Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача

От Клятвы Гиппократа до Клятвы врача

Гиппократ и современная медицина

В наше время часто, говоря о работе врачей, вспоминают о существовании Клятвы Гиппократа, причем вспоминают о ней как о тех особых обязательствах, которые берет на себя врач, заканчивая свое обучение в медицинском университете и начиная свою трудовую деятельность. Клятва Гиппократа стала историческим символом высокой профессиональной морали врача. Но именно текст Клятвы Гиппократа давно не звучит на торжественных церемониях в связи с окончанием студентами медицинских вузов.
История медицины – это история изменения не только медицинских технологий диагностики, лечения и профилактики различных заболеваний, но история медицинской этики. Клятва Гиппократа неоднократно видоизменялась за многовековую историю развития медицины, но ее главные моральные принципы и нормы в основном сохранялись. Сохранялись в связи с их непреходящей ценностью не только для медицины, но и всего человечества.
В истории медицины каждой страны были свои Присяги, Обещания, Клятвы врачей… В России тоже своя история Клятвы Гиппократа.

Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть картинку Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Картинка про Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача

Клятва Гиппократа

Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ними своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвоздмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никакому другому.
Я направлю режим больных у их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва / Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998.

In Hippocratic Sacramentum

Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.

Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.

Клятвы врачей в истории отечественной медицины

Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть картинку Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Картинка про Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача

ФАКУЛЬТЕТСКОЕ ОБЕЩАНИЕ

«Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права Врача и, постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю.
Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия.
Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою.
Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств.
Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам – Врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия.
В важных случаях обещаю прибегать к советам Врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В конце 60-х гг. XX в. был разработан текст «Присяги врача Советского Союза». В 1971 г. (26 марта) этот текст был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР. В последующие годы «Присягу врача Советского Союза» давали все выпускники медицинских институтов страны.

Присяга врача Советского Союза

«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:
все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предуп¬реждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы обще¬ства;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо отно¬ситься к больному, хранить врачебную тайну;
постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, спо¬собствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по про¬фессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;
беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих дей¬ствиях руководствоваться принципами коммунистической морали, ответственностью перед народом и Советским государством.
Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».

После распада Советского Союза в 1994 г. на 4-й Конференции Ассоциации врачей России была принята «Клятва российского врача»


КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ВРАЧА

“Добровольно вступая в медицинское сообщество, я торжественно клянусь и даю письменное обязательство посвятить себя служению жизни других людей, всеми профессиональными средствами стремясь продлить ее и сделать лучше; здоровье моего пациента всегда будет для меня высшей наградой.
Клянусь постоянно совершенствовать мои медицинские познания и врачебное мастерство, отдать все знания и силы охране здоровья человека, и ни при каких обстоятельствах я не только не использую сам, но и никому не позволю использовать их в ущерб нормам гуманности.
Я клянусь, что никогда не позволю соображениям личного, религиозного, национального, расового, этнического, политического, экономического, социального и иного немедицинского характера встать между мною и моим пациентом.
Клянусь безотлагательно оказывать неотложную медицинскую помощь любому, кто в ней нуждается, внимательно, заботливо, уважительно и беспристрастно относиться к своим пациентам, хранить секреты доверившихся мне людей даже после их смерти, обращаться, если этого требуют интересы врачевания, за советом к коллегам и самому никогда не отказывать им ни в совете, ни в бескорыстной помощи, беречь и развивать благородные традиции медицинского сообщества, на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к тем, кто научил меня врачебному искусству.
Я обязуюсь во всех своих действиях руководствоваться этическим кодексом российского врача, этическими требованиями моей ассоциации, а также международными нормами профессиональной этики, исключая не признаваемое Ассоциацией врачей России положение о допустимости пассивной эвтаназии. Я даю эту клятву свободно и искренне. Я исполню врачебный долг по совести и с достоинством”

В 1999 году Государственная Дума РФ приняла текст «Клятвы врача», который составил статью 60 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».
(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ)

Все лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома врача давали «Клятву врача». В статье ФЗ РФ говорилось: «Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

В 2011 году был принял новый ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№323-ФЗ от 21 ноября 2011г), в котором текст Клятвы врача был сохранен без изменений в статье 71.

КЛЯТВА ВРАЧА

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Нужна ли этика медицине?

Вокруг слышны возгласы: «Они же Клятву Гиппократа давали. «.

Жизнь, общение с медиками и немедиками говорит о том, что и не Клятву Гиппократа наши врачи дают, и имя Гиппократа многим не знакомо.

Реальная практика современных врачей показывает, что это эадеко не праздные вопросы.

Источник

Про клятву, Гиппократа и врачей

Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть картинку Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Картинка про Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача

Почему от врача можно ожидать, что он будет действовать во благо пациента? В том числе и потому, что врач даёт клятву, которая должна налагать на врача моральные обязательства. Отметим, что закон от 1999 года содержал пункт об ответственности врачей за нарушение клятвы, а из современного закона ответственность за нарушение клятвы убрали. То есть врач дает клятву, но отвечает за ее соблюдение только морально. Несмотря на это клятва врача остается документом, ее принесение — продолжением древней традиции, а ее содержание — моральным ориентиром для врачей. Мы уже убедились, что содержание присяги советского врача, которую давали врачи в СССР, отличается от клятвы врачей современной России. Давайте сравним эти клятвы и проанализируем различия.

И советский врач, и современный российский врач давали клятву посвятить знания и силы охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну. В этом современная версия клятвы осталось без изменений по сравнению с советской.

Первое отличие текста советской клятвы от современной, на которое хочется обратить внимание, в замене слова «больной» на слово «пациент»: например, советский врач клялся руководствоваться интересами больного, а современный российский врач клянется действовать исключительно в интересах пациента. Есть ли разница между больным и пациентом? Пациент — это юридический термин, определенный в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как «физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия или отсутствия заболевания». В связи с этим возникает несколько моральных вопросов. Если больной не обратился за медицинской помощью — врачу он безразличен? А после того, как помощь оказана, и больной перестал быть пациентом, врач о больном больше не беспокоится? Советский врач клялся помогать больным независимо от того, являются они его пациентами или нет — это огромная разница в отношении к людям.

Второе, что ушло из современной версии клятвы — обещание служить обществу и народу. Советский врач клялся «добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества», всегда помнить «об ответственности перед Народом и Советским государством». В современной версии клятва требует только «честно исполнять свой врачебный долг». В советской присяге врач клялся беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины — из современной клятвы слово «отечественной» убрано. И это неудивительно в условиях, когда «реформаторы» российской медицины не только не развивают, а намеренно разрушают отечественные достижения и традиции (вроде системы Семашко), превращая медицину из высокого служения в бессовестный рынок и копируя коммерческую «западную медицину».

Третье отличие советской присяги от постсоветской клятвы врача — это отношение к своему труду. В советской присяге врач выбирал не профессию, а судьбу по высокому призванию: советский врач клялся пронести верность присяге «через всю свою жизнь», «всегда помнить о высоком призвании советского врача», посвятить врачебной деятельности «всезнания и силы». А в современной версии клятвы врач — это профессия: врач приносит клятву, «приступая кпрофессиональной деятельности» (в советской присяге было к врачебной деятельности), клянется «постоянно совершенствовать своепрофессиональное мастерство» (в советской присяге клялись «постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство»). Профессия может быть не одна на жизнь, профессию можно сменить, ни о каком высоком призвании и отдаче ему всех сил до конца жизни в современной клятве речи нет.

Четвертое отличие — это моральность. Советский врач клялся «во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали» — это из современной версии клятвы просто убрано. Наверное, справедливо указать на то, что коммунистическая мораль в позднем СССР в значительной мере превратилась, к сожалению, в «мертвый штамп» — об этом говорит факт разрушения СССР. Но нельзя не отметить, что требование моральности хотя бы декларировалось, что от врача в СССР требовали быть не просто специалистом, а специалистом моральным. Это касается в том числе и отношения к пациентам, и отношения к коллегам. Присяга советского врача называет коллег — «товарищами по профессии», а слово «товарищ», если за ним стоит живое содержание, ко многому обязывает. В том числе товарищей объединяет общий труд на благо общества, и советский врач клялся «способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики». А современная версия клятвы отношения товарищества заменила на требование «доброжелательно относиться к коллегам», «никогда не отказывать коллегам в помощи и совете» и способствовать профессиональному росту своих учеников.

Требование способствовать развитию медицинской науки и практики из постсоветской версии клятвы убрано.

Есть ли еще отличия советской и постсоветской клятвы врача? Да, отличия есть. В постсоветскую клятву вошли такие веяния времени, как отношение к эвтаназии (негативное). Постсоветский врач клянется действовать в интересах пациента «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» (что характеризует постсоветское общество, в котором врач должен клясться помогать людям любой национальности и т. д.).

Итак, присяга советского врача была клятвой, требовавшей выбора судьбы по высокому призванию и на всю жизнь. Постсоветская клятва — это клятва профессионала без значимых обязательств перед отечеством и народом (напомним, из закона вообще исключили ответственность за невыполнение клятвы). Клятва — это индикатор изменений в отношении к труду врача. Ведь если «убрать» из этого труда советскую мораль, то образовавшийся вакуум постсоветский врач чем-то заполнит? Например, он может взять на вооружение «рыночную мораль» (которую ему агрессивно навязывают «реформаторы»), в которой пациент — это не больной человек, а денежный клиент. И если мечта советского врача была в том, чтобы больницы были пустыми (то есть чтобы все люди были здоровыми), то «мечта» продавца медицинских услуг оказывается в том, чтобы клиенты не покидали клинику никогда (то есть чтобы клиенты покупали услуги снова и снова).

Маркс для осмысления влияния капитализма на человека использовал категорию отчуждения. Отчужденный труд — это труд, уничтожающий человека, убивающий в нем человечность. Врач, который спокойно смотрит на умирающего, пока тот ему не заплатит — это врач, отчужденный от сущности профессии врача (спасения жизни и здоровья людей). Пациент, которого коммерческая медицина сводит в могилу — это другая сторона того же отчужденного труда врача. Понятно, что первопричина не в клятве врача, в данном случае клятва — это индикатор изменений в медицине. А эволюция врачебной клятвы — наглядный пример наращивания отчуждения.

Автор: Сергей Кайсин © ИА Красная весна

Источник: rossaprimavera.ру

Источник

Развеем миф о клятве врача

Откуда взялось выражение «клятва Гиппократа»?

Откуда взялось выражение «клятва Гиппократа»?

В сегодняшнем ликбезе, уважаемые читатели, не будем разбирать вопросы правильности постановки русских словесных ударений и расстановки запятых. Предлагаю вашему внимаю вопрос, так сказать, общекультурный, а именно – откуда взялось выражение «клятва Гиппократа».

Одно из заблуждений, культивируемых СМИ и общественностью – некая «клятва Гиппократа», которую якобы дают все врачи России, прежде чем приступить к врачебной практике.

Хочу привести полный текст настоящей гиппократовой клятвы, а также реально существующей клятвы врача Российской Федерации, а уж сравнительно-сопоставительный анализ, думаю, вы без труда проведёте сами.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Статья 60. Клятва врача

Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения Российской Федерации, при получении диплома дают клятву врача следующего содержания:
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва врача дается в торжественной обстановке. Факт дачи клятвы врача удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Клятва Гиппократа
«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Удивляет, насколько прочна в среде обывателей убеждённость в том, что каждый врач связан самой настоящей клятвой Гиппократа. Впрочем, ни один официальный медицинский орган, ни один врач не пытался развенчать перед гражданами это заблуждение. Интересно, врачи в других странах тоже клянутся античными богами, перед тем как приступить к лечению больных? А забавно было бы, если бы представители вообще всех профессий приносили такие клятвы.

Источник

Клятва Гиппократа: как она возникла и приносят ли ее на самом деле врачи сегодня?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Как родилась клятва Гиппократа», что в ней странного и как она соотносится с теми обещаниями, которые дают выпускники медицинских вузов сегодня? Мы попросили рассказать об этом Ольгу Александровну Джарман, кандидата медицинских наук, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Смотреть картинку Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Картинка про Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача. Фото Что общего между клятвой гиппократа и клятвой российского врача

1. Когда и почему возникла клятва Гиппократа?

Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.

Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.

Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.

Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.

В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.

Вообще, давать клятву в античности было делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая «Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.

Известный римский политический деятель Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы, которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не был знаком.

Почему появилась «Клятва» — однозначного ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор» упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть — контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть — торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».

2. Вкладывался ли в нее в античности какой-то религиозный смысл?

Да. «Клятва» даже начинается с упоминания античных богов — Аполлона, Асклепия и других, в ней используются религиозные термины той эпохи — например, слова из «Клятвы», такие как «чисто и непорочно» и «считать подобные вещи тайной», звучали для древнего грека однозначно как религиозно нагруженные. Вообще, центральная часть «Клятвы» читается как возвышенный религиозный текст. Кроме того, это жемчужина литературного искусства — по построению и противопоставлению различных понятий текст напоминает речи знаменитых афинских философов.

«Клятва» Гиппократа

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

3. Все ли врачи в античности давали эту клятву?

Медицинских университетов в античности не было. Они родились уже в христианскую эпоху, в Средневековье. Поэтому нельзя представлять выпуск молодых античных врачей, дающих клятву. Кроме того, у нас нет сведений, что клятву давали вообще все врачи. Напротив, это было довольно редким явлением, и часто в похвальной эпитафии тому или иному врачу писалось, что он давал клятву.

Ее стали чаще давать в период поздней античности, но врач вполне мог практиковать и без клятвы. Яркий пример — святой Кесарий, брат святого Григория Богослова (IV век). Он получил блестящее медицинское образование в Александрии, центре медицинской науки того времени, потом был придворным врачом у четырех императоров. Но клятвы он не давал — именно потому, что он был христианин, а в клятве упоминались языческие боги. И, как пишет его брат, Григорий Богослов, все доверяли ему и без Гиппократовой «Клятвы». Христианского варианта клятвы тогда еще не было.

4. Чем отличался христианский вариант клятвы?

Если христиане давали клятву, то только модифицированную, именами античных богов, разумеется, никто не клялся. Когда традиция принесения врачебной клятвы утвердилась, текст ее стал меняться, расширяться и уточняться. Цель всегда была — сохранить не букву, а дух, дух Гиппократовой этики применительно к настоящему времени.

C XI века существовал вариант клятвы на латинском языке, начинавшийся со слов «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Я не лгу». Фраза об абортах звучала с детализацией: «Я не дам абортивного средства женщине никаким путем».

Интересно, что в манускриптах текст клятвы писали в виде креста.

5. Есть ли в «Клятве» Гиппократа моменты, которые современному человеку трудно понять?

Историки медицины не случайно называют «Клятву» загадочным документом.

Очень сложное место, о которое все спотыкаются — это камнесечение. Почему врач не будет делать больному камнесечение? Было много вариантов ответа — конкуренция, предостережение от переоценки своих возможностей, специализация, регулирование отношений между коллегами… Но вопрос так и не решен. Есть мнение, что это связано с запретом (он тоже есть в «Клятве») на хирургическое лечение, на разрез ножом и пролитие крови. Такой запрет, по сути, был ритуальным. Поэтому есть даже версия, которой придерживались некоторые крупные историки медицины, что «Клятва Гиппократа» — это текст какой-то религиозной медицинской группы, например, пифагореанской.

В «Клятве» говорится о «режиме», или «диэте» («diaita»). Это очень важное понятие в античной медицине. Это не просто распорядок дня и прием пищи, это образ жизни как таковой. Именно образ жизни — с едой, сном, половой жизнью, гимнастикой и так далее — являлся главным лекарственным средством в руках врачей-гиппократиков.

Обычно считают, что вся проблематика клятвы сводится к абортам, эвтаназии и врачебной тайне. Это крайне важные темы сейчас, но «Клятва» значительно шире.

Мало обращают внимание на такие вещи, как учить детей учителя бесплатно — сейчас-то дети врачей учатся наравне со своими однокашниками из немедицинских семей.

Еще момент — в этой клятве упомянуто отношение к рабам наравне со свободными. Раб, с точки зрения образованного человека той эпохи, как это сформулировано у Аристотеля, — говорящее орудие. А «Клятва» не делает различия в отношении между мужчинами и женщинами, рабами и свободными.

И еще — врач не должен вступать в интимные отношения с пациентами. Таким образом, получалось, что брак между врачом и пациенткой был априори невозможен.

Еще важный момент: Гиппократова этика не сводится только к «Клятве». Часто с «Клятвой» путают другие тексты из «Сборника Гиппократа», касающиеся этики врача (трактаты «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»).

Врачи времен Гиппократа и вообще в античности делали много и хорошего, и дурного. Тексты «Сборника Гиппократа» — это рациональная, а не религиозная медицина. Но «Клятва» словно возвышается над всем этим, даже над другими этическими трактатами Гиппократа, показывает какой-то прекрасный идеальный мир.

Доктор философских наук И. В. Силуянова, один из основоположников современной российской биоэтики — пишет об «удивительном согласии принципов гиппократовской врачебной этики с христианскими представлениями о человеческих взаимоотношениях.

6. Давали ли клятву Гиппократа будущие врачи в средневековой Европе?

Нельзя сказать точно. «Клятву», безусловно, знали в Средневековье, так как «Сборник Гиппократа» был известен. Две цитаты из «Клятвы» упомянуты авторами в IV веке по Р. Х. С V по XI века — еще две цитаты, в том числе у святых отцов. Однако она, несомненно, была известна — так, поговоркой монахов, занимавшихся лечением больных в монастырях, было: «Что Гиппократ сказал, то и разрешено». Неизвестно, применялся ли данный текст как клятва в прямом смысле слова, или был просто руководством к этике врачевателя. В любом случае, если она и применялась, то редко и в исправленном виде, без упоминания языческих богов.

«Клятва» была «переоткрыта» в эпоху Возрождения, и в модифицированном виде получила широкое распространение с XVIII века.

7. Дают ли сейчас врачи после окончания мединститута клятву Гиппократа?

Нет. В Российской Федерации врачи дают «Клятву врача». Ее текст установлен статьей 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

А в США, например, любой выпускник может написать свою клятву врача, индивидуальную. Но все-таки врач в Европе и США, как и в России, то есть в европейской культуре, дает клятву, восходящую к «Клятве» Гиппократа.

8. Допустимо ли для врача-христианина приносить клятву — пусть не Гиппократа, а какую-то современную модификацию? Ведь Евангелие запрещает клясться.

То, что мы называем сейчас «клятвой врача», по своей сути не клятва, подразумевающая обращение к сверхъестественным силам, а торжественное обещание. Так же это воспринималось, например, в Российской империи, когда врач давал «Факультетское обещание», и в СССР, где существовала «Присяга врача Советского Союза».

Интересно, что древнегреческое слово «horkos» («клятва») родственно слову «herkos» («ограда»). Врач словно очерчивает пределы, в которых будет действовать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Факультетское обещание врача в Российской Империи (XIX век)

Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня этим званием, даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим; свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию, сообщая учёному свету всё, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям.

Текст современной клятвы врача в Российской Федерации

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *