Что общего между эмпиризмом бэкона и номинализм гоббса в чем их отличие
Эмпиризм в философии: понятие и основные идеи
Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.
Что такое эмпиризм?
Эмпиризм — это одно из направлений теории познания, согласно которой чувственный опыт является единственным источником познания. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «empeiria», в переводе означающего «опыт», а понятие «эмпиризм» возникло в Новое Время.
Сторонники этого философского направления признавали приобретенный человеком при помощи органов чувств личный опыт важнейшим и основным источником истинных и достоверных знаний. Мышлению эмпирики отводили сугубо второстепенную роль, сводя его функции лишь к комбинированию и обработке полученных благодаря чувственному познанию сведений. В историческом плане эмпиризм тесно связан с концепцией «чистого листа», сторонники которой считали разум людей изначально «пустым», но наполняемым в течение жизни с помощью получаемого опыта.
Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.
Формы эмпиризма
Философы выделяют две формы эмпиризма, отличия в которых основываются на различных толкованиях термина «опыт». К ним относят:
Основные идеи эмпиризма
Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал стремление к счастью и его достижение первостепенными целями в жизни любого человека. Для их достижения, по мнению Бэкона, люди должны сначала отрыть законы природы, а затем подчинить ее себе. К тому же, именно он разработал теорию элиминативной индукции и стал автором целого ряда научных трудов, включая книги «Опыты политические и моральные» и «Новая Атлантида».
К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):
Концепция Т. Гоббса
Подходы и взгляды Ф. Бэкона, касающиеся методологии эмпиризма, воспринял его соотечественник Томас Гоббс (1588–1679 гг.), написавший известный многим трактат «Левиафан». Гоббс определял философию как дисциплину, призванную оказывать практическую пользу людям, оставаясь при этом независимой от религиозных организаций. Чувства человека Гоббс считал единственным источником познания, но при этом отрицал свободную волю. Основой его концепции стало учение о знаках, которое во многом тождественно теории Бэкона о призраках знания.
Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.
Концепция Дж. Локка
Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.
Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.
Знания Локк подразделял на:
В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.
Эмпирические воззрения Джорджа Беркли
Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.
Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.
На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.
Взаимосвязь эмпиризма и рационализма
Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.
Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.
Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.
Реферат на тему: Роль Ф.Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса в формировании европейской методологии науки XVII-XVIII вв.
Содержание:
Введение
Наряду с положительной оценкой возможностей познания в XVII веке возрождается философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в трудах Беркли и Юма, считавших, что человек знает только мир явлений, но не способен проникать в глубины вещей, постигать познания законов окружающей природы.
В 17 веке широкое распространение получило правовое мировоззрение. В его рамках была разработана теория общественного договора (Гоббс, Локк). Она объяснила происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрение исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Правовое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии как класса, сформировавшегося в современную эпоху.
Развитие науки
В то время философы в своих рассуждениях полагались на экспериментальное и экспериментальное знание как на главное средство достижения новых, практически эффективных истин, на знание, свободное от какой-либо ориентации на какие-либо авторитеты. С другой стороны, успехи в математике, приведшие к появлению алгебры, аналитической геометрии и созданию дифференциального и интегрального исчисления, сыграли значительную роль в развитии науки того времени.
Развитие науки, утверждение ее особой роли в развитии человечества побуждает философов постоянно согласовывать свои идеи и предположения с данными и методами. Философские и методологические труды относятся к числу основных работ, в которых сформулированы многие принципы новой антисхоластической философии.
Во-первых, меняется предмет философии, и сами философы сосредотачивают свое внимание на решении проблемы соотношения материи и сознания, а также на логических и гносеологических проблемах. Во-вторых, коренное изменение в развитии естествознания, появление и развитие частных методов и приемов исследования в области естествознания поставили перед философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему отношения между философией и частными науками. В-третьих, огромные успехи в развитии естественных наук и связанные с ними изменения в области методологии научных исследований чрезвычайно резко поставили перед передовой философией такие теоретические и познавательные проблемы, которые касаются сути самого познавательного процесса, а именно: о происхождении знания, его источник; об отношениях между чувственным, переживаемым и рациональным в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактного, о логическом мышлении, об истине.
В решении этих проблем философы современности разделились на две основные области: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Рационализм, связанный в основном с развитием математики, зародился в Древней Греции в философских системах Сократа и Платона. Однако окончательно оформилось как самостоятельное направление в эпистемологии только в XVII веке. Представители рационализма, будучи также создателями новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его универсальным методом философских и научных исследований.
Философский эмпиризм
Признавая чувственный опыт как единственный источник знания и критерий истины, эмпиризм сводит рациональную познавательную деятельность к различным комбинациям материала, предоставляемого опытом, и интерпретирует эту деятельность как ничего не добавляющую к содержанию знания.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) был одним из первых, кто противопоставил категории схоластической философии, спекулятивных рассуждений о Боге, природе и человеке доктрине естественной философии, основанной на экспериментальном знании.
Френсис Бэкон
Бэкон считал, что научный прогресс должен быть достигнут прежде всего за счет перехода от схоластических рассуждений к анализу вещей. По словам Бэкона, схоластики подрывают твердыню науки бесполезными изысками, пустыми домыслами и ненужными спорами.
Бэкон сказал, что предметом знания является и может быть только природа, особенно ее физические характеристики и состояние.
Из области научных исследований и научных знаний он исключил сверхъестественное (Бог, чудеса, потусторонний мир), поскольку оно основывается не на проверяемом знании, а на необоснованной вере. В этом отношении Бэкон был сторонником и одним из основоположников широко известной в истории философской мысли теории двойной истины, согласно которой между религией и наукой нет ничего общего. Их, Религию и Науку, можно сравнить с двумя геометрическими плоскостями, которые нигде не пересекаются друг с другом. Истины религии не могут быть проверены и доказаны наукой, а религия не может и не должна решать научные проблемы. Религиозные позиции воспринимаются как истины в области религиозной веры, а научные позиции воспринимаются как истина с помощью разума, основанного на опыте и критическом анализе полученных данных. Для науки, сказал Бэкон, поиск и идентификация материальных причин изучаемых процессов и явлений имеют первостепенное значение.
Научное знание, согласно Бэкону, проистекает не просто из прямых сенсорных данных, но из целенаправленно организованного опыта, эксперимента. Эксперимент позволяет поставить исследуемую вещь в искусственные ситуации, в которых наиболее ярко проявляется тот или иной ее признак.
Таким образом, учением об идолах Бэкон стремился очистить сознание исследователя от пережитков схоластики и создал предпосылки для успешного распространения знаний, основанных на экспериментальном изучении природы. Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но также обосновал индуктивный метод как движение мысли от частного к общему. Бэкон аллегорически ставит проблему выбора истинного метода и ее решения.
Бэкон считал, что пчелиный метод помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя разноплановая. Он имеет различные формы движения: колебание, сопротивление, инерцию, стремление, напряжение, дух жизни, мучения и т. д. Эти формы фактически были характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее изучена.
Бэкон принадлежит к одной из попыток классификации имеющихся наук. Классификация основана на свойствахчеловеческого разума:
Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию Нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:
Бэкон умер в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626 года.
Томас Гоббс
Дальнейшее развитие и систематизация материализма 17 века были произведены Томасом Гоббсом. Он был представителем номинализма и эмпиризма эпистемологии, хотя в его учении есть некоторые элементы рационализма. Он подчеркнул, что в человеческом сознании нет ни одного понятия, которое изначально не существовало бы в органах ощущений.
Как представитель передовой философии своего времени, Гоббс выступал против церкви и религиозной схоластики и намеревался создать философию, идентичную естественному человеческому разуму и способную научить людей правильно мыслить. Он считал математику моделью знаний и утверждал, что только математика способна дать необходимые надежные и универсальные знания.
Гоббс различал два вида знания:
В центр философии Гоббс помещает понятие тела, что означает то, что обладает свойствами, подверженными возникновению и разрушению. Основываясь на этом понимании тела, он выделяет в философии две части :
Что люди, стремясь выйти из естественного состояния, создают государство на основе общественного договора.
Государство понималось им как единственная форма существования общества.
Государство как гарант мира дает возможность каждому человеку реализовать свои права (на жизнь, безопасность и т. д.), Данные ему природой. Томас Хобс был сторонником сильного абсолютного правительства.
Гоббс рассматривает человека как естественное и моральное существо. Он механически сопоставил человека как естественное тело и государство как искусственное тело.
Согласно Гоббсу, в ходе исторического развития естественное равенство людей сменяется неравенством. Этому способствует появление собственности, за счет развития труда.
Джон Локк
Проблемы теории познания, человека и общества были главными в творчестве Джона Локка (1632–1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое влияние на историю культуры и общества, в частности на развитие американской конституции.
Опыт человеческого понимания (1690), Два трактата о государственном управлении (1690), Письма о терпимости (1685–1692), Некоторые мысли об образовании (1693), Разумность христианства как Священного Писания. (1695 г.).
Локк уделяет внимание теории познания в своих философских работах. Это отражало общую ситуацию в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься личным сознанием, индивидуальными интересами людей.
Локк обосновывает эпистемологическую направленность своей философии, указывая на необходимость максимально приблизить исследования к интересам человека, поскольку знание наших когнитивных способностей защищает нас от скептицизма и умственной бездеятельности. В Эссе о человеческом понимании он описывает задачу философа как мусорщика, который очищает землю, удаляя мусор из наших знаний.
Под идеей Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т. д. Для идей, по Локку, есть вещи. Идеи Локка делятся на два класса:
Идеи, полученные из двух источников опыта (ощущений и размышлений), составляют основу, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горького, кислого, холодного, горячего и т. д. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Помимо этого, существуют сложные идеи, которые порождаются умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложные идеи могут быть необычными вещами, которые не существуют на самом деле, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, полученных из опыта.
Локк подчеркивает важную социальную особенность в развитии общества, когда в периоды застоя или кризиса процветает схоластическое псевдознание, на котором наживаются многие бездельники или просто шарлатаны.
Локк также занимался проблемой типов знания и их достоверности. По степени точности Локк выделяет следующие типы знаний:
Интуитивное и демонстративное знание представляет собой спекулятивное знание, которое имеет качество бесспорности. Третий тип знания формируется на основе ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. По надежности они существенно ниже первых двух.
Согласно Локку, существует, и это знание является ненадежным, вероятным или сомнительным. Однако из того факта, что у нас иногда не может быть ясного и отчетливого познания, не следует, что мы не можем познавать вещи. Локк считал, что невозможно знать все, необходимо знать самое главное для нашего поведения.
Переход людей из естественного состояния в состояние продиктован, по Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны быть сохранены в условиях государства, потому что именно поэтому оно возникает. В то же время высшая государственная власть не может быть произвольной, неограниченной.
Локку приписывают продвижение, впервые в истории политической мысли, идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеральную, поскольку только в условиях их независимости друг от друга могут быть обеспечены права личности. Политическая система становится союзом народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях баланса и контроля.
Это предполагает необходимость разделения гражданской и религиозной сфер: гражданские власти не могут издавать законы в религиозной сфере. Что касается религии, то она не должна мешать действиям гражданской власти, осуществляемым на основе общественного договора между народом и государством.
Локк применил свою сенсационную теорию в своей теории воспитания, полагая, что если человек не может получить необходимые впечатления и идеи в обществе, то социальные условия должны быть изменены. В своих трудах по педагогике он развивал идею формирования физически сильного и духовно цельного человека, приобретающего полезные для общества знания.
Заключение
Философия Нового времени имела антисхоластическую направленность и была в значительной степени нерелигиозной по своей природе. В центре ее внимания был мир, человек и его отношение к миру. Новый духовный мир строили и осваивали люди с трудом, в конфликтах и столкновениях. Чтобы освободить старые традиции от власти, потребовалось мужество, усилия и немалое время.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка.
Эмпири́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).
под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.
Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений. К числу таких заблуждений он относил четырех идолов (idola).
Первым из них является идол племени. Он относится к заблуждениям, в которые обычно впадают все люди, то есть к заблуждениям, возникающим вследствие искаженного отражения реальной природы вещей, поскольку человеческий интеллект подобен кривому зеркалу. Примером этого является склонность рассматривать природу с точки зрения ее персонализации.
Отсюда Бэкон делал вывод, что сначала следует устранить эти четыре идола, а затем наблюдать за природой, чтобы обнаружить сущность каждого отдельного феномена. Для этого он предложил индуктивный метод.
Далее Джон Локк (1632-1704) систематизировал эмпиризм и изложил свои взгляды в своем основном труде «Опыт о человеческом разуме». Локк отрицал врожденные идеи, о которых говорил Декарт, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта. По Локку, опыт состоит из внешнего и внутреннего опыта: из ощущений и рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия (или внутреннее чувство) относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.
Локк считал, что существует три вида комплексных идей, а именно: форма, субстанция и отношение.Форма относится к идее, которая выражает условия и качества, то есть атрибуты вещей, например, форма пространства, форма времени, форма мышления и форма силы.Субстанция относится к идее, связанной с субстратом, обладающим различными качествами.Отношение связано с идеей, возникающей при сравнении двух идей, например, причины и следствия.
Локк считал определенным и существование духа, которое воспринимается интуитивно, и существование Бога, которое воспринимается посредством логических доказательств. Однако в отношении материальных предметов внешнего мира, по Локку, не может быть определенной убежденности в их существовании, поскольку они могут восприниматься только через ощущения, хотя нет оснований и отрицать их существование.
Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Был представителем социальных физиков (направление в истории).
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.
Гоббс стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.