Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?

Нация – историческая общность людей, объединенная – в зависимости от страны – общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т.д.

Становлению английской нации способствовали Столетняя война, возникновение англиканской церкви, веры в то, что англичане – это избранный богом народ. Англичане привыкали к тому, что они лишь часть нового королевства Великобритания, и учились им гордиться. Они прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.

Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». Эта нация воспринималась как территориальная и политическая общность, но у всех, кто входит в нацию, есть свои права, они равны между собой. Своей миссией образованные французы считали задачу нести свет культуры остальному миру.

Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.

Немцы поднимали на щит общую историю, восходящую к древним германцам, жившим в лесах во времена Римской империи. В ранее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств – простоту, чистоту, верность, мужественность.

Источник

Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 3

Вспомните, когда появились национальные государства.

1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?

Нация- это определённая человеческая общность, которая объединена общей для всех землёй, язык общения внутри этой общности идентичен, культурные ценности этого народа имеет одинаковый смысл и значение.

Англичане, французы, немцы, итальянцы представляли себя, как верхушка всего европейского общества. Они считали себя более развитыми и крепкими в плане национального достоинства. Предметом их гордости являлась многовековая история их наций и древние корни их родов.

2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?

Дворянство и духовенство в 18 веке получили ещё большее количество привилегий. Эти два сословия и раньше не бедствовали, но в период экономического подъема в Европе они обрели ещё более выгодное положение. Сословием торговцев в условиях подъема экономики постепенно перерождалось в буржуазное сословие. Ничего не изменилось лишь в положении крестьян и мелких ремесленники. Они по-прежнему зависли от дворян, а также находились в их подчинении.

3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?

Политика просвещённого абсолютизма в 18 веке была нужна для модернизации и развития европейских стран. Благодаря ей было покончено с феодализмом, свойственным средним века. Европа была направлена на капиталистический тип развития экономики. Монархи ведущих европейских держав издавали новые законы которые помогали развиваться их странам. Повсеместно проводились реформы, оптимизирующие управление в соответствии с просветительскими учениями того времени. Стабилизировалось внутреннее положение общества в странах. Бунты и возмущения предотвращались. В ряде новых целей достижения для общества стояли всеобщее равенство, право владеть частной собственностью, свобода членов общества, неприятие любых форм насилия.

4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?

Пруссия стала страной, в которой в наиболее полной мере были реализованы реформы просвещённого абсолютизма.

1. Что послужило причиной складывания наций?

Возможно, потому что в народах было слишком много членов общества, вот они и решились разбиться на большие группы, то есть на нации.

2. Каковы были последствия этого явления?

Все стали организовывать свои законы и правила, стали общаться на разных языках.

3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.

В национальных государствах, все общаются на одном языке, у каждого жителя своей нации свои государственные законы и правила, а раньше, все общались на одном языке, у них не было правил, раньше были родовые общины, в которых жили только близкие и дальние родственники.

4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.

5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.

Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)

1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?

2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?

Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)

1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?

2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?

Источник

Братья по оружию: русские, немцы, итальянцы, англичане, французы, японцы и австрийцы в одном строю

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Корабли международной эскадры. Рейд Таку

Еще до этих событий международная коалиция в составе Великобритании, Германии, России, Франции, США, Японии, Италии и Австро-Венгрии отправила в Чжилийский залив к устью реки Пейхо боевые корабли, а в Посольский квартал в Пекине и международный поселок Тяньцзиня для их защиты – отряды матросов. Их связь с эскадрой, стоявшей у берегов Китая, происходила по железной дороге, идущей от Пекина до станции Тангу вблизи устья реки Пейхо, и дальше до моря — маломерными судами. Но там, где у Дагу река Пейхо впадает в море, располагались китайские укрепления, контролировавшие коммуникации союзных сил. Между тем в середине июня правительство Китая открыто поддержало «боксеров», усилило гарнизоны фортов Дагу и приступили к минированию устья реки Пейхо.

В этих условиях 2 и 3 июня на крейсере «Россия» у старшего по чину, командующего русской Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Гильтебрандта, прошли встречи адмиралов международной эскадры. Было решено, что характер действий китайцев по отношению к союзникам имеет явно враждебный характер, о чем говорят их попытка разрушить железную дорогу между Таку и Тяньцзином и минирование устье Пейхо. Сначала было решено принять меры к пресечению подобной активности, а 3 июня адмиралы посчитали необходимым предъявить китайской стороне ультиматум, который коменданту Ло был передан командиром одного из русских миноносцев лейтенантом Бахметьевым. Второй ультиматум был отправлен в Тяньцзин вице-королю Чжилийской провинции.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Из-за мелководья крейсеры и броненосцы международной эскадры не могли подойти к берегу ближе чем на 20 миль. Поэтому бомбардировать форты при необходимости должны были имевшиеся при эскадре канонерские лодки. Со стороны русских — подошедший накануне «Гиляк», «Кореец» и «Бобр». Были также французская канонерка «Лион», английские «Альджерин» и контр-миноносец «Вайтин» и германская канонерка «Ильтис».

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Мореходная канонерская лодка «Гиляк», 1898 год

Жителям Таку и Тонку предложили в течение часа покинуть свои дома и перебраться безопасности ради на американский военный корабль «Монокаси», поставленный на реке вне пределов выстрелов. В тот же день английский миноносец «Вайтин» во время движения задел одну из китайских мин, но та, к счастью, почему-то не взорвалась.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Канонерская лодка «Кореец» при Таку

В 5 часов вечера у Добровольского, командира канонерской лодки «Бобр», собрался военный совет из командиров русских и иностранных канонерских лодок, на котором они выработали план предстоящего боя и обговорили диспозицию судов. Сигнал к открытию огня должен был подать именно «Бобр».

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Канонерская лодка «Лион», 1886 г.

Был подготовлен и десантный отряд из матросов под общим началом германского капитана Гуго Поля, у которого в распоряжении оказалось 350 английских матросов под командованием капитана Крадока; 230 японских капитана Хаттори; 130 германских; 50 австрийских, и 25 итальянских лейтенанта Танка.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Канонерская лодка «Акаги»

В тот же вечер к Таку прибыла сводная рота 12-го полка из 168 человек под началом поручика Станкевича. Роту перевезли на баржах в Тонку, где она получила приказание соединиться с международным десантом, расположившегося биваком неподалеку от железнодорожной станции.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Канонерская лодка «Илтис» ведет огонь по фортам Таку

В 8 часов 30 минут вечера корабли начали менять свое расположение и уже к ночи встали почти параллельно фортам следующим образом: «Вайтин», «Альджерин», «Бобр», «Кореец» и «Гиляк». За поворотом реки несколько выше по течению и также параллельно линии фортов находились «Лион», «Ильтис», «Атаго» и «Монокаси».

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Интересный рисунок из журнала «Нива». Только ведь на самом деле там все было не так…

До истечения ультиматума оставалось два часа. И тут на фортах загорелись два электрических прожектора, осветили лодки, стоявшие на реке перед фортами и снова потухли. А дело было в том, что комендант крепости генерал Ло уже получил в это время по телеграфу из Тяньцзина приказ ни в каком случае фортов Таку иностранцам не отдавать.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

План сражения из «Нивы»

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

А это карта из английского издания…

Ночь была очень темной. При тусклом свете луны длинная линия фортов была едва различима, но все-таки немного видна. До истечения срока ультиматума оставалось час и десять минут.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Северный форт (германский план)

Матросы спали, не раздеваясь, прямо у орудий. Ну, как сказать, спали… Многие не могли сомкнуть глаз от волнения и спорили друг с другом: сдадут китайцы форты или не сдадут. А если не сдадут, но сдюжат против всех судов эскадры или нет? Надо ли говорить, что и пары на всех судах были разведены, и орудия давно уже заряжены…

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Северо-западный форт (немецкий план)

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Северо-западный форт (английский план)

Расстояние от «Гиляка» до ближайшего Северо-западного форта было около полутора километров, а до наиболее удаленного Нового форта — более двух с половиной. Так что промахнуться тут было сложно. Однако в самом начале канонады снаряды хоть и пролетали прямо над лодками, но в цель не попадали. Скорее всего, свои пушки китайцы навели на лодки при полной воде, в прилив. Сейчас же был отлив, суда вместе с уровнем воды в реке опустились, вот снаряды и давали перелет.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Очень часто в журналах тех лет вместо фотографий печатались графические изображения, сделанные по фотографиям

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Вид на форты с реки

Между тем китайцы пристрелялись по «Ильтису». Семнадцать гранат, а затем ещё одна угодили в эту канонерку и практически полностью разбили на ней верхнюю палубу. Командир Ланц потерял ногу и был вдобавок ранен 25 осколками от разрыва снаряда. Причем стреляли-то ведь китайцы также и крупповскими снарядами и из крупповских орудий, так что это было особенно обидно. Кроме командира, получившего тяжелое ранение, еще один офицер и шесть матросов на судне были убиты, а 17 человек ранены.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Двор и главная башня одного из фортов

Во французский «Лион» попала одна граната, взрывом которой один человек был убит и еще 46 получили ранения. Одно из японских судов, канонерка «Акаги», при этом в бою не участвовало, поскольку на нем сломалась машина, а второе, «Кагеро», находилось вместе с русскими миноносцами в прибрежной зоне, где вело наблюдение за китайским крейсером «Хай Тен», который стоял под флагом китайского адмирала, но намерения вступить в бой не выказывал никакого.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Орудие одного из фортов с броневым щитом, пробитым двумя снарядами

Перестрелка канонерок и фортов продолжалась. Суда союзной эскадры освещали их прожекторами, а те отвечали градом снарядов. Но и союзной эскадре было чем ответить на выстрелы с фортов. Так, русские канонерки располагали мощными орудиями калибров 229 и 203 мм, а также 152-мм и 120-мм орудиями, которые на столь небольшом расстоянии стреляли с высокой точностью.

На русских кораблях экипажи начали нести потери: находившийся на марсе канонерский лодки «Гиляк» лейтенант Богданов был ранен осколком в лицо. Квартирмейстеру Иванову осколком снесло голову.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Офицеры «Гиляка». Форты Таку (Дагу), 3 июня 1900 год

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

А вот так «Гиляку» досталось…

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Крупповское орудие одного фортов, пораженное снарядом

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

На суше в 1 час ночи, когда послышались первые выстрелы со стороны китайских фортов, высаженный на левом берегу Пейхо русский десант соединился с японскими, германскими и английскими солдатами и походным порядком направился к фортам. Немцы шли впереди, за ними все остальные.
Ожидая, когда огонь с фортов ослабеет, капитан Поль собрал командиров на совещание. Было видно, что особого урона канонерки фортам не нанесли, поэтому большинство командиров решили отступить.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Крупповское орудие на одном из фортов Таку, разбитое снарядами объединенных европейской эскадры

Слово взял поручик Станкевич и предложил подождать еще час, уверяя, что за это время артиллерия фортов будет ослаблена. «В крайнем случае пойду брать форт один», – заявил Станкевич и двинулся с ротой вперед. Понятно, что после такого заявления было бы позором отказаться следовать его примеру, и части десанта начали выдвигаться к крепостным валам.
Германцы и австрийцы шли вместе с русскими, японцы несколько приотстали.
Было 5 часов утра, когда китайцы наконец-то заметили десантников и открыли по ним ружейно-пушечный огонь. Однако теперь уже и десант мог обстреливать из винтовок обслугу японских орудий, в том числе и тех, что вели огонь по кораблям!

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Странный состав вооружения одного из китайских фортов: самая современная по тому времени 37-мм автоматическая пушка, английский пом-пом и дульнозарядное орудие!

Тут поручик Станкевич вместе с подпоручиком Янчисом, тремя унтер-офицерами и еще двумя стрелками бегом бросились к воротам форта, взломали их ударами прикладов, и совершенно неожиданно для китайцев ворвались в форт. За ними к воротам побежали японцы, обогнали всех остальных и сразу же вслед за русскими также оказались во дворе форта. Тут только китайцы немного пришли в себя и успели произвести по воротам выстрел картечью. Погиб капитан Хаттори, но японцев это не удержало. Место убитого занял лейтенант Сираиси, а его солдаты бросились убивать своих извечных врагов, не щадя никого. Тут подошли англичане и подняли над фортом свой флаг, так как заранее позаботились об наличии флагов у десанта. А вот у русских в нужный момент самого-то нужного, как правило, не оказывалось, поэтому Станкевич прибил на флагшток британского флага унтер-офицерский погон одного из людей своей роты.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Попадания в канонерскую лодку «Ильтис»

В 5 часов 30 минут Северо-западный форт был взят. Подъем над ним английского флага экипажи канонерских лодок встретили громкими криками «ура!» В 6 часов утра все лодки снялись с якорей и начали спускаться вниз по реке, чтобы атаковать Южный и Новый форты.

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Труба канонерской лодки «Ильтис», изрешеченная осколками китайских снарядов

Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Смотреть картинку Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Картинка про Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история. Фото Что объединяло в нацию англичан французов итальянцев и немцев история

Штурм фортов Таку (Дагу) 4 июня 1900. По китайской иллюстрации, изданной в Тяньцзине

Источник

Нация. От Рима до Бастилии

Так когда же именно возникли первые нации, и что под ними понималось?

Обратим внимание на это удивительное замечание: если верить Арскому, то понятие нации появилось много раньше той формы общности людей, которую в СССР принято было называть нацией.

Кстати, Арский, автор одной из самых глубоких работ о нации, вряд ли помышлял, какая нелепая судьба ждет его труд.

Заметим, что до реформ Туллия патриции были единственными гражданами Рима, обладавшие правом принимать участие в решении государственных вопросов.
Даже после предоставления плебеям гражданских прав знать сохранила за собой право выбирать и занимать высшие должности квесторов, военных трибунов, консулов, цензоров, диктаторов и авгуров.

Рим начался с покорения одним из племен италиков этрусков и сабинян, живших по соседству. Расширяя власть за пределы Аппенинского полуострова, постепенно он вырос в империю, охватывающую кольцом Средиземноморье.

Так на захваченных землях появлялись опорные пункты для подавления возможных мятежей, а в самом Риме снижалась вражда между патрициями и плебсом. Силами, скрепляющими империю, были также мощные легионы и религия, обожествлявшая императоров. Алтари им воздвигались в любой деревушке Империи.

С обращением Рима в христианство за gentes закрепилось понятие «язычники», а nationes стали, видно, пониматься, как народы, имеющие знать. С распространением латыни в средневековой Европе эти слова входят в обиход всюду. Когда Фома Аквинский (XIII в.) пишет трактат Summa contra gentiles, то gentiles обозначает у него именно язычников.

Такие же реформы осуществил Сервий Туллий в Риме: уничтожив привилегии аристократии, он дал гражданские права плебсу, т.е. потомкам покоренных племен, деление по племенным трибам превратил в территориальное и разделил граждан по имущественному признаку на 5 разрядов, родовая демократия стала современной. Поэтому смена принципа крови принципом земли в корне изменила содержание римского патриотизма.

«Решающее значение имела уже не принадлежность к родовым связям, а исключительно место постоянного жительства; не народ подвергался делению, а территория; население в политическом отношении превращалось в простой придаток территории». Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т.21, с.117.

Кстати, кровные связи заменяются территориальными и при рождении древнерусской народности. «Не было ни одной области, которая бы состояла только из одного и притом цельного племени; большинство областей составилось из разных племен или их частей, в иных областях к одному цельному племени примкнули разорванные части других племен». Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1, с.161.

«Государство Руси стало распадаться, но распадаться не путем выделения отдельных племен, населявших Русь и находившихся первоначально в союзе друг с другом, а по княжествам, образовавшимся вокруг отдельных городов. Династические и княжеские интересы, концентрировавшиеся вокруг городов, оказались в разделении Руси на княжества сильнее, чем племенные и национальные». Лихачев Д.С. Записные книжки. М., 1972, с.492-493.

Нация еще не была силой, скрепляющей территорию. Напротив, создание империи означало уничтожение этнических особенностей захваченных народов.

Но, поглощая другие народы, Империя и сама подвергается их влиянию.

«Недавно английский писатель де Куинси, пытаясь объяснить зверства Калигулы и Нерона, их чудовищную и противоестественную жестокость, а также всеобщее раболепство и продажность; которую они породили, заметил, как трудно поверить в то, что «потомки народа столь сурового», каким были римляне, «могли так быстро выродиться»; в это время население Рима, свезенное сюда из различных частей света, но особенно из Азии, было по существу новой расой. Огромная «часть коренных жителей была вырезана», и права гражданства были предоставлены такому большому количеству освобожденных рабов из Азии, что «на протяжении жизни одного поколения римское золото почти полностью превратилось в простой металл».

Столица державы оказывается населенным выходцами со всех провинций.
На закате Рима на императорский трон часто усаживаются полководцы варварского происхождения.
Даже государственной религией Рима станет христианство, созданное одним из покоренных народов.

В своем безудержном расширении на север, юг и восток Империя выдохлась и, наконец, приступила к закреплению постоянных рубежей. Когда на место римской армии пришло войско наемников, надежнейшая опора любой империи в подавлении внутренних волнений, оно оказалось неспособным к отражению угрозы внешних врагов.

Агрессия остановилась, превратившись в позиционные войны на границах.

Войны из завоевательных стали оборонительными. Количество военнопленных все уменьшалось, предложение рабов сокращалось, потери войск все росли.

На латифундиях некому стало работать, а римляне не желали арендовать у владельцев гигантских поместий их землю, становиться их колонами-поселенцами. За границами государства живут воинственные племена, и последние столетия Западной Римской империи – это века непрерывных конфликтов с кочевниками.
Рассуждая, как на земли Руси пришли наши предки, и кем они были, историки тоже не избежали долгих, хотя мало обоснованных споров.

В первые века н.э. сарматские, а позже сарматско-аланские племена населяли Поволжье, Южный Урал, Прикамье, смешиваясь с финно-угорскими племенами. Из современных народов наиболее близки к сарматам осетины.

Начинается переселение народов.
Германские племена готов переселяются из Скандинавии на юг, к истокам Вислы, появляются у берегов Черного моря, где создают свои государства.
Государство западных готов находится на Дунае и в Трансильвании, восточными готами во главе с Германарихом создается держава, примерно совпадающая в границах с Киевской Русью.
Греческие источники сообщают, что по черноморским степям поочередно движутся гунны, обры, приходят из-за Урала тюркские племена.

Но вопрос, какое из этих имен означает будущих славян, вызвал отповедь Ключевского: «Присутствия славян среди этих древних народов незаметно. Историческая этнография, изучая происхождение всех этих народов, пыталась выяснить, какие из них принадлежали к кельтскому и какие к германскому или славянскому племени. В такой постановке вопроса есть, кажется, некоторое методологическое недоразумение. Эти племенные группы, на которые мы теперь делим европейское население, не суть какое-либо первобытное извечное деление человечества: они сложились исторически и обосновались в свое время каждая. Искать их в скифской древности, значит приурочивать древние племена к позднейшей этнографической классификации. Если эти племена и имели общую генетическую связь с позднейшим генетическим населением Европы, то отдельным европейским народам трудно найти среди них своих предков и с них начинать свою историю». Ключевский В.О. Курс русской истории, т.1, с.106.

В IV веке в поход на запад движутся гунны во главе с Аттилой. Гунны грабят Италию, после смерти Аттилы в 453 г. возвращаются в причерноморские степи.
Поход их орд подтолкнул другие племена.

В конце IV в. н.э. готы из Северного Причерноморья вторгаются во Францию и Италию.
Вестготы и аланы в V в. нападают на Италию и грабят Рим (410 г.), создают Тулузское королевство (вскоре уничтоженное франками) и захватывают Пиренейский полуостров. Через три века их страна пала жертвой арабов.
Остготы во главе с Велемиром основывают королевство в Италии (спустя 150 лет завоеванное Византией), а затем переселяются в Паннонию.

Угры, или мадьяры, в конце VII в. из уральско-каспийских степей кочуют к Черному морю, движутся мимо Киева на запад, в Паннонию, где, подчинив славян и наложив на них дань, в IX в. создают Хунгарию (Венгерское королевство), вступают в борьбу с Византией и Болгарией.
Согласно Гардизи, мадьяры правили славянами так, как рабами.

По мере порабощения человека землей, когда и мужчина привлекается к ее обработке, всеобщее ополчение уже противоречит благополучию племени. Возникает новое разделение труда: одни занимаются земледелием, другие войной. Появляются разные виды вооруженной силы, но все они направлены против интересов кормильца общества, свободного земледельца.

Необходимость войн ведет к появлению вооруженных людей, объединенных в целевую организацию под руководством военачальника-вождя. Содержание своих воинов становится принудительной обязанностью племени.

Во времена Тацита в Германии уже были воины, посвятившие себя исключительно военному делу. Они «не имели домов и ничем, кроме войны, не занимались». Тацит, Германия.

«Воины, выделившись в особый общественный строй, постепенно начинают верховодить в племени и требовать от мирных жителей не только уважения, но и повиновения. Бывает даже так, что воины заключают союзы с соседними племенами против своих же единоплеменников и обращаются в их угнетателей. Вожди же считают воинов «своими людьми», на которых они могут рассчитывать в борьбе с народом. И действительно, воины всегда с вождями против народа, так как честолюбивый и воинственный вождь вполне отвечает их вкусам и привычкам. Но воины поддерживают вождя лишь до тех пор, пока он не ограничивает их привилегий: по своей сущности они являются сторонниками аристократической республики. Поэтому князья стараются заменить этих независимых воинов другими, более покорными и живущими их щедростью. Так появляется дружина. Успешные и частые походы благоприятствуют возникновению дружины. воины, увеличивая богатство князя, увеличивают его силу и власть. Дружина более дисциплинирована, чем всеобщее ополчение, и обыкновенно беспрекословно повинуется князю. Дружина всегда и всюду занимается грабежом. В случае недостатка у дружины продовольствия, она ходит по деревням, грабит и убивает, оставляя после себя полное разорение. Но так как князь обыкновенно избегает грабить своих собственных подданных, то дружина заставляет его воевать с соседями. Иногда дружина, доходящая до размеров армии, состоит из рабов». Крживицкий Л. Хозяйственный и общественный строй первобытных народов. 1925, с.202-204.

Установление твердой политической власти стало возможным тогда, когда кочевые племена превращались в оседлые народы.

Экономической предпосылкой рождения рабовладельческого государства являлся, следовательно, переход к земледелию, связанный с оседанием на ограниченной территории. Поэтому древние государства и возникают после покорения воинственными кочевыми племенами слабых оседлых соседей. До того кочевники в рабах не нуждались, убивая их, не дожидаясь, пока пленник сбежит.

Так, «по-видимому, начиная с конца Римской империи, или лучше, со времени распада империи Карла Великого, западная Европа разделилась на нации». Ренан Э. Что такое нация. Соч., т. 6, с.89.

На нейтральной полосе могли бродить представители обоих племен-соседей, но запрещалось заходить за нее. «Ничья земля» достигала 10-15 километров в ширину. Были границы и у германцев.

Цезарь в «Записках о галльской войне» пишет о племени свевов, гордящемся, что вокруг его владений лежат пустынные земли на протяжении 60 тыс. шагов. Чем шире полоса, тем сильнее считалось племя; ширина полосы пропорциональна страху, который оно внушает соседям.

Обычно границей были река или горный хребет; где природного рубежа не было, ее обозначали специально вырытыми рвами, просеками в лесах. Нейтральные полосы имелись между землями племен Африки и Австралии.

Рабовладельческое государство складывалось обычно в естественных границах.

«Горы, реки и моря служили неимоверно большими препятствиями, чем теперь, и образование государства шло в пределах географических границ, гораздо более узких. Технически слабый государственный аппарат обслуживал государство, распространявшееся на сравнительно узкие границы и узкий круг действий». Ленин В.И. ПСС, т.39, с.74.

Но земли разных народов разделялись еще и иными, невидимыми границами, обозначенными сочетанием географических названий, явно принадлежащих какому-то старому языку. И хотя давно забыто, какой народ назвал словом Москва небольшую речку и что значит слово Киев, хотя много раз сменялись племена, считавшие эти земли отечеством, но оставались жить на земле непонятные имена.
Именно языковые границы географических названий изучал Ф. Энгельс в работе «Франкский диалект».

Еще в XIX веке отечественные историки-географы наиболее частое употребление этнотопонимов отмечали в маргинальных областях, поскольку они вообще «имели практическое значение средства, фиксировавшего право на использование определенной территории». (Там же).

Немного иначе обстояло дело у кочевых племен.

Постоянно перемещаясь по свету в поисках кормов для скота и добычи для племени, порой останавливаясь, кочевники везли свои привычные имена с собой. Старые названия как бы выгораживали в неизвестных мирах психологическую опору для существования колонии.
Так в приуральских степях появились названия семи узбекских родов, ставших названиями башкирских племен, а откочевавшие с приднепровских равнин поляне дают имя Польше.

Желание жить среди привычных названий управляло и мореходами-греками, создававшими полисы-колонии, и славянскими переселенцами, и американскими колонистами: все они давали своим деревушкам имена тех городов, из которых они прибыли на новые берега (Ростов и Галич, Нью-Амстердам и Новый Орлеан).

«Там, где нация уже образовалась или, по крайней мере, ядро нации, там наряду с торгово-географическим положением получает громадное значение и ее военное положение. Чрезвычайную задачу всех современных наций составляет такое проведение границ, которое бы возможно более облегчало защиту территории, принадлежащей нации, и нападение на соседей. Одной из важнейших причин, по которой французы не могут забыть потери Эльзаса, служит именно то обстоятельство, что Рейн и Вогезы являются единственной искусственной защитой Парижа от нападений с Востока. Всякие искусственные укрепления могут лишь в слабой степени заменить этот естественный барьер». Каутский К. Национальность нашего времени, с.28-29.

В этих словах Энгельса о германских государствах подчеркнем два момента: 1) условием дальнейшего существования нации становится государственная власть, 2) эта власть возникла не из их среды, она враждебна им и их эксплуатирует.

Характеризуя эру родового коммунизма германцев, Отто Бауэр считал, что «нацию составляла совокупность всех тех, которые происходили от одного первоначального рода и духовное существо которых определялось в силу естественной наследственности и передачи культурных ценностей, судьбами этого первоначального народа». Бауэр О. Там же, с.140.

«Не всем известно, что Пруссия с ее преимущественно славянским населением еще век назад не считалась немецким государством, хотя ее короли, которые как курфюрсты Бранденбурга были курфюрстами германской империи, рассматривались как германские князья. На конгрессе в Вене Пруссия была зарегистрирована как «славянское королевство», а еще в 1830 году Гегель говорил, что Бранденбург и Мекленбург населены «германизированными славянами». Поппер К. Открытое общество и его враги, т.2, с.62.

Первой крупной державой в Западной Европе было государство Карла Великого. «Король франков Карл Великий завоевал страну саксонцев, живших по р. Везеру, королевство Лангобардское в Северной Италии и Северную Испанию до р. Эбро, отняв эту землю у мавров; он подчинил славянские племена, жившие по р. Эльбе. Словом, Карл Великий создал. монархию, куда входили все германские племена, за исключением норманнов, живущих в Ютландии и Скандинавии, и англосаксонцев, занимавших Британию. Титул короля не соответствовал могуществу Карла, этот титул у германцев носили правители только одного племени, под властью Карла находилось много племен, почему он и принял в 800 г. титул императора». Беллярминов И. Элементарный курс всеобщей и русской истории, с.67.

В Западно-франкском королевстве жили франкская, нормандская, бургундская, пикардийская, провансальская и бретонская нации.

В указе императора Фридриха III от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806 г.

Впрочем, как шутил Иоганн Гете, эта «империя была не священной, не римской и не империей, к немецкой же нации имела самое отдаленное отношение».
В средние века употребление и смысл слова natio расширяются.

Уже в XIII веке natio используется для указания на принадлежность к аристократическому властвующему союзу, т.е. к рыцарскому сословию, правящему определенной территорией. Тут составной единицей феодального государства является уже не род, а фамилия.
Древность происхождения членов рыцарской нации подкреплена фамильными родословными, восходящими к основателям дворянских родов. Их привилегии официально зафиксированы в первых юридических кодексах.

Именно им принадлежит совокупность наследственных прав, закрепляющих их господство в обществе, поэтому нация является политическим представителем страны в международных отношениях.

Народ разобщен, неграмотен, откуда он взялся – все равно, он бесправен.
Любопытны и взаимоотношения между нацией и народом.

Уже в те годы порой раздаются голоса, оспаривающие это положение дел.
Так, в 1484 году на собрании Генеральных Штатов Франции, посвященном введению новых налогов, депутат бургундских дворян Филипп По произносит: «Я называю народом не только низшее сословие, но всех людей всех сословий, живущих в государстве», а делегат Руана Масселен: «В монархии народ остается верховным господином своего имущества, и нельзя отнимать его у народа, пока он в полном составе противится этому».

Для венгерского юриста Вербёци, автора кодекса феодального права «Трипартирум», в начале XVI века «нацию составляют господа прелаты, бароны и другие магнаты, вообще дворяне, прочие же к нации не принадлежат и образуют плебс, чернь». Цит. по Бауэр О. Там же, с.424.

Вместе с тем, возникают высочайшие династии, специализирующиеся на управлении странами, независимо от их национальности. Они выставляют свои кандидатуры на вакантные места, и нации избирают их, заключая с королем договор о собственных привилегиях.

Анжуйский дом несколько веков распоряжался Англией, Южной Италией, Венгрией, Сицилией и Польшей. Члены династии Бурбонов в разные годы правили Францией, Испанией, Сицилией и Неаполем, Луккой и Пармой.

Династия королей Ваза два века властвовала в лютеранской Швеции и католической Польше. Ягеллоны правили Польшей, Великим княжеством Литовским, Венгрией и Чехией.

Династии Омейядов (Испания, Дамаск), Аббасидов (Багдадский халифат), Фатимидов (Египет, Марокко) вели род от Магомета и его близких. Мировой династией были и Чингисиды.

Впрочем, космополитизм правителей, состоящих в договорных отношениях с нацией-аристократией, не слишком мешал формироваться взглядам о нации как естественном единстве.

Но в средневековых республиках, где нет королей, население тоже делится на две категории: граждан республики и ее подданных.

Словом, в республиках нациями считались их граждане.

Со временем слово «нация», охватывая сопутствующие явления, используется уже как в смысле «организующее сословие», так и в значении «происхождение из страны, которой правит нация во главе с монархом».

Так как в эпоху феодализма и во времена абсолютной монархии государственную территорию считали частной собственностью государя: его доменом, вотчиной, из права на территорию выводилось право государя-вотчинника и высшего сословия властвовать над населением вотчины.

Его подданные, жители территории, считаются придатком к территории, которой управляет нация с королем во главе, а затем к «нации» начинают причисляться выходцы с этой территории.

В совете Оксфорда представлены были «северная», шотландская, и «южная», уэлльская нации, но англичане входили в состав обеих.

Эти землячества сохранялись в университетах до начала XX века. Описывая поездку в Швецию в 1899 году, русский журналист Л. Толстой, рассказывая об университете в Упсале, упоминает о студенческих «нациях» общим числом 13. Толстой Л.Л. Современная Швеция. М., 1900, с.34.

На такие же nationes делились делегаты на католических соборах.

Лишь Германия тогда не смогла создать национальную церковь. Она была слишком раздробленной.

На Западе особое значение в период создания нации имеет власть монарха.

Подлинной силой, превратившей короля по должности в монарха нации, была королевская бюрократия. Именно она, бюрократия Франции, является тем социальным институтом, который отныне понимается как нация, точнее, как эталон для создания нации.

«Нации перебираются в столицы, и, действуя отсюда, они начинают постепенно «захватывать в свои руки все население небольших городов и деревень». Каутский К. Материалистическое понимание истории, т.2, с.438.

«Столицы, всасывая и поглощая силы нации, держат ее, не давая развалиться». Тард Г. Социальные этюды, с.174.

Обычно создание централизованного национального государства предшествует колониальным захватам.

Создание монархий и «консолидация» наций Европы происходит обычно путем отрицания бюрократией победивших государств особенностей народов, живущих на захваченных территориях.

Так, провансальцы, нормандцы, бретонцы были силой обращены в подданных французской короны, а их знать стала частью дворянства, войдя в состав единой нации.
В годы рождения Французского королевства по-французски говорили лишь 3 миллиона из 12, они и могли считаться этническими французами.
Испанское королевство Арагона и обеих Кастилий подминает под себя Валенсию, Галисию, Страну Басков.
Английская нация захватывает Великобританию, преодолев противодействие шотландской, ирландской и валлийской наций.

Воистину, «история есть вековой допрос наций судьбою, допрос, который решает их участь и нередко осуждает их на казнь». Тард Г. Социальные этюды, с.192.

По мере развития в Европе феодальных государств термин «нация» все чаще используется в обиходе и для обозначения населения, живущего в стране.
Так, уже в начале XVIII века англичанин Даниэль Дефо использует слово «нация» в передовых статьях газеты «Обсервер», где пишет о грозной и многочисленной нации московитов, нависшей над шведской нацией.

Считается, что в русский обиход понятие нации введено Петром I. Словарь М. Фасмера, т.3, с.51. (Со ссылкой на книгу Н. Смирнова «Западное влияние на русский язык в петровскую эпоху». СПб, 1910, с.203).

Резюмируем: представление о нации как выразителе политической воли населения страны, т.е. его политическом представителе, а затем как политическом сословии, формируется исподволь.

По мере усиления личной королевской власти и формирования сословия бюрократии, право на участие в выработке важных решений, формально концентрируясь в руках монарха, охватывает более широкую группу людей. Возникает сословие власти, существенным признаком которого становится доступ к центру власти, что оказывается важнее знатности, древности происхождения, верности обычаям, соблюдения религиозных обрядов и т.д.

Но понятие о нации как едином целом, объединяющем все население, не может стать политической силой, пока в обществе есть несколько сословий, не равных в правах и обязанностях. О каком национальном единстве можно рассуждать, пока есть господа и рабы?

Понятие суверенитета возникает в борьбе папства с приверженцами власти королей. Сторонники приоритета власти папы доказывали, что его власть исходит от бога, а власть королей земного происхождения, она основана на договоре, когда-то заключенном ими с нацией, или вообще исходит от дьявола.

Так, в 1081 г. папа Григорий VII, отлучивший в 1077 г. от церкви будущего императора Священной Римской империи Генриха IV, писал мецскому епископу: «Кто не знает, что светские государи обязаны своею властью врагам бога, которыми предводительствует сатана и которые хотят господствовать над равными себе людьми посредством высокомерия, грабежа, измены, предательских убийств и всех других преступлений?». Плеханов Г.В. Соч., т.20, с.137.

Идея суверенитета королей родилась в годы расцвета французского абсолютизма. Суверенитет, по его определению, есть власть принудительная, господствующая; власть первоначальная, непроизводная; власть верховная, независимая, самостоятельная, сама ставящая себе предел, сама определяющая свою компетенцию; высшая власть, чье понятие не допускает никаких степеней.

Выдающимся выразителем этой идеи считается французский юрист конца XVI века Жан Бодэн. Он говорит о суверенной, т. е. вовне и внутри независимой власти короля. Король связан лишь велениями естественного и божественного закона. Он свободен даже от своих постановлений. Впрочем, для Жана Бодэна, Мишеля Монтеня и их современников важна идея королевского, а не государственного суверенитета, хотя тогда уже намечалось разграничение прав короля и государства в вопросе о государственных землях.

В будущем Жан-Жак Руссо и его ученики провозглашают принцип суверенитета не королей, а народа. Руссо был убежден, что общество может существовать лишь на основе общественного договора.
Согласно Руссо, «общественный договор родит впервые существование нации. Нация, народ есть совокупность сговорившихся и согласившихся индивидов, выражение их доброй воли и их сознательных намерений». (Ссылка на принадлежность этой идеи Ж.-Ж. Руссо в кн. Н.Н. Алексеева. Русский народ и государство, с.428).

Так в политический лексикон человечества входит идея нации как суверена, как свободного народа, самостоятельно выбирающего себе власть, и начинаются споры об ее сущности.

Джон Локк (1632- 1704) тоже считал источником власти народ и в правах гражданина видел первооснову народных прав. Его «Трактат о государственном правлении» начинался со слов: «Рабство настолько отвратительное и оскорбительное для человека состояние, оно столь несовместимо с великодушием и отвагой нашего народа, что невозможно представить англичанина, а тем более джентльмена, который мог бы высказываться за него».

Понятие нации уже задолго до Великой Французской революции являлось объектом интернационального анализа.

Еще в 1721 году Ш. Монтескьё, описывая в «Персидских письмах» от имени перса Рики нравы наций Европы, иронически охарактеризовав некоторые из них и высказал догадку о зависимости нравов народов от их географического положения.

В 1725 году итальянец Дж. Вико в книге «Основания новой науки об общей природе наций» писал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия).

По мнению Вольтера, национальные особенности народов и их духовные черты слагаются под влиянием и воздействием трех сил: климата, политического устройства страны и религии. Вольтер Ф.М. Эссе о характерах и духе наций (Essai sur les moeurs et l’esprit des nations, 1756). На русском языке выходило под названием “Опыт о нравах и духе народов”.

В начале XVIII века во Франции состоялся знаменитый диспут между графом Буленвилье и аббатом Дюбо.
По мнению Буленвилье и его единомышленников, высказанному в сочинениях 1727-1732 гг. («История древнего правления Франции» и др.), завоевание Галлии германским племенем франков породило монархию и дворянство. «Франки являлись элитой народа, который сам был элитой среди других народов».

А Дюбо, оспаривая в «Критической истории установления французской монархии» сам факт завоевания, отвергал законность прав короля и знати на власть.

«В течение 13 столетий Франция состояла из двух народов: народа-завоевателя и народа порабощенного. В течение тринадцати веков побежденный народ боролся для того, чтобы свергнуть иго народа-победителя. Наша история есть история этой борьбы. В наши дни произошла решительная битва. Эта битва называется революцией… День, когда рознь должна была разрешиться, наконец, настал». «Революция изменила относительное положение обоих народов: прежний побежденный народ сделался победителем; он в свою очередь завоевал Францию». Обобщая социальную историю Франции, Гизо писал: «Борьба сословий наполнила, или скорее, создала всю эту историю». Гизо Ф. Du gouvernement de la France. (сентябрь 1820 г.).

Защищая права знати, граф Жозеф де Местр на вопрос «Что есть нация?» отвечал в своей брошюре: «Суверен и аристократия!».

Франция идет к революции.

Король, желая ввести новое налогообложение, издает указ о созыве Генеральных Штатов страны.
Генеральные штаты открылись в Версале 5 мая 1789 г., но первые недели прошли в пререканиях между привилегированными и третьим сословием о способе совещаний: первые два штата не хотели подчиниться третьему сословию, требовавшему совместных заседаний.

Категорически отвергая предложение Сийеса назвать сидящих в зале «облеченных доверием французской нации», граф-расстрига Оноре де Мирабо произносит пламенную речь: «Не принимайте пугающего (!) названия. Ищите такое, которое нельзя было бы оспаривать, и которое, будучи более скромным и менее торжественным, было бы всегда подходящим. А таковой формулой, по моему разумению, является следующая: «представитель французского народа».

По мысли Мирабо, понятие нации несет в себе неистребимое представление о многовековом безжалостном господстве нации над народом Франции.

В конце дебатов Мирабо вновь пытается отстоять свое мнение.

Но предложение Сийеса участникам обсуждения больше по душе.

Именно эту формулу повторяют историки, доказывающие, что возникшее в революционной Франции понятие нации носило гражданский характер. Тем не менее, хотя этот факт наши исследователи старались не замечать, мотив восстания против национального гнета в Великой Французской революции звучал весьма отчетливо.

В будущем Наполеон по этому поводу обронит одну из своих емких фраз: «В революции галлы свергли иго франков».

Мысль, что англичан на две различные нации разделила крупная промышленность, была, как известно, почти одновременно с Энгельсом высказана Дизраэли в его романе Sybil, or the Two Nations (Сибилла, или Две нации).
Так что теория о существовании внутри одной нации двух наций изобретена отнюдь не В.И. Лениным.

Наконец 17 июня третье сословие приняло важное решение, объявив себя национальным собранием, в качестве представителей 96% нации. Это постановление превращало средневековые сословные генеральные штаты в бессословное национальное собрание. К указанному решению вскоре присоединились приходские священники и некоторые дворяне; но двор был им крайне недоволен, и король велел закрыть залу заседаний национального собрания.

Тогда депутаты собрались в манеже для игры в мяч (Jeu de paume) и поклялись друг другу не расходиться и собираться всюду, где представится возможность, пока Франция не получит прочного государственного устройства (20 июня). Следующее собрание состоялось в церкви, так как и манеж был заперт.
На 23 июня двор устроил королевское заседание, в котором Людовик XVI произнес речь с приказанием штатам впредь собираться отдельно.

Когда король оставил залу, депутаты высших сословий удалились вслед за ним, но третье сословие продолжало заседание. На требование одного из придворных разойтись, Мирабо гордо ответил, что депутаты собрались по воле нации и удалить их можно лишь силой штыков.

Через несколько дней король уступил, и почти все депутаты двух первых штатов вошли в состав национального собрания. В сущности, однако, при дворе не думали уступать. Вокруг Парижа и Версаля стали собираться военные силы, что очень беспокоило и национальное собрание, и народ.

Когда в столицу пришло, вдобавок, известие, что Неккер, в то время пользовавшийся громадной популярностью, получил отставку, и что ему даже приказано покинуть Францию, в Париже произошло восстание, в котором главную роль играли голодавшие от безработицы и дороговизны хлеба рабочие.
Чувство единого порыва охватывает Париж.
14 июля народные толпы разграбили арсенал и оружейные лавки, напали на государственную тюрьму Бастилию и овладели ею, освободив всех заключенных.

Решением Национального собрания, представляющего уже всю нацию, отменены различия между сословиями, провозглашено национальное единство. На место монарха, правящего государством по воле божьей, возводится нация, священная воля которой становится фундаментом государственности.

В схватке парламента с королем идея суверенитета нации и ответственности правительства перед нацией чеканится в юридических терминах.
«Суверенитет нации един, вечен, неотчуждаем и неотъемлем». Там же, с.116.

В «Декларации прав» содержится даже право народа на восстание: «Если правительство насильственно нарушает права народа, восстание становится священнейшим из прав и необходимейшей из обязанностей».

Любопытно, что ту же мысль можно найти в трудах отца церкви Фомы Аквинского: «Тираническое правительство несправедливо, ибо оно стремится не к общему благу, а к частному благу того, кто правит… и поэтому восстание, поднимаемое против такого правительства, не имеет мятежного характера»…

Теперь нацией именуют все взрослое население мужского пола, живущее на территории страны (в состав Франции тогда входили провинции итальянские, немецкие, фламандские).
Впрочем, это уже детали.
Главное, что становление идеи нации началось как революционный процесс расширения прав все большей части населения, пока наконец гражданство не охватило его собой целиком и полностью.

Королевская чета в июне 1791 г. пыталась сбежать за рубеж и была арестована. Поэтому в августе 1791 г. король Пруссии и австрийский император договорились помочь французскому королю подавить революцию.

Но одновременно родилось представление о нации, силе более великой и священной, чем монархия. Иностранная агрессия усиливает объединение вокруг национального знамени. Все возлагается на жертвенник Родины!

Проводятся массовые реквизиции ценностей, идет поголовный призыв новобранцев, музыканты и писатели, художники и певицы обязаны пробуждать патриотические чувства.

Оппозиция диктатуре добродетельных людей, посвятивших себя спасению отчизны, равносильна измене нации. Не желающих быть патриотами следует заставить быть истинными сынами отечества. Вся нация должна встать в ряды защитников отечества. Объявляется призыв в армию на основе всеобщей воинской повинности.

Дантон призывает к революционному единству нации: «Когда отечество в опасности, никто не может отказаться служить ему, или он будет объявлен бесчестным предателем. Подлежит смертной казни каждый гражданин, отказавшийся встать в строй, и кто прямо или косвенно противодействует мерам общественной безопасности». Дантон Ж. Речь в Конвенте от 2 сентября 1792 г.

Национальный Конвент провозглашает: «Отечество в опасности! К оружию, граждане!». Революционные части Франции идут в бой с криком: «Viva Nation!»

Именно с этого дня, а не с “первой империалистической” русско-японской войны 1904-1905 гг., как думал В.И. Ленин, «безвозвратно канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками или представителями полуоторванной от народа касты. Войны ведутся теперь народами». Ленин В.И. ПСС, 5 изд., т.9, с.154.

Размахивая знаменем спасения отечества, группировки Конвента отбирают власть одна у другой. За казнью Мирабо лишились голов жирондисты. Затем якобинцы во главе с Робеспьером, победив эбертистов, создают Комитет общественного спасения.

Но от имени нации уже выступает политическая бюрократия Франции. Всего через полтора века нация-аристократия, посягнувшая на права короля, дабы захватить политический суверенитет, была низвергнута и лишилась своих прав, а нацией-сувереном стали называть весь народ страны, за вычетом аристократии.

«Подобно живому организму, язык рождается, растет и умирает; в продолжение своего существования он проходит ряд эволюций и революций, усваивая и отбрасывая слова, речевые комплексы и грамматические формы», — утверждал французский марксист Поль Лафарг. Он же писал о «внезапной языковой революции, совершившейся между 1789 и 1794 годами». После взятия Бастилии французы заговорили по-другому.

В те годы не было недостатка в пророчествах, что без попавших на гильотину или бежавших за границу дворян, Франции суждено погибнуть. Похожие прогнозы в ХХ столетии звучали и по поводу России, будто «утрата наиболее ценного наследственного материала», связанная с массовым бегством русской аристократии, буржуазии и буржуазной интеллигенции после Октябрьской социалистической революции, неминуемо приведет к гибели русский народ как «цивилизованную нацию».

Подобный процесс прощания с национальной утопией пережили Франция, мировой банкир 19-го века, послегитлеровская федеративная Германия, расставшаяся с самурайским кодексом Япония, сбросившая апартеид ЮАР.

Вместе с тем, в Европе вызревает понимание нации как природной общности, возникшей в силу разных причин.

В сущности, в его лице идея национальной агрессии впервые потерпела столь сокрушающее поражение.

«Всеобщая война народов против Наполеона была ответной реакцией национального чувства, которое Наполеон попирал ногами на глазах у всех народов». Энгельс Ф. Роль насилия в истории. – В кн. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. 21, с.421.

В чем был просчет Бонапарта?
Он не учел угрозы сопротивления испанцев, немцев, венгров, русских. Они стали националистами после вторжения корсиканца в их земли, но их национализм возник как защитная реакция, а не из-за заражения идеями революции 1789 года. Сначала им был непонятен пафос на чужом языке, хотя французы свергали власть их монархов и раздавали крестьянам землю.
Когда Наполеон возложил на себя императорскую корону и вместо преобразований в захваченных странах назначал братьев королями, он уже не отличался от прочих императоров и королей, желающих поживиться за счет соседей.

Попытки сопротивления наций Наполеону жестоко карались. За издание анонимной брошюры против его господства «Германия в ее глубоком унижении» (Deutschland in seiner tiefen Erniedrigung, Нюрнберг, 1806), проникнутой духом патриотизма, книготорговец И.Ф. Пальм был расстрелян французскими властями.

Однако идея нации как общественного договора, как единства граждан, равных перед законом, уже воспринята мыслителями иных стран.

М.А. Фонвизин писал, что правительства стран Европы, поднимая свои народы против Наполеона, торжественно поклялись дать им свободу и представительные учреждения, а после победы над ним беззастенчиво обманули их и даже «стали вменять в преступления справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы.

Но даже и в Европе тогда звучали голоса, относящиеся к восстанию греков скептически.

Очерк истории Европы В.О. Ключевского отражает всю сложность происходившего в ней процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *