Что нужно чтобы открыть детский магазин
Как открыть интернет-магазин детских товаров
Детские интернет-магазины — весьма перспективный бизнес. В регионах все больше людей предпочитают совершать покупки через Интернет, а в развитых мегаполисах интернет давно стал массовым. Интернет-магазинв обеспечивают своим покупателям ни с чем не сравнимый комфорт.
Открытие стационарного магазина для новорожденных, по словам экспертов, обойдется сегодня от одной до двух тысяч долларов за квадратный метр. Затраты же на старт интернет-магазина «плавают» в пределах от 2 000 до 250 000 долларов. Размер вложений напрямую зависит от формата магазина (универсальный или специализированный), способа организации торговли (поддерживается собственный склад или нет), штата (собственные курьеры или со стороны) и многих других факторов.
Создание интернет-универсама «под ключ» обходится примерно в 30–40 тысяч долларов, из которых половина идет на закупку товара.
Средняя ежемесячная прибыль раскрученного универсального магазина может составлять около 120 тысяч рублей, а оборот — 700–900 тысяч. Рентабельность этого бизнеса составляет 20–30%, а в отдельных случаях и все 40%. Показатель рентабельности напрямую зависит от вида товаров и поставщиков, от способов раскрутки и «качества» базы, на которой создан магазин, от наличия складов и т. д. У разных детских товаров может быть различная рентабельность. Есть детский товар, который можно продавать с наценкой и в 70–100%.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Самый большой спрос в виртуальных магазинах на детское питание и средства гигиены. Поэтому памперсы, смеси и баночки должны быть в магазине всегда. Отказавшись от этих продуктов, вы потеряете две трети потенциальных покупателей.
Очень высока конкуренция в сегменте колясок, автокресел, детской мебели и электромобилей. Менее сильна конкуренция в сегменте развивающих игр и мелких игрушек. А вот в торговле одеждой не все гладко, здесь велик процент возвратов, ведь покупатели не могут примерить покупку или правильно подобрать размер. Крупногабаритные товары (домики, горки, песочницы, электромобили) также пользуются небольшим спросом, по причине дорогивизны их доставки.
Рейтинг популярности
За прошедший месяц в «Яндексе» спрашивали:
Детские интернет-магазины — 12 965 раз (из них интернет-магазины детских товаров — 3 274)
Детское питание — 15 920
Товары для детей — 7 200
Одежда для кормления — 256
Пустышки — 1 438 раз
Алгоритм создания интернет-магазина довольно прост: регистрация ИП или ООО, открытие счета в банке, создание сайта и закупка товара.
Основные показатели качественного магазина — это удобство интерфейса, интерактивные функции, предоставление бесплатных услуг и справок, не связанных с покупками, а также возможность превращения торговой точки в интерактивный портал для молодых родителей.
Но удачный дизайн сайта, наличие товара и приемлемая цена потеряют свое привлекательность при плохо организованной доставке. Доставка- это важная составляющая бизнеса. Некоторые виртуальные магазины ограничивают время доставки до трех часов, что очень актуально для клиентов такого магазина.
Товар интернет-магазины закупают напрямую у производителей, авторизованных дилеров или посредников. Однако для некоторых категорий товаров, таких как крупногабаритные и дорогие вещи, нужен склад, где все эти эти коляски, электромобили и т.п. можно показать покупателям. Но существовать без складского помещения, виртуальный магазин все же может. Самое главное чтобы на сайте были доступны подробные описания товаров и качественные фотографии. Раскрученность бренда также имеет значения для стимулирования покупки. Известные торговые марки продвигают себя сами.
Штат интернет-магазина детских товаров напрямую зависит от объемов продаж. Минимальная комплектация- принимающий заказы менеджер, бухгалтер, курьер и водитель с собственным автотранспортом, хотя последнего можно заменить сотрудничеством с курьерскими службами, транспортными компаниями.
Но успех виртуального магазина зависит не только от ассортимента и цен. Имеют значение и другие детали, например, интерактивные сервисы. Поскольку основной аудиторией детских магазинов являются молодые мамы, то возможность общения выходит на первый план. Для них необходимо предусмотреть профессиональные живые форумы с консультациями специалистов и врачей. Еще одной немаловажной деталью, обеспечивающей успех такого магазина, является профессионализм менеджеров по продажам.
Около 95% заказов действующим интернет-магазинам обеспечивают жители Москвы и Санкт-Петербурга, и только 5% приходится на регионы. Относительно низкая активность региональных покупателей объясняется высокой стоимостью доставки курьерскими службами, ненадежностью федеральной почтовой системы и сложностью процедур оплаты.
Вообще доставка товара — это проблема для всех без исключения интернет-магазинов. Способы ее осуществления ограничены –это курьеры, федеральная почта и коммерческие перевозчики. Обычно, «свой» регион обслуживается собственной курьерской службой, а доставка за его пределы — особый случай, требующий привлечения сторонних логистических служб.
Проблемы
Следует также быть готовым и к трудностям с хостингом. Обычно договоры с хостерами заключаются в столь изощренной форме, что на деле провайдеры никогда и ни за что не отвечают, а все недочеты списывают на загадочные «технические сбои». Виртуальный магазин могут попросту отключить, объяснив это тем, что «сервер не справился с нагрузкой». Решить проблему можно, лишь установив на площадке провайдера собственный выделенный сервер, но и это еще не гарантия.
Еще одна сложность в бизнесе – поставщики, использующие серые схемы. Они не могут предоставить полный комплект документов для бухгалтерской отчетности, и часто от работы с ними приходится отказываться.
Трудностей в этом бизнесе достаточно, но не больше, чем в любом другом секторе розничной торговли. Правильное построение цепочки взаимодействий между подразделениями интернет-магазина «сайт — заказ — обработка —доставка — оперативное реагирование на претензии клиента» —поможет вам организовать успешный интернет-магазин детских товаров.
Итоги
Объем инвестиций: от 2 до 14 тысяч долларов на создание самого виртуального магазина, еще 10–20 тысяч — на закупку товара.
Форма собственности: ИП, ООО.
Срок окупаемости: от трех месяцев до года.
Документы: документация, дающая право на торговлю.
Аудитория: молодые родители, мамы, которые не могут выйти из дома.
Налоги: интернет-магазины не могут применять ЕНВД.
Доходы: рентабельность бизнеса составляет 20–30%, наценка на отдельные виды товара — 30%, на остальные доходит до 70%. Обороты хорошего «универсама» — 600 тысяч рублей в месяц, прибыль — около 60–120 тысяч в месяц.
Средства продвижения: контекстная реклама и продвижение, баннерообмен, оптимизация — от 300 долларов за три месяца. Первоначальная подготовка магазина к продвижению должна входить в стоимость качественного интернет-магазина.
Требования к помещению: склад плюс небольшой офис.
Персонал: менеджер по продажам в штате, бухгалтер, водитель с личным транспортом для крупногабаритного товара, курьеры (в идеале — находящиеся на аутсорсинге).
По материалам статьи Екатерины Чинаровой для Бизнес-журнала
Бизнес план детского магазина
Финансовая модель детского магазина
1. Краткий инвестиционный меморандум
Магазины детских товаров становятся все популярнее с каждым годом. Несмотря на экономический кризис, родители стараются не отказывать своим детям в покупке товаров. Речь идет не только о вещах первой необходимости, но и о дополнительных покупках. К тому же, если взрослые приходят в магазин вместе с детьми, то чаще всего ребенок настоит на покупке заинтересовавшего его товара.
На детские товары практически не влияет сезонность, так как питание и игрушки необходимы круглый год, также как и одежда, которая выбирается по времени года. Большой спрос также вызван тем, что дети быстро вырастают из своих вещей, им надоедают игрушки, что-то ломается и приходится покупать новое.
К тому же, наценка на детские товары обычно выше, чем на взрослые, при этом себестоимость зачастую ниже.
Сумма первоначальных инвестиций — 1 536 000 рублей
Ежемесячная прибыль — 188 333 рублей
Срок окупаемости — 12 месяцев
Точка безубыточности — 3 месяца
Рентабельность продаж — 18%
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Прежде чем открыть детский магазин необходимо определиться с ассортиментом магазина. Детские магазины подразделяют на следующее виды:
Обычно предприниматели объединяют в одном магазине сразу несколько направлений, к примеру, одежду и обувь. Также существуют магазины-универмаги, где включен весь ассортимент товаров. В каждом городе есть несколько крупных игроков-универмагов, которые располагаются обычно в торговых центрах.
В бизнес-плане рассмотрим магазин игрушек и товаров. К категории «детские товары» относятся: коляски, кроватки, детские стулья, стульчики для кормления, автокресла и т.д. Ассортимент игрушек очень велик и классификация обычно проводится по возрасту ребенка:
Площадь такого магазина должна быть не менее 100 м2, при этом стоит учитывать, что часть помещения должны быть отдана под склад.
Месторасположение магазина должно быть удобным для покупателей. Очень часто в торговых центрах под детские товары выделяют этаж либо какое-то определенное пространство. Рядом могут располагаться детские кафе и другие товары. Не смотря на то, что у магазина могут появиться конкуренты, концентрация «целевой аудитории» будет выше. Возможно открытие магазина как под собственным брендом, так и покупка франшизы известных сетей. Режим работы магазина с 10.00 до 20.00 без обеда и выходных.
3. Описание рынка сбыта
Стоит понимать, что, несмотря на детский ассортимент товаров, посетителями будут взрослые люди. Поэтому классификация рынка сбыта будет выглядеть следующим образом:
Преимущества и недостатки магазина детских товаров показаны в таблице:
Сильные стороны проекта:
Слабые стороны проекта:
Возможности проекта:
Угрозы проекта:
4. Продажи и маркетинг
Маркетинговая кампания очень важна для любого бизнеса, тем более для магазина. Необходимо, чтобы покупатели знали местонахождение, примерный ассортимент, ценовую категорию. Для этого перед началом работы магазина необходимо провести следующие действия:
После того, как магазин откроет свои двери, нужно запустить различные акции, а в день открытия можно раздавать подарки детям. Также можно стать спонсорами в различных городских благотворительных акциях, для того, чтобы повысить узнаваемость магазина.
5. План производства
План производства магазина детских товаров можно поделить на несколько этапов:
6. Организационная структура
В первые месяцы работы магазина необходимо набрать штат в количестве 10 человек. В зале обслуживания будут работать кассиры и продавцы-консультанты. Если торговый комплекс не предоставляет свою клининговую службу, то необходима также уборщица.
За работой сотрудников зала обслуживания следит администратор. Иногда эту должность заменяет управляющий магазином.
В магазине также необходим директор. Это сотрудник, который полностью отвечает за происходящее в магазине.
Офисный штат магазина состоит из бухгалтера, менеджера по закупкам и маркетолога. Бухгалтер проводит инвентаризацию, отвечает за кассовую дисциплину и налоговую отчетность.
Менеджер по закупкам ведет поиск выгодных предложений поставщиков, а маркетолог изучает рынок, целевую аудиторию и разрабатывает маркетинговй план действий.
Офисные сотрудники могут работать либо удаленно, либо в другом помещении. Их график работы стандартный с 9.00 до 18.00.
Режим работы сотрудников зала обслуживания с 10.00 до 22.00, многие штатные единицы получают помимо оклада проценты с продаж. Необходимо выстроить работу персонала так, чтобы каждый был заинтересован в продажах, увеличении прибыли и в лояльности к покупателям.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 40 000 | 1 | 40 000 | 46 985 |
Администратор | 25 000 | 2 | 50 000 | 31 985 |
Продавец-консультант | 20 000 | 2 | 40 000 | 24 889 |
Кассир | 20 000 | 2 | 40 000 | 20 000 |
Менеджер по закупкам | 30 000 | 1 | 30 000 | 30 000 |
Бухгалтер | 30 000 | 1 | 30 000 | 30 000 |
Маркетолог | 30 000 | 1 | 30 000 | 30 000 |
Страховые взносы | 78 000 | |||
Итого ФОТ без премиальной части | 338 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
7. Финансовый план
Инвестиционные затраты на открытие данного бизнеса составляют 1 536 000 рублей.
Инвестиции на открытие магазина детских товаров выглядят следующим образом:
Инвестиции на открытие
Регистрация, включая получение всех разрешений
Как я открыл интернет-магазин по продаже устройств для сна младенцев
Чтобы обеспечить себя пассивным доходом
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Я решил заняться предпринимательством, чтобы обеспечить себя на будущее пассивным доходом.
После некоторых раздумий мне пришла мысль: что, если открыть свой магазин? А что продавать? А где? Не было никакой гениальной идеи: я просто искал ответы на эти вопросы и параллельно решал сопутствующие задачи. Магазин я открыл, он работает, и в этой статье я расскажу, как это получилось.
С чего все начиналось
Я впервые получил подобный опыт в 2014 году, когда открыл интернет-магазин необычных фотообоев из разных материалов. Я привозил их из Китая на заказ. Пока искал хорошего поставщика, успел пообщаться через «Гугл-транслэйт» на китайском. Тогда я жил в Красноярске. Обороты были небольшими, но заказы поступали даже из Санкт-Петербурга и Карелии. Когда Крым стал частью РФ и курс доллара сильно вырос, все рухнуло. Мой магазин стал неконкурентоспособен.
Как раз в тот период я потерял работу из-за кризиса и не мог ничего найти по своей профессии. Подрабатывал где только можно: несколько месяцев развозил суши, проводил небольшое исследование на нашем рынке для стартапа из Англии, начал подрабатывать системным администратором в школе и прочее.
С тех пор прошло много времени, я сменил профессию и город, поработал в крупной ИТ-компании. Но сама идея того, что можно создать что-то свое с нуля, осталась со мной. Так, в 2017 году я разработал сайт по поиску удаленной работы с расширенным фильтром по вакансиям, которые автоматически подгружались с «Хедхантера» и «Моего круга». Тогда я получил ценный урок: сначала стоит провести исследование, пообщаться с потенциальными пользователями и понять, в чем их проблема, а затем тратить кучу времени на написание кода. В итоге проект не выстрелил.
Выбор продукта
Прошло несколько месяцев после того, как мой сайт по поиску удаленной работы прекратил свое существование, и я решил попробовать себя в e-commerce. Мне было важно найти такой товар, который не был широко представлен на российском рынке, чтобы даже молодой магазин мог быть конкурентоспособным.
Я просматривал заграничные интернет-магазины — искал что-нибудь интересное и необычное — и наткнулся на Baby Shusher. Это устройство для убаюкивания детей младше года: оно создает шумы, похожие на те, что ребенок слышит в утробе матери. В сети я нашел много видео, на которых при включении белого шума малыши буквально за 15 секунд расслабляются и перестают плакать.
Идея продавать генератор белого шума показалась интересной, к тому же подобных товаров практически не было на российском рынке. Я предложил другу присоединиться к моему делу, и он согласился.
Спойлер: спустя некоторое время я убедился, что попытка найти очень узкую нишу, где нет конкурентов, — плохая затея, потому что, как правило, на продукцию этой ниши и спрос будет небольшой. А развивать продукт, который мало кому известен, сложно. Но я это понял, когда мой магазин уже был запущен и на его продвижение было потрачено несколько месяцев.
Я решил продавать генераторы белого шума через интернет, так как открытие офлайн-магазина на первом этапе потребовало бы гораздо больше вложений. В качестве площадки выбрал конструктор сайтов «Тильда». Здесь можно быстро сделать работающий сайт, легко им управлять и получать оперативную техподдержку. Есть и минусы: проблематично масштабировать магазин, если количество товаров выросло, и трудно делать доработки, так как приложение находится в облаке. Но на тот момент «Тильда» была для меня оптимальным вариантом.
Точный бюджет не помню, но в первый месяц мы потратили около 20 000 Р на закупку устройств, доменное имя, лендинг и прочее. Первую версию сайта сделали своими руками за неделю. Но потом потратили еще пару недель на доработку: вычитывали текст и экспериментировали с дизайном. После 2—3 месяцев работы над проектом друг перестал им заниматься из-за нехватки времени. Я продолжил один.
Оптимизация доставки
Среди первых трудностей оказалась долгая доставка товара из США, которая занимала от двух до четырех недель. Тогда я ее оптимизировал: начал заказывать приборы небольшими партиями — от 20 до 40 штук — напрямую с фабрики из Китая.
Процесс устроен так. Я оплачиваю инвойс, который мне присылает производитель из США. Затем он отправляет товар с фабрики в Китае на склад транспортной компании все в том же в Китае. Транспортная компания дополнительно упаковывает груз и отправляет его в Москву, попутно занимаясь растаможиванием. Далее я оплачиваю их услуги и заказываю доставку груза в Петербург. После проверяю генераторы на работоспособность. Когда поступает заказ от клиента на сайте, я еще раз проверяю товар, а потом отношу его в офис транспортной компании и отправляю.
Продвижение и расширение магазина
Также выяснилось, что целевая аудитория не знает о подобном продукте, хотя в первые два дня активно поступали заказы — я даже решил, что дело заладилось. Но уже через неделю стало ясно, что в России низкий спрос на этот товар. Встал закономерный вопрос: как рассказать потенциальным покупателям о продукции и увеличить спрос? Я нашел ответ после консультации с SMM-специалистом: нужно продвигать товар в социальных сетях.
После чтения тематических статей в интернете и консультации с более опытным знакомым предпринимателем в план развития вошли следующие пункты:
Регистрация ИП. Тут все прошло достаточно просто: я подал заявку в налоговую через Тинькофф-банк (это не реклама 🙂), загрузил на сайт документы для регистрации, сделал пару звонков. И все — я индивидуальный предприниматель. Не помню даже, приезжал ли ко мне курьер за моей подписью в заявлении.
В части систем налогообложения у меня есть небольшой нюанс: я использую две — патентную и упрощенную. Под патент попадает моя деятельность — на данный момент основная — в области разработки программного обеспечения. Под упрощенку — вся деятельность, связанная с электронной коммерцией. По ней я плачу 6% от дохода.
Подключение онлайн-оплаты. Простую и подробную инструкцию о том, как подключить «Яндекс-кассу», можно найти в интернете. Скажу лишь, что люди действительно охотнее покупают товар, если есть возможность оплатить его как онлайн, так и наложенным платежом.
Доставка. Еще один важный момент, к которому я пришел не сразу, — разумность сотрудничества не с одной, а с несколькими транспортными компаниями. До регистрации ИП я отправлял посылки Почтой России, так как она принимает наложенный платеж для физических лиц. Впоследствии я стал работать со «Сдэком», что сильно облегчило мне жизнь: эта транспортная компания доставляет быстрее, а посылки остаются целее. Но и «Сдэк» далеко не идеал: доставляли не всегда стабильно, забывали перевести мне некоторые наложенные платежи. Под Новый год у них гигантская загрузка, и некоторые мои посылки шли около месяца вместо обещанной недели.
В общем, двух лет таких декабрьских доставок мне хватило, и я перешел на «Боксберри». На момент написания этой статьи прошло шесть месяцев нашего сотрудничества, пока полет нормальный: посылки приходят быстро, стабильно, хоть и стоит это немного дороже, чем у предыдущих транспортных компаний.
В тот момент уже существовала группа магазина во «Вконтакте», но публикации выходили нечасто. Мы подключили «Инстаграм», «Фейсбук» и стали делать ежедневные публикации во всех социальных сетях. Но для начала навели везде порядок.
В группе во «Вконтакте» мы:
Таким образом, уже через пару дней мы получили первый заказ через социальные сети без подключения рекламы. Благодаря нашим комментариям на чужих страницах к нам пришли фотографы, с которыми мы на этапе заказа договорились о скидке в обмен на отзыв. Позднее они стали нашими партнерами, и сейчас у них есть постоянная скидка на товары магазина для себя и клиентов.
Пожалуй, привлечь фотографов новорожденных было самым удачным решением в этом проекте. Они не конкуренты магазина, но при этом у нас одинаковая целевая аудитория — родители новорожденных. После съемок малышей многие родители интересовались устройствами и впоследствии приходили к нам. А некоторые фотографы решили приобрести сразу несколько штук на реализацию в своих фотостудиях. Большой плюс такого сотрудничества — это то, что фотографы обеспечивают нас постоянным контентом, выставляя снимки с нашим товаром в социальные сети и отмечая наш магазин.
SMM-специалист проработала в магазине полтора года, но недавно она решила сменить профиль деятельности и работу. Пока я никого не искал на замену. Сейчас сотрудничаю с SEO-специалистом: с начала ноября он занимается продвижением в поисковых системах.
Новые товары
Изначально в магазине был только один вид устройства с белым шумом, но многим покупателям не нравилась его цена, наличие только одного типа звучания или малое время таймера. Мы решили расширить ассортимент, чтобы протестировать другие категории товаров, увеличить обороты интернет-магазина и не зависеть только от одного поставщика.
Так как изначальный сайт baby-shusher был рассчитан исключительно на один тип устройств, мы сделали еще son-rebenka. Но ради эксперимента добавили новый тип товаров и на первый ресурс.
В интернет-магазине были представлены шесть категорий товаров: белый шум, многоразовые подгузники, термометры и градусники, подушки для путешествий, радионяни и шумоизолирующие наушники. После тестирования спроса мы отказались от подушек для путешествий, ночников и радионянь. На рекламу радионянь и ночников я потратил по несколько тысяч рублей, но так и не получил заказов.
Зато белый шум, многоразовые подгузники и шумоизолирующие наушники стали самыми ходовыми товарами нашего магазина.
Пожалуй, название второго сайта было ошибкой. Из-за доменного имени son-rebenka у покупателей часто возникает вопрос: а эти товары точно подходят для взрослых? Даже если речь идет о термометре, который можно использовать независимо от возраста. Если в магазине планируется реализация товаров и для детей, и для взрослых, стоит выбрать название, которое подойдет любой возрастной категории. А ассортимент первого интернет-магазина мы все-таки расширили — добавили белые шумы других производителей. И они успешно продаются.
Подводные камни
В процессе создания интернет-магазина предостаточно подводных камней. Вот только те, с которыми пришлось столкнуться мне.
Производственный брак. К сожалению, 1—2 устройства в партии, как правило, оказываются бракованными. Но механизм решения этой проблемы с поставщиком отлажен до мелочей: если клиент сообщает, что прибор перестал работать, а гарантийный срок не истек, поставщик всегда меняет бракованное устройство на новое.
Наложенный платеж. Предоплата — предпочтительный вариант для владельца магазина, но для клиента сделка безопаснее, если он оплачивает товар после получения. Это и есть наложенный платеж. Однажды у нас была ситуация, когда клиент выбрал такой вариант, но из-за большого количества заказов мы забыли поставить отметку об оплате при получении и посылка улетела фактически бесплатно. Но клиент оказался добросовестным и отправил деньги после получения заказа.
Доставка. Чтобы посылки вовремя доходили до адресата, я заключил договор с транспортной компанией. Но бывает, что покупатель перестает выходить на связь после отправки товара. Курьер делает несколько попыток с ним связаться, и, если они безуспешны, посылка остается в пункте выдачи заказа, пока не истечет срок хранения. После этого транспортная компания доставит ее обратно отправителю, то есть мне. И я буду вынужден платить за доставку посылки в обе стороны. Поэтому важно следить за статусом заказов и дополнительно обзванивать «потерявшихся» клиентов.
Трудные клиенты. Для таких с самого начала магазин во всем плох: неудобный сайт, не устраивает качество обратной связи, а в случае выявленного брака они и вовсе обязуются рассказать всем о том, какие мы недобросовестные. В таких случаях мы сглаживаем углы. Если устройство сломалось, мы стараемся оперативно заменить его без лишней бюрократии. Если покупатель недоволен качеством обслуживания, анализируем ситуацию и иногда вносим корректировки в этот процесс.
Но не всегда все заканчивается хорошо. Недавно был клиент, который в чате ожидал моментального ответа в нерабочее время и к тому же грубил оператору. Мы отказались его обслуживать и объяснили причину, а несостоявшийся покупатель пообещал рассказать на всех сайтах-отзовиках, какие мы плохие.
Результаты и планы
Когда у меня будут результаты поискового продвижения, я решу, стоит ли вкладывать деньги и время в развитие магазина детских товаров. Если обороты ощутимо не увеличатся, то переключусь на другие направления: я также занимаюсь сайтом по продаже штрихкодов для товаров и разработкой сервиса, который собирает отзывы об организации из разных социальных источников. Этого мне хватит надолго, а в магазинах продолжу обрабатывать заказы: они не отнимают много времени.
Еще есть давняя идея начать вести блог, чтобы делиться тем, что может быть полезно начинающим предпринимателям. Без воды, кратко и по делу. Это поможет мне набраться уверенности в себе и немного структурировать приобретаемые знания и навыки. Но на это тоже нужно время, которого не так много.
Выводы
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории