Что объединяет мазурку полонез и вальс музыкальные жанры в которых работал шопен
Конспект по музыкальной литературе на тему «Мазурки и полонезы Ф. Шопена»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 8. Ф. Шопен. Мазурки и полонезы
Мазурка — польский народный танец. Название этого танца произошло от наименования жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец.
Отличительные черты мазурки:
· трехдольный метр (3\4 или 3\8);
· резкие и частые акценты на 2 или 3 доле такта.
Мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев в XVII веке, а в XIX веке танец получил распространение как бальный танец. С середины XVIII века мазурки стали сочинять профессиональные музыканты, прежде всего польские композиторы (например учитель Шопена – Юзеф Эльснер).
За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца:
· КуЯвяк — появился в области Куявия, лирическая, медленная мазурка, акцент на любой доле четвертого такта
· ОбЕрек — появился в области Куявия, акцент на третьей доле каждого второго такта.
Мазурка в классической музыке связана с именем Ф. Шопена, который воспроизвел и творчески обобщил особенности танца. Он написал 58 фортепианных мазурок.
Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа:
· сельские зарисовки-картинки («обрАзки»);
Отличительные черты мазурок Шопена:
· прихотливость ритмического рисунка;
· субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии;
Основные группы мазурок Шопена:
Мазурка до мажор (ор. 56, № 2) ярко представляет первую группу. Это меткая звуковая зарисовка народно-бытовой плясовой сценки. В первых тактах в басу начинает «гудеть» тоническая квинта «до—соль», подражая звукам волынки и контрабаса. Под этот аккомпанемент появляется яркая мелодия с острым ритмом и колоритным хроматическим ходом «фа-диез — фа-бекар», которую словно наигрывает скрипка. Так фортепиано подражает звучанию трех инструментов, обычно составлявших в польской музыке деревенский оркестр. Как свойственно танцевальной музыке, форма здесь складывается из сопоставления нескольких разделов – так называемых «коленец». Под первое коленце идет общая пляска, под второе, где мелодия перемещается в нижний регистр, — мужская. А в развернутом третьем разделе сперва перекликаются тихие (нежные женственные) и громкие (решительные мужественные) фразы. Затем происходит «мельница»: нижний голос догоняет верхний, имитируя его в октаву. Этот эпизод колоритно окрашен лидийским ладом. Заканчивается возобновлением общей пляски под вариант первого коленца.
Мазурка си-бемоль мажор (ор. 7, № 1) относится к числу блестящих бальных. В ее первом разделе (рефрене формы рондо) взлеты в мелодии чередуются со скачками с форшлагами. Из двух эпизодов, контрастно оттеняющих рефрен, очень колоритен второй — с выделяющимся ходом на увеличенную секунду (ми-бекар — ре-бемоль) в мелодии, звучащей на фоне «гудящих» квинт в басу.
Лирическая Мазурка ля минор (ор. 68, № 2) идет в необычно медленном темпе — Lento (медленно). В крайних частях трехчастной репризной формы грациозное изящество сочетается с грустной задумчивостью. Такое настроение оттеняет светлая средняя часть в ля мажоре. Эту пьесу Шопен сочинил еще до отъезда из Варшавы. Поздние его лирические мазурки — целые небольшие поэмы, проникнутые воспоминаниями о родине.
Полонез — польский народный танец-шествие в умеренном темпе. Попав в польскую дворянскую среду, а также в другие европейские страны, этот танец получил название «полонез», что в переводе означает «польский». Став бальным, танец сильно видоизменился. Его музыка из четырехдольной сделалась трехдольной с типичной ритмической фигурой:
Исполнялся в начале балов, подчеркивая торжественность мероприятия. Сначала бальные полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали присоединяться женщины. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам
В конце XVIII — начале XIX века много полонезов создали польские композиторы (Михал Клеофас Огиньский, один из полонезов которого до сих пор пользуется выдающейся популярностью, Войцех Живный (учитель Шопена), Юзеф Эльснер (учитель Шопена)). Полонезы Шопена (16 полонезов) стали непревзойденной вершиной в развитии этого жанра. Они вдохновлены мыслями об исторических судьбах Польши.
Таков и получивший большую известность Полонез ля мажор. По своему характеру он торжественный, героический, маршеобразный, преобладает аккордовая фактура. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, подобная призывному военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов оркестра она поручается трубе.
Слушаем Полонез Огиньского
Д,З. Послушать произведения из урока полностью к угадайке, выучить определения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Помогите по музыкальной литературе срочно. Пожалуйста. Очень очень надо.
Мазурки – около 60-ти (второй период творчества)
Полонезы – около 20-ти (1829-1846 года)
Ноктюрны – около 20-ти (1829-1846 года)
Этюды – 27 (1828-1839 года)
Экспромты – 4 (1834-1842 года)
Вальсы – около 15 (второй период творчества)
Прелюдии – Цикл из 24-х прелюдий + 2 (1836-1839 года)
Скерцо – 4 (1831-1842 года)
Баллады – 4 (1831-1842 года)
Сонаты – 3 (все периоды)
Соната для виолончели и другие камерные произведения
Концерты для фортепиано с оркестром – 2 (1829-1830 года)
Песни
2. Патриотические песни
3. Видное место в творчестве Шопена занимают польские национальные танцы: мазурки, полонезы.
Некоторым из них присуща тонкая психологичность, например самой последней фа-минорной мазурке, сочиненной Шопеном незадолго до смерти (опус 68, No 4).
Мазурки до мажор, опусы 24, 56, No 2 и многие другие.
Полонез: Есть среди них мечтательные лирические с широкими напевными мелодиями (No 3, 10), иным присуще стремительное вихревое движение, полетность (No 14). Сочинял Шопен также эффектные концертные вальсы (No 1, 2, 5). При жизни Шопен издал восемь вальсов. После его смерти были напечатаны вальсы, созданные в молодые годы.
4. Прелюдия (лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдия всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. НОКТЮРН — в XVIII — начале XIX в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с XIX в. небольшая лирическая инструментальная пьеса. ЭТЮД — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах. Экспромт в музыке — небольшая фортепианная пьеса, не имеющая определенной формы, написанная в характере импровизации (но не обязательно импровизированная).
6.Революционный этюд — этюд для фортепиано до минор, Opus 10, № 12, написанный польским композитором Фредериком Шопеном во время восстания в Польше 1830 года против русского самодержавия.
чем отличается мазурка и полонез от вальса не могу найти плиз помогите. )
Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам
Мазу́рка — польский народный танец, музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.
Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам
Мазу́рка — польский народный танец, музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.
Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам
Мазу́рка — польский народный танец, музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.
Что объединяет мазурку полонез и вальс музыкальные жанры в которых работал шопен
Создание поэзии под воздействием музыки
1.Музыка Ф.Шопена в стихах
Многие поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов.
Наш урок посвящён поэзии, связанной с музыкальным творчеством
Фриде рика Шопена (1810—1849), и музыке, в которой воплощена
его горячая любовь к родине, его гордая душа и его понима ние красоты.
Польский композитор Фридерик Шопен был прекрасным пианистом. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки, полонезы и баллады – вот далеко не полный перечень жанров, в которых композитор оставил свой яркий след.
Шопен писал музыку только для фортепиано, но этот инструмент, благодаря Фридерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр. Известно, что Шопен написал всего лишь два произведения, где звучал симфонический оркестр – это два концерта для фортепиано с оркестром.
Судьба распорядилась так, что он жил и творил на чужбине. Шопен покоится вдали от родины, в Париже.
Музей Шопена в Варшаве
Сердце Шопена согласно его
последней воле, захоронено в Варшаве. Но творчество Шопена принадлежит всем народам Земли.
Прочитай стихотворение Л.Озерова «Вальс».
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву.
Как весть о том. что я живу
С природою в родстве.
Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрас ным пианистом, Шопен явился новатором в создании
лири ческих фортепианных миниатюр — в искусстве немногослов ного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства,
не всегда поддающиеся слову.
Именно Шопен утвердил пре людию как самостоятельный вид творчества.
Прочитай лирическое стихотворение А.Граши «Горсть Земли».
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт.
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах
Как ты думаешь, почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом?
3. Революционный этюд Шопена
Шопен открыл новое направление в развитии жанра этюда , никогда не отделяя тех ническую сторону исполнения от художественной.
Содержа тельность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.
Сам факт появления этюда с такой тематикой еще одно свидетельство подчиненности технической задачи художественной.
Все ми ниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как не посредственный отклик на события, происходившие
в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема — аккорды с их пунктир ным (острым) ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымаю щиеся и стремительно падающие пассажи (технические исполнительские) приёмы в левой.
Этот этюд не оставляет равнодушными людей и в наше время. «Революционный этюд» включают в свою танцевальную программу
фигуристы всего мира.
1. Как воспринимается
заключительный мажорный аккорд на
фоне общего минорного звучания этюда?
2. Какой смысл композитор вкладывает в этот контраст, подобный ослепитель ной вспышке света?
4. Особенности фортепианной музыки Ф.Шопена
Обрати внимание, его мелодия звучит, как пламенная речь оратора, аккордовый склад мелодии(одновременное звучание всех голосов), упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорный лад придаёт ощущение праздничности.
В фортепианной музыки Шопена естественно сплетаются различные типы мелодических интонаций: одни – мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие – декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь – то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи – подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными.
Выбери слова, характеризующие образный строй и настроение музыки.
На музыку Ф.Шопена, которая написана для фортепиано, поставлен балет «Шопениана» в исполнении симфонического оркестра.
Вальс Шопена из сюиты «Шопениана»
Прочитай ещё раз стихотворения: «Горсть земли» и «Вальс», но уже под музыку Ф.Шопена.
Представь себя режиссером музыкально-литературной композиции, в основе которой – стихотворения «Горсть земли» и «Вальс».
Какими фрагментами музыки Ф.Шопена можно озвучить эту композицию?
Обрати внимание, насколько контрастны эти поэтические и музыкальные образы.
1.Какими фрагментами музыки Ф.Шопена ты озвучил литературную композицию?
2. Напиши, какие ты знаешь жанры фортепианной музыки.
Прочитай стихи о музыке и музыкантах, которые написаны благодаря музыки.
Для этого по ссылке зайди на мой БЛОГ «Искусство».
Каким композиторам посвящены эти стихи?
7. Музыкальная Викторина
Откроется Анкета, в которой ты напишешь свои ответы на задания музыкальной викторины.
В конце задания не забудь нажать окошечко ГОТОВО.