Что общего между средневековой философией арабского востока и западной европы
V. Классическая арабо-язычная философия.
? Арабо-мусульманская философия получила развитие на:
! основе ислама, как новой монеистической религии;
! базе высокоразвитой науки;
! основе достижений народов объединенных в халифат;
? Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических группировок:
? В каламе рассматривались следующие основные вопросы:
! соотношение природы и духа;
! взаимоотношения общества и личности;
!+ божественное предопределение и свобода воли;
? Религиозно-правовые школы ислама:
? Период наивысшего расцвета мусульманской цивилизации:
!+ позже других мировых религий;
! раньше иудаизма и христианства;
! одновременно с христианством;
? Главные деятели мусульманской реформации:
? Существуют разновидности суфизма:
? Основные труды аль-Газали:
!+ Воскрешение наук о вере;
! Канон врачебной науки;
? Что общего между средневековой философией Арабского Востока и Западной Европы?
? Что общего между Аристотелем и Ибн Рушдом в понимании материи и формы:
! материя и форма не имеют отношение к бытию вещей;
!+ форма – условие бытия сущности;
! материя – сущность вещей, а форма – условие;
? Ибн Халдун полагает, что государство переживает ряд стадий в процессе своего существования (не верный вариант):
! консолидацию, когда устанавливается монархическая власть, опирающуюся на поддержку народа;
! тиранию, когда монарх монополизирует власть;
! злоупотребление привилегиями со стороны власть имущих;
!+ анархии, когда в государстве царит беспорядок;
! попытки умиротворения народного недовольства.
? Автором труда «Воскрешение наук о вере» является:
? На арабском Востоке почетный титул Первого учителя принадлежал:
? Что понимается под мусульманской схоластикой:
? Учение античной медицины о 4 соках получило интерпретацию арабо-мусульманских врачей в форме:
! учения о предопределении медицины.
? Автором «Канона медицины» является:
? Одна из самых строгих и жестких правовых школ в исламе:
? Письменная культура и книжные знания в Арабском халифате были достоянием:
! исключительно религиозных деятелей;
!+ значительной части городского населения.
? Гносеология мутазализма характеризуется:
!+ превосходством разума над верой;
! превосходством веры над разумом;
! приоритетов чувств над разумом;
! признанием одинаковой значимости веры и разума;
? Основоположником восточного перипатетизма является:
? Знаменитый персидский мистик и поэт, основатель суфийского братства маулавийа:
? В доисламской Аравии людей отвергавших поклонение племенным идолам, веривших в единого Бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям называли:
? Ибн Халдун определил основную ориентацию своих социологических построений как:
? Вопросы, по которым ашариты заняли антимутазилистскую позицию:
! признание значения рационального знания;
!+ возможно ли рациональное познание Бога, независимое от откровения;
!+ возможно ли знание добра и зла, предшествующее откровению;
? Ал-Газали подверг критическому рассмотрению положения:
? Ибн Сина рассматривает следующие виды доказательств:
? Ибн Рушд делит людей в соответствии с их познавательными способностями на:
? Виднейшие собиратели преданий о пророке Мухаммеде:
? Исламский мистицизм обозначается термином:
? По пути духовного совершенствования суфий проходит различные стадии, в том числе:
? Как называется в исламе наместник Бога на земле:
? В решении вопросов специфичных для калама ашариты придерживались (ошибочный вариант):
!+ таких же позиций, что и кадариты;
!+ таких же позиций, что и мутазалиты.
? Положения, характеризующие учение мутазилитов:
!+ Бог всемогущ: но только относительно добра и справедливости;
! всемогущество Бога ничем не ограниченно;
! зло и несправедливость существуют по воле Бога;
! зло и несправедливость не подвластно Богу;
!+ если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки.
? Мутазилиты были представителями первой крупной школы в:
? Мутазилиты утверждали:
!+ человек волен совершать как добрые, так и дурные поступки;
! поведение человек полностью предопределено Богом;
! поведение человека определяется его божественным положением;
! поведение человека определяется окружающей средой;
!+ Бог всемогущ, но только относительно добра и справедливости.
? Какие из атрибутов Бога мутазилиты признают субстанциональными:
? Слепое следование религиозным авторитетам это:
? Основной школой калама после Х в. становится:
!исмаилизм;
? Античные традиции философствования нашли наибольшее воплощение в:
? Почти все исследователи рассматривают его философию как вершину рационализма средневековой философии Арабского Востока:
? Понятие Единства Бытия (вахдат ал-вуджуд) было введено:
? Спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, во многом основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам:
? Основная проблема, которая оказалась в центре дискуссий между кадаритами и джабаритами – это:
! проблема происхождения мироздания;
!+ соотношение свободы воли и предопределения;
! вопрос об оптимальной форме государственного устройства;
! соотношение веры и разума;
? Учение кадаритов было развито:
! исмаилитами и хариджитами.
? Ал-Фараби первым попытался концептуально решить вопрос о:
!+ соотношении философии и религии;
! о божественном предопределении;
! соотношении разума и чувств;
! причинах социальной несправедливости;
! все указанные вопросы.
? Слава искусного врача пришла к нему в 17 лет, когда он вылечил Эмира Бухары. Это:
? Ал-Фараби утверждал, что в реальной жизни достижимо:
? Его называли «философом бытия»:
? Мыслитель, который представлял мистико-аскетическое направление в философии и выступил с критикой Аристотеля и его арабских последователей:
? Представители восточного перипатетизма (укажите неправильные ответы):
? Представитель восточного аристотелизма, который рассматривал вопрос о соотношении Бога и природы как соотношение двух родов бытия – необходимо сущего и возможно сущего:
? Универсалии, согласно Ибн-Сине:
!+ существуют до вещей;
!+ существуют в вещах;
!+ существуют после вещей;
! существует в природе;
! не существуют вообще.
? Мир, согласно Ибн-Сине:
! развивается по своим собственным законам;
! существует сам по себе;
! порождение абсолютной идеи;
!+ является эманацией Бога.
? Степень счастья в посюсторонней жизни, согласно Ибн Рушду, зависит от приобретенного человеком:
? На Востоке его называли «вторым учителем» после Аристотеля, он написал комментарии ко многим произведениям античного мыслителя:
? По мнению Ибн Сины настоящий человек прежде всего стремится:
! к чувственным наслаждениям;
!+ к духовному совершенству;
! к физическому развитию;
? В этике ал-Фараби центральной является категория:
? Ал-Фараби полагал, что счастье каждого человека:
! независимо от достижения личного благополучия других;
! зависит от воли Бога;
! зависит от материального благополучия;
!+ зависит от благополучия других.
? В рамках ислама сложился религиозный и правовой:
! религиозный монизм и правовой плюрализм.
? Наибольшее развитие на мусульманском востоке получила:
? Теория двойственной истины была предложена:
? Одну из правовых школ в исламе представляет:
? Суфизм представлен различными тарикатами, среди которых:
? Смысл «теории двойственной истины» Ибн Рушда состоит:
! в ограничении роли науки в познании;
! в отрицании познаваемости мира;
! в отстаивании свободы религиозного творчества;
!+ в обосновании независимости научной и религиозной сфер познания.
? Какие недостатки медицинских книг своих предшественников старался исправить Ибн Сина в своем труде «Канон врачебной науки»:
! смещение наблюдений и вымыслов;
! верные первые два ответа.
? Характерная для калама проблематика включала следующие основные вопросы:
!+ атрибуты Бога и их соотношение с его духовностью;
! происхождение вселенной и его строение;
!+ божественное предопределение и свобода воли;
! происхождение государства и его роль в обществе;
!+ извечность Корана как слова Божьего или его сотворенность во времени.
Средневековая европейская и арабоязычная философия
1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,созданная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Востока, находившимися под культурным и часто политическим влиянием арабов.
Арабская средневековая философия в своем развитии прошла два основных этапа:
• VII — IX вв — период зарождения арабской философии;
• IX — XV вв. — период усвоения арабской философией древнегреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.
2. Основными направлениями арабской философии периода зарождения были:
Мутакаллимыбыли сторонниками радикального ислама. Представители школы мутакаллимов философски обосновывали религиозные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.
Мутазилиты(«обособившиеся») также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
•отвергали многие догмы (недоказуемые «исходные» истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;
• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик);
• отождествляли Бога и Вселенную;
• верили в силу и разум человека;
• считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума.
3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которого были характерны:
• усиление влияния материалистических идей (что стало результатом открытий вобласти медицины и естественных наук);
• заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской философии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизированной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).
2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр)
1. Апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения ее представители назывались апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Объектом осмысления христианских апологетов являлись многочисленные мифологические образы и представления эмпирического религиозного самознания, частично заимствованные из ближневосточных, греческой и римской религий, частично заново сформировавшиеся в христианском сознании под влиянием новых социальных и духовных факторов.
2. Классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение;
3. Заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.
Схоластика. Главное направление в развитии ф. среднев. Она преподавалась в школах и университетах.
3 периода:
1. Ранняя схоластика(9-12в)
2. Период зрелости(13в)
Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор об универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса.
Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественно-научного и философского знания.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.119 сек.)
Сравнительный анализ западноевропейской и арабо-мусульманской философии средневековья
Становление патристики и схоластики. Основные идеи христианской теологии. Учение мыслителя Аврелия Августина о божественном предопределении. Философия арабо-мусульманского средневековья. Развитие предмета метафизики и перипатетизма в арабоязычном мире.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.03.2016 |
Размер файла | 20,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Сравнительный анализ западноевропейской и арабо-мусульманской философии средневековья
1. Философия западно-европейского средневековья
Основной идеей средневековья является теоцентризм, т.е. реальностью, определяющей все сущее является Бог.
Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Государство необходимо в силу грехопадения человека и неспособности самостоятельно выйти на путь веры. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.
Философский спор между духом и материей, повлек за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно. Номиналисты считали, что общие понятия лишь имена (nomen), в реальности они не существуют. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)-французский философ и теолог, был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма».
2. Философия арабо-мусульманского средневековья
Аль-Фараби Абу Наср ибн Мухаммед (870-950 гг.), философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом; прозвище «Второй учитель», т.е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал, жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске.
Одним из важных аспектов творчества аль-Фараби является его историко-философский анализ античного наследия. Особый интерес представляет сопоставление учений Платона и Аристотеля, которым он хотел подчеркнуть не их различие, а скорее сходство, общность стремления к истине, познаваемой с разных сторон.
Существенным пунктом учения аль-Фараби является концепция души и разума, которая неоднократно подчеркивает единство души и тела, невозможность существования души без тела. В то же время, отмечая специфику разума как особой нетелесной, нематериальной сущности, аль-Фараби полагал, что разум человека в результате совершенствования, в результате непрестанных усилий человека может освободиться от власти тела и избежать тлена: «Человеческая душа поднимается до такого совершенства бытия, что она больше не нуждается для своего существования в материи. она соединяется с субстанциями, отделенными от материи, и существует таким образом вечно».
Учение аль-Фараби оказало большое влияние на последующее развитие перипатетизма в арабоязычном мире, в частности на становление Ибн Сины как философа, на теории Ибн Баджжи, Ибн Туфейла, Ибн Рушда, а также на Маймонида. схоластика теология философия мусульманский
В философской повести «Живой, сын Бодрствующего» Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном «уме» (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные идеи христианского вероучения. Общая характеристика патристики. Учение Августина Аврелия. Ведущие принципы схоластики и мировоззрения средневековья. Арабская и еврейская философия в Средние века. Анализ проблемы соотношения разума и веры.
реферат [31,8 K], добавлен 07.01.2017
Возникновение схоластики из опыта логического осмысления религиозных догматов. Самодостаточность теологии Фомы Аквинского, его доказательства Бога. Принцип теоцентризма Аврелия Августина. Концепция истории человечества. Становление рациональной философии.
реферат [22,0 K], добавлен 02.11.2009
Философия Средневековья. Философы этого периода. История средневековой философии. Общие черты средневековой философии и периода патристики. Стержневые положения христианской теологии.
реферат [13,5 K], добавлен 19.12.2003
контрольная работа [53,8 K], добавлен 24.05.2016
Тесная связь теологии и средневековой философии, исторические условия ее развития. Сущность и особенности патристики, учение Августина Блаженного. Этапы формирования схоластики, философия Фомы Аквинского. Роль человека в системе культурных ценностей.
контрольная работа [45,9 K], добавлен 19.01.2012
Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке
Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в средние века как на Западе, так и на Востоке. Церковь в этот период была крупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболее централизованной организацией. Духовенство фактически было единственным образованным классом. Юриспруденция, естествознание, философия — все их содержание было приведено в соответствие с учением церкви.
Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является теоцентризм.— обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира. Так, в средние века в Китае учение о дао было полностью приспособлено к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность.
Буддистская философия сосредоточила свое внимание на разработке проблем иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания.
Конфуцианство заимствовало идеалистические и мистические идеи буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы. Учение о «Законе Неба», требующее покорности власти, любви и уважения к ней, стало в конфуцианстве важнейшим.
При европейском феодализме господствующей являлась христианская религия, которая противопоставляла многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Эти цели осуществляла прежде всего католическая церковь во главе с Папой Римским. При этом церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, допускалось в основном распространение идеалистических идей, подкрепляющих религиозные догматы.
Средневековая арабская философия и ее влияние на научно-философскую мысль Европы
Эпоха, соответствующая европейским средним векам, в истории арабской культуры заслуживает скорее название Ренессанса, так как именно это время явило миру невиданный всплеск науки и искусства на всей территории огромного Арабского Халифата.
Этот период следовал непосредственно за зарождением ислама в Аравии в VII веке н.э. и его стремительной экспансией по всей территории Западной Азии и Северной Африки. Уже к IX веку мусульманство стало религией, господствовавшей не только среди арабов, но и народов большинства стран от Испании до Северной Индии. Основные догматы ислама (вера в единого Бога-Аллаха, в его пророка Мухаммеда, в предвечность Корана, в загробное воздаяние) не могли не оказать самого серьезного влияния на культуру, а тем более на философскую мысль исламизированных народов.
Социальная доктрина ислама иногда называется социалистической. Современный арабский мыслитель Абдель Хамид Джавдат утверждает, что в рассматриваемое нами время (эпоха первых халифов) было достигнуто полное социальное равенство. Египетский ученый Мухаммед Ибрагим Хамза считает, что пророк Мухаммед был первым в мире социалистом. При всей близости мусульманской концепции человека к социализму не следует забывать, что на рабов положение о равенстве людей тогда не распространялось. Так что средневековые арабские мыслители видели место человека в окружающем его мире таким, каково оно и было в то далекое время. Устройство мира, по Корану, является Божественным установлением, и его отмена невозможна.
Однако в целом трактовка гуманизма у арабских средневековых мыслителей является светской, лишенной религиозной мотивации. Недаром в багдадской школе аристотеликов (а именно Аристотель и другие античные философы были примером для просвещенных арабов) царил вполне светский космополитический дух. Так, несториан Юхан ибн Хайлан был учителем мусульманина Абу Насра аль-Фараби, а учеником самого аль-Фараби стал яковит Абу Закария Яхья ибн Ади. Мусульманские ученые Ибн-ан-Надин, Иса ибн Али, Абу Сулейман ас-Сиджистани состояли в тесных отношениях с несторианами, яковитами и такими еврейскими философами, как Вахб ибн Яиш и Абу-аль-Хайр Дауд ибн Музадж.
Образованные люди арабского средневековья устраивали научные собрания (маджалис), о которых андалусский теолог Абу Умар ибн Мухаммед ас-Саади писал как об апофеозе вольномыслия. Мыслители, ориентировавшиеся на греческие модели философствования (фаласифа), были хорошо знакомы с универсалистским, гуманистическим духом античного культурного наследия. Абу Наср аль-Фараби определил вообще все античные науки как науки, разделяемые всеми народами и религиозными общинами. Гуманистическая струя этого философа дополняется идеалом просвещенности, интеллектуальной и нравственной культуры человека, близким к античному идеалу личности.
Таким образом, исламский Ренессанс средних веков дал нам образцы высокого гуманизма, разрабатывая тему о месте человека в окружающем его мире. Следует заметить, что это контрастировало с мракобесием средневековой Европы того же времени. Арабские мыслители как бы стали промежуточным звеном между гуманизмом античности и гуманизмом европейского Возрождения.
Дальнейшее развитие арабская философия продолжается в Андалуаше и Северной Африке, где перипатетическая школа была представлена Ибн Баджей (ок. 1070-1138), Ибн Туфейлем ( 1110-85) и Ибн Рушдом ( Аверроэсом ), творчество которого представляет вершину средневековой арабской философии. Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наследий, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму. Ибн Рушди обосновывал превосходство разуманад верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед «широкой публикой» поскольку это может лишить ее религиозных убеждений, а следовательно нравственных принципов.
Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Западной Европе ( Аверроизм ). В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во все возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики, борьба с которыми была возобновлена лишь в конце XIX века. Исключением является творчество северо африканского историка Ибн Халдуина ( 1352-1406 ) одним из первых выдвинувших требование изучать общие закономерности исторических явлений и создавший собственную социологическую теорию.