Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовании

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.

Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Картинка про Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Понятие системно-деятельностного подхода и его цели

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Основа ФГОС

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Картинка про Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

Основные принципы

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже. Это методы:

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

Принцип деятельности

Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.

Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.

Принцип системности

Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.

В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.

Принцип минимакса

Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципы психологического комфорта и творчества

Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию

Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.

Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Картинка про Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

Основные технологии

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.

Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Реализация системно-деятельностного подхода на практике

Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.

Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Картинка про Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.

Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.

После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.

На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика.

На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.

Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.

Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.

Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Картинка про Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.

Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.

Системно-деятельностный подход в школьных предметах

Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Некоторые более склонны к предметам гуманитарного профиля. Этим детям легче усваивать такие предметы, как литература, история, обществознание и т. д. Другим легче даются точные дисциплины. Сгладить эти различия помогает системно-деятельностный подход. Математика, физика, химия и другие точные науки будут более понятны детям-гуманитариям, если они будут сами находить нужный материал, систематизировать его, обсуждать проблемные вопросы во время учебных дискуссий. Именно при использовании активных методов осуществляется интеграция различных областей знаний. Также системно-деятельностный подход и его методы помогут освоить гуманитарные предметы тем ученикам, которые имеют математический склад ума и предпочитают точные науки. Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС.

Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Картинка про Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

Результаты применения

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.

Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Смотреть картинку Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Картинка про Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос. Фото Что обеспечивает системно деятельностный подход по фгос

Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.

Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.

Источник

Статья на тему «Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Шевцова Кристина Валериевна

учитель начальных классов

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам. »
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)

Инновационное обучение, о котором сейчас так много говорят, на современном этапе, думаем, должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов. Возникает вопрос – можно ли организовать инновационное обучение, используя имеющиеся инструменты? Если да, то как это сделать? Думаем, и многие с нами согласятся, что организовать такое преподавание можно при изучении любого учебного материала, но нужно использовать методику, опирающуюся на инновационные технологии. Здесь можно отметить два основных момента, аналогично развивающему обучению:

1) Нацеленность на формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных умений (интегрирование научных дисциплин; умение обобщить и анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы, видеть разные функции одного и того же
объекта, устанавливать связи одного объекта с другим, сравнивать физические явления и тела, классифицировать и обобщать наблюдаемые объекты;

2) Непременная ориентация на вовлечение школьников в познавательную и творческую деятельность в качестве основного пути овладения предметом

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Развивающее обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, выступает как полноценное инновационное. Оно действительно преобразует традиционное обучение в развивающее, что нетрудно выявить при их сравнении.

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей, «выращивание» Человека

Поиск места личности в обществе, профориентация

Главные девизы педагога

Делай как я. Я – над вами.

Думай, как сделать. Я – вместе с вами.

Ищи необходимые знания. Я – рядом, направляю.

Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Авторитарный, монологичный (со стороны преподавателя)

Демократичный, диалогичный (учитель – ученик)

Демократичный, направляющий (учитель – ученик)

Преобладающий метод обучения

Проблемно – поисковый, исследовательский

Проблемно – поисковый, исследовательский, с использованием ИКТ

Форма организации занятий

Индивидуальная, личностно- ориентирования

Вид преобладающей деятельности учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельный поиск, исследование, различная творческая работа

Самостоятельный поиск, анализ, творческая работа, обсуждение на форумах

Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников по сравнению со временем изложения материала педагогом

Сопоставимо или больше

Сравнительно большее, при наличии интереса.

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Активная, поисковая при наличии интереса

Отсутствует или появляется эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Заранее определено учебником

Рождается в процессе урока

Рождается в процессе урока, поиска, открытия, получения новых навыков и умений

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас стихийно

Формируется всегда и целенаправленно

Психология открытия, поиска, успеха

Средство обучения (личность педагога)

Цель обучения (личность ученика)

Цель обучения (педагога и ученика)

Ориентация педагогических и методических средств

На усвоение знаний

На формирование личных качеств, умений, способностей ученика

На формирование личности социума

Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности– предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях (учащиеся критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации);

Использование активных и интерактивных методик (учащиеся работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации);

Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности (учащиеся выполняют творческие работы и исследовательские проекты, — анализируют современные общественные явления и события);

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование (например, по химии, физике). Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право)

На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы наших педагогов использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Ряд ученных (Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать инновационным.. Отметим некоторые из них:

Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

Разрабатывая содержание занятий, нужно планировать актуальные задачи и проблемы к переходу учащихся в область потенциальных возможностей, перспектив.

Задачи должны вызывать затруднения, побуждать к размышлению, коллективному обсуждению, выдвижению гипотез и их проверке, обращению к Интернет-ресурсам, телеконференциям, научным форумам;

Для развития учеников необходимо применять технологию успеха, то есть предлагать такие задачи, с которыми ученик наверняка справиться и поставит сам перед собой новые.

Необходимо научить «не изобретать велосипед»,а используя имеющиеся ресурсы, строить свои проекты;

При оценивании работ оценки ставятся не за конечный результат, а за процесс его получения, причем знания, умения и навыки ученика сравниваются с его же знаниями, умениями и навыками, ставится акцент на то, какие знания, умения и навыки приобрел ученик и посредством чего и какие цели перед собой поставил

Важно перевести знания из разрозненных в целое, общее, подчеркнуть целостность и единство путем коллективных диспутов, сопоставления результатов, анализа, освещения различных взглядов в том числе и в общеобразовательных сетях;

Важно, одним из первых принципов, научить учителя использовать инновационное обучение в учебном процессе. Для этого необходимо создать условия:

Мультимедийные классы в каждой общеобразовательной школе со свободным доступом в Интернет;

Методическая поддержка учителя общеобразовательной школы;

ЦОР, сетевые общеобразовательные ресурсы.

В.В. Давыдов, который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что:

конечной целью обучения является формирование способа действий;

способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;

механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Определить адекватные педагогические технологии, методики, ответить на вопрос: как учить? Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания:

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

В заключении необходимо отметить, что системно-деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых компетенций и для достижения новых уровней развития личности, формирует и развивает интеллектуального, творческого человека, представляющего собой отдельную личность целого социума

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.

3. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.

4. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.

6. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 342 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *