Что общего между религией и культурой
Статья «Культура и религия»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Культура и религия
автор Корскова Анастасия Валерьевна
Учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей №21» г.Тамбов
Культура и религия две стороны действия человека. Внутренне они связаны с самого начала истории человечества. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют, что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реальность и воображение.
Влияние церкви не обошло стороной и образование. В России несколько лет в качестве эксперимента введен предмет «Основы православной культуры», который включен в план образовательной программы. Одни считают, что это необходимость для общего развития, другие утверждают, что такой предмет является навязыванием ненужных взглядов. Процент тех, кто относится к этому, как к возможности познания о культуре нашей страны мал. В любом случае, можно говорить о том, как значительна роль религии в современном обществе, в том числе и в сфере образования. Интересно, что в прежние времена церковь как организация не подвергалась каким-либо сторонним изучениям. Сегодня же ученые и историки занимаются исследованиями и анализом значения религии на определенных этапах развития общества. Являясь предметом изучения, она позволяет предугадать, спрогнозировать дальнейший ход развития событий, оценить обстановку в мире.
Безусловно, и культура и религия оказывают влияние на уклад жизни человека в обществе. Они совершенствуют человека и развивают общество. Культура воздействует на человека и меняет его природу, то есть в культуре заложено человеческое начало. Развитие человека проявляется в культуре. Различают духовную и материальную культуру. Человек сам формирует свою культуру в процессе своей деятельности, но он воспринимает ее в зависимости от своих предпочтений, которые определяются разными обстоятельствами. Человек вносит в культуру что-то новое, потому, как он является ее творцом. Культура идет рука об руку с человеком и развивается вместе с ним, и вместе с культурой и человеком идет религия.
Религия подразумевает собой нечто мистическое, связь человека с иными, более высшими силами, как обычно это обосновывается. С помощью этой связи люди просят как милостыни у Бога, так и прощение их грехов. Опыт, полученные человеком в процессе существования, формирует религию. Чтобы оставаться непорочным и безгрешным, человек должен быть сопричастным к миру, космосу и высшей силе, которую мы называем Божество.
Культура и религия проявляются как формы общественного сознания современного общества. Религия неотделима от культуры, как и культура от религии. Кроме того, родство дух слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. Н. А. Бердяев писал, что культура родилась из культа. «Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.»
15 Религия и культура
Религия и культура
Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира. Кроме того, обращаясь к земной жизни Христа, на долю которого выпали предательство, преследование, неправый суд, русские писатели XX века проводили тем самым параллель с теми муками, которые переживали многие их современники на протяжении советского периода истории России.
В сложную эпоху «коммунистического перевоспитания» человека, эпоху сталинской диктатуры и лагерей многие люди уставали жить, разуверивались в «вечных ценностях». Обесценивание жизни, страх перед физической гибелью порождали в людях такие черты, как трусость, лицемерие, покорность, предательство.
Христианская религия как учение, наставляющее своих адептов на путь спасения, дающее примеры духовного подвига, требующее исполнения нравственных законов и заповедей, неразрывно связана с моралью.
Библия говорит о том, что человек по своей природе и добр, и зол, и прекрасен, и ужасен, поэтому все зависит от того, каким путем в жизни он пойдет; ему предоставлен свободный выбор.
В Библии говорится, что для каждого человека всегда открыты два пути: узкий «путь вечной жизни» и широкий «путь гибели». Многие идут последним путем
путем соблазнов и удовлетворения плоти, путем потребительства и мирской суеты. Тогда главным становится удовлетворение материальных потребностей, любовь человека обращена только на него самого, и это ведет к погибели души. Человек становится эгоцентричным, он руководствуется только своими прихотями и желаниями и тем самым делает зло не только окружающим, но прежде всего самому себе, поскольку в результате этого разрушается его личность. Жажда самоутверждения, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям. Примером такого ослепления и нравственного падения может служить судьба главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова.
Нравственные идеалы, достойные человека, были изложены Христом в его Нагорной проповеди (Мф. 5-7). То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне естественным действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» или «люби ближнего своего и ненавидь врага», то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о справедливом воздаянии, сколько о любви.
Главное в проповеди Христа то, что он пришел в корне изменить природный порядок существования, возвестил Царствие Небесное, новый тип бессмертного бытия.
13 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
13 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал.
Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религиозном контексте. Религия отвечала на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления.
Выход религиозного познания на Абсолют выступает через этические представления о мире, о долженствующем, о нормах социальных взаимодействий, отношений между человеком и природой, представления об идеалах, а также об отрицательных абсолютных характеристиках этих начал.
Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке прежде всего).
Внутренняя человеческая потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии. Религия позволяет компенсировать человеку сферу нереализованных возможностей в действительности.
В религии как бы происходит снятие извечных социальных противоречий: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное
неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим («царством небесным»).
В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворенности, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил.
Ныне признаются наиболее значимыми консолидирующие возможности религии, ее гуманистический потенциал.
Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали.
Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности человека.
Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечеловеческие основы нравственности, без которых невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются практически во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Знаменитые заповеди «не убий», «не укради» и иные обнаруживаются во всех развитых религиозных системах.
Религия, аккумулировавшая в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. ДРЕВНЕЙШАЯ РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ ОБЩИНЫ
1. ДРЕВНЕЙШАЯ РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ ОБЩИНЫ Мы, по существу, не имеем надежных данных о древнейшей римской религии. Сведения о ней дошли в интерпретации авторов, писавших, когда многое из ранних верований и установлений было уже забыто, стало непонятно и толковалось в
Глава 2 Религия кельтов. Ирландия и религия кельтов
Глава 2 Религия кельтов. Ирландия и религия кельтов Мы уже говорили, что из всех кельтских народов ирландцы представляют особый интерес, ибо их культура сохранила и донесла до нас многие особенности культуры древних кельтов. И тем не менее, свою религию даже они не
4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия
4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия Вера, будучи ценностью, – это специфическое отношение людей с окружающим миром, другими людьми, самими собой (как другими) и, наконец, с Богом.В этом отношении прежде всего содержится убеждение в бытии и значимости
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование
Вера как ценность культуры. Религия и культура
Вера как ценность культуры. Религия и культура Вера как ценность. Материалы Всерос. научн. конф. Великий Новгород, 2002.Ильин И. Собр. соч. Т. 1. М., 1993.Лобковиц Н. Xристианство и культура // Вопросы философии. 1993. № 3.Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990.
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,
23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси
23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о Древнерусской культуре
ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура
ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура 1. Язычество как феномен истории культуры Что такое язычество? Понятное на первый взгляд слово «язычество» имеет очень неопределенное значение. Термин имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху
Соотношение культуры и религии
2. Соотношение культуры и религии
Религия – духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. Она создаёт иерархию ценностей, на вершине которой стоит бог, и все остальные ценности как бы выводятся из Божественного промысла. Тем самым религия способна подчинить и объединить вокруг себя все сферы культуры.
Так, в культуре, возникающей на базе определённой религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными терминами и идеями, философия и наука исходят из освящённых этой религией представлений о природе, обществе, человеке. Таким образом, всё существующее получает единое объяснение и обоснование, а даже самые далёкие друг от друга культурные формы оказываются связанными между собой общими установками, обусловленными господствующей религией.
Религия оказывает двойственное влияние на культуру. С одной стороны: получают развитие те её формы, что связаны с религиозным культом. Строительство храмов стало стимулом прогресса архитектуры; католическое песнопение с органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Но в то же время, господство религии над культурой сдерживает свободу приложения творческих сил. Там, где искусство находится под властью религии, церковь сужает тематику для творчества, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. В исламе, к примеру, запрещено изображение людей и животных, а православие допускает только плоскостное начертание библейских персонажей и святых. Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья, однако преобладание религии над культурой и духовным развитием людей весомо ограничивало свободу их мысли. Лишь в новое время культура стала приобретать независимый от церкви, светский характер; и всё-таки, проследив исторический ход её развития, можно утверждать: сама культура зародилась именно в религии, впитала корнями её сущность, и даже перешагнув её границы – осталась отражением религиозного наследия той или иной нации. Посему, главная наша задача – установление взаимосвязи между религией и культурой, как на различных этапах развития человеческого общества, так и применительно к основным мировым религиозным течениям.
3. Религия в первобытных культурах
Исследования племён, сохранивших до нашего времени первобытный уровень развития, позволили обрисовать общую модель, свойственного древнему человеку архаического сознания. Основана она на видении мира целостным, взаимозависимым. В традициях и верованиях народов, сохранивших черты архаического прошлого, отмечается одна важнейшая особенность, отличающая их мышление от современного. Так, допускается, что одно и то же существо может в одно время пребывать в двух или нескольких местах. Животные и люди воспринимаются в таком единстве, что даже возможность перехода из одного облика в другой считается вполне очевидной. А все явления в большом и малом, земном и космическом, преходящем и вечном связаны между собой, обладают способностью к передаче своих свойств и к перевоплощению.
Хотя, в процессе передачи из поколения в поколение знаний или сведений о необычных явлениях, формируется и новая особая форма закрепления памяти человечества — миф, представляющая собой сложное культурное явление. В мифах своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.
Культура и религия
Урок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4–5 классы ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Культура и религия»
Слово «культура» пришло к нам из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено человеком в саду, а не само проросло в поле, то есть то, чего нет в дикой природе.
В повседневной речи слово «культура» часто связано с представлениями о дворцах и музеях, театрах и библиотеках. Порой мы употребляем такие выражения, как «культурный человек», «культурно себя вести». Это тоже связано со словом «культура».
Предлагаем вам уже знакомую игру «Подбери слово». Как вы думаете, что такое культура?
Как мы с вами видим, сегодня слово «культура» понимается более широко — это вообще всё, что создал человек. А если быть ещё точнее, культура — это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.
Древнейшим предметом культуры стал обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнём позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приёмам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы.
То есть то, что человек меняет и создаёт в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду всё, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, учёные, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передаётся от одних людей к другим. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создаёт условия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.
Люди учатся не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей вы учитесь не только на уроках. И это тоже часть культуры.
Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт.
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
В середине XVII века в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все посещают церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря: “Христос воскресе!” Люди молятся в храмах по шесть часов. Всё это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян… Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами».
Обратим внимание и на то, что даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия».
Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до нашей эры Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere, который можно перевести как «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать», «откладывать на особое употребление», что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, который можно перевести как «связывать», «соединять», поэтому религию он определял как союз человека с Богом.
Подобным же образом понимал существо религии и Блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть «воссоединять», и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare и трактуют этот термин следующим образом: «Религия — это мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов. Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её граждане принадлежат к разным народам и религиям».
Религия — это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет поведение и образ жизни человека, его мировоззрение.
Мировоззрение — это система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.
Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и культуру.
Истоки русской культуры — в православной религии. Само же слово «православие» — это перевод с греческого языка слова «ортодоксия». «Орто» означает «верный», «правильный». Слово «докса» в греческом языке имеет два значения. Одно из них — «прославление», другое же — «учение», «мнение». Значит слово «православие» имеет два оттенка: «правильное прославление Бога» и «верное учение».
Но вернёмся к истокам. Например, слово «спасибо» — это сокращённое пожелание «Спаси, Бог». Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя — кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— Работай! За тебя люди молятся!
Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу — оно равносильно молитве «Спаси, Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
Мы всегда считали это слово просто культурным, оказывается, у верующих людей это маленькая молитва.
В конце нашего урока попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Что такое культура?
2. Что такое религия?
3. Какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Какие из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?