Что объединяет маленькие трагедии пушкина

Маленькие трагедии о человеческих судьбах (3 фото)

Те, кто только знакомится с творчеством нашего великого классика, задаются вопросом: что собой представляют «маленькие трагедии», почему они маленькие, и что автор хотел продемонстрировать читателям и миру с помощью этого цикла?

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

Четыре пьесы Александра Сергеевича Пушкина, объединенные в цикл под названием «Маленькие трагедии», посвящены теме людских пороков, попыткам обойти предначертанное судьбой и понять, могут ли сосуществовать злодейство и гений.

Цикл был создан в период так называемой Болдинской осени, которая, по словам самого поэта, была одним из самых продуктивных промежутков его творчества. Вынужденное затворничество по причине холерного карантина в имении Большое Болдино по времени совпало с подготовкой к долгожданному событию – женитьбе на Наталье Гончаровой.

По стилистике эти драматические произведения можно отнести к философской лирике. Плюс к этому, в них рассматриваются такие вопросы как суть искусства, предназначение человеческой жизни, философия жизни и смерти.

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

В цикл вошли 4 произведения:

«Скупой рыцарь» – полностью оригинальное произведение, в основу которого положена «История герцогов Бургундских дома Валуа». На написание «Моцарта и Сальери» поэта подвигли споры вокруг смерти великого композитора.

«Каменный гость» – это явное продолжение литературной традиции, начало которой было положено испанским писателем Тирсо де Молиной, а основным ориентиром стала пьеса Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость». «Пир во время чумы» – это сокращенный перевод одной из сцен «Города чумы» Вильсона.

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

В качестве рабочих названий Александр Сергеевич использовал такие как «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения», «Опыты драматических изучений». Но в итоге остановился на «Маленьких трагедиях».

Это определение звучит двусмысленно не только для современников. Вопросы оно вызывало и в пушкинские времена, ведь трагедия – она и есть трагедия. Маленькой или большой она быть не может, особенно если рассматривать событие с позиции его участника. Это странное и алогичное сочетание в действительности носит глубокий потаенный смысл. Словно автор, заведомо подразумевая обычное отношение читателей к произведениям, попытался устранить зашоренность их сознания и увести в сторону от однозначной и категоричной трактовки.

Трагедия – это, прежде всего, масштаб и размах. А слово «маленькая» в данном контексте подразумевает некую иронию. Критики и исследователи творчества Александра Сергеевича отмечают и ярко выраженную автобиографическую составляющую, проявляемую в отношениях с отцом, временным заточением в Болдино, запретом матери Натальи Гончаровой дать разрешение на брак и другими моментами, которые нашли отражение в произведениях.

Естественно, во вселенских масштабах трагедии действительно незначительные. Но при прохождении через призму авторского видения они получили возможность транслировать через литературное произведение самые разные злободневные темы – философские, психологические, душевные и не только. Вероятно, что признать большими проблемы одного человека автор просто не посчитал возможным.

А как бы вы объяснили такое название пушкинского цикла – «Маленькие трагедии»?

Источник

Маленькие трагедии Пушкина анализ

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

В «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкин демонстрирует читателю различные дороги, которых придерживаются люди, отходя от нравственности. Итогом же всего может стать утрата ценного в жизни, отсутствие смысла бытия и непонимание собственного существования в мире. Автор начинает сравнивать нравственные законы и людские соблазны, ставя всё на чашу весов. До последней страницы хочется узнать, что же победит в схватке: соблазны, которые сводят с ума каждого человека, или же нравственность.

В цикле «Скупой рыцарь» во главе стоит власть. Пушкин сделал акцент на стремление человека к власти, хоть первоначально кажется, что основной мотив – показать скупость. Желание быть главным и властным человеком проявляется в олицетворении золота и денег. Так, взяв за героя Барона, писатель показывает нам его жаждущим, голодным до власти, имеющим неутолимую страсть к богатству. Все это негативно влияет на Барона: все присущие человеческие черты исчезают, пропадает даже искренняя чистая любовь к собственному сыну.

В цикле «Моцарт и Сальери» во главе – порок. Сальери живет лишь с одной мыслью – стремится к славе. Когда же он достигает пика желаемого, то понимает, что цель творчества совсем не в таланте и не в лаврах. Основной целью творчества становится ощущение, испытываемое при окончательном результате труда. Именно так работает Моцарт, которому завидует Сальери. Единственный выход, видимый Сальери – убийство Моцарта. В цикле поднята проблема злодейства и гения. Первое, в свою очередь, выражается как следствие безнравственного.

В цикле «Каменный гость» А. С. Пушкин показывает волю личности и нравственные законы. В центре фигура Дон Гуана – человека, который попирает все законы. Он ощущает себя сильным и волевым. Ухаживая за женщиной, Дон Гуан соревнуется с Богом. Такое поведение человека несопоставимо с Божьими законами. И, как следствие, герой наказан.

«Маленькие трагедии» – философское произведение, в котором представлены размышления о смысле жизни.

Источник

Анализ цикла «Маленькие трагедии» Пушкина

Закончив работать над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич Пушкин принимает решение написать несколько небольших драм, которым сам автор даёт название «Маленькие трагедии». Цикл включает в себя 4 произведения. Поздние пьесы автора можно поставить гораздо выше «Бориса Годунова». Это касается степени совершенства задумки и ее передачи. Анализ «Маленьких трагедий» Пушкина особенно ярко это показывает.

История создания

В 1826 — 1827 годах поэт планировал, что количество произведений будет доходить до десяти, а содержания будут разделены на взятые из русской, древней и западной истории. Однако в период своей наиболее творческой поры воплотил в жизнь только 4.

Действия всего цикла в итоге происходили на западе, а психологические портреты были составлены автором так, чтобы отразить всю ёмкость человеческих страстей, которые часто приводят к трагическим последствиям.

«Маленькие трагедии» вошли в историю русской литературы, как совершенно новый этап жизни Пушкина.

Количество главных героев в произведениях редко превышает 2−3 персонажей, за основную философскую идею автор берет внутренний спор каждого из них, из-за чего:

Главными персонажами в «Маленьких трагедиях» выступают Председатель, Сальери, Дон Гуан, Барон — в каждом из них возникает конфликт, монолог перед самим собой. Образ мысли героев освещают их скверные черты характера, выдают истинную философию их жизни.

Лирический метод — вариант воспроизведения личного настроения или чувства поэта — стал главным фактором во всем развитии драмы, автор выразил через них свои переживания и рассуждения. Помимо жанра, все 4 истории объединяют принадлежность к историческим эпохам, наличие религиозной нити, проходящей через каждую из них. В них описывается острая проблематика, сохраняющая актуальность в любой век.

Анализ «Скупого рыцаря»

В рамках изучения произведения надо непременно сделать анализ «Скупого рыцаря». «Маленькие трагедии Пушкина» раскрываются именно с этой истории. Главные персонажи произведения — барон и его сын. Оба они являются рыцарями. Подвиги волнуют молодого парня меньше, чем турниры и девушки. Альберт — натура противоположная его скупому отцу. Старый рыцарь держит сына в скудном положении, денег у молодого человека нет, ему не на что приобрести доспехи, одежды или коня. Сын часто влезает в долги и вынужден просить снаряжение у ростовщика. Но, несмотря на бедность, в нём не развивается скупости и злобы.

Любовь к власти опутывает душу персонажа и делает своим рабом. Отец Альберта не потратит ни дублона из своей сокровищницы, а, напротив — будет копить до конца жизни. Герой называет деньги «господами», однако не признает их власти над собой.

В ходе пьесы описывается сцена, в которой Барон спускает в подвал и при свете свеч любуется на свои накопления. Старый рыцарь — исчерпывающий и сильный пример человека, погибающего от своих пороков и помешательства.

Трагедия «Моцарт и Сальери»

Легенда о двух композиторах: Моцарте и убившем его друге Сальери — основа следующей драмы из цикла «Маленькие трагедии». Вольфганг всегда радуется жизни, его образ светлый и душевный, он откровенный гений. Сальери же, наоборот — мрачный герой, он завидует той легкости, с которой даются композиции Моцарту.

Сальери упорно работал над каждым своим произведением и всей душой любил музыку. Но она ему ответить взаимностью не спешила — дара у композитора совсем не было.

Персонаж наблюдает за искусством Моцарта, который так без усилий создает свои по-настоящему уникальные и гениальные творения.

В диалоге счастливый соперник как-то произносит цитату: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» — это острое выражение останутся в памяти убийцы надолго. Именно в них Пушкин выразит свой субъективный образ подлинного творца. Сальери был истинным слугой музыки, однако злым умыслам не должно быть места в голове талантливого человека. Не имея возможности остановить злодеяние, Сальери плачет, слушая траурную заупокойную мессу, написанную оппонентом как будто для себя…

«Каменный гость»

Следующая история получила название «Каменный гость» и была посвящена приданию об искусном любовнике и обольстителе женских сердец Доне Жуане. Согласно мифу, главный герой потерпел наказание за свои злодеяния, а наказала его ожившая каменная статуя. В пушкинском произведении жизнь Дон Жуана не станет исключением и также закончится печальной трагедией.

Пушкин не стал первым гением, обработавшим легенду. До него этим занялись Моцарт, у которого Пушкин позаимствует эпиграф, и Мольер. Однако Александр Сергеевич внесет изменения в имя персонажа, именно он сделает его Доном Гуаном.

Дон — персонаж противоречивый и сделать о нем точный вывод крайне сложно. С одной стороны, герой эгоистичен, не задумывается о людях вокруг и расчетлив. Но так однозначно, как Сальери или Скупого рыцаря, его образ нельзя назвать отрицательным. Также Дон — натура творческая, он сочиняет стихотворения.

В одной из сцен Дон убивает своего соперника, а вскоре узнает, что неподалеку живет жена другого убитого им врага — командора де Сольва, к надгробию которого приходит молиться вдова Анна.

Дон Гуан отличается от остальных пушкинских героев «Маленьких трагедий» своей честностью, но его слова читатель находит подозрительными и ставит под сомнение. Когда Дон признается Анне — своей третьей женщине в драме — в искренности своих чувств, невольно возникает недоверие.

В форме шутки Дон приглашает статую командора посмотреть на его свидание с его вдовой, в ответ на что тот кивает. В первых частях пьесы о герое складывается не самое положительное впечатление. Дон кажется обычным дуэлянтом и ловеласом, а каждая его женщина в драме — только лишь каплей в море. Но со временем автор добавляет персонажу новые черты характера. Читатель может заметить его:

«Пир во время чумы»

В момент написания последнего произведения автор испытывал сложный период в своей жизни. Он оказался изолированным в имении во время чумы на всю осень, его свадьба была перенесена на неопределенный срок. Избыточные мысли и страдания заставили поэта продуктивно поработать.

Идею для пьесы Александр Сергеевич позаимствовал у Джона Вильсона из произведения «Чумной город». История повествует о событиях в Лондоне, разбитом чумой. Пушкин создал из маленького фрагмента пьесы Вильсона свое уникальное творение.

Главный герой драмы — Председатель, ему автор противопоставил образ священника. Зовут председателя Вальсингам, однажды ему в голову приходит идея гимна, посвященного чуме. Персонаж пережил не одну потерю в течение эпидемии — погибли его мать и супруга. Но его волю не сломила даже такая трагедия. В его личности Пушкин воплотил силу духа и смелость.

Противоположный ему облик — Священник. В его образе собраны качества сострадания, сочувствия, сила веры. Он пытается поддержать людей на кладбище, которых затронула страшная болезнь и верит, что спасение в молитвах. Председатель же считает, что это против веления бога.

В целом тематикой пьесы выступил страх смерти. Каждый по-своему переживает эпидемию. Кто-то находит защиту в религии, а кто-то делает вид, что ничего не происходит и продолжает пир. Целью автора в произведении было показать, что в любой ситуации нужно оставаться человеком до конца, даже если страх не отступает.

Пушкин сделал невозможное — со свойственной ему простотой и краткостью описал все сцены, действия и характеры с поразительной сжатостью. В каждом из своих произведений автор определил проблематичную пагубную страсть и посвятил ей публикацию, лирически описав героя. Поэт показывает различные пути, по которым может пойти человек и зависимость жизни от выбранной дороги.

Краткий анализ произведения будет полезен ученикам старших классов, которым предстоит написать сочинение на тему «Маленькие трагедии» Пушкина. Обзор пригодится и учителям, намеренным подготовить презентацию для урока, а заодно рассказать, почему автор решил объединить все 4 части воедино.

Источник

Маленькие трагедии» Пушкина

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

Тема войны 1812 г. в литературе 1. четв. 19 в.

Отечественная война 1812 года оказала существенное воздействие на литературную жизнь, затронув ее в самых глубинных основах. В первые послевоенные годы предметом художественного изучения стали острейшие социальные проблемы просветительской историографии: проблема «свободы» и «тирании», монарха и народа, войны и мира и т.п. Все это привело к оживлению литературно-философских и литературно-публицистических жанров, в частности тех, которые культивировало «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».

Во время Михайловской ссылки возник замысел создания маленьких трагедий о Сальери, Скупом, Моцарте. О Дон Жуане – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». П сосредотачивается на судьбах человеческих. «Скупой рыцарь»: П сосредотачивается на чел душе, охваченной всепоглощающей страстью- скупостью, завистью. Сальери- человек большого ума, но малых скромной силы воли. Он убивает Моцарта, оправдывая это тем, что спасает искусство. В то же время именно эта незаурядность сообщает образам Скупого рыцаря, и Сальери подлинно трагическую силу. Эгоисту- барону противосопотавлен его сын – прямой, великодушный, добрый и отзывчивый Альбер. Также угрюмому и замкнутому, не любящему ни жизни, ни людей, завистнику Сальери противопоставлен довольный, добрый Моцарт. Принцип глубокой человеческой разработки человеческого характера во всей его сложности и противоречиях положен в основу «Каменного гостя». Гл герой – испанский соблазнитель – Дон Гуан.Мольер в «Каменном пире» дал образ Дон Жуана в сатирическом освещении, в качестве безбожного развратника – аристократа. Гофман рисует его в романтическом облике мечтателя, в тщетных поисках идеала истинной любви. Любовные похождения, сменяющие друг друга, составляют главное содержание его жизни. Он представитель Возрождения, безбожник, бросающий вызов верованиям и предрассудкам средневековья. Он дерзок и горд, страстен и бесстрашен.

Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Смотреть картинку Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Картинка про Что объединяет маленькие трагедии пушкина. Фото Что объединяет маленькие трагедии пушкина

«Пир во время чумы»- почти подстрочный перевод поэмы Джона Вильсона «Город чумы». Это моральная победа. Торжество человеческого духа над смертью. В песне Мери выражена чистота и самоотверженность большого чувства. Вальсингам борется со всем, что может омрачить человеческую жизнь, он духовно поднимает людей.

В маленьких трагедиях, дающие сложные и противоречивые образцы человеческой души, заключено основополагающее начало проникновенного и анализа и диалектики человеческой души, который составит сильнейшую сторону русского реализма.

Каждая из трагедий отличается отчетливо выраженной национальной окраской.

Относительно литературных источников «Русалки» мнения исследователей расходятся. С. Бонди, В. Рецептер и С. Рассадин совпадают в том, что «Русалка» имеет много общего с «Маленькими Трагедиями»: время написания, элемент фантастики, использование «мирового образа», развёртывание только «кульминационного периода» жизни своих героев. А Н. Берковский сравнивает «Русалку» с «Песнями западных славян», в частности, с песней «Яныш Королевич».[

С. Рассадин убеждён также в том, что основным литературным источником «Русалки» явилась комическая опера Н. Краснопольского «Леста, Днепровская русалка»

Б.П.Городецкий утверждает, что в этой драме сочетаются «драматургические достижения «Бориса Годунова» и «Маленьких Трагедий» и на этой основе намечаются новые пути русской народной драмы… С «Борисом Годуновым» «Русалку» сближает протяжённость её действия во времени, что позволяет Пушкину показывать характеры «сценических героев» в их развитии, «в зависимости от обстоятельств», воздействующих на них. В то же время, «Русалка стоит ближе к «Маленьким трагедиям», так как её глубокий психологизм раскрывается в условиях «. глубоко личной драмы героев»

«Для Пушкина, — пишет С.Рассадин, — главное не покарать, а понять и объяснить». Драма, по мере своего развития, «. обрела новое качество, для которого нужен новый финал. Какой — этого Пушкин, по-видимому, ещё не знал»

Жанровое своеобразие «Русалки» анализирует и С. Рассадин. Он обращает внимание на нестандартность экспозиции, на её внезапность, неподготовленность. Он определяет конфликт драмы, как столкновение разных «правд»: «правды дела» в лице Мельника, «правды власти» в лице Князя и «правды любви» в лице Дочери Мельника. Анализируя сцену свадьбы в тереме Князя, Рассадин пишет: «. В предыдущей сцене произошла трагедия: утопилась девушка. В сцене свадьбы трагедия пережита — поэтом и нами. » На всём протяжении сцены мы ощущаем её присутствие, становимся «. причащены её страдающему взгляду». Отсюда С. Рассадин делает вывод о том, что эта сцена построена по законам лирического стихотворения, так как свадебный пир воспринимается нами через героиню, через её отношение к происходящему. Таким образом, Пушкин «. передоверил ей своё право поэта внушать нам свой взгляд, заражать своим лирическим настроением. »

Источник

Цикл маленькие трагедии, история создания, проблематика

Почему эти драматические пьесы, написанные Болдинской осенью 1830 года, объединены в один цикл?

Внимательно посмотрим на названия трагедий и увидим, что уже в названии каждой пьесы заключен некий конфликт.

«Скупой рыцарь », истинный рыцарь обладал добродетелями, в числе которых скупости нет места. Скупость и рыцарство, как гений и злодейство, — понятия несовместимые.

«Моцарт и Сальери». Факт отравления Моцарта Сальери вызывал сомнения уже во времена Пушкина, но до сих пор употребление этих имен рядом звучит как олицетворение гения и его убийцы. Измененное первоначальное название «Зависть.. еще раз подтверждает мысль о том, что заложенная в названии конфликтность есть одна из ниточек, связующих «Маленькие трагедии» в единый цикл.

«Каменный гость». Гость есть посетитель, по-дружески навещающий кого-либо, или приглашенное постороннее лицо, но ни в одном из этих значений гость не может быть каменным. Сочетание вызывает удивление своей текстовой анатомичностью.

«Пир во время чумы». Пир — торжество веселья, чума — торжество смерти. В основе каждой трагедии — известный сюжет или текст.

«Моцарт и Сальери». В 1824 году в европейской прессе появились известия о том, что находившийся при смерти итальянский композитор Сальери признался в отравлении Моцарта, умершего в 1791 году. Отравление в трагедии — факт, несмотря на сомнительность признания Сальери в реальной жизни.

«Пир во время чумы» — перевод одной из сцен известной драмы Дж.Вильсона «Чумный город». Но И здесь Пушкин внес ряд изменений, придавших пьесе новое звучание.

А вот со «Скупым рыцарем» произошла странная, на первый взгляд, вещь, поставившая в тупик читателя. Первоначально в рукописи был подзаголовок «Из английского», а при публикации Пушкин заменил его на еще более загадочный: «Сцены из Ченстоновой трагикомедии … » Ученые сбились с ног, но не нашли у малоизвестного английского поэта В.Шенстона (XVIII век) подобного сюжета. Может быть, ссылка на несуществующий текст не шутка великого поэта, а желание сместить акцент с сюжета, который не нов?

Подводим итоги, отвечая на проблемный вопрос. «Маленькие трагедии» объединены в один цикл, так как имеют много общего: жанр — трагедия; конфликт заключен уже в названии; в основе трагедий — известный сюжет или текст; интерес не в сюжете, а в авторском его осмыслении, то есть главное не событие, а его психологическая, философская интерпретация; автобиографичность многих мотивов …

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *