Что объединяет маленькие трагедии пушкина
Маленькие трагедии о человеческих судьбах (3 фото)
Те, кто только знакомится с творчеством нашего великого классика, задаются вопросом: что собой представляют «маленькие трагедии», почему они маленькие, и что автор хотел продемонстрировать читателям и миру с помощью этого цикла?
Четыре пьесы Александра Сергеевича Пушкина, объединенные в цикл под названием «Маленькие трагедии», посвящены теме людских пороков, попыткам обойти предначертанное судьбой и понять, могут ли сосуществовать злодейство и гений.
Цикл был создан в период так называемой Болдинской осени, которая, по словам самого поэта, была одним из самых продуктивных промежутков его творчества. Вынужденное затворничество по причине холерного карантина в имении Большое Болдино по времени совпало с подготовкой к долгожданному событию – женитьбе на Наталье Гончаровой.
По стилистике эти драматические произведения можно отнести к философской лирике. Плюс к этому, в них рассматриваются такие вопросы как суть искусства, предназначение человеческой жизни, философия жизни и смерти.
В цикл вошли 4 произведения:
«Скупой рыцарь» – полностью оригинальное произведение, в основу которого положена «История герцогов Бургундских дома Валуа». На написание «Моцарта и Сальери» поэта подвигли споры вокруг смерти великого композитора.
«Каменный гость» – это явное продолжение литературной традиции, начало которой было положено испанским писателем Тирсо де Молиной, а основным ориентиром стала пьеса Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость». «Пир во время чумы» – это сокращенный перевод одной из сцен «Города чумы» Вильсона.
В качестве рабочих названий Александр Сергеевич использовал такие как «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения», «Опыты драматических изучений». Но в итоге остановился на «Маленьких трагедиях».
Это определение звучит двусмысленно не только для современников. Вопросы оно вызывало и в пушкинские времена, ведь трагедия – она и есть трагедия. Маленькой или большой она быть не может, особенно если рассматривать событие с позиции его участника. Это странное и алогичное сочетание в действительности носит глубокий потаенный смысл. Словно автор, заведомо подразумевая обычное отношение читателей к произведениям, попытался устранить зашоренность их сознания и увести в сторону от однозначной и категоричной трактовки.
Трагедия – это, прежде всего, масштаб и размах. А слово «маленькая» в данном контексте подразумевает некую иронию. Критики и исследователи творчества Александра Сергеевича отмечают и ярко выраженную автобиографическую составляющую, проявляемую в отношениях с отцом, временным заточением в Болдино, запретом матери Натальи Гончаровой дать разрешение на брак и другими моментами, которые нашли отражение в произведениях.
Естественно, во вселенских масштабах трагедии действительно незначительные. Но при прохождении через призму авторского видения они получили возможность транслировать через литературное произведение самые разные злободневные темы – философские, психологические, душевные и не только. Вероятно, что признать большими проблемы одного человека автор просто не посчитал возможным.
А как бы вы объяснили такое название пушкинского цикла – «Маленькие трагедии»?
Маленькие трагедии Пушкина анализ
В «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкин демонстрирует читателю различные дороги, которых придерживаются люди, отходя от нравственности. Итогом же всего может стать утрата ценного в жизни, отсутствие смысла бытия и непонимание собственного существования в мире. Автор начинает сравнивать нравственные законы и людские соблазны, ставя всё на чашу весов. До последней страницы хочется узнать, что же победит в схватке: соблазны, которые сводят с ума каждого человека, или же нравственность.
В цикле «Скупой рыцарь» во главе стоит власть. Пушкин сделал акцент на стремление человека к власти, хоть первоначально кажется, что основной мотив – показать скупость. Желание быть главным и властным человеком проявляется в олицетворении золота и денег. Так, взяв за героя Барона, писатель показывает нам его жаждущим, голодным до власти, имеющим неутолимую страсть к богатству. Все это негативно влияет на Барона: все присущие человеческие черты исчезают, пропадает даже искренняя чистая любовь к собственному сыну.
В цикле «Моцарт и Сальери» во главе – порок. Сальери живет лишь с одной мыслью – стремится к славе. Когда же он достигает пика желаемого, то понимает, что цель творчества совсем не в таланте и не в лаврах. Основной целью творчества становится ощущение, испытываемое при окончательном результате труда. Именно так работает Моцарт, которому завидует Сальери. Единственный выход, видимый Сальери – убийство Моцарта. В цикле поднята проблема злодейства и гения. Первое, в свою очередь, выражается как следствие безнравственного.
В цикле «Каменный гость» А. С. Пушкин показывает волю личности и нравственные законы. В центре фигура Дон Гуана – человека, который попирает все законы. Он ощущает себя сильным и волевым. Ухаживая за женщиной, Дон Гуан соревнуется с Богом. Такое поведение человека несопоставимо с Божьими законами. И, как следствие, герой наказан.
«Маленькие трагедии» – философское произведение, в котором представлены размышления о смысле жизни.
Анализ цикла «Маленькие трагедии» Пушкина
Закончив работать над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич Пушкин принимает решение написать несколько небольших драм, которым сам автор даёт название «Маленькие трагедии». Цикл включает в себя 4 произведения. Поздние пьесы автора можно поставить гораздо выше «Бориса Годунова». Это касается степени совершенства задумки и ее передачи. Анализ «Маленьких трагедий» Пушкина особенно ярко это показывает.
История создания
В 1826 — 1827 годах поэт планировал, что количество произведений будет доходить до десяти, а содержания будут разделены на взятые из русской, древней и западной истории. Однако в период своей наиболее творческой поры воплотил в жизнь только 4.
Действия всего цикла в итоге происходили на западе, а психологические портреты были составлены автором так, чтобы отразить всю ёмкость человеческих страстей, которые часто приводят к трагическим последствиям.
«Маленькие трагедии» вошли в историю русской литературы, как совершенно новый этап жизни Пушкина.
Количество главных героев в произведениях редко превышает 2−3 персонажей, за основную философскую идею автор берет внутренний спор каждого из них, из-за чего:
Главными персонажами в «Маленьких трагедиях» выступают Председатель, Сальери, Дон Гуан, Барон — в каждом из них возникает конфликт, монолог перед самим собой. Образ мысли героев освещают их скверные черты характера, выдают истинную философию их жизни.
Лирический метод — вариант воспроизведения личного настроения или чувства поэта — стал главным фактором во всем развитии драмы, автор выразил через них свои переживания и рассуждения. Помимо жанра, все 4 истории объединяют принадлежность к историческим эпохам, наличие религиозной нити, проходящей через каждую из них. В них описывается острая проблематика, сохраняющая актуальность в любой век.
Анализ «Скупого рыцаря»
В рамках изучения произведения надо непременно сделать анализ «Скупого рыцаря». «Маленькие трагедии Пушкина» раскрываются именно с этой истории. Главные персонажи произведения — барон и его сын. Оба они являются рыцарями. Подвиги волнуют молодого парня меньше, чем турниры и девушки. Альберт — натура противоположная его скупому отцу. Старый рыцарь держит сына в скудном положении, денег у молодого человека нет, ему не на что приобрести доспехи, одежды или коня. Сын часто влезает в долги и вынужден просить снаряжение у ростовщика. Но, несмотря на бедность, в нём не развивается скупости и злобы.
Любовь к власти опутывает душу персонажа и делает своим рабом. Отец Альберта не потратит ни дублона из своей сокровищницы, а, напротив — будет копить до конца жизни. Герой называет деньги «господами», однако не признает их власти над собой.
В ходе пьесы описывается сцена, в которой Барон спускает в подвал и при свете свеч любуется на свои накопления. Старый рыцарь — исчерпывающий и сильный пример человека, погибающего от своих пороков и помешательства.
Трагедия «Моцарт и Сальери»
Легенда о двух композиторах: Моцарте и убившем его друге Сальери — основа следующей драмы из цикла «Маленькие трагедии». Вольфганг всегда радуется жизни, его образ светлый и душевный, он откровенный гений. Сальери же, наоборот — мрачный герой, он завидует той легкости, с которой даются композиции Моцарту.
Сальери упорно работал над каждым своим произведением и всей душой любил музыку. Но она ему ответить взаимностью не спешила — дара у композитора совсем не было.
Персонаж наблюдает за искусством Моцарта, который так без усилий создает свои по-настоящему уникальные и гениальные творения.
В диалоге счастливый соперник как-то произносит цитату: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» — это острое выражение останутся в памяти убийцы надолго. Именно в них Пушкин выразит свой субъективный образ подлинного творца. Сальери был истинным слугой музыки, однако злым умыслам не должно быть места в голове талантливого человека. Не имея возможности остановить злодеяние, Сальери плачет, слушая траурную заупокойную мессу, написанную оппонентом как будто для себя…
«Каменный гость»
Следующая история получила название «Каменный гость» и была посвящена приданию об искусном любовнике и обольстителе женских сердец Доне Жуане. Согласно мифу, главный герой потерпел наказание за свои злодеяния, а наказала его ожившая каменная статуя. В пушкинском произведении жизнь Дон Жуана не станет исключением и также закончится печальной трагедией.
Пушкин не стал первым гением, обработавшим легенду. До него этим занялись Моцарт, у которого Пушкин позаимствует эпиграф, и Мольер. Однако Александр Сергеевич внесет изменения в имя персонажа, именно он сделает его Доном Гуаном.
Дон — персонаж противоречивый и сделать о нем точный вывод крайне сложно. С одной стороны, герой эгоистичен, не задумывается о людях вокруг и расчетлив. Но так однозначно, как Сальери или Скупого рыцаря, его образ нельзя назвать отрицательным. Также Дон — натура творческая, он сочиняет стихотворения.
В одной из сцен Дон убивает своего соперника, а вскоре узнает, что неподалеку живет жена другого убитого им врага — командора де Сольва, к надгробию которого приходит молиться вдова Анна.
Дон Гуан отличается от остальных пушкинских героев «Маленьких трагедий» своей честностью, но его слова читатель находит подозрительными и ставит под сомнение. Когда Дон признается Анне — своей третьей женщине в драме — в искренности своих чувств, невольно возникает недоверие.
В форме шутки Дон приглашает статую командора посмотреть на его свидание с его вдовой, в ответ на что тот кивает. В первых частях пьесы о герое складывается не самое положительное впечатление. Дон кажется обычным дуэлянтом и ловеласом, а каждая его женщина в драме — только лишь каплей в море. Но со временем автор добавляет персонажу новые черты характера. Читатель может заметить его:
«Пир во время чумы»
В момент написания последнего произведения автор испытывал сложный период в своей жизни. Он оказался изолированным в имении во время чумы на всю осень, его свадьба была перенесена на неопределенный срок. Избыточные мысли и страдания заставили поэта продуктивно поработать.
Идею для пьесы Александр Сергеевич позаимствовал у Джона Вильсона из произведения «Чумной город». История повествует о событиях в Лондоне, разбитом чумой. Пушкин создал из маленького фрагмента пьесы Вильсона свое уникальное творение.
Главный герой драмы — Председатель, ему автор противопоставил образ священника. Зовут председателя Вальсингам, однажды ему в голову приходит идея гимна, посвященного чуме. Персонаж пережил не одну потерю в течение эпидемии — погибли его мать и супруга. Но его волю не сломила даже такая трагедия. В его личности Пушкин воплотил силу духа и смелость.
Противоположный ему облик — Священник. В его образе собраны качества сострадания, сочувствия, сила веры. Он пытается поддержать людей на кладбище, которых затронула страшная болезнь и верит, что спасение в молитвах. Председатель же считает, что это против веления бога.
В целом тематикой пьесы выступил страх смерти. Каждый по-своему переживает эпидемию. Кто-то находит защиту в религии, а кто-то делает вид, что ничего не происходит и продолжает пир. Целью автора в произведении было показать, что в любой ситуации нужно оставаться человеком до конца, даже если страх не отступает.
Пушкин сделал невозможное — со свойственной ему простотой и краткостью описал все сцены, действия и характеры с поразительной сжатостью. В каждом из своих произведений автор определил проблематичную пагубную страсть и посвятил ей публикацию, лирически описав героя. Поэт показывает различные пути, по которым может пойти человек и зависимость жизни от выбранной дороги.
Краткий анализ произведения будет полезен ученикам старших классов, которым предстоит написать сочинение на тему «Маленькие трагедии» Пушкина. Обзор пригодится и учителям, намеренным подготовить презентацию для урока, а заодно рассказать, почему автор решил объединить все 4 части воедино.
Маленькие трагедии» Пушкина
Тема войны 1812 г. в литературе 1. четв. 19 в.
Отечественная война 1812 года оказала существенное воздействие на литературную жизнь, затронув ее в самых глубинных основах. В первые послевоенные годы предметом художественного изучения стали острейшие социальные проблемы просветительской историографии: проблема «свободы» и «тирании», монарха и народа, войны и мира и т.п. Все это привело к оживлению литературно-философских и литературно-публицистических жанров, в частности тех, которые культивировало «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».
Во время Михайловской ссылки возник замысел создания маленьких трагедий о Сальери, Скупом, Моцарте. О Дон Жуане – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». П сосредотачивается на судьбах человеческих. «Скупой рыцарь»: П сосредотачивается на чел душе, охваченной всепоглощающей страстью- скупостью, завистью. Сальери- человек большого ума, но малых скромной силы воли. Он убивает Моцарта, оправдывая это тем, что спасает искусство. В то же время именно эта незаурядность сообщает образам Скупого рыцаря, и Сальери подлинно трагическую силу. Эгоисту- барону противосопотавлен его сын – прямой, великодушный, добрый и отзывчивый Альбер. Также угрюмому и замкнутому, не любящему ни жизни, ни людей, завистнику Сальери противопоставлен довольный, добрый Моцарт. Принцип глубокой человеческой разработки человеческого характера во всей его сложности и противоречиях положен в основу «Каменного гостя». Гл герой – испанский соблазнитель – Дон Гуан.Мольер в «Каменном пире» дал образ Дон Жуана в сатирическом освещении, в качестве безбожного развратника – аристократа. Гофман рисует его в романтическом облике мечтателя, в тщетных поисках идеала истинной любви. Любовные похождения, сменяющие друг друга, составляют главное содержание его жизни. Он представитель Возрождения, безбожник, бросающий вызов верованиям и предрассудкам средневековья. Он дерзок и горд, страстен и бесстрашен.
«Пир во время чумы»- почти подстрочный перевод поэмы Джона Вильсона «Город чумы». Это моральная победа. Торжество человеческого духа над смертью. В песне Мери выражена чистота и самоотверженность большого чувства. Вальсингам борется со всем, что может омрачить человеческую жизнь, он духовно поднимает людей.
В маленьких трагедиях, дающие сложные и противоречивые образцы человеческой души, заключено основополагающее начало проникновенного и анализа и диалектики человеческой души, который составит сильнейшую сторону русского реализма.
Каждая из трагедий отличается отчетливо выраженной национальной окраской.
Относительно литературных источников «Русалки» мнения исследователей расходятся. С. Бонди, В. Рецептер и С. Рассадин совпадают в том, что «Русалка» имеет много общего с «Маленькими Трагедиями»: время написания, элемент фантастики, использование «мирового образа», развёртывание только «кульминационного периода» жизни своих героев. А Н. Берковский сравнивает «Русалку» с «Песнями западных славян», в частности, с песней «Яныш Королевич».[
С. Рассадин убеждён также в том, что основным литературным источником «Русалки» явилась комическая опера Н. Краснопольского «Леста, Днепровская русалка»
Б.П.Городецкий утверждает, что в этой драме сочетаются «драматургические достижения «Бориса Годунова» и «Маленьких Трагедий» и на этой основе намечаются новые пути русской народной драмы… С «Борисом Годуновым» «Русалку» сближает протяжённость её действия во времени, что позволяет Пушкину показывать характеры «сценических героев» в их развитии, «в зависимости от обстоятельств», воздействующих на них. В то же время, «Русалка стоит ближе к «Маленьким трагедиям», так как её глубокий психологизм раскрывается в условиях «. глубоко личной драмы героев»
«Для Пушкина, — пишет С.Рассадин, — главное не покарать, а понять и объяснить». Драма, по мере своего развития, «. обрела новое качество, для которого нужен новый финал. Какой — этого Пушкин, по-видимому, ещё не знал»
Жанровое своеобразие «Русалки» анализирует и С. Рассадин. Он обращает внимание на нестандартность экспозиции, на её внезапность, неподготовленность. Он определяет конфликт драмы, как столкновение разных «правд»: «правды дела» в лице Мельника, «правды власти» в лице Князя и «правды любви» в лице Дочери Мельника. Анализируя сцену свадьбы в тереме Князя, Рассадин пишет: «. В предыдущей сцене произошла трагедия: утопилась девушка. В сцене свадьбы трагедия пережита — поэтом и нами. » На всём протяжении сцены мы ощущаем её присутствие, становимся «. причащены её страдающему взгляду». Отсюда С. Рассадин делает вывод о том, что эта сцена построена по законам лирического стихотворения, так как свадебный пир воспринимается нами через героиню, через её отношение к происходящему. Таким образом, Пушкин «. передоверил ей своё право поэта внушать нам свой взгляд, заражать своим лирическим настроением. »
Цикл маленькие трагедии, история создания, проблематика
Почему эти драматические пьесы, написанные Болдинской осенью 1830 года, объединены в один цикл?
Внимательно посмотрим на названия трагедий и увидим, что уже в названии каждой пьесы заключен некий конфликт.
«Скупой рыцарь », истинный рыцарь обладал добродетелями, в числе которых скупости нет места. Скупость и рыцарство, как гений и злодейство, — понятия несовместимые.
«Моцарт и Сальери». Факт отравления Моцарта Сальери вызывал сомнения уже во времена Пушкина, но до сих пор употребление этих имен рядом звучит как олицетворение гения и его убийцы. Измененное первоначальное название «Зависть.. еще раз подтверждает мысль о том, что заложенная в названии конфликтность есть одна из ниточек, связующих «Маленькие трагедии» в единый цикл.
«Каменный гость». Гость есть посетитель, по-дружески навещающий кого-либо, или приглашенное постороннее лицо, но ни в одном из этих значений гость не может быть каменным. Сочетание вызывает удивление своей текстовой анатомичностью.
«Пир во время чумы». Пир — торжество веселья, чума — торжество смерти. В основе каждой трагедии — известный сюжет или текст.
«Моцарт и Сальери». В 1824 году в европейской прессе появились известия о том, что находившийся при смерти итальянский композитор Сальери признался в отравлении Моцарта, умершего в 1791 году. Отравление в трагедии — факт, несмотря на сомнительность признания Сальери в реальной жизни.
«Пир во время чумы» — перевод одной из сцен известной драмы Дж.Вильсона «Чумный город». Но И здесь Пушкин внес ряд изменений, придавших пьесе новое звучание.
А вот со «Скупым рыцарем» произошла странная, на первый взгляд, вещь, поставившая в тупик читателя. Первоначально в рукописи был подзаголовок «Из английского», а при публикации Пушкин заменил его на еще более загадочный: «Сцены из Ченстоновой трагикомедии … » Ученые сбились с ног, но не нашли у малоизвестного английского поэта В.Шенстона (XVIII век) подобного сюжета. Может быть, ссылка на несуществующий текст не шутка великого поэта, а желание сместить акцент с сюжета, который не нов?
Подводим итоги, отвечая на проблемный вопрос. «Маленькие трагедии» объединены в один цикл, так как имеют много общего: жанр — трагедия; конфликт заключен уже в названии; в основе трагедий — известный сюжет или текст; интерес не в сюжете, а в авторском его осмыслении, то есть главное не событие, а его психологическая, философская интерпретация; автобиографичность многих мотивов …