ГДЗ история нового времени 7 класс Дмитриева Русское Слово Задание: § 7 Эпоха титанов Культура Высокого Возрождения в Италии
Стр. 67. Ключевые вопросы
№ 1. Благодаря чему в XIV—XVI вв. произошёл расцвет культуры, названный Возрождением?
В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им был чужд аскетичный дух средневековой церковной культуры. Это привело к появлению гуманизма — движения, рассматривавшего человека как высшую ценность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений.
№ 2. Какое место это явление занимает в истории европейской и мировой культуры?
Эпоха Возрождения занимает в истории культуры особое место. Культура этой эпохи связана с переменами в жизни общества в условиях перехода от Средних веков к раннему Новому времени. Меняется положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием абсолютной монархии, а также в результате Реформации и последов Контрреформации.
С эпохой Возрождения связан отход от использования латыни для создания произведений. Теперь появляется литература на национальных языках. Широкое распространение получили театр и драма.
Стр. 68. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из речи гуманиста Пико делла Мирандола (1463-1494) «О достоинстве человека» (1487).
В чём, по мнению автора высказывания, состоял главный дар Бога человеку? Чем отличался такой взгляд на человека от традиционных средневековых представлений?
Согласно приведенному отрывку, главным даром Бога человеку была свобода самоопределения, то есть, человек сам решает, кем он хочет быть. В этом его счастье.
Данный взгляд на человека отличался от традиционных средневековых представлений. В Средние века главной целью человека было искупление за первородный грех и беспрекословное повиновение Церкви.
Стр. 70. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из записных книжек Леонардо да Винчи
№ 1. Какие составные части познания выделял Леонардо да Винчи? В чём он видел значение науки? Можно ли сказать, что его мысли актуальны и сегодня?
По мнению Леонардо каждое познание начинается с ощущений. Мысли, не прошедшие через ощущение, пусты. Затем следует наблюдение, эксперимент и опыт.
Леонардо считал, что без хорошей теории практически заниматься наукой невозможно. Значение науки Леонардо видел в подчинении законов природы человеку, в создании новых изобретений.
Можно сказать, что мысли Леонардо да Винчи актуальны и сегодня. В современной науке применяют метод познания Леонардо через эксперимент.
№ 2. Об идеях каких изобретений говорится в приведённом тексте? *Узнайте, когда и каким образом они были осуществлены.
В приведенном отрывке говорится об идеях следующих изобретений:
В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта, однако испытания проходили неудачно. Первым в мире самолётом, который смог совершить устойчивый управляемый полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года.
Изобретателем парашюта является Глеб Котельников (1872—1944), инженер из Санкт-Петербурга, который в 1912 году получил патент на него в России, Франции, Германии и США.
Действующий образец подводной лодки был впервые создан в 1620 году для короля Англии Якова I голландским инженером Корнелиусом Дреббелем. Первая русская подлодка конструктора Ивана Александровского была построена в Санкт-Петербурге в 1866 году.
Стр. 73. Вопрос в рубрике «Работа с источником»
Из воспоминаний Асканио Кондиви, друга Микеланджело, о работе художника над фресками Сикстинской капеллы.
Как характеризует личность Микеланджело и его труд автор этого текста?
Друг Микеланджело, Асканио Кондиви, характеризует мастера как трудолюбивого человека, который всецело отдается работе. Микеланджело окончил это произведение в двадцать месяцев, без всяких помощников, даже не имея человека, растиравшего краски.
Стр. 77. Итоговые вопросы
№ 1. Объясните, какие исторические условия способствовали расцвету культуры в итальянских городах в XV—XVI вв. Кто и почему оказывал покровительство архитекторам, художникам, поэтам?
В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.
№ 2. Объясните, какое значение имели идеи гуманизма для развития итальянского Возрождения.
В сферу деятельности гуманизма эпохи Возрождения входило не только воспитание молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) с помощью философской поэзии и стратегической риторики.
Со временем гуманизм развился в широкое общественное течение, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.
№ 3. Используя иллюстрации учебника, охарактеризуйте портреты, написанные мастерами итальянского Возрождения. Какими на них изображаются люди?
Дама с горностаем – один из портретов кисти Леонардо да Винчи. Предположительно на картине изображена Чечилия Галлерани, но это не подтверждено документально. Эта картина – один из самых красивых женских портретов. Характерны для да Винчи поворот головы позволяет любоваться красотой дамы. Она одета по моде, принятой в то время. Современников восхищали умение Леонардо владеть светотенью, передать блеск глаз, теплоту кожи, фактуру ткани. В религиозной живописи его любимой темой был образ Богоматери. Мадонны Леонардо светлы, исполнены доброты и внутренней гармонии.
Скульптура «Давид» работы Микеланджело создана по заказу правителей Флоренции. Пастух, победивший гиганта Голиафа, а затем ставший царём, олицетворял свободу, гражданственность и мужество. Статую установили на главной площади Флоренции, чтобы напоминать правителям об их долге по отношению к согражданам.
По заказу Папы Римского Юлия II Микеланджело выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Мастер изобразил сотворение мира и человека, сцены из ранней истории человечества, библейских пророков. Все эти фигуры исполнены невиданной мощи и драматизма. Особенно поражает Создатель — творец всего прекрасного, высшим выражением которого стал человек.
На фреске «Афинская школа» Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и учёных. Некоторым он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изображён Леонардо да Винчи, Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников Рафаэль поместил себя. Это творение мастера прославляло могущество разума и человеческого духа.
Мадонны на полотнах Рафаэля исполнены одухотворённой красоты и нежности. Однако при этом в лице «Сикстинской Мадонны» – скорбь матери, предчувствующей трагическую судьбу своего ребёнка.
№ 4. Обобщите сведения о достижениях Высокого Возрождения в разных сферах искусства — архитектуре, живописи, скульптуре (рекомендуется сделать это в форме таблицы).
Архитектура
Живопись
Скульптура
Идеи, новые художественные приемы
— Соразмерность пропорций
— Использование элементов античной архитектуры: колонн, полуколонн, пилястров, арок и куполов
Идеи:
— Высота человеческого духа
— Человек — венец природы и вместе с тем творец, который, подобно Богу, может создавать что-то новое
Приемы:
— Построение объемной композиции
— Использование пейзажа на заднем плане
— Ориентация на античные образцы
— Любование человеческой личностью
— Развивается жанр скульптурного портрета
Микеланджело:
Купол собора Святого Петра
Донато Браманте:
Темпьетто — часовня во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, 1502 г.
Андреа Палладио:
Вилла Ротонда, 1551-1567
Филиппо Брунеллески:
Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420-1436
Леонардо да Винчи: «Дама с горностаем», 1489-1490;
Как вы можете объяснить то, что эти произведения вызывают интерес и восхищение зрителей и в наше время?
№ 5. Расскажите об одном из мастеров Высокого Возрождения (по выбору) по примерному плану: основные вехи биографии, черты личности; наиболее значительные творческие работы; место в истории культуры.
Тициан Вечеллио был крупнейшим художником Венеции эпохи Высокого и Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Тициан рано проявил способности к рисованию. В возрасте около 12 лет он поступил в мастерскую Беллини, где создал свои первые работы: «Портрет Джероламо Барбариго» (1509) и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511).
В 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Звание приносило достойное жалование, но и обязывало писать портреты дожей за символическую плату.
Изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы: «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Вакх и Ариадна» (1520-1523).
Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Художник изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты. С редким искусством Тициан выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. К лучшим портретам этого периода относятся: «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Красавица» (1536—1537), «Кающаяся Магдалина» (около 1533), «Венера Урбинская» (до 1538).
К последним шедеврам относятся: «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1568—1571), «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576).
В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.
Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Ни один из крупнейших мастеров XVI века не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра. Тициан по праву был величайшим портретистом итальянского Возрождения. Его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших живописцев не вызывают сомнения. Тициана считают зачинателем новых жанровых форм и мотивов, как автора многих открытий, вошедших в творческий арсенал его современников и живописцев других столетий.
№ 6. Подготовьте сообщение на тему: «Шедевры мастеров итальянского Возрождения в российских музеях» (расскажите об одном или нескольких произведениях).
В зале 214 Эрмитажа хранится картина Леонардо да Винчи — Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) – один из экспонатов музея, относящихся к эпохе Возрождения.
«Мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена.
Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.
В проемах окон можно увидеть горный пейзаж, напоминающий о гармонии и грандиозности мироздания.
построение объёмной формы; пластическое построение модели (лепка); разработка силуэта; разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).
круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.
Различают три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину); горельеф(выпуклая фигура выступает наполовину); контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая)
В зависимости от предназначения скульптура делится:
монументальная скульптура (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния.
Способ получения скульптуры зависит от материала:
пластика — наращивание объёма скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск) ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы) отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)
Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой, составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.
Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции); затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Иногда, особенно в том случае, когда задуманное изваяние должно быть велико и сложно, художнику приходится изготовить другую, более крупную и детальную модель. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Если предстоит исполнить статую, то берется для её подножия доска и на ней утверждается стальной каркас, изогнутый и пригнанный таким образом, чтобы ни одна его часть не выходила за пределы будущей фигуры и сам он служил для неё как бы остовом; кроме того, в тех местах, где тело фигуры должно иметь значительную толщину, прикрепляются к каркасу стальной проволокою деревянные кресты; в таких же частях фигуры, которые выдаются на воздух, например в пальцах рук, волосах, свесившихся складках одежды, деревянные кресты заменяются крученою проволокой или пенькой, напитанной маслом и свернутой в виде жгутов. Поместив такой остов статуи на треножном, неподвижном или горизонтально вращающемся станке, называемом кобылкою, художник начинает обкладывать каркас лепною глиной так, чтобы получалась фигура, в общих чертах сходная с моделью; затем, удаляя в одном месте излишне наложенную глину, добавляя в другом её недостаток и отделывая в фигуре часть за частью, он постепенно доводит её до желаемого сходства с натурой. Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками, но ещё больше пальцы его собственных рук. Во всё продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Подобные приёмы употребляются и при производстве рельефов значительного размера — с той только разницей, что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик, служащий основанием рельефа. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина, и с этою целью прибегает к помощи формовщика. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму (á creux perdu) из алебастра, и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме (à bon creux), изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Формовка).
Без предварительной лепки глиняного оригинала и отливки его гипсового слепка не обходится создание ни одного более или менее крупного произведения скульптуры — будет ли оно каменное или металлическое. Правда, бывали ваятели, как, например, Микеланджело, работавшие прямо из мрамора; но подражание их примеру требует от художника необычайной технической опытности, и всё-таки он рискует при таком смелом труде впасть на каждом шагу в неисправимые ошибки.
Важнейшим материалом для скульптур, наряду с мрамором, служит бронза; мрамор наиболее пригоден для воспроизведения нежных, идеальных, преимущественно женственных форм; бронза — для передачи форм мужественных, энергичных. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной. Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин.
Один из способов производства бронзовых скульптур, это метод полого бронзового литья. Секрет его заключается в том, что первоначальную форму под статуэтку делают в воске, потом наносят глиняный слой и вытапливают воск. И только потом заливают металл. Бронзовое литьё — это совокупное название всего этого процесса.
Что касается до выбивной работы (так называемой работы репуссè), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Этот приём, для которого художник должен обладать особою ловкостью и продолжительною опытностью, употребляется преимущественно при исполнении барельефов не особенно крупного размера; при изготовлении же больших и сложных произведений, статуй, групп и горельефов, к нему прибегают в настоящее время только тогда, когда необходимо, чтобы они имели сравнительно малый вес. В этих случаях выбивка произведения производится по частям, которые затем соединяются винтами и закрепами в одно целое. C XIX столетия выбивную работу и литье во многих случаях заменяют осаждением металла в формы при помощи гальванопластики.
Пейзаж (фр. paysage). Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем. Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзаж. В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.
Жанр пейзажа очень часто ставят на одно из последних мест при перечислении всех жанров живописи. Но это не совсем справедливо, поскольку художник-пейзажист сталкивается с большим количеством трудностей, чем, например, художник-портретист. Первый имеет дело с объектом, не поддающимся влиянию – природой, второй же способен управлять изображаемым объектом (изменять положение в соответствии с освещением и другими факторами). Талант пейзажиста определяется тем, сможет ли он «поймать момент» и запечатлеть все волшебство и красоту изображаемого явления природы. Если сумеет, то найдется огромное количество желающих купить такую картину.
Натюрморт
Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.
Исторический жанр
Бытовой жанр
Анимализм
Батальный
Батальный (от франц. bataille – битва), Батальным жанром называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Такого рода изображения известны с древнейших времен, в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения. В 17 в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи. Во 2-й половине 19 в. в военных сценах и батально-исторических полотнах усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.
Айвазовский Иван Константинович «Девятый вал»
Мифологический
Происходит от греческого слова «mythos», что обозначает предание. Жанр посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов. Творчество, связанное с мифами, известно с глубокой древности, еще в эпоху первобытного искусства древний человек пытался запечатлеть изображения героев легенд и преданий своего народа. Однако не стоит думать, что в современном искусстве не нашлось места мифологическому жанру. Просто мифологический жанр получил переосмысление, соответственное нашему времени.