Что объединяет северную и южную америку
Материк Америка
Америка — это два 2 материка/континента: Южная Америка и Северная Америка, но это одна часть света: Америка. Там находятся 35 стран и несколько зависимых территорий.
На уроках географии в школах стран бывшего СССР учат, что существует два материка: Северная Америка и Южная Америка. То же самое принято преподавать и в школах США — существует Северная Америка и Южная Америка. В школах Европы Северную и Южную объединили в один материк — Америка.
Этот «двойной континент» расположен в Западном полушарии и ограничен:
Страны Америки
Когда Америка делится на две части (Северная и Южная), то частью Северной Америки считаются:
Таким образом, вне «Северной Америки» остаётся только «Южная Америка».
Обычно Америку (Северную и Южную) делят на четыре географических региона/субрегиона:
Страны региона Северной Америки:
Страны региона Центральной Америки:
Страны региона Южной Америки
Страны региона Карибского бассейна:
Материки, континенты и части света
Материк и континент — синонимы. Оба слова в русском языке означают «обширный участок суши, существенная часть которого располагается выше уровня океана».
Какие существуют континенты/материки на Земле?
В географии разных странах цифра меняется.
Система, где 6 материков (распространена в странах бывшего СССР):
Система, где 7 материков, распространена в США. В ней Евразию поделили на 2 материка:
Система, где 6 материков, распространена в Европе. В ней Евразию поделили на 2 материка, а Северную и Южную Америку объединили в один:
В этом случае, когда Америка считается только одним материком (в Европе), её делят на 3 субконтинента:
Части света
Ещё есть такое понятие, как «часть света», по которому вся Америка (Южная и Северная) является только одной частью. Всего 6 частей света:
Узнайте ещё лучше, что такое Континент.
Открытие Америки
Дата открытия Америки — 12 октября 1492 года. Испанский мореплаватель итальянского происхождения Христофор Колумб совершил четыре путешествия из Испании через Атлантический океан: в 1492, 1493, 1498 и 1502 годах. Он пытался найти прямой путь через запад из Европы в Азию, но у него это так и не получилось.
Однако вместо этого он открыл Америку. Хотя точнее будет сказать, что он её открыл для европейцев — на материке уже жили миллионы индейцев (коренное население). Его мореплавания положили начало колонизации и исследованию Северной и Южной Америки.
Северная и Южная Америка
Урок 4. Занимательная география 5–6 классы
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Северная и Южная Америка»
В Южной Америке находится самый влажный населённый пункт на земле. Это колумбийский город Буэнавентура, где дождей выпадает больше, чем где бы то ни было.
В ходе занятия вы узнаете интересные факты о Северной и Южной Америке.
Северная Америка – это третий по площади материк нашей планеты.
С запада Северная Америка омывается водами Тихого океана и Берингова моря, с востока – Атлантическим океаном, а также Карибским морем и морем Лабрадор, а на севере – Северным Ледовитым океаном. На юге Панамский перешеек разделяет Северную Америку с Южной Америкой.
В состав Северной Америки входят многочисленные острова и архипелаги. Например, Гренландия, Алеутские острова, остров Ванкувер, Канадский арктический архипелаг. Береговую линию составляют многочисленные заливы и полуострова.
Гренландия географически относится к Северной Америке, но политически это самоуправляющаяся провинция Дании. Гренландия – самый большой остров на нашей планете, площадь которого более двух миллионов квадратных километров. При этом население Гренландии составляет около шестидесяти тысяч человек. Самый крупный населённый пункт и административный центр Гренландии – город Готхоб, местное население называет его чаще Нуук. На территории Гренландии находится дом Санта-Клауса. Ежегодно перед Рождеством на местное почтовое отделение приходит огромное количество писем со всего мира, в которых содержится просьба исполнить самые заветные желания.
Именно от гренландского ледника в заливе Мелвилл в июне 1910 года откололся огромный айсберг весом в четыреста двадцать тысяч тонн. Это событие могло бы остаться незамеченным, но с этой глыбой льда в апреле 1912 года столкнулся океанский лайнер «Титаник».
Канадский Арктический архипелаг – один из крупнейших в мире архипелагов, так называют группы островов близко расположенных друг к другу. Здесь, на острове Элсмир, находится самое северное поселение в мире – Алерт. В 2005 году в Алерте постоянно проживало 5 человек, не считая военных, служащих на канадской военной базе, и сотрудников метеорологической станции. По состоянию на 2011 год, в Алерте не осталось постоянно проживающего населения.
Западная часть Северной Америки занята горами – Кордильерами. Североамериканские Кордильеры пересекают территорию трёх стран: США (от Аляски до Калифорнии), Канады и Мексики.
Самая крупная река Северной Америки – Миссисипи с притоком Миссури. Название реки с языка племени индейцев оджибве переводится как «Большая река».
Крайняя северная точка Северной Америки – мыс Мёрчисон. Расстояние от него до Северного полюса составляет всего 64 километра. На мысе Мёрчисон открывается прекрасный вид на горы, весь он – это кристально чистая вода, морозный воздух, водопады и бесконечные леса.
Крайняя южная точка Северной Америки – мыс Марьято. Он необитаем и покрыт мангровыми и тропическими лесами. Мыс является частью большого природного заповедника.
Крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского. От него до мыса Дежнёва – крайней восточной материковой точки Евразии всего 86 километров. Рядом с мысом Принца Уэльского располагается небольшой посёлок Уэйлс. Это самый западный город Северной Америки. По данным переписи 2010 года население города составляло 145 человек.
Рядом с Северной Америкой находится Южная. Их разделяют Панамский перешеек и Карибское море.
В Южной Америке есть много островов – архипелаг Огненная Земля, Фолклендские острова, Чилоэ, Галапагосские острова, Веллингтон.
Архипелаг Огненная Земля – это около сорока тысяч островов. Своё название архипелаг получил после плавания Магеллана. Местные жители по ночам жгли костры на берегу, но Магеллан решил, что это огни вулканического происхождения, и назвал открытую территорию Огненной Землёй.
Здесь находится самая южная железная дорога, которую прозвали «Поезд на краю света».
Крайняя южная точка Огненной Земли – мыс Горн. Он заслужил мрачную славу огромного кладбища кораблей. По утверждению учёных, возле сурового Мыса встали на свой последний прикол около тысячи кораблей, погубленных гигантскими волнами. Проход мимо Горна моряки называли штурмом, ни один капитан, задумав обойти Мыс, не был уверен в успехе предприятия.
На острове Горн расположен знаменитый маяк, известный как «Маяк на конце света».
На Огненной Земле находится и самый южный город Земли – Ушуая.
Фолклендские острова являются заморской британской колонией. Национальный заповедник в бухте Джипси порадует посетителей изобилием птиц, в числе которых нелетающая утка-пароход, обитающая только здесь.
На Фолклендских островах всего один город – Стэнли, он же является и столицей. Три четверти населения островов проживают именно в этом городе.
В экваториальной части Тихого океана находятся Галапагосские острова. Их также называют Черепашьими островами. Острова известны прежде всего большим количеством местных видов фауны и проведённым здесь исследованием Чарльза Дарвина, которое послужило для учёного первым толчком к созданию эволюционной теории происхождения видов.
В Южной Америке протекает самая полноводная в мире река – Амазонка. В 2011 году по результатам всемирного конкурса она была признана одним из семи природных чудес мира. Исследования геологов помогли установить, что возраст Амазонки около девяти миллионов лет, и за это время её русло значительно изменилось. Она даже сменила направление – в прошлом она впадала в Тихий океан! А на глубине четырёх километров под Амазонкой обнаружено подземное течение Хамза, берущее начало в Андах и достигающее шести тысяч километров в длину. Часто это течение называют подземной рекой.
Практически через всю территорию Южной Америки проходит горный массив Анды (Южные Кордильеры), протяжённость которого составляет около девяти тысяч километров. В Андах находится самая высокогорная столица мира – боливийский город Ла-Пас.
Крайняя южная точка Южной Америки – мыс Фроуорд. На холме мыса был установлен большой металлический «Крест морей». Произошло это в честь визита папы римского Иоанна Павла Второго в Чили.
Крайняя западная точка Южной Америки – мыс Париньяс. К югу от мыса находится примечательное побережье, от которого можно подняться на мыс и увидеть внизу в бухте тюленей.
Крайняя восточная точка Южной Америки – мыс Сейшас. С определением крайней точки на востоке произошла небольшая путаница. Долгое время географы были уверены, что это мыс Кабу-Бранку, принадлежащий Бразилии. В качестве памятного знака здесь даже был построен маяк. Однако позднее, в ходе более точных измерений, было зафиксировано, что крайняя точка расположена по соседству – ею является мыс Сейшас.
На территории Северной и Южной Америки проживают многочисленные коренные народы. Познакомимся с некоторыми из них.
В Северной Канаде проживают инуиты. Более половины инуитов проживают на территории Нунавут. Зима в их жизни порой длится по 10 месяцев в году, и снег и лёд пронизывают всю культуру инуитов.
Они боятся калупилука – призрака, который только и ждёт, чтобы утащить неосторожных людей на дно ледяного моря. При этом подобные страхи не лишены здравого смысла – провалиться в ледяную воду на севере равносильно смерти.
В языке инуитов более семидесяти слов, обозначающих снег.
Одним из самых многочисленных индейских народов на территории США является навахо. Большинство представителей этого народа проживает в резервации «Нация Навахо». Здесь есть собственный президент и собственные законы. Навахо принимают активное участие в движении за улучшение жизни индейцев.
В Северной Америке проживает народ оджибве. Их язык использовался на северо-востоке Америки как межплеменной язык торговли, так как оджибве вели торговлю с французами на протяжении долгих лет. Оджибве подарили мировой культуре большое количество заимствований из их языка, например, такие слова как «вигвам» и «тотем».
На территории Чили проживают яганы. Слово из их языка попало в Книгу рекордов Гиннеса как «наиболее ёмкое слово». Яганское слово «мамихлапинатапай» означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым».
Давайте подведём итоги.
Северная Америка – это третий по площади материк нашей планеты.
В состав Северной Америки входят многочисленные острова и архипелаги.
Западная часть Северной Америки занята горами – Кордильерами.
Северную и Южную Америку разделяют Панамский перешеек и Карибское море.
В Южной Америке протекает самая полноводная в мире река – Амазонка.
Практически через всю территорию Южной Америки проходит горный массив Анды.
На территории Северной и Южной Америки проживают многочисленные коренные народы.
расскажите об истории формирование северной и южной америки и каковы различия
Различия и сходства северной и южной америк
Америка часть света, объединяющая два материка: Северную и Южную Америку. В составе Америки часто выделяют также Центральную Америку (располагающуюся между Теуантепекским и Панамским перешейками), которую относят либо к Северной, либо к Южной Америке. Самой северной точкой Северной Америки является мыс Мерчисон на полуострове Бутия (71° 50″ с. ш.), самой западной мыс Принца Уэльского на Аляске (168°40″ з. д.), самой восточной мыс Чарльза на Лабрадоре (55°40″ з. д.).
Если за южную границу материка принять Панамский перешеек, то площадь материка составит 20 360 тыс. км2 К Северной Америке относят Гренландию (2176 тыс. км2), Канадский Арктический архипелаг (1300 тыс. км2), Вест-Индские острова (2400 тыс. км2) и др.
На протяжении геологической истории связи между Северной и Южной Америкой были неустойчивы, и развитие природы каждого материка происходило самостоятельно. Следствием этого является индивидуальность плана их геологического строения, которая выражается в наличии у каждого из них самостоятельных древних ядер и окаймляющих их более молодых складчатых структур.
Континентальные связи между материками в настоящее время настолько слабы, что никакой общности структуры географической зональности не существует; каждый материк имеет своеобразный и вполне завершенный план географической зональности, включающий зоны приокеанических и внутриматериковых секторов. Оба материка имеют все же и ряд общих природных особенностей. Северную и Южную Америку роднит наличие единой горной системы Кордильер. Благодаря существованию этой системы, обоим материкам присуща меридиональная направленность основных элементов орографии и асимметричность, в чем проявляется основное отличие их от плана орографического строения Евразии. В противоположность Евразии, центральные и восточные части этих материков представляют собой либо равнины, либо плоскогорья, тогда как западные края имеют горный рельеф. Кордильеры являются мостом между двумя материками, облегчившим обмен флоры и фауны, благодаря чему между Северной и Южной Америкой наблюдаются определенные черты сходства в флористическом и фаунистическом составе. Но эти сходства не позволяют еще говорить об общности их флоры и фауны. В этом отношении Северная Америка имеет гораздо больше общего с Евразией, с которой она была связана на протяжении длительного периода. Наиболее существенные различия между материками определяются их географическим положением.
Большая часть Северной Америки располагается в холодном и умеренном термических поясах, тогда как Южная Америка лежит преимущественно в Жарком поясе.
Этим объясняются большие различия в характере зональных компонентов природы материков. В Северной Америке наибольшую территорию занимают зоны тундры и лесов умеренного пояса, в Южной Америке зоны экваториальных лесов и саванн. Наконец, необходимо обратить внимание на характер географических зон в Северной Америке.
Почти во всей восточной части материка (на западе зональность видоизменена влиянием рельефа Кордильер), зоны имеют простирание с северо-запада на юго-восток, а в южной части даже с севера на юг. Одной из замечательных особенностей физической географии Северной Америки является широкое развитие зон, протягивающихся в меридиональном направлении. Причина этого кроется в своеобразной конфигурации, размерах и устройстве поверхности материка, о чем будет сказано далее.
Большую часть материка занимают территории Соединенных Штатов Америки (с Аляской св. 9,3 млн. /км2) и Канады (около 10,0 млн. км2). Значительно меньше площадь Мексики (около 2,0 млн. км2). Помимо этих государств, в Северной Америке имеются владения Дании (остров Гренландия) и Франции (острова Сен-Пьер и Микелон).
13 вопросов об открытии Америки
Почему Америка называется Америкой? На самом деле ее открыли викинги? День благодарения появился после того, как индейцы помогли колонистам собрать урожай? А индейцы всегда там жили или тоже приплыли? Рассказываем все об открытии Америки
1. Откуда взялась идея, что Америка существует?
Впервые об открытии новой части света заявил итальянец Америго Веспуччи (1454–1512), участник испанских и португальских экспедиций к берегам Южной Америки. Веспуччи лично проследил линию ее побережья на протяжении нескольких тысяч километров. В 1503–1504 годах он рассказал о своих плаваниях в двух письмах, которые пользовались огромной популярностью и многократно переиздавались. В них он подчеркивал, что речь идет о прежде неизвестной части света — Новом Свете.
Фрагмент карты мира Мартина Вальдземюллера. Страсбург, 1507 год Library of Congress
В 1507 году картограф из Лотарингии Мартин Вальдземюллер в книге «Введение в космографию» предложил назвать ее в честь Веспуччи — Америкой. На карте Вальдземюллера, датированной тем же годом, название Америка появляется впервые: оно помещено в южной части Южной Америки. Постепенно оно утвердилось и на картах Северной Америки. Ни Веспуччи, ни Вальдземюллер не собирались отбирать у Колумба лавры первооткрывателя: речь сначала шла о том, что Колумб и Веспуччи открывали земли в разных местах и название Америка относилось лишь к землям, открытым Веспуччи. Ко всей части света, открытой Колумбом, его стали прилагать позже — без ведома Веспуччи и против воли Вальдземюллера.
2. Кто и когда открыл Америку?
Довольно часто открытием считается первое посещение новых земель европейцами, а людям, появившимся там раньше, в статусе первооткрывателей отказывают. Например, выходцам из Азии, попавшим в Америку через Берингов перешеек. Но и с европейцами все не так просто. Известно, что на рубеже X–XI веков в Америку плавали викинги, а на острове Ньюфаундленд и в Гренландии существовали их поселения. Но открытие Америки не воспринималось ими как нечто принципиально отличающееся от открытия Исландии или Фарерских островов. Оно не оказало серьезного влияния ни на американских аборигенов, ни на самих викингов. К тому же сведения об этом, судя по всему, не вышли за рамки скандинавского мира, а к концу XV века были забыты и там. Но для историков, в отличие от географов, важно не столько первопосещение той или иной территории, сколько установление контактов между «открывшими» и «открытыми» — регулярных и важных для обеих сторон.
Открытие, сделанное Колумбом 12 октября 1492 года, наоборот, в считаные недели стало сенсацией в разных концах Европы: началась настоящая гонка за открытиями у берегов Америки. За десять лет после возвращения Колумба из первого плавания было осуществлено не меньше двенадцати экспедиций: испанских, португальских и английских. Это событие буквально за несколько десятилетий сильно изменило жизнь европейцев. Так что «настоящее» открытие Америки совершил Колумб. Но при этом он только положил начало длительному процессу открытия и освоения разных уголков Америки, в котором участвовали сотни экспедиций из многих стран Европы.
3. Северную и Южную Америку открыли в разное время?
, мы не можем быть уверены в том, что современным исследователям известно обо всех плаваниях того времени. Не исключено (но маловероятно), что обнаружатся сведения, хотя бы косвенные, об открытии материковой части Северной или Южной Америки до лета 1498 года. Например, есть версии, что португальцы знали о Бразилии еще до первого плавания Колумба и именно поэтому при обсуждении условий Тордесильясского договора настаивали на переносе разграничительной линии дальше к западу, но документальных подтверждений этому нет.
4. Какими были первые колонисты?
Как только слухи о богатствах Америки стали подкрепляться успехами конкистадоров Конкистадор — в XVI веке завоеватель Нового Света, участник Конкисты — испанского завоевания Америки. в Мексике и Перу, поток переселенцев вырос. Примерно до середины XVI века туда ехали в основном потенциальные конкистадоры, то есть те, кто рассчитывал на свою шпагу, а не на плуг (хотя хлебопашцы и ремесленники среди первых колонистов тоже имелись). В основном это были небогатые выходцы из юго-западных районов Испании, Эстремадуры и Андалусии, переселявшиеся не от хорошей жизни. Их отличали энергичность и упорство — другие там просто не выживали. При этом прагматизм у них удивительным образом сочетался с наивной верой в чудеса: они были убеждены в существовании на просторах Америки великанов и амазонок, золотых городов и источника вечной молодости.
Мало кому повезло стать участником одной из немногих действительно удачных экспедиций, обогативших всех выживших (повезло, например, людям Франсиско Писарро, пленившим Сапа Инку Сапа Инка — титул верховного правителя инков, дословно — «Единственный Инка» или, как иногда переводят, «Верховный Инка». Атауальпу и получившим за него фантастический выкуп В ноябре 1532 года 132 испанца во главе с Писарро достигли города Кахамарка, где находился Атауальпа с пятитысячным войском. При встрече с ним испанцы устроили засаду и сумели захватить правителя инков в плен. В качестве выкупа за свою жизнь тот предложил заполнить золотом большую комнату, где его содержали. Писарро получил от индейцев бóльшую часть выкупа (около 6 тонн золота), после чего вероломно приказал казнить Атауальпу. ). Еще меньше среди них было тех, кто вернулся в Испанию и зажил припеваючи во дворцах, построенных на захваченные сокровища. Все остальные либо быстро промотали свою долю, либо так и не нажили состояния и зависели от милостей центральной власти, в том числе от пожалования земель, которые передавались вместе с проживающими на них индейцами и назывались энкомьендами. Формально владельцы энкомьенд (энкомендеро) должны были о них заботиться, но фактически жили за счет труда местного населения.
Как раз в середине XVI века, когда заканчивалась Конкиста, на территории нынешних Мексики и Боливии были найдены богатейшие месторождения серебра, и с этого времени их эксплуатация стала главной целью испанской короны, а сельскохозяйственное освоение захваченных земель надолго отошло на второй план. Именно тогда окончательно оформились основные черты испанской колонизации и испанского колониста: он живет рядом с огромными богатствами и в значительной мере причастен к их эксплуатации — организует ее, обеспечивает охрану и то, что сейчас назвали бы инфраструктурой; он очень зависит от метрополии, находится под ее постоянным контролем; перед ним, как правило, не стоит проблема выживания, и он далеко не всегда готов зарабатывать на жизнь собственным трудом. Этому способствовали и широко распространенные в Испании XVI века представления о том, что ручной труд — недостойное и даже презираемое занятие.
Португальские колонисты тоже искали быстрого обогащения, но им, в отличие от испанцев, не довелось найти в своих владениях таких залежей серебра. Позже они обнаружили у себя золото и алмазы, но это произошло только в конце XVII — первой трети XVIII века. В XVI столетии источниками обогащения для них были заготовка ценной красной древесины, востребованной в Европе, и организация пока еще технически несовершенного, но уже прибыльного производства сахара из тростника, завезенного в Бразилию с Канарских островов. Представление о том, что собственный ручной труд неблагороден, проявилось и здесь: рабочей силой на кустарных производствах, которые назывались энженью, были зависимые индейцы и африканские невольники. Начало массового ввоза в Бразилию африканских рабов связано именно с разрастанием плантационного хозяйства и производства тростникового сахара, а вот хозяева именовались не иначе как сеньоры/господа энженью.
Договор Уильяма Пенна с индейцами. Картина Бенджамина Уэста. 1771–1772 годы Pennsylvania Academy of the Fine Arts
Если испанские и португальские владения были неотъемлемой частью пиренейских монархий и все находились в равном правовом положении по отношению к метрополии, то британские колонии с самого начала были разными. Существовало три вида колоний. Королевские колонии принадлежали непосредственно короне и управлялись назначенными из Лондона чиновниками. В корпоративных колониях корона (или в 1649–1660 годы парламент) наделяла правами управления особое акционерное общество. В собственнических колониях эти права получал тот или иной человек.
В королевские колонии ехали в основном бедняки с надеждами на лучшую жизнь и собственный земельный надел в Новом Свете. Большинство из них не могли самостоятельно оплатить переезд и потом отрабатывали эту «ссуду» в течение 4–7 лет. Поэтому их называли законтрактованными слугами. На выходе они получали землю, иногда с сельскохозяйственным инвентарем для ее обработки. Из примерно 75 000 человек, переселившихся в Виргинию и Мэриленд в годах, две трети приехали именно как законтрактованные слуги.
, природно-климатические условия для европейцев здесь были тяжелыми, а помощь из метрополии — минимальной. Выжить можно было только благодаря ежедневному тяжелому труду и жесткой дисциплине. В самой первой постоянной колонии (Джеймстаун, Виргиния), основанной в 1607 году, зиму и весну 1608 года пережили всего несколько десятков из полутора сотен колонистов, и такие цифры не были исключением.
В-третьих, иначе складывались отношения с индейцами, да и сами индейцы были другими. Здесь не было высокоразвитых цивилизаций, накопивших запасы драгоценных металлов, как на территории Мексики или Перу, и европейцам нечего было отнимать у индейцев, кроме земли. В первые годы контакты колонистов с индейцами складывались : от частых кровавых стычек (весной 1622 года индейцы алгонкины убили 347 колонистов — не менее четверти населения Виргинии) до взаимопомощи. Например, в новоанглийском Новом Плимуте индейцы вампаноаги помогли колонистам пережить первую зиму, и те в благодарность отпраздновали сбор первого урожая вместе с индейцами. Так появился праздник День благодарения. В то же время плотность индейского населения на территории США и Канады была гораздо ниже, чем в государствах ацтеков или инков, и индейцы довольно быстро отступали от прибрежных районов, где селились колонисты.
Первый День благодарения в 1621 году. Картина Жана Леона Жерома Ферриса. 1912–1915 годы Частное собрание / Library of Congress
Первые британские колонисты были, как правило, людьми трудолюбивыми и упорными, решительными и умеющими за себя постоять, глубоко верующими и нетерпимыми в отношении религиозного инакомыслия. Нужда приучила их к дисциплине. По сравнению с выходцами из пиренейских стран они относительно мало зависели от метрополии и привыкли во всем полагаться на свои силы.
5. Что они ели и на что жили?
Спутником практически всех первопоселенцев (во всяком случае, в первые годы) был голод. Колонисты рассчитывали на быстрое обогащение и помощь из метрополии; пахать землю и разводить скот очень часто не входило в их намерения. Кроме того, индейская пища могла восприниматься как недостойная или ослабляющая тело. Сложность представляли одновременно и отсутствие привычных продуктов питания, и изобилие незнакомых. Значительно отличался и рацион: если для европейцев были привычны мясные и молочные продукты, то для коренного населения Южной Америки (при всем разнообразии климатических зон и хозяйственных укладов в регионе) важнейшей частью рациона была растительная пища, а белковая включала не только мясо диких животных и рыбу, но и насекомых. Молочных же продуктов индейцы не знали.
Еще одним различием в отношении к пище было употребление сырых, не прошедших термическую обработку продуктов. Для выходцев из Старого Света это было дикостью и варварством: считалось, что сырую пищу поедают только животные. Помимо этого, важным психологическим барьером для европейцев оказалось отсутствие в Новом Свете двух важнейших для них культур: пшеницы и виноградной лозы. Поскольку в христианском богослужении используются именно пшеничный хлеб и виноградное вино, местные аналоги (кукуруза, маниок Маниок — съедобный тропический корнеплод. и ферментированные напитки из них) считались недостойными заменителями.
Попытки вести в Новом Свете сельское хозяйство европейского типа поначалу сталкивались с серьезными трудностями: другой уровень влажности, освещенности, другие химические свойства почвы, отсутствие природных опылителей, разные времена года в Северном и Южном полушарии. Не хватало и рабочих рук: как уже говорилось, испанские и португальские колонисты вывезли с родины представление о ручном труде как о неблагородном занятии, а привлечение (зачастую насильственное) индейцев не всегда удовлетворяло все их потребности. Кроме того, у тех индейцев из тропических регионов, которые существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, было совершенно другое отношение к труду ради пропитания. Им не было свойственно стремление собрать (выловить, настрелять) больше, чем они съедят, или трудиться изо дня в день ради запасов. В то же время колонисты и испанской, и португальской Америки хотели получить от них все больше и больше продуктов. В донесениях португальской короне в первой половине XVI века было много сообщений о голоде среди поселенцев. Он был связан именно с организацией снабжения продовольствием и с предвзятым отношением к местным продуктам, а не с отсутствием ресурсов.
Тем не менее такие культуры, как маниок, кукуруза и картофель, все же проникали в рацион колонистов, хотя изначально предназначались для индейцев. В некоторых регионах испанской Америки этими продуктами собирали оброк с местного населения. Позднее их продолжали использовать в пищу наряду с завезенными пшеницей, рисом и некоторыми видами бобовых. Что касается вина, то оно долгое время импортировалось и было атрибутом роскоши. Регулируя его поставки, метрополии стремились усилить зависимость колоний и теснее привязать их к себе. При этом уже во второй половине XVI века в испанских владениях на территории современного Перу, а затем в Парагвае, Аргентине и Чили началось возделывание виноградной лозы. Жители португальской Америки с ее климатическими условиями больше зависели от привозного вина, а его масштабное производство началось только в XIX веке.
Подготовка к барбекю. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Первыми сельскохозяйственными животными, завезенными испанцами, стали свиньи и быки. Их не только держали при поселениях, но и специально выпускали на безлюдные острова Карибского бассейна в качестве резервного источника пропитания для сбившихся с курса или потерпевших крушение моряков. После Антильских островов их завезли и в другие регионы испанской Америки. Европейские свиньи быстро освоились в новых условиях и стали питаться тропической растительностью. Пьетро Мартире д’Ангьера Пьетро Мартире д’Ангьера (1457–1526) — итальянский гуманист, историк, поэт. C 1487 года жил в Испании, где именовался Педро Мартир де Англериа. Он одним из первых оценил важность заморских открытий, которые стали темой его книги «Декады о Новом Свете» («De orbe novo decades», 1511). Она принесла ему славу первого историка Америки. Там он никогда не был, но лично знал Колумба и других мореплавателей и конкистадоров. Его труд является важным источником по истории Америки эпохи ее открытия и колонизации. и Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес (1478–1557) — испанский историк и писатель, автор «Всеобщей и естественной истории Индий», ценнейшего источника по истории Америки эпохи Конкисты и важного памятника исторической мысли. Фернандес де Овьедо считал испанцев богоизбранным народом и утверждал их право владеть Новым Светом, чтобы выполнить высокую духовную миссию христианизации индейцев, которых он считал неполноценными людьми. с удовлетворением отмечали, насколько новый рацион улучшил вкусовые качества мяса таких свиней. При этом в глобальном отношении новая кормовая база для свиней и быков дала им возможность быстро размножиться и из-за отсутствия естественных хищников серьезно изменить экологический баланс отдельных регионов (например, островов Карибского бассейна). Но европейские колонизаторы не мыслили этими категориями: они стремились обеспечить привычной мясной пищей и себя, и прибывающие из метрополии флоты, и завоевательные экспедиции Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Эрнандо де Сото и других. Кроме того, быки были нужны колонистам и как тягловая сила на плантациях и рудниках.
6. Откуда в Америке индейцы — они там всегда были или приплыли?
7. Сколько их там было, как жили разные племена и что вообще о них известно?
Европейские завоеватели встретили в Новом Свете разные сложноустроенные общества — от полукочевых племен охотников, рыболовов и собирателей до мощных государственных образований (империй ацтеков и инков). Известно более тысячи индейских языков, образующих сотни разнообразных языковых семей. Попытки воссоздать праиндейский язык, на котором говорили первые переселенцы через Берингов пролив, пока не увенчались успехом.
Вопрос численности коренного населения ко времени открытия Америки сильно идеологизирован и связан со спорами о геноциде. Оценки разнятся от 8 000 000 до более чем 100 000 000 человек. Венесуэльский исследователь Анхель Розенблат (1902–1984) оценивал коренное население Нового Света на момент завоевания в 13 300 000 человек, а в 1650 году — в 10 000 000. В учебниках часто можно встретить число 55 000 000: эти данные приводит североамериканский географ Уильям Деневан. В своих более поздних работах начала он уточнил этот расчет: 53,9 млн ± 20 %.
8. Как происходил геноцид индейцев и почему?
Южная Америка
Ответ на этот непростой вопрос стоит начать с определений. Конвенция ООН 1948 года считает геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Очевидно, что эта формулировка сложилась под влиянием трагических событий ХХ столетия и автоматически переносить ее на предыдущие исторические эпохи нельзя. При этом, на первый взгляд, оснований для того, чтобы говорить о геноциде индейского населения Латинской Америки, немало: здесь и падение доколумбовых цивилизаций после встречи с конкистадорами, полностью исчезнувшее коренное население на Кубе и практически полностью — в Аргентине и Уругвае, значительные людские потери среди индейцев тропических и прибрежных зон Южной Америки, а также огромная смертность из-за завезенных европейцами болезней и непосильного принудительного труда на рудниках и плантациях.
С другой стороны, контакты европейцев с коренным населением были многообразными, политика колониальных властей — изменчивой и зачастую непоследовательной, а противоречия между законами, диктуемыми из Европы, и обстановкой на местах, — весьма значительными. Все это не позволяет свести такую пеструю картину исключительно к методичному и последовательному геноциду. Впрочем, традиция приписывать испанцам одни лишь зверства и кровавые расправы над индейцами не нова и насчитывает несколько столетий. Это в том числе влияние так называемой черной легенды — резко антииспанских представлений, распространявшихся противниками династии Габсбургов в Европе по мере того, как Испанская империя завоевывала все новые и новые территории.
При этом в исторической перспективе, когда стал очевиден масштаб потерь среди коренного населения, невозможно не задуматься об уничтожении индейцев — даже невольном и сопутствующем, а не только осознанном и целенаправленном (если предлогом была война с язычниками, идолопоклонниками или приверженцами человеческих жертвоприношений). Однако для того, чтобы назвать это геноцидом, нужно доказать, что колонисты сознательно хотели стереть индейский народ с лица земли, а не подчинить, усмирить, провести показательную акцию устрашения и так далее. Бывали случаи, когда подданные испанского короля вели политику, приводившую к уничтожению индейцев, а сам король осуждал «перегибы на местах» и заявлял, что такие действия противоречат службе ему и Богу.
Испанцы уничтожают идолов мексиканских индейцев. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Помимо вопроса о геноциде во времена Конкисты, исследователи обращаются к смежным проблемам: экоциду и этноциду. Уже упоминавшийся выше экоцид — это хищническое разграбление европейцами природных ресурсов в погоне за наживой и уничтожение экосистем, в которые было встроено существование охотников и собирателей в Карибском бассейне и континентальной тропической зоне. К нему относят колонизацию островов Карибского бассейна, повлекшую за собой быстрое (в течение нескольких десятилетий) исчезновение племени таино и некоторых других, а также значительное сокращение площади прибрежных атлантических лесов в Бразилии в результате вырубки ценного красного дерева. Ключевой элемент современной борьбы за права индейцев Амазонии — сохранение именно природной среды, в которой они обитают.
Что же касается этноцида, то под ним понимают уничтожение этноса через разрушение его культуры и воспрепятствование использованию, развитию и передаче следующим поколениям языка и культуры (включая религиозные верования). В самом деле, отрицать стремление испанцев и португальцев обратить коренное население Латинской Америки в свою религию и насадить христианский образ жизни невозможно. Никто из защитников индейцев в XVI–XVII веках — будь то падре Бартоломе де Лас Касас Бартоломе де Лас Касас (1474 или 1484 —1566) — испанский священник и историк Нового Света. Лас Касас известен своими протестами против жестокости и зверств по отношению к коренному населению Америки со стороны испанских колонистов. Считается одним из первых борцов за права человека. или португальские и испанские иезуиты, спасавшие индейцев тупи-гуарани от набегов жестоких охотников за рабами, — не ставил под сомнение превосходство христианства над язычеством и невозможность сохранения прежних обрядов и образа жизни. Ими двигало искреннее убеждение в единственно возможном спасении души через принятие католической веры. Реалии Конкисты показали, что лозунги распространения христианства во благо самих индейцев слишком часто прикрывали грабежи и беспощадную эксплуатацию. Тем не менее возражения современников могли вызывать лишь методы обращения, но не его глобальные цели.
Таким образом, геноцидом (исходя из конвенции ООН 1948 года) действия европейцев в Южной Америке во время Конкисты и колонизации не были. Наиболее емкой общей формулировкой, под которой, как кажется, подписались бы и противники, и сторонники идеи геноцида, представляется следующее определение: насильственное изменение судеб народов после того, как Старый Свет открыл для себя Новый и подчинил его.
Северная Америка
Рекламное объявление о продаже индейских земель. 1911 год United States Department of the Interior
9. Как возникли Мексика, США и Канада?
Мексика
Все эти современные страны в географическом отношении относятся к Северной Америке, но с точки зрения истории и культуры представляют собой разные регионы. Мексика — это часть Латинской Америки, после открытия Нового Света она была частью колониальных владений Испании. США возникли на основе британских колоний, хотя некоторые их современные территории одно время были и испанскими, и даже французскими колониями. Современная Канада включает в свой состав земли, принадлежавшие и французской, и британской короне.
24 февраля 1821 года командующий испанскими войсками на юге Мексики Агустин де Итурбиде выступил с «планом Игуала» (по названию городка в юго-западной Мексике) под лозунгом «Религия, единство, независимость»: в Мексике провозглашалась конституционная монархия, гарантировалось сохранение привилегий Католической церкви, объявлялось равенство всех мексиканцев, независимо от их расы и происхождения. «План Игуала» стал тем историческим компромиссом, который объединил силы радикалов и консерваторов в борьбе против власти метрополии.
28 сентября 1821 года был провозглашен акт о независимости Мексиканской империи, но уже в марте 1823 года республиканцы свергли императора Агустина I Итурбиде. А 4 октября 1824 года была обнародована республиканская конституция Мексиканских Соединенных Штатов.
США и Канада
Смерть генерала Монтгомери под Квебеком 31 декабря 1775 года. Картина Джона Трамбулла. 1786 год Yale University Art Gallery, New Haven
10. Какой самый старый город в Америке?
Если говорить о городах, основанных в Новом Свете европейцами, то безусловная пальма первенства — за городом Санто-Доминго на острове Гаити. Он появился в 1496 году благодаря Бартоломео Колумбу, брату Христофора. Если говорить о материке, то в Центральной Америке вне конкуренции панамский город Номбре-де-Диос, который основал Диего де Никуэса в 1510 году. В Южной Америке, похоже, самым старым ныне существующим городом (опять же, с оговоркой, что мы не считаем города доколумбовой Америки) был порт Санта-Марта на территории нынешней Колумбии: Родриго де Бастидас основал его в 1525 году. Наконец, в Северной Америке (без учета Центральной, то есть на территории США и Канады) самый старый город — Сент-Огастин (испанское название Сан-Агустин); сейчас это земля штата Флорида в США. На его месте в 1564 году был основан французский форт Каролин, но уже на следующий год испанский адмирал Педро Менендес де Авилес разорил французскую колонию и заложил на ее месте форт Святого Августина (Сан-Агустин).
11. Как открытие Америки повлияло на европейскую экономику?
В результате открытия Америки быстро расширялись не только ее торговые контакты с Европой, но и системные связи между Азией и Америкой (воплощенные в манильских галеонах — огромных кораблях, курсировавших между Манилой на Филиппинах и Акапулько в Мексике), а также между Америкой и Африкой. В Атлантике в XVI–XVII веках сложился торговый треугольник: корабли везли европейские товары в Африку, оттуда перевозили невольников в Новый Свет и возвращались в Европу с грузом табака, сахара и других товаров. Все это свидетельствовало о формировании мирового рынка.
Вместе с экономикой на просторы океанов выходит и политика. Неотъемлемой частью международных отношений становится соперничество за контроль над торговыми путями, стремление европейских держав обзавестись собственными колониями, борьба за их передел. Благодаря богатствам колоний метрополии заметно усиливали свои позиции в Европе.
12. А как изменило европейскую культуру?
Научная революция XVI–XVII веков во многом стала возможна потому, что открытие Америки, будучи важнейшей частью Великих географических открытий, привело к резкому расширению представлений европейцев о мире. В Америке собирались новые обширные материалы для естественных наук и этнографии, истории и языкознания. Контакты с племенами индейцев, обладавшими другим социальным устройством, стимулировали развитие общественной мысли. Приобретая опыт общения с носителями иных культур и религий, европейцы более отчетливо осознавали свое культурно-историческое единство. В то же время наиболее критически мыслящие из них убеждались, что мир многолик, что чужая культура и религия могут быть не хуже своих и что европейцу есть чему поучиться у обитателей заморских земель. Неслучайно знаменитый французский гуманист Мишель де Монтень (1533–1592) подчеркивал, что индейцы в отношении нравственности ничем не уступают европейцам, а Томас Мор поместил идеальный остров Утопия близ берегов Южной Америки. Алонсо де Эрсилья в эпической поэме «Араукана», описывая войны испанцев с индейцами арауканами, не подвергает сомнению право Испании подчинить их, но фактически представляет их в героическом ореоле борцов за свободу, правда которых уравнивается с правдой испанцев. Испанские гуманисты и служители Церкви (Бартоломе де Лас Касас, Васко де Кирога и другие) пытались воплотить в Новом Свете утопические идеи, рожденные в Европе. Размышления о золотом веке и неиспорченной вере обитателей Америки органично вплетались в идейный мир Возрождения и Реформации.
Открытие Америки и последовавшая за ним Конкиста вызвали к жизни литературные произведения разных жанров: «Донесения» Эрнана Кортеса, «Сообщение потерпевших кораблекрушение» Альвара Нуньеса Кабесы де Вака и другие. Появились новаторские сводные труды, содержавшие сведения о географии и природе новых земель, об обычаях и истории их народов: «Декады о Новом Свете» Пьетро Мартире д’Ангиера, «История Индий» Лас Касаса, «Общая история о делах Новой Испании» Бернардино де Саагун и другие. Образы Америки эпохи Великих географических открытий и Конкисты прослеживаются также в европейской литературе и искусстве, в частности в творчестве Шекспира и Кальдерона.
13. А еду?
Европейцы познакомились с новыми видами домашней птицы (индейки), сельскохозяйственными культурами (картофель, кукуруза, томаты, фасоль, красный острый перец, тыква, какао), а также с фруктами (ананас, авокадо). И хотя внедрение новых продуктов из-за консервативности сознания большинства колонистов затянулось надолго, со временем они заметно изменили рацион питания европейцев, произведя своего рода «пищевую революцию». Особенно велико было значение картофеля и кукурузы, заметно снизивших угрозу голода. Большое влияние оказали и культуры, завезенные европейцами в Америку и там активно возделывавшиеся для экспорта именно в Старый Свет (кофе, сахарный тростник, из которого получали не только сахар, но и ром).
Отдельно следует отметить табак: он не является съедобной культурой, но первоначально ценился европейцами как средство избавления от чувства голода; параллельно он использовался как лекарство (вспомним, что позже Робинзон Крузо на своем необитаемом острове лечился именно табачной настойкой), а затем жевать, нюхать и курить табак в Старом Свете стали для удовольствия. Именно табак сделался основной культурой в британских Виргинии и Мэриленде в XVII–XVIII веках.
Испанцы завезли на остров Гаити и бананы, ныне считающиеся неотъемлемой частью американской флоры. Существуют предположения, что в Южной Америке банан был известен и до прихода европейцев; в любом случае именно испанцы широко расселили его по своим владениям.
Европейские колонисты способствовали также распространению американских видов культурных растений и одомашненных животных за пределы их изначальных ареалов обитания. К примеру, они завезли мексиканскую по своему происхождению индейку в Перу. В дальнейшем перемешивание в рационе жителей обеих Америк индейских и европейских продуктов питания и видов их обработки породило самобытную кухню. Некоторые ставшие традиционными блюда по обе стороны Атлантики включают в себя завезенные ингредиенты, но их американское или, напротив, европейское происхождение уже забылось (например, у испанской картофельной тортильи — не путать с мексиканской кукурузной тортильей — или у блюд на основе риса и молока из Аргентины).