Что нужно чтобы стать дьяконом
Как стать священником — правила и требования
Священство как особый жизненный путь
Священство — это не просто профессия. Это одно из наиболее ответственных решений в жизни. Не для многих подходит этот путь. Ведь будущий священник должен иметь определенные качества и особые знания. Вопрос, как стать священником, отнюдь не праздный. Должны быть склонность к принятию сана, духовные свойства, ответственность и определенная личностная зрелость. Потому, как говорил иеромонах Дионисий Игнат (1909-2004),
«священники и еще более архиереи должны быть словно солнце — так они должны светить простым верующим. Священник — это апостол нации, он должен защищать веру и народ».
Нередко у верующих возникают вопросы, касающиеся служения церкви. Например, в каком возрасте можно получить священнический сан? Что вообще нужно, чтобы стать священником?
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно знать, что собой представляет священство в Православии.
Священство в Православии
Под священством в Православии понимается особое посвящение христианина на служение Богу и Церкви. При этом он получает благодать Святого Духа и право на совершение церковных Таинств и обрядов. Это является особым призвание, которое имеют не все верующие.
«Господь дает определенный талант каждому человеку. Кто-то становится педагогом, кто-то врачом, кто-то священником или монахом. Но, так или иначе, человек делает осознанный выбор, выбор по призванию и любви» (игумен Иоанн Фощий).
Чин поставления в сан священнослужителя относится к одному из семи церковных таинств. По-гречески оно называется хиротонией, то есть «рукоположением». Такое название связано с тем, что во время его совершения на голову посвящаемого в священники архиерей возлагает руки. Так происходит получение Божьей благодати на совершение таинств и духовное руководство вверенной паствы.
По Православному Учению, через непрерывную цепочку рукоположений сохраняется апостольское преемство, восходящее к апостолам Спасителя. Так происходит передача благодатных даров, в том числе дара священства.
Чтобы стать священником, нужно последовательно пройти все степени священства. От чтеца и иподиакона в диакона, а затем уже принять сан священника. Архиереями поставляется монашествующие, которые имеют звание архимандрита.
Степени священства
В Православной Церкви установлено три степени священства: диаконы, священники (иереи), епископы (архиереи).
Диакон в переводе с греческого означает “служитель”. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он со-служит священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий. Однако самостоятельно диакон никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.
Вторая степень священства — священник. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.
Епископ — это третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями. Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — это глава, предстоятель Церкви, который имеет титул патриарха.
Следует отметить, что в Русской Православной Церкви существует белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, вступившие в брак. К черному — насельники монастырей, которые дали обет безбрачия.
Право совершать Таинство Священства принадлежит только епископу. Все остальные церковные Таинства (Исповедь, Причастие, Крещение, Миропомазание, Соборование, Венчание) могут совершать священники.
Служение священника
В чем заключается служение священника? Кто-то из священников стремится ежедневно служить Литургию. Другой окормляет зависимых, бездомных. Третий вкладывает силы в продолжительную исповедь, тратит все свое время на общение с прихожанами. Кто-то вовлечен в научную или преподавательскую деятельность и так далее. Но в первую очередь служение священника заключается в молитве.
«Время, которое священник уделяет молитве, — это время приобретения, а не потери. Время приобретения для всего остального. Каждый должен служить своим даром. У кого-то получается преподавать, он педагог от Бога — замечательно, пусть он будет, как говорили до революции, законоучителем и занимается образовательной деятельностью. У кого-то настолько сердце милующее, что он сам тянется помогать нуждающимся — пусть занимается социальным служением.
Если батюшка в прошлом спортсмен, и потом организовал где-то в селе детскую спортивную секцию и так привлёк к Церкви детей — замечательно! У каждого человека свой дар. И именно через этот дар священники должны привлекать людей к главному — к Евхаристии, к Пиру веры» (архиепископ Амвросий Ермаков).
Как стать священником в Православной Церкви: требование к кандидатам
Принять священство — значит посвятить всю свою жизнь для Церкви. В знак нераздельности жизни на частную и церковную с рукополагаемого в священники снимают обручальное кольцо и кладут на святом престоле в алтаре.
Как стать священником без учебы в семинарии? Согласно «Положению о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц» от 27 декабря 2016 года, лица, не имеющие высшего духовного образования, также могут быть рукоположены. Для этого они должны соответствовать определенным требованиям Церковного Канона.
Современный Устав Русской Православной Церкви определяет допустимый возраст для кандидатов на принятие священства. Для диаконов и священников — при достижении совершеннолетия, для епископов — старше 30 лет. Священником может стать как монашествующий, так и женатый христианин. Причем женат он должен быть только один раз (Апостольское правило, 17). В сан епископа в Русской Православной Церкви посвящается только монах.
Имеются особые требования и к жене ставленника (кандидата во священники). Она должна исповедовать православную веру, быть замужем первый раз. Жена священника должна подавать своим целомудрием, спокойствие и воцерковленностью пример для прихожан.
Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) так говорил о высоком звании быть священником:
«Священник, как врач душ, сам должен быть свободен от душевных недугов, то есть от страстей, чтобы врачевать других. Как пастырь, должен сам быть упасен на пажитях злачных, евангельских и святоотеческих. Чтобы знать, где пасти словесных овец. Сам должен быть искусен в борьбе с мысленными волками, чтобы уметь прогонять их от стада Христова. Должен быть искусен и силен в молитве, воздержании. Не должен быть связан житейскими похотями и сластями, особенно любостяжанием, славолюбием, гордостью. Словом, — должен быть сам светом, чтобы просвещать других, солью духовною, чтобы предохранять других от душевного растления, и сам быть свободным от растления страстей.
В противном случае ему всякий больной духовно может сказать: Лицемере, изми первое бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе моего (Мф. 7, 5)».
Кто не может быть священником
Препятствиями к принятию священства являются отречение от Христа или принятие крещения под давлением внешних обстоятельств, а не по вере (Правило Неокесарийского собора, 12) Например, если крещение принято во время болезни из страха смерти. Не могут стать священниками кандидаты, не имеющие знаний о православном вероучении. Не посвящаются в священники христиане, совершившие прежде тяжкие грехи. К ним относятся убийство, воровство, святотатство, блуд и прочее.
Согласно Церковным Канонам, запрещается совершать чин рукоположения над христианином, если тот после крещения вступал в брак более одного раза или имел внебрачные отношения. Причиной отказа ставленнику в принятии священства могут быть и обязанности перед государством. Так священнослужитель не может совмещать свое служение с работой в органах государственного или административного управления. Равно как и с воинской службой.
Согласно Проекту «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» от 2017 года, священникам запрещается профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях. А также служба в муниципальных органах власти. Запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым. Недопустимо быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения, например, в игорных домах, казино, барах. Запретным для священников является профессиональное занятие спортом, а также деятельность актеров, танцоров, певцов. Нельзя заниматься врачебной и ветеринарной деятельностью, связанной с пролитием крови.
Следует отметить, что могут допускаться некоторые исключения ввиду выдающихся качеств кандидата. Абсолютно обязательными в Православии выполнение двух условий. Священнослужитель должен быть членом Православной Церкви и мужчиной.
Утверждение кандидата в сан диакона и священника совершает епархиальный архиерей и епархиальный совет.
Как стать священником: последовательность действий
Как стать священником в России? Желающий принять священный сан должен подать особое прошение архиерею епархии. К этому прошению прилагается ряд документов. Это рекомендация духовника и благочинного, автобиография соискателя. Также прилагаются свидетельства о крещении и венчании (если женатый), справки об образовании и с места жительства. Помимо этого необходимы медицинская справка по форме № 286, справки из психоневрологического, кожно-венерологического, туберкулезного диспансеров. Прилагаются копии всех листов паспорта (при наличии жены — ее паспорта), копия свидетельства о браке.
Для монашествующего нужно предоставить удостоверение о постриге. Также следует заполнить анкету.
Решение о рукоположении принимается во время очередного заседания Епархиального Совета в присутствии кандидата. В процессе беседы определяется степень готовности кандидата принять священный сан. Если Епархиальный Совет одобрил кандидата в священники, то его направляют на исповедь к епархиальному духовнику. Только после этого архиереем принимается окончательное решение о рукоположении. Для ставленника производится письменный опрос, после чего им приносится ставленническая присяга. Происходит целование креста и Евангелия. Присяга заверяется подписью правящего архиерея. После этого назначается дата и время совершения чина хиротонии.
Хиротония
Хиротония происходит только во время Литургии в присутствии всех молящихся. Не совершается хиротония на Литургии Преждеосвященных Даров. Причина — отсутствие на ней Евхаристического Канона, который является обязательным условием для новопоставленного иерея.
Рукоположение в священство совершается следующим образом.
В установленный момент службы ставленника выводят на середину храма. Диакон или протодиакон (старший диакон) спрашивает согласие на его рукоположение у прихожан, у духовенства и у рукополагающего архиерея. После получения согласия ставленника заводят в алтарь и трижды обводят вокруг престола. При этом поются те же песнопения, что и во время венчания, когда брачующихся обводят вокруг аналоя. Это символизирует заключение особого союза священнослужителя и Церкви. Ставленником склоняется голова, которую архиерей покрывает краем омофора. Это свидетельствует о совершении таинства Самим Богом. Поверх омофора архиерей возлагает свои руки и произносит молитву. Так происходит призывание на рукополагаемого Божественной благодати.
Затем совершается поочередно надевание на новопоставленного священнослужителя всех элементов облачения, которые подобают его сану. Это происходит при пении хора, как бы от лица всего народа. Поется «Аксиос», что означает «Достоин».
По окончании чина рукоположения каждому священнику выдается так называемая ставленническая грамота. Она представляет собой свидетельство, подтверждающее законность рукоположения. Также новопоставленный получает указ с обозначением места его служения. В документе называется конкретный храм или монастырь для совершения дальнейшего служения. Помимо этого священнослужитель получает специальное удостоверение.
Как стать священником: жизненные примеры
Не бывает единого для всех, стандартного пути к священству. Для каждого христианина он индивидуален.
Так, святитель Лука Крымский (1877-1961), будучи известным врачом-хирургом, принял сан священника в возрасте 43 лет. Это произошло через два года после смерти жены, от которой у него было четверо детей. Не желая лишать детей материнского тепла, он заключил фиктивный брак с медицинской сестрой своей больницы Софьей Белецкой. Сам же в 1923 году принял монашество.
Один из наиболее почитаемых старцев в России Иоанн Крестьянкин (1910-2006) с детства мечтал посвятить свою жизнь на служение Господу и Церкви. По Божьему Промыслу его желание исполнилось, когда он уже работал главным бухгалтером на одном московском предприятии. В 1945 году он принял сан безбрачного иерея.
Протоиерей Александр Мень (1935-1990) сначала учился в Московском пушно-меховом институте. Однако из-за религиозных убеждений его отчислили. Тогда он поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1960 году принял сан священника.
Старец Николай Гурьянов (1909–2002) с детства прислуживал в сельском храме. В 1928 году он окончил педагогический техникум, затем учился в педагогическом институте. Однако в конце 1930-х годов его арестовали. Ему пришлось пройти лагеря и ссылки. Во время тяжких событий отец Николай повстречал много подвижников. Тогда он дал обет, что станет священником. В феврале 1942 года был рукоположен.
Патриарх Кирилл (1946 года рождения) после окончания восьми классов в школе поступил в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. Там он работал более трёх лет техником-картографом. В 19 лет поступил в Ленинградскую духовную семинарию. А после принятия монашества в 1969 году стал священником, то есть иеромонахом.
Таинство священства. Рукоположение во диаконы
Рукоположение во диаконы
В нашем храме — великое и волнующее событие. Один из наших прихожан, Сергей Серенко, был рукоположен епископом Алексием Орехово-Зуевским в диаконы.
Мой друг и коллега по служению, который когда-то начинал с того, что считывал службу с приходского аналоя, в течение нескольких лет прошел трудный и благодатный путь (чтец — алтарник — студент ПСТГУ — преподаватель там же — старший алтарник), а в минувшее воскресение стал диаконом нашего храма.
Хиротония
Сначала — хиротония за ранней Литургией в Новоспасском монастыре:
Диаконская хиротония совершается после освящения Даров, а именно после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Иподиаконы приносят кафедру и ставят ее перед престолом слева, на нее садится архиерей. Затем два иподиакона ведут рукополагаемого из середины церкви. Они ведут его между собою, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его. Диакон возглашает в алтаре: «Повели», испрашивая согласия народа Божия на Хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: «Повелите», испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя. Новопоставляемого подводят к царским вратам и преклоняют его перед архиереем. Протодиакон произносит: «Повели, Преосвященнейший Владыко», испрашивая согласия архиерея на рукоположение. |
Рукоположение во диаконы
Наконец-то! Повели. Повели сердешного…
В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один-за правую, другой- за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго-палицу и руку архиерея, после третьего-три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия. При первом обходе хор поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…», призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты. Вторая песнь: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников веселие…» возвещает, что по их примеру проповедию рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная. Третья песнь: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила…» показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя. После этого архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится к правой стороне престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: «Боже, умило-стивися мне, грешному», и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними-голову. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобооб-разна всесвятейшему жертвеннику, освящающему Богообразные умы, — Самому Спасителю и Господу». В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что он готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его голову, по возглашении протодиаконом (или диаконом): «Вонмем», произносит вслух громко тайносовершительную формулу: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек) благо-говейнейшаго иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Протодиакон произносит мирную ектению об архиерее и «ныне проручествуе-мом диаконе», в это время иереи в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), а хор медленно то же по гречески-«Кирие элеисон» (трижды) пока архиерей читает молитвы. |
Таинство. «Божественною благодатию…»
И в заключение: Аксиос.
По прочтении молитв рукополагаемый встает на ноги и «разрешают препоясание его», т. е. снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «аксиос» (греч. — достоин), и хор вторит ему. |
Затем новопоставленному надевают поручи (нарукавники), при этом архиерей вновь возглашает:.»аксиос», и оба клироса по очереди повторяют этот возглас. Этим возглашением объявляется, что рукоположение совершилось и новопоставленный диакон, получив благодать Духа Святого, сделался достойным совершать священнослужение.
Далее при пении «аксиос» ему вручается рипида, и рукоположенный, поцеловав плечо архиерея, становится у престола, обычно слева, «стрещи святая», т. е. охранять Святые Дары, слегка помахивая над ними рипидою; это продолжается до возглашения: «Святая святым», после которого наступает время Причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов, ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.
И вот возглас: Двери, двери…
На солее — ОТЕЦ Сергий. Символ веры поем со слезами — так ждали мы этого дня!
«Исполним молитву нашу, Господеви». Подстраиваюсь под тон диакона. Теперь, Бог даст, у нас будет время и возможности притереться друг ко другу и по тону, и по темпу. Но сегодня не до технологий. Сегодня главное — радость рождения нового диакона!
Отче наш. Прихожане старательно и с охотой выводят молитву под новым для них управлением.
И, наконец, служба закончена. Поздравление нашего настоятеля, о. Владислава. Вместо «Многая лета» снова звучит «Аксиос» — но теперь не по уставу, а вырвавшись изо всех наших радостных сердец!
Ну все, трапеза. Можно расслабиться. Последние наставления в формате тостов от священников, старосты, регента… ну, в смысле, меня, грешного.
Фотографии Анны Павловой
Православная Жизнь
Кроме богослужений есть ещё часть жизни, которую прихожане замечают редко.
Немного теории
Диакон — это первая ступень священства в Церкви. Все священники сначала были диаконами. Диакон отличается от священника тем, что не может самостоятельно служить литургию и совершать таинства. При хиротонии он становится на одно колено, это образ того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только часть его: он имеет право служить при Святых Тайнах, но не может их совершать.
Диакон украшает службу своим голосом и помогает священнику. Он провозглашает ектении, читает Священное Писание — Евангелие, а если на службе два диакона, то и Апостол, — участвует в каждении и совершении некоторых богослужебных действий. Большинство диаконов обладает хорошим голосом и слухом. Особенно это касается тех, кто служит при архиерее: во время архиерейских богослужений много песнопений, которые поют в алтаре, поэтому, чтобы служба была красивой, надо хорошо и грамотно петь.
Помимо своих богослужебных обязанностей, диакон отвечает за чистоту в алтаре, благообразие службы, сохранность церковных сосудов и утвари. В алтаре есть места, которых пономари не могут касаться — это Престол, он находится в центре, на нём лежит антиминс, и Жертвенник — он расположен в стороне, на нём совершают проскомидию. К ним могут прикасаться только священники и диаконы, на которых лежит ответственность за чистоту этих священных мест.
Диакон помогает только во время богослужений?
У диакона могут быть послушания и помимо службы. В зависимости от места служения, он — помощник священника или архиерея. Также диакон может заниматься административной работой на приходе, волонтёрской деятельностью, преподаванием в воскресной школе. Всё зависит от его талантов и нужд прихода. Лично я служу при архиерее, поэтому у меня специфические обязанности. Я — сотрудник канцелярии Горловской епархии, а ещё ризничный Богоявленского кафедрального собора, что напрямую связано с моим диаконским служением: я отвечаю за убранство храма.
Вы наверняка обращали внимание, что все праздники в нашей Церкви имеют свой цвет: Пасха — красный, Рождество — белый, Троица — зелёный, Богородичные праздники — голубой, и так далее. Накануне праздничного богослужения в алтаре всё украшают в положенный цвет. Я отвечаю за это, а также за то, чтобы всё в соборе было чисто и аккуратно. Помимо перечисленного я несу послушание фотографа: снимаю праздничные богослужения, архиерея и священников нашей епархии. Когда есть необходимость — выполняю обязанности иподиакона. Иподиаконы помогают во время службы архиерею: держат книги, подают специальные подсвечники — трикирий и дикирий, — и так далее. Я старший над иподиаконами, отвечаю за то, чтобы всё было в порядке, но могу и сам при необходимости заменить их.
Диакон помогает священнику не только на богослужениях, но и на требах. Как и священники, мы несём седмицу — в течение недели дежурим в храме с утра до вечера.
Как и священники, диаконы имеют определённые степени. Как я уже говорил, первая ступень священства — это собственно диакон. Если он хорошо исполняет свои обязанности, преданно служит Церкви, его по решению архиерея могут наградить — возвести в протодиаконы. Протодиакона отличает двойной орарь (орарь — узкая лента, которую диакон носит на левом плече).
Чтобы быть диаконом, нужно учиться?
Чтобы стать диаконом, в первую очередь нужно иметь желание послужить Матери-Церкви, а всё остальное решается на собеседовании с архиереем. Мы знаем случаи, когда не хватало священнослужителей, и человек становился диаконом, а потом уже шёл учиться в семинарию заочно. Но мне кажется, что всё-таки лучше обучаться на дневном отделении. Конечно, знания можно получать разными путями, и в этом вопросе всё зависит от человека. Если он хочет, то будет учиться. Однако священнослужителю желательно иметь классическое духовное образование. Как правило, диакон рано или поздно становится священником, мало кто до конца своей жизни несёт диаконское служение. Так что знания получать нужно — чтобы разбираться в своей вере и адекватно с людьми общаться, знать, что ответить на их вопросы.
Обязательно ли диакону становиться священником?
Диакону становиться священником не обязательно. Если человек этого не хочет, его заставлять никто не будет. Перед тем, как стать священником, диакон пишет прошение на имя архиерея: «Прошу благословения Вашего Высокопреосвященства рукоположить меня в сан иерея для служения Богу и Церкви». Понятно, что, если он не напишет, никто за него этого не сделает.
Архиерей может предложить диакону рукоположение, но это не значит, что нельзя отказаться. Обычно такие вопросы решаются в личной беседе с архиереем, который имеет большой опыт общения с людьми в целом и священнослужителями в частности и потому видит, кто готов к окормлению паствы, а кто ещё нет. Священник много времени проводит с прихожанами, его задача — уметь найти подход к разным людям, подобрать для каждого нужные слова. Диакон же в большей степени помогает священнику, нежели общается с прихожанами.
Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?
Нужно обладать теми же качествами, что и священники, потому что по сути это одно и то же служение. Если отталкиваться непосредственно от задач, то диакон должен любить порядок и чистоту. Чистота в алтаре — это наша главная забота, потому что он — это святая святых. Если диакону не свойственна чистоплотность и он всё время себя заставляет делать то, что делает, то рано или поздно произойдут какие-то ошибки, случатся упущения.
Ещё в нашем служении важны дисциплинированность, порядочность, образованность. Надо уметь помочь людям мудрым и добрым словом, поддержать их в разных ситуациях. Очень важно хорошо знать Священное Писание, постоянно изучать его. Очень некрасиво, когда ты — служитель алтаря, ходишь в подряснике, но не можешь ответить людям на их вопросы. Словом, диакон — это особое служение, которое требует постоянного развития, а также ответственности по отношению к себе и людям.