Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики

Эффективность финансовой политики

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность финансовой политики

Установление власти, ее удержание и укрепление называется политикой. Она проникает во все сферы жизни общества, именно поэтому существует множество видов политики, например, внутренняя и внешняя политика, культурная, военная, социальная и так далее.

Финансовая политика выражается в совокупности мер и методов воздействия на финансы с целью их максимального и эффективного использования. Финансовая политика позволяет укреплять социальный, экономический, геополитический, экологический потенциал.

Субъектами финансовой политики являются властные органы, осуществляющие функцию регулирования и контроля над исполнением управленческих решений. Объектами политики выступают отношения, складывающиеся между экономическими агентами.

К функциям финансовой политики относят:

В реализации финансовой политики государственная власть может использовать методы косвенного и прямого воздействия. Первое направление подразумевает установление справедливой конкурентной среды, обеспечение работоспособности механизма взаимных расчетов, поддержание стабильности функционирования всех видов политических курсов в рамках финансовой системы. Прямое воздействие происходит через систему контроля и лицензирования, применение механизма целевого субсидирования, использование санкций, обеспечение защищённости определённых слоёв населения.

За долгое существование экономической науки сформировались разные подходы к осуществлению финансовой политики. Государственный аппарат управления может придерживаться методов классического, планового, регулирующего, неоклассического или монетаристского подходов.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы эффективности финансовой политики

Целью финансовой политики является максимальное и эффективное использование имеющихся денег и капитала. Оценка эффективности политики необходима для понимания степени реализации ее целей и задач. Сам процесс их формирования, внедрения в практическую деятельность и извлечение определённого результата в финансовой политике испытывает влияние следующих факторов:

Чтобы финансовая политика имела положительные результаты, необходимо чтобы расширился перечень источников финансирования, государственная власть должна выступать в роли фундамента, обеспечивая стабильность функционирования экономики, формирования тенденций к ее росту и развитию. Такой подход позволит защитить интересы страны на международном уровне, а также обеспечить рост благосостояния населения.

Эффективность финансовой политики

Эффективность финансовой политики тем выше, чем больше она соответствует потребности общества в развитии. Кроме того, она должна быть спланирована так, чтобы конкретизировать мероприятия и сроки их исполнения. Планирование выстраивается на сборе и анализе разнообразных данных, характеризующих факторы внутреннего и внешнего воздействия.

Как правило, планирование финансовой политики на уровне государства имеет долгосрочный характер. Однако, первые результаты предпринятых шагов видны в коротком периоде. Индикатором выступает бюджетная сфера, которая показывает полученный доход и перераспределение ресурсов.

С одной стороны, существует множество параметров, свидетельствующих об эффективности финансовой политики. С другой стороны, очень сложно выделить перечень показателей, способных максимально точно идентифицировать положительные тенденции. Оценке подвергается взаимосвязь экономики и финансов, их совместная эффективная деятельность. При грамотном выстраивания финансовой политики наблюдается экономический рост, который выражается в изменении макроэкономических показателей. Финансовая и хозяйственная системы тесно связаны друг с другом, а значит, оказывают взаимное влияние. Эффективность финансовой политики во многом зависит от умения аппарата управления сопоставлять экономические и финансовые потребности общества.

Результативность финансовой политики можно оценить по эффективности составляющих ее элементов. Оценку проводят по налоговой, бюджетной, таможенной, инвестиционной и кредитно-денежной политике. Каждый сегмент обладает свои набором показателей, свидетельствующих о тенденциях в системе.

Таким образом, финансовая политика – это комплекс мер, позволяющих мобилизовать и использовать финансы страны. Для того, чтобы оценить ее эффективность необходимо проанализировать показатели каждого финансового рынка, находящегося в составе общей системы движения денег и капитала.

Источник

Оценка финансовой политики организации

Остановимся на важнейших аспектах оценки финансовой политики коммерческой организации в связи со значительной информационной емкостью этого элемента системы управления финансами. В целом в любой организационной модели оценки эффективности систем управления предполагается выделение следующих основных элементов:

1. объекты оценки;
2. критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля;
3. методика оценки.

Такую же структуру имеет и представленная ниже модель. Она может быть использована в практической работе специалистов, а также служить основой при разработке более детализированных методик.

Объекты оценки финансовой политики

Объектами оценки являются:

1. уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации;
2. имущественное и финансовое состояние организации;
3. деловая активность и эффективность деятельности организации;
4. управление структурой капитала организации;
5. политика привлечения новых финансовых ресурсов;
6. управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);
7. управление оборотными средствами;
8. управление финансовыми рисками;
9. системы бюджетирования и бизнес-планирования;
10. система безналичных расчетов.

Признаки эффективности финансовой политики

Приведем основные критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля.

3. Управление структурой капитала организации. Структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену и, соответственно, максимальную цену организации, оптимальный для организации уровень финансового левериджа. Финансовый леверидж — потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода (т. е. дохода до выплаты процентов и налогов). Чем выше значение левериджа, тем более нелинейный характер приобретает связь (чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты налогов и процентов, а следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Вывод: эффект финансового рычага проявляется в том, что увеличение доли долгосрочных заемных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала, однако вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска (риска по доходам держателей акций), т. е. возникает альтернатива риска и ожидаемого дохода. Поэтому финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение собственного и заемного капиталов (а соответственно, и эффект финансового левериджа) до оптимального.

При принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например, способность организации обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов и пр. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость организации и минимизирует общую стоимость ее капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и структурные особенности организации, ее цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т. д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т. д.

5. Управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом). Эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др.

6. Управление оборотными средствами. Эффективность управления оборотными средствами характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения — денежные средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров за вычетом не пользующихся спросом.

8. Системы бюджетирования и бизнес-планирования. Бюджеты включают плановые и фактические данные бизнес-планирования. Об их эффективности судят по уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т. д.), указанных в самой методике (см. ниже).

9. Система безналичных расчетов организации (формы, процедуры, сроки и т. д.) соответствует законодательству Российской Федерации; своевременно и в полной мере выполняются платежные обязательства организации перед кредиторами (иными организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и собственными работниками, своевременно и в полной мере погашаются обязательства дебиторов и собственных работников перед организацией.

Методика оценки финансовой политики

Методика включает ряд шагов.

3. Процедура контроля финансовой политики организации включает ряд направлений, описанных ниже.

3.1. Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности.

3.1.2. Кроме вышеуказанных процедур следует оценить финансово-хозяйственные перспективы развития организации (включая вероятность возникновения проблем, связанных с ее финансовым состоянием в будущем).

3.2. Управление структурой капитала организации.

3.2.2. Рассчитать цену совокупного капитала и цену организации.

3.3. Политика привлечения новых финансовых ресурсов.

3.3.1. Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых потребностей.

3.3.2. Рассчитать результат хозяйственной и финансовой деятельности, оценить возможные варианты развития организации и последствия той или иной стратегии финансирования.

3.3.3. Выяснить сроки заемного финансирования, проконтролировать своевременность погашения долгов.

3.4. Управление капиталом, вложенным в основные средства.

3.4.1. Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала организации в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности.

3.4.2. Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества.

3.4.3. Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.

3.5. Управление оборотными средствами.

3.5.1. Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство.

3.6. Управление финансовыми рисками.

3.6.1. Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков.

3.7. Системы бюджетирования и бизнес-планирования.

При этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежными потоками.

3.7.3. При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь финансового).

3.8. Система безналичных расчетов.

3.8.4. Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины как организацией, так и ее контрагентами, возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения задолженности, распределение платежей но приоритетности и т. д.), оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов по категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов организации, покупка в рассрочку, лизинг и т. д.).

3.8.5. Проанализировать и оценить возможности:

    погашения задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т. д.);

    проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;

    ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии);

    снижения неденежных форм расчетов.

    В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, т. е. независимыми, специалистами — аудиторами. В последнем случае она является одним из видов консультационных услуг.

    Источник

    Финансовая политика и современная система управления финансами

    Оглавление

    Цель — изучить содержание и значение финансовой политики, определить субъекты и объекты органов управления финансами, как на государственном уровне, так и на уровне предприятия. Рассмотреть организацию финансового планирования и прогнозирования, их значение и функции. Изучить порядок проведения финансового контроля на всех уровнях. Изучение сущности, функций, структуры и роли финансового рынка.

    Задачи

    1. Содержание и значение финансовой политики

    Государство в целях осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы, при этом важную роль играет правильно организованная финансовая политика.

    Следовательно, финансовая политикаэто особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

    Государство в целях осуществления финансовой политики разрабатывает финансовую стратегию, определяет тактику действий на предстоящий период. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

    Финансовая политика государства базируется на следующих основных принципах:

    Все это обеспечивает хорошо отлаженный финансовый механизм, который определяется как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

    Фискальная политика — это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны.

    Для функционирования финансовой системы государства важное значение имеют:

    Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.

    Финансовая политика имеет место на двух уровнях: государства и предприятия (организации).

    2. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

    Управление — целенаправленное воздействие субъекта на объект для достижения определенного результата в рамках конкретной экономической системы.

    Управление финансами направлено на улучшение системы отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. Оно является сложным процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющий (субъект) систем.

    Управляющая система (финансовый аппарат) — это совокупность финансовых институтов (учреждений). При этом процесс управления финансами неоднозначен, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

    Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовый аппарат, деятельность которого строится в соответствии со следующими принципами:

    Принципы управления финансами:

    Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в:

    Система управления финансами представлена на рис. 1

    Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Смотреть фото Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Смотреть картинку Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Картинка про Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Фото Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики

    Рис. 1. Система управления финансами

    Методы и формы управления финансами:

    Субъекты управления

    Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

    Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Основными задачами Министерства финансов РФ является:

    Министерство финансов выполняет следующие функции:

    Важнейшими департаментами Министерства финансов являются:

    Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу и ее органы на местах — налоговые инспекции.

    Налоговые инспекции обязаны:

    За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

    3. Финансовое планирование и прогнозирование

    Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Его характеризует ряд признаков:

    Планирование — процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

    Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

    Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План — это результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.

    Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.

    В ходе планирования субъект хозяйствования выполняет следующие задачи:

    На уровне государства и его субъектов центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

    Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.

    На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов финансовых ресурсов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

    Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

    Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

    Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

    В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов.

    Денежные доходы населения формируются из трех источников:

    Расходы подразделяются на:

    а) потребительские расходы;

    б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

    в) денежные накопления и сбережения.

    Для финансового планирования особое значение имеет информация о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения такой информации называется прогнозированием.

    Прогноз — это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях.

    Финансовое прогнозирование — это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

    Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимыми элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.

    В теории и на практике используются различные методы прогнозирования, это:

    Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль.

    Выделяют различные типы финансовых планов хозяйствующих субъектов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

    Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Такой план может давать ответы на следующие вопросы:

    Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.

    Главными функциями текущего планирования являются:

    Долгосрочные и краткосрочные планы.

    Главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы.

    Целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

    Выделяют следующие этапы финансового планирования:

    Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, которые представляют собой модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д.

    Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана. В нем планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражаются в стоимостных показателях.

    Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается по следующим основным направлениям:

    4. Финансовый контроль

    Успешно реализовать финансовую политику государства, обеспечить процессы формирования и эффективного использования финансовых ресурсов в значительной степени помогает финансовый контроль.

    Финансовый контроль — это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов. Он включает: контроль, за соблюдением финансово-экономического законодательства, в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности хозяйственно-финансовых операций и целесообразность произведенных расходов.

    Финансовый контроль — это стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

    Объектом финансового контроля являются денежные, перераспредилительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов.

    Предметом проверок являются стоимостные показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

    Финансовый контроль включает проверку:

    Задачи финансового контроля:

    Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, банков и корпораций.

    Финансовый контроль государства негосударственных сфер экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоговые и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение учета и отчетности.

    Финансовый контроль за деятельностью организации включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:

    Виды финансового контроля классифицируют следующим образом:

    3. По методам проведения:

    По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различают ревизии:

    В зависимости от степени охвата финансово-хозяйственных операций различают:

    Органы, осуществляющие финансовый контроль:

    В состав Министерства финансов РФ также входят: Федеральная налоговая служба и Государственный таможенный комитет РФ и др.

    Аудиторский и внутрихозяйственный контроль

    Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

    Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

    Он подразделяется на:

    Аудиторские службы могут оказывать другие услуги:

    Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации, по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

    Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной (добровольной). Если инициативная (добровольная) проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7.12.94 г. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

    Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых не соответствуют критериям, установленным Правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

    Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

    5. Финансовое регулирование социально-экономических процессов

    Выделяют различные модели государственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографическими и другими факторами.

    Так, экономике социалистических стран был присущ патернализм государства, проявляющийся в попытке взять на себя отеческую заботу о благополучии всего населения. Также для социализма характерно практическое отсутствие рыночных отношений в социальной сфере.

    Другой, близкой по целям к социалистической, является шведская модель благосостояния, которая характеризуется значительной степенью государственного регулирования и реализует идею солидарности различных слоев населения, их сближения и достижения высокого уровня жизни. В результате регулирующих мер при таком виде экономических отношений развертывается широкая сеть бесплатных социальных услуг, на оказание которых направляется примерно 40% всех расходов государственного бюджета. Такой социально ориентированной модели придерживаются Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, Япония.

    Либеральная модель регулирования социально-экономических процессов сложилась в США, Великобритании, Австралии, где взамен широкого вмешательства в развитие экономики и социальной сферы патернализм государства распространяется на наименее обеспеченные и социально уязвимые категории граждан. Участие его в решении социальных задач проявляется в создании условий для развития рыночных элементов хозяйствования, в том числе и в сфере жизнедеятельности людей.

    В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

    К стратегическим задачам России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений относятся следующие:

    Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны, направленная на либерализацию, предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально-экономического развития.

    Существующая на сегодняшний день модель государственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.

    Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов.

    Приоритетная составляющая ГРСЭП (системы государственного регулирования социально-экономических процессов)финансовое регулирование, основные параметры которого отражаются в балансе финансовых ресурсов, финансовом плане-прогнозе по бюджетным показателям и бюджетном плане.

    Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирование расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины.

    К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относят косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

    Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготные налогообложение и финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов государственных предприятий и организаций.

    В систему государственного регулирования также входит бюджетное регулирование. В ходе его реализации решаются следующие основные задачи:

    Таким образом, бюджетная политика способствует регулированию темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферой, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

    Реформирование социальной сферы предусматривает расширение разнообразия и объема социальных услуг населению, предоставляемых на платной основе, формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) с учетом необходимости приближения социальных гарантий к уровню прожиточного минимума, обеспечение оптимального соотношения платности и бесплатности услуг, разработку нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг.

    Государственные минимальные социальные стандарты будут включать в себя наиболее важные, обобщающие и долговременные социальные показатели: денежные доходы населения, наиболее массовые виды пособий и выплат населению, номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, норм и нормативов материального, кадрового, технического и финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы.

    К приоритетным бюджетным расходам отнесены также финансирование судебной системы и затраты на национальную оборону. Что касается производственных отраслей экономики, то бюджетная политика и бюджетная реформа предусматривают их значительную реструктуризацию. Прежде всего это коснется субсидий предприятиям жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

    Также в сфере регулирования социально-экономических процессов важное значение имеет ее организационное построение. Наличие государственных органов управления, способных эффективно осуществлять финансовое регулирование, является залогом успешного продвижения социально-экономических реформ.

    6. Финансовый рынок и его основные участники

    Финансовый рынок представляет собой систему купли-продажи финансовых инструментов. Он выступает в качестве экономической категории и субъективного стоимостного инструмента.

    Как экономическая категория финансовый рынок охватывает отношения между субъектами по поводу купли продажи финансовых инструментов. В качестве субъективного инструмента рынок выражает специфический механизм рыночного хозяйствования.

    К факторам развития финансового рынка относятся:

    Экономическую основу возникновения финансового рынка составляет многообразие форм собственности.

    Субъектами рынка выступают всевозможные субъекты экономических отношений, подразделяющиеся на покупателей (инвесторов), продавцов (должников) и посредников.

    Объект — специфический товар, называемый финансовым активом. В качестве финансового актива могут выступать различные финансовые ценности, в том числе: иностранная валюта; национальная валюта; ценные бумаги; страховые документы и др.

    Финансовый рынок выполняет три основные функции:

    В финансовом рынке участвуют различные субъекты: физические и юридические лица, государства и международные структуры. Решающую роль среди них играют физические лица. Следовательно, главное назначение финансового рынка — обеспечение дохода физических лиц. Оно происходит или через финансирование производства жизненных ценностей, или через перераспределение ценностей экономических субъектов.

    Современный финансовый рынок представляет собой систему относительно самостоятельных четырех сегментов: валютного, кредитного, страхового и рынка ценных бумаг (см. рис. 2).

    Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Смотреть фото Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Смотреть картинку Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Картинка про Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики. Фото Что обеспечивает высокую результативность финансовой политики

    Рис. 2. Состав финансового рынка

    1. Валютный рынок — это система купли-продажи валют. На валютном рынке предлагаемая (продаваемая) валюта выступает в виде специфического товара, а покупаемая становится реальными деньгами. Акт обмена денег имеет определенную цену, а поэтому совершается за конкретную плату.

    Характерная особенность валютного рынка заключается в его обусловленности международной экономической деятельностью, рыночными контактами субъектов разных стран.

    Валютный рынок подразделяется на международный и внутренний, которые, в свою очередь, могут быть организованными и неорганизованными (неформальными).

    2. Кредитный рынок охватывает отношения экономических субъектов по поводу купли-продажи специфического товара — временного пользования ссудным фондом (валютой или другими ценностями). При этом продавец является кредитором, покупатель — заемщиком, а объект отношений — ссудный фонд, цена использования которого называется ссудным процентом. Кредиторами и заемщиками могут быть физические и юридические лица, государственные структуры и международные организации.

    Суть кредитной сделки заключается

    в предоставлении одним субъектом другому ссудного фонда на условиях возвратности, срочности и платности.

    Кредит выступает в пяти основных формах: гражданской, коммерческой, банковской, государственной и межгосударственной — и может быть организованным и неорганизованным.

    В кредитном рынке различаются рынок банковских ссуд (ссудного фонда) и денежный рынок.

    Рынок ссуд — это средне- и долгосрочные операции, обеспечивающие воспроизводство внеоборотных активов организаций и предметов длительного потребления населения.

    Денежный рынок — рынок краткосрочных операций, опосредует движение оборотных активов экономических субъектов.

    Инструментами кредитного рынка служат вексель, банкнота, чек, кредитная карта, закладное свидетельство, ипотечная облигация и др.

    3. Рынок ценных бумаг охватывает совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи ценных бумаг.

    Ценная бумага — это документ, удостоверяющий имущественные права владельца. Выпуск ценных бумаг называется эмиссией. Ценные бумаги бывают эмиссионные, требующие специальной эмиссии, и неэмиссионные, осуществляемые без проспекта эмиссии. Эмиссию осуществляют юридические лица и институциональные структуры.

    В настоящее время существует множество классификаций ценных бумаг. В целом они подразделяются на основные и вспомогательные.

    К основным ценным бумагам относятся акции и облигации.

    Акциями называются ценные бумаги, закрепляющие права их владельцев на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении обществом и долю имущества после ликвидации общества.

    Облигации — это ценные бумаги, удостоверяющие право их держателей на получение в предусмотренный срок номинальной стоимости и фиксированного процента. Облигации служат формой займа денежных средств. Продавцы облигаций выступают должниками, покупатели — кредиторами.

    К вспомогательным ценным бумагам относятся опционы, чеки, сертификаты, фьючерсы и др.

    Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

    Первичный рынок — сфера обращения ценных бумаг, где происходит формирование субъектов (инвесторов и должников) как таковых и первая купля-продажа. При этом:

    1) на рынке ценных бумаг появляется финансовый инструмент;

    2) эмитент (выпускающий), продавая его, привлекает нужные ему средства. Реализация может быть по эмиссионной цене, равной номиналу или отклоняющейся от него.

    Вторичный рынок — процесс обращения ранее размещенных ценных бумаг, переход их во вторые, третьи и следующие руки. Здесь нет получения дополнительных денежных средств эмитентом. Ценная бумага просто меняет владельца. Основной смысл вторичного рынка — спекулятивное перераспределение фиктивного капитала.

    Размещение бумаг на первичном рынке может быть частным и публичным.

    При частном размещении ценные бумаги продаются ограниченному кругу заранее отобранных инвесторов (т. е. без публичного предложения всем желающим). При публичном размещении дается публичное объявление и бумаги продаются всем желающим.

    Эмитентами на первичном рынке являются корпорации, правительственные и муниципальные органы. Покупателями фондовых ценностей выступают индивидуальные инвесторы и кредитно-финансовые институты (институциональные инвесторы). В России покупателями являются предприятия, финансовые институты, население.

    Вторичный рынок ценных бумаг складывается из двух составных частей: рынка фондовой биржи и внебиржевого рынка ценных бумаг.

    Многообразие ценных бумаг можно классифицировать по нескольким признакам: эмитентам, владельцам, экономической природе, срокам функционирования и др.

    По эмитентам выделяют три группы: государство, частный сектор, иностранные субъекты.

    Государственные ценные бумаги выпускаются и гарантируются правительством, министерствами и ведомствами или муниципальными органами власти.

    Ценные бумаги частного сектора подразделяются на корпоративные и частные. Корпоративные ценные бумаги выпускаются негосударственными организациями, частные — физическими лицами (например, векселя или чеки).

    В зависимости от владельцев ценные бумаги подразделяются на:

    По экономической природе выделяются:

    По сроку функционирования ценные бумаги делятся на краткосрочные (депозитные сертификаты, приватизационные чеки); долгосрочные (облигации, закладные) и бессрочные (акции).

    Многие виды ценных бумаг обращаются на фондовых (биржевых) рынках. Но решающую роль играют акции и облигации.

    Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг, других активов.

    Организационно биржа на финансовом рынке представлена как хозяйствующий субъект, занимающийся организацией обращения иностранной валюты и ценных бумаг в валюте (валютная биржа); фондовых ценных бумаг (фондовая биржа); фьючерсами и опционами (фьючерсная биржа); драгоценными металлами (биржа драгоценных металлов).

    Биржа не является коммерческой организацией, т. е. она не должна извлекать прибыль из своей биржевой деятельности. Биржа создается в форме некоммерческого партнерства, которое организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже лишь через ее членов.

    Биржа выполняет две функции:

    1) мобилизация временно свободных денежных средств путем обмена их на биржевой товар;

    2) установление рыночного курса финансового актива (валюты, ценной бумаги, золота).

    4. Страховой рынок. Субъектами страхового рынка выступают страхователи (покупатели, инвесторы), страховщики (должники) и посредники. Объектом служат страховые полисы.

    Страховые компании осуществляют пассивные и активные операции.

    Пассивные заключаются в продаже страховых полисов.

    По характеру пассивных операций различают следующие типы страховых компаний:

    Активные операции аналогичны операциям коммерческих банков. Приоритетное направление — долгосрочное финансирование: вложение средств в высокодоходные ценные бумаги, облигации правительства и местных органов власти и т. д.

    Выводы

    Таким образом, в теме раскрыты основные положения финансовой политики на уровне государства, ее принципы. Рассмотрены субъекты и структура органов управления государственными финансами. Подробно раскрыты функции органов управления государственными финансами.

    Также раскрыты вопросы, касающиеся финансового планирования и прогнозирования. Дается понятие финансового планирования на уровне государства и на уровне предприятия. Раскрывается содержание финансовых планов. Определяется место прогнозирования при подготовке финансовых планов.

    Рассматривается понятие финансового контроля, его виды и порядок проведения. Дается характеристика органам, осуществляющим финансовый контроль. Особое внимание уделяется порядку проведения внутрихозяйственного и аудиторского контроля.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *