Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет

Философия и мифология. Сходства и различия

Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть картинку Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Картинка про Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет

Его породила и философия, и мифология, и религия. Оно рассматривает комплекс вопросов о происхождении бытия, строении мира, роли человека в окружающем его мире. Но мировоззрению присуща логическая упорядоченная система знаний, которая стремится теоретически обосновать положения. Народные мифы пересматриваются с точки зрения разума. С помощью мифа связывалось прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, поддерживалась духовная связь между поколениями. Со временем миф изжил себя, но поиск ответов на вопросы о жизни и смерти унаследовали философия и религия. Религия, философия и мифология тесно взаимосвязаны. Мифология и религия явились истоками философии. Мифология возникла гораздо раньше, расцвела и продолжала существовать наряду с философией, которая свойственна более развитому сознанию, может даже элитарному обществу.Философское знание основывается на объективной реальности, на законах, управляющих ею. Во все времена находятся люди, ничего не знающие о философии, но это не мешает им жить. А вот мифология – она везде. Ее даже прозвали философией для бедных.

Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть картинку Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Картинка про Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет

Философия и мифология

Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть картинку Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Картинка про Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет

Если обобщить вышесказанное, то можно с уверенностью сказать, что философия верит в естественное, а то, что является естественным – мифология; религия – наоборот, в сверхъестественное. Вот такой парадокс…

Источник

Мифология и философия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Миф – это коллективная форма мировоззрения, характеризующаяся синткретичностью, символичностью, алогичностью, дающая целостное и нерефлексивное представление о мире.

Значение и специфика мифологии

Философия складывается в разных культурах – древних Греции, Индии и Китае приблизительно в один временной период – в середине первого тысячелетия до н.э. Однако новое философское мировоззрение и понимание мира возникает не на пустом месте, оно основывается и конкурирует с другим, более ранним мировоззрением – мифологическим. Миф, как способ отображения и осознания мира складывается в глубокой древности, одновременно с возникновением человеческого общества и культуры. Он развивается на протяжении тысячелетий сохраняя основные представления человека о окружающем мире, дополняя и расширяя их включая новые объекты, в том числе усложняющиеся социальные отношения.

Миф имеет ряд существенных особенностей:

Вопрос о соотношении общественного и индивидуального сознания остается спорным и в настоящее время, однако миф, как наиболее ранняя форма мировоззрения бесспорно является плодом коллективных представлений. Миф не имеет, и не может иметь конкретного автора, его творит все общество, на основании непосредственного опыта взаимодействия с миром. В мифе находят свое отражение общественные традиции, обычаи, магические практики и табу. Миф выступает безусловным регулятором социальных отношений, давая личности готовые представления о правилах и механизмах существования общества и человека в нем.

Одной из важнейших черт мифа является синкретизм. Синкретизм предполагает цельность, неразделенность образов мифа, что является следствием недифференцированности самого первобытного мышления. В нем человек не отделен от природы, живые объекты от неживых, объекты культуры от объектов природы и т.д. Миф не анализирует описываемые события, но дает их целостный образ, который в качестве единой «информационно-эмоциональной глыбы» запечатлевается человеком.

Готовые работы на аналогичную тему

Символизм мифа выражается в использовании символов и образов вместо понятий. Символы более наглядны, они привязаны к определенным объектам, в них когнитивное содержание сплетается с чувственных переживанием, а также практической ценностью.

Миф некритичен. Он не предполагает переосмысления собственного содержания, попытки его обоснования или опровержения. Миф воспринимался человеком как должное, как безусловно правдивое описание мира. Данная черта мифологического сознания древности, была перенята религиозным сознанием современности.

Миф использует прологические связи между объектами. Причинно-следственные связи для него не характерны, их место занимают:

Переход от мифологического мировоззрения к философскому

Несмотря на монолитность и большую глубину мифологического мировоззрения, оно оказалось неспособно удовлетворять растущие потребности общества, что привело к возникновению новой формы осмысления реальности – философии. К числу причин развития философского мировоззрения относят усложнение социальной структуры общества, развитие частной собственности и разделения труда, накопление и использование донаучных знаний, а также повышение производительности труда, которая дала основания для создания системы торгового и межкультурного обмена.

В этих новых условиях, когда социальная жизнь и общественные процессы приобрели слишком сложный и дифференцированный характер, возросла роль рядовой личности в обществе, возникла потребность в новом более гибком способе осмысления мира и места человека в нем. Человек, в особенности житель крупных городов – греческих полисов или индийских и китайских поселений, более не чувствовал себя частью природы, он мог вести жизнь, полностью обособленную от работы на земле.

При этом для первых философов и мудрецов характерна достаточно богатая биография – они много путешествовали, знакомясь с культурными, научными, духовными традициями и достижениями иных народов, что подталкивало их к сравнению, осмыслению различий и противоречий.

Основными чертами отличия философского мировоззрения от мифологического выступают:

Мифология и современность

Хотя философское мировоззрение зародилось более двух тысяч лет назад, а на его основании позднее сформировалось научное мировоззрение, впитавшее в себя многие черты философского, влияние мифа и мифологичности на человеческую цивилизацию и общество не исчезло. Миф продолжил свое существование, хотя и утерял доминирующие позиции.

Значительная часть черт мифологического сознания вошла в религиозное сознание и мировоззрение – символичность, пралогичность, некритичность, в следствии которых религиозная вера даже в современном обществе остается неуязвима для логической аргументации – она существует на иных, мифологических основаниях.

Кроме того, на основании мифа сформировались основные представления и стереотипы общественного сознания, которые проявились не только в бессознательной части психики как архетипы, но и закрепились в культуре в виде традиций, обычаев, обрядов, многие из которых – свадьба, похороны, народные праздники, претерпевали со временем весьма незначительные изменения, а их восприятие даже в современном обществе остается весьма мифологическим.

Источник

Мифология и философия — Мифология как форма мировоззрения

С древнейших времен человеку необходимо было осмыслить окружающий его мир.
На протяжении всего своего существования человек пытался найти себя в окружающем мире, найти смысл жизни, понять, что представляет для него ценность, изучить окружающий мир, определить причины своего появления и многое другое.
Система обобщенных взглядов на мир в целом, на место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и действия, ценностные ориентации (научные, философские, социально-политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические) образуют мировоззрение.
Необходимо различать мировоззрение отдельного человека и мировоззрение социальной группы, социального класса и общества в целом.
Мировоззрение человека зависит не только от объективных факторов, влияющих на формирование личности (условия жизни, этническая принадлежность и т.д.), но и от его субъективных характеристик, включая эмоционально-психологический лагерь.
Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия, которые предшествовали философии и науке.
Мифологическое мировоззрение формируется на ранних этапах развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей и животных на земле, причины природных явлений, определить свое место в окружающей среде. Философия дает не столько знания о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, человеку, жизни.
Автор попытается показать значение мифологии и философии для человека как исторически сложившихся форм мировоззрения, моменты их соприкосновения.
Без знания мифов, без исследования источников философской мысли невозможно понять пути развития человечества, оценить культурное наследие мира, радость жизни, осознать необходимость прогресса.
Чтобы чего-то добиться в жизни, человек должен постоянно самосовершенствоваться, развиваться культурно. Человек, изучающий труды философов, формирует более четкое представление о том, к чему стремиться в жизни, как найти свое место в окружающем мире. Без знания мифов невозможно понять сюжеты многих картин и опер, образный строй поэтических шедевров.
Это та сфера интеллектуальной деятельности человека, которая основана на осмыслении самой деятельности, а значит, ее смысла, цели и форм, и, наконец, на выяснении сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностного отношения человека к миру.
Предпосылкой формирования философии является введение абстрактных сущностей, и она становится окончательной, когда эти сущности рассматриваются как понятия, сформированные в человеческом мозгу и функционирующие в качестве объекта мышления. Из вечных и неизменных понятий исходит философия, и она является гарантом бессмертия человеческого разума.
С появлением философии развитие интеллектуальной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения одна идея сменяется другой. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой. Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но трактует их по-своему.

Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть картинку Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Картинка про Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет

Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть картинку Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Картинка про Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет

Мифология как форма мировоззрения

Миф произошел от греческого слова mythos, что означает рассказ, легенда.
Миф — это упорядоченное, систематизированное мировоззрение, отражающее представления разных народов о происхождении мира, природных явлениях, фантастических существах, деяниях богов и героев.
Миф также можно определить как специфический язык, с помощью которого люди с древнейших времен описывали мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные, растущие знания.
Зачатки знаний, религиозных верований, различные элементы духовной культуры, искусства, общественной жизни изначально были объединены в мифе, и таким образом мировоззрению первобытного человека был придан определенный порядок, а его представления о мире сложились в определенную систему.

Главными формами такой систематизации являются эпосы, сказки, саги и легенды, через которые передаются мифы. Таким образом, происходит консолидация накопленных знаний и опыта в последующих поколениях. Однако мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: Ритуалы, танцы и т.д.

Главную роль в мифе играет традиция, авторитетное слово из уст отца, вождя, старца….. Отношение к такому повествованию основано на вере, на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности.

Миф, особенно на ранних этапах человеческой истории, выполняет важнейшую функцию регулятора человеческого поведения и межличностных отношений, поскольку устанавливает обычаи, выражает моральные установки и эстетическое восприятие действительности.

Сравнительно-историческое изучение разнообразных мифов показало, что ряд основных тем и мотивов повторяется в мифах разных народов — несмотря на их чрезвычайное разнообразие. К самым древним и примитивным мифам, вероятно, относятся мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение индивидуальных особенностей животных. Глубоко архаичные мифы — мифы о возникновении животных из людей или мифологические представления о том, что люди когда-то были животными, мифы о превращении людей в животных и растения известны почти всем народам земли. Широко известны греческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка — нимфа Дафна), паучихе Арахне и другие.

Мифы о происхождении солнца, месяца (луны), звезд (солнечные мифы, лунные мифы, астральные мифы) очень древние. В одних мифах они часто изображаются людьми, которые когда-то жили на Земле и по какой-то причине вознеслись на небо, а в других создание (неперсонифицированного) солнца приписывается сверхъестественному существу.

Среди широко распространенных мифологических мотивов — мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; мифологические представления о загробной жизни и судьбе возникли сравнительно поздно. Эсхатологические мифы — рассказы/пророчества о «конце света» (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исламе), которые возникают только на относительно высокой стадии развития.

Особое и очень важное место занимают мифы о возникновении и внедрении определенных благ: огня, изобретении ремесел, земледелия, а также об установлении брачных правил, обычаев и ритуалов среди людей. Их появление обычно приписывают культурным героям.

Философия как форма мифологии

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала, решения проблемы соотношения рационального познания и мифологического повествования были предприняты уже в античности (с этого, собственно, и началось развитие античной философии). Есть люди, которые поражают окружающих своей способностью думать о вещах, о которых никто не задумывался и не осмеливался задавать вопросы. Они называют себя философами, то есть любителями мудрости.
Философия происходит от греческого слова «phileo», означающего «любовь», и «sofia», означающего «мудрость», поэтому первоначальное значение термина можно интерпретировать как любовь к мудрости, мудрость. Впервые это слово было использовано знаменитым греческим мыслителем Пифагором в VI веке до нашей эры. Он хотел провести фундаментальное различие между знанием, которое передается из поколения в поколение в готовом виде (посредством мифов, легенд, традиций), и знанием, которое можно получить лично, полагаясь на собственный интеллект, путем рассуждений и критической оценки действительности.
Согласно преданию, правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Это слово было непонятно правителю, и Пифагор объяснил его так. «Жизнь, — говорил он, — подобна Олимпийским играм: одни приходят, чтобы участвовать в них, другие — чтобы действовать, а самые удачливые — чтобы смотреть; так и в жизни: одни рождаются жадными до славы и наживы, а философы — только для истины.
Первоначально и Пифагор, и другие философы древности придавали термину «философия» смысл, отличный от того, который закрепился за ним в более поздние времена, и сводился, по сути, к тому, что философия — «царица всех наук». Они не считали себя мудрыми и не претендовали на обладание мудростью, ибо истинная мудрость, как считалось тогда, заключалась в мифах, религии, легендах, которые шли от предков, из глубины веков. А прорицатели, жрецы, старейшины — признанные и непререкаемые авторитеты, «истинные мудрецы», чьи слова не вызывали сомнений и принимались беспрекословно, считались носителями мудрости, знания, проверенного веками.
Философ же должен был быть искателем, любителем мудрости, чтобы стремиться к ней, полагаясь не на авторитет, а на собственный разум, используя знания и опыт, в том числе и творчески приобретенный другими.
Философия возникает как путь к рациональному познанию мира.
Самые общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.
Философия разрушает традиционный взгляд на мир и создает новую концепцию мира как упорядоченного, рационально упорядоченного космоса, в котором все происходит по закону, а не по прихоти всемогущих богов или судьбы. Этот взгляд на мир как на упорядоченное целое, который современные образованные люди считают само собой разумеющимся, берет свое начало в древней философии.
Древнегреческий мыслитель Платон впервые выделил философию в особую науку. Из-за неразвитости наук актуальные философские проблемы были вплетены во всю совокупность знаний, и лишь позднее из нерасчлененного знания или протознания (от латинского слова Ðrotus — первый) выделились математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имеющую задачу дать ответы на самые общие и глубокие вопросы о природе, обществе и человеке.

Что такое наш мир в целом

У человека есть духовная потребность смотреть на мир целостно. Для человека как разумного существа важнее любой конкретной научной теории решить вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, какова его субстанция, есть ли у него смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.д. Человек спрашивает и не может не спрашивать, как, что, почему и где. Наука не задает себе таких вопросов и не может их решить.
В процессе развития философской мысли происходит постепенная дифференциация внутри самой философии, формируются ее относительно самостоятельные отделы: Онтология — учение о бытии и его сущности, Гносеология — учение о познании, Логика — учение о мышлении, его законах и формах, Этика — учение о морали, Эстетика — учение о красоте в жизни и искусстве, Социальная философия — учение о человеческом обществе, История философии, которая изучает происхождение, становление и развитие философской мысли.
Появление философии в VI веке до н.э. означает постепенный переход от мифов к самостоятельному размышлению о мире, о судьбе человека, независимому от внешних авторитетов.
Что такое философия? Этим вопросом задаются все философы в истории философской мысли.
Философия — это рефлексивное самоанализ принципов справедливой и счастливой жизни, говорит Сократ. Философия — это изучение Вселенной, ее происхождения, элементов и законов, говорят древние космологи и их современные последователи. Философия — это поиск разумных принципов, объединяющих вселенную и человеческую жизнь в единое целое, говорили стоики и многие другие. Философия — это критика и анализ такой способности мышления, как знание, говорили эпистемологи XVII и XVIII веков. Философия — это концептуальная болезнь, от которой мы должны излечиться, говорил Витгенштейн. Может показаться невозможным представить себе пять столь разных концепций философии. Однако при ближайшем рассмотрении мы видим, что у всех них есть нечто общее. Все они говорят, что философия — это то, о чем вы думаете, а не то, что вы с чем-то делаете. Философы всегда мечтатели, даже если они не верят, что вся жизнь — это сон.
Так о чем же думают философы? Какие проблемы они пытаются решить? На какие вопросы они находят ответы? Что является началом философии?
Марк Туллий Цицерон в своей работе «О природе богов» пишет: «В философии многое еще недостаточно объяснено, в частности, трудный и неясный вопрос о природе богов, вопрос, в высшей степени важный для познания разума и необходимый для порядка религии. По этому вопросу самыми учеными людьми были высказаны столь различные и противоречивые мнения, что это уже должно служить аргументом в философии в пользу того, что основанием и началом философии должно быть невежество.
Незнание порождает вопросы, на которые человек пытается найти ответы. Можно сказать, что началом философской работы является определенная жизненная проблема, насущные вопросы человека.
Наиболее важной в философии является проблема всеобщего, сущности, стабильного и неизменного, которое стоит за множеством отдельных изменчивых вещей. Это проблема первоосновы, фундаментальной причины, которая порождает и управляет всем, включая человеческую жизнь. В поисках существенного в мире, самого важного для жизни человека, философ ищет высшую истину, которая указывает правильный путь в жизни.

Роль мифологии в возникновении философии

Миф — это коллективное творение народа, а не изобретение отдельного человека, каким бы гениальным он ни был. Поэтому она не является чем-то стабильным и постоянным: она растет и эволюционирует по мере развития общественного сознания.

В то же время мифы отражали и явления общественной жизни — различные этапы развития семьи и брака, особенности быта первобытных охотников и скотоводов, материнское право (матриархат) и отцовское право (патриархат), владение огнем и т.д.

Мифологические черты, возникшие в эпоху доклассового общества, остались в памяти людей в виде пережитков даже в более поздние эпохи. Так память о первобытном каннибализме сохранилась в мифе о чудовище Полифеме Циклопе, о человеческих жертвоприношениях — в истории о жертвоприношении Ифигении и т.д. Мифы об амазонках отражают память о матриархате.

Последние исследования шведского ученого М. Нильссона из Швеции показали, что культ большинства греческих богов восходит к крито-микенскому периоду. Позже мифологические истории усложнялись за счет введения новых черт, стимулируемых условиями самой жизни, и включались в целые повествования, такие как истории о приключениях людей.

Мифология как система, уходящая корнями во времена первой цивилизации и являющаяся ее духовной основой, состоит из двух уровней: образного, который она унаследовала от искусства, и более глубокого — семантического, который приобретал все большее значение с развитием логического мышления и развитием рационализирующих тенденций. В определенное время, в определенном месте этот глубинный уровень, развившийся в мифологии, прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, утверждая свою собственную внутреннюю ценность. Философия начинается с сознательной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических повествований превращаются из личных существ в безличные категории

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Смотреть картинку Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Картинка про Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет. Фото Что объединяет философию и мифологию а что разъединяет

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

4. Мифология и философия

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Мифология в древности выступала как форма общественного сознания. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь.

Для мифов характерны следующие черты:

• Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.

• Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

• Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.

• Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку.

• Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.

• Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.

• Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.

• Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы разрешали или запрещали определенные формы поведения, мифы устанавливали для древнего человека определенные гарантии единства общества и стабильности социальной жизни.

Главным свойством мифологического сознания считается синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и природа, познание и переживание, объект и субъект нераздельны.

Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям. Любой предмет, любой человек, любое явление может быть одновременно и чем-то другим. Объективная связь явлений безразлична мифу, он не замечает противоречий, которые обязательно заметит современный разум.

Четвертое важное свойство мифологического сознания — символичность. Человек мифа оперирует не понятиями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, который можно назвать олицетворением, т. е. природные явления, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д.

Еще одна важная черта мифа— коллективность. Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф.

И последнее, что можно отметить, — такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф, его формы и предзаданные нормы.

Надо сказать, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллективном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфические черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории человечества. Он существовал в разных формах религии, искусства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории.

Отличия философии от мифа можно проследить по всем выше указанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.

В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества.

Далее: философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах.

Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна.

В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личностный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *