Что обеспечивает для страны система свободного предпринимательства полную независимость
Что обеспечивает для страны система свободного предпринимательства полную независимость
4.2. Свобода предпринимательства и права потребителей
Поддержание баланса между различными конституционными ценностями в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности зависит от того, насколько успешно разрешаются возникающие при этом коллизии. Такова, не в последнюю очередь, коллизия между свободой предпринимательства и правами лиц, приобретающих товары, работы, услуги (потребителей), на преодоление которой направлены многие решения Конституционного Суда.
См. также: определения от 28 марта 2017 года N 464-О, от 18 июля 2017 года N 1636-О, от 28 сентября 2017 года N 1968-О.
См. также: определения от 25 мая 2017 года N 1146-О, от 18 июля 2017 года N 1704-О.
См. также: Определение от 28 сентября 2017 года N 1893-О.
См.: определения от 17 октября 2006 года N 460-О, от 16 декабря 2010 года N 1721-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1836-О, от 22 апреля 2014 года N 981-О, от 23 апреля 2015 года N 996-О.
Положение закона, устанавливающее, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, действуя, как отмечает Конституционный Суд, с учетом содержащегося в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указания, согласно которому при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере), направлено на реализацию принципа состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия, выступает процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения подведомственных судам общей юрисдикции дел (Определение от 17 июля 2018 года N 1880-О).
См. также: Определение от 4 октября 2012 года N 1813-О.
См.: постановления от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 27 октября 2015 года N 28-П.
С учетом этого в рамках конституционного нормоконтроля устанавливается, в частности, баланс между свободой предпринимательства и правами потребителей, в том числе банковских услуг, т.е. вкладчиков.
Постановление от 23 февраля 1999 года N 4-П.
См.: постановления от 23 февраля 1999 года N 4-П, от 3 июля 2001 года N 10-П, от 24 февраля 2004 года N 3-П.
Постановление от 27 октября 2015 года N 28-П.
В судебных решениях, вынесенных впоследствии в отношении отдельных заявителей по делу, рассмотрение которого завершилось принятием вышеназванного Постановления, правоотношения, вытекающие из договора, заключенного между кредитной организацией (банком) и гражданином-вкладчиком и устанавливающего обязательство одной стороны (банка), принявшей поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), возвратить данную сумму с выплатой соответствующих процентов на условиях и в порядке, предусмотренных договором, были квалифицированы как отношения, вытекающие из договора займа, в котором заемщиком является кредитная организация (банк). В этойсвязи Конституционный Суд указал на невозможность применения положений закона в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, т.е. без учета правовых позиций Конституционного Суда, а также на недопустимость таких действий правоприменителей, которые осуществлялись бы в обход данных правовых позиций посредством новой правовой квалификации спорных правоотношений, отличающейся от данной судами (в том числе Верховным Судом РФ) до рассмотрения дела Конституционным Судом, в результате чего выраженные им правовые позиции фактически игнорировались бы. Как было подчеркнуто в этой связи, ранее выраженные правовые позиции не требуют дополнительного подтверждения и подлежат безусловному исполнению (Определение от 20 сентября 2018 года N 2055-О).
См.: Постановление от 22 июля 2002 года N 14-П; Определение от 9 ноября 2017 года N 2515-О.
Определение от 23 апреля 2015 года N 981-О.
Что обеспечивает для страны система свободного предпринимательства полную независимость
Цели: проверить усвоение основных понятий модуля; развивать навыки аналитического мышления.
Тип урока: урок контроля знаний.
I. Организационный момент
II. Контроль знаний
— Выполним тестовые задания.
1. Закон спроса гласит, что.
а) по высоким ценам продавцы будут предлагать больше товаров, чем по низким;
б) по низким ценам покупатели будут покупать больше, чем по высоким;
в) изменение цен мало повлияет на изменение спроса на товар;
г) покупатели будут покупать больше товаров по высоким ценам, если товар будет необычного дизайна.
2. В экономике термин «спрос» означает.
а) количество купленных товаров;
б) количество проданных товаров;
в) количество товаров, предлагаемых на продажу по определенной цене;
г) количество товаров, которое необходимо продать, чтобы получить прибыль.
3. В рыночной экономике уменьшение предложения приведет к увеличению.
в) объема капиталовложений;
г) объема сбережений.
4. В какие расходы включаются деньги, потраченные на сырье, энергию и зарплату рабочих?
а) накладные расходы; б) постоянные расходы;
в) общие расходы; г) переменные расходы.
5. Главная цель антимонопольного законодательства состоит в.
а) стабилизации цен;
б) обеспечении подготовки рабочих;
в) уменьшении конкуренции;
г) поддержке конкуренции.
6. Если множество компаний конкурируют в производстве одного и того же товара, то, скорее всего.
а) качество продукта улучшится;
б) потребители будут продолжать покупать товары тех же фирм, у которых они покупали и раньше;
в) стоимость товара возрастет, так как из-за конкуренции возрастут расходы компании;
г) новая фирма легко захватит рынок этого товара.
7. Что произойдет со спросом на товар, если его цена вырастет?
а) величина спроса не изменится;
в) спрос будет больше, чем предложение;
г) величина спроса уменьшится.
8. Даже при постоянной цене спрос на товар может упасть. С чем это может быть связано?
а) с достижением равновесия;
в) с влиянием эффекта заменителя;
г) с изменением предложения.
9. Если новые фирмы будут выходить на рынок товаров, приносящих большую прибыль, то это приведет к.
а) смещению кривой спроса вправо;
б) смещению кривой предложения вправо;
в) смещению кривой спроса влево;
г) смещению кривой предложения влево.
10. Показатели производительности можно увеличить, если.
а) сделать обязательным рассмотрение всех трудовых споров в третейском суде;
б) улучшить подготовку набираемого персонала;
в) использовать другие методы бухгалтерского учета, что приведет к «увеличению» объемов прибыли;
г) стимулировать слияние корпораций, производящих одинаковые товары.
11. Что обычно относят к переменным расходам?
а) месячную ренту (арендную плату);
б) процентные платежи по кредитам;
в) оплату электроэнергии;
г) оклады управляющих.
12. Хотя монополии законодательно запрещены, их существование может быть разрешено в случае.
а) если пищевой промышленности страны грозит банкротство из-за появления на внутреннем рынке большого количества импортных товаров;
б) если очевидно, что конкуренция может нанести вред интересам общества;
в) если корпорация не может получить приемлемый объем прибыли в данной отрасли промышленности;
г) если уровень безработицы возрастает до такой степени, что становится препятствием для развития всей экономики.
13. Что будет делать (сделает) единственный производитель з условиях монополии?
а) постарается увеличить объем продаж, даже если это приведет к убыткам;
б) изменит цену согласно кривой спроса так, что это принесет наибольшую прибыль;
в) продаст товар по цене, по которой в условиях конкуренции продавали бы этот товар другие производители;
г) установит относительно низкую цену на товар, которая позволит получить среднюю прибыль.
14. Что из предложенного лучше всего описывает монополию?
а) спрос на товар изменяется так же, как и цена на товар;
б) продавец может выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса;
в) предложение контролируется потребительским спросом;
г) размер прибыли определяется законодательством.
15. Какие из предложенных компонентов включают в валовой национальный продукт?
а) сбережения, доходы и капиталовложения;
б) налоги, зарплата и правительственные расходы;
в) капиталовложения, потребление и зарплата;
г) потребительские расходы, капиталовложения и правительственные расходы.
16. Что необходимо для капитализма как экономической системы?
а) общественная собственность;
б) частная собственность на средства производства;
в) правительственное управление средствами производства;
г) корпоративный контроль над конкуренцией.
17. Как изменится уровень жизни, если в стране производство растет быстрее, чем население, и больше товаров и услуг приходится на одного человека?
а) он будет быстро падать; б) он останется прежним;
в) он будет повышаться; г) он будет медленно падать.
18. Освещение улиц является примером.
а) услуг, предлагаемых частными предпринимателями, в рыночной экономике;
б) общественных услуг;
в) того, что не включается в валовой общественный продукт;
г) перераспределения труда.
19. Что из предложенного является примером экономического стимула?
а) патриотизм; б)лояльность;
в) честолюбие; г) заработная плата.
20. Что из предложенного является лучшим примером того, как правительство сберегает рыночную систему?
а) ограничение загрязнения окружающей среды;
б) ограничение скорости на скоростных автомагистралях;
в) строительство дорог и мостов;
г) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства.
21. Главной задачей любой экономической системы является оказание помощи гражданам в решении проблемы.
а) спроса; б) предложения;
в) конкуренции; г) ограниченности ресурсов.
22. Существование проблемы ограниченности связано.
а) с неэффективностью использования факторов производства;
б) неограниченностью потребностей общества при ограниченности ресурсов;
в) непредсказуемостью сущности цены;
г) способностью правительства балансировать бюджет.
23. Что используется в экономике для описания ситуации выбора? а) факторы производства; б) доход;
в) благосостояние; г) альтернативная стоимость.
24. На конкурентном рынке производители для увеличения прибыли, скорее всего.
а) постараются уменьшить производственные расходы;
б) объединятся с другими компаниями;
г) зафиксируют цены.
25. Основной целью антимонопольного законодательства является.
а) обеспечение конкуренции на рынке;
б) защита потребителей, товаров и услуг;
в) указание на то, какие товары и услуги следует производить;
г) оказание помощи тем, кто вложил деньги в крупные корпорации.
26. Когда несколько крупных компаний являются главными производителями в отрасли, то рыночные условия называют.
а) совершенной конкуренцией;
б) монополистической конкуренцией;
27. Производители используют рекламу прежде всего для.
а) информирования о товаре;
б) иллюстрации необходимости конкуренции в данной отрасли промышленности;
в) оправдания высокой цены товара;
г) увеличения прибыли.
28. Что можно сказать о бюджете, в котором расходы превышают доходы?
а) бюджет дефицитен;
б) есть избыток бюджета;
в) бюджет находится в стадии стабилизации;
г) бюджет находится в.равновесии.
29. По какой причине в рыночной экономике фирмы стараются дать потребителям то, что они хотят, по приемлемой для них цене?
а) следование традициям;
б) исполнение требований законов;
в) по этическим соображениям;
г) с целью получения прибыли.
30. Во что следует вложить свои деньги человеку, который хочет нести ограниченную ответственность по вложенным деньгам?
в) в частную фирму (единоличное владение);
31. Кто является владельцем корпорации?
а) держатели облигаций; б) служащие корпорации;
в) совет директоров; г) акционеры.
32. Что является одним из главных преимуществ корпорации?
а) владельцы имеют неограниченную ответственность;
б) она существует ограниченный период времени;
в) право собственности легко может быть передано одной стороной другой стороне;
г) владельцам гарантирована прибыль.
33. С увеличением дохода его доля, расходуемая на предметы первой необходимости.
а) не изменяется; б) увеличивается;
в) уменьшается; г) данных недостаточно.
34. Какая форма организации бизнеса прекращает свое существование, когда владелец умирает?
а) частная фирма (единоличное владение);
35. Какие из предложенных групп факторов должны быть наиболее важны для человека, который собирается поместить свои сбережения, но только не знает куда?
а) доходность, безопасность, личные цели;
б) ликвидность, специальные счета, величина комиссионных сборов;
в) доходность, краткосрочная прибыль и дополнительные услуги;
г) доходность, надежность, ликвидность.
36. Что из предложенного описывает условия свободного или совершенного рынка?
а) наличие большого числа покупателей и малого продавцов;
б) наличие большого числа продавцов и малого числа покупателей;
в) невозможность контролировать цены со стороны отдельного физического или юридического лица из-за наличия большого числа продавцов и покупателей;
г) крупные корпорации могут контролировать цены, так как они находятся в условиях совершенной конкуренции.
37. «Я думаю, что в солнечный день смогу продать больше сосисок, чем в дождливый и холодный. Поэтому я планирую торговать сосисками только летом». Какая из стратегий маркетинга используется в описанной ситуации?
а) продажная цена; б) продвижение;
в) позиция; г) продукт.
38. Чем определяется качество продукта и его цена в рыночной экономике?
а) правительственным регулированием;
в) ценовой стабильностью;
г) необходимостью экспортировать товар.
39. Что обеспечивает для страны система свободного предпринимательства?
а) полную независимость; б) стабильность цен;
в) экономический рост; г) экономическую свободу.
40. Какая из предложенных ниже тем могла бы войти в статью
а) воздействие повышения налогов на величину потребительских расходов;
б) воздействие повышения тарифов на число междугородних телефонных разговоров;
в) причины недавнего повышения уровня безработицы;
г) меры, которые могут быть предприняты правительством для увеличения национального дохода.
а) уменьшению конкуренции;
в) неэффективному использованию ресурсов;
г) всему вышеперечисленному.
42. Что является главным стимулом производства в рыночной экономике?
а) правительственные закупки товаров и услуг;
б) совершенная система конкуренции;
в) мотив прибыльности;
г) желание обеспечить экономическую безопасность.
7 Поурочные разработки по обществознанию
43. Какая из предложенных мыслей принадлежит Адаму Смиту?
а) стремление к получению огромных прибылей может разрушить экономическую систему;
б) решение о том, что производить, должно приниматься правительством, потому что это необходимо для выживания общества;
в) рабочие должны быть вознаграждены за работу в соответствии с нуждами, а не в зависимости от того, кто как работал;
г) то, что люди делают для своего блага, они, как правило, делают во благо общества.
44. Что из предложенного нельзя классифицировать как капитал? а) деньги; б) такси;
в) машины и оборудование; г) железная руда.
45. Предположим, что экономические условия в стране резко улучшились. В какой из отраслей в результате этого объем продаж возрастет больше всего?
б) в медицинской и в сфере здравоохранения;
в) в сфере общественного транспорта;
Ответы: 1 б, 2 в, 3 а, 4 г, 5 г, 6 а, 7 г, 8 в, 9 б, 10 б, 11 в, 12 б, 13 б, 14 б, 15 г, 16 б, 17 в, 18 б, 19 г, 20 г, 21 г, 22 б, 23 г, 24 а, 25 а, 26 г, 27 г, 28 а, 29 г, 30 б, 31 г, 32 в, 33 в, 34 а, 35 г, 36 в, 37 в, 38 б, 39 г, 40 б, 41 г, 42 в, 43 г, 44 г, 45 г.
Как государство поддерживает малый и средний бизнес
Поддержка малого и среднего бизнеса — это меры помощи государства МСП и индивидуальным предпринимателям. Во время экономического подъема они стимулируют развитие предприятий и организаций, рост их численности и доли в ВВП. В периоды экономических кризисов и чрезвычайных ситуаций помощь состоит из прямых выплат, процентных и налоговых льгот и направлена на сохранение работников и бизнеса.
Государственная поддержка малого, среднего бизнеса и ИП
Государство, региональные и муниципальные власти жизненно заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Рост показателей их доли в валовом продукте территорий означает:
Помощь МСП и поддержка ИП формируются на федеральном и региональном уровнях по следующим направлениям:
Государственная поддержка субъектов МСП в сфере сельского хозяйства осуществляется в особом режиме ввиду специфики отрасли.
Помощь предпринимательству России в целом и поддержка бизнеса в Москве осуществляется по следующим основным направлениям.
Финансовая помощь МСП и ИП
Налоговые льготы (использование спецрежимов УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)
Финансовые льготы грантов и безвозмездных субсидий на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
Административные льготы — это такие послабления, как упрощенный бухучет и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры, наличие специальной квоты для МСП в госзакупках.
Содействие развитию кредитования малого бизнеса — предоставление гарантий государственных гарантийных фондов, получение займов в региональных фондах микрофинансирования МСП и Российском МСП-банке.
Субсидии малому бизнесу на компенсацию затрат, которые уже были произведены — предоставляются на конкурсной основе после анализа первичной бухгалтерской документации, подтверждающей произведенные затраты.
Имущественная помощь МСП и ИП
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в аренду на льготных условиях.
Предоставление государственного и муниципального недвижимого имущества в собственность на льготных условиях.
Создание бизнес-инфраструктуры для развития предпринимательства.
На условиях льготной аренды субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью.
Административная и информационно-консультационная помощь МСП и ИП
Упрощение отчетности или освобождение от некоторых ее видов.
Оказывается по двум основным направлениям:
В рамках создания инфраструктуры консалтинга государство создает и развивает сеть специализированных организаций, оказывающих консультационную помощь малому бизнесу.
Государственная помощь для организаций и ИП в наиболее пострадавших отраслях
В период распространения коронавирусной инфекции речь идет об экономическом выживании многих представителей МСП и ИП.
Правительством для преодоления последствий режима повышенной готовности разработаны меры поддержки экономики и предпринимательства:
Вид государственной помощи МСП и ИП в 2020 году | На кого распространяется | Нормативно-правовой акт | |
---|---|---|---|
Финансовая поддержка | |||
Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей | Организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей | П. 1 постановления правительства №409 от 02.04.2020 (ред. от 24.04.2020) | |
Предоставляется государственная поддержка малого бизнеса и ИП из перечня пострадавших отраслей | Организации МСП и ИП из пострадавших отраслей экономики, прочие организации этой категории | Все МСП и ИП | Документы в разработке |
Принадлежность к пострадавшим отраслям определяют по основному виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В соответствии с законодательством государственная поддержка микропредприятий осуществляется согласно тем же НПА.
Кроме перечисленных, дополнительными мерами государственной поддержки могут воспользоваться туроператоры:
Туроператорам также предоставляется поддержка малого бизнеса от государства, они получат субсидии на возмещение затрат, связанных:
Для этого правительство определило:
С 17 апреля 2020 в качестве меры поддержки бизнеса со стороны государства действуют правила возврата туристам денег, уплаченных за туристский продукт.
Важно. На 2020 год туроператоры освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» (размер взноса составляет всего 1 руб.). Мера не касается тех, кто ранее не работал в сфере выездного туризма и впервые вступает в ассоциацию.
Все отраслевые меры поддержки малого и среднего бизнеса в туриндустрии перечислены в следующих постановлениях правительства: №428 от 03.04.2020; №434 от 03.04.2020; №461 от 08.04.2020; №583 от 25.04.2020; №660-р от 18.03.2020, а также в информационном сообщении Банка России от 17.03.2020.
Как узнать
Официальная информация о мерах господдержки в РФ для преодоления последствий пандемии содержится на двух основных сайтах:
Федеральная и региональная поддержка малого бизнеса в Москве описана на сайте «Малый бизнес Москвы».
Все ведомства предоставляют навигацию по вариантам поддержки в зависимости от региона, запроса и вида МСП. Необходимо ввести ИНН, ОГРН (ОГРНИП) и пройти короткое анкетирование.
Шаг 1. Укажите организационную форму, количество занятых, доход и предоставьте сведения о структуре уставного капитала МСП.
Шаг 2. Выберите отраслевую принадлежность вашего малого или среднего предприятия (ИП) по основному выполняемому виду деятельности.
Шаг 3. Система обработает введенные данные и подтвердит принадлежность вашей организации к малому и среднему предпринимательству. Откроется страница, на которой размещены все действующие меры господдержки.
Обратите внимание: с мерами поддержки вы можете ознакомиться и у себя в регионе. Для этого найдите местный Центр поддержки бизнеса (его сайт) или тематический раздел на портале министерства (департамента) экономического развития. Ф едеральные ресурсы в период пандемии обновляются быстрее, и информация там, как правило, актуальнее.