Что обеспечивает безопасность для личности

ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5 марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)

«О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1

от 5 марта 1992 года

(в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел I . Общие положения

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Статья 3. Угроза безопасности

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Статья 4. Обеспечение безопасности

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Источник

Безопасность личности и её составляющие

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Илларионов Александр Геннадьевич,

основ безопасности жизнедеятельности

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№31» города Казани

В нашем мире безопасность личности рассматривается в качестве основного условия безопасности общества, в свою очередь составляющего безопасное государство. Человек, его права и свободы есть высшая ценность нашего государства, и потому из трех объектов национальной безопасности (личность, общество и государство) на первое место выдвигается безопасность личности, которая носит основополагающий характер.

Безопасность личности предполагает особый объект защиты (личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах), присущие только ему особые средства, которыми человек обеспечивает собственную безопасность.

Появившийся в рамках научного вектора развития безопасности жизнедеятельности, в России данная позиция уже получила определенное законодательное и в первую очередь конституционное закрепление, а также доктринальное развитие. Речь идет о норме ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей отмену или умаление прав и свобод человека и гражданина, о режимах чрезвычайного и военного положения, целях и условиях их введения, а также предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничениях конституционных прав и свобод личности[2].

Конечно, сразу рассматривать человека как личность нельзя. Ведь не зря имеет место быть такое понятие, как «становление личности», которое позволяет нам сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.

Личность — это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются вместе с опытом жизни в обществе.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Поэтому понятие «человек», которым определяется телесно-духовное социальное существо, шире понятия «личность».

Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная среда) факторами.

Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда. Поэтому, определяя объект безопасности личности, Закон РФ «О безопасности» выделил ее права и свободы[4].

Исходя из этого угрозами безопасности личности выступают:

лишение жизни, здоровья, дееспособности;

насилие, связанное с разрушением сложившегося и навязыванием чуждого мировоззрения;

манипулирование сознанием и поведением;

нравственное развращение и физическое растление;

ограничение или лишение общечеловеческих прав и свобод;

насильственное подчинение преступным целям и группировкам;

использование человека как средства обогащения и т. д.[5]

Успешность выстраивания взаимоотношений с социально-политической средой для личности во многом зависит от системы социальных гарантий, которые даются ей государством.

В нашем государстве социальные гарантии безопасности личности являются конституционными гарантиями. Так, в Конституции РФ (1993 г.) социальная защищенность выражается в социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду (ст. 40-42)[3]. Эти конституционные нормы сформулированы в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.)[2].

Особое место в безопасности человека занимают, влияющие на нее, социальные факторы:

общей культуры, культуры обслуживания;

нравственные и эмоциональные характеристики.

Другим показателем безопасности личности в социальной сфере является уровень преступности. Рост асоциального поведения объясняется как падением уровня жизни, так и изменением общественной морали, кризисом нравственности, а также ослаблением роли государства в регулировании общественных отношений.

Главными показателями качества осуществления безопасности личности можно считать:

Показатели, связанные с экономической сферой:

уровень ВВП на душу населения;

Показатели, связанные с социальной сферой:

уровень жизни населения;

доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

уровень заболеваемости населения;

естественный прирост (убыль) населения;

уровень улавливания загрязняющих веществ;

Исходя из этого, основными формами социальных гарантий безопасности личности являются прожиточный минимум и основанные на нем минимальная пенсия и минимальная зарплата, социальные выплаты при рождении ребенка, при безработице, при болезни, при временной нетрудоспособности, материальная помощь в связи с беременностью и родами, при воспитании ребенка, особенно для одиноких родителей, поддержка сирот, инвалидов, малообеспеченных граждан.

Наука выделяет 4 основных вида безопасности личности:

Физическая безопасность личности для подавляющего большинства людей является приоритетной. Она отражает биологическую потребность человека в защите организма от внешних посягательств на целостность его структуры и специфический обмен веществ. Она позволяет человеку чувствовать себя комфортно в любых условиях, в любом обществе. Её достижение является главной задачей каждой отдельно взятой личности, общества в целом, государства и всего мирового сообщества.

Экономическая безопасность личности является показателем благосостояния и стабильности в обществе. Она основывается на уверенности человека в защищенности его экономических интересов. Экономическая безопасность личности зависит не только от государства или общества, в котором живет человек, но и от самого человека. Более того, экономическая безопасность всего общества, неразрывно связана с экономической безопасностью каждого гражданина, каждой личности.

Информационная безопасность личности – это состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и свободы.

Информационная безопасность личности характеризуется защищенностью психики, сознания от опасных информационных воздействий (манипулирования, дезинформирования и т.п.). Она зависит как от личностных качеств индивида, так и от моральных, социальных и правовых условий в обществе.

Информационная безопасность личности нуждается в постоянной защите. В России эта защита осуществляться на уровнях государства, общества и индивидуума.

Проблемы психологической безопасности личности решают специалисты в сфере психологии безопасности. Они изучают закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения и разрабатывают рекомендации по психологической защите, т.е. сохранению целостности и стабильности человека или группы людей как психологических систем[5;с.41-44].

Субъекты безопасности личности – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане.

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ так определяет основные принципы обеспечения безопасности личности:

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

Системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасность;

Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности [4].

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности личности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Безопасность личности, прежде всего, обеспечивается законами государства и всей системой экономической, правовой, политической и социальной защиты, существующей в обществе.

Любое живое существо реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий низших живых существ по обеспечению безопасности:

предвидением развития событий;

оценкой последствий своих действий;

анализом причин опасностей;

выбором наиболее эффективного варианта действий.

Безопасность личности обеспечивается формированием комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, благодаря которым она развивается и реализовывается социально, не испытывая противодействия государства и общества.

Таким образом, безопасность личности – одна из главнейших задач и неотъемлемая составляющая деятельности человека, общества, государства, мирового сообщества.

Неумение обеспечить безопасность личности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на состояние и развитие общества.

Источник

Безопасность личности, общества и государства

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что обеспечивает безопасность для личности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

1
Лечебный факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
ЛЕКЦИЯ

для студентов медико-профилактического факультета
Тема: БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Москва 2017
Профессор кафедры
доктор медицинских наук
Русанов Сергей Николаевич
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
Первый Московский государственный медицинский университет
имени И.М. Сеченова
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Сеченовский Университет)

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

«Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь»
(Цицерон)

Описание слайда:

Наиболее значимыми и приоритетными направлениями внутри- и внешнеполитической деятельности Российской Федерации на современном этапе является безопасность личности, общества и государства. Анализ именно этой проблемы обусловлен рядом факторов.

Во-первых, решение этих задач обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие и обновление России, достижение масштабных целей национального развития, которые лежат в основе общероссийской национальной идеи.

Во-вторых, задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства носят всеобъемлющий характер и требуют для своего решения проведения комплекса мероприятий в различных сферах.

В-третьих, 28 декабря 2010 года принят Федеральный закон № 390-ФЗ «О безопасности», в основу концепции которого легла триада обеспечения безопасности: личности, общества, государства. Закон уточняет принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, закрепляет основные цели международного сотрудничества в данной области, расширяет функции Президента РФ в сфере безопасности.

Описание слайда:

6
Законодательством Российской Федерации предусмотрены:

национальная безопасность, безопасность государства,
общественная безопасность, экологическая безопасность,
безопасность личности и иные виды безопасности.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют:
Конституция Российской Федерации;
общепризнанные принципы и нормы международного права;
международные договоры Российской Федерации;
федеральные конституционные законы;
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Описание слайда:

7
ЕДИНСТВО СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Описание слайда:

Базовые понятия и основные положения

Согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз
К основным объектам безопасности относятся:
личность;
общество;
государство

Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.

Описание слайда:

Базовые понятия и основные положения

Личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

13
1.2. Структура систем для анализа безопасности личности, общества и государства
Безопасность биосферы
Безопасность человечества
Национальная безопасность
Безопасность проф. коллектива
Безопасность личности
Биосфера
Человечество
Нация
Коллектив
Личность
Структура систем для анализа безопасности.
Объекты опасности
Системы для анализа безопасности
КОСМОС
Проблемы безопасности в новой эпохе составляют неразрывный комплекс: автономное решение любой из них изменяет ситуацию в целом. Каждый человек заинтересован в решении всего комплекса проблем.

Описание слайда:

Источник

Безопасность личности, общества и государства

Отсутствие безопасности становится понятным каждому, кто в своей профессиональной деятельности или повседневной жизни столкнулся с необходимостью защищаться от воздействия неких информационно-психических, техногенно-природных или физических сил.

Таким людям не надо объяснять, насколько актуально иметь нормальные человеческие условия для сохранения жизни, поддержания рода, эффективности работы и спокойного отдыха. Эти люди знают, что такое чужая сила и собственный страх, и не хотят, чтобы ситуации силового давления или психического воздействия повторялись в их жизни.

В самом общем виде под безопасностью понимается ситуация, при которой кому- или чему-нибудь не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо. При этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв, тогда как безопасность последних обеспечивается лишь в двух случаях: либо конкретные жертвы парируют все опасности, либо для них они вообще не существуют.

Безопасность — это состояние или положение, когда нет
опасности. Однако, как показывает история, такого состояния
достичь ни отдельному человеку, ни различным формам сообщества людей не удавалось. Наоборот, стремясь защититься от
опасности, люди создали такие виды вооружений и в таком
количестве, что это стало наиболее явной опасностью для каждого живущего.

Безопасность является одной из; важнейших; потребностей человека вслед за его потребностью в пище,: воде, одежде и жилище. Это не только общенаучная, но и философская категория. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости конкретных объектов, их отношения к внутреннему и внешнему миру.

Однако это не вещь в себе, скрывающаяся за такими терминами, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, информатика, социальная политика, здоровье народа, технология и т.п. Это вполне конкретная, ясная и четкая категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненно важных интересов человека, общества, государства.

Философ и правовед, политик и ученый по-разному формулируют многогранное понятие «безопасность», стараясь приспособить его к своей сфере деятельности.

Официальное толкование понятия «безопасность» сформулирована в Законе РФ «О безопасности» — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Важно, что новых условиях сущностью безопасности становится защита нё только государства и его политических институтов, но в большой мере человека и общества. Первоочередной становится проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова, бёзопасности социума — личности, отдельных групп населения, общества в целом.

Это значит, что первооснову национальной безопасности России должны составлять интересы отдельных личностей, из которых вытекают интересы общества и государства. Именно от человека в решающей степени зависит обеспечение безопасности всех. Безопасность каждого предопределяет безопасность общества и государства. Особенно важно утверждение. человеческого измерения безопасности в связи с тем что в Современные условиях стабильность обстановки в стране все больше и больше определяется внутренними, а не внешними факторами.

Отсюда основными объектами безопасностиРоссии является:

Властные структуры рассматриваются как Инструмент, предназначенный для обеспечения наилучших условий развития личности, общества и самого государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей.

Можно выделить три основных фактора, характеризующих безопасность России как государства. Это:

жизненно важные интересы государства. К ним относятся территориальная целостность и суверенитет, активное и равноправное включение в мировое сообщество, стабильность и демократический правопорядок внутри страны;

характер и источник угроз. Они заключены в качествах человека, в личностных человеческих отношениях;

• возможность отражения существующих угроз. Она опирается на силу государства, баланс сил в мировой системе государств и геополитическую ситуацию в регионе и мире в данный момент.

Обеспечение безопасного развития общества, т.е. упреждение и исключение внутренних и внешних опасностей, является одной из важнейших задач политики властных структур России. Раз-витию и существованию общества могут угрожать самые- разные опасности: экономического, военного, экологического, информационного и другого характера.

Под системой обеспечения безопасности понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важ-НЬ1Х интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Задачами этой системы являются:

• разработка и осуществление мер по защите интересов;

• формирование, функционирование и развитие органов, сил и средств обеспечения безопасности;

• восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий.

Цели системы обеспечения безопасности включают: выявление, предотвращение, пресечение, локализацию, отражение, нейтрализацию и уничтожение угроз.

Обычно выделяют три интегральных вида безопасности в соответствии с тремя совокупными видами ресурсов и ценностей: социальную, экономическую и территориальную свою очередь каждый из их трёх видов безопасности делится еще та три вида:

социальная безопасности — это правовая, интеллектуальная, духовно-культурная безопасность;

экономическая безопасности — это хозяйственная; технологическая, финансовая безопасность;

· территориальная безопасность — жизненная, сырьевая и

Базовыми показателямибезопасности следует считать вероятности появления либо не появления катастрофических или аварийных происшествий, риск социально-экономического ущерба при их возникновении и затраты, необходимые для предупреждения. Критерием эффективности различных мер обеспечения безопасности будут те уровни опасности, которые соответствуют минимуму соответствующих издержек, а оптимальными ‘— мероприятия, влекущие максимальный для заданных затрат прирост показателей безопасности либо минимальные для приемлемого ее уровня затрат.

Безопасность страны непосредственно связана с экономическими, политическими, научно-техническими, демографическими I аспектами развития общества, с состоянием и развитием его \ культуры, образования и воспитания, с духовной жизнью людей \ и включает сложный механизм сохранения и развития системы I Ценностей и интересов народов, населяющих страну.

Идея безопасности в этом случае оформляется как интегрирующая доктрина страны.Само содержание безопасности поднимается как поддержание широкого комплекса социальных, культурных и иных ценностей данного общества, обеспечение им возможностей для развития именно у себя в стране. Мера защищенности связывается не только с мощью войск и внутренней охраны, но с такими категориями, как стабильность и предсказуемость, законность и правопорядок, с наличием политических и иных механизмов, способных адекватно реагировать на неизбежные, в том числе внезапные, социальные изменения. Исходной предпосылкой при рассмотрении проблемы безопасности является понятие опасность.Опасность — это объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный (или биологический) организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.).

Источник опасности— это условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

Под угрозамиобычно понимается совокупность факторов и
условий, представляющих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Любая стратегия безопасности разрабатывается исходя из
национальных интересов и ценностей.
Понятие «национальные интересы» является собирательным,
включающим все остальные виды интересов Этот термин стал
широко использоваться сравнительно недавно, в нашей стране
НЭ протяжении семи десятилетий в большем ходу были «интернациональные» императивы.

Бытует мнение, что у любой страны (в том числе и у России) существуют некие «вечные» интересыи что именно им должны быть подчинены все аспекты деятельности государства. Но такой взгляд предполагает, что и само государство, и мир вокруг него остаются статичными, причем не только с точки зрения сохранения своей социально-политической организации, но и в плане развития общественной мысли, продвижения границ человеческого познания и появления новых технологических возможностей. Очевидно, что это не так.

Правильнее было бы встать на ту позицию, что «национальные интересы «должны подразумевает прежде всего и больше всего максимальную чувствительность государственного самосознанияк тому, что можно было бы назвать «базовыми переменами» в логике и в условиях существования, происходящими в результате действия факторов не подверженных государственному контролю.

По своей направленности интересы ориентированы на обеспечение, выживания,- прогрессивного развития и в той или иной

степени лидерства личности, общества, государства. Особое значение имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает само существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства. Другие интересы, не связанные проблемой выживания, принято относить к второстепенным.,

Национальная безопасностьв широком смысле — способность общественной системы страны обеспечить высокий уровень жизнедеятельности нации и ее конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях надежного существования и устойчивого развития.Это предполагает создание в обществе таких условий, которые на каждом конкретном историческом этапе способствовали бы:

во-первых, интеллектуальной и практической мобилизации, структурных возможностей для его устройства или переустройства; : во-вторых, оптимальному использованию этих возможностей

г» в интересах и целях повышения социальной эффективности и конкурентоспособности страны;

в-третьих, ориентации не только на предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз, но прежде

всего на стимулирование социально-экономического, культурного развития общества.

Тогда идею национальной безопасности России можно сформулировать как способность государственно-территориальной общности народов страны полностью удовлетворять, несмотря на объективно существующие угрозы, те потребности, которые необходимы для их самосохранения.

Главными же объектами безопасности должны быть не интересы личности, общества и государства», как это сказано в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г., а прежде всего граждане с присущим им укладом и территорией. Толькосохранение двух последних гарантирует удовлетворение как физиологических потребностей населения, необходимых для самосохранения и воспроизводства, так и социально-духовных гостей, без которых немыслимо самовыражение и всестороннее развитие каждого.

экологическую, технологическую интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую и другие виды безопасности.

Совокупность этих видов безопасности называется системой национальной безопасности.Под этим подразумевается специально созданная и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов России.

Приоритетность того или иного вида национальной безопасности определяется объективными факторами:

во-первых, потребностью граждан, общества, государства и

‘Мирового сообщества в нем для самосохранения и развития;

1во-вторых, растущей уязвимостью людей и жизненно важных

«объектов без сосредоточения усилий на ее укреплении;

*в-третьих, наличием широкого круга угроз и опасностей,

?» ; которым должна противостоять данная система безопасности. Исходя из этого, объектами национальной безопасностиназывают реально существующие явления, процессы и отношения, защита которых составляет стратегическую цель и основное’ содержание политики безопасности. »

К основным объектам национальной безопасность относятся:

· личность: ее жизнь, свобода и собственность;

· социальные, территориальные, этнические, языковые, религиозные и другие группы, включая семью, национальные и иные меньшинства: их право На организацию, возможность самостоятельно решать вопросы групповой идентичности; общество: его- материальные и духовные ценности;

· государство: его конституционный строй, суверенитет и

Важнейшим критериемнациональной безопасности является, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, социальной группы, общества в целом и государства, их взаимная ответственность в обеспечении безопасности.

В свою очередь политика национальной безопасности —это взаимосвязанная система целенаправленных усилий государства и других политических институтов общества, призванных обеспечить их функционирование.

Концепция национальной безопасности \
Российской Федерации

Безопасность — дело общегосударственное, всенародное в самом глубоком и полном смысле этих слов. Она имеет интегральный характер и является совокупным результатом объединенных усилий всех федеральных, региональных и местных органов власти и управления, всех сил и средств, имеющихся в распоряжении государства. Обеспечить безопасность России можно только в рамках общенациональной концепции безопасности.

В условиях отсутствия четкой концепции национальных интересов в общегосударственном масштабе министерства и ведомства вынуждены были определять их на своем уровне. Ранее был разработан ряд общероссийских концепций по отдельным сферам жизни общества: экологической безопасности, информационной безопасности и др. При этом отмечалось смещение акцентов на узкопрофессиональные, интересы при решении любой конкретной проблемы.

Многочисленные обсуждения структуры и содержания Концепции национальной безопасности позволили сформулировать основополагающие положения ее структуры и содержания.Это должен быть принципиально новый документ российской действительности, предполагающий создание для нее развитой правовой основы. Он должен иметь ряд существенных отличий от ранее принятых нормативных документов, носивших зачастую стихийный характер, элементы недостаточной целенаправленности и согласованности.

Речь шла о создании (впервые в отечественной истории) долгосрочного программного документа глобального характера. Он должен опираться на Конституцию РФ, Федеральный закон «О безопасности», другие нормативные документы и стать своего рода базой для концепций и доктрин во всех сферах безопасности общественной жизни: экономической, политической, социальной, военной, экологической и т.д.

2. Концепция должна представлять собой систему совершенно ясных, четких и определенных представлений о жизненно важных национальных, региональных и глобальных интересах России — великой державы с многотрудной историей и уникальной ролью в судьбах мирового прогресса. Отсюда необходимость разработки научно обоснованных, всесторонне выверенных критериев определения таких интересов, методологии выявления и процедуры утверждения приоритетов.

3. Концепция должна содержать всесторонний анализ и классификацию существующих и потенциальных угроз безопасности России и их ранжирование, а также отправные моменты для создания и эффективного функционирования внешних и внутренних механизмов как превентивного, так и оперативного предотвращения и отражения этих угроз.

4. В концепции должна найти адекватное воплощение совокупность официально принятых взглядов на формы, способы, силы и средства обеспечения безопасности личности, общества, государства, т.е. своего рода стратегия общенациональной безопасности.

5. Концепция безопасности должна исходить из реальных возможностей государства, предусматривать рациональное использование ресурсов, взаимодействовать с внутри- и внешнеполитическими, социально-экономическими, научно-техническими, информационными и всеми другими аспектами жизни и деятельности общества и государства.

Словом, концепция должна была сфокусировать в себе такие цели и задачи обеспечения безопасности, такие пути и методы их достижения, которые соответствовали бы историческому месту и предназначению России в мировом сообществе, ее роли в современных условиях и в перспективе. Она должна обеспечивать координацию общегосударственных, общенародных действий в области безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях, организацию внутри- и межгосударственного взаимодействия при решении экстренных и долгосрочных задач безопасности.

Опираясь на эти положения, была разработана и принята в январе 2000 г. в новой редакции «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»(утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.).

Концепция представляет собой совокупность официально принятых взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие направления государственной политики нашей страны. При этом под национальной безопасностей России понимается безопасность её многонационального народа как носителям суверенитета и единственного источника, власти в стране.

Концепция состоит из четырех основных модулей, или блоков. Первый блок посвящен месту и роли России в современном мире. Указано, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях.

Во втором блоке рассматриваются национальные интересы России, под которыми понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

В третьем блоке показаны типы угроз национальной безопасности России. Указано, что состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности.

Перечислены типы угроз в экономической, социальной, экологической и информационной сферах, в области криминализации общественных отношений и расширения терроризма. Особо внимание уделено угрозам в международной и военной сферах.

Четвертый блок посвящен проблемам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основными задачами
в области обеспечения национальной безопасности России являются:

· своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

• реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

· обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями России прежде всего с ведущими государствами мира;

· подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

· принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

· коренное улучшение экологической ситуации в стране.

В соответствии с Концепцией в формировании и реализации
политики обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации принимают участие: Президент РФ, Федеральное
Собрание РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ,’
федеральные органы исполнительной власти, органы исполни-
тельной власти субъектов Федерации.

В заключение отмечается, что Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную

Следует иметь в виду многочисленные перечни типов угроз в различных сферахгосударственной и общественной

деятельности, сформулированные в Концепции, нельзя считать Окончательными и ранжированными по степени приоритетности ^гроз, что скорее всего является функцией Совета Безопасности Р/Ь. В этой связи может возникнуть вопрос о том, следует ли фиксировать подобные перечни в Концепции безопасности, а если да, то какова должна быть степень их детализации. Видимо, целесообразно сократить эти перечни до упоминания лишь наиболее опасных и приоритетных с точки зрения Совета Безопасности РФ угроз и перенести основную смысловую нагрузку на необходимость создания эффективного механизма, обеспечивающего своевременное распознавание угроз и адекватное реагирование на их возникновение.

Теперь принципиально важно детально продумать и создать эффективный механизм разработки и практической реализации Концепции безопасности, процедуры подготовки и принятия решений в сфере обеспечения безопасности, организации их

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *