Что объединяет эти высказывания что одобряли просветители а что осуждали
Подпишите портреты
Прочитайте высказывания выдающихся мыслителей эпохи просвещения и ответьте на вопросы к ним.
Прочитайте текст и заполните пропуски в нем.
Урок. Эпоха Просвещения.
Высшая инстанция, к которой человек прибегает, определяя свое поведение, есть его разум…
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.
Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем.
Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений.
Нельзя иметь верного понятия о том, что не испытано.
Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина.
Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.
Тот, кто достойно служит своей стране, не нуждается в знатных предках.
Деспот, будь он даже лучшим из людей, управляя по своему усмотрению, поступает преступно.
Роскошь разоряет богатого и усугубляет нужду бедных.
Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость.
Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше…
Вопросы:
1) Что одобряли просветители, а что осуждали?
2) Что объединяет эти высказывания?
3) Какой, по мнению просветителей, должна быть власть в государстве?
4) Какое значение просветители придавали человеческому разуму? О чем это свидетельствует?
Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. С. 73, 75.
| | | |
4. Заполните таблицу «Выдающиеся мыслители эпохи Просвещения»
Годы жизни | Страна | Взгляды |
Томас Гоббс | ||
Джон Локк | ||
Шарль Монтескьё | ||
Вольтер | ||
Дени Дидро | ||
Жан Жак Руссо |
Стецюра Т. Д. Рабочая тетрадь к учебнику О. В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.С. 76-77.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Новое в блогах
Философия Эпохи Просвещения
Просветители были убеждены, что если сделать знания достоянием людей, то все проблемы будут решены. Наибольший размах их идеи получили во Франции. Читайте Монтескье, Руссо, Вольтера. Увлекательны книги Гельвеция (1715-1771) «Об уме» и «О человеке». Девиз просветителей: «Все должно предстать перед судом мыслящего разума, ибо он есть единственное мерило всего сущего». Просветители были уверены, что знания позволят построить справедливое и счастливое общество. Их деятельность способствовала не только развитию науки и освобождению людей от теологического стиля мышления, но и освобождению их от средневекового образа жизни.
Познакомимся с самыми выдающимися французскими просветителями:
Шарль Монтескье (1689–1755) – юрист и философ. Уже его первое крупное произведение «Персидские письма» изданное анонимно в 1721 году произвело сенсацию. В нём автор в форме сатиры весьма критично изложил социально-политическую ситуацию во Франции начала 18 века. В этой и последующих работах Монтескье отразились все основные черты просветительства. Он излагал основы научного понимания природы и общества, закономерности исторического развития, разоблачал нетерпимость церковников к инакомыслящим. Он рассматривал общество как единый организм, в котором формы правления зависят от образа жизни народа, его нравов, обычаев, религии. Он утверждал, что возникновение деспотической формы правления является результатом политического невежества народа в период становления государственности.
Развивая учение Локка о разделении судебной, исполнительной и законодательной власти Монтескье считал необходимым ввести правовое регулирование отношений между людьми: руководствоваться надо разумом, а не страстями. Эти принципы нашли своё выражение в Декларации независимости США и во Французской Декларации прав человека и гражданина.
По Монтескье каждая форма правления формирует особую психологическую характеристику: у деспотии это страх, у монархии – честь, у республики – добродетель. Наиболее приемлемым строем является республика, которая сочетается с протестантизмом, в то время как монархии более способствует католицизм.
Монтескье ставил в зависимость развитие государств и от географических условий, полагая что в холоде жить невозможно, жаркий климат расслабляет, а европейская умеренная прохлада формирует свободных и мужественных людей. В целом в трудах Монтескье «третье сословие» (становящийся класс предпринимателей и широкие массы) нашли теоретическое обоснование борьбы с отжившим феодализмом. Становилось ясным, что монархическая власть, придворные и духовенство превратились в паразитический нарост на теле нации.
Вольтер (1694-1778). Настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, французский философ, свободолюбивый сторонник союза философии и естествознания. Он признавал атомистическую теорию, опирался на науку, не верил в чудеса, считая что нет действия без естественной причины, а потому чудом кажется то, причину чего мы не в состоянии объяснить. Только разумная деятельность каждого человека способна улучшать положение людей. «Осмельтесь мыслить самостоятельно!» На это, к сожалению, способны далеко не все. Тем на менее «Торжество ума в том и состоит, чтобы уживаться с людьми, у которых его нет».
В семитомном труде «Опыт о всеобщей истории, о нравах и духе народов» (1756 – 1769) Вольтер показывает, что история носит всемирный характер, и творят её сами люди, а не божий промысел. Историю как описание королевских династий и сражений он заменил анализом развития цивилизаций, нравов, обычаев, культурных традиций и пришел к выводу о том, что «лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам». Разумное управление мудрого правителя-философа привело бы людей к счастью, но монархи не понимают своей ответственности за благополучие своих стран и народов, их умы засорены ложной идеей о том, что власть им дана от Бога. Следует разоблачить эту ложь и разъяснить властителям их действительные задачи. Но в Библии сказано, что «Всякая власть от Бога» и это настойчиво внушает Церковь, поэтому письма царствующим особам он заканчивал словами: «Раздавите гадину!», которая мешает власти стать разумной и заботиться о своих подданных.
Вольтера считают деистом, поскольку он допускал, что если мироздание существует, то должен же быть и его творец и верил в бессмертие души. Вопрос же о том, кто сотворил Творца не имеет смысла. О деятельности Творца тоже ничего нельзя сказать, поскольку после творения создатель удалился от мира и от него больше ничего не зависит.
Слово «вольтерьянство» стало синонимом свободомыслия. Церковь Вольтер рассматривал как воплощение невежества, безнравственности и мошенничества в целях узурпации власти и собственности. Религия, по его мнению, является «результатом встречи мошенника с глупцом». Тем не менее, она имеет две необходимые функции – утешения и обуздания: без религиозной узды «чернь станет только разбойничьей ордой». Когда Вольтера прямо спросили, есть ли Бог, он попросил плотнее закрыть дверь и ответил: «Бога нет, но этого не должен знать мой лакей».
Хорошо, если можно выбирать с какой стороны двери оставаться, но вывод получается такой: культурно неразвитый человек не должен знать того, к чему нравственно он ещё не готов. Вот в чем сложность, вот почему так важно широко известное высказывание Вольтера: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Осознание такой ситуации усложняет отношение к религии и в современном мире. И не часто вы увидите сегодня книги Вольтера даже в наших сегодняшних богатых книжных магазинах.
Вольтер призывал уважать свободу слова, право на инакомыслие. Крылатой стала его фраза: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью».
Если просветители считали, что зло от невежества и нетерпимости, то Руссо был убеждён, что зло заключено в самой цивилизации, в городском неестественном образе жизни, в науках, которые якобы приводят к вырождению. Он выдвинул лозунг «Назад к природе!», подразумевая не возвращение в пещеры, а «воплощение естественной и добродетельной жизни». В «Рассуждениях о происхождении и основаниях неравенства» Руссо утверждал, что причиной экономического неравенства является возникновение частной собственности. Трудовую собственность он признавал, но чрезмерное богатство считал развращающим, и в этом был прав на все сто.
Выступал он как против сословных перегородок, так и против индивидуализма. В автобиографическом произведении «Исповедь», в романе «Эмиль», посвященном проблеме воспитания он показал, что люди руководствуются в жизни чувствами, а не разумом. Он призывал к новым методам воспитания детей на лоне природы, с учётом способностей и интересов каждого.
Руссо заблуждался, утверждая, что «общая воля народа всегда права». Народ неоднороден, может ошибаться, быть под влиянием идеологической обработки, да и волю людей можно оценивать по-разному и использовать в интересах какого-нибудь вождя. Тем не менее в работе «Об общественном договоре» Руссо доказывает, что справедливое государство может возникнуть «только усилием наших рациональных способностей».
Его личная жизнь сложилась странно (женитьба на невежественной и безобразной служанке парижского отеля Терезе, которую он, одержимый благотворительностью, безуспешно пытался обучать грамоте, а она тем временем успешно родила пятерых детей). Отношения с современниками не ладились. Вольтер в ответ на присланную ему книгу о неравенстве ответил: «Я получил вашу новую книгу против рода человеческого и благодарен вам… Каждый стремится читая вашу книгу ходить на четвереньках…» Но на Канта «Эмиль» произвёл сильное впечатление, он так зачитался что в течении нескольких дней не выходил на регулярную прогулку, по которой соседи сверяли свои часы.
ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 2 Просвещение в Европе и Америке
Стр. 11. Вспомните
Почему центром европейского Просвещения в XVIII в. стала Франция?
Идеи Просвещения получили наибольшее распространение именно во Франции, поскольку там, в отличие от большинства других европейских государств, был необычно высокий уровень грамотности населения (в XVIII в. таковыми являлась почти половина мужского населения), а также большое влияние на французов печатного слова (газет, журналов, книг). Кроме того, существующие феодально-абсолютистские порядки вызывали недовольство многих представителей привилегированных сословий (дворянства и духовенства), и конечно же буржуазии. В совокупности эти факторы создавали благодатную почву для успешного распространения идей Вольтера, Монтескьё, Руссо и др.
Что способствовало, а что препятствовало распространению идей Просвещения в других странах?
Идеи Просвещения в разных странах распространялись по-разному. Помимо Франции, наибольший отклик они нашли в Англии, а также в английских колониях Северной Америки. Прежде всего, этому способствовало само английское государственное устройство в виде конституционной монархии, а также наличие широких политических и гражданских прав. В свою очередь, для жителей колоний, которым и так было свойственно свободолюбие и фактическое отсутствие феодальных сословий, взгляды просветителей были популярны еще и благодаря близости к пуританскому учению и мировоззрению.
Однако нередко идеи Просвещения сталкивались с различными трудностями. В испанских и португальских колониях Латинской Америки, например, хранение и чтение трудов просветителей были прямо запрещены властями. В Германии, ситуация определялась политической раздробленностью. Наличие большого количества феодальных пережитков и ограничений существенно замедляло распространение идей Просвещения среди образованных слоев немецкого народа.
Стр. 13. Документ №1
1. О каких ветвях власти писал Монтескьё?
Монтескьё указывал о необходимости разделения государственной власти на три независимых друг от друга ветви: законодательную (для создания законов), исполнительную (для ведения войн, заключения мирных договоров, обеспечения безопасности, ведения внешней политики) и судебную (для осуществления правосудия).
2. Почему он считал необходимым разделение трёх ветвей власти?
По мнению Монтескьё, разделение власти на три ветви необходимо для того, чтобы граждане были по-настоящему свободными, и не стали жертвой какого-либо произвола и беззакония со стороны государства. Как он считал, такого положения дел можно было добиться только если законодательная, исполнительная и судебная власти были не только независимы, но и контролировали друг друга.
3. Что означала такая позиция для Франции того времени?
Для Франции XVIII в., где вся полнота государственной власти сосредотачивалась в руках одного лица – короля, идеи Монтескьё были полностью чуждыми. Для их реализации необходимо было упразднение существующего строя – абсолютизма. И произойти это могло либо путем реформ, либо путем революции.
Стр. 15. Вопросы в конце параграфа
1. Как вы думаете, благодаря чему идеи Просвещения получили особенно значительное развитие во Франции?
В XVIII в. существующим абсолютистским строем были недовольные многие образованные французы (не только буржуазия, но также значительная часть дворян и духовенства). Кроме того, Франция отличалась крайне высоким, по меркам того времени, уровнем грамотности мужского населения (почти половина). Это способствовало большому влиянию на общественное мнение печатной продукции (газет, журналов и книг). Поэтому прогрессивные идеи Просвещения получили наибольшую популярность именно среди жителей Французского королевства.
2. Дайте характеристику одного из ведущих деятелей французского Просвещения (по выбору). Чем определялось его место в общественной жизни Франции и всей Европы второй половины XVIII в.?
Самым известным и авторитетным деятелем Эпохи Просвещения, без сомнения, был Франсуа-Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694 – 1778). Происходил из семьи зажиточных буржуа (отец был государственным нотариусом). Еще с молодых лет отличался критическим отношением к существующей действительности, а в особенности – к привилегиям дворянства и духовенства. Вольтер был крайне недоволен отсутствием у большинства французов каких-либо прав и свобод, а также лицемерием, корыстолюбием и аморальностью католической церкви. За свои взгляды и остроумные высказывания неоднократно оказывался узником главной политической тюрьмы Франции – Бастилии.
На дальнейшее развитие мировоззрения Вольтера сказалось проживание в Англии. Ему очень импонировал существующий там политический строй – конституционная монархия, а также наличие таких гражданских прав, как свобода слова, свобода вероисповедования, свобода предпринимательства. Впоследствии, из-за политических преследований на родине, много путешествовал. Некоторое время жил в Пруссии и Швейцарии. Несмотря на то, что к концу жизни фактически был прощен королем Людовиком XVI, Вольтер все же оставался в немилости у церкви.
Если обобщить все философские, литературные и исторические наработки Вольтера (а их насчитывается более сотни), то идеальным государственным строем для Франции, по его мнению, должна стать конституционная монархия английского образца. В социальных отношениях он выступал за всеобщее равенство всех людей перед законом, не зависимо от их происхождения, неприкосновенность их личности и собственности, а также за право свободно высказывать свои мысли устно или в печатном варианте (свобода слова и печати). Желая отменить феодальные сословия и иные средневековые пережитки, Вольтер в то же время считал разделение людей по имущественному признаку (на богатых и бедных) естественным и неизбежным. Также, не смотря на яростную критику католической церкви и её недостатков, атеистом он не был. Вольтер считал, что религия необходима для формирования моральных ценностей и борьбы с человеческими пороками (ярким подтверждением такой позиции является его знаменитая фраза «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать…»). В то же время, Вольтер активно выступал за свободу вероисповедования, а также против религиозной нетерпимости и двуличности большинства священнослужителей, обличая их аморальность и продажность в своих произведениях. За это снискал особенную ненависть среди французских церковных иерархов.
Вольтер не просто оказал наибольшее влияние из всех философов-просветителей на тогдашнее общество, но даже стал своеобразным символом Эпохи Просвещения, духовным лидером для всех тех, кто был недоволен существующим общественно-политическим строем. Недаром во второй половине XVIII в. в Российской империи проявление свободомыслия носило наименование «вольтерьянство». В то же время дружбой с Вольтером гордились многие такие просвещенные монархи как прусский король Фридрих ІІ Великий и российская императрица Екатерина II Великая. Последняя, на протяжении 1760-х – 1770-х гг. вела с Вольтером интенсивную переписку, а после его смерти выкупила личную библиотеку (сейчас хранится в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке). Но главное значение личности Вольтера состоит в том, что его идеи оказали колоссальное влияние на зарождение и развитие Французской революции, которая началась всего через 11 лет после его смерти.
3. Систематизируйте в таблице информацию о взглядах известных французских просветителей.
Вольтер | Монтескьё | Руссо | |
---|---|---|---|
Взгляды на государство | Государство должно гарантировать естественные права человека: равенство перед законом, свобода слова, печати, вероисповедования и т.д. | Государство должно защищать права и свободы человека | Государство должно гарантировать всеобщее равенство людей, без разделения на богатых и бедных |
Представления о власти | Идеальная форма правления – конституционная монархия | ||
Отношение к религии, церкви | Осуждал лицемерие и продажность духовенства, но все же отстаивал необходимость религии | Выступал за отмену сословных привилегий духовенства | Поддерживал необходимость религии, видя в ней силу, которая может эффективно противостоять пагубным влияниям цивилизации |
Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org
4. Подготовьте сообщение на тему «Концепция разделения властей: от Локка к Монтескьё» (используйте материал параграфов 1, 2). Почему мыслители, жившие в XVII–XVIII вв. в разных странах, придавали ей особое значение?
С глубокой древности многих мудрецов и философов беспокоил один и тот же вопрос – как сделать так, чтобы правитель не злоупотреблял предоставленной ему властью, и использовал свои полномочия во благо народа, а не для себя и своих приближенных. Однако первым, кто предложил конкретное решение данной проблемы, стал английский философ Джон Локк. Под воздействием результатов Английской революции (ликвидация абсолютизма, победа парламента над королем), во второй половине XVII в. он пришел к мысли, что для предотвращения в будущем деспотии и тирании со стороны монарха, государственную власть нужно разделить на законодательную и исполнительную. Роль творца законов Локк отводил парламенту, избираемого широкими народными массами, роль исполнителя законов – королю и его советникам (министрам). При таком состоянии дел, полномочия монарха будут существенно ограничены, а права и свободы граждан будут надежно защищены от различных злоупотреблений со стороны власти.
Меньше чем через 100 лет, в первой половине XVIII в. французский просветитель Шарль Луи Монтескьё расширил и дополнил теорию о необходимости разделения государственной власти. По его мнению, власть должна делиться не на две, а на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Выделение судебной власти он объяснял тем, что в таком случае судьи будут принимать решения в соответствии с законами, которые уже приняты парламентом, а не создавать свои. Тем самым, граждане будут обезопасены от возможного судебного произвола и беззакония. Что касается законодательной и исполнительной власти, то Монтескьё наделял их практически теми функциями, что и Дж.Локк. Так же следует отметить, что ветви власти должны быть независимы друг от друга, и в то же время контролировать друг друга (позже это назовут система сдержек и противовесов).
Считаю, что теория о необходимости разделения государственной власти имела особенное значение для мыслителей XVII и XVIII в., поскольку в то время уже многие приходили к одной и той же мысли – для полноценного соблюдения естественных прав человека со стороны государства, нужно ограничить власть монарха, отобрать у него часть полномочий (прежде всего, в пользу избираемого парламента). В условиях абсолютизма и деспотии, права человека защищены не будут, а народные массы не смогут влиять на процессы в государстве
5. Объясните, почему издание под названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» стало крупным событием в общественной жизни Франции и всей Европы.
Влияние «Энциклопедии» на общественную жизнь тогдашней Франции и Европы, прежде всего, объясняется тем, что это произведение стало первым в истории комплексным и систематическим обобщением существующих на то время естественно-научных и технических достижений. Для жителей середины XVIII в. это было немыслимым успехом, когда в одной книге фактически была собрана необходимая информация со всех наук. Также следует отметить, что авторы «Энциклопедии» не только констатировали и описывали имеющиеся знания и открытия, а также очень часто критиковали существующий общественно-политический строй, невежество церкви, излагая при этом собственные прогрессивные идеи по поводу формирования государства и общества. Тем самым «Энциклопедия» еще и влияла на формирования общественного мнения во Франции и Европе в целом.
6. Охарактеризуйте особенности распространения идей Просвещения в разных странах. Какие задачи считали необходимым решить последователи этого идейного течения в Германии, американских колониях европейских держав?
Идеи Просвещения имели наибольшее влияние во Франции, в силу существования большого количества грамотного населения, а также настроенных критически по отношению к абсолютизму образованных людей. Поэтому Франция стала центром формирования различных прогрессивных идей, а большинство выдающихся просветителей были именно французами. Также Просвещение получило распространение в Англии (благодаря широким гражданским свободам и наличию конституционной монархии) и в английских колониях Америки (благодаря свободолюбию колонистов и пуританскому мировоззрению). В меньшей степени, Просвещение повлияло на общественную мысль жителей Латинской Америки (по причине запрета властей) и Германии (из-за политической раздробленности).
В американских колониях Англии, Испании и Португалии идеи Просвещения приобрели оттенок необходимости борьбы с метрополией (т.н. национально-освободительное движение). В то же время для Германии главной задачей просветителей стала борьба за национальное единство, за объединение всех феодальных княжеств в единое государство.
7*. Проведите обсуждение вопроса: «Какие черты являлись общими для известных представителей французского Просвещения при различии их биографий, характеров и т.д.?» Используйте материал учебника и дополнительную информацию.
Наиболее выдающимися представителями французского Просвещения являются Ш. Л. Монтескьё (1689 – 1755), Вольтер (1694 – 1778) и Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). Эти философы, хоть и жили приблизительно в одинаковое время (пик их деятельности приходится на первую половину XVIII в.), все же по-разному смотрели на вещи, и выдвигали различные идеи и предложения. Во многом это обусловлено их социальным происхождением (Монтескьё был дворянином, Вольтер и Руссо были выходцами из семей мелкой буржуазии), отношениями с властью (Монтескьё и Руссо никогда не подвергались преследованиям, Вольтер – неоднократно был узником политических тюрем и изгнанником), взглядами на государственное устройство (Вольтер был сторонником конституционной монархии, Монтескьё и Руссо выступали за установление республиканской формы правления) и т.д.
Однако их идеи имели много общих черт. Среди них стоит назвать такие:
1. Твердое убеждение в необходимости уничтожения абсолютной монархии.
2. Понимание того, что демократизация политического строя Франции возможна исключительно путем создания постоянного представительского органа – парламента.
3. Желание ликвидировать все существующие феодальные порядки, и в первую очередь – разделение на сословия. Т.е. Монтескьё, Вольтер и Руссо выступали за равенство всех людей, независимо от их социального происхождения.
4. Мнение о том, что государство должно гарантировать естественные права и свободы человека (свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища и т.д.).
5. Осуждение пороков и злоупотреблений католического духовенства, при одновременном понимании важности религии для формирования морали и нравственности.
Таким образом, названные просветители, несмотря на различия и даже противоречия во взглядах, искренне считали, что существующий феодально-абсолютистский строй Франции является несправедливым, и поэтому должен быть изменен. Поэтому именно идеи Монтескьё, Вольтера и Руссо стали своеобразным ориентиром и эталоном для будущих деятелей Французской революции, особенно в её начальном этапе.
I раздел.
Эпоха Просвещения: идеи и люди