Что объединяет физику химию и биологию
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия
Лекция № 1
Тема: Введение
План
1. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.
2. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.
Слово «естествознание» означает знание о природе. Поскольку природа чрезвычайно многообразна, то в процессе ее познания формировались различные естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, география, геология и многие другие. Каждая из естественных наук занимается изучением каких-то конкретных свойств природы. При обнаружении новых свойств материи появляются новые естественные науки с целью дальнейшего изучения этих свойств или, по крайней мере, новые разделы и направления в уже имеющихся естественных науках. Так сформировалась целая совокупность естественных наук. По объектам исследования их можно разделить на две большие группы: науки о живой и неживой природе. Важнейшими естественными науками о неживой природе являются : физика, химия, астрономия.
Химия– наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях. Химия изучает химическую форму движения материи и делится на неорганическую и органическую химию, физическую и аналитическую химию, коллоидную химию и т.д.
Астрономия– наука о Вселенной. Астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие. Важнейшими разделами астрономии, которые сегодня превратились, по существу, в самостоятельные науки, являются космология и космогония.
Космология– физическое учение о Вселенной как целом, ее устройстве и развитии.
Космогония– наука, которая изучает вопросы происхождения и развития небесных тел (планет, Солнца, звезд и др.). Новейшим направлением в познании космоса является космонавтика.
Биология– наука о живой природе. Предметом биологии является жизнь как особая форма движения материи, законы развития живой природы. Биология, по-видимому, является самой разветвленной наукой (зоология, ботаника, морфология, цитология, гистология, анатомия и физиология, микробиология, вирусология, эмбриология, экология, генетика и т.д.). На стыке наук возникают смежные науки, такие как физическая химия, физическая биология, химическая физика, биофизика, астрофизика и т.д.
Итак, в процессе познания природы формировались отдельные естественные науки. Это необходимый этап познания – этап дифференциации знаний, дифференциации наук. Он обусловлен необходимостью охвата все большего и все более разнообразного числа исследуемых природных объектов и более глубокого проникновения в их детали. Но природа – это единый, уникальный, многогранный, сложный, самоуправляющийся организм. Если природа едина, то единым должно быть и представление о ней с точки зрения естественной науки. Такой наукой является естествознание.
Естествознание– наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Последние слова в этом определении еще раз подчеркивают, что это не просто совокупность наук, а обобщенная, интегрированная наука. Это означает, что сегодня дифференциация знаний о природе сменяется их интеграцией. Эта задача обусловлена, во-первых, объективным ходом познания природы и, во-вторых, тем, что человечество познает законы природы не ради простого любопытства, а для использования их в практической деятельности, для своего жизнеобеспечения.
2. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
Метод— это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности.
Особенности естественнонаучного метода познания:
1. Носит объективный характер
2. Предмет познания типичен
3. Историчность не обязательна
4. Создает только знание
5. Естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем
Это естественные науки.
Все три науки тесно взаимосвязаны.
Больше не могу придумать.
Химия явления примеры, география явления примеры, биология явления природы, биология явления природы?
Химия явления примеры, география явления примеры, биология явления природы, биология явления природы.
Какие опыты, известные вам из курсов физики и химии, подтверждают, что молекулы образованы атомами?
Какие опыты, известные вам из курсов физики и химии, подтверждают, что молекулы образованы атомами?
Формула pH?
К каким предметам относится химия, кроме : географии, математики, физики, биологии и истории?
К каким предметам относится химия, кроме : географии, математики, физики, биологии и истории?
Какие есть сайты для подготовки к ОГЭ по биологии и химии?
Какие есть сайты для подготовки к ОГЭ по биологии и химии?
Помогите пожалуйста срочно1 химия 2 биология?
Помогите пожалуйста срочно1 химия 2 биология.
Ребят, нужно придумать сочинение по химии про смесь(типо золушки, как она отделяла горох от чего то?
Ребят, нужно придумать сочинение по химии про смесь(типо золушки, как она отделяла горох от чего то.
Почему физику и химию сначала изучали как один предмет?
Почему физику и химию сначала изучали как один предмет.
Как вы думаете, почему физику и химию сначала изучали как один предмет?
Как вы думаете, почему физику и химию сначала изучали как один предмет?
1) Используя сведения из курсов биологии и химии, охарактеризуйте роль калия в жизни растений?
1) Используя сведения из курсов биологии и химии, охарактеризуйте роль калия в жизни растений.
карбонат натрия нитрат бария сульфат железа 3 KOH гидроксид калия.
Na2CO3 + Ba(NO3)2 = BaCO3 + 2NaNO3 Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3 + 3K2SO4.
Cu2S + 2O2 = 2CuO + SO2 CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl Cu(OH)2 + 4NH3 = [Cu(NH3)4](OH)2.
1) в SiO, SO2 2) в NaOH, Ba(OH)2 3) б HClO4, H2CO3 4) б Cu(OH)2, HNO3, FeS, FeO 5) г Na, K.
FeS w(Fe) = 56 / 88 = 0. 636 Fe2O3 w(Fe) = 56 / 72 = 0. 778 В Fe2O3 содержание Fe больше, из нее можно выплавить больше железа.
‘это все науки о природе!
Изучают из чего мы состоим и из чего состоит окружающий нас мир!
1) В каких областях сельского хозяйства применяют знания биологии?
1) В каких областях сельского хозяйства применяют знания биологии?
2) В каких областях искусства находят отражение биологические объекты?
3) Можно ли охарактеризовать живое существо без знаний биологии, опираясь лишь на знание физики, химии и математики?
Что изучают астраномия география биология экология геология химия физика?
Что изучают астраномия география биология экология геология химия физика.
Сдаю химию и биологию, учусь в 11м кл?
Сдаю химию и биологию, учусь в 11м кл.
Биологию не знаю совершенно, что делать?
ПАМОГИТЕ?
ВОАПРОЫ Укажите естествинную науку, изучающую строение и взаимодействие организмов А) География в)биология Б)Физика Г)химия ПАМОГИТЕ.
Какое значение в химии и в биологии имеет водородная связь?
Какое значение в химии и в биологии имеет водородная связь?
К естественным наукам не относят :историю, химию, астрономию, физику?
К естественным наукам не относят :
историю, химию, астрономию, физику.
Кто_нибудь знает актуальные темы проектов или исследовальских по биологии или химии?
Кто_нибудь знает актуальные темы проектов или исследовальских по биологии или химии?
Ребят, расскажите, кто и как готовиться или готовился к ЕГЭ по химии и биологии?
Ребят, расскажите, кто и как готовиться или готовился к ЕГЭ по химии и биологии?
Можно ли охарактеризовать живое существо без знаний биологии опираясь лишь на знание физики химии и математики Почему?
Можно ли охарактеризовать живое существо без знаний биологии опираясь лишь на знание физики химии и математики Почему.
Верный ответ под буквой А.
Ограны : лёгкие, бронхи, носовая полость, трахеи, глотка, гортань. Функция поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. Это очень легко.
14. 4 15. 3 16. 3 17. 5 18. 1 19. 6 20. 6.
Она может так сосуществовать прокараиты у них нет ядра.
1 задание 1)головной отдел 2)туловище 3)лапы 4)хвост 2 задание 1)Б 2)В 3)А 3 задание А)3, 6 Б)2, 7 В)1, 8 Г)4, 5 4 задание А)Череп, лопатки, лучевая кость, грудной позвоночник, позвоночник, таз, большая берцовая кость. Б)Шейный, грудной, поясничный.
Панцирь рака состоит из хитина.
Из эктодермы эпителий кожи формируется.
1. плавление льда 2. Испарение воды 3. Движение автомобилей 4. Появление радуги 5. Молния при грозе 6. Полёт с парашюта.
Пример сплошного ареала : белый медведь за полярным кругом, серая ворона на территории Евразии, полярная сова Разорванный или прерывистый ареал : обитание черной крысы на Дальнем востоке и в европейской части России, обыкновенной рыси, серны Реликтов..
Между физикой и биологией
Кандидат химических наук и президент Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки Александра Борисова специально для нашего журнала написала колонку о месте химии среди естественных наук.
Никто не водится со мной
Химия — нелюбимое дитя в семействе естественных наук. Химию позже всех начинают изучать в школе (судя по знаниям, большинство вообще не начинает никогда). У химии плохой «пиар» по сравнению с «соседками». Физика фундаментальна, биология — естественна и тем полезна, а химия в лучшем случае ассоциируется с лобби фармкомпаний, а в худшем — с вредными производствами. Пользуясь своей репутацией, физика и биология периодически совершают эпистемологические набеги на смежные области химии, объявляя те или иные исследования «нехимическими» (а физическими либо биологическими).
Мне как химику по образованию и отчасти — по духу всегда были странны эти дискуссии, поэтому я логично задалась вопросом о том, как мы вообще отличаем одну область науки от другой. Оказалось, что решением этих вопросов на фундаментальном уровне занимаются не физики или химики, а философы науки. Почему? Потому что, замечают они, решать такой фундаментальный вопрос могут только те, кто находится «над схваткой», а называется он проблемой демаркации. Забегая вперед, я скажу, что ничего такого лучшие умы не решили. Наоборот, изучая границы между разными областями науки, они пришли к тому, что общего у них больше, чем различий, а вообще хорошо бы на фундаментальном уровне объяснить различия между наукой и ненаукой. Случилось это почти сто лет назад, так с тех пор и ищут, — и термин «проблема демаркации» теперь означает в том числе задачу поиска универсальных критериев разделения науки и ненауки. Что, впрочем, не мешает нам с вами посмотреть, как же пытались разграничить науку и где на этих весах будет лежать химия.
Красивые — направо, умные — налево
Самый очевидный путь — разделить науки по объекту изучения. Так появились нечетко определяемые группы: естественные, общественные и гуманитарные науки. Химия, конечно, наука естественная. Она изучает предметы и явления естественного мира вокруг нас. Однако попытка поделить науки по объекту исследования маловато говорит нам об их внутреннем устройстве. Кроме того, если задуматься, это деление непостоянное. Если раньше планеты изучала исключительно астрономия, то теперь, с развитием космической техники, их изучают и химики, и геологи, и даже в некоторых случаях климатологи. А есть объекты исследования, которые совершили еще более длинный прыжок, — из гуманитарных наук в естественные. Не удивляйтесь, если услышите, что лингвистика — это естественная наука, потому что она применяет формальные методы и модели к естественной среде, которой является язык. Создание таких моделей стало возможным из-за развития математики и вычислительной техники.
Карл Шееле. Источник: wikireading.ru
О химии такого сказать нельзя. Возможно, химия — это главная эмпирическая наука, если под этим термином подразумевать именно сконструированный человеком опыт, а не наблюдение окружающего мира и выявление закономерностей. В химии созерцание и описание дает очень мало: чтобы разобраться в составе окружающих веществ и их устройстве, над ними нужно провести опыты. В детстве моим любимым химиком был Карл Шееле. Этот шведский ученый-самородок XVIII века, которому предлагали университетские кафедры и избрали в Шведскую академию наук, не имел даже высшего образования. Зато у него была аптека, в которой он работал, и руки. О том, как важно «иметь руки», знает каждый студент-химик, причем руки или есть, или нет. Можно выучить теорию, можно выучиться технике эксперимента, но руки так и останутся (я думаю, вы примерно поняли, о чем речь).
Так вот, руки в далеком XVIII веке открыли и выделили несколько десятков всем известных сегодня веществ — от хлора и перманганата калия («марганцовки») до мочевой и синильной кислот. Шееле также — опытным путем — установил два основных компонента воздуха (только называл он их по-другому — не кислород и азот, а «огненный воздух» и «флогистированный воздух». Но мое восхищение вызывало не это. Зрительная информация дает в химии крайне мало, и сейчас эта проблема преодолена с помощью десятков разнообразных физико-химических методов исследования вещества. Однако во времена Шееле этого не было, а потому в качестве дополнительного описания ученый использовал вкус и запах, которые он определял лично. Он так и умер: его нашли в лаборатории среди реактивов (по одной из версий, он описывал вкус синильной кислоты). По-моему, такая методологическая верность своей науке не может не очаровывать.
Думаю, что романтический пуризм — конечно, калька моего восприятия разделенных наук XX века. Наши предшественники пользовались теми методами, которыми владели сами, и видели себя, наверное, естествоиспытателями в целом, а не химиками или физиками. Эту классификацию мы «надели» на них сами гораздо позже. Однако как только классификация возникла, она сразу вызвала и попытки стратифицировать науки по шкале важности. В частности, первыми ощутили себя не в своей тарелке в химии физики.
Эрнест Резерфорд. Источник: wikipedia.org
Дверь в страдания физиков в химии открыл Эрнест Резерфорд — знаменитейший ученый, отец ядерной физики, учитель Петра Капицы, которого тот звал Крокодилом. Резерфорд в 1908 году получил Нобелевскую премию по химии: он объяснил радиоактивное превращение химических элементов, предложил планетарную модель атома. И даже если фраза « Вся наука — или физика, или коллекционирование марок » приписывается ему ошибочно, ее расхожесть демонстрирует распространенность снисходительного отношения к химии. В дальнейшем физики продолжали получать нобелевки по химии: они касались либо разработок особенно пригодившихся в химии методов, либо исследований химических элементов. Среди знаменитых физиков — «химиков» Мария Склодовская-Кюри, а также ее дочь и зять.
Первой ласточкой физических методов в химии стал Фрэнсис Уильям Уэстон, он изобрел масс-спектрограф, с помощью которого открыл много нерадиоактивных изотопов. Эта традиция продолжается всю историю нобелевки. Так, в 2017 году ее получили два биофизика — Жак Дюбоше и Иоахим Франк (а с ними биолог Ричард Хендерсон), которые применили и усовершенствов али криоэлектронную микроскопию высокого разрешения для определения структуры биомолекул в растворе. Вся Россия ждет, что тех же почестей будет удостоен научный руководитель Флеровской лаборатории в ОИЯИ Юрий Цолакович Оганесян — один из отцов синтеза сверхтяжелых элементов, которые сейчас продляют Периодическую таблицу. Физик, конечно. Оганесян делал доклад на открытии Года Периодической таблицы в Париже в ЮНЕСКО. Возможно, в 2019 году и не Нобелевский комитет все-таки решит обратить внимание на таблицу, а сами потенциальные лауреаты не будут столь категоричны, как когда-то Резерфорд.
Есть и обратные примеры: Андрей Гейм и Константин Новосёлов получили в 2010 году нобелевку по физике за открытие графена. Его можно рассматривать и как химическую работу: графен — одна из аллотропных модификаций углерода, наряду с графитом, алмазом и другими. Однако вряд ли какое открытие аллотропной модификации, пусть и редкой, может оказаться достойным такой высокой награды в сфере химии. А физики оценили эту работу (выполненную, кстати, физиками), потому что графен с физической точки зрения обладает поразительными, почти невозможными свойствами.
Константин Новосёлов и Андрей Гейм. Источник: http://gorets-media.ru
Страсти по биохимии
«Сожмется» ли химия, «вырастут» ли биология или физика? Ставить вопрос таким образом побуждает нас привычный рубрикатор наук. Знаний становится больше, сами предметные области дробятся, а число подходов к исследованию одного и того же объекта — растет, так как разные подходы позволяют получить разные данные. В идеальном мире одно и то же сердце изучают физик, физиолог, молекулярный генетик, биохимик, врач, и этот список можно продолжать. Каждый из них прошел свою школу и владеет своим методом, а ключевая сложность — собрать полученную информацию воедино и понять, что и как нужно применить для решения поставленных задач. Уметь понять научный язык, работу и результаты коллеги, при этом сохраняя свой собственный подход и понятийный аппарат, сопоставить чужие данные со своими и увидеть общую картину — один из ключевых вызовов для современного ученого.
Дмитрий Менделеев. Источник: wikipedia.org
А что же Дмитрий Иванович Менделеев? Почему именно он удостоился чести быть отмеченным целым годом празднования под эгидой ЮНЕСКО? Я думаю, внимание к его персоне и к Периодическому закону совершенно заслуженно. Менделеев — главный химик человечества. Потому что он смог без привлечения каких-либо физических данных или математического аппарата сформулировать теорию, по уровню фундаментальности не уступающую Стандартной модели элементарных частиц. Это не значит, что Менделеев был химиком-теоретиком: в его времена и понятия такого не существовало. Менделеев был химиком-экспериментатором, химиком-преподавателем, химиком-технологом. Его перу принадлежат учебник по органической химии, важные работы в сфере физической химии, прикладные разработки. Невероятная сила его была в том, что изо всех этих деталей своей работы и данных других людей — частных, продиктованных практическими задачами, — он одной силой мысли создал полную картину. «Химическая интуиция», известная каждому химику: вот так реакция пойдет, а так — вряд ли, вот такая конфигурация молекулы возможна, а такая — нет — была, наверное, развита в нем как ни в ком другом. Настолько, что все обрывочные, противоречивые и недостаточные сведения о химических элементах сложились у него в общую картину.
Во времена Менделеева не знали строения атома, понятия изотопов, не знали благородных газов как класса и вообще доброй половины элементов современной периодической таблицы, причем неизвестные элементы были иногда легче по атомному весу, чем известные, тем самым сбивая с толку исследователей. Несмотря на это, Менделеев отметил периодичность свойств элементов, связал их с весом, собрал в визуальную картину, а затем указал, какие элементы еще нужно искать. С тех пор и физики, и химики-синтетики подтверждают и подтверждают подход Менделеева. Но он сделал открытие, не обладая для этого ни аппаратом ядерной физики, ни достаточными химическими данными. Интуиция!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Зачем изучать биологию и химию?
Урок 3. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Зачем изучать биологию и химию?»
Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Разные растения характерны для лугов, лесов, безводных пустынь и топких болот. Множество растений обитает в морях и океанах, озёрах и реках всех стран мира. Даже Арктика и Антарктика не лишены растений. Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах и оранжереях. Нас окружает природа – животный и растительный мир. Мы часто гуляем по лесу, собираем ягоды, плетём венки из ромашки. И часто задаём себе много вопросов: как всё устроено, почему цветы цветные, а листья зелёные? Чем питается ёжик и почему он такой колючий? Ответы на эти вопросы не просты, и их даёт наука биология.
Биологические науки изучают многообразие строения и функций живых организмов, их развитие и взаимоотношения со средой обитания. Как ни разнообразны объекты и процессы, изучаемые биологией, их объединяет одно общее, присущее всем им свойство – жизнь. Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Каковы общие свойства, присущие всем живым организмам?
В зависимости от объектов исследования в биологии выделяется ряд наук: о вирусах – вирусология, о грибах – микология, о бактериях – бактериология, о растениях – ботаника, о животных – зоология, также выделяют цитологию, физиологию, анатомию, эмбриологию и генетику. В пределах зоологии сформировались более узкие дисциплины, например: энтомология (о насекомых), орнитология (о птицах), ихтиология (о рыбах), териология (о млекопитающих) и другие.
В ботанике – альгология (о водорослях), бриология (о мхах), дендрология (о деревьях).
Значение растений очень велико в природе. Растения поглощают из воздуха углекислый газ и осуществляют фотосинтез, в результате которого происходит выделение кислорода в окружающую среду. Кислород необходим для дыхания почти всех живых организмов.
Леса, поля, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники. Люди тоже питаются растениями и продуктами их переработки. Используют растения как сырьё для различных отраслей промышленности, для приготовления лекарств, как строительный материал и топливо. Из древесины делают бумагу и искусственный шёлк. Горох, фасоль выращивают для получения семян. Яблони, груши, вишни, томаты дают сочные плоды. Морковь, свёклу, петрушку выращивают ради корней. Из листьев капусты, салата, шпината и щавеля приготовляют овощные блюда. Трудно перечислить всё, что получает человек от зелёных растений. Из плодов одной лишь пшеницы готовят хлеб, макароны и кондитерские изделия. Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырьё. Они украшают нашу жизнь и приносят радость. Розы, астры, жасмин, сирень разводят ради красивых цветков. Самое скромное жилище становится уютнее, если в нём стоят комнатные растения, а за окном зеленеют деревья, кустарники и травы.
Зоология – раздел биологии, изучающий животных. К животным относится огромное количество разнообразных организмов: простейшие, медузы, морские звёзды, черви, моллюски, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Человек также относится к царству животных, но традиционно изучается отдельно. По видовому разнообразию животные значительно превосходят другие царства. В настоящее время учёными описано более 1,5 миллионов видов животных, большинство из которых составляют членистоногие (более 1 миллиона 300 тысяч видов), моллюски (более 118 тысяч видов) и позвоночные (более 42 тысяч видов).
Роль животных в природе и жизни человека чрезвычайно велика. Животные потребляют готовые органические вещества и являются важнейшими звеньями цепей питания (консументами). Существование животных возможно лишь в тесной связи с продуцентами (растениями). Животные активно участвуют в круговороте веществ и потоке энергии.
Значительная роль в природе принадлежит животным-санитарам, которые питаются падалью (насекомые, птицы и млекопитающие). Насекомые и птицы опыляют растения. Дождевые черви и другие обитатели почвы разрушают органические остатки, способствуя образованию перегноя, повышают плодородие почвы. В морях и океанах, в пресноводных водоёмах добываются тысячи видов рыб и беспозвоночных (ракообразных и моллюсков). Животные обеспечивают нас продуктами питания (молоко, мясо, яйца) и сырьём для разнообразных производств (кожа, мех и шерсть). Ценный продукт питания дают человеку пчёлы – мёд. Тутового шелкопряда разводят для получения натурального шёлка. Но существуют животные, наносящие вред хозяйству человека. К ним относятся вредители растений, паразиты животных и человека.
Хозяйственная деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли, а многим угрожает вымирание.
Составлены специальные Красные книги, в которые внесены сведения о таких животных, растениях и грибах. Сохранить их – это наша общая обязанность. Для этого необходимо знать, как живые организмы живут, их строение, условия, необходимые для их размножения. Эти сведения о растениях даёт наука биология. Она изучает жизнь живых организмов, их внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Знание о жизни живых организмов позволит каждому активно участвовать в преобразовании окружающего мира.
Химия – одна из важнейших областей естествознания, наука, изучающая вещества, их состав и строение, их свойства и превращения, ведущие к изменению состава – химические реакции. Химия имеет немало связей с физикой и биологией, а пограничные области изучаются квантовой химией, химической физикой, физической химией, биохимией и другими науками.
Химия и всё, что с ней связано, стали неотъемлемой частью жизни человека, его повседневной деятельности. Именно об этом ещё 250 лет назад говорил великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие …» Уже тогда человек мог выплавлять различные металлы из руд, получать стройматериалы и краски, стёкла и другие самые различные материалы, преобразовывать природные продукты. Всё это можно было осуществить только с помощью различных химических процессов, многие из которых человек освоил тысячи лет назад, не задумываясь о том, какова их природа.
Мы зажигаем газ в газовой плите, едем в автомобиле, пользуемся самыми разнообразными изделиями и материалами и просто дышим, ходим, наслаждаемся видом зелени и запахом цветов. И при этом не задумываемся о том, что все эти явления, материалы и вещи были бы невозможны без химических веществ и химических процессов.
Мы почти каждый день сталкиваемся с информацией о химии. Мы читаем в газетах, слышим по радио и телевидению о дымовых завесах на предприятиях, авариях и катастрофах, приводящих к загрязнению среды, ядовитых веществах в реках и морях, отравленных ядохимикатами овощах и фруктах. Но виновата ли в этом химия?
Эти нежелательные последствия происходят по вине людей, которые не задумываются о последствиях своей деятельности для природы, о правильном использовании химических веществ и процессов.