххх — 8
8ххх — 9
хх8, 9 — х
хх8 — 9х
хх9 — 8х
х — 8, 9хх
45,88, 9хх —
— 8, 9хх
ххх — х
х — 8, 9х
47,48, 9х —
— 8, 9х
9х — 8
8х — 9
7, 9, Д21, 88, 10, Вхх —
— 8, 10, Вхх
К, Тх — хх
К, Тхх — х
(снесён К)
27,2
8, 10, В, Т —
— 8, 10, В, Т
Тхх — х
218, 10, В —
— 8, 10, В
7, 9, Д, К18, 6Тхх — х218, 10, В—
—8, 10, В
0
7, 9, В, Т8, 68, 10, Д, К —
— 8, 10, Д, К
0000
7, 10, В, Д43, 68, 9хх —
— 8, 9хх
ххх — х
х — 8, 9х
47,48, 9х —
— 8, 9х
9х — 8
8х—9
47,48, 9 —
— 8, 9
7, 9, К, Т*58,28, 10, В, Д —
ххх —
218, 10х —0
7, 10, В, Д, К47,48, 9, Т —
— 8, 9, Т
9, Т — 8
8, Т — 9
47,48, 9 —
— 8, 9
0
7, 9, Д, К, Т*218, 10, В —00
7, 10, В, Д, К, Т*47,48, 9 —00

Таблица № 8 Вероятность ловли при «мизере»

Вид «дырки»Вероятность ловли при свободной передаче хода с учетом проноса 1 карты той же масти, %
Без снесён­ных карт в той же мастиДополни­тельные раскладыПри сносе в той же масти
1 картыРасклады
(доп.)
2 картРасклады
(доп.)
8*4, 97ххххх — х11, 97хххх — х24, 57ххх — х
9*56,87, 8хххх — х62,77, 8ххх — х64,37, 8хх — х
8, 9*40,97, 8ххх — хх66,8хх—7хх88,87х — хх
7, 1024,79ххх — 8х
8ххх — 9х
8, 9ххх — х
х — 8, 9ххх
469хх — 8х
8хх — 9х
8, 9хх — х
х — 8, 9хх
73,69х — 8х
8х — 9х
8, 9х — х
х — 8, 9х
7, B55, 88, 9, 10хх — х
х — 8, 9, 10хх
9, 10хх — 8х
8, 10хх — 9х
8, 9хх —10х
8, х — 9, 10хх
9х — 8, 10хх
10х — 8, 9хх
84,38, 9, 10х — х
х — 8, 9, 10х
9, 10х — 8х
8, 10х — 9х
8, 9х —10х
8х — 9, 10х
9х — 8, 10х
10х — 8, 9х
100любой
7, 10, В*66,7хх—8, 9х45,8—47,4—
7, 9, Д*21,8—45,8—21—
7, 9, Д, К*31Т — ххх21—0—
7, 10, В, Д*73х9 — 8х73, 78, 9 — х47,4—
7, 10, В, Д, К*73, 78, 9 — Т47,4—0—

В таблицах 7 и 8 указаны, конечно, не все возможные «дырки». Например, встречаются мизера с системами карт 8, 10; 7, Д; 7, К; 8, В; 8, Д и другие. Для каждой такой «дырки» можно найти вероятность ловли точно так же, как это сделано в приведенных таблицах. Однако такие расчеты представляются нам не очень важными, потому что названные вероятности значительно превосходят те данные, которые приведены выше, и, следовательно, назначение мизера со столь опасными «дырками» нецелесообразно. Для подтверждения этого мнения приведем лишь один расчет для «дырки» 7, Д, причём из-за обилия раскладов, позволяющих поймать такой мизер, укажем в продолжении таблицы 7 лишь дополнительные расклады к случаю «дырки» 7, В, а в продолжении таблицы 8 — лишь дополнительные расклады, дающие взятку за счет проноса одной карты в масти «дырки».

Продолжение таблицы № 7 Вероятность ловли при «мизере»

хххх — В
ххх — 8, В
ххх — 9, В
ххх — 10, В
Вх — 8, 9, 10
9х — 8, 10, В
8х — 9, 10, В
10х — 8, 9, В
В — 8, 9, 10х
9 — 8, 10, Вх
8 — 9, 10, Вх
10 — 8, 9, Вх

Продолжение таблицы № 8 Вероятность ловли при «мизере»

Вид «дырки»Вероятность ловли при свободной передаче хода
без учета проноса той же масти, %
Без снесён­ных карт в той же мастиДополнительные расклады к случаю «дырки» 7, ВПри сносе в той же масти
1 картыДополн. расклады к случаю «дырки» 7, В2 картДополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, В
7, Д79,48, 9, 10, К, Т — В
9, 10, К, Т — 8, В
8, 10, К, Т — 9, В
8, 9, К, Т —10, В
В, К, Т — 8, 9, 10
9, К, Т — 8, 10, В
8, К, Т — 9, 10 В
10 — К
Т — 8, 9, В
Вх — 8, 9, 10х
9х — 8, 10, Вх
8х — 9, 10, Вх
10х — 8, 9, Вх
86
Вид «дырки»Вероятность ловли при свободной передаче хода
с учетом проноса 1 карты в той же масти, %
Без снесён­ных карт в той же мастиДополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, ВПри сносе в той же масти
1 картыДополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, В2 картДополни­тельные расклады к случаю «дырки» 7, В
7, Д98,48, 9, 10х — Вх
8, 10, Вх — 9х
9, 10, Вх — 8х
8, 9, Вх —10х
8, 9, 10, Вх — х
100любой100любой

Сравнение этого результата с расчетом для «дырки» 7, В не требует комментариев!

Сделаем ещё одно замечание. Рассмотрим «дырку» 7, 9, К и рассчитаем вероятность её ловли. В данном случае намного легче указать не те расклады, которые позволяют поймать мизер, а те, когда «дырка» не ловится. Если пронос хотя бы одной карты данной масти невозможен, то, очевидно, «дырка» 7, 9, К не ловится лишь при раскладе хх — ххТ. Легко вычислить вероятность такого расклада — 21%, значит, вероятность ловли — 79%. Если играющий снес одну карту (т.е. туза), «дырка» не ловится лишь при раскладе пополам (хх — хх). Вероятность ловли — 58, 2%. Если же игрок снес две карты (т.е. даму и туза), приходим к уже рассмотренному случаю «дырки» 7, 9, Д, К, Т. Из таблицы 7 находим вероятность ловли — 21%. Наконец, заметим, что для данной «дырки» возможность проноса соперниками одной или двух карт этой масти нисколько не ухудшает ситуацию, и вероятности ловли не меняются.

Анализ таблиц 7, 8 четко выявляет характер «дырок». Дадим некоторую их классификацию.

5.2.1. «Слабые дырки»

Это «дырки» с небольшой вероятностью ловли, например:

Очевидно, что даже при неудачном прикупе в данном случае вероятность сыграть мизер «чистым» очень велика. Другое дело — «плохие дырки».

5.2.2. «Плохие дырки»

а также «дырки» из таблиц 7, 8 с большой вероятностью ловли. Вариантов «плохих дырок» много, как и неприятностей в жизни. Попробуем с ними разобраться.

Здесь мизер можно заказать при своём ходе при небольшой вероятности прикупки — в крайнем случае одна взятка или же при чужом ходе и при очень большой вероятности прикупки.

Пример 1. Игрок имеет карты: ♠ К; ♣ 7, 8, 9, 10, В, Д, Т; ♦ 7; ♥ 7.

Для того, чтобы сыграть мизер, нужно прикупить одну из следующих шести карт: ♠ 7; ♣ К; ♦ 8, 9; ♥ 8, 9.

Согласно таблице 5, вероятность прикупки 55% — не слишком много. Объявление мизера целесообразно только при своём ходе. Следует также учесть, что при своём ходе увеличивается вероятность прикупки — в прикупе нас устроит и восьмёрка пик. При чужом ходе в данном случае можно получить семь взяток.

Пример 2. Имеем ♠ Т; ♣ 7, 8, 9; ♦ 7, 8, 9; ♥ 7, 8, 9.

Нас устроит прикуп, содержащий любую из тринадцати карт: ♠ 7; ♣ 10, В, Д, К; ♦ 10, В, Д, К; ♥ 10, В, Д, К.

Вероятность прикупки 84% — очень велика. Ныряйте! Если уж очень не повезет — максимум три взятки.

б) системы 7, Д; 7, К; 7, Т. В случае неудачного прикупа — максимум одна взятка. Минимальная вероятность прикупки — около 40%. редполагаемый выигрыш равен максимальному проигрышу — рекомендуем играть мизер.

в) системы 8, 9; 8, 10; 8, В и т. д. или же 8 + крупный бланк в другой масти. Рекомендуем «падать» на мизер только при своём ходе и высокой вероятности прикупки.

Пример 3. Игрок имеет карты: ♠ 8; ♣ 7, 8, 9, К; ♦ 7, 9, 10, К; ♥ К.

В прикупе устроит любая из десяти карт: ♠ 7; ♣ 10, В, Д, Т; ♦ 8, В, Д, Т; ♥ 7.
Вероятность прикупки (см. таблицу 5) — 71%. При своём ходе рекомендуем объявлять мизер.

Пример 4. Имеем ♠ 8; ♣ 7, 8, 9, 10, В, Т; ♦ 7, 8; ♥ К.

В прикупе нас устроит любая из семи карт: ♠ 7; ♣ Д, К; ♦ 9, 10, В; ♥ 7.
Вероятность прикупки — 55%. В случае неудачного прикупа можно получить много взяток, даже при своём ходе.

г) «плохие дырки» из таблиц 7, 8

Как уже было сказано, это «дырки» с достаточно большой вероятностью ловли:

В первую очередь следует отметить, что мизера с такими системами очень неприкупные. Чтобы сыграть «чистым» такой мизер, необходимо прикупить «прокладку» (в данном случае восьмёрку) или две «своих». Прикупить определённую карту очень трудно — это ясно, а прикупить две «своих», как показывает таблица 6, тоже маловероятно. Поэтому, играя такой мизер, ищите счастья сначала в прикупе, а затем — в раскладе. А счастья в жизни так мало! Последнее каждый знает давно, но рассматриваемый мизер может принести двойное несчастье, потому что при соответствующем раскладе «плохие дырки» могут дать две взятки. Беда может прийти не с одной взяткой!

5.3. «Паровоз»

Оценивая карту на мизер, нельзя не упомянуть о мизерах с длинной мастью. Это связано с тем, что если такой мизер ловится, то на много взяток (как минимум, на четыре), за что и получил название «паровоз» (а полученные взятки — вместо вагонов). Поимка «паровоза» во многом определяет дальнейшее прохождение пули, не говоря уж о психологическом состоянии игравшего «паровоз». Стандартные варианты «паровоза» следующие:

При своём ходе нет проблем: плохой прикуп — одна взятка. При чужом ходе картина резко меняется. Хотя вероятность прикупки — 66%, но риск слишком велик — одной игрой можно решить судьбу пули (может быть, заодно и свою). Поэтому такие мизера стараются играть при наличии перехвата в чистой масти.

При варианте 6+3+бланк наличие перехвата очень проблематично, поэтому такой вариант очень опасен.

Вариант 5+4+бланк более оптимистичен. «Железный» перехват возможен при двух тузах в чистых мастях; «полужелезный» — при одном тузе, лучше четвертом; и перехват проблематичен при пятом и четвертом королях.

Если перехват осуществлен, вы отбираете бланком и выдаетесь. Результат — две взятки.

Итак, перспективы розыгрыша «паровозов» при чужом ходе:

А вероятность прикупки только 66%. Более подробно о «паровозах» мы расскажем в главе «Мизер».

5.4. Выводы

Анализ таблиц 7, 8 и практический опыт игры позволяют нам дать некоторые рекомендации о целесообразности объявления мизера.

Правило 3. Имея на руках карту с одной «дыркой», на мизер целесообразно идти, если:

Имея на руках карту с одной «дыркой» на две взятки (например, 7, 10, Д), объявлять мизер целесообразно при вероятности прикупки более 60%.

Правило 4. Имея на руках карту с двумя «дырками» с суммарной вероятностью ловли не более 60%, объявлять мизер целесообразно, даже не учитывая вероятность прикупки.

Правило 5. Объявление мизера с тремя «дырками» и суммарной вероятностью ловли более 70% целесообразно при вероятности прикупки более 60%.

Объявление мизера в условиях обязательной прикупки прокладки нецелесообразно (см. также правило 2).

Отметим, что иногда расчет вероятности прикупки можно изменить в сторону увеличения получающегося значения. Например, при подсчете карт, благоприятствующих мизеру, в их количество можно включать не только те, которые дают «чистый» мизер, но и карты, значительно уменьшающие «дырки». Так, если у вас бланковый король, то при строгом подсчете в этой масти вас устроит только прикуп семерки. При ослабленном варианте подсчета можно учесть и восьмёрку, т. к. она значительно уменьшает вероятность ловли этого мизера. Аналогично, прикупка четвертого туза не дает абсолютно «чистый» мизер, но опять же уменьшает вероятность ловли.

Приведем ещё несколько примеров определения целесообразности объявления мизера.

Пример 1. На первой руке игрок имеет карты:
♠ 7, 9, В; ♣ 7, 8, В; ♦ К; ♥ 7, 9, В.
Вероятность ловли мизера (бланкового короля бубен) — 98,4%. Для получения мизера с вероятностью ловли меньше 55% достаточно прикупить любую из карт (см. таблицу 7):
♠ 8, 10, Д, К, Т; ♣ 9, 10, Д, К, Т; ♦ 7, 8; ♥ 8,10, Д, К, Т.
Вероятность прикупки равна 95% (см. таблицу 5). Мизер объявлять целесообразно.

Пример 2. На руке ♠ 7, 9, 10, Д; ♣ —; ♦ 7, 8, 10, К, Т; ♥ 10.
Имеется одна дырка с вероятностью ловли больше 70% Для получения мизера с вероятностью ловли меньше 55% нужна одна из одиннадцати карт:
♠ 8, В, К, Т; ♣ 7, 8; ♦ 9, В, Д; ♥ 7, 8.
Из таблицы 5 находим вероятность прикупки — 76%. Объявление целесообразно.

Пример 3. На руке ♠ 7, 8; ♣ 7, 8, 9; ♦ 7, 10; ♥ 7, 8, Д.
Возможен пронос на трефах. Учитывая это, значение вероятности ловли берем из таблицы 8: вероятность ловли «дырки» 7, 10—24,7%, «дырки» 7, 8, Д — 21, 8%. Суммарная вероятность — 45,5%, что меньше 60%. Объявление мизера целесообразно.

Пример 4. Имеем ♠ 7, 8, 9, 10, В, Д; ♣ 7, 10, Д; ♦ 7; ♥ —.
В трефах «дырка» на две взятки. Вероятность прикупки — 55%. Объявление мизера нецелесообразно.

Пример 5. На руке ♠ 7, 8, 9, 10, В; ♣ 7, 10, Д; ♦ 7, 8; ♥ —.
В трефах «дырка» на две взятки. Согласно таблице 5 вероятность прикупки — 66%. Объявление мизера целесообразно.

Пример 6. Имеем ♠ 7, 9, Д; ♣ 7, В; ♦ 7, 9, Д; ♥ 7.
Возможен пронос одной карты. По таблице 8 находим вероятность ловли «дырки» 7, 9, Д — 21,8%, «дырки» 7, В — 55,8%. Суммарная вероятность ловли 77,8%. Прикупные карты: ♠ 8, 10, В; ♣ 8, 9; ♦ 8, 10, В; ♥ 8, 9.

По таблице 5, вероятность прикупки 71%. Объявление мизера wелесообразно.

Пример 7. Имеем ♠ Д; ♣ 7, К; ♦ 7, 8, 9; ♥ 7, 8, 9, 10.

Чтобы сыграть «чистый мизер», необходимо прикупить две «свои», что, согласно таблице 6, маловероятно. Объявление мизера нецелесообразно.

5.5 Выбор между игрой на взятки и мизером

Часто возникает ситуация, когда игрок может объявить как мизер, так и игру на взятки. В том случае, когда игра соизмерима по стоимости с мизером (девятерная, десятерная), следует учесть следующие обстоятельства: насколько «чист» мизер и насколько надежна девятерная (десятерная). Практически такой выбор определяется однозначно.
Пример 1. ♠ Т, К, В, 9, 7; ♣ Т, К, Д, 9, 7; ♦ —; ♥ —.
В данном случае «девять пик» — «железная» игра при любом ходе, а при мизере есть «дырка», причём на 1—й руке нет хода. Очевидно, выбор делается в пользу девятерной.

Если у вас на руках менее крупная игра (восьмерная или семерная), нужно учесть три фактора:

Принимая их во внимание, а также учитывая личные склонности (кто-то любит играть мизера, а кто-то предпочитает «железную» семерную), нужно сделать свой выбор (совсем как в рекламе: «Ваш ваучер — ваш выбор»).

Источник

Преферанс: распасы

Введение

Распасы — это игра «не брать взяток» для всех игроков (в отличие от мизера, где взятки не должен брать объявивший игру). Правила здесь очень простые: козырей нет, ходить нужно по масти, нет масти — бросать любую карту. Казалось бы, никаких проблем нет: чтобы брать как можно меньше взяток, под карту партнера нужно класть меньшую, а если нет масти — другую самую большую. Увы, это не совсем так. И слава богу, иначе преферанс стал бы значительно менее интересен.

Стоимость распасов очень велика, поэтому и говорят: «Тот, кто хорошо играет распасы, в конечном счете выигрывает». Редкая пуля обходится без серьезной серии распасов, а иногда из них просто невозможно выбраться.

Проблеме розыгрыша распасов следует уделить достаточно пристальное внимание еще и потому, что их наличие является единственным принципиальным отличием преферанса от таких карточных игр, как Бридж, Вист или Винт. С другой стороны, кажущаяся простота распасов может создать впечатление их малой значимости для игры и отпугнуть истинных ценителей. Все эти вопросы заслуживают, на наш взгляд, серьезного обсуждения.

Авторы не берут на себя смелость утверждать, что в данной главе полностью раскрыли проблемы распасов и указали все оптимальные варианты игры и просчета карт партнеров. К тому же, как известно, «нельзя объять необъятное». И все же некоторые попытки в этом направлении нами сделаны. Понимание остальных проблем придет к читателю в процессе игры, особенно с учетом конкретной ситуации, манеры игры партнеров и их психологического склада.

ВЫХОД ИЗ РАСПАСА: игра, не ниже семерной

1. Правила розыгрыша распасов

Распас — единственная игра, отличающая преферанс втроём от преферанса вчетвером. Это сразу следует из общих правил игры, изложенных в первой главе. Напомним их ещё раз.

Естественно, что стратегия игры несколько меняется, но читателю уже нетрудно будет перенести на эти случаи всё сказанное далее.

2. Стоимость распаса и его перебития

Для наглядности дальнейшего изложения приведем таблицу стоимости взяток (В) в вистах для третьего распаса (6 очков в гору за каждую взятку) при игре втроём (3) и вчетвером (4).

Таблица 13

В«Чистых» нет«Чистый» 1 игрок«Чистых» двое
343434
0280240240210
1140901006030
28030400-30
320-30-20-60-90
4-40-90-80-120-150
5-100-150-140-180-210
6-160-210-200-240-270
7-220-270-260300-330
8-280-320-360-390
9-380-450
10-480

Прочерками в таблице отмечены невозможные ситуации. Например, если игрок на первой руке взял девять взяток, то кто-то обязательно должен быть «чистым», а при игре вчетвером «чистым» не может быть только один игрок.

Приведем теперь стоимости некоторых сыгранных и несыгранных игр, чаще всего возникающих при перебитии распасов.

Таблица 14

Игра втроемИгра вчетвером
Сыгранный мизер+133,3+150
Сыгранная 7-я+29,3+36
Сыгранная 8-я+56+66
Сыгранная 9-я+90,6+104
Семерная без 1-й-101,3-116
Семерная без 2-х-178,6-208
Семерная без 3-х-256-300
Семерная без 4-х-333,3-392

Теперь, думаем, каждый видит: распас — очень дорогая игра.

Анализ приведенных таблиц наводит на размышления об отличиях распаса втроем и вчетвером.

Во-первых, уже то, что сдатчик может взять максимум две взятки, а часто оказывается «чистым» (совершенно без борьбы, что особенно противно), говорит о том, что распас втроем безусловно справедливее распаса вчетвером. Кроме того, при игре втроем у всех равные возможности.

Во-вторых, из таблиц видно, что стоимость распаса вчетвером примерно на одну лишнюю взятку отличается от стоимости распаса втроем, т. е. играя вчетвером, вы должны рассчитывать на то, что хотя бы одну свою взятку отдадите сдатчику (что, естественно, не всегда возможно).

Из сказанного можно сделать следующий вывод:

Совет 9. При возможности выбора и прочих равных условиях выбирайте распас чаще при игре втроем, чем при игре вчетвером.

Тем не менее, игра вчетвером более распространена (и приятна — каждому мечтается побыть на распасе сдающим), а шансы игроков несколько уравновешиваются тем, что раздача после розыгрыша распаса скользящая.

Существуют следующие очевидные соглашения при розыгрыше распаса вчетвером:

Совет 10. Дайте взятку сдатчику. Даже если карты не очень позволяют сделать это, все равно отдайте — это будет выглядеть, по крайней мере, благородно. В противном случае будьте готовы хладнокровно выслушать не всегда лестные для вас замечания партнеров.

Совет 11. Если первый выход сдатчика оказался с маленькой карты, наберитесь мужества (даже если вы на первой руке) и пробейте старшей картой. Всегда существует вероятность, что следующий ход сдатчика окажется снова в эту масть (часто именно так и бывает), и благодаря вам он получит взятку.

Например, имея на руках 7 и Т в одной масти, в случае выхода девятки той же масти не раздумывая бейте ее тузом — все равно вы на него возьмете. Зато если следующая карта из прикупа будет той же масти, взятку наверняка получит сдатчик. Даже если у вас на первой руке 7 и Д, бейте дамой. Возможно, остальные ее перебьют из тех же соображений.

3. Прогноз результата распаса

После раздачи карт для принятия верного решения о том, играть или нет распас, всегда нужно сделать прогноз — примерно оценить количество взяток, которые вы не сможете не взять на распасе. Такой прогноз необходим постоянно, если вы на первой руке или игроки перед вами спасовали, независимо от того, была предыдущая игра распасом или нет. Хорошо, если такой прогноз войдет в привычку, тем более, что он в сущности не так уж и сложен.

Следует также учесть, что оценки количества взяток для распаса и для мизера принципиально отличаются — распас оценивается слабее, все-таки вы, в отличие от мизера, будете играть втёмную (надеемся, что противники не играют «на лапу»). Оценка ваших карт — это прогноз результата распаса примерно для среднего по сложности расклада. Чаще всего таким он и бывает, хотя встречаются ситуации, когда оценка взяток колебалась от 0 до 1, а в результате получилось шесть или семь взяток. Тут уж ничего не поделаешь — «расклад-с». В сущности оценка зависит от конкретной пули, от того, как складывается для вас игра: если неудачно («непруха»), оценивайте по максимуму — не будет разочарования; если нормально — оценивайте усредненно.

Дадим теперь некоторые советы, как проводить прогноз.

3.1. Оценка длинной масти

Длинной считается масть, имеющая не менее четырех карт. Если длинная масть начинается с 7, 8, с 7, 9 или даже с 7, 10, то она считается на распасах чистой, т. е. при ее розыгрыше вы, возможно, не получите взяток. Конечно, неприятно, если вас «режут» под 7,10, но мы ведь говорим об оценке, а не о реальном течении розыгрыша. Такие варианты, как 7, 9, К, Т или 7, 10, Д, Т, тоже условно могут считаться чистыми — мы ведь оптимисты!

Для пяти и более карт длинной масти проблем вообще нет: оценка взяток — 0, если уж совсем осторожно — 1.

Масть из четырех карт, начинающаяся с 8, 9 или 8, 10, также условно можно оценивать как чистую — вероятность этого довольно велика. Если же в такой масти пять и более карт, то лучше в этом случае вообще попытаться перебить распас, т. к. почти в половине случаев вам дадут в этой масти не меньше четырех взяток («зачехлят»). Впрочем, если у вас есть перехват в другой масти, то «чехла» можно избежать, и оценка будет равна 1.

Если длинная масть начинается с 7, В или 8, В, оценка количества взяток — 1. В остальных случаях оценка равна 2. Не надо пугаться таких карт, как В, Д, К, Т — при правильной игре они обычно дают не более двух взяток.

Нельзя не сказать о порядке розыгрыша длинной масти. Один из основных законов распасов — «не трогай длинную масть». Как и всем законам, ему надо следовать с умом. В частности, это относится к таким системам карт, как Т, К, Д, В или Т, К, Д, В, 10.

3.2. Оценка короткой масти

Для бланков от 7 до 10 оценка количества взяток — 0, для остальных — оценка 1.

Для двух карт — 7, 8; 7, 9; 7, 10; 7, В; 8, 9; 8, 10; 8, В; 9, 10 — оценка 0 (для 7, В; 8, В; 9, 10 лучше 0,5).

Для систем из двух карт К, Т; Д, Т; Д, К оценка взяток — 2, для остальных пар карт — оценка 1.

Три карты в общем случае оценивать не будем — скучно! Попробуйте сами сделать это, но учтите следующее:
третья карта более чем в половине случаев не разыгрывается, поэтому оценку можно проводить по двум младшим картам, со сдвигом на одну карту к старшим, прибавляя к оценке 0,5, а в сомнительных случаях прибавляя 1.

Оцените следующие три карты: 7, 9, К; 8, В, Т; 10, В, Д; 9, 10, Т; В, Д, Т.
Наша оценка — 0, 1, 1, 1, 2.

3.3. Общая оценка

Найдем сумму оценок по всем мастям. Если игроков четверо и вам везет, можете вычесть отсюда единицу в счет сдатчика. Если у вас нет масти, тоже можно вычесть единицу (а лучше 0,5). Если вам нужен перехват в той же масти, где оценка 0, прибавьте 1. Это приблизительно и будет общей оценкой ваших карт.

В свете сказанного выше может сложиться впечатление, что распасы нужно играть с калькулятором. На самом деле это, конечно, не так. Надо внимательно посмотреть карты (свои!) и оценить их с позиции идей, высказанных в настоящем разделе. В реальной игре оценка делается интуитивно, и никто никаких особо сложных подсчетов не производит (просто не успевает). Но интуиция основана на знании изложенных здесь фактов и практическом опыте.

4. Принятие решения о распасе

После начала распасов, когда следующейигрой может стать второй или третий распас, аперебить его можно лишь семерной (или выше) игрой,очень важным становится вопрос о принятииоптимального решения — пасовать или пытатьсясыграть игру. Часто бывает так, что неверноерешение может определить судьбу всей дальнейшейигры, и тут дело даже не только в том, чтостоимость плохо сыгранной игры или распасадостаточно велика (выше, чем стоимость среднейошибки в обычной игре), но и в том, чтонеправильный выбор может оказать очень сильноевлияние на динамику пули: не угадано удачноеперебитие — ужасные, неперебиваемые распасы доокончательного проигрыша; угаданное удачноеперебитие — прекрасная игра в будущем; угаданныераспасы — и хорошие распасы дальше.

Нужно также учесть, что неправильный выбор оказывает очень сильное психологическое воздействие на игрока, выбивает его на некоторое время из привычной колеи, а так как следующей игрой опять может быть распас, то.

Проблема выбора может оказаться и достаточно приятной — выбор между распасом и мизером или между распасом и «железной» игрой, хотя и в этом случае он должен быть правильным.

Большое значение для принятия решения имеет ориентация игрока на распас. Если ваше положение в пуле весьма неприятное, то чаще всего вы ориентируетесь именно на распас. В принципе это правильно — удачная серия распасов может сильно поправить положение. Самый простой совет — не увлекайтесь, выбирайте распас только в действительно сомнительных ситуациях либо когда выбор не имеет особенного значения. Вместе с тем, обычно результат чрезмерной ориентации бывает обратным — ваше положение может с каждым разом еще более ухудшиться. К сожалению, давать такие советы гораздо легче, чем следовать им!

В дальнейшем мы рассмотрим в основном третий распас при игре вчетвером как наиболее опасный и часто встречающийся. Для второго распаса рассуждения аналогичны. При игре втроем следует учесть, что можно взять на одну взятку больше, чем при игре вчетвером, и ситуация будет примерно той же.

4.1. Решение при мизере

Если вы на третьей руке и имеете мизер, а противники уже спасовали, то безусловно следует играть распас, в том числе второй и третий. Комментарии излишни — все видно из таблиц 13 и 14. Другое дело, если вы на второй или первой руке. В этом случае нет никакой гарантии, что остальные тоже спасуют, тем более, что у них, безусловно, сильная карта. Играйте мизер — уж лучше синица в руках!

Если у вас двухмастный мизер с тузами, королями и без восьмерок, то у партнеров хорошая игра маловероятна и поэтому распас вполне возможен. В этом случае целесообразно объявить распас.

Часто бывает так, что на распасе у вас «железная» взятка, но мизер тем не менее может быть чистым, например, когда имеются три чистые масти и крупный бланк в четвертой. Карта прикупная, целесообразно играть мизер. Исключение составляет лишь третий распас при игре втроем: здесь одна взятка дает +140 вистов, а сыгранный мизер — лишь +133.

Если же у вас нет какой-либо масти, лучше не рисковать — мизер проблематичен, зато есть хороший шанс выйти чистым, ведь вполне возможен выход в отсутствующую масть, и вы пронесете свой бланк.

Обратите внимание еще на один момент. В варианте преферанса, когда мизер не перебивает распасы, на мизере можно рисковать в несколько большей степени, если вы хотите продлить распас, но чувствуете, что его наверняка кто-то перебьет.

Пример 1. Игрок на третьей руке имеет следующие карты: ♠ 7, 9, В; ♣ 7, 8, 10, Т; ♦ 7, 9; ♥ К. Все партнеры спасовали.
Если это не третий распас втроем, мы советуем заказать мизер. На распасе наверняка дадут одну взятку, а вероятность прикупить свою карту в данной, ситуации — 88 % (см. таблицу 5).
Но, как мы знаем, всякое случается, поэтому осторожные игроки скорее всего будут пасовать.

Пример 2. Имеем ♠ 7, 9, В, К; ♣ 7, 8, 10, К, Т; ♦ —; ♥ К.
При такой карте вероятность прикупки (76%) меньше, чем вероятность того, что три карты окажутся на одной руке (79% при пяти козырях). На три карты обычно страхуются, поэтому целесообразнее играть распас, тем более, что есть пронос на бубнах.

4.2. Решение при «железной» игре

Если у вас на руках «железная» семерная и в то же время неплохой распас, обратите внимание на то, что выигрыш при семерной — +36 вистов, а если на распасе вы возьмете две взятки (для игры втроем — три), то получите почти то же самое. В данном случае ваш выбор целиком зависит от ориентации, желания играть распас.

В любом случае, если есть шанс остаться чистым — играйте распас.

4.3. Решение при плохой карте

Рассмотрим самый неприятный момент — у вас на руках нет семерной, и распас кажется очень плохим, что случается довольно часто. Когда у вас «непруха», то кажется, что такая карта идет постоянно. Тут иногда помогают смена колоды, сложные замесы, плач, ругательства или не помогает ничего. В принципе нет ничего особенного в том, чтобы иногда взять больше пяти взяток на распасе или сесть без двух или без трех на семерной. Главное, чтобы это случалось как можно реже. Но еще важнее остаться при этом в форме. В конце концов эту пулю вы можете и проиграть. Не все же время выигрывать — потеряете партнеров!

Итак, как же все-таки решить, играть распас или попытаться его перебить? Ничего сложного здесь нет — надо только верно оценить карту, подсчитать, посмотреть в таблице или вспомнить, что выгоднее.

Покажем примерное соответствие между плохим распасом и несыгранными заказами.

Третий распас при игре вчетверомТретий распас при игре втроем
Семь без одной

4–5 взяток на распасе

Семь без одной

5 взяток на распасе

Семь без двух

6 взяток на распасе

Семь без двух

б–7 взяток на распасе

Семь без трех

7–8 взяток на распасе

Семь без трех

8 взяток на распасе

Семь без четырех

8–9 взяток на распасе

Семь без четырех

8–9 взяток на распасе

Второй распас при игре вчетверомВторой распас при игре втроем
Семь без одной

5–6 взяток на распасе

Семь без одной

6 взяток на распасе

Семь без двух

7–8 взяток на распасе

Семь без двух

8 взяток на распасе

Семь без трех

9 взяток на распасе

Семь без трех

9 взяток на распасе

Выбирайте! Как говорил Швейк, «тяжелый это будет выбор». Вот наше мнение:

Совет 12. Если карта прикупная, можно попытаться перебить распас. Если же нет — лучше и не пробовать, распас может оказаться не таким уж и плохим.

Как правило, распас бывает плохим, когда вы этого ждете. Многое зависит от вашей интуиции, от того, насколько вы чувствуете прикуп. За время пули вам не раз представится возможность ее проверить. Если же прикуп не чувствуется, не расстраивайтесь — просто сегодня «непруха». Действуйте разумно и много не проиграете.

Приведем несколько примеров.

Пример 1. На руках ♠ 9, В, Т; ♣ В, Д, К; ♦ К; ♥ 9, 10, К.
Сами видите, тяжелая карта для распаса. Оценка количества взяток — около шести, а при плохом раскладе и все девять. С другой стороны, на игре без прикупа может быть только три взятки. Хотя карта и прикупная, рассчитывать прикупить больше одной или двух взяток не имеет смысла. Таким образом, даже на третьем распасе лучше пасовать.

Пример 2. ♠ 8, Д, Т; ♣ 10, Д, К; ♦ Д; ♥ 8. К. Т.
Здесь мы видим примерно пять взяток на распасе, причем карта очень прикупная. Вероятность прикупки — 91%. Но даже если в прикупе две бубны, постарайтесь взять свои пять взяток и не расстраиваетесь — распас был бы очень плохим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *