Что объединяет в себе понятие экономика
Экономика
Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Помимо основного, существует еще несколько определений экономики, выдвинутых учеными в разные годы. Ее основателем как отдельной науки считается Адам Смит.
Экономику также называли политической экономией, однако начиная со второй половины XIX века она стала политически нейтральной, и слово «политика» было исключено из определения. В настоящее время считается, что экономика дает возможность предсказывать результат тех или иных политических решений, при этом не вмешиваясь в политику.
Исторически экономика прошла длинный путь. Ее основными направлениями были меркантилизм XV-XVIII веков, физиократия второй половины XVIII века, классическая политическая экономия конца XVIII века – 30-х годов XIX века, неоклассическая экономика, возникшая в 1890-х годах, кейнсианство и монетаризм XX века. Отдельным направлением в экономике – своеобразным ее ответвлением – является марксизм.
Предметом изучения экономики являются не ценности, а агенты экономической деятельности, такие как отдельные хозяйства и общество в целом. Именно поэтому экономика относится к социальным наукам.
По масштабам исследования она делится на микроэкономику, предметом которой являются организации и домохозяйства, и изучение функционирования экономики в едином целом.
Микроэкономика рассматривает отдельно взятых агентов и их выбор: что и для кого производить, потреблять, как взаимодействовать в процессе обмена и т. д. Она изучает эффективность производства, стоимость, спрос и предложение, специализацию хозяйствующих субъектов, неопределенность и теорию игр.
Основными макроэкономическими показателями являются безработица, инфляция, экономический рост, монетарная и денежная политика, цикличность деловой активности.
Помимо макро- и микроэкономики к экономическим наукам относятся следующие дисциплины: эконометрика, экономическая статистика, история экономических учений и экономическая история, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский, управленческий и финансовый учет и др.
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок № 9. Экономика, экономическая наука
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов
Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.
Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.
Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.
Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.
Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.
Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.
Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.
Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.
Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.
Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.
Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:
Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.
Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения
Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности
Заработная плата – материальное вознаграждение за труд
Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.
2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.
3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.
4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».
Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.
Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
Вопросы экономики как науки следующие:
У экономической науки следующие функции:
Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни
Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий
Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны
Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше
Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений
Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей
Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений
Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.
Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.
Стадии общественного производства
В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.
Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).
Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.
Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.
Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов
Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.
Выделяют четыре фактора производства:
2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.
3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.
4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.
5. Информация (знания)
В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:
Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.
Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.
Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.
Основные понятия экономики
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.
Функции экономической теории:
Существует две модели экономики:
Основные вопросы экономики:
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:
Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
История экономики
В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.
Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.
В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.
В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.
В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.
Типы экономики
Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.
Традиционный тип экономики
Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.
Командный тип экономики
Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.
Рыночный тип экономики
Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.
В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.
Смешанный тип экономики
Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.
Уровни экономики
Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:
Экономический рост
Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.
Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.
В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.
Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.
Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП
Место
Страна
ВВП (триллионы долларов США)
ЕГЭ. Экономика. Тема 1. Понятие экономики. Экономика как наука
Экономика. Это слово впервые употребил ещё до нашей эры древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-354 г. до н.э.). Так он назвал свою книгу о хозяйственной деятельности.
В переводе с греческого — это «искусство ведения домашнего хозяйства».
В активный оборот слово «экономика» вошло в 19 веке, благодаря экономистам У.Джевонсу и А.Маршаллу.
Сегодня слово употребляется в двух основных значениях: экономика как наука и как хозяйственная деятельность людей.
Экономика как наука
Экономика как наука изучает хозяйственную деятельность как в мировом и национальном масштабе (макроэкономика), так и деятельность отдельных хозяйственных субъектов (микроэкономика), использование разнообразных ресурсов для удовлетворения потребностей, отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.
Как отдельная наука экономика выделилась в 18 веке с появлением книги А.Смита «Богатство народов» в 1776г.
Понятие «экономика»- это общее название социальных наук, занимающихся изучением производства, распределения, и потребления товаров и услуг.
Экономические науки
Отраслевые экономические науки
Функциональные экономические науки
Информационно-аналитические
Экономические науки на стыке с другими науками
Функции экономики как науки
Методы экономики как науки
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Что такое экономика
На страницах этого учебника нас ждет разговор о проблемах экономики. А потому первое, что нам надо сделать: выяснить, что же это слово — «экономика» — означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.
Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления, т. е. для удовлетворения своих потребностей. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».
Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло к нам из Древней Греции и в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» («эйкос» — «хозяйство» и «номос» — «закон»). Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия.
Как мы видим на рис. 1-1, в экономической жизни есть три главных участника: граждане (семьи), фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми и которыми люди обмениваются с помощью рыночных процедур).
Рис. 1-1. Устройство экономики
Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни общества фирмы и государство. И все же главное из действующих лиц экономики — человек, семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домашнее хозяйство. Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд домашних хозяйств, их конкретных потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране.
Простейший вариант домашнего хозяйства — семья, состоящая из родителей и детей, проживающая в одной квартире или доме и ведущая общее хозяйство. Взрослые члены этой семьи владеют как минимум таким фактором производства, как труд, и предоставляют фирмам возможность его использования за плату, получая за это доход в форме заработной платы. А затем они решают, как этот доход потратить: на покупку продуктов питания, одежды, оплату жилья и коммунальных услуг, организацию летнего отпуска и т. п.
Но кроме труда в собственности членов домашних хозяйств (если они являются совладельцами коммерческих организаций — фирм) могут находиться и другие факторы производства, например фабрики, земельные участки и т. д. От использования этих факторов производства домашние хозяйства также получают доходы. И наконец, все домашние хозяйства страны являются совладельцами природных ресурсов страны и другой собственности, которой от их имени управляет правительство. Поэтому в конечном счете все, что страна использует в хозяйственной деятельности, и все, что она создает в ее результате, принадлежит домашним хозяйствам, т. е. гражданам страны, поведение которых в сфере хозяйственной деятельности определяет все, что происходит в стране и как она развивается.
Итак, экономическая наука изучает, как могут повести себя люди в тех или иных хозяйственных ситуациях и что в итоге может получиться. Результаты такого изучения помогают людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений в сфере экономики и принимать более разумные, рациональные решения.
Как известно, все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может дать дикая природа.
Свободные блага — это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны.
И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих — экономических — благ (продовольствия, одежды, жилья и т. д.).
Человек изобрел колесо, приручил диких животных, создал земледелие и научился обращаться с огнем. И все же истинный источник нынешнего благосостояния и могущества народов Земли — чрезвычайно развитый механизм объединения усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из этих задач — производство все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий для улучшения жизни людей.
Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы, свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование, производственные объекты и др.). Все это и называется факторами производства.
Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность людей по производству товаров и услуг. При этом под «покупкой труда» подразумеваем на самом деле приобретение права на получение от человека конкретных трудовых услуг на протяжении определенного периода.
Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ.
Говоря о капитале, мы имеем в виду здания и сооружения производственного назначения, станки и оборудование и т. д., т. е. все необходимое для производства товаров или услуг (подробнее о капитале и его видах см. § 8).
На первый взгляд может показаться непонятным, чем предпринимательские способности отличаются от труда, ведь часто создатель бизнеса — предприниматель — работает в нем бок о бок со своими наемными работниками и разница между их деятельностью трудноразличима. Но эта разница есть, и она очень существенна: наемный работник выполняет то, что ему скажет собственник-предприниматель, и отвечает за то, что ему велели сделать сейчас.
А предприниматель, опираясь на свои способности, принимает решение о том, что именно должно производиться в фирме, в каком количестве и как. Более того, его решения ориентированы на будущее, что требует умения предвидеть, сколько и по какой цене он сможет продать. Именно это особое умение и заставляет экономистов говорить о предпринимательских способностях как об особом факторе производства.
Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван предпри-нимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи фирмы может потерять только свою должность и заработную плату. Владелец же фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в ее создание.
В XX в. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической деятельности приобрел еще один весьма специфический вид факторов производства: информация, т. е. все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению не поддается, хотя его ценность огромна и постоянно растет.
Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда.
Как полагают археологи и историки, специализация труда проявилась впервые примерно 12 тысяч лет назад. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.
Именно тогда произошло общественное разделение труда: одни люди стали охотниками, другие — скотоводами, третьи — земледельцами. Ныне же перечень профессий насчитывает многие тысячи названий. Подавляющее большинство профессий требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.
В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.
Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.
Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает возможность изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.
В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ все меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.
Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и прежде всего того ресурса, который мы называем трудом.
Говоря о производительности, мы понимаем под этим тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период. Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое один работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться массой урожая, полученного с 1 га пашни в год.
Как на деле происходит рост производительности за счет углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, который широко использовал при налаживании поточного производства знаменитый американский инженер и предприниматель Генри Форд.
Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем было нужно для потребления им самим. А значит, у них появилась возможность для обмена излишками таких благ, причем обмена регулярного, а не время от времени. Надо сказать, что умение обмениваться благами — уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790): «Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой. »
Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.
Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные производителями, занятыми в разных видах специализированного труда: строителем, мебельщиком, стеклодувом, столяром, электриком, машиностроителем и т д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы — в лучшем случае — удовлетворить лишь на склоне дней.
Поэтому люди со временем поняли: сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность получать блага в большем объеме, в большем ассортименте и быстрее.
Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1-2). Пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении — страна богатеет, а люди в ней живут все лучше и лучше. Но если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов экономического прогресса всегда приводят к Рис. 1-2. одному и тому же результату: жить людям становится Экономические часы хуже.
Рис. 1-2. Экономические часы
Это правило относится ко всем странам, даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют.