Что объединяет рассказы кусака и юшка

Урок- исследование «Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека (по рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка»)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности

человека (по рассказам Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка»)

Учебник : Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразова- тельных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2011г.

Технологии: коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые,

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Оборудование: плакат с изображением открытой книги, компьютерные слайды.

подвести обучающихся к ответу на вопрос: что должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой

Задачи для школьников:

определить роль образа Юшки в раскрытии отношений между людьми;

— выявить способы создания образа Юшки в раскрытии идейного содержания произведения;

— определить роль образа Кусаки в раскрытии отношений между людьми и природой;

— выявить способы создания образа Юшки в раскрытии идейного содержания произведения;

— выяснить, кто является причиной трагедии судьбы Юшки и Кусаки;

— выявить авторскую позицию в раскрытии проблемы отношений между людьми, людьми и природой;

— сформулировать собственное отношение к авторской позиции в произведениях «Юшка» и «Кусака»

Форма работы учащихся беседа, чтение, анализ и противопоставление текстов рассказов А. Платонова и Л. Андреева, групповое составление кластера, написание синквейна, участие в учебном диалоге.

Основные виды деятельности учителя: организация поисковой и аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи учащихся.

совершенствовать духовно-нравственные качества личности;

уметь соотносить поступок с моральной нормой, с принятыми этическими принципами;

— оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности

— выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

— составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

— участвовать в коллективном обсуждении проблем;

— осуществлять речевой контроль;

— оценивать речь с точки зрения ее содержания и языкового оформления;

— писать сочинение-миниатюру, используя полученную информацию

— планировать, выделять и осознавать обучающимися то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;

— вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности

-уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, извлекать информацию из прослушанного текста;

-обсуждать проблемные вопросы;

-составлять литературный портрет героя;

-воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

— научить сопоставлять различные произведения, понятия; приемам анализа литературного произведения;

-совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения;

-понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов произведений

Межпредметные связи: русский язык, музыка

1. Предтекстовой структурный элемент урока

Этап 1. Вхождение в тему урока

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется, чтобы наш урок помог нам стать добрее, терпимее ко всему, что нас окружает.

В центре нашего внимания уже известные вам рассказы А. Платонова «Юшка» и Л. Андреева «Кусака». На уроке мы будем использовать тексты данных произведений, познакомимся с интересными высказываниями Платонова и Андреева. А в конце урока выполним небольшое письменное задание, которое и будет результатом вашей работы

? – Вспомните, пожалуйста, в чем состоит особенность русской национальной литературной традиции? ( Духовность, особое внимание к “униженным и оскорбленным”)

– Действительно, духовность русской литературы сделала ее уникальной. У каждого персонажа, независимо от социального положения, есть душа. Сегодня наша задача на примере рассказов А. Платонова и Л. Андреева показать неразрывную связь русской литературы с духовной, продолжение литературной традиции у писателей ХХ века.

Нам необходимо будет показать, что сближает рассказы двух авторов.

2. Текстовой элемент урока

Этап 2. Вхождение в текст

— Писатели в своих произведениях поднимают множество актуальных проблем, пытаются ответить на очень сложные жизненные вопросы. И сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, волновавших многих, в том числе А. Платонова и Л. Андреева: что должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой. (СЛАЙД 2) . Чтобы ответить на него, мы обратимся к произведениям А. Платонова «Юшка» и Л. Андреева «Кусака». Скажите, почему для обсуждения были взяты именно эти рассказы?

— На доске написано слово СОСТРАДАНИЕ. Разделить слово на части (можно на слоги, можно на другие единицы: приставка, корень, окончание и т.д.)

Подобрать к ним однокоренные : страдать, страдание, страдающий

Слова с приставкой СО : соприкосновение, соучастие, сопереживание, сотрудничество…

— Ребята, обратите внимание на то, что оба произведения названы по именам главных их героев – Юшка и Кусака.

(Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать).

— Давайте вспомним, как в литературе называется одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев? ( Портрет ) Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.

« Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».

Какая деталь во внешности помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?

(Глаза, в которых всегда стояла влага).

— Действительно, в глазах Юшки мы видим влагу – «не остывающие слёзы».

Вы помните известный афоризм «глаза – зеркало души»?

— А можно сказать, что душа Юшки плачет?

— Отчего она может плакать?

— Молодцы! Я теперь вспомните, кто является героем произведения Андреева «Кусака»?

— Назовите ваши ассоциации со словом «собака», «Кусака».

— Почему такие ассоциации возникают у вас?

(Долго жила одна. Её обижал всякий, кто мог. Она не хотела идти на сближение с человеком…)

(Была «грязной и некрасивой»)

-Давайте прочитаем первую строчку произведения. Она никому не принадлежала ; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать , где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась.

— Рассказ начинается с тройного отрицания. Такая стилистическая фигура называется Градация- запись в тетрадь

— Как вам кажется, для чего он это делает?

(Для того чтобы читатель с первых слов ощутил ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт Кусака).

— Найдите во втором предложении этого абзаца слово, которое как нельзя лучше характеризует состояние собаки в тот момент.

— Это слово как нельзя лучше соответствует образу Кусаки. Дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

— Как вы думаете, душа Кусаки, как и Юшки, от такой жизни может плакать, она ведь не человек, а собака?

— А какой вывод мы можем отсюда сделать?

(Все живое испытывает боль, животные, как и люди, тоже испытывают страдания)

— Спасибо! А теперь мы с вами попробуем ответить на очень сложные и важные вопросы:

— Кто причиняет боль, страдания другим людям, животным? Почему так происходит? Можем ли мы мириться с подобными ситуациями?

— Сейчас мы попробуем разобраться в том, как относились дети к Юшке и Кусаке.

— Ребята, представьте такую ситуацию: вы сейчас не школьники, а известные психологи. Попытайтесь с точки зрения психологии ответить на следующий вопрос: почему автор сначала говорит об отношении именно детей, а не взрослых к Юшке? Для какой цели он это делает?

— Выпишите, пожалуйста, ключевые слова, которые характеризуют действия и поступки детей по отношению к Юшке.

… переставали играть, бежали, кричали

… поднимали ветки и бросали…

… снова окликали, бросали, трогали и толкали

… опять толкали и кидали комья земли

… сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

… делали слишком больно

Как жила Кусака? Как складывались ее взаимоотношения с окружающим миром? (Начало произведения)

(Собака ничья, она никому не принадлежала. Собаки гнали ее, дети бросали камнями и палками)

— Что общее вы заметили в отношении детей к Юшке и Кусаке?

— Скажите, что чувствовали дети, когда обижали Юшку? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает»)

Ключевое слово в предложении – «радовались». А разве можно радоваться, когда делаешь больно другому человеку? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти терзают Юшку?

(Ни злоба, ни ненависть к Юшке движут детьми. Делая ему больно, они радуются и веселятся. Это такая игра).

(«Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его).

Скажите, почему «дети не умеют любить человека и не знают, что делать для любви»?

(Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так, потому что взрослые относились к нему жестоко . Злость, горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека ).

(Кусака «в одиночестве копила страх и злобу»)

Объясните лексическое значение глагола.

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегать)

— Что можно копить? А что копила Кусака?

(Она копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Отчего же происходит это страшное накопление?

(Люди били, дразнили собаку, издевались над ней. И подобные действия повторялись многократно)

Но ведь не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились дачники. Что о них говорит автор?

( «Это были очень добрые люди»)

— Какова же была первая реакция «добрых людей» на злую собаку?

— Можно ли называть этих людей действительно добрыми?

(Нет! Нужна действенная доброта, дело, понимание, забота, участие, сочувствие, сострадание)

— Однако, Кусака изменилась благодаря приехавшим « очень добрым дачникам », как говорит о них автор. Но давайте дальше проследим за поведением этих людей. Для этого мы должны вспомнить, что за странная мольба была в глазах у Кусаки?

— Почему никто из «очень добрых дачников» не замечает этой мольбы?

(Они озабочены только собой, собственным весельем)

— Что вы можете сказать о девочке?

— Действительно, Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие. Хотя страх у Кусаки «не выпарился», она терялась при виде людей, ждала привычных побоев, но вместе с тем она меняется как внутренне, так и внешне. Какой фразеологизм использует автор?

— Расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе?

( Душа Кусаки отогрелась, она поверила людям, раскрылась им навстречу, как цветок.)

— Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир живет по своим законам. Прошло звонкое, веселое лето. Наступила осень. Люди уезжают в город. Как же решается судьба собаки?

Найдите в тексте фразу, точно характеризующее душевное состояние Кусаки в этот момент, и объясните ее.

(Это крик души собаки)

А Как ведет себя Леля? Какое слово она повторяет трижды?

(Жалко. Ей жалко Кусаку.)

— Действительно, Леля трижды повторяет слово «жалко». Давайте посмотрим, как она произносит это слово и как меняется ее внутреннее состояние всякий раз, когда она произносит его снова?

(«Первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй раз готова была заплакать, третий раз после обещании матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала»)

— Скажите, а чувства Лёли по отношению к Кусаке были искренними?

( Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки)

— Изменилось ли ваше отношение к девочке? Почему?

— Как вы думаете, кто будет скучать больше: Леля или Кусака? Почему?

-Так чем же была Кусака для Лели и других детей?

— Юшка говорил, что «дети не умеют любить человека и не знают, что делать для любви». А любить животных, окружающую природу всегда ли они могут? Почему, на ваш взгляд, так происходит?

(Опять-таки их никто этому не учил. Дети повторяют поступки старших, учатся у них).

— Каким качествам не научили взрослые детей?

(Любви, состраданию, милосердию…)

Теперь давайте посмотрим, как авторы объясняют, почему взрослые обижали и Юшку, и Кусаку? В рассказах есть очень похожий сюжет. Вспомните какой?

(Случай с пропойцами мужиками)

— Как поступил мужик с Кусакой?

(С размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога)

Но Л. Андреев говорит, что «мужик всех любил и всех жалел», значит он не был плохим человеком. Почему же он ударил собаку?

(В данный момент он почувствовал скуку, злобу, ударил собаку, изорвал подаренный жене платок)

-А что произошло с Юшкой?

(Прохожий толкнул Юшку в грудь. Юшка упал и более не шевелился)

Почему Юшку, как и собаку, избивает прохожий?

(Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает. Они чувствуют скуку и злобу)

Скажите, а переживают ли прохожие за содеянное и в первом, и во втором случае?

(Нет, в случае с Юшкой пьяница вообще со спокойной душой ушел домой пить чай).

— Как заканчиваются оба произведения?

Мы видим жестокость, черствость, эгоизм людей. Каких качеств не хватает им?

— А сам Юшка умел любить? Как ему удавалось сохранить доброе отношение к людям и миру?

( Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира)

Давайте обратимся к словарю имён и узнаем значение имени Юшка. (Ученик зачитывает статью из словаря)

— Как вы думаете, автор случайно дал такое имя своему герою? В чем заключается смысл жизни Юшки?

(Юшка не такой, как все. Для окружающих жить – злиться, а для Юшки жить – любить)

— Кому всю жизнь помогал Юшка?

Как она отплатила ему?

(Когда она выросла, то согрела своей любовью и многих других людей )

— Скажите, а что объединяет Юшку и автора рассказа?

(Беспокойный, неравнодушный, добрый взгляд на мир, одухотворенность, уверенность, что лишних людей не бывает. Человеческая доброта)

представить себя в роли Кусаки- Юшки

Записать свои ощущения. Поделиться ими в группе.

Так какою же роль играют образы Юшки и Кусаки в раскрытии отношений между людьми, людьми и природой?

(Они указывают на черствость, жестокость людей…)

Так что же что должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой? Давайте посмотрим, что думают по этому поводу Леонид Андреева и Андрей Платонов.

На слайде высвечиваются высказывания

Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и

«Без доброты и сострадания нет человека»

«Любить людей необходимо всем теплом и светом своего сердца»

— Давайте прочитаем их. Вдумайтесь в эти слова. В чем смысл этих высказываний?

— Какие слова, на ваш взгляд, являются главными, ключевыми в данных афоризмах?

(Всё живое, душа, страдание, доброта, сострадание, человек, тепло, свет сердца)

— Сделайте, пожалуйста, вывод: в чем убеждены писатели, какова их авторская позиция?

(В своих рассказах писатели призывают нас обратить внимание на то, что люди бывают жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу и призывают нас быть сострадательнее, милосерднее, добрее…)

— А вы согласны с ними?

— Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали других людей, животных?

— Значит, проблема, о которой мы говорили в течение урока, существует, значит, мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли к негативу, что порой равнодушно проходим мимо. Скажите, а важно ли уметь сострадать, быть добрым, отзывчивым или без этих качеств можно спокойно прожить? (Ответы детей)

— Ребята, на ваших столах лист бумаги с надписями ДУША, ДОБРОТА. Составьте кластер ассоциаций с этими словами, выразив свое отношение к теме сегодняшнего урока.

( Один человек из группы зачитывает работу.)

Посттекстовой элемент структуры урока

Ребята, давайте теперь возвратимся к задачам нашего урока. Вспомним христианиские заповеди, которые учат нас правильной и праведной жизни. Какую заповедь, по вашему мнению, нарушили люди по отношению к Юшке? ( Возлюби ближнего своего, как самого себя).

– Давайте еще раз вдумаемся в эти слова: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.

Что значит ближний, кто это? (Тот, кто рядом)

Что значит любить ближнего? (Уметь понимать боль другого, разделять страдания других)

А что значит “любить самого себя”? Почему мы не обращаем внимания на вторую половину этой заповеди? ( Каждый должен любить в себе себя. Помнить, что он единственное и неповторимое создание. Относиться к себе с достоинством)

— А какое правило по отношению к животному, которого взяли домой, обогрели люди, нарушили временные хозяева Кусаки? (Нести ответственность за животное)

Французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». (СЛАЙД)

– А теперь попробуйте представить, что вы захотели снять фильм по мотивам этих произведений. Если бы вы были оператором, что бы вы показали крупным планом, на что захотели бы обратить внимание зрителей? (ГЛАЗА)

— Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который поставили в начале урока? Скажите, так что же должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой? (ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ ).

Этап 5. Рефлексия, оценки за урок, домашнее задание

— Ребята, что нового вы узнали на уроке?

— Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?

— Где вы можете применить полученные знания?

— Что вам понравилось на уроке больше всего?

Спасибо вам за честные ответы.

Выставляются оценки каждой группе, комментируются.

Домашнее задание (задание на выбор)

— В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать «безмолвный голос существа, ждущего помощи». Эти голоса есть и рядом с нами. Дома напишите мини- сочинение на одну из выбранных тем:

1.Как вы понимаете слово «сострадание». Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям?

2.Какие открытия помогли мне совершить А. Платонов и Л. Андреев в самом себе?

3. Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

Завершить наш урок хотелось бы формулой жизни, по которой жили и А. Платонов и Л. Андреев.

(Читает заранее подготовленный ученик)

Благодарить?
Благодарить.
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?
Простить.
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги.
Поднять упавшего?
Поднять.
Он твой собрат. Один из многих.
Благословить?
Благословить.
И проклинающих?
Их тоже.
Любить жестокий мир?
Любить.
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может.

— Мне хотелось бы, чтобы эта формула жизни писателей стала бы и вашей! Спасибо вам большое за работу на уроке!

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Источник

Сочинение на тему “Сочувствие и сострадание”

Сочувствие и сострадание – положительные состояния человека. В чем же они проявляются? Данный материал, предназначенный для подготовки учеников 7 класса, поможет написать сочинение на тему «Сочувствие и сострадание».

Введение

Рассуждение о сострадании и сочувствии нужно начать с того, что в обоих словах есть приставка со-, которая обозначает совместность, общность, взаимосвязь. Из этого следует, что сочувствующий человек – это человек, который неравнодушен к проблемам другого человека, который хочет почувствовать то, что чувствует другой человек, понять его внутреннее состояние. Сострадающий же человек – этот тот, кто разделяет страдания другого человека и старается помочь ему в устранении встретившихся проблем.

Рассматривая данную проблему на примере рассказа «Юшка» А. П. Платонова и рассказа Л. Н. Андреева «Кусака», можно назвать данный материал сочинением «Сочувствие и сострадание в «Юшке» и «Кусаке»».

Главный герой Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка ухаживает за девочкой-сироткой. Он экономит материальные средства на себе, чтобы на них содержать девочку. Юшка понимает, насколько героине тяжело, значит, его можно назвать сочувствующим человеком. Однако Ефим Дмитриевич не только сочувствующий, но и сострадательный человек, ведь он старается поддержать девочку и помочь ей.

Проблема сострадания и сочувствия раскрывается и с помощью образа выросшей сиротки, которая приезжает в город Юшки. Героиня, узнав о смерти Ефима Дмитриевича, остается в городе и заботится о жителях, лечит их, ничего не требуя взамен.

«Кусака»

Л. Н. Андреев, который через образ собаки говорит о человеческих отношениях, показывает, что собака Кусака начинает ожесточаться, когда окружающие бьют ее и кидают в нее камнями. Злая собака постепенно становится доброй благодаря тому, что одна семья приютила ее и начала заботиться о ней. По рассказу, только сострадание и сочувствие способны изменить человека к лучшему.

Заключение

Сочувствие и сострадание – это то, что демонстрирует нравственную чистоту человека, его доброту и милосердие. С помощью сострадания и сочувствия можно облегчить страдания людей, помочь им справиться с трудностями.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок литературы в 7 классе

по рассказам А. Платонова “Юшка” и Л. Андреева “Кусака”.

Цель:1) Закрепить навыки и умения сравнительного анализа художественных произведений; 2)Воспитывать у учащихся чувство сострадания к тем, кто нуждается в помощи, милосердие, сочувствие, ответственность 3) Формировать навыки вдумчивого чтения и анализа художественного произведения 4) Знакомство с понятиями кейс технология

5) Р азвивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;

6)Воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения

7) Учить рассуждать, отстаивать свою точку зрения, работать с учебником, пересказывать, делать выводы

8)Раскрыть понятия: добро, зло, ответственность, милосердие, сострадание, сочувствие, гуманность

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях.

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманный- направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый.

Оформление: Портреты писателей, иллюстрации к произведению, книги, высказывания великих людей, презентация

Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями.

В начале урока звучит запись музыки.

Вступительное слово учителя.

(После окончания духовной музыки, небольшая пауза)

У меня в руках камни.

Ты сможешь бросить этот камень в человека? В больное животное? Почему? К сожалению, на свете есть такие люди, которые, не задумываясь, бросят камень зла в человека, но в наших с вами силах повлиять на то, чтобы таких людей стало меньше.

4 . Цели урока (совместно с учащимися)

Учащиеся дают определение каждому понятию.

— На уроке мы будем с вами работать в группах.

6. (Ребята сидят по группам 4-6 человек. Дома они читали эпизоды, необходимые для урока. У каждой группы на столе 2 карточки с предполагаемыми вопросами).

Работаем с первой карточкой, при ответах ссылайтесь на текст.

Кто является героем в каждом рассказе?

– Какие чувства вызывает каждый из героев с первых страниц рассказа?

Как обошлась с ним жизнь?

– Что терпели они от людей?

Почему Кусака боялась людей?

– Отношение детей и взрослых к Юшке?

Как Юшка относился к жизни, сегодня?

– А чем Кусака платила людям за их жестокость? Верила ли она в их любовь?

5. Как изменились Кусака и Юшка, когда в их жизнь вошла любовь? (Кусака – любовь, привязанность к девочке. Юшка – единство с природой, любовь к сироте)

– Чем же заканчивается история Кусаки и Юшки? (Собака выла. Юшка умирает)

На последний вопрос отвечает любая группа.

Делаем выводы : на карточке белого цвета запишите слова, подчеркивающие положительные качества характера людей, а на серой – те, какие, по вашему мнению, привели к трагической развязке ( 5 минут – слушаем предполагаемые ответы, каждая группа мотивирует свой выбор).

7. Работаем со второй карточкой. При ответах зачитываем яркие эпизоды.

– Как были наказаны за это люди? (Без Юшки стало жить хуже)

– А теперь попробуйте представить, что вы захотели снять фильм по мотивам этих произведений. Какая бы музыка звучала за кадром? (Духовная, колокола, скрипка, флейта)

– А если бы вы были оператором, что бы вы показали крупным планом, на что захотели бы обратить внимание зрителей?

Дома вы готовили рисунки, на которых пытались выразить душевную боль человека, страдание животных. (В группе выбирают один рисунок, который, по мнению ребят, наиболее точно выражает нужное состояние. Это, в основном, глаза)

— Как вы понимаете это высказывание?

— Какие чувства вызывают у вас рассказ « Кусака»?

— О чем произведение Платонова?

— Какие мысли возникают у вас после прочтения рассказа?

-Что объединяет эти произведения?

— Какая проблема поднимается в них?

-Каково ваше отношение к проблеме?

— Знаете ли вы фразу : « Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями»

— Как вы понимаете эти высказывания?.

9. Собери пословицу. ( работа в группах)

Доброе слово лечит, злое калечит.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

10 . Выразите цветом свое отношение к понятию «милосердие ».

(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »

11.Стратегия «Кластер» ( Работа в группах ).

От круга проведите стрелки – лучи. На каждом лучике напишите слова, которые входят в понятие «милосердие».

На что похож кластер? (На солнце) Значит, милосердие похоже на солнце. Прочитайте, какие у вас получились слова. Ученики читают: сочувствие, доброта, любовь, жалость, помощь, забота, понимание, сопереживание, прощение, сострадание.

Все слова получились тёплые, светлые и добрые.

Дима шел по улице, крепко держась за руку мамы. Был солнечный, морозный день. Снежок поскрипывал под ногами. Мороз слегка пощипывал за нос и щёки, но Диме было уютно и тепло в меховой курточке и сапожках. Шёл он, подпрыгивая от радости. Диме было весело — то ли оттого, что было воскресенье, а уроки он сделал ещё вчера и папа подарил ему новую игрушку.
Мама на минуту остановилась. Перед ними стояли лотки с фруктами. Краснощёкие тёти развешивали эти маленькие кусочки лета в шелестящие и звенящие от мороза пакеты.
У Димы даже слюнки потекли. Мама, словно прочитав его мысли, уверенно направилась к лотку. Он уже представлял, как дома сделает из апельсина цветок, как красиво будут смотреться яблоки в вазочке на столе.
Внезапно Димины грёзы нарушил старческий голос. Какая-то старушка, задев его, протянула руку к продавщице и попросила:
— Милая, дай мне, пожалуйста, яблочко. Я очень хочу есть. Я ещё ничего не ела сегодня, и мне кажется, что я вот-вот упаду. Плохо мне.
Дима не слышал, что ответила тётя. Он не отрываясь смотрел на старушку, на иссохшую, дрожащую руку, на старенькое поношенное пальто.
По щеке старушки пробежала слеза и затерялась в морщинах, густо изрезавших её лицо.
Старушка решила попытать счастья у другого продавца.
Дима вытянул ей фрукты, которые купила для него мама. Их глаза встретились.
Он прошептал:
— Вот, возьмите, пожалуйста!
Слёзы заблестели в его глазах. Мальчик бросился к матери, прижался к ней, затем потянул за руку:
— Пойдём скорее!
Отойдя немного, мальчик обернулся. Старушка всё ещё стояла на том же месте. Она спрятала фрукты в карман, в руке её осталось только красное пузатое яблоко. Дима видел, как она чему-то улыбнулась. Мальчик вздохнул и медленно пошёл с мамой.
Он теперь знал, что рядом живут люди, которые нуждаются не только в солнечном свете, но и в тепле ближних. И как всё-таки здорово, что он, Дима, может им хоть чем-то помочь.

Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Докажите, что они оба подтверждают то, о чем мы говорили на уроке.

12. Чтение учащимися стихотворений

13. Просмотр видео ролика

Что дал наш урок для нашей души?

— Что мне особенно понравилось на уроке?

— Чем мне запомнился урок?

— Что нового я сегодня узнал на уроке?

— Что мне удалось на уроке?

17 . Домашнее задание

Напишите сочинение из 5-6предложений на тему: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?», Чему научил меня рассказ А.Платонова «Юшка», «Кусака»?

Учитель: мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям, ко всему что нас окружает и тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других. Я думаю, что вы никогда не станете равнодушными к чужой беде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *