Что нужно чтобы стать преподавателем в вузе
Преподавание в начальных классах без высшего педобразования
Имеет ли право человек, окончивший юридический институт, преподавать без высшего педагогического образования в начальных классах? Должен ли он пройти дополнительное обучение?
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Исследования будущего и профэкзамен вместо теории: как улучшить подготовку учителей
Как обеспечить высокое качество педагогического образования и можно ли при этом угнаться за прогрессом, обсудили эксперты на конференции ИВО.
Темой XII Международной российской конференции исследователей высшего образования (конференция ИВО), которую ежегодно проводит Высшая школа экономики, в этот раз стало качество образования. Ожидаемо многие доклады и дискуссии были посвящены тому, как поддерживать и повышать качество образовательных программ в гибридном и полностью дистанционном форматах. Но обсуждались и темы, ставшие актуальными задолго до пандемии. В их числе — подготовка педагогов для российских школ.
На симпозиуме «Как построить качественное педагогическое образование» в рамках конференции ИВО — 2021 эксперты выделили основные проблемы с обучением будущих учителей и назвали перспективные, по их мнению, решения.
В обсуждении участвовали:
Модерировал обсуждение ректор Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий Марголис.
Пересказываем основные тезисы дискуссии.
Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.
Педвуз не учит работать в школе будущего
Дискуссия о проблемах педагогического образования, конечно, не обошла стороной цифровизацию. Тему подняла Елена Казакова. Одним из ключевых вызовов для педвузов она считает переход системы образования к частично цифровому формату. Это значит, что уже в вузе будущим педагогам нужно осваивать современные цифровые инструменты, а в идеале — получать знания о технологиях, которые придут в школы только завтра. Но пока до этого далеко — массовое педагогическое образование зачастую даже не знакомит студентов с новинками.
Модератор Аркадий Марголис попробовал поставить эту мысль под сомнение. В прошлом, напомнил он со ссылкой на исследование американского опыта, потенциал новых технологий в образовании часто переоценивали:
«Каждый раз появление новой технологии вызывало огромные ожидания в системе образования и до некоторой степени рассматривалось как революционная ситуация, способная решить многие накопившиеся проблемы. И это начиная с учебного радио, телевидения, компьютеров и так далее. В большинстве случаев это были гигантские суммы денег, выброшенные на ветер: не произошло ничего из того, что ожидали активисты, никакой революции в образовании, никакого качественного принципиального изменения».
Поэтому, может быть, педвузам и не нужно торопиться с внедрением цифровых технологий в учебные планы для подготовки будущих учителей?
Казакова отвергла это возражение. Во-первых, отметила она, технологии уже сейчас решают проблемы образования — например, проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады онлайн на платформе фонда «Талант и успех» привлекло к участию много таких ребят, которые никогда не подали бы заявку на очное участие. Во-вторых, ни школа, ни педагогическое образование не могут независимо от окружающей действительности что-то внедрять или не внедрять:
«Не внедряем мы никакие цифровые технологии. Мы жить начали в другом мире! Ну перестанем мы уповать на внедрение цифровых технологий. Что, весь мир вокруг оцифруется, а мы продолжим жить с мелом и доской? Это же смешно, так не будет».
Итак, от цифровых технологий никуда не деться. Но способен ли педвуз обучить им студента так, чтобы эти знания и навыки были актуальны в будущем? Может быть, даже те задачи педагога, которые сейчас кажутся принципиально недоступными компьютеру, будут оцифрованы к моменту выпуска сегодняшних студентов.
В ответ на этот вопрос Марголиса Казакова рассказала, к какому выводу пришла в дискуссиях с коллегами: искусственный интеллект уже способен выполнить практически все рутинные операции в работе учителя. И многое он сделает лучше, чем человек. Но есть одна область, в которой настоящий педагог незаменим, — «его величество человеческая спонтанность, с которой мы реагируем на внезапные вызовы, на случайные обращения ученика, на творческие ситуации».
Что же делать? Исследовать будущее, считает Казакова, причём в партнёрстве с теми, кто разрабатывает технологический облик этого самого будущего: «Нам надо осуществлять сплав с технологическим треком, пускать на площадки педагогических вузов крупные цифровые корпорации».
Другой вопрос, что ресурсы для таких партнёрств и создания экспериментальных учебных классов есть не во всех педагогических вузах. Надо начать с нескольких центров, считает Казакова, а остальных подключать через межвузовские лаборатории.
Педагогическая наука не занимается важными для школы вопросами
Заинтересованы ли педагогические вузы в том, чтобы исследовать будущее преподавания? И в том, чтобы исследовать что-то актуальное для задач образования? Увы, ответ скорее отрицательный, считают эксперты.
Сопряжение вузовского образования с задачами школы — ещё один вызов, который отметила в ходе дискуссии проректор МПГУ Людмила Трубина. С ней согласился Марголис. По его словам, сами директора школ заявляют: у них есть запросы на исследования, за которые научные коллективы в педагогических университетах не хотят браться. Педагогические диссертации всех уровней, от магистерских до докторских, посвящаются не тем вопросам, которые возникают в практике образования.
Елена Брель назвала ситуацию и вовсе трагической. До апреля 2021 года она работала в Академии Министерства просвещения и побывала во многих региональных педуниверситетах. И, по её наблюдениям, нельзя сказать, что эти вузы не ведут исследовательской деятельности: они занимаются физикой, биологией, другими направлениями — кроме психолого-педагогического.
«Мало того что исследования, которые ведутся, никаким образом не интересны современной школе и не приносят ничего в деятельность школьного учителя. Отдельные исследования проводятся, но без учёта актуальных трендов развития педагогического образования. Психолого-педагогическим исследованиям не выделяется должной роли, они даже публикуются в изданиях, которые неинтересны для показателей самого университета», — сказала Елена Брель.
Показатели по количеству и качеству научных статей, которых должен достичь университет, — на самом деле часть проблемы, как считают участники дискуссии. Текущие требования ориентируют учёных на публикации в научных журналах, входящих в международные базы данных Scopus и Web of Science. Но, во-первых, российская педагогическая наука не может просто так взять и перейти на английский язык. Это упомянула Елена Казакова: «Если кто-то мне сейчас здесь скажет, как мы переводим на английский наше „навык“ или наше „воспитание“, я буду ему очень благодарна. Гуманитарная область тем и отличается от любой другой, что существует в языке, и [в зависимости] от того, как скажешь, ты будешь понят или не понят».
Во-вторых, как пояснила Людмила Трубина, темы, важные отечественным исследователям, неинтересны для изданий, к которым их подталкивают публикационные требования. При этом педагогическая наука на государственном уровне не считается приоритетной, а молодые исследователи в этой области не получают специальной поддержки. Всё это и ограничивает возможности исследований.
Выход эксперты видят в том, чтобы сначала поддержать педагогическую науку на русском языке: возрождать собственные сильные журналы, конференции, издательства и только после этого искать пути сотрудничества с мировым сообществом.
У педвузов нет общего представления о компетенциях, которые нужны выпускнику
Но главные проблемы педагогического образования связаны, похоже, не с компетенциями будущего, а с самыми базовыми требованиями к будущим учителям. По идее, пояснила Елена Казакова, в системе педагогического образования должно быть чёткое представление, что должен уметь выпускник, какие компетенции для него — базовые. И программа обучения в педвузе должна строиться, исходя из этих ожиданий.
По факту, заметила Елена Брель, требований к компетенциям педагогов сейчас так много, что встаёт отдельная задача их гармонизации. К тому же, добавила Людмила Трубина, единого пространства педагогического образования не существует — мало того что вузы, где обучают учителей, подчиняются разным ведомствам, педагогов готовят ещё и в педколледжах. Средний и высший уровни педагогического образования, как правило, разобщены.
Отказаться от колледжей и ввести, подобно некоторым зарубежным странам, правило, что педагог обязан иметь высшее образование, сейчас невозможно. Да и не нужно, считает Трубина, — с подготовкой специалистов по некоторым направлениям, в том числе для дошкольного образования, система педагогического СПО традиционно справляется лучше, чем педвузы. Но задачу вузов и она, и Елена Казакова видят в том, чтобы обеспечить выпускникам педколледжей доступные и подходящие траектории дальнейшего образования.
Профэкзамен всех спасёт?
В завершение дискуссии Аркадий Марголис спросил собеседниц, какое направление развития кажется им предпочтительным для педагогического образования: унификация, либерализация или профессионализация образовательных программ? Важнее всего для экспертов оказалась профессионализация.
Внешне противоположные по смыслу унификацию и либерализацию участники дискуссии считают вполне возможным соединить. Елена Казакова описала это так: унифицировать нужно основные составляющие образовательных программ, которые позволят гарантировать минимально необходимое качество подготовки педагогов в любом вузе страны. Но во всём, что выше этого базового уровня, вузу нужно предоставить максимум свободы. Эта свобода — шанс, что университет сможет исследовать и внедрить технологии и идеи будущего, а хотя бы часть будущих учителей получит подготовку очень высокого качества.
Но ещё важнее, считает Казакова, профессионализация в следующем варианте:
«[Нужно] ясное понимание перечня компетенций, перечня задач, которые умеет выполнять мой ученик. Причём не на бумаге, а в образе профессионального экзамена, который принимает профсообщество, совмещённого с профессиональной общественной аккредитацией; в образе другого качества государственной экзаменационной комиссии, которая принимает каждую выпускную квалификационную работу не просто как талмуд, где что-то написано, а как важную проектную или исследовательскую работу».
Кроме того, профессионализация — это и последипломное сопровождение молодых педагогов, дополнила Елена Брель.
Марголис согласился, что профессионализация важна, и отметил, что полноценная проверка компетенций выпускника позволит по-другому посмотреть и на унификацию программ. Он привёл такой пример: допустим, один вуз при подготовке учителей химии включает в программу 20 часов аудиторной нагрузки по методике преподавания этого предмета, а другой — 120. Должно ли профессиональное сообщество или министерство исправлять это и назначать всем университетам одинаковый объём часов? Марголис считает, что ответ зависит как раз от того, как проводится проверка знаний выпускника:
«Если у нас на выходе есть профессиональный экзамен не просто на уровне теста знаний, а на уровне проверки того, как он умеет преподавать, и это экзамен независимый от университета и в нём участвуют представители того самого профессионального сообщества, то это может быть выбором вуза. А если у нас есть только внутренний экзамен — сами учили, сами проверили, сами выпустили в профессиональную деятельность, — то не может».
В общем, идея профэкзамена нравится всем. Но почему, задался вопросом Марголис, его до сих пор не ввели по всей стране, хотя разговоры идут с 2015 года? Неужели вузы боятся, что выпускники массово провалят реальное испытание?
Людмила Трубина напомнила, что размышлять о кардинальных переменах легко, если эти перемены не связаны со штатным расписанием в вузах, обеспечением нагрузки преподавателей и другими обязательствами вузов, которые во многом превратились в бюрократические барьеры.
К тому же не продумано соотношение между профэкзаменом и традиционными форматами итоговой аттестации — госэкзаменом и защитой дипломной работы. Если ничего в них не менять, предупредила Трубина, неизбежно возникнет вопрос: чем же так провинился выпускник педагогического вуза, что ему ко всем процедурам ГИА добавляют ещё и профэкзамен?
Елена Казакова в ответ заметила, что все забюрократизированные управленческие процессы — инструменты, а не непреложные правила, и надо найти способ изменить существующие нормы. Например, отказаться уже от «никому не нужного» теоретического государственного экзамена по билетам. Но это большая работа, и, призналась Казакова, за годы разговоров о профэкзамене сообщество не нашло на неё времени.
По сути, вузам и педагогам со всей страны нужно будет договориться, как именно проверять сложные профессиональные компетенции, какие действия студента на экзамене подтверждают, что он готов быть педагогом.
Тем не менее на экспериментах в отдельных регионах процесс не остановится, пообещала Казакова. Идея профэкзамена будет включена в новый образовательный стандарт и в федеральную концепцию подготовки педагогических кадров.
Пробы можно начать и быстрее, предположила Елена Брель. Например, проводить профэкзамен для студентов педвузов, которые получат право работать педагогами после второго и третьего курса.
Подытожил идеи коллег Аркадий Марголис. Он согласился, что введение профэкзамена — крайне сложная задача с неоднозначными последствиями для выпускников и вузов. Но неслучайно педвузы — единственные, кроме медицинских, для которых обсуждается такая инициатива:
«Профессии врача и учителя не только являются благородными, важными и во многом определяющими современное состояние и будущее страны. Безусловно, общество и государство должны быть точно уверены в том, что в этих двух случаях количество профессиональных ошибок будет сведено к нулю».
Именно в профэкзамене эксперты видят и средство контроля качества педобразования, и способ учесть в подготовке педагогов все ожидания современной школы.
«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов
Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».
Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.
Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.
Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.
Кто такой эксперт?
Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:
Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.
Зачем преподавать?
Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.
Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Как трансформировать знания в обучающий продукт?
Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.
Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:
В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.
Как составить план занятия?
К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.
Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.
Введение
«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.
Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.
Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.
Основная часть
Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.
Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.
Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.
После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.
Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.
Заключение
Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.
Финишная прямая
После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:
Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.
На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.
К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.
В заключение
Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.
Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.