Что объединяет положительных персонажей комедии
«Недоросль»: положительные и отрицательные герои. Герои комедии «Недоросль» Фонвизина
Каждый герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» сыграл определенную роль в обнажении, высмеивании общественных недостатков, связанных с воспитанием, образованием людей. Через отношение героев друг к другу в разных ситуациях автор поднимает насущные вопросы того времени, раскрывает основную мысль произведения.
Отрицательные герои
Все члены семьи Простаковых являются сторонниками одной идеи — обогащения за счет труда других. Самый простой способ и для госпожи, и для ее брата — удачная женитьба. Поэтому они заслуженно отнесены Милоном к категории «недостойных людей». Автор относит их к отрицательным героям.
Хозяйка — властная женщина. На первый план выступает жажда наживы любым способом, несмотря на подлые поступки. Она оставляет крестьян без имущества, но даже на этом не останавливается. Ее цель существования — поиск выгоды. На протяжении всей комедии Простаковой движет корысть и лесть. Общая характеристика помещицы сводится к тому, что из «бранчивой» она становится «ласковой до самой низости» в случае, если видит в чем-либо выгоду. Отсутствие образования в некоторой степени радует ее, так как это могло бы помешать заработку денег. Возможности зарабатывать взятками, по ее мнению, ничего не должно мешать, даже обучение грамоте.
Отличаясь меньшей жестокостью по отношению к окружающим, но не меньшим желанием жить вольготно, прикладывая минимум усилий для создания собственного капитала, является сын помещицы — Митрофан. Его характеристика со стороны матери не соответствует истинным качествам подростка: «то-то умное дитя, то-то разумное». Бесцельная натура, лишь изредка соглашающаяся на уговоры матери заняться наукой, не приспособленная к самостоятельности. Лень и грубость — основные отрицательные характеристики героя. Неуважительное отношение к кормилице — яркий показатель невоспитанности, отсутствия жалости к близким людям.
Полная зависимость господина Простакова от своей жены подчеркивает его неспособность принимать решение в любом жизненном вопросе, слабость. Он находится под влиянием супруги, которая подавляет его волю. Отсутствие желания сопротивляться, безынициативность — качества, за счет которых он дополняет свою жену. Даже любовь к сыну больше похожа на нежелание понять, каков он на самом деле. Ему свойственна боязнь смотреть правде в глаза.
Брат помещицы — Тарас Скотинин. По характеру близок к описанию сестры. Он также порой ведет себя агрессивно, ленив, хотя и имеет определенную цель. Он желает за счет женитьбы на Софье завладеть ее хозяйством. Не интересуется образованием, в грамоте видит скуку. Образ Тараса вобрал в себя признаки некоторых людей того поколения. Он равнодушен к родственным и любовным связям, чувствам, связанным с ними. Имея ограниченные понятия в отношении семейных уз, для него все сводится лишь к обустройству дома, управлению хозяйством, оставляя без внимания интеллектуальный рост. Вражда и соперничество героев между собой лишь подчеркивают их глупость и незанятость.
Положительные герои
Особое внимание автор уделяет положительным героям комедии. Софья — пример для многих девушек в воспитании, порядочности. Она не изменяет своим качествам. Отзывчивость, утонченность привлекают внимание. Ее внутренний мир остается светлым даже среди озлобленных, нелюбящих ее людей. Имея влечение к чтению, девушка с интересом занимается самообразованием. Горячее сердце требует взаимности в любви, радуется всему хорошему, излучая доброту и терпение. На фоне семьи Простаковых она сохраняет человеческий облик. Представляет полную противоположность, помогая разоблачить истинную сущность отрицательных героев произведения.
Участвуя в комических ситуациях, Стародум порой старается посмотреть на всех со стороны, не переставая удивляться бесчеловечности и невежеству этой семьи. Его опыт и мудрость, накопленные и преумноженные с годами, выливаются в поучительный монолог. На каждую проблему у него свое мнение. Размышляя о богатстве, Стародум считает правильным лишь честность и отсутствие подлости. Заработав состояние «без подлой выслуги», он передает его Софье. Ценит отцовское воспитание, которое, прежде всего, было направлено на душу человека.
Жизнь научила его обдумывать поступки, быть сдержанным и рассудительным человеком. Он разбирается в людях. Фальшь Простаковых разоблачает с первой минуты, не находя в них и доли благонравия. Степенность, приличие пожилого человека противопоставляются неумению помещиков вести себя в обществе в силу своей невоспитанности и необразованности.
Милон разделяет взгляды Стародума. Он является образованным молодым офицером. Воспитанность и справедливость делают его достойной кандидатурой на место мужа Софьи. Возмущению Милона нет предела, когда узнает о тех условиях, куда попала его возлюбленная. Милон — образец лучших качеств, которые необходимы не только храброму воину, но и разумному собеседнику и любящему мужу.
За счет разделения героев произведения на положительных и отрицательных, автор высмеивает жадность, невежество и необразованность, наказывая героев за подлые поступки.
Классические традиции в произведении
Начнем с того, что в комедии Фонвизина отмечается единство времени (сутки) и места (имение Простаковых), любовный треугольник и наличие резонера, говорящие фамилии. Главные персонажи группируются вокруг Стародума и Простаковой, второстепенные примыкают к одним либо другим. Так формируются группы: молодой необразованный дворянин Митрофанушка – он и есть недоросль — положительные и отрицательные герои, отличающиеся социальным статусом, нравственными убеждениями, отношением к окружающим, речью и т.п.
Баба Яга
Без сомнения, Баба Яга — это самый злой и частый персонаж детских сказок. Она обитает одна в лесу, однако иногда с ней живут черный кот или птицы.
Обычно злодейка старается затащить к себе ребенка, чтобы заставить его работать, или попросту пытается его съесть. Однако она не прочь отведать и взрослых, потому что в сказках Баба Яга нередко пытается съесть и богатырей.
Этот отрицательный персонаж представляется старым, скрюченным, в морщинах и с костяной ногой, что отражает и душевные качества.
Однако не стоит забывать, что не во всех сказках Баба Яга — это абсолютное зло. Иногда она выступает в качестве помощника, давая героям необходимые предметы или советы, правда, для этого они должны победить Ягу.
Главная » Чем лечить угри дома » Что объединяет положительных персонажей комедии. Характеристика героев. «Недоросль» — сатирическая комедия
«То бранюсь, то дерусь…»
Фраза, произнесенная Простаковой, в полной мере характеризует персонажей, вызывающих негативную оценку. Могущественная (до определенной поры) владелица поместья – это главный отрицательный герой.
«Недоросль» — пародия на то, что творилось во многих дворянских семьях, не отличавшихся умом и грамотностью, но имевших деньги и власть. Госпожа Простакова безраздельно правит всем домом – ее боится даже безвольный муж. «Мошенник», «болван», «харя», «каналья» и под. – это обычное ее обращение к окружающим. Только сына она называет «душенькой» и дает понять, что все делает для его счастья. Простакова — необразованная и злобная особа, которая прекрасно чувствует обстановку. Она знает, кто гроша ломаного не стоит, а кому следует улыбнуться, угодить.
По мере развития действия в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои характеризуются с разных сторон. Так, историю жизни Простаковой мы узнаем из ее общения со Стародумом. Все свои жизненные принципы она унаследовала от таких же невежественных родителей. В свою очередь, она привила их любимому Митрофанушке.
Мало чем отличается от сестры Скотинин. Этого героя Фонвизин практически полностью лишил человеческого облика. И фамилия звучит как не людская, и единственное увлечение, переходящее в страсть, — свиньи, и лексикон соответствующий. А когда речь заходит о женитьбе, родной племянник, также желающий ухватить богатое наследство невесты, превращается для него в соперника.
Первое действие
На 5 действий поделена пьеса, автор которой — Фонвизин («Недоросль»). Анализ произведения предполагает описание организации текста. В первом действии мы знакомимся с Простаковыми, Правдиным, Софьей, Митрофаном, Скотининым. Характеры персонажей вырисовываются сразу, и читатель понимает, что Скотинин и Простаковы — а Софья и Правдин — положительные. В первом действии происходит экспозиция и завязка этого произведения. В экспозиции мы знакомимся с героями, узнаем, что на попечении у Простаковых живет Софья, которую собираются выдать за Скотинина. Чтение письма от Стародума — это завязка пьесы. Софья теперь оказывается богатой наследницей. Со дня на день возвращается ее дядя для того, чтобы забрать девушку к себе.
Митрофанушка — отрицательный герой
Недоросль – так называли в России молодого несовершеннолетнего дворянина, который еще не поступил на службу. Именно в таком возрасте находится Митрофанушка – «похожий на мать». Он такой же безграмотный, грубый, двуличный, хитрый, как и Простакова. К тому же ленивый, презрительно относящийся ко всяким наукам и учителям, но при этом в полной мере усвоивший законы безнравственности, обмана, умения угождать. Он уже в полной мере ощутил вкус власти, которую давало ему положение. Даже к отцу Митрофанушка относится как к лицу незначительному, о чем свидетельствует его «сон». Однако можно отметить, что недоросль пойдет дальше своей матери. В этом плане становится показательным поведение героя в финальной сцене, когда он довольно грубо отталкивает ее со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Кстати, именно после комедии Фонвизина слово «недоросль» приобрело обобщающее значение с негативной оценкой.
Кому и зачем рассказывала сказки Шахерезада
У Шахрияра был брат Шахземан, которому изменила жена. Убитый горем, он поделился этим известием с царем. После этого Шахрияр решил удостовериться в верности собственной супруги, но она оказалась еще более распутной, чем жена брата. Он казнил ее и всех своих наложниц, решив, что ни одна женщина в мире не способна быть верной. С тех пор царь каждый день приказывал привести к нему невинную девушку, проводил с ней ночь, а наутро казнил ее.
Так продолжалось до тех пор, пока не настала очередь дочери визиря отправиться к царю. Шахерезада была не только очень красива, но еще и исключительно умна. Она придумала, как остановить жестокость Шахрияра и при этом не погибнуть самой.
В первую ночь, когда Шахерезаду привели к царю, она попросила дозволения развлечь его и рассказать поучительную историю. Получив согласие, девушка рассказывала ему сказки до самого рассвета, но на самом интересном месте настало утро. Шахрияру так понравилось ее слушать, что он решил перенести казнь и узнать продолжение. Так и повелось: Шахерезада каждую ночь рассказывала всевозможные истории, оставляя самое интересное на потом.
По прошествии 1000 и 1 ночи Шахерезада пришла к царю с просьбой помиловать ее, и принесла трех сыновей, рожденных от него за это время. Шахрияр ответил, что давно решил ее не казнить, так как она показала себя целомудренной и верной женщиной, и теперь он раскаивается в убийстве ни в чем не повинных девушек.
Антиподы Простаковых — положительные герои
«Недоросль» отличается четко обозначенной авторской оценкой исторических событий конца XYIII века. В этом немалую роль играет образ Стародума. Это шестидесятилетний муж, который в свое время собственным трудом нажил небольшое состояние, работая в Сибири. Затем воевал, после отставки служил при дворе. Как человек справедливый и много повидавший, он дает не совсем лицеприятную характеристику государственному строю, чиновникам, общественным отношениям. Особое внимание Стародум уделял необходимости служить на пользу Отечеству, подчеркивал роль просвещения. Не случайно многие его высказывания, например, «Имей сердце, имей душу, и будешь человек…» — сразу стали афоризмами.
Были и другие положительные герои — «Недоросль» в этом отношении строго соответствует традициям. Это московский чиновник Правдин (он приехал, чтобы разоблачить злонравие), племянница и наследница Стародума Софья, долгое время испытывавшая притеснения в доме Простаковой, молодой офицер, мечтавший посвятить жизнь Отечеству, Милон. Их высказывания и поступки еще больше обнажают пороки таких людей, как Простаковы и Скотинин. Они практически не имеют недостатков, поэтому могут называться идеальными людьми.
Таким образом, в комедии «Недоросль» положительные и отрицательные герои играют строго определенную роль. Первые разоблачают зло и жестокость, а их речи утверждают принципы справедливого общественного порядка. Вторые воплощают в себе наиболее распространенные человеческие пороки: невежество, деспотичность, эгоизм, уверенность в собственном превосходстве и т.п.
Значение комедии «Недоросль»
Пушкин называл Фонвизина «сатиры смелым властелином», и комедия «Недоросль», анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя. В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии «Недоросль» для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии.
», – одно из первоклассных произведений русской литературы. Драматург изобразил в ней, во-первых, невежественное старинное воспитание дворянских детей; во-вторых, грубый произвол помещиков, их бесчеловечное обращение с крепостными крестьянами.
О главных героях пьесы, госпоже Простаковой
Герои «Недоросля» Фонвизина
, отец Митрофана, – робкий и безвольный человек, до того забитый и запуганный своей женой, что не имеет ни своих желаний, ни своих мнений. «При твоих глазах», говорит он жене, «мои ничего не видят».
Скотинин, брат Простаковой
, – комическое лицо. Он изображен немного карикатурно со своей преувеличенной страстью к свиньям, которую он сам простодушно объясняет так: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Он получил то же воспитание, что и сестра его, и так же груб, как и она: со свиньями обращается «не в пример лучше, нежели с людьми»; но во всей его фигуре есть какое-то комическое добродушие, происходящее, впрочем, от необычайной глупости. Его имя, так же, как имена других действующих лиц, подобраны Фонвизиным в соответствии со свойствами их характеров или занятий.
Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра
Несколькими штрихами, но очень живо, изображены учителя Митрофана, отставной сержант Цыфиркин и семинарист Кутейкин. Цыфиркин
обучает Митрофана арифметике, на что намекает его имя; это – честный старый солдат.
Кутейкин
рассказывает, что ушел из семинарии, не окончив курса: «убояся бездны премудрости». Он – совершенно невежественный человек; единственное, что осталось у него от пребывания в семинарии, это – манера употреблять часто церковнославянские выражения; притом же, Кутейкин – алчный и корыстолюбивый, «ненасытная душа», как его характеризует Простакова.
Имя ещё одного учителя – немца Вральмана
– очень удачно составлено из русского слова «враль» и немецкого «манн» (мужчина). В лице Вральмана Фонвизин показывает, какого рода учителя-иностранцы в те времена обучали дворянских детей «всем наукам». Вральман долгое время был кучером: потеряв место, он сделался учителем, только для того, чтобы не умереть с голоду. В доме Простаковых ему, в качестве иностранца, оказывают особый почет и предпочтение перед другими учителями. Он получает жалованья триста рублей в год, тогда как честный Цыфиркин должен получать всего десять. Простакова перечисляет все блага, которые Вральман получает у них в доме: «сажаем за стол с собою; белье его наши бабы моют; куда надобно – лошадь; за столом – стакан вина; на ночь – сальная свеча». Простакова довольна немцем: «он ребенка не неволит». Хитрый Вральман нашел прекрасный способ угождать госпоже, скрывая в то же время свое невежество: он не только сам ничему не учит Митрофанушку, но и другим учителям мешает заниматься с ним, потакая лени Митрофана, всячески восхваляя его перед обожающей матерью.
Но в отличие от других похожих на неё героев и героинь русских писателей, Еремеевна – совершенно несчастное, никем не оцененное существо: недаром она служит в доме Простаковых! За свою верную сорокалетнюю службу и любовь она получает только оскорбления, брань и побои. «Я не усердна Вам, матушка?» в слезах говорит она Простаковой, «уж, как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо, что… живот не жалеешь… а все – неугодно». Цыфиркин и Кутейкин спрашивают ее, сколько она получает за свою службу? – «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день», грустно отвечает Еремеевна. Даже ее питомец, Митрофанушка, грубит ей и оскорбляет ее.
В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, «Недоросль» — произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику «развращённого века», бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.
Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.
Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.
Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин — первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.
Комедия «Недоросль» признана лучшим произведением выдающегося русского драматурга Д. И. Фонвизина. В ней писатель правдиво изобразил русскую крепостническую действительность, выставил ее, по словам В. Г. Белинского, «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии».
Жестокость и произвол помещиков заявляют о себе в комедии Фонвизина «во весь голос». Крепостники, подобные Простаковой и Скотинину, творят свои беззакония в полной уверенности в собственной правоте. Поместное дворянство совершенно забыло о чести, совести, гражданском долге. Помещики с тупым пренебрежением относятся к культуре и просвещению, трактуют законы, исходя только из собственной выгоды, по собственному усмотрению и пониманию. А понимать эти законы невежественным, безграмотным крепостникам попросту не дано: например, в Указе о вольности дворянства Простакова видит только подтверждение права дворянина высечь своего слугу, «когда захочет». Огорчает ее в отношении своих крестьян лишь «несправедливость». «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» — жалуется Простакова брату.
Стараясь придать яркость и убедительность образам, Фонвизин раскрывает особенности их характера не только с помощью изображения поведения, поступков, взглядов на жизнь, но и с помощью метких речевых характеристик. Персонажи комедии, прежде всего отрицательные, наделены меткой, глубоко индивидуализированной речью, резко отличающей каждого из них от остальных героев и подчеркивающей основные черты, основные недостатки и пороки того или иного человека.
Речь всех действующих лиц в «Недоросле» различается как по лексическому составу, так и по интонации. Создавая своих героев, наделяя их яркими языковыми особенностями, Фонвизин широко использует все богатство живой народной речи. Он вводит в произведение многочисленные народные пословицы и поговорки, широко использует простонародные и бранные слова и выражения.
Наиболее яркими и выразительными являются языковые характеристики поместного дворянства. Вчитываясь в слова, произнесенные этими героями, просто невозможно не угадать, кому они принадлежат. Речь персонажей невозможно спутать, как невозможно спутать с кем-то самих героев — настолько это яркие, колоритные фигуры. Так, Простакова — властная, деспотичная, жестокая, подлая помещица. В то же время она невероятно лицемерна, способна приспосабливаться к ситуациям, менять свои взгляды исключительно с целью собственной выгоды. Эта жадная, хитрая госпожа на самом деле оказывается трусливой и беспомощной. Особенно ярко это проявляется в отношениях с сыном.
Все указанные выше черты Простаковой наглядно иллюстрирует ее речь — грубая и злобная, насыщенная бранными словами, руганью и угрозами, подчеркивающая деспотизм и невежество помещицы, ее бездушное отношение к крестьянам, которых она не считает за людей, с которых сдирает «три шкуры» и при этом возмущается и попрекает их. «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день» получает от нее Еремеевна, верная и преданная служанка и нянька («мама») Митрофана, которую Простакова называет «старой хрычовкой», «скверной харей», «собачьей дочерью», «бестией», «канальей». Возмущена Простакова и девкой Палашкой, что лежит и бредит, заболев, «как будто благородная». «Мошенник», «скот», «воровская харя» — эти слова обрушивает Простакова на голову крепостного Тришки, сшившего «изряднехонько» кафтан «дитяти» Митрофану. При этом сама Простакова уверена в своей правоте, по невежеству она просто не способна понять, что с крестьянами должно обращаться как-то иначе, что они тоже люди и заслуживают соответствующего отношения. «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» — доверительно сообщает помещица чиновнику Правдину.
Характерно, что речь этой лицемерной госпожи способна совершенно менять свою окраску в разговорах с людьми, от которых она зависит: здесь ее язык приобретает льстивые, хитрые интонации, она перемежает разговор постоянными заискиваниями и хвалебными словами. При встрече гостей речь Простаковой приобретает налет «светскости» («рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим»), а в униженных причитаниях, когда после неудавшегося похищения
Софьи она вымаливает себе прощение, речь ее близка к народной («Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не погубите меня. (К Софье). Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами»).
В образе другого помещика, брата Простаковой Тараса Скотинина, все говорит о его «животной» сущности, начиная с самой фамилии и заканчивая собственными признаниями героя в том, что свиней он любит больше, чем людей. Это о таких как он еще за десять лет до появления «Недоросля» поэт А. П. Сумароков сказал: «Ах, должно ли людьми скотине обладать?» Скотинин еще более жесток в обращении с крепостными, чем его сестра, он изворотливый, расчетливый и хитрый хозяин, ни в чем не упускающий своей выгоды и использующий людей исключительно в целях наживы. «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». В речи таких помещиков, как Скотинин, прослеживается уверенность уже не только в собственной правоте, но и в абсолютной вседозволенности и безнаказанности.
Речь других отрицательных персонажей также служит раскрытию их социально-психологической сущности, она характерна и достаточно индивидуализирована, хотя и уступает языку Простаковой в разнообразии. Так, отец Митрофанушки, Простаков, в сцене знакомства со Стародумом представляется: «Я женин муж», подчеркивая этим свою полную зависимость от жены, отсутствие собственного мнения, собственной жизненной позиции. Он совершенно не имеет никакого самостоятельного значения. Как и его жена, он невежествен, о чем свидетельствует его безграмотная речь. Забитый грозной супругой, Простаков восторженно говорит о сыне: «то-то умное дитя, то-то разумное». Но мы-то понимаем, что об уме Митрофанушки, вобравшего в себя все уродливые черты своих родителей, не приходится и говорить. Он не способен даже отличить истинные слова от откровенной издевки. Так, читая церковнославянский текст, предложенный ему учителем, Кутейкиным, Митрофан читает: «Аз же есмь червь». А после комментария учителя: «Червь, сиречь животина, скот», покорно произносит: «Аз есмь скот» и повторяет после Кутейкина: «А не человек».
Так же ярок и индивидуализирован язык учителей Митрофана: солдатский жаргон в речи Цыфиркина, цитаты (часто неуместные) из Священного Писания у Кутейкина, чудовищный немецкий акцент бывшего кучера Вральмана. Особенности их речи позволяют безошибочно судить и о той социальной среде, откуда вышли эти учителя, и о культурном уровне тех, кому доверено воспитание Митрофана. Неудивительно, что Митрофанушка так и остался недорослем, не получив в ходе обучения ни полезных знаний, ни достойного воспитания.
Основу речи положительных действующих лиц составляют «правильные», книжные обороты. Стародум часто использует афоризмы («тщетно звать врача к больным неисцельно», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения» и др.) и архаизмы. Исследователи отмечают также прямые «заимствования» в речи Стародума из прозаических произведений самого Фонвизина, и это вполне закономерно, ведь именно Стародум выражает в комедии авторскую позицию. Для Правдина характерными являются канцеляризмы, а в языке молодых людей Милона и Софьи встречаются сентиментальные обороты («тайна сердца моего», «таинство души моей», «трогает мое сердце»).
Говоря об особенностях языка героев Фонвизина, нельзя не упомянуть служанку и няню Митрофана Еремеевну. Это яркий индивидуальный характер, обусловленный определенными социальными и историческими обстоятельствами. По принадлежности к низшему сословию, Еремеевна безграмотна, но ее речь глубоко народная, впитавшая в себя лучшие черты простого русского языка — искреннего, открытого, образного. В ее горестных высказываниях особенно ярко чувствуется униженное положение служанки в доме Простаковых. «Сорок лет служу, а милость вся та же… — жалуется она. — …По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Однако, несмотря на такую несправедливость, она остается верной и преданной своим хозяевам.
Своеобразием отличается речь каждого героя комедии. В этом особенно ярко проявилось удивительное мастерство писателя-сатирика. Богатство языковых средств, использованных в комедии «Недоросль», говорит о том, что Фонвизин прекрасно владел словарем народной речи и был хорошо знаком с народным творчеством. Это помогло ему, по справедливому утверждению критика П. Н. Беркова, создать правдивые, жизненные образы.
Сочинение на тему: РОЛЬ ЯЗЫКА В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
Новаторство автора
При всем соответствии традициям, комедия имела ряд отличий от своих предшественниц. Приверженность к реализму – это то новое, что внес в пьесу Фонвизин. «Недоросль», герои которого показаны ярко и многопланово, отличается стремлением к типизации. Произошедшее в семье Простаковых рассматривается через призму общественного устройства и заставляет задуматься о таких вопросах, как крепостное право, формы правления в государстве, значение воспитания. В результате речь идет уже о нарушении триединства как одного из требований классицизма.
Неожиданным становится и то, что в финале читатель сочувствует жестокой Простаковой, ставшей жертвой собственного злонравия. На этом фоне еще красноречивее звучат слова Стародума: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время», — которые не теряют актуальности и сегодня.
Несколько интересных сочинений
Детство — самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются
Рассмотрим особенности комедии, которую создал Фонвизин («Недоросль»). Анализ этого произведения — тема данной статьи. Пьеса эта является шедевром отечественной литературы 18 столетия. Это произведение входит сегодня в фонд русской классической литературы. Оно затрагивает целый ряд «вечных проблем». А красота высокого слога и сегодня привлекает множество читателей. Название этой пьесы связано с изданным Петром I указом, согласно которому «недорослям» (молодым дворянам) запрещается без образования поступать на службу и жениться.