Что объединяет приведенные ниже явления дайте максимально точный ответ группы поддержки медиаторы
1 Что объединяет приведенные ниже явления? Дайте максимально точный ответ Группы поддержки, мед…
1 Что объединяет приведенные ниже явления? Дайте максимально точный ответ
Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.
Ответ: все они участвуют в конфликте, либо разрешают — медиаторы, либо создают – подстрекатели, пособники и стороны
2 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию
Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс
Ответ: развитие объединяет все перечисленные слова, а лишнее слово – стагнация, так как все остальное – движение, качественное изменение
3 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию
Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез
Ответ: общее – это методы познания, лишнее – описание, так как этот метод не создает, а пересказывает
4 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию
Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы
Ответ: общее – этнические группы, народности; лишнее – сибиряки, потому что этот термин территориальный и объединяет многие народы
Обществознание 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год
Задание 1
Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
Задание 1.1
К основным видам экономических отношений относят
Задание 1.2
Что из перечисленного является признаком федерации как формы государственно-территориального устройства?
Задание 1.3
Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:
Задание 1.4.
Формами рационального познания выступают
Ответ :
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. |
346 | 24 | 256 | 134 |
Критерии оценивания
2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 2
Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.
Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.
Ответ: участники социального конфликта.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ.
Задание 3
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.
Ответ:
Общее: формы социальной динамики.
Лишнее: стагнация.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 4
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.
Ответ:
Общее: теоретические методы научного познания.
Лишнее: описание.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 5
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.
Ответ:
Общее: представители этнических общностей/групп, выделенных по этническому признаку.
Лишнее: сибиряки.
Критерии оценивания
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).
Задание 6
«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Задание 6.1
В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания.
Задание 6.2
В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации.
Задание 6.3.
Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека.
Задание 6.4
Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству.
Задание 6.5
Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.
Задание 6.6
В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика.
Ответ :
6.1. | 6.2. | 6.3. | 6.4. | 6.5. | 6.6. |
да | нет | да | нет | нет | нет |
Критерии оценивания
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
Задание 7
Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится?
Ответ : владелец кинозала добился бы желаемого при условии, что спрос на услуги кинозала является неэластичным. Если спрос на услуги кинозала окажется эластичным, его выручка с ростом цены входных билетов уменьшится.
Критерии оценивания
Максимум за задание 4 балла.
Задание 8
Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы.
В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В. умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать.
Ответ:
ВОПРОС | ОТВЕТ | БАЛЛЫ |
1 | Гражданский кодекс РФ | 1 или 0 |
2 | в 2076 г. (спустя 70 лет со смерти автора, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора) | 2 или 0 |
3 | никак не повлияет, поскольку для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения, право на произведение возникает в момент его создания (ГК РФ, ст. 1259, п. 4) | 1 или 0 |
4 | 1) ответ: да, сможет; 2) пояснение: вне зависимости от наличия завещания она является наследницей первой очереди, которая в данном случае имеет все права на наследство | 1 или 0 1 или 0 |
5 | 1) ответ: элитарная культура; · целью является самовыражение автора, а не получение коммерческой выгоды (гражданин В. продал книги по себестоимости); · ориентация на узкий круг ценителей (книга разошлась среди членов клуба любителей исторических романов); · необходимость специальной подготовки для восприятия (вставки на древнегреческом языке) | 1 или 0 по 1 баллу за каждый названный признак, по 1 баллу за каждое приведённое пояснение. |
Максимум за задание 13 баллов.
Задание 9
Установите соответствие между примерами и видами деятельности, которым они соответствуют.
ПРИМЕР | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) издание царём Алексеем Михайловичем распоряжения о создании мануфактур Б) публикация книжным издательством «Алфавит» 5 млн экземпляров различных изданий за прошлый год В) чтение социальным работником открытой лекции о здоровом образе жизни Г) составление Минобрнауки графика роста численности школьников в 2017‒2025 гг. Д) проведение школьниками социологических опросов в среде своих родителей о состоянии школьного образования в России | 1) материально-производственная Ответ :
Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 5 баллов. Задание 10Установите соответствие между предприятиями и видами предпринимательства, к которым они относятся.
Ответ :
Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 5 баллов. Задание 11Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты). В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление _______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для складывания общества справедливости. В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения _______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации, отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных цивилизаций. Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие. В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К) общества и определили его основные черты. Список терминов:Ответ:
Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. Задание 12Объедините следующие понятия в классификационную схему. Понятия: Ответ : Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждую верную позицию. Максимум за задание 7 баллов. Задание 13Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы изображённого человека. Укажите пять статусов. Ответ : мужчина, воин (рыцарь), феодал, дворянин, христианин, вассал, сеньор, участник Крестовых походов. Критерии оцениванияПо 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 5 баллов. Задание 14Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. Между подлинным мифом ‒ греческим, германским или индейским ‒ и современным идеологическим мифом такая же разница, как между настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины». В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям ‒ уже способным к иным, высшим видам мышления. Учёные предлагают различать «два значения слова “миф”»: 1) вид архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для древних культур, второй ‒ для современной культуры»… Для нашего сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то время как «миф-1» ‒ в лучшем случае этнографическое значение. Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению. Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того ‒ именно в их различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее. Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа» Б. два отличия между ними, например: Могут быть приведены другие отличия. 2. Два смысла: | А. 1 балл Б. По 2 балла за каждое отличие (всего 4 балла) По 2 балла за раскрытие содержания каждого смысла (всего 4 балла) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Характерен для современной массовой культуры. | 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Положительная социальная функция мифа – интеграция, консолидация общества. | 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснение, например: «Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности». Может быть приведено другое положение текста, поясняющее интегрирующую функцию мифа. | 2 балла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Современные мифы могут создаваться с целью разжигания вражды между членами общества, утверждения превосходства одних народов или социальных групп над другими, оправдания антигуманной политики. Могут быть высказаны иные предположения. | 3 балла |
Максимум за задание 18 баллов
Задание 15
Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ | ПОНЯТИЯ | |
1) | *** государства должна быть такой, чтобы не нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец) Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт, обращаясь к составителям ***) Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны. Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар аль-Каддафи) | конституция |
2) | *** – побочный продукт процветающих банков. (Эдвард Йокель) *** ‒ это законная процедура, в ходе которой Вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте пиджак кредиторам. (Тристан Бернар) Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка) | банкротство |
3) | Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать. (Марк Твен) *** ‒ священное таинство демократии. (Теодор Хесберг) Только способность *** составляет квалификацию гражданина. (Иммануил Кант) | выборы/ голосование |
4) | *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир стал бы святым. (Освальд Шпенглер) Мысль без *** ‒ недомыслие, *** без мысли ‒ фанатизм. (Василий Ключевский) *** без политики бесполезна, политика без *** бесславна. (Александр Сумароков) | мораль |
Критерии оценивания
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 8 баллов.
Задание 16
Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.
Критерии оценивания сочинения-эссе:
Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, ‒ 3.
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание 28 баллов.
Максимум за работу 125 баллов.
Олимпиада по обществознанию 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Материал олимпиады подготовила учитель истории
Конобевцева Лилия Николаевна
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18
(90 минут) 1 вариант
1. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой называется:
б) свободой совести
г) свободой передвижения
д) свободой собраний
3. Что пропущено в данном ряде: норма, дозволение, предписание, _____?
3. Совокупность социальных институтов называется:
А) социальная стратификация
Б) социальная организация
В) социальная система
Г) социальная структура общества
4. Товар, способный своим трудом создавать другие товары-это
Б) средства производства
5. К какой из подсистем общества (сфер общественной жизни) относится институт семьи?
д) Ни к одной из выше перечисленных
6. Статус преимущественного развития в экономике современных развитых государств имеет:
А) рынок товаров Б) рынок идей в) рынок ценных бумаг в) рынок услуг
7. Мораль от права отличается тем, что:
А) регламентирует в основном имущественные отношения
Б) регулирует все межличностные отношения
В) регулятором ее исполнения выступает государство
Г) регулирует административные отношения
9. Как называется комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний и включающая в себя практическую деятельность юристов и систему их подготовки?
10. Авторитаризм, тоталитаризм, демократия-это
А) формы государства
В) формы народного представительства
Г) формы политических режимов
11.Процесс гуманизации образования предполагает:
а) соблюдение устава школы
б) обязательное среднее образование
в) учет потребностей и интересов учащихся
г) обучение в две смены
а) финансовый актив, используемый для совершения сделок
б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг
в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа
г) все ответы верны
итого 12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ.
1. Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя средства и предметы труда, а также производственные отношения.
2. Конституционные монархии делятся на абсолютные, ограниченные, дуалистические и парламентарные.
3. Индивид, личность, индивидуальность – понятия, не являющиеся тождественными.
4.К признакам любого государства относится:
а) уважение к законам
б) наличие парламента
в) унитарное устройство
г) наличие публичной власти
Блок4. Заполните пропуски :
2. Не является ____________________________ действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Блок 5. Ответь на вопросы.
Вопрос 1
Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Евгений находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.
Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.
Вопрос 2
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:
Капитал, обмен, недра, предпринимательские способности.
Способность человека, переселение, критическая оценка собственных поступков, большие группы людей, переживание несоответствия своего поведения должному, перемещение.
2. Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею. Участвующая в борьбе за власть, деятельность.
Блок 7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть
и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Экономический ____(А) – это период колебания деловой активности. Он имеет
4 основные фазы: подъём, пик, ___(Б), дно. В период фазы подъёма резко
увеличиваются объёмы производства, растут цены и ___(В), ____(Г)
сокращается до естественного уровня. В точке пика экономика
«перегревается», ___(Д) переполнен товарами, а покупательская активность
населения низка. Предприятия же, не получающие ту ___(Е), на которую они
рассчитывали, оказываются неспособны погашать свои кредитные ___(Ж)
перед банками. Наступает период массового ___(З) фирм, растёт уровень
безработицы. Во время депрессии сокращается падение объёмов производства
Список терминов: 1. банкротство 2. безработица 3. доход 4. издержки 5. инфляция 6. кризис 7. обязательство 8. падение 9. прибыль 10. фирма 11. производство 12. процентная ставка 13. рынок 14. спад 15. цена 16. цикл
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2017/18
(90 минут) 2 вариант
1. Что является отличительной чертой индустриального общества?
а) приоритет ценностей коллектива
б) превращение науки в общественный институт
в) низкая социальная мобильность
г) широкое использование компьютерных технологий 2. К какому типу государства (по форме правления) относится современная Россия?
а) Смешанная республика
б) Парламентарная республика
в) Конституционная монархия
г) Дуалистическая монархия
д) Федеративное государство
е) Демократическое государство
3. Товар, способный своим трудом создавать другие товары- это:
А) предметы труда б) средства производства в) человек г) рабочая сила.
4. Понятие «классовая борьба» ввели в употребление:
А) французские историки конца 18 века
Б) английские экономисты начала 19 века
Г) К. Маркс и Ф. Энгельс
а) чувственное познание
б) познание сверхъестественного
в) способность предвидения
г) непосредственное схватывание сущности вещи
6. Единство территории, языка, культуры, экономического уклада жизни являются признаками:
А) нации б) государства в) класса г) племени.
Поведение, которое не соответствует социальным нормам называется:
А) ненормальным б) аномальным, в) традиционным г) отклоняющимся.
К основным видам экономических отношений относят
9 Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.
10. высшим органом исполнительной власти в нашей стране является:
А) Министерство иностранных дел РФ
Б) Администрация Президента РФ
В) Верховный суд РФ
Г) Правительство РФ
11.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) расширением возможностей массовой коммуникации
Г) организацией массового промышленного производства
12. К числу социальных последствий НТР относится:
А) уменьшение среднего класса
Б) снижение затрат на образование
В) рост требований к подготовке специалиста
Г) увеличение продолжительности рабочего дня
1. Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.
2. Общество относится к саморазвивающимся системам.
3. В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью голосования за кандидата, указанного в доверенности._______
Блок3. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный ответ.
Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны
Блок 4. Заполните пропуски :
Блок 5.Ответь на вопросы.
1. Что объединяет приведенные ниже страны с точки зрения формы государства? Дайте максимально точный ответ.
Россия, Германия, Бразилия, США, Мексика, Индия.
2.Что объединяет приведенные ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.
военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска, воздушно-десантные войска.
Блок 6. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
Форма, денежные доходы, систематизация, роспись, законы, одна из областей, регулирующие, определенный срок, нормативные акты, государство, общественные отношения, расходы, иные, составляемая.
Блок 7. 15. Вставьте пропущенные слова.
В РФ свободное и добровольное участие граждан в выборах на основе всеобщего, _____ и _____ избирательного права при тайном голосовании.