Что нужно сделать чтобы стать культурным человеком
Что нужно сделать чтобы стать культурным человеком
Культурный человек — явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие « культурный человек» включает в себя множество требований, которым, к сожалению, соответствует далеко не каждый из нас. Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.
Современный культурный человек
В первую очередь, тот, кого можно назвать культурным человеком, должен обладать вежливостью и хорошими манерами. Этикет, основы поведения, — это именно то, что делает человека культурным. Это отнюдь не врожденные инстинктивные знания. Они приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых, ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.
Как стать культурным человеком?
Чем же определяется понятие культурного человека? Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.
Внешние признаки. Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе;
Черты характера. Основными чертами и характеристиками культурного человека, а именно его характера и свойств личности являются ответственность, доброта, прирожденная вежливость, великодушие и искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе. Признаки культурного человека, приобретенные с возрастом и опытом, заложенные в него воспитанием, должны заключаться в чувстве меры и такта, толерантности, отсутствии хамства, уважении к другим, сочувствии и сострадании, готовности помочь, самоотдаче и самопожертвовании;
Саморазвитие. Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, почитание знания и умение ценить прекрасное, — вот те главные качества личности, определяющие, каким должен быть культурный человек. Умение созидать и стремиться к новым знаниям и умениям, открытость всему новому и неизведанному, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию отличают культурного человека от других людей.
Сотрудничество с людьми. Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в команде, трудиться на общее благо, уметь жертвовать собой ради высоких целей. Признаки, определяющие, какого человека можно считать культурным, — это отсутствие меркантильности, умение ставить личные интересы ниже общих целей и интересов, готовность помогать и учить, делиться своим накопленным опытом, знаниями и умениями, стремление учиться и перенимать опыт у других.
Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество во многом зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором рос человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность.
Все качества и признаки культурного человека тяжело перечислить. Каждый подразумевает под этой характеристикой что-то свое. Однако мы попытались представить вам основные черты культурного человека, которые вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. Стремитесь к совершенству и будьте культурными!
Как стать культурным.
Я осилил все советы по окультуриванию себя, а теперь выскажу свою точку зрения. Во многом соглашусь со многими комментаторами, но вот на какой нюанс я бы хотел обратить внимание. Культурным человек может стать только начиная с вопросов. Только тогда, когда он будет задавать себе вопросы об окружающем мире, о том, почему так, а не иначе, он начнет окультуриваться. Поясню. Можно скопировать какую-то манеру поведения, запомнить нормы и правила, выработать хорошие привычки. Но все это будет лишь гримасничаньем и лицедейством. Человек должен понимать, почему именно так, а не иначе. Объясню это на примере внутреннего диалога с самим собой.
В детстве я знал одного дедушку, который часто купался на небольшом пляже на речке. С ранней весны и до поздней осени. Однажды я увидел, как он плавает.
— А мне казалось, что вы не умеете плавать, — сказал я ему, когда он оказался на берегу.
— Почему ты так решил?
— Вы все время ходите в воде, а не плаваете (на самом деле, я думал, что он боится плавать, беспокоясь, что сердце остановится и он утонет).
Дедушка показал мне кусок ржавой железки, которую он достал со дна. На этот маленький пляж ходили его внуки — он постоянно обследовал дно, потому что там постоянно жарили шашлыки отдыхающие. Иногда с мордобоем и битьем бутылок о головы друг друга. Дедушка беспокоился, что внуки могут пораниться осколками и поэтому регулярно обследовал дно. Вот любовь, о которой я говорил. Молчаливая, не показушная, но деятельная.
Это наша национальная черта — мы любим размах. Счастливыми нужно сделать сразу всех. Культуру — в массы. Но на самом деле, надежный результат любит осторожную, неспешную поступь. Сделай культурным хотя бы одного человека — себя, и мир уже станет культурнее. Оправдывать себя тем, что кругом быдло, а чего я-то буду самым культурным, — позорно. Я как-то познакомился с пожилой учительницей русского языка и литературы. И тактично спросил ее, почему она говорит «ложить»? Она вздохнула и ответила: «У нас все так говорят, мне надоело всех поправлять…» Я был в шоке от такого признания. Словно своими глазами увидел, как пал последний бастион обороны прекрасного города и на его улицы хлынули орды варваров. Нельзя сдаваться. Может быть, ты и есть — последний бастион…
Нужно ли читать, чтобы стать культурным? Нужно. Но гораздо важнее — думать. Не лгать себе и не оправдывать себя. В Ингушетии молодые люди встают, когда входит старший. Как объяснил один молодой ингуш — я не для него (вошедшего старика) встаю, я для себя встаю. Это настоящая культура — когда правильная норма поведения — часть тебя. Вести себя правильно даже тогда, когда кругом бескультурье. А так себя вести может только человек понимающий, почему он себя ведет именно так.
Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека»
Инна Козлова
Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека»
Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным!
То, как человек ведёт себя в обществе, как он взаимодействует со знакомыми и незнакомыми людьми, говорит о его «культуре поведения», характеризует его как воспитанного или невоспитанного человека. И чтобы достойно вести себя в той или иной ситуации, нужно знать определённые нормы и правила поведения, а также обладать высокими моральными качествами.
Воспитанный человек всегда готов соблюдать правила поведения, быть тактичным и доброжелательным по отношению к другим, даже незнакомым людям.
В понятие «культура поведения»входят и еще несколько аспектов:
Набор действий человека в общественных местах (парк, транспорт, работа, школа, очередь, банк, остановка, магазин). То, как человек ведёт себя, как решает конфликтные ситуации – всё это является показателем его нравственной культуры.
Бытовая культура. Имеется в виду то, как человек реализует свои личные потребности, как организовывает свой досуг.
Правильная и красивая речь. Неотъемлемая часть культуры поведения. Жаргонные выражения не характеризуют человека с лучшей стороны. К речи относится и мимика с жестами. Соблюдение этикетных норм – показатель хороших манер и воспитанности. Важно не забывать о них, особенно находясь в общественных местах.
Приличный и опрятный внешний вид, соблюдение правил гигиены – это проявление внешней культуры, и оно также необходимо.
Культурное воспитание
Нормы поведения, неотделимые от понятия нравственности, закладываются в каждом человеке с детства. С самых ранних лет ребёнок должен усваивать определённые правила, которые в дальнейшем станут неотъемлемой частью его взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Воспитывая ребёнка, стоит помнить о том, что в дошкольном возрасте он не способен точно следовать какому-либо правилу поведения, может не до конца осознавать тот или иной поступок, а его навыки и привычки неустойчивы и могут поменяться. Как же воспитать из ребёнка нравственного и культурного человека?
Существуют следующие способы:
Нужно, чтобы в семье всегда царила благоприятная атмосфера для подобного воспитания. Маленькие дети склонны к подражанию, и если они видят, что родители заботливы, они ответят тем же и будут слушаться их. Обстановка, царящая в семье, также оказывает влияние на характер ребёнка и его взаимодействие с другими детьми. С самого раннего возраста нужно привить ребёнку основные правила общения со сверстниками.То есть уже в два-три года малыш должен уважительно относиться к другим детям: не пытаться отнимать игрушки, не мешать досугу других детей, не драться и не хулиганить. Доброжелательность к людям – это основа культурного поведения.
Помимо правильного поведения в обществе, важно объяснить детям о необходимости беречь природу. Ребёнок должен видеть красоту растений, уметь ухаживать за ними, а также любить животных. Кроме этого, нужно развить в детях стремление к труду. Они должны быть готовы выполнять то или иное поручение взрослых, оказывать помощь (самостоятельно убрать игрушки, помочь протереть пыль).
Постепенно требования к детям должны становиться выше. В возрасте четырёх лет ребёнок уже лучше осознаёт свои поступки, у него развиваются новые качества – следует научить его вежливости (обращаться к взрослому человеку на «вы», бесконфликтности. В этом возрасте дети хорошо усваивают правила этикета, поэтому пора объяснить ему нормы поведения в общественных местах (библиотека, транспорт, театр, кино)Важен контроль со стороны родителей. Необходимо оценивать выполнения того или иного правила как положительно, так и отрицательно (но тактично). Наказывать ребёнка за какие-либо проступки нужно, но не в грубой форме, и тем более не физически. Дети должны понимать, за что они наказаны и что сделали не так. Если ребёнок часто нарушает нормы поведения, то важно выяснить причины. Возможно, они не могут быть усвоены им в силу возрастных и других индивидуальных особенностей.
Воспитание нравственной и культурной личности нужно начинать уже с раннего возраста ребёнка, поэтому важно быть для него достойным примером для подражания.
Советы и рекомендации
Существуют определённые нормы повседневного культурного поведения,которые необходимо придерживаться в обществе (больнице, театре, транспорте, школе, игровой площадке):
Приветствие – важный ритуал между людьми, который говорит, прежде всего, о воспитанности. Нужно здороваться с людьми, даже с незнакомыми. Например, если два незнакомых человека едут вместе в лифте или встречаются в подъезде, уместно будет поздороваться или просто кивнуть в знак приветствия.
Хвастовство – это дурная манера, а скромность – неотъемлемая часть культурного поведения, поэтому не стоит хвастаться чем-то перед другими, особенно перед людьми младшего возраста. Важно запомнить, что если два человека встречаются на входе куда-то (в магазин или транспорт, то сначала нужно выпустить того, кто выходит, а уже потом заходить. В транспорте нужно обязательно уступать место пожилому человеку, беременной женщине, инвалиду, пассажиру с маленьким ребенком или тяжелой сумкой. Также принято пропускать всех этих людей вперёд и открывать им дверь, заходя куда-то (например, в магазин).
Разглядывание человека с тем или иным внешним недостатком – это неприлично и невоспитанно. Даже если изъян бросается в глаза, лучше сделать вид, что ничего примечательного во внешности человека нет, то есть не больше, чем у других.
При возникновении спора на грубость не стоит отвечать грубостью, чтобы не усугубить конфликтную ситуацию. Лучше смягчить спор поисками компромисса, а явную грубость стоит проигнорировать.
Данные рекомендации можно назвать проявлениями «морального кодекса» любого человека, говорящие о его воспитанности. Важно развивать в себе эту культуру поведения, чтобы достойно взаимодействовать с людьми.
Фотоотчёт «День пожилого человека» Фотоотчёт «День пожилого человека» Международный день пожилых людей в России отмечается с 1992 года. Уже стало доброй традицией в этот.
Фотоотчёт «День пожилого человека в ДОУ» Фотоотчёт «День пожилого человека в ДОУ» Праздник мудрости, а не старости! И не чувствуем в сердце усталости. Это зрелость во всём и всегда,.
Консультация для родителей «Растим здорового человека» Здоровье даётся человеку от рождения, и чтобы сохранить его на всю жизнь, необходимо постоянно заботиться об его укреплении с раннего детства.
Консультация для родителей «Воспитание достойного человека» В ребячьей душе все хрустально – тонко Разрушим – вовек не соберем. Эдуард Асадов В век технического прогресса произошли качественные прыжки,.
Консультация для воспитателей «Рисуем человека» В детском саду много внимания уделяется физическому и интеллектуальному развитию детей, необходимо также не забывать о важности развития.
Консультация «Значение цветов в жизни человека» Консультация Значение цветов в жизни человека Давайте поговорим о том, что значат цветы в жизни человека. Наступила пора посадки рассады.
Проект «Витамины в жизни человека» Проект «Витамины в жизни человека» Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта: Краткосрочный 2 недели Участники.
Стенгазета «День пожилого человека» День пожилого человека!Тёплый день осенний Солнцем позолочен. Радостной работой Ветер озабочен. Кружит листопадом Осени в усладу, Седину.
Стенгазета ко Дню пожилого человека Годы как листья уносятся в прошлое. Пусть сединою вески запорошены- Вы для нас самые добрые,близкие, И до земли поклонимся вам низко мы.
«Как стать культурным человеком»
В презентации размещен материал для воспитания навыков культурного поведения и общения
Содержимое разработки
«Воспитание – не сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Занятие на тему: «Культура поведения и общения».
Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения средствами проектирования ситуаций.
-воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться; воспитывать уважительное отношение к окружающим; работать над сплочением детского коллектива;
-развивать умение правильно оценивать свое поведение и умение его исправить;
-систематизировать правила вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках;
— в доступной, увлекательной форме вводить детей в «мир культуры», знакомить с правилами этикета.
Раздаточный материал: солнышко и облако (картинки)
Воспитатель (В): Посмотрите, ребята, перед вами две картинке.(слайд 3)
Настя, что ты видишь? Чем они отличаются?
Настя: На одной картинке Тигр, а на другой кошка.
В: Что мы можем сказать о них, вроде бы обе кошки?
-находиться рядом с тигром-опасно, а с кошкой –нет.
В: Ребята, также и у людей: люди бывают дикие и культурные.
Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, с ними интересно и приятно.
Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
В: Вот сегодня мы и поговорим о культуре поведения и общения.
Что же такое культура поведения? (слайд 4)
Культура поведения- совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура общения- система знаний и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
2.Работа у доски «Образ культурного человека».
У меня на доске изображен человек. Рядом перечислены признаки. Вам нужно выбрать те признаки, которыми должен обладать культурный человек.
(доброжелательный, порядочный, внимательный, уважительный, обходительный, заботливый, честный, невоспитанный, грубый, трусливый, подлый, …). Смотрите внимательно, не все определения подходят для культурного человека. (слайд5)
В: Что значит быть культурным человеком?
-это значит соблюдать правила культурного поведения.
-вести себя так, чтобы не было за себя стыдно.
-вести себя так, чтобы родителям не было за вас стыдно.
3.Работа в группах «Как себя вести». (слайд 6)
В: Ребята, правила культурного поведения называют … А вот как называют вы разгадаете сами ( дети разгадывают: каждая буква соответствует своему номеру в алфавите т.е: 31, 20,10, 12, 6, 20).Правильно, «Этикет».
Этикет- это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в обществе. (слайд 7)
Правил этикета очень много: правила поведения за столом, в гостях, в театре, в транспорте, на работе…
И все эти правила сводятся к одному принципу: «Уважение к окружающим вас людей».
(Детей разделила на две команды. Поочередно задаются вопросы. Проводится в виде викторины). (слайд 8)
Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, : идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(нужно постучаться в дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите пожалуйста войти»).
Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
Как правильно ходить?
(прямо, с достоинством, не класть руки в карманы, не жестикулировать слишком сильно).
Что не следует делать на улице?
(свистеть, громко смеяться, показывать на что-либо пальцем)
Кого следует пропускать?
(стариков, инвалидов, больных, мам с детьми и коляской).
Как следует себя повести, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь на улице или в другом общественном месте?
( необходимо тотчас же извиниться)
Каким может быть ответ на извинения?
(«ничего», «не беспокойтесь», «ничего страшного», «бывает», «все нормально»)
Если нужно разминуться в узких, тесных местах..
(следует обратиться лицом друг к другу».
Как обратиться к прохожему, чтобы узнать дорогу, местонахождение какого-либо учреждения и т.д.?
Если к вам обратились, а вы ничем не можете помочь, как вежливо ответить?
(«к сожалению, я не знаю», «к сожалению, я ничем не могу помочь», «извините, не могу быть вам полезен»).
.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
( надо пропустить того, кто выходит из магазина).
Каким должен быть тон разговора?
(разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном.).
В школьном коридоре разговаривают 3 учителя, Среди них Саша увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней:»Здравствуйте, Елена Анатольевна!» Правильно ли поступила Саша?
(воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям «Здравствуйте»).
(девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая пример, а некричать «Эй, ты!»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 10)
— Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.
— Послушайте басню и ответьте на вопросы:
Картинка на слайде (слайд 11)
“Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.
В чем нравоучительный смысл басни?
(Вывод: не делай зла, будь добрым)
4.Разгадывание загадок «Вежливые слова». (слайд 12)
Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «… » (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «… » (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «… » (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «… » (Спасибо)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала! »
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «… » (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «… » (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «… » (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «… » (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «… » (Спокойной ночи)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
Но необходимо помнить, что
«Вежливые слова», сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми.
6. Правила вежливости и вежливой беседы.
Мир многообразен, нас очень много и мы все такие разные: у каждого свой характер, привычки, образ жизни, свое мышление и т.д. и т.п. Не всегда нам что-то нравится в окружающем нас мире и людях, что вполне нормально. Но мы также должны помнить, что, может быть, и мы чем-то не устраиваем окружающих и даже раздражаем их. В обществе существуют определенные нормы и правила поведения, которые каждый разумный человек, подчиняясь им, должен выполнять. Эти правила называются этикетом. Вот некоторые из правил этикета, наиболее важные, нацеленные на терпимость, деликатное и доброжелательное отношение друг к другу:
Правила вежливости (слайд 14)
• Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
• Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
• Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
• Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
• Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку — береги время других людей.
• Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома — скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.
• Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Правила вежливой беседы (слайд 15)
• Вежливость — это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».
• Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.
• Не торопись. Слишком быструю речь трудно понять, да и выглядит она смешно.
• Не говори слишком медленно, а то собеседник заснет от скуки.
• Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.
• Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих
Практическая деятельность: упражнения, которые помогают научиться говорить четко и внятно.
Чистоговорки и скороговорки: (слайд 16)
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
7.Игра «Вежливая просьба». (слайд 17)
Дети должны выполнить просьбу лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста».
-похлопайте в ладоши, пожалуйста;
-поднимите руки вверх, пожалуйста;
-сядьте за парты красиво, пожалуйста.
8.Пословицы и поговорки. (слайд 18)
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире, его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти знания о мире собраны в пословицах и поговорках. Каждая пословица может чему-то научить или от чего предостеречь.
1.У себя как хочешь, а в гостях как велят.
2. О пустяках спорить- дело упустить.
3. Слово-серебро, молчание –золото.
4. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
5.Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
6. Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
7. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда: (слайд 19).
— Никогда не груби своим товарищам.
— Не называй обидными словами.
— Не давай прозвищ.
— Не толкайся и не дерись.
Ребята, посмотрите, как улыбается всем нам солнышко. Его лучики непростые, они подскажут нам правила добрых поступков:
Здоровайся при встрече.
Не груби, даже если ты сердит.
Итог занятия (слайд 20).
Во времена Петра 1, стремившегося сделать из России развитое цивилизованное государство, предписывалось молодым «отрокам» изучать наравне с другими науками ( арифметикой, азбукой и др.) правила поведения «в людях»,т.е. в общественных местах. К примеру, в рекомендациях, как вести себя за столом, есть такие строки: «…над яствами не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи…
По прошествии столетий, естественно, многие советы в наши дни устарели и просто смешны. Но основной смысл этикета понятен и почитался во все времена— человек должен быть культурен и в поведении, и в общении.
Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.
Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!
Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.
Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.
Вы выполнили все задания.