Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики

Лавриненко Ольга Евгеньевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №2» г. Северодвинска

Спецкурс «Краеведение», 4 класс

Раздел: Вот она какая, дорогая родина моя!

Тема: Архангельская область – ворота в Арктику.

содействовать формированию патриотического отношения к малой родине;

развитию учебно-познавательного интереса и навыков взаимодействия в малой группе.

УМК «Морянка»: рабочая тетрадь для 4 класса.

Листы с текстами для 4 групп.

Портреты полярных исследователей.

Материк – большой (огромный) участок суши, со всех сторон окружённый водой.

Океан — огромное водное пространство с горько-солёной водой, омывающее материк.

Море – часть океана, которая вдаётся в сушу.

Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой.

Полуостров – примыкающий к материку или острову участок суши, с 3 сторон окружённый водой.

Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг от друга.

Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит вдоль берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово).

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями в какой-либо отрасли.

1. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. Ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко. – 4-е изд., перераб. и доп. – ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.

2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3. Морянка: Рабочая тетрадь для 4 классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – Архангельск, 2012.

4. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. Ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010.

5. Поморская энциклопедия: В 5 т. / Гл. редактор Н.П. Лаверов. Т.1: История Архангельского Севера / Гл. редактор В.Н. Булатов. – Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001.

I Организационный момент

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку краеведения я взяла слова нашей землячки Нины Константиновны Мешко, слова из Гимна Архангельской области:

Край наш поморский

Его не забудешь вовек.

Где не ступал человек!

— Вы, ребята, уже многое знаете о родном крае. Но мы продолжаем увлекательное путешествие в прошлое нашей малой родины. Сегодня вам предстоит искать ответы на новые интересные вопросы, думать, размышлять.

II Актуализация знаний

1) Подведение под понятие

— Какое слово я загадала?

А) Введение характеристик понятия:

* Северная полярная область Земли.

* К ней относятся и северные районы нашей страны.

* Летом там – полярный день, зимой – полярная ночь.

* Моря всегда покрыты толстой коркой льда.

— Проверим, открыв слайд: (Арктика).

Б) Введение дополнительных характеристик понятия. Да или нет:

— Вы многое знаете об Арктике. Исправьте ошибки в предложенном тексте. Рабочая тетрадь, с.8 №1.

(Работают индивидуально, проверка – вслух, фронтально).

Арктика – это огромное пространство Тихого (Северного Ледовитого) океана, с морями и островами. Полярный климат мягкий (суровый). Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту иногда освещают: солнце, луна, звёзды, северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус 20 (40) градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0 (не превышает 0 градусов). Даже в разгар лета осадки выпадают в виде дождя (снега).

В) – Что еще знаете об Арктике? Приведите другие характеристики, которые еще не прозвучали на уроке. (Например, о животном и растительном мире).

2) — Площадь Арктики – около 27 тыс. кв.км. Давайте рассмотрим её на карте: вот эти огромные пространства Северного Ледовитого океана, острова и северные окраины Европы, Азии и Америки.

Показ по карте. (Слайд 3)

— Кто хочет сам показать Арктику по карте?

3) — Сегодня на уроке мы будем пользоваться такими понятиями как материк, океан, море, остров, полуостров, архипелаг. Повторим, что они обозначают.

— Поднимите правую руку, если вы согласны с тем, что… океан — огромное водное пространство с (пресной) горько-солёной водой, омывающее материк.

— Поднимите левую руку, если согласны, что… материк – это большой участок суши, со всех сторон окружённый водой.

— Что такое море? (Море – часть океана, которая вдаётся в сушу).

Остров? (Остров – часть суши, со всех сторон окружённый водой).

— Чем отличается полуостров? (Полуостров – примыкающий к материку или острову участок суши, с 3 сторон окружённый водой).

— Что такое архипелаг? (Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг от друга).

Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, проходит вдоль берегов РФ по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово).

— Знание этих понятий поможет вам освоить материал сегодняшнего урока.

4) — Ребята! Я предлагаю вам сейчас стать исследователями. А кто такой «исследователь»? Проверим по словарю. (Это человек, занимающийся научными исследованиями чего-либо. В широком смысле слова: человек, открывающий новые знания в какой-либо отрасли.)

— Следовательно, что вам предстоит делать на уроке? (Открывать новые знания).

— Считается, что Архангельская область – ворота в Арктику. Поясните!

— Кто из перечисленных людей является исследователем Арктики? Установим соответствие, использовав стрелки:

* Русанов Владимир Александрович

* Седов Георгий Яковлевич

*Воронин Владимир Иванович полярный исследователь

* Литке Федор Петрович

* Амосов Матвей Гаврилович

— Мнения разделились. Значит, что мы не знаем? Что можем узнать? (Кто из полярных исследователей отправился в экспедиции изучать Арктику.)

III Постановка темы и цели урока

Кто может сформулировать тему урока? (Архангельская область – ворота в Арктику).

Цель урока? (Познакомиться с полярными исследователями — покорителями Арктики.)

(Таблички с темой и целью – на доску.)

IV Составление плана действий

– Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти интересующую нас информацию? (Рабочей тетрадью, энциклопедией, книгой для чтения «Морянка», словарём-справочником, можем узнать у учителя, в Интернете…)

— Зачитаем ответ на поставленный вопрос. Рабочая тетрадь, с.8 №2. Фотографии можно рассмотреть на с. 9.

— Чтобы подробнее узнать о полярных исследователях, поработаем в группах с текстами. Прошу по 1 представителю от каждой группы подойти за ними.

— О каком полярном исследователе будете искать информацию? Зачитайте заголовки текстов.

— Прежде чем начать работать, составим план дйствий.

Подготовить интересный рассказ для одноклассников.

Показать путь экспедиции на карте.

V Работа групп с текстами, с картой

1 группа – Седов Георгий Яковлевич

2 группа – Воронин Владимир Иванович

3 группа – Русанов Владимир Александрович

4 группа – Литке Федор Петрович

V Выступления групп. Обмен информацией.

— Долгое время Арктика считалась непроходимой территорией, не приспособленной для жизни людей («мертвая земля»). А норвежский полярный исследователь Нансен вовсе называл Арктику страной ледяного ужаса. Но всё же она привлекала внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали всё дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

— Послушаем рассказы о четырех знаменитых полярных исследователях.

(Рассказ детей сопровождается показом слайдов, работой с картой).

Литке Фёдор Петрович

Фёдор Петрович Литке – мореплаватель, дважды обогнувший Землю, исследователь Восточной Арктики, адмирал, президент Петербургской Академии наук.

Экспедиция Фёдора Литке работала на Севере 4 года с 1821 по 1824. Специально для этого похода в Архангельске был построен шестнадцатипушечный бриг «Новая Земля». Экспедиция вышла из Архангельска в сторону Кольского полуострова. Затем судно прошло недалеко от Шпицбергена и обследовало острова Новой Земли, остров Вайгач, остров Колгуев и мыс Канин Нос.

Литке сделал описания берегов Новой Земли, берегов Белого моря, исследовал его глубины и опасные отмели этого моря.

Написанная им книга «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821 – 1824 годах» принесла ученому известность и признание в научном мире.

Именем Литке названы 22 географических объекта в Арктике и Тихом океане, в том числе: мыс, полуостров, остров, гора, пролив и залив; улицы в Донецке (Украина) и Кронштадте (Россия) и др.

Седов Георгий Яковлевич

27 августа 1912 года корабль «Святой Фока» под командованием Седова Георгия Яковлевича вышел из Архангельска к Земле Франца Иосифа. Там экспедиция должна была перезимовать, а затем отправиться пешком и на собаках к полюсу.

Однако, не дойдя до Земли Франца-Иосифа, «Святой Фока» вмёрз в лёд около Новой Земли. Участники экспедиции исследовали её, составили новые, более точные карты побережья.

Только в конце лета, в августе лёд начал ломаться. С невероятным трудом, почти без топлива, «Святой Фока» дошёл до Земли Франца-Иосифа. Но здесь полярников ждал ещё один удар: не пришло судно с углём. Наступила вторая тяжёлая зимовка, а силы людей были подорваны. Началась цинга, заболел и Седов.

Но воля и настойчивость не изменили ему. С двумя отважными матросами в мороз и метель он отправляется в путь. Собачь упряжки с трудом пробирались по льду. Но дойти до Северного полюса ему не удалось. Он умер в пути. Судно «Святой Фока» вернулось в Архангельск.

Именем Седова названы архипелаг, залив, пик в Арктике, ледокольный пароход. Одна из улиц нашего города названа в честь Г. Седова.

— Что такое архипелаг?

Русанов Владимир Александрович

Полярный исследователь. Изучал природу Печорского края. В 1907-1911 годах изучал Новую Землю, обогнул её с севера, описал её, составил карты. Высказал мысль о возможности пароходного сообщения с сибирскими реками Обью и Енисеем.

В 1912 году возглавил экспедицию на Шпицберген на судне «Геркулес». Русанов нашёл угольные месторождения, проводил исследования морского пути.

Со Шпицбергена «Геркулес» направился к Новой Земле, потом сообщил, что идёт на восток. Затем экспедиция пропала без вести. Поиски её долгое время были безрезультатными. Лишь в 1934 году на полуострове Таймыр был найден столб с надписью «Геркулес, 1913», остатки лагеря и вещи погибшей экспедиции.

Имя Русанова носят географические объекты на Новой Земле, Шпицбергене, улицы в Москве, Орле, Архангельске, Северодвинске, открыты музеи в Москве и на Шпицбергене.

Воронин Владимир Иванович

Был опытным ледовым капитаном. 54 года отдал морю и Арктике.

В 1920 году капитан Воронин пошёл на пароходе «Пролетарий» на Новую Землю с товарами для зимовщиков и ненцев. Затем была экспедиция в Сибирь, в Архангельск был привезён хлеб для голодавшего населения. В зимнее время, промышляя морского зверя в Баренцевом и Белом морях, капитан Воронин изучал условия плавания во льдах.

Длительное время Воронин был капитаном на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Экипаж судна водрузил над Землёй Франца-Иосифа флаг нашей страны и основал метеорологическую станцию. Экспедицией были проведены большие научные исследования.

Позднее на ледоколе «Александр Сибиряков» под командованием капитана Воронина была совершена экспедиция на Дальний Восток Северным морским путём. Начальником последних 2 экспедиций был Отто Юльевич Шмидт.

Позднее В.И. Воронин командовал ледоколами «Ермак», «И. Сталин», был директором китобойной флотилии. Воронину В.И. было присвоено звание генерал-директора Северного морского пути.

Именем Воронина названы 9 географических объектов в Арктике и Антарктиде, в 1980 году его имя было присвоено Архангельскому мореходному училищу. Одна из улиц нашего города носит имя капитана Воронина.

— Что такое северный морской путь?

VI Рефлексия. Связывание информации. Перенос полученных знаний в новые условия.

Спасибо всем выступающим.

1) – Назовите ещё раз тему урока. Достиг ли урок цели?

— Что общего в выступлениях всех групп? (Мы рассказали о покорении Арктики, о том, что из города Архангельска отправлялись полярные экспедиции).

— О каких полярниках узнали?

— Кто из ребят был прав, выполняя задание на соотнесение? (Словарь-справочник, с. 170, 138).

2) — Распределим полярных исследователей по времени их жизни и деятельности. (Лента времени: год — век).

Уже с 11 в. русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В 12-13 в.в. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в 15 в. – острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В 16 в. появилась первая карта Северного Ледовитого океана, составленная по чертежам Д. Герасимова.

— А сейчас продолжаются Арктические исследования, как вы думаете?

— Послушаем заранее подготовленный детьми рассказ.

*30 августа впервые в истории мореплавания российское транспортное судно «Академик Фёдоров» без сопровождения ледокола достигло Северного полюса. В ходе экспедиции была проведена геологическая разведка дна океана.

*2 декабря российские учёные получили Декартовскую премию (около 350 тыс. евро) за исследования Арктики, за работу по предсказанию будущего состояния арктических льдов. Основной вывод, сделанный учеными гласит, что к концу 21 века Северный Ледовитый океан будет замерзать только зимой.

*4 июля стартовала полярная экспедиция «Арктика 2007» под руководством известного полярника Артура Чилингарова. Цель – изучение дна океана, проведение научных исследований.

*2 августа человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там был установлен флаг РФ, сделанный для долговечности из титанового сплава. Погружение на глубину более 4 тыс.м было совершено на глубоководный обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2».

— Уже 10 веков продолжается освоение Арктики!

2) — Что объединяет всех полярных исследователей?

Выберите подходящие характеристики: стремление к неизведанному, патриотизм, смелость, героизм, увлеченность делом, любознательность, жажда наживы, тщеславие).

— Отправляясь в экспедиции, рисковали своими жизнями.

3) – Сочините в группах синквейн на тему: Полярники. (Можно работать в группах, можно индивидуально, по желанию). Используйте карточки – опоры.

2) 2 прилагательных

4) Фраза из 4 значимых слов.

4) — На этом уроке, ребята, вы тоже побывали в роли исследователей, открывая новые знания. Может, кто-то из вас, заинтересовавшись этой темой, захочет сам отправиться на Северный полюс. Что понадобится в экспедиции: Рабочая тетрадь, с.10 №1 (можно внести свои дополнения).

– Выделите, что понадобится исследователям Арктики в экспедиции: запас еды, теплая одежда, компас, сани-нарты, солнцезащитные очки, ездовые собаки, лыжи, бейсболки, унты, кроссовки.

Виктор Михайлович Васнецов сказал: «Плох тот народ, кто не помнит, не ценит и не любит своей истории». Если вы будете хорошо знать историю своего края, будете любить его, то сможете сделать всё, чтобы улучшить жизнь в нашем крае, нашей стране. Может быть, сможете внести свою лепту в освоение Севера.

VII Оценка. Анализ работы. Подведение итогов урока.

1) – Какими источниками информации воспользовались? (Тетрадью, справочниками, текстами, рассказом учителя, Интернетом, картами…)

2) – Сделайте комплимент тем ученикам (той группе), которая смогла представить информацию более интересно, ярко, чей рассказ вам понравился больше?

* Сегодня я узнал(а), что…

4) – У вас будет ещё одна возможность проявить свои творческие способности.

Домашнее задание – на выбор:

Прочитать по тетради:

А) Представь, что ты являешься участником полярной экспедиции. Сочини об этом рассказ.

Б) Найди и представь информацию о другом полярном исследователе.

Источник

Занятие курса краеведения «Морянка» в 4 классе

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Занятие курса краеведения «Морянка» в 4 классе

Тема: «Архангельская область – ворота в Арктику».

Цель: знакомство учащихся с историей освоения Арктики, её природными условиями.

    познакомить с историей освоения Арктики, с полярными исследователями; формировать у учащихся представление об Арктике; способствовать развитию познавательной активности детей; формировать умение анализировать, проводить обобщения, делать выводы; создать условия для организации самостоятельной работы детей в группах; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: карта Арктики, глобус, учебная хрестоматия «Морянка», рабочая тетрадь «Морянка», тексты для групповых заданий, мультимедийный проектор (презентация PawerPoint).

Универсальные учебные действия

Россия – самая большая страна в мире. Посмотрите на глобус. Сегодня мы совершим путешествие на Северный полюс и побываем в Арктике.

Регулятивные действия: саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Постановка цели занятия

А что бы вы хотели сегодня узнать?

Посмотрите на доску, прочитайте тему занятия.

Какие цели мы поставим перед собой?

Архангельская область – ворота в Арктику.

Мы узнаем об Арктике, углубимся в историю исследования Арктики, поговорим о природных условиях, животном и растительном мире.

Познавательные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения;

Коммуникативные действия: планирование учебногосотруд-ва с учителем и сверстниками.

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

В каждой группе текст с ошибками

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

На столах текст для групповой работы

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть фото Что объединяет всех исследователей арктики. Смотреть картинку Что объединяет всех исследователей арктики. Картинка про Что объединяет всех исследователей арктики. Фото Что объединяет всех исследователей арктики

На чём будем путешествовать на Северный полюс?

Арктика – это крайний север России, край удивительной природы. Что вы знаете об Арктике?

А чтобы картина была полной, выполним в парах задание в тетради «Морянка» на странице 8. Исправьте ошибки в тексте.

Арктика – это огромное пространство Тихого океана, с морями и островами. Полярный климат мягкий. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту иногда освещают: солнце, луна, звёзды, северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус 20 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Даже в разгар лета осадки выпадают в виде дождя.

Арктика – это царство льдов и снегов.

Зима в Арктике суровая и снежная. Температура зимой может достигать до минуса 50 градусов. Зимой не увидишь солнца, и поэтому наступает полярная ночь. Лето здесь короткое и холодное. Летом в Арктике почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров и покрывается цветущим ковром.

Продолжаем работать в группах. На столах у вас текст. Прочитайте текст, найдите информацию и подготовьтесь к ответу.

1 группа находит ответ на вопрос: «История освоения Арктики»;

2 группа: «Природные ресурсы Арктики»;

3 группа: «Животный и растительный мир Арктики».

Расскажите, что вы узнали об истории освоения Арктики.

Назовите тему занятия.

Почему город Архангельск называют воротами в Арктику?

Из Архангельска провожали в далёкий и опасный путь на Северный полюс экспедиции Василия Чичагова, Петра Пахтусова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Владимира Воронина и многих других исследователей. В Архангельске строились и ремонтировались суда для этих экспедиций, изготовлялось специальное снаряжение и оборудование для покорителей Арктики, набирались экипажи судов из опытных и закалённых мореходов.

Послушайте, какие сообщения к занятию подготовили ребята о полярных исследователях.

Какой вклад в освоение Арктики внёс Русанов?

Прочитайте самостоятельно статью в тетради на странице 9 об экспедиции Георгия Седова.

Какой вклад в освоение Арктики внёс Седов? Воронин?

Мы подплываем к островам в Северном Ледовитом океане. А зачем нужно изучать Арктику?

Продолжаем работу с текстом.

Вторая группа нашла информацию по теме «Природные ресурсы Арктики».

Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь». Как вы думаете, почему так назвали этот край?

Расскажите о животном и растительном мире Арктики.

Вот мы и добрались до Северного полюса.

Делаем вывод: Назовите тему занятия?

Какую учебную задачу мы поставили?

Почему Архангельск называют воротами в Арктику?

Дети читают исправленные варианты текста.

Дети читают в группах текст, выбирают ответы на вопросы.

Ученик рассказывает об освоении Арктики.

Архангельская область – ворота в Арктику.

1 группа: сообщение о Русанове Владимире Александровиче;

2 группа: о Седове Георгии Яковлевиче;

3 группа: о Воронине Владимире Ивановиче.

(Учащиеся рассказывают о полярных экспедициях)

Ученик рассказывает о природных ресурсах Арктики.

Ученики рассказывает о животном и растительном мире Арктики.

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.

Познавательные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели чтения.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные действия: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований для сравнения объектов;

построение логической цепи рассуждений.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической и монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

выбор оснований для сравнения объектов;

построение логической цепи рассуждений.

Да, Архангельск называют воротами в Арктику. Много было экспедиций на Север из города Архангельска. Что объединяет всех исследователей Арктики?

Несмотря на суровые природные условия, учёные продолжают исследовать Север.

А какие черты характера исследователей вам бы помогли достичь успехов в учёбе?

Самоотверженность, целеустремлённость, бесстрашие, настойчивость, любознательность, служение делу освоения Севера.

Самоотверженность, целеустремлённость, бесстрашие, настойчивость, любознательность.

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Закончилось наше путешествие.

Что вы узнали нового сегодня?

Дома предлагаю выполнить задание по выбору. Прочитайте задание в тетради:

Представь, что ты являешься участником полярной экспедиции. Сочини об этом рассказ.

Можно найти информацию о других полярных исследователях. Я желаю вам успехов в учёбе, быть любознательными и находчивыми, добиваться цели, гордиться своим городом и людьми, которые внесли большой вклад в изучение Арктики.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Исправь ошибки в тексте.

Арктика – это огромное пространство Тихого океана, с морями и островами. Полярный климат мягкий. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту иногда освещают: солнце, луна, звёзды, северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус 20 градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Даже в разгар лета осадки выпадают в виде дождя.

Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей, непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII веках открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана. Позже открыт остров Земля Франца-Иосифа. В начале XX века было организовано несколько арктических экспедиций по изучению Арктики и Северного морского пути. Некоторые экспедиции не вернулись.

Россия — первая страна, использующая дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и находится необходимое оборудование. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. И в наши дни ведутся исследовательские работы по изучению Арктики.

Арктика богата природными ресурсами. В Арктике находится большое количество энергоресурсов — нефти и газа. На материке располагаются уникальные запасы медно-никелевых руд, олова, золота, алмазов, ртути, черных металлов. При этом добыча природных ресурсов в Арктике сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики возрастает вероятность аварийных ситуаций. Многочисленные штормы, густой туман и многометровые льды осложняют добычу природных ресурсов. Если авария произойдет во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *