Что нужно чтобы стать топ менеджером
Топ-менеджер – кто это? Обучение, работа и зарплата топ-менеджера
Кто такой топ-менеджер?
Главная задача всех топ-менеджеров – обеспечивать реализацию стратегических целей компании, установленных ее владельцами. Их можно разделить на две категории: функциональные и эмоциональные. Первые – это увеличение прибыли, приумножение имеющегося капитала. Таким образом, топ-менеджер предприятия должен направить свои силы на повышение себестоимости компании, ее значимости, улучшение производства. Эмоциональная задача владельца – повышение собственного авторитета в пределах штата. Для этого топ-менеджеры должны сформировать у сотрудников положительное мнение о владельце, основываясь исключительно на достоверных фактах. Перевес второй цели над первой очень часто приводит к тому, что предприятия теряют свой капитал и доходят до стадии банкротства. Этого топ-менеджеры по продажам и любым другим вопросам также не должны допускать. Баланс при решении всех существующих задач – одна из их основных функций.
Обобщим
Только факты
Обучение топ-менеджеров должно проводиться регулярно в виде курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации, посещения форумов и конференций. Не все компании уделяют этому должное внимание. Фактически же реальная занятость топ-менеджера в течение дня не превышает 20% от общего рабочего времени, из-за чего деятельность становится малоэффективной. Уважающие себя организации никогда этого не допустят, благодаря чему будут стремительно развиваться, обходя конкурентов.
Какое образование получить?
Образование управленца самого высокого ранга должно быть высшим техническим. Как показывает практика, наибольшими шансами получить столь высокую должность обладают люди, получившие диплом в области физики, химии, математики и других точных или находящихся на грани точных и естественных наук. Из гуманитарной сферы попасть в высшие управленцы куда сложнее. Также шансы людей, получивших «модные» специальности «менеджмент» и «управление персоналом», отнюдь не гарантируют место в наилучших управляющих эшелонах компании. С таким образованием гораздо вероятнее получить работу менеджера среднего звена.
Что нужно знать?
Второе требование – это наличие познаний в области финансов и предпринимательства. Даже профильное образование далеко не всегда позволяет получить все необходимые навыки. Лучшее сочетание – это хороший диплом в профильной сфере и внушительный опыт работы. Шансы устроиться на топовую должность «с нуля» практически отсутствуют. Гораздо чаще успеха добиваются те, кто поднялся из обычных служащих и знает все о работе компании изнутри и снаружи.
Держимся на плаву
Даже заняв желанную должность, останавливаться в развитии нельзя. Понадобится получить еще немало знаний, необходимых для успешной работы. Чаще всего для этого используют разнообразные тренинги и деловые семинары. На них не только даются основные принципы управления, но и разбираются конкретные ситуации, с которыми занимаются топ-менеджеры в своей профессиональной деятельности.
На кого ориентироваться?
Лучшая возможность получить пример для подражания в работе топ-менеджера – это выбрать известного специалиста и взять его методы работы за основу. Существует множество классификаций, по которым выделяют лучших в этой профессии: самые популярные, самые высокооплачиваемые, самые эффективные и пр.
Так, по эффективности можно назвать таких специалистов, как:
Среди самых известных топ-менеджеров мирового уровня можно выделить:
Несколько советов
Чтобы узнать, как стать топ-менеджером, следует помнить ряд важных правил. Соблюдая их, вы сделаете свои шансы на успешную карьеру и эффективную профессиональную деятельность максимальными.
Итак, о чем же нужно помнить?
Резюме для топ-менеджера
Что же делать, чтобы достигнуть профессионального успеха? Чтобы найти работу для топ-менеджеров, недостаточно просто иметь качества для реализации в этой профессии. Важно превзойти всех конкурентов и показаться более выгодным кандидатом. А для этого необходимо правильно заполнять резюме.
Резюме топ-менеджера должно:
Также резюме должно легко читаться, иметь ясную структуру и ни в коем случае не содержать ошибок или опечаток. Если кандидату не под силу вычитать собственное сочинение, управлять компанией он точно не сможет.
Будьте особенными
Конкуренция на рынке труда сегодня очень высока, поэтому важно знать, как представить себя, чтобы получить преимущество перед другими кандидатами. Резюме должно быть особенным – составленное по типовой схеме сочинение теряется и не запоминается при выборе. Последние тенденции заставляют делать акцент на преимуществах и достижениях, которые, в свою очередь, могут рассказать как об опыте, так и о профессионализме кандидата.
Резюме должно представлять вас как человека, который достоин руководящей должности. Ваши преимущества должны быть продемонстрированы убедительно. Пустые похвалы самого себя не склонят к вам ни одного работодателя. Нельзя забывать и об уникальном предложении. Чем именно вы отличаетесь от всех прочих соискателей? Почему компании следует предпочесть вас? Это не обязательно должно быть прописано напрямую, но должно четко читаться.
Таким образом, представители этой профессии обязательно должны быть уверенными, настойчивыми людьми, которые меньше всего боятся трудностей.
Топ-менеджер: все о профессии, как становятся топ-менеджерами и где обучаются
Команда Hurma System решила разобраться, какими качествами необходимо обладать топ-менеджеру, где можно обучиться этой профессии и что нужно для того, чтобы руководить целой компанией?
Кто такой топ-менеджер?
Понятие «топ-менеджер» применяют к представителям высшего руководства компании. Можно сказать, что топ-менеджер — ее «первое лицо». В крупных корпорациях такую должность занимают несколько сотрудников, в то время как в небольшой организации с этими задачами справляется один человек.
Топ-менеджеры имеют различные специализации и отвечают за разные направления деятельности в компании. Топ-менеджером может называться:
Топ-менеджерами могут быть не только мужчины, а и женщины. Женщина топ-менеджер обычно выступает в роли директора по персоналу или HR Business Partner. Переход на такую должность в компании осуществляется, как правило, после минимум 10 лет опыта в текущей сфере.
Основные качества топ-менеджера
Поскольку топ-менеджер — это достаточно высокая должность, то ему необходимо в полной мере обладать всеми необходимыми не только профессиональными, а и личными качествами. Рассмотрим их подробнее.
Профессиональные качества
1. Успешный опыт работы и компетентность в соответствующей отрасли
Руководить другими может только профессионал, который на практике знает, как делать правильно.
2. Высокая самоорганизация и навыки тайм-менеджмента
Невозможно организовать работу целой компании, если руководитель не умеет эффективно организовать себя и свое время.
3. Критическое мышление
Правильно работать с информацией и анализировать все, включая собственные решения, — вот, что должен уметь настоящий лидер.
4. Ответственность
Трудно представить безответственного руководителя, не так ли?
5. Инициативность
И безынициативного — тоже.
6. Лидерские качества
Топ-менеджмент невозможен без лидерских качеств у руководителя.
7. Гибкость и оперативность в принятии решений
Уметь принимать решения — важный навык. Делать это быстро и проявлять гибкость может только опытный руководитель.
8. Доминантность, стремление к власти
Топ-менеджер — это не скромный исполнитель. Он всегда стремится управлять и направлять.
9. Способность обучать других
При всех этих качествах ему чрезвычайно важно уметь объяснять и учить.
Личные качества
1. Уверенность в себе
Вряд ли вы когда-либо видели неуверенного в себе лидера, правда?
2. Физическое и психологическое здоровье
Работа топ-менеджером становится сложным испытанием для тех, кто не был готов к быстрому темпу жизни и повышенным эмоциональным нагрузкам.
3. Оптимизм
Трудно представить себе руководителя-пессимиста, которого подбадривает и мотивирует весь коллектив компании 🙂
4. Коммуникабельность
В этой профессии просто необходимо любить людей и находить к ним подход. Они — движущая сила любой организации.
5. Стрессоустойчивость
Да, стресса у топ-менеджеров действительно много, и к этому нужно быть готовым.
6. Целеустремленность
Именно руководитель ставит цели. Он же их и достигает вместе со своим коллективом. Никак иначе.
7. Стремление к новым знаниям
Невозможно стать топ-менеджером и больше никогда не получать знаний. Высокопоставленная должность — не повод останавливаться на достигнутом. Лидер всегда стремится к большему.
8. Харизма, умение расположить к себе людей
Вести людей за собой нужно уметь, особенно, если ты топ-менеджер.
9. Смелость, решительность
Без этих качеств невозможно чего-то достичь в этой профессии. Смелые решения — это всегда риск, а рисковать могут только решительные люди.
Где учиться на топ-менеджера?
Что касается обучения топ-менеджменту, то здесь нет единственно правильного варианта, как стать представителем высшего руководства. Обычно, такую должность занимают те, кто получает знания и опыт на протяжении всего карьерного пути. Выучиться и стать топ-менеджером — практически нереально, если мы говорим о честных путях карьерного роста. Поэтому, предлагаем вам несколько вариантов, как получить знания и опыт.
1. Образование в университете
Должности в некоторых компаниях (особенно государственного типа) может занимать лишь тот специалист, у которого есть профильное образование. Это может быть высшее гуманитарное или техническое образование.
С другой стороны, некоторые ошибочно считают, что диплом по специальности «менеджмент» — хорошая основа для будущей должности топ-менеджера. Но на самом деле, один лишь диплом не гарантирует получение должности.
2. Обучение на курсах / бизнес-тренингах
Учеба под руководством бизнес-тренера — отличная возможность для начинающих менеджеров получить знания о современных методиках управления. Часто такое обучение строится на практических заданиях, дающих тот минимальный опыт, который необходим для будущей работы. Что касается обучения именно топ-менеджменту, то в этом вопросе специалисты советуют выбирать индивидуальный курс с наставником или ментором. Это эффективнее занятий в группах, поскольку у каждого бизнеса разные потребности, а групповые занятия не охватывают все процессы.
В последнее время среди руководителей стали популярны курсы МВА. МВА — это программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, на государственной и муниципальной службе. Поступить на обучение в МВА можно при наличии диплома о высшем образовании и 2-х (иногда 3-х) лет практики в управлении. Курсы дают базовые знания в областях менеджмента, бизнеса, маркетинга, финансов. Там обучают управлению проектами и человеческими ресурсами, а также детально разбирают все рабочие процессы.
3. Самообразование
Именно самообучение играет важную роль в карьерном развитии любого специалиста, в том числе топ-менеджера. Книги — один из самых недорогих и действенных способов получить необходимые знания. Мы составили для вас подборку популярных книг для руководителей из области бизнес-литературы.
1. «45 татуировок менеджера». Максим Батырев
Книга основывается на правилах и принципах, которые выработал автор за время многолетней практики. Каждая глава — это опыт российского управленца, подкрепленный яркими историями, неудачными решениями и осмысленными действиями. Но самое главное — все это принесло необходимый результат.
2. «Открывая организации будущего». Фредерик Лалу
Первая часть книги посвящена масштабному историческому обзору эволюции организационных парадигм. Во второй части автор на реальных примерах рассказывает, как можно организовать работу с вниманием к людям. Третья часть открывает секреты успешного развития компаний в соответствии с новой моделью. Эта книга не просто обучает, она переводит на следующий уровень развития, который позволяет построить реальную компанию будущего.
3. «Управляя изменениями». Ицхак Кальдерон Адизес
Думаете, выживают сильнейшие? Нет, скорее те, кто умеет приспосабливаться. Автор продолжает мысль великого Дарвина и утверждает, что мы перестанем сталкиваться с проблемами лишь когда наша жизнь закончится. Проблемы, которые приносят изменения, не только предсказуемы, но и вполне разрешимы. Как? Об этом и многих других решениях управленца в этой книге.
4. «Великие по собственному выбору». Джим Коллинз, Мортен Хансен
Джим Коллинз, автор бестселлера «От хорошего к великому», задался интересным вопросом: почему одни компании гибнут в плохие времена, а другие процветают? Основа книги не просто рассуждения, авторы работали над исследованиями 9 лет. Издание определенно стоит внимания предпринимателей и топ-менеджеров.
5. «Лидерство и самообман. Жизнь, свободная от шор». Институт Арбингера
Эту книгу впервые опубликовали в 2000-м году. С тех пор она уже 19 лет является мировым бестселлером. Интересно то, что в ней нет инструкций и правил. Книга написана в жанре бизнес-романа и действительно захватывает. А еще, помогает «снять шторы», которых у лидеров быть не должно.
Как попасть в ТОП?
Работа топ-менеджером — это практически всегда управление людьми. Те, кто занимают такую должность, должны не просто иметь огромное количество необходимых качеств, а владеть ими мастерски и быть действительно хорошими руководителями.
Топ-менеджер — лучший управленец, и называться таковым можно лишь пройдя долгий и тернистый профессиональный путь.
Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma 😉
Я даю своё согласие на обработку Персональных Данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и принимаю Пользовательское соглашение
От 20 000 до 200 000 ₽: как я за 10 лет прошел путь от монтажника до B2B-продавца
Карьерная траектория читателя Т—Ж
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Хочу поделиться историей своей жизни и карьеры, а также некоторыми выводами, которые я сделал на рубеже своих 30+ лет.
Я вырос в семье советских рабочих в Ленинграде. Родители трудились на заводе. Мама отработала на одном предприятии около 30 лет диспетчером. Папа сменил несколько мест работы, но всю свою трудовую жизнь отпахал водителем-грузчиком.
В школе я не был самым умным или самым хитрым, самым сильным или красивым. В целом я был средним. Учился хорошо, но без энтузиазма. И в 11 классе не имел ни малейшего понятия, кем хочу стать и в какой университет поступать. Более того, я не понимал, зачем мне вообще идти в университет.
Родители же твердили малопонятную мне мантру: высшее образование — это пропуск в хорошую жизнь. Не задавай лишних вопросов, отучись, потом поймешь.
Учеба в университете
Я не стал задавать лишних вопросов и поступил на очное отделение в средний технический университет на специальность «инженер многоканальных телекоммуникационных систем». Подавал документы только туда. У соседей на тот момент там отучился сын и в итоге устроился инженером в хорошую компанию на приличные, по взглядам моих родителей, деньги.
Поскольку я был не самый умный парень, то, походив на подготовительные курсы, понял, что подаваться на бюджет мне нет никакого смысла. Я слишком глупый, чтобы потянуть, поэтому пошел на контрактное обучение. Оплата съедала половину бюджета семьи.
Тогда я не понимал тех усилий, которые родители прикладывали, пытаясь обеспечить мне хорошую жизнь через высшее образование, попутно экономя на всем и в первую очередь на себе и своем здоровье. Например, порой я ходил гулять в отцовской обуви: внутрь заталкивал бумагу, чтобы хоть немного было по размеру. Одежду покупали на вещевых рынках, поход в какой-то приличный магазин был редкостью. Еду часто покупали тоже на рынках — так выходило дешевле.
Учился я плохо, в основном на тройки. Много прогуливал, списывал. А два раза чуть не завалил сессию с последующим вылетом из университета. Первые проблески разума у меня появились не скоро — где-то на третьем курсе. Видя, как одногруппники устраиваются кассирами в «Макдональдс» и охранниками в «Медиамаркт», я осознал, что хорошо бы показать работодателю еще и знания, помимо заветной корочки о высшем образовании, о которой родители мечтали больше меня. Но на тот момент знаниями похвастаться я не мог. И хотя я начал уделять учебе больше времени, все же до окончания университета остался троечником.
После получения диплома я столкнулся с классической проблемой всех бывших студентов: чтобы устроиться на работу, нужен опыт. А опыт можно получить, только устроившись на работу. В этот момент я впервые пожалел о том, что плохо учился. На собеседованиях я мало что мог предложить работодателям. В итоге через несколько месяцев поисков меня взяли на должность монтажника связи в строительную организацию, это было в 2010 году.
Первая официальная работа — монтажник
Зарплата: 20 000 Р до вычета налогов
Меня записали в бригаду из пяти человек — взрослых мужиков, с ними я рассекал по городу и области в «буханке» — это такой тип автомобиля, прокладывал телекоммуникационный кабель, устанавливал серверные шкафы, ползал по кабель-каналам. Работа грязная, тяжелая. Как и все мои коллеги, обедал я в основном в «буханке» тем, что принес из дома, пока едем до следующей точки. Неоспоримым плюсом этой работы мне казалось то, что после выполнения дневного задания мы могли со спокойной совестью идти домой. Даже если выполнили его, скажем, в два часа дня.
Работать монтажником за 20 тысяч мне не нравилось, и я подсел руководителю на уши, что хочу быть инженером. Не зря ведь я учился в университете. Тот обещал перевод после того, как я «наберусь опыта».
В итоге монтажником я проработал почти полгода. Подходил к руководителю с просьбами о повышении раза три, и всякий раз тот железобетонно меня уверял в том, что через месяц-другой я таки получу заветную позицию. А отдел кадров рассказывал мне про свои инициативы по удержанию сотрудников. Например, по прошествии пяти лет мне положена надбавка в размере 1% от моей ставки за каждый следующий год работы, но не более 15%.
Я четко помню момент, когда осознал, что карьерные перспективы на текущем месте работы меня не радуют.
Я стоял на стремянке, на улице, во внутреннем дворе генштаба внутренних войск и сбивал сосульки с крыши, потому что они мешали прокладке кабеля по стене здания в металлическом защитном каркасе. Руки насквозь промокли и промерзли, сам весь мокрый от пота и уставший от тяжелой работы, я понял, что хочу работать в офисе. А на улице работать я больше не хочу.
Как победить выгорание
Инженер-конструктор в российской компании
Зарплата: 29 000 Р после повышения
Как-то раз во время поиска новой работы, отвлекшись на смешные фотографии из «Вконтакте», я обнаружил, что мой однокурсник, который учился еще хуже, чем я, устроился инженером-конструктором в российскую компанию. Посмотрел адрес. Оказалось, что она еще и находится буквально через дорогу от моего дома.
Компания в основном работала с государственным оборонным заказом: проектировала и производила электронику для истребителей, кораблей и подводных лодок. Я устроился в «лабораторию» кабельных систем истребительной авиации. На собеседовании сказал честно, что опыта нет, работать с программным обеспечением для конструкторов не умею, ничего по отрасли не знаю. Но готов учиться не покладая рук и ног.
В компании весь софт был пиратский, а админ «на всякий случай» хранил по одному диску всех программ у себя в подсобке.
Я быстро и хорошо справлялся с проектами, но генеральный выполнил свое обещание о повышении зарплаты только где-то с десятого напоминания спустя полгода. Примерно тогда некоторые нюансы работы начали меня раздражать. «Автокад» сам по себе имел широчайший потенциал автоматизации рутинных действий, но в отделе его использовали как доску для черчения, каждый раз отрисовывая одни и те же элементы заново. А потом тратя часы на составление спецификаций — описаний всех элементов изделия и их количества — для каждого чертежа.
Через год моего нытья «дайте мне больше работы» меня сделали ведущим инженером-конструктором, повысили зарплату до 29 000 Р и посвятили в проблемы производства. Теперь я не только рисовал чертежи, но и взаимодействовал с программистами, монтажниками, отделом контроля качества, испытателями, бывал на складе готовой продукции.
Исходя из требований ТЗ, я создавал чертеж, по которому монтажники должны были собрать изделие. Но так как я сам никогда не паял платы и не собирал изделия, часто возникали ситуации, когда я рисовал в чертеже то, что довольно сложно реализовать в реальном мире. Поэтому монтажники сначала учили меня, как собирается конкретная деталь, чтобы привести мои чертежи в порядок. Но со временем я уже объяснял им свои задумки и нестандартные решения.
Будучи очень инициативным сотрудником, я также договорился с коллегой в отделе контроля качества замещать его на время отпуска. В итоге в начале дня я делал свою основную конструкторскую работу по созданию чертежей изделий, а после обеда проверял качество сборки деталей, которые сам же рисовал ранее. Это очень помогало в работе — руками трогать и проверять то, что ты представлял только в голове и рисовал на бумаге.
Помимо решения этих задач, я помогал проводить испытания готовых изделий в температурных камерах, на вибрационных стендах, ездил в командировки на предприятия для проверки неисправных изделий на месте. А когда мне хотелось немного «отдохнуть», шел на склад готовой продукции и помогал девушкам упаковывать изделия на отправку.
Это было странно, что на складе работали одни женщины, так как процесс упаковки многих изделий — физически тяжелый труд. Ящики могли быть размером с офисный стол, весить по 20 килограммов, а для их упаковки использовались гвозди, монтажные скобы и металлические ленты. Поэтому девушки моей помощи были рады.
Со временем от переизбытка энтузиазма и энергии я успел поработать дополнительно во всех подразделениях компании, кроме бухгалтерии, и знал производственный процесс от начала до конца. В собственном отделе кабельных систем я успел забрать себе все проекты, которые мог забрать, и в течение полугода в основном работал дыроколом. Оформлял документацию к тем изделиям, что чертил: печатал, резал бумагу, собирал степлером «книжку».
Новых проектов в отделе не появлялось, старые были вылизаны, а начальство на мольбы о желании работать не только степлером не реагировало. Всех вокруг все устраивало: пасьянсы складывались просто в промышленных масштабах.
Я вынужден был выпрашивать задачи у начальника, мне это не нравилось, и я начал искать новую работу. Когда об этом узнал заместитель генерального директора, мне предложили возглавить новое направление. Компания получила контракт на производство навигационных изделий для космических кораблей. Я знал все производство от и до, все вокруг ко мне хорошо относились, и мне были интересны сложные задачи.
Заместитель генерального директора был очень умный и хитрый мужик, поэтому он убедил меня в том, что оказывает большую честь, поручив этот проект. Компания возлагает на меня большие надежды, которые я должен оправдать. Другими словами, работы больше, она сложнее, ответственности вагон, но повышения зарплаты не жди. В свои 25 я с радостью согласился. Хотя уже тогда мне показалось это разводом.
«Глава» нового направления
Впервые политика ворвалась в мою жизнь. Тогда по телевизору рассказывали, что санкции нам не страшны, а на самом деле американцы среди прочего запретили своим компаниям продавать в Россию ряд комплектующих. Среди запретного перечня были и ключевые элементы моего проекта. Заменить их было нечем: американцы производили уникальный продукт.
Примерно в это время случайно обнаружилась нестыковка в документах. В разных отделах компании я подписывался под разными должностями. Считал я себя руководителем контрактного производства и решил все везде «причесать». Выяснилось, что все мои повышения в компании проходили на словах, а по трудовой я как был инженером-конструктором, так им и остался. Записи о ведущем конструкторе и руководителе контрактного производства не было.
Около трех месяцев я воевал со всеми вокруг за справедливость.
В итоге меня вызвали в кабинет, где было все руководство компании с моим бывшим руководителем, кроме генерального. Мне доходчиво объяснили, что я могу быть сколько угодно правым, но какой в этом толк, если никому не хочется исправлять документы задним числом, придумывать и оформлять новые штатные единицы. И вообще, на других предприятиях люди годами пашут, чтобы получить должность ведущего инженера. «Поработай еще пару лет, и тогда посмотрим».
До этого конфликта я только знал о существовании ТК РФ, а после очень хорошо стал разбираться в некоторых его положениях. Я понял, что обещаниям можно верить, только если они написаны на бумаге с подписью генерального директора. В остальных случаях винить в сложившейся ситуации нужно только себя, собственную доверчивость и глупость.
На тот момент я утвердился в желании попасть в иностранную компанию. Работа в отечественной мне порядком надоела — где генеральный может спокойно вывести на улицу весь конструкторский состав, дать в руки лопаты и заставить разгребать лежанку бездомных на месте будущего строительства нового корпуса. А в благодарность не то что выписать премию, а отправить грязных и потных обратно в офис, потому что «рабочий день еще не окончен».
Менеджер проектов в иностранной компании
Мой лучший друг к тому времени давно и красочно рассказывал про иностранную ИТ-компанию, в которой работал, и у них образовалось вакантное место, куда меня и взяли. Тут стоит отметить, что я уже успел походить по собеседованиям и получить пять отказов по одной причине — из-за слабого английского языка. Мои обещания сразу же после трудоустройства взяться за изучение иностранного языка не вдохновляли работодателей. И я понял: чтобы устроиться в иностранную компанию, я уже должен хорошо знать английский.
Устроился на позицию менеджера проектов. На мнимой должности руководителя производства я осознал, что инженером работать не хочу, а вот организация людей, процессов, общение с людьми — это то, в чем мне интересно разбираться.
Работа в иностранной компании тогда казалась мне чем-то похожей на коммунизм: люди вежливы, учтивы, все официально, быстро. Красивые документы, рабочее место и личный ноутбук в первый день работы, оплата сотовой связи, ДМС. Иностранцы в почте, в офисе, среди клиентов. Было стойкое ощущение, что на прошлом месте работы мне не хватало русской рубахи и лаптей, — настолько там все было иначе.
Но очень быстро впечатление от первых дней сменилось мигренью: мне начали давать задачи.
Их было много, очень много, бесконечно много. И все нужно сделать завтра, но лучше сегодня, а вообще, нужно было еще вчера. Мигрень прошла только через полгода. Я смог вникнуть во все нюансы работы и понять, как реализовывать без проблем простейшие проекты. Понять, как психологически смириться с мыслью: где есть люди, там есть косяки. И что не так может пойти буквально все и сразу.
После пары лет работы в подобном темпе мне стало скучно. Сложность проектов не росла, выполнять их я стал быстрее. Самая интересная часть, общение с людьми и организация услуг, сокращалась — я знал, куда и к кому идти, что и как говорить, где соломы подстелить, — а бюрократии становилось все больше. А поскольку я очень тесно взаимодействовал с отделом продаж, то все больше начинал интересоваться их работой.
Теперь уже их работа казалась мне идеальной. Я сижу на окладе: неважно, сколько проектов я реализовал, в конце месяца я все равно получу одну сумму. Продажники сидят на окладе и получают проценты с продаж. Сколько продал — столько получил. Прекрасный принцип, учитывая мое рвение к работе. Их основная задача — общение, поиск нужных людей, переговоры, продажи. Все то, от чего я получаю удовольствие и к чему стремлюсь.
К тому же продажи — это локомотив компании, эти люди приносят деньги. И карьерный путь к вершинам у хорошего продажника короче, чем у любого другого сотрудника, — в идеале и в моей голове. Но реальность, как это обычно бывает, внесла свои коррективы, и в итоге я оттуда уволился.
Менеджер отдела продаж в новой иностранной компании
Зарплата: 100 000 Р + процент с продаж
Я устроился в компанию, которая специализировалась на продаже облачных технологий, программного обеспечения и серверного оборудования. Я снова был счастлив: больше денег, интересные люди вокруг, к темпу работы быстро привык, продаю сложные технологии, общаюсь с армией новых людей. Выставки, рестораны, презентации, модные офисы, регулярные поездки и полеты в Москву и за границу, такси за счет компании. Первый костюм, сшитый в ателье.
Тем не менее первый год работы в новой должности ознаменовался выполнением плана лишь на 50%. Но от меня и не ждали свершения подвигов. В компании, по сути, не было обучения. Я самостоятельно, с нуля познавал продажи: читал, смотрел, проходил курсы, учился в боевых условиях. К этому времени я четко осознавал, что важна не цель, а системный подход и анализ собственных действий.
На второй год работы я вышел на полную мощность, пахал 24/7. В буквальном смысле. В отпуск я не ходил вообще, работал по выходным, клиентам или коллегам мог отвечать и ночью. Но принцип процентов за продажи меня мотивировал очень сильно.
Годовой план я в итоге выполнил за полгода и получил плюс 30% к зарплате.
А вот конец года был омрачен. В компании назревали перемены, и я очень хотел получить повышение до руководителя группы продаж. Кандидатов было двое. Мы оба передовики, одного возраста, одновременно пришли в компанию, оба перевыполнили план. Но у моего коллеги опыта в продажах было больше. В итоге руководителем отдела продаж стал он, а мне вручили утешительный приз — должность старшего менеджера. Но моя среднемесячная зарплата по году, которая составила 140 тысяч рублей, скрашивала настроение.
Пандемия и переход на удаленку
Под конец прошлого года я словил выгорание или даже перегорание. Я физически ощутил, что работа 24/7 — это, может быть, и хорошо для кошелька, но однозначно плохо для здоровья. Я постоянно был злой, уставший и сонный. Не мог выспаться даже за десять часов. Лажал в переговорах, не мог разрулить элементарные конфликты.
Моя цель на текущий год — стать руководителем отдела продаж. Я планировал дорасти до этой должности еще в прошлом году, но пока не получилось. Кроме того, поставил цель заработать плюс 40% к зарплате по сравнению с 2020 годом. Сейчас я прошел курс по финансовой грамотности и инвестициям, веду бюджет с формированием фондов на различные цели: путешествия, дом, финансовую подушку.
Выводы
Их на самом деле немного:
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории